Kozhevnikova Natalya Vladimirovna, Belogorodtseva Elvira Ivanovna, Lelyavskaya Anna Vladislavovna IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF A PROFESSIONAL AHD ETHICAL TRAINING ...
pedagogical sciences
УДК 378:796.912
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0032
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
© 2020
SPIN-код: 2036-8037
AuthorID: 812810
Кожевникова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики
SPIN-код: 1912-2476
AuthorID: 808313
Белогородцева Эльвира Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики
SPIN- код: 3330-8070
AuthorID: 998143
Лелявская Анна Владиславовна, аспират кафедры педагогики
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (190121, Россия, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.35, e-mail: [email protected])
Аннотация. Особенность деятельности спортивного педагога состоит в том, что в учебно-воспитательном процессе он решает не только образовательные, оздоровительные, но и воспитательные, этические задачи. При решении этих задач нужно подходить к ним равнозначно, не допуская доминирования одной из них за счет других. Однако, в профессиональной подготовке будущих педагогов основное внимание уделяется вопросам физического воспитания, образовательной стороне учебного процесса, забывая воспитательные стороны учебного процесса. В процессе овладения студентами умениями, навыками педагогического мастерства, необходимо создавать условия, чтобы ярко формировался профессиональный облик спортивного педагога, его нравственно-этические качества. В статье определены основные условия повышения эффективности профессионально-этической подготовки студентов в процессе учебных занятий педагогического цикла и на учебной практике в школе. Также при помощи методов педагогического исследования (педагогические наблюдения, беседы, опрос студентов) выявлены трудности в воспитательной работе, в учебной, проводимой студентами на педагогической практике, основные нарушения педагогического такта, рекомендованы основные пути и способы профессионально-этической подготовки студентов физкультурного вуза. Профессия педагога- важнейшая профессия сегодняшнего дня, требующая многосторонней, глубокой теоретической и практической подготовки.
Ключевые слова: педагог, профессионально-этическая подготовка, трудности, условия эффективности, методы активного обучения, самовоспитание, педагогическая этика, профессиональная этика, этика физкультурно-спор-тивной деятельности, студенты, физкультурный вуз, учебная педагогическая практика
IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF A PROFESSIONAL AHD ETHICAL TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY STUDENTS
© 2020
Kozhevnikova Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the pedagogical department Belogorodtseva Elvira Ivanovna, candidate of pedagogical science, associate professor
of the pedagogical department Lelyavskaya Anna Vladislavovna, postgraduate of pedagogical department Lesgaft State University of Physical Education (190121, Russia, Saint Petersburg, Dekabristov street 35, e-mail: [email protected])
Abstract.One on the features which marks a sports teacher activity is that in the educational process he/she solves educational and health-improving issues as well as educational and ethical problems. When solving these problems, one must approach them equally, not allowing one of them to dominate at the expense of the others. However, in the training of soon to be teachers, the main attention is paid to the issues of physical education, the teaching side of the educational process, while forgetting the upbringing side of the educational process. In the process of students mastering their skills and abilities of pedagogical craft, it is necessary to create conditions so that the professional appearance of the sports teacher and his moral and ethical qualities are clearly formed. The article defines the main conditions for increasing the effectiveness of professional and ethical training of students in the process of teaching classes of the pedagogical cycle and during student teaching in schools. Also, using the methods of pedagogical research (pedagogical observations, conversations, student surveys), difficulties in educational work were found, as in the training conducted by students in school. For instance, the basic violations of pedagogical tact. Thus, the main ways and methods of professional and ethical training of students of a sports school were recommended. The job of a teacher is the most important profession of today, requiring multilateral, deep theoretical and practical training.
Keywords: teacher, professional and ethical training, intractability, conditions of effectiveness, methods of active learning, self-education, pedagogical ethics, professional ethics, physical education ethics, student, univercity of physical education, teaching practices
ВВЕДЕНИЕ
Проблема качества подготовки специалистов постоянно остается острой и актуальной. Очевидна необходимость дифференцированной подготовки будущих педагогов к основным видам профессиональной деятельности, особое внимание практической подготовке студентов, формированию у них педагогического мастерства [1,2,3].
Наряду с этим, необходимо создавать особые условия [4,5] для формирования имиджа спортивного педагога, создания профессионального облика будущего
специалиста, воспитания нравственных качеств, профессионального творчества.
Особенности деятельности спортивных педагогов предполагают повышенную ответственность за физическое, психическое, моральное здоровье своих подопечных [6]. В этой профессии ценность морального, этического фактора особенно велика, она требует регуляции деятельности специалиста, обусловливает специфику профессиональной морали[7,8,9]. Для будущего педагога в области физической культуры и спорта необходимы не только теоретические знания профессиональной,
педагогические науки
Кожевникова Наталья Владимировна, Белогородцева Эльвира Ивановна, Лелявская Анна Владиславовна ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ...
спортивной этики, специфики педагогической деятельности, особенностей профессионального поведения, проявления педагогического такта, этикета, но и практического умения реализовать имеющиеся знания на практике [3,10] в процессе профессиональной деятельности в педагогическом общениями со своими учениками [11,12].
В НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург с 2010 года возобновлен курс "Основы педагогической и спортивной этики", подкрепленный учебно-методическими материалами, разработанными сотрудниками кафедры педагогики (Белогородцева Э.И., Кожевникова Н.В., Гомзякова И.П.) [12,13]. Студенты получают достаточно объемные и глубокие знания профессиональной этики. Реализация полученных знаний происходит на учебной практике в общеобразовательных учреждениях. Профессиональная подготовка студентов никогда не бывает достаточной и завершенной, она постоянно требует уточнений, дополнений, всестороннего анализа недочетов и проблем. Это в полной мере относится к профессионально-этической подготовке [14,15,16] будущих спортивных педагогов [17-22], которая требует нахождения новых путей повышения эффективности этого вида подготовки.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель нашей работы - определить дополнительные пути повышения эффективности, профессионально-этической подготовки студентов физкультурного вуза.
Такой путь мы видим в учете, всестороннем анализе основных трудностей, проблем, в воспитательной работе будущих тренеров на учебной практике в школе, ошибок морально-этического характера в общении с детьми. В данной статье отражены результаты педагогических наблюдений, опросов, итоги педагогического эксперимента на занятиях со студентами физкультурного вуза.
В профессиональной деятельности молодого педагога исследователи [6,8,9] выделяют следующие группы проблем:
1. Объективные, не зависящие от педагога (слабая материально-техническая база, бытовые проблемы, чрезмерная нагрузка, многообразие различных видов деятельности и др.)
2. Субъективные, связанные с личностью педагога.
3. Субъективно - объективные, которые зависят как от микросреды, окружающей специалиста, так и от самого педагога.
Мы остановимся на субъективных проблемах, трудностях профессионально-этического характера, считаем их определяющими в формировании компетентного специалиста.
Под трудностями понимают субъективное состояние неудовлетворения своей деятельностью, напряженность, тяжесть при выполнении своих профессиональных обязанностей, в педагогическом общении, которое выражается внешними признаками, зависит от образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к предстоящей деятельности и отношением к ней [2].
В педагогической деятельности прежде всего следует обратить внимание на субъективные трудности, зависящие от личности самого педагога [22]. Он должен осознавать необходимость работы над педагогическим мастерством, проявлять волю в преодолении проблем и трудностей. Преподаватель, методист на учебной практике в школе должен активизировать процесс самовоспитания студента, помочь ему продвигаться по пути профессионального совершенствования, показать студенту, что без сознательной, собственной работы над своей личностью, особенно в нравственном плане, не будет положительных результатов [1,3,7,9].
С целью определения основных профессионально-этических трудностей студентов физкультурного вуза на учебной практике было проведено педагогическое наблюдение, в котором участвовали учителя физиче-
ской культуры, методисты. Наблюдение за поведением практикантов проводилось на уроках физкультуры и во внеучебное время (перемены, классный час, на соревнованиях и других мероприятиях).
