Научная статья на тему 'Факторы, определяющие структуру двигательных способностей футболистов на этапе спортивной специализации'

Факторы, определяющие структуру двигательных способностей футболистов на этапе спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
357
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / СТРУКТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Иванов Николай Владимирович

В статье рассматриваются факторы определяющие структуру двигательных способностей юных футболистов 11-13 лет. Показана динамика изменений количества факторов и их вклада в обобщенную дисперсию выборки структуры двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Иванов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determining factors for the motor abilities structure of the football players at the stage of sporting specialization

The article considers determining factors for the motor abilities structure of the football players at the age of 11-13. It scrutinizes the dynamic pattern for the number of factors and their contribution to the generalized sample variance of the moving abilities structure of the football players in the training groups.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие структуру двигательных способностей футболистов на этапе спортивной специализации»

4. Субботина, Т.Н. Управление качеством подготовки студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Субботина Т.Н. - Калуга, 2009. - 252 с.

REFERENCES

1. Ermolaeva, S.S. (2011), "The projection's technology of the quality of the training's organization of college education", The young scientist, No. 1, pp. 199-204.

2. Nesterenko, D.I. (2006), The technology assessment of academic achievements on the basis of module-rating approach as a factor of increasing the education's quality at the college, dissertation, Moscow.

3. Nesterenko, D.I. and Lyubimova, G.A. (2013), The module-rating technology of assessment of academic achievements of the students as a factor of increasing the education's quality at the college: monograph, publishing house "VolGAU", Volgograd.

4. Subbotina, T.N. (2009), The quality management training of the students in the study of professional disciplines, dissertation, Kaluga.

Контактная информация: pedagogika25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2014.

УДК 796.332

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Николай Владимирович Иванов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)

Аннотация

В статье рассматриваются факторы определяющие структуру двигательных способностей юных футболистов 11-13 лет. Показана динамика изменений количества факторов и их вклада в обобщенную дисперсию выборки структуры двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп.

Ключевые слова: факторы, структура, двигательные способности, юные футболисты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p87-92

DETERMINING FACTORS FOR THE MOTOR ABILITIES STRUCTURE OF THE FOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF SPORTING SPECIALIZATION

Nikolay Vladimirovich Ivanov, the post-graduate student, Moscow State Physical Education Academy, Settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

The article considers determining factors for the motor abilities structure of the football players at the age of 11-13. It scrutinizes the dynamic pattern for the number of factors and their contribution to the generalized sample variance of the moving abilities structure of the football players in the training groups.

Keywords: factors, structure, motor abilities, adolescent footballers.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность соревновательной деятельности футболистов обуславливается многими факторами и условиями спортивной деятельности [2]. На этапе спортивной специализации узловым моментом построения учебно-тренировочного процесса является развитие ведущих двигательных способностей и формирование оптимальной структуры двигательных способностей [4]. Для обработки большого числа исходных данных, полученных в ходе тестирования футболистов, мы применяли факторный анализ [3]. С целью

определения факторов, определяющих структуру двигательных способностей юных футболистов в настоящей работе, было проведено комплексное тестирование показателей трех уровней детерминации: моторного, функционального и психодинамического.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент проводился на базе МОУ ДОД ДЮСШ по футболу «Звезда» (Московская область, г. Люберцы). В эксперименте приняли участие 54 юных футболиста в возрасте 11-13 лет. Стаж занятий футболом 4-6 лет. Для оценки уровня развития двигательных способностей было проведено комплексное тестирование моторного, функционального и психодинамического компонента структуры двигательных способностей.

Показатели моторного уровня проявления двигательных способностей оценивались по тестам: ведение мяча 15 м по прямой, ведение мяча 15 м «слалом», бег с мячом по прямоугольнику, удар на дальность, удар на точность ногой, удар на точность головой, жонглирование ногами, жонглирование головой, комплексный тест обводка стоек и удар, комплексная реакция, тест на ориентацию в пространстве, бег 15 м «слалом».

Регистрировались технико-тактические действия соревновательной деятельности, такие как: короткие и средние передачи мяча вперед, короткие и средние передачи мяча назад и поперек, длинные передачи мяча, ведение мяча, обводка, отбор, перехват, игра головой, удары по воротам ногой, удары по воротам головой, а также активности, эффективности, результативности и плотности технико-тактических действий футболистов, скорость простой зрительно-моторной реакции, скорость простой аудио-моторной реакции, скорость сложной зрительно-моторной реакции, точность реакции на движущийся объект.

Показатели функционального состояния организма оценивались по тестам: бег 15 м, бег 30 м, бег 60 м, пятикратный прыжок в длину, прыжок в длину с места, прыжок в высоту, PWCl7o, коэффициент выносливости, КЧСМ.

Показатели психодинамического уровня проявления двигательных способностей представлены такими психологическими качествами как: целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, самообладание и выдержка, мотивация.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для 11-летних футболистов мы выявили 8 факторов, на долю которых приходится 75,1% общей дисперсии выборки, величины вкладов каждого фактора в общую дисперсию выборки приведены на рис. 1.

Рис. 1. Факторная структура двигательных способностей юных футболистов в 11 лет

В первый фактор вошли показатели, характеризующие моторный уровень проявления двигательных способностей. Вклад первого фактора в дисперсию выборки соста-

вил 22,8%.

В данном факторе показатели, характеризующие такие способности как: способность к кинестетическому дифференцированию движений, способность к оборонительным действиям, способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к ритму, способность выполнять большой объем технико-тактических действий в процессе соревновательной деятельности, способность эффективно совершать атакующие действия, способность играть головой в прыжке [1]. Данные показатели находятся в пределах от 0,318 до 0,816.

Во второй фактор вошли показатели, характеризующие функциональный уровень проявления двигательных способностей, таких как: способность к стартовой и дистанционной скорости, скоростно-силовые способности, способность выполнять аэробную нагрузку, способность к быстрому переключению процессов возбуждения и торможения. Факторная нагрузка находятся в пределах от 0,613 до 0,635. Вклад в дисперсию выборки составил 21,1%.

Третий фактор состоит из показателей характеризующих психодинамический уровень проявления двигательных способностей, таких как: способность к достижению поставленных целