Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение воспитательного процесса студентов физкультурного вуза как основа формирования этического опыта'

Педагогическое сопровождение воспитательного процесса студентов физкультурного вуза как основа формирования этического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЭТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюев Семен Владимирович

В статье рассматривается пути становления этического опыта студентов с помощью разработанных методик педагогического сопровождения, направленных на совершенствование уровня студентов, роста их знаний, умений в раскрытие нравственного опыта и доказала, что недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования профессионально-этической культуры учителя и определение в этом процессе места и роли формирования этического опыта, как основного средства развития личности учителя и учеников, существенно сказывается на качестве подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюев Семен Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical maintenance of the educational process of students at sports higher education institution as a basis of formation of ethical experience

The article discusses the way of evolvement of the ethical experience of students with the help of the developed techniques and pedagogical support aimed at improving the level of students, increase of their knowledge and skills in the disclosure of the moral experience and it proved that the lack of theoretical elaboration of problems of formation of the professional and ethical culture of the teacher and determination in this process of space and role of the formation of the ethical experience as the primary means for development of the personality of the teacher and students, significantly impact on the quality of the teacher training.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение воспитательного процесса студентов физкультурного вуза как основа формирования этического опыта»

3. Meyerson, F.Z. and Pshennikova, M.G. (1988), Adaptation to stress and muscle loading, Medicine, Moscow.

4. Ed. Polishkis, M.S. and Vyzhgin, V.A. (1999), Football: textbook for institutes of physical training, Physical culture, education and science, Moscow.

Контактная информация: nikolay-ivanov-89@bk.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2014.

УДК 796.071.4

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА - КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТИЧЕСКОГО ОПЫТА

Семен Владимирович Клюев, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается пути становления этического опыта студентов с помощью разработанных методик педагогического сопровождения, направленных на совершенствование уровня студентов, роста их знаний, умений в раскрытие нравственного опыта и доказала, что недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования профессионально-этической культуры учителя и определение в этом процессе места и роли формирования этического опыта, как основного средства развития личности учителя и учеников, существенно сказывается на качестве подготовки педагогов.

Ключевые слова: этика; педагогическое сопровождение; этический опыт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p90-93

PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS AT SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION - AS A BASIS OF FORMATION OF ETHICAL EXPERIENCE

Semyon Vladimirovich Klyuev, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the way of evolvement of the ethical experience of students with the help of the developed techniques and pedagogical support aimed at improving the level of students, increase of their knowledge and skills in the disclosure of the moral experience and it proved that the lack of theoretical elaboration of problems of formation of the professional and ethical culture of the teacher and determination in this process of space and role of the formation of the ethical experience as the primary means for development of the personality of the teacher and students, significantly impact on the quality of the teacher training.

Keywords: ethics, professional ethics, sports ethics, ethical experience.

Сегодня мы наблюдаем недостаточное внимание к нравственному воспитанию студентов в процессе спортивной деятельности. Важность изучения нравственных основ спортивной деятельности объясняется не только непосредственным их влиянием на моральное формирование личности спортсмена, но и воздействием на спортивный результат. Этическая подготовка в процессе спортивной деятельности в современных условиях недостаточно исследована и требует формирования у будущих педагогов более четкого понятия и устоявшуюся нравственную позицию об этических нормах поведения, реализуемых в сфере спортивной, педагогической деятельности и в общении.

Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому он должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким

уровнем профессионально-этической культуры.

Для этой цели нами разработаны условия, при которых можно сформировать этический опыт в учебно-воспитательном процессе студентов - будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Разработанная нами комплексная методика и соответствующее ей педагогическое сопровождение включают:

- методические приемы, средства, формы организационной работы, способствующие освоению и осмыслению ценности исторически сложившихся этических норм, соответствующих потребностям эпохи;

- формированию умений студентов руководствоваться ими в педагогической работе и в жизни, самостоятельной творческой деятельности по выявлению уровня этической воспитанности учеников;

- разработке показателей эффективности мер воспитательного воздействия с целью их постоянного совершенствования.