Также были проведены беседы с практикантами, уточняющими некоторые ситуации и мнения.
Обобщения, обсуждение и анализ результатов проведенного исследования позволил выделить группу основных трудностей профессионально-этического характера:
1. Слабый интерес и недостаточная активность к работе со специальной психолого-педагогической, этической литературой.
2. Недостаточный уровень владения педагогической техникой (слабый визуальный контакт, неадекватная жестикуляция, бесконтрольная мимика и др.)
3. Неумение устанавливать оптимальные нравственные контакты с учениками.
4. Ориентация специалиста в основном на организацию собственной деятельности, а не учеников.
5. Недостаточные знания возрастных особенностей детей, отсутствие индивидуального подхода, слабое умение переключаться в учебном процессе с одной возрастной группы на другую.
6. Сложности в выборе и применении методов и методических приемов воспитания в учебном процессе, недостаточные теоретические знания в этой теме.
7. Неумение четко и обоснованно сформулировать воспитательные задачи, исходя из особенностей класса, группы.
8. Недостаточный самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция в учебно-воспитательном процессе и в педагогическом общении с учениками.
Также были выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения этического плана, связанные с соблюдением педагогического такта:
-категоричный, приказной тон общения с детьми; -недоброжелательность по отношению к коллегам, ученику;
-слабое умение развести учебную оценку с оценкой поведения, личности ученика;
-сравнение качества выполнения упражнений, заданий одного ученика с другим, а не относительно самого ученика;
-невнимательность к ответу ребенка, к советам, рекомендациям учителей, методиста, товарищей;
-обращение к ученику только по фамилии, нежелание запоминать и использовать имена (незнание механизмов аттракции);
-неумение видеть и учитывать эмоциональное состояние ученика, отсюда неправильная тактика педагогического общения (слабое развитие эмпатии);
-отсутствие извинений ученику в случае нетактичного поведения педагога;
-неумение поверить и внушить веру в ученика; -неумение вести полемику, обсуждение с учеником по разным причинам;
-слабое умение планировать собственную деятельность, воспитательную работу, конкретное мероприятие;
-недостаточный кругозор практиканта, отсюда пониженный интерес, детей к педагогу, слабый авторитет.
Анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что такие качества, как педагогическая наблюдательность, тактичность, рядом с такими моральными качествами, как доброта, открытость, искренность, терпение, порядочность, коммуникативность, чувство юмора, определяют содержание педагогического такта, способствуют формированию педагогической компетентности. Учитывая особенности физической культуры, спорта (высокую эмоциональные, психические нагрузку, физические усилия, значимость педагогического такта в педагогической деятельности тренера, учителя физической культуры возрастает многократно.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)
147
Kozhevnikova Natalya Vladimirovna, Belogorodtseva Elvira Ivanovna, Lelyavskaya Anna Vladislavovna IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF A PROFESSIONAL AHD ETHICAL TRAINING ...
pedagogical sciences
РЕЗУЛЬТАТЫ
Остановимся на некоторых путях и способах профессионально-этической подготовки студентов физкультурного вуза:
1. Теоретическая подготовка на учебных занятиях педагогического цикла, решение педагогических задач.
2. Использование активных методов обучения (полемика, дискуссии, разбор и анализ конфликтных, этических ситуаций в педагогической деятельности, игровое проектирование, диагностические, творческие, деловые игры и др.)
3. Активно использовать в учебном процессе, на учебной практике разные методы самовоспитания: самокритику, самоотчет, рациональную самооценку, самонаблюдение и др.
4. Развитие культуры речи (выразительность, грамотность, сила голоса, его полетность, тон, интонация, темп и др.)
5.Совершенствование каналов невербальной коммуникации (взгляд, мимика, жесты, осанка и др.)
