8. Zagrevskaya, A.I. (2014), "Physical culture and sports education of students relative to kinesiology", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 8-10.
9. Zapesotsky, A. S. (2002), Education: philosophy, cultural studies, politics, "Science", Moscow, Russian Federation.
10. Kabachkov, V.A., Perova, E.I. and Kurentsov, V.A. (2012), "Socio-educational preconditions for the formation of deviant behavior of students on the stage of professional self-determination", Herald sports science, No. 2, pp. 44-49.
11. Kryazhev, V. D. (2003), Methodology for the development, preservation and restoration of motor capabilities in athletic training and wellness physical education: dissertation, Moscow, Russian Federation.
12. Poshivailo, N.I. (2003), Ideology needs and abilities of man: social and philosophical aspect: dissertation, Moscow, Russian Federation.
13. Taymazov, A.V., Kryuchek, S.S. and Grigoriev, V.I. (2010), "The concept of development of physical culture and sport in the system of higher professional education", Physical education students, conference, St. Petersburg, pp. 3-5.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.01.2015.
УДК 796.332
ДИНАМИКА КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11-13 ЛЕТ
Николай Владимирович Иванов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)
Аннотация
В статье представлена динамика корреляционных связей двигательных способностей юных футболистов от 11 до 13 лет. Анализируются корреляционные связи между различными показателями двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп. Показано, что с увеличением возраста и повышением уровня мастерства футболистов наблюдается тенденция к росту количества и уплотнению тесноты корреляционных связей между показателями, характеризующими различные стороны подготовленности юных футболистов учебно-тренировочных групп.
Ключевые слова: корреляционные связи, двигательные способности, юные футболисты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p83-86
CORRELATION RELATIONSHIPS DYNAMICS OF 11-13-YEAR-OLD FOOTBALLERS' MOVING ABILITIES
Nikolay Vladimirovich Ivanov, the post-graduate student, Moscow State Physical Education Academy, Settlement Malakhovka, Moscow Region
Annotation
The article presents the correlation relationships dynamics of 11-13-year-old footballers moving abilities. The author analyses the correlation relationships among the diverse variables of footballers' moving abilities in the training groups. It has been shown that with increase in age and increases of the level of skills of football players the tendency to growth of quantity and consolidation of narrowness of correlation communications between the indicators characterizing various parties of readiness of young football players of educational and training groups is observed.
Keywords: correlation relationships, moving abilities, adolescent footballers.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе тренировочной и соревновательной деятельности футболист проявляет различные качества и способности, которые влияют на его интегральную подготовленность [1, 2]. Различные компоненты интегральной подготовленности взаимосвязаны и
проявляются в процессе спортивной деятельности консолидировано. Невозможно добиться высоких спортивных результатов обладая хорошей физической подготовленностью и недостаточным уровнем технико-тактической подготовленности или быть психологически не устойчивым к сбивающим факторам в процессе соревновательной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент проводился на базе МОУ ДОД ДЮСШ по футболу «Звезда» (Московская область, г. Люберцы). В эксперименте приняли участие 54 юных футболистов в возрасте 11-13 лет. Стаж занятий футболом 4-6 лет. Для выявления различных корреляционных связей между показателями моторного, функционального и психодинамического уровня проявления двигательных способностей было проведено комплексное тестирование.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате анализа полученных данных о различных компонентах подготовленности юных футболистов в возрастном диапазоне 11-13 лет в интеркорреляционной матрице, было выявлено, что показатели скоростных способностей находятся в пределах 0,42^0,93; показатели скоростно-силовых способностей 0,64^0,91; показатели координационных способностей 0,2^0,88; показатели сенсомоторных способностей 0,60^0,92; показатели меткости 0,35^0,77, показатели психологических способностей 0,13^0,69 (таблица 1). С увеличением возраста и уровня мастерства юных футболистов возрастает теснота и количество связей между показателями, характеризующие различные стороны подготовленности игроков.
