Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к развитию двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп'

Дифференцированный подход к развитию двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / СКОРОСТНЫЕ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Николай Владимирович

В статье рассматривается вариант применения дифференцированного подхода к процессу развития двигательных способностей футболистов 13 лет. На основе факторной нагрузки и склонности к определенному виду деятельности распределяется основная направленность нагрузки в подготовительном периоде подготовки футболистов. В результате применения дифференцированного подхода к процессу развития двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп в подготовительном периоде произошли достоверно значимые изменения (Р<0,05) по сравнению с контрольной группой по многочисленным показателям двигательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiated approach towards the development of 13-year-old footballers'' moving abilities

The article discusses the attempt to apply a differentiated approach to the development process of 13-year-old footballers' moving abilities. The author considers the distribution of muscle loading during the preparatory phase of football training on the basis of factor loading and inclination to a particular activity type. Applications of the differentiated approach to development of the motor abilities of football players of educational and training groups in the preparatory period resulted authentically in significant changes (Р<0.05) in comparison with the control group by the numerous indicators of the motor abilities.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к развитию двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп»

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Интегральная подготовка футболистов / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. - М. : Советский спорт, 2010. - 208 с.

2. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. - М. : Советский спорт, 2013. - 536 с.

REFERENCES

1. Guba, V.P., Leksakov, A.V. and Antipov, A.V. (2010), Integrated training of footballers: textbook, Soviet Sport, Moscow.

2. Ed. Guba, V.P. and Leksakov, A.V. (2013), Theory and methods of football: textbook, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: nikolay-ivanov-89@bk.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2014.

УДК 796.332

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

Николай Владимирович Иванов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)

Аннотация

В статье рассматривается вариант применения дифференцированного подхода к процессу развития двигательных способностей футболистов 13 лет. На основе факторной нагрузки и склонности к определенному виду деятельности распределяется основная направленность нагрузки в подготовительном периоде подготовки футболистов. В результате применения дифференцированного подхода к процессу развития двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп в подготовительном периоде произошли достоверно значимые изменения (Р<0,05) по сравнению с контрольной группой по многочисленным показателям двигательных способностей.

Ключевые слова: дифференцированный подход, юные футболисты, скоростные, скорост-но-силовые, координационные способности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p86-90

DIFFERENTIATED APPROACH TOWARDS THE DEVELOPMENT OF 13-YEAR-OLD FOOTBALLERS' MOVING ABILITIES

Nikolay Vladimirovich Ivanov, the post-graduate student, Moscow State Physical Education Academy, Settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

The article discusses the attempt to apply a differentiated approach to the development process of 13-year-old footballers' moving abilities. The author considers the distribution of muscle loading during the preparatory phase of football training on the basis of factor loading and inclination to a particular activity type. Applications of the differentiated approach to development of the motor abilities of football players of educational and training groups in the preparatory period resulted authentically in significant changes (Р<0.05) in comparison with the control group by the numerous indicators of the motor abilities.

Keywords: differentiated approach, adolescent footballers, speed abilities, speed and strength abilities, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс многолетней подготовки квалифицированных футболистов ориентирован на создание функционального резерва систем организма, моторного потенциала и развития важных двигательных качеств и способностей, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов [4]. Специфика футбола характеризуется многими фак-

торами, обуславливающими эффективную и надежную соревновательную деятельность. Этот вид спортивной деятельности отличается сложной структурой и высокими требованиями к уровню психофизического развития ведущих систем организма [1], основа которых закладывается на ранних этапах многолетнего процесса. В этой связи этап спортивной специализации играет ключевую роль. На этом этапе учебно-тренировочный процесс ориентирован как минимум на решение двух групп задач. Первая - направлена на создание оптимального функционального резерва и моторного потенциала технико-тактической подготовленности определяющих психофизическое состояние ведущих систем организма. Вторая - направлена на развитие важных двигательных способностей обеспечивающих интегральную подготовленность. Структуру второй задачи составляют важные двигательные способности, определяющие психофизическое состояние растущего организма. К важным способностям, по праву, следует отнести координационные, скоростные, скоростно-силовые способности, прочность опорно-двигательного аппарата и его подвижность, аэробные и анаэробные возможности соматовегетативных систем организма и других.

В тоже время известно, что организм по-разному реагирует на одну и ту же нагрузку [2]. Поэтому уровень и динамика развития имеет существенные индивидуальные различия как исходных, так и приобретенных качеств. При этом не всегда учитываются сенситивные периоды. К сожалению, в программах для ДЮСШ, СДЮШОР и школ олимпийского резерва не в должной мере учитываются особенности индивидуального психофизического развития детей и подростков.

Планирование педагогических воздействий (нагрузки) рекомендуется осуществлять по принципу среднестатистических показателей, без учета индивидуальных адаптационных возможностей детей. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с нормированием нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей онтогенеза и направленности ее на развитие важных двигательных способностей.