ВЫВОДЫ
Основные выводы нашей работы: эффективность профессионально-этической подготовки студентов физкультурного вуза определяется основными условиями:
- глубокой, целенаправленной, междисциплинарной теоретической подготовкой к будущей профессиональной деятельности с позиции этического аспекта;
- гармоничной, тесной связью теории с профессиональной практикой, с самостоятельной деятельностью;
- активизацией процесса самовоспитания во всех его формах, анализ своей деятельности с позиции этического подхода;
- учет трудностей этического характера в профессиональной подготовке студентов физкультурного вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя / С.Б. Елканов.-М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
2. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина.- Л.: Общество " Знание", 1985.- 32 с.
3. Кан-Калик, В.А. Педагог. Творчество /. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров.- М.: Просвещение, 1990.-144 с.
4. Асмаковец, Е.С. Интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентами педагогического вуза в условиях педагогической практики/Е.С. Асмаковец, Л.М. Митина//Современные проблемы науки и образования.- № 1.- 2012. С.73-75.
5. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии /Н.Г. Молодцова.- 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009.- 208 с.
6. Петунин, О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры/О.В. Петунин.-М.: Просвещение, 1980.- 112 с.
7. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие- М.: ИНФРА-М, 2014.- С. 202.
8. Костихина, Н.М. Педагогика физической культуры: учебник / Н.М. Костихина, О.Ю. Гаврикова.- изд. 2-е.- Омск: изд-во СибГУФК, 2015.- 296 с.
9. Кошевая, И.П. Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: уч. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.303 с.
10.10 Костихина, Н.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту /Н.М. Костихина, О.Р. Кривошеева.- Омск, 2010.-276 с.
11. Воронцова, О.М. Базисная составляющая нравственного воспитания// Вестник Омского го.уни-та.- 2016.- №1.- С. 29-32.
12. Белогородцева, Э.И. Основы педагогической и спортивной этики: учебник/Э.И. Белогородцева, Н.В. Кожевникова; под общ. ред. В.И. Криличевского.-М.: КНОРУС, 2018.-С. 117-126.
13. Кожевникова Н.В. Педагогические идеи П.Ф. Лесгафта в современной теории и практике /Н.В. Кожевникова, Э.И. Белогородцева // От научной школы П.Ф. Лесгафта к современным научным школам университета: материалы университетской научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (21 сентября 2012 года) / Мин-во спорта Российской Федерации; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.- СПб, 2013.- С. 38-43.
14. Кунц, Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности /Л.И. Кунц /Сибирский педагогический журнал, 2013. - №4. - C. 137-140
15. Калюжный А.А. Деловое общение в профессиональной подготовке специалистов в вузе: Возрастная, педагогическая, коррекцион-ная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 3. - Минск: Изд-во Карандашев Ю.Н., 2000. - С. 111-112.
16. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения /Г.М.
Шеламова. —М.: ИНФРА, 2011. — 240 с.
17. Чучалина, А.И. Профессионально-речевая подготовка специалистов физической культуры и спорта: монография /А.И. Чучалина, О.М. Чусовитина, Н.М. Костихина. — Омск, 2006. — 136 с.
18. Афашова А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учеб. пособие / Адыгейский государственный университет. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. 187 с.
19. Алексина Г.А. Деловая этика: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. С. 33—54, 56—72.
20. Серпер С.А. Формирование общекультурных компетенций у будущих тренеров - преподавателей физической культуры: состояние, проблемы, перспективы // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 255-258.
21. Бобровский Е.А. Оплата труда спортивных тренеров как фактор развития физической культуры и спорта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 40-43.
22. Татаринов К.А. Клиентский подход к проектированию онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 166-170.
23. Бобровский Е.А. Кадровая политика в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 315-318.
24. Mkrtichian O.A., Marakushin A.Y., Han Ch. Педагогiчна самоiдентифiкацiя як вимога процесу фаховоi тдготовки вчителя спортивних дисциплт //Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 5963.
25. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: уч. пособие/ Н.Н. Никитина, О..М. Железнякова, М.А. Петухов.-М.: 2002.-288 с.
Статья поступила в редакцию 20.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020