В современной научной литературе понятие этический опыт чаще всего отождествляют с другими понятиями, такими как жизненный опыт, опыт нравственного поведения, нравственный опыт и т.д. Многие авторы называют нравственный опыт, необходимостью в становления личности, при формировании высоконравственных отношений результатом, которых становятся нравственные знания и убеждения, действия и поступки.

Понятия этический опыт и нравственный опыт в общих характеристиках даются как тождественные понятия, которые являются составными частями жизненного опыта. Оба опыта формируются у человека с течением жизни и чем старше человек, тем он опытнее. Однако, если говорить о жизненном опыте, то мы имеем в виду всю полноту процесса куда входит наряду с этическим опытом и другие стороны жизни человека по которым он также получает опыт. Говоря о нравственном опыте, мы, подразумеваем и утверждаем, что этот опыт является практической стороной этического опыта.

Редко в научной литературе описано взаимное применение двух опытов. В нашей трактовке понятия этический опыт представлено так, что нравственный опыт входит в состав понятия и является его практической частью, которая служит проявлением этического опыта в повседневной жизни.

Изучив мнения ученых и руководствуясь идеалами и особенностями нашей эпохи, мы определяем, что этический опыт - это совокупность и многообразие пережитых человеком нравственных чувств и поступков, сформировавшихся в процессе жизнедеятельности на основе норм поведения в нравственные убеждения, личностные качества и привычки, которыми руководствуется человек, занимая определенную нравственную позицию в обществе.

Педагогическое сопровождение помогает современным студентам, которые готовят себя для работы в сфере ФК и С приобрести опыт этического воспитания с целью совершенствования на всех этапах своей деятельности.

Рядом наших исследований был выявлен тот факт, что педагогическое сопровождение процесса формирования этического опыта у студентов физкультурного вуза, включающее поэтапность освоения структурных элементов этического опыта, так например, знание этических норм - проявляется в умении объяснить норму поведения, умении вер-бально, понятно и доступно предъявить этические требования. Формирование нравственных убеждений - проявляется в умении руководствоваться этическими нормами, совершать поступки в соответствии с этическими знаниями и умениями, а также мотивировать свои действия в этической деятельности. Устойчивость в нравственных убеждениях - проявляется в противостоянии заведомо неэтичным действиям, поступкам учеников и коллег, несоответствующим этическим нормам и правилам поведения. Углубление и расширения этических знаний и умений, формирование нравственных качеств и при-

вычек нравственного поведения - проявляется в анализе ситуаций с учетом традиционных норм с помощью преподавателя. Перенос этических знаний и умений в разнообразные ситуации в профессиональной деятельности и в жизни - проявляется в анализе поведения, поступков и решение конфликтных ситуаций с учетом возрастных особенностей и индивидуальности студентов и учеников, а также условий и обстоятельств ситуации) с дифференцированным использованием системного, личностного и деятельностного подходов (системное использование диалогового взаимодействия, соучастие в неформальной и диалогической межличностной коммуникации на паритетных началах; конструирование общения педагога со студентами на принципах партнерства, взаимопомощи и сотрудничества; включение в структуру взаимодействия личностного этического опыта каждого субъекта в процессе профессиональной подготовки в физкультурном вузе).

Разработанная нами методика формирования этического опыта при педагогическом сопровождении воспитания студентов-спортсменов на разных уровнях обучения в вузе и применение ее на практике доказывает, что этические знания студентов недостаточно высокие и привели к следующим результатам:

- 24% студентов не смогли сразу ответить на вопросы анкеты «Фэйр плэй» - основа нравственности в спорте, 15% не могут назвать принципы «фэйр плэй» и условия их реализации в спорте;

- по результатам тестирования «Размышление об этическом опыте» у 46% студентов III курса выявлен низкий уровень нравственных знаний, практически у четверти -24% студентов по результатам теста проявляется высокий уровень этических знаний, средний уровень этических знаний у 30% респондентов;

- студенты контрольной группы, по мнению школьников преимущественно улучшили свои профессиональные качества на 7%. Тогда как студенты экспериментальной группы улучшили на 14, 21 и 24% свои показатели не только в профессиональных, но и в этических качествах (доброжелательность, терпение, оптимизм, культура взаимоотношений, требовательность);

- в сравнении экспертных оценок студентов-практикантов контрольной и экспериментальной группы видно, что по окончанию педагогической практики и эксперимента наблюдается увеличение процентов высокого уровня проявления качеств и поступков и уменьшение низкого уровня в обеих группах на 7%, 14% и 21% (изменились такие показатели как: гуманный, умение радоваться за другого, отзывчивый к просьбам, искренний, имеет чувство юмора и т. д.). Однако, изменения экспертных оценок в экспериментальной группе более существенные и носят не только профессиональный характер, но и этический (изменились такие показатели как: справедливый, толерантный, доброжелательный, добросовестный, терпеливый, вежливый и т. д.).

- распределение процентов в самооценке этических качеств и поступков до эксперимента незначительно ниже у контрольной группы. Наиболее ярко выражены различия между группами после эксперимента: у студентов контрольной группы выше общительность на 60%, уверенность в себе и оптимизм на 40%; экспериментальная группа оценивает выше, чем контрольная группа на 40% чуткость в отношениях, чувство собственного достоинства и заботливость.

С помощью проведения эксперимента доказано, что студентам не хватает опыта в системном, деятельностном и личностном подходах в процессе нравственного воспитания. Связано это с тем, что имеющаяся ранее система получения знания в данном направлении не в полной мере отвечала требованиям учебной программы по предмету, то есть не была продумана практическая сторона взаимодействия этих подходов по средствам педагогического сопровождения в условиях этического воспитания студентов физкультурного вуза. Поэтому мы пришли к выводу, что необходима доработка учебных программ таких дисциплин, как «Педагогики физической культуры и спорта», «Основы педагогической и спортивной этики» с целью увеличению часов по изучению и внедре-

нию новых методик - именно той формы, которая помогает будущим специалистам в сфере физической культуры и спорта более эффективно изучить и применить на практике этический опыт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белорусова, В.В. Основные проблемы методики нравственного воспитания спортсменов / В.В. Белорусова // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта : сборник научных трудов / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л.,1981. - С. 11-12.

2. Кожевникова, Н.В. Особенности студенческой этики / Н. В. Кожевникова ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы : сб. науч. тр. / Балтийская пед. акад., Секция управленческой деятельности. - Санкт-Петербург, 2011. - С. 109-113.

3. Королев, И.В. Европейское движение Фэйр плэй и его роль в повышении духовно-нравственной ценности спорта : дис. ... канд. пед. наук / Королев И.В. - М., 2005. - 211 с.

4. Ленк, Х. Этика спорта как культура честной игры. Честное соревнование и структурная дилемма / Х. Ленк // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. - 2004. - № 3. - С. 88-94.

5. Савкина, С.В. Правила профессиональной этики при проведении педагогической диагностики / С. В. Савкина // Классный руководитель. - 2007. - № 5. - С. 16-19.

REFERENCES

1. Belorusova, V.V. (1981), "The main problems of the methods of moral education athletes", Improve the scientific foundations of physical education and sport: collection of proceedings, GDOIFK them. P. F. Lesgaft. Leningrad, pp. 11-12.

2. Kozhevnikova, N.V. (2011), "Features of student ethics", Theory and practice of management education and the educational process: pedagogical, social and psychological problems: collection of proceedings, The Baltic pedagogical Academy. Section of administrative activity, St. Petersburg, pp. 109113.

3. Korolyov, I.V. (2005), European movement of Fair play and its part in increasing of moral values of sport, dissertation, Moscow.

4. Lenk, Hans. (2004), "Ethics of sport as a culture of fair play. Fair competition and structural dilemma", Emergency supply. Debates on politics and culture, No. 3, pp. 88-94.

5. Savkina, S.V. (2007), "Rules of professional ethics when conducting pedagogical diagnostics", Class leader, No. 5, pp. 16-19.

Контактная информация: klukva_gafk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2014.

УДК 796.015:577

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК КРИТЕРИЙ АДАПТИВНОГО РЕСУРСА СПОРТСМЕНОВ

Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, профессор, Евгений Витальевич Быков, доктор медицинских наук, профессор,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Леонид Владимирович Степанов, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

С целью изучения адаптивного ресурса и эффективности реабилитационной программы исследовались окислительно-восстановительные процессы у спортсменов группы риска развития синдрома дезадаптации. Наиболее информативным показателем эффективности разработанной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.