Учитывая выше сказанное, можно заключить, что дифференцированный подход к построению учебно-тренировочного процесса, ориентированный на развитие важных двигательных способностей на этапе спортивной специализации является весьма актуальной задачей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент проводился на базе МОУ ДОД ДЮСШ по футболу «Звезда» (Московская область, г. Люберцы). В эксперименте приняли участие 54 юных футболистов (ЭГ-36, КГ-18) в возрасте 11-13 лет. Стаж занятий футболом 4-6 лет. Для оценки уровня развития двигательных способностей было проведено комплексное тестирование для оценки скоростных и скоростно-силовых способностей, координационных способностей, показателей технико-тактических действий соревновательной деятельности, психомоторных способностей, волевых качеств и мотивации на достижение успеха, способности к точным действиям, функциональные способности организма юных футболистов. После проведенного комплексного тестирования используя при обработке данных Т-шкалу мы разделили спортсменов в экспериментальной группе на 3 подгруппы в зависимости от уровня проявления физических способностей [2]:

1. Группа «А» (скоростные способности).

2. Группа «Б» (скоростно-силовые способности).

3. Группа «В» (координационные способности).

Футболисты экспериментальных групп в течение подготовительного периода подготовки выполняли нагрузку исходя из полученных данных факторного анализа и склонности к скоростной, скоростно-силовой или координационной работе. Футболисты контрольной группы выполняли нагрузку по общепринятой программе для ДЮСШ, СДЮШОР.

Таблица 1

Распределение футболистов экспериментальной группы в подгруппы _по мере проявления двигательных способностей_

Группа «А» Группа «Б» Группа «В»

Скоростные способности Скоростно-силовые способности Координационные способности

1.Должанский П.В. 1.Конов И.В. 1.Купряшкин М.А.

2.Загуменнов А.П. 2.Драпак Д. С. 2.Нефедкин Т.М.

3.Баранов А.В. Э.Кургинян А.М. З.Свирин И.С.

4.Штепа М.А. 4.Котов Д.А. 4.Пустошкин В.С.

5.Зайцев И.В. 5.Тиняков А.В. 5.Косых О.В.

6.Ермилов А.С. 6.Гулягин Г.Е. б.Рустамов А.С.

7.Заболотный М.Ф. 7. Сизов М.А. 7.Седых К.М.

8.Васильев А.А. 8.Завьялов М.А. 8.Соловьев Л.А.

9.Шутов К.Д. 9.Налимов Д.С. 9.Савченко И.Д.

10.Головань Н.В. 10.Зайцев Н.Р. 10.Голев И.Д.

11.Володин М.А. 11.Хорохордин И.М. 11.Лысков В.М.

12.Сальников Е.В. 12.Тарасов А.Д. 12. Степанов В. Р.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведения факторного анализа у футболистов 13 лет были определены 4 фактора с общей дисперсией выборки 84,4%. Первый фактор - моторный с общей дисперсией выборки (ОДВ) 32,1%; второй фактор - функциональный (ОДВ 26,7%); третий фактор - психодинамический (ОДВ 15,3%) и четвертый фактор - координационный (10,3%). Исходя из факторной нагрузки и учета сильных и слабых сторон футболистов по таким способностям как: скоростные, скоростно-силовые и координационные мы распределяли основную направленность нагрузки в течение подготовительного периода.

Педагогические воздействия в экспериментальных группах распределились следующим образом. В группе «А» (футболисты, склонные к проявлению скоростных способностей) упражнения технико-тактической направленности были выполнены в объеме 42,4%, психологической подготовки 15,3%, упражнения скоростной направленности 8,5% часа, упражнения скоростно-силовой направленности и координационной направленности по 16,9%.

В группе «Б» на упражнения скоростно-силовой направленности, к которой склонны футболисты данной группы, было отведено 8,5% , на упражнения скоростной и координационной направленности по 16,9%, на другие виды подготовки нагрузка была такая же, как и в группе «А». В группе «В» (футболисты склонны к проявлению координационных способностей) упражнения координационной направленности были выполнены в объеме 8,5%, упражнения скоростной и скоростно-силовой направленности по 16,9%, на другие виды деятельности нагрузка распределилась, как и в предыдущих группах.

В результате применения дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей с учетом склонности к скоростной, скоростно-силовой или координационной работе были выявлены достоверно значимые различия (Р<0,05) по множеству показателям. Между экспериментальной группой «А» (футболисты склонные к проявлению скоростных способностей) и контрольной группой достоверные различия (Р<0,05) были выявлены по 23 показателям, характеризующим такие способности как: способность к стартовой скорости, способность к быстрому реагированию, способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, скоростно-силовые способности, способность к кинестетическому дифференцированию движений, способность к достижению поставленных целей, способность к решительным действиям, способность к самостоятельной деятельности, способность к саморегуляции, способность выполнять аэробную нагрузку, способность к быстрому реагированию на звуковой сигнал, способность играть головой в прыжке, способность выполнять большой объем технико-тактических действий (ТТД) в процессе соревновательной деятельности, способность

эффективно совершать атакующие действия, способность результативно завершать атакующие действия, способность активно выполнять технико-тактические действия на протяжении всего матча.

Достоверные различия (Р<0,05) между группой «Б» (склонны к проявлению ско-ростно-силовых способностей) и контрольной группой были выявлены по 24 показателям, характеризующие такие способности как: способность к стартовой скорости, способность к быстрому реагированию, способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, скоростно-силовые способности, способность к кинестетическому дифференцированию движений, способность к достижению поставленных целей, способность к неуступчивости, способность к самостоятельной деятельности, способность к саморегуляции, побуждение к действию, способность к быстрому реагированию на заранее известный сигнал, способность к быстрому реагированию на заранее неизвестный сигнал, способность к кинестетическому дифференцированию движений, способность к прогнозированию технико-тактических действий соперника, способность выполнять аэробную нагрузку, способность выполнять большой объем ТТД процессе соревновательной деятельности, способность эффективно совершать атакующие действия, способность результативно завершать атакующие действия, способность активно выполнять ТТД на протяжении всего матча.

Достоверные различия (Р<0,05) между группой «В» (склонных, к проявлению координационных способностей) и контрольной группой были выявлены по 26 показателям, характеризующими такие способности как: способность к стартовой скорости, способность к ориентации, способность к быстрому реагированию, способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, скоростно-силовые способности, способность к кинестетическому дифференцированию движений, способность к соединению (согласованию) двигательных действий, способность к решительным действиям, способность к неуступчивости, способность к самостоятельной деятельности, способность к саморегуляции, побуждение к действию мотивация, способность к быстрому переключению процессов возбуждения и процессов торможения, способность к быстрому реагированию на заранее известный сигнал, способность выполнять аэробную нагрузку, способность эффективно совершать атакующие действия, способность результативно завершать атакующие действия, способность активно выполнять ТТД на протяжении всего матча.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате применения дифференцированного подхода к процессу развития двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп в подготовительном периоде произошли достоверно значимые изменения (Р<0,05) по сравнению с контрольной группой по многочисленным показателям двигательных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М. : Терра-спорт, 2009. - 272 с.

2. Зациорский, В.М. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физической культуры / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 246 с.

3. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М. : Медицина, 1988. - 256 с.

4. Футбол : учебник для институтов физической культуры / под ред. М.С. Полишкиса, В. А. Выжгина. - М. : Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.

REFERENCES

1. Godik, M.A. (2009), Physical training of footballers, Terra-Sport, Moscow.

2. Zatsiorsky, V.M. (1981), Sports metrology: textbookfor institutes of physical training, Physical training and sport, Moscow.

3. Meyerson, F.Z. and Pshennikova, M.G. (1988), Adaptation to stress and muscle loading, Medicine, Moscow.

4. Ed. Polishkis, M.S. and Vyzhgin, V.A. (1999), Football: textbook for institutes of physical training, Physical culture, education and science, Moscow.

Контактная информация: nikolay-ivanov-89@bk.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2014.

УДК 796.071.4

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА - КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТИЧЕСКОГО ОПЫТА

Семен Владимирович Клюев, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается пути становления этического опыта студентов с помощью разработанных методик педагогического сопровождения, направленных на совершенствование уровня студентов, роста их знаний, умений в раскрытие нравственного опыта и доказала, что недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования профессионально-этической культуры учителя и определение в этом процессе места и роли формирования этического опыта, как основного средства развития личности учителя и учеников, существенно сказывается на качестве подготовки педагогов.

Ключевые слова: этика; педагогическое сопровождение; этический опыт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p90-93

PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS AT SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION - AS A BASIS OF FORMATION OF ETHICAL EXPERIENCE

Semyon Vladimirovich Klyuev, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the way of evolvement of the ethical experience of students with the help of the developed techniques and pedagogical support aimed at improving the level of students, increase of their knowledge and skills in the disclosure of the moral experience and it proved that the lack of theoretical elaboration of problems of formation of the professional and ethical culture of the teacher and determination in this process of space and role of the formation of the ethical experience as the primary means for development of the personality of the teacher and students, significantly impact on the quality of the teacher training.

Keywords: ethics, professional ethics, sports ethics, ethical experience.

Сегодня мы наблюдаем недостаточное внимание к нравственному воспитанию студентов в процессе спортивной деятельности. Важность изучения нравственных основ спортивной деятельности объясняется не только непосредственным их влиянием на моральное формирование личности спортсмена, но и воздействием на спортивный результат. Этическая подготовка в процессе спортивной деятельности в современных условиях недостаточно исследована и требует формирования у будущих педагогов более четкого понятия и устоявшуюся нравственную позицию об этических нормах поведения, реализуемых в сфере спортивной, педагогической деятельности и в общении.

Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому он должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.