Таблица 1
Динамика тесноты корреляционных связей у юных футболистов 11-13 лет
Способности 11 лет 12 лет 13 лет
Скоростные 0,42- -0,57 0,46- 0,63 0,82- 0,93
Скоростно-силовые 0,64- 0,65 0,62- 0,79 0,71- 0,91
Координационные 0,20- -0,21 0,62- 0,76 0,87- 0,88
Функциональные 0,52- 0,60 0,56- 0,75 0,60- -0,67
Сенсомоторные 0,60- 0,69 0,61- 0,90 0,71- 0,92
Меткость 0,35- -0,76 0,57- 0,73 0,68- -0,77
Психологические 0,13- 0,26 0,34- -0,52 0,63- 0,69
В возрасте 11 лет у юных футболистов было обнаружено пять корреляционных связей между показателями, характеризующими скоростные, скоростно-силовые и координационные способности (теснота связи пределах 0,6^1), в 12 лет 15 связей, а в 13 лет количество таких связей увеличилось до 36. По показателям сенсомоторных и психологических способностей в 11 лет было выявлено 2 связи, в 12 лет 7 связей, в 13 лет число связей увеличилось до 18. Технико-тактические показатели соревновательной деятельности (ИГ - игра головой; ДМ - длинные передачи мяча; УН - удары ногой; УГ - удары головой; КСПМНП - короткие и средние передачи мяча назад и поперек; КСПМВ - короткие и средние передачи мяча вперед; ОИ - обводка игрока; ВМ - ведение мяча; ОМ -отбор мяча; ПМ - перехват мяча) юных футболистов имеют следующую динамику корреляционных связей (теснота связи в пределах 0,6^1): в 11 лет было выявлено 14 связей, в 12 лет количество связей увеличилось до 24, в 13 лет число таких связей возросло до 35 (рис. 1-3).
Рис. 1. Теснота взаимосвязи показателей соревновательной деятельности юных футболистов 11 лет (в пределах 0,6^1)
Рис. 2. Теснота взаимосвязи показателей соревновательной деятельности юных футболистов 12 лет (в пределах 0,6^1)
Рис. 3. Теснота взаимосвязи показателей соревновательной деятельности юных футболистов 13 лет (в пределах 0,6^1)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С увеличением возраста и повышением уровня мастерства футболистов наблюдается тенденция к росту количества и уплотнению тесноты корреляционных связей между показателями, характеризующими различные стороны подготовленности юных футболистов учебно-тренировочных групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа, В.П. Интегральная подготовка футболистов / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. - М. : Советский спорт, 2010. - 208 с.
2. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. - М. : Советский спорт, 2013. - 536 с.
REFERENCES
1. Guba, V.P., Leksakov, A.V. and Antipov, A.V. (2010), Integrated training of footballers: textbook, Soviet Sport, Moscow.
2. Ed. Guba, V.P. and Leksakov, A.V. (2013), Theory and methods of football: textbook, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.12.2014.
УДК 796.332
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
Николай Владимирович Иванов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)
Аннотация
В статье рассматривается вариант применения дифференцированного подхода к процессу развития двигательных способностей футболистов 13 лет. На основе факторной нагрузки и склонности к определенному виду деятельности распределяется основная направленность нагрузки в подготовительном периоде подготовки футболистов. В результате применения дифференцированного подхода к процессу развития двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп в подготовительном периоде произошли достоверно значимые изменения (Р<0,05) по сравнению с контрольной группой по многочисленным показателям двигательных способностей.
Ключевые слова: дифференцированный подход, юные футболисты, скоростные, скорост-но-силовые, координационные способности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p86-90
DIFFERENTIATED APPROACH TOWARDS THE DEVELOPMENT OF 13-YEAR-OLD FOOTBALLERS' MOVING ABILITIES
Nikolay Vladimirovich Ivanov, the post-graduate student, Moscow State Physical Education Academy, Settlement Malakhovka, Moscow Region
Annotation
The article discusses the attempt to apply a differentiated approach to the development process of 13-year-old footballers' moving abilities. The author considers the distribution of muscle loading during the preparatory phase of football training on the basis of factor loading and inclination to a particular activity type. Applications of the differentiated approach to development of the motor abilities of football players of educational and training groups in the preparatory period resulted authentically in significant changes (Р<0.05) in comparison with the control group by the numerous indicators of the motor abilities.
Keywords: differentiated approach, adolescent footballers, speed abilities, speed and strength abilities, coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс многолетней подготовки квалифицированных футболистов ориентирован на создание функционального резерва систем организма, моторного потенциала и развития важных двигательных качеств и способностей, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов [4]. Специфика футбола характеризуется многими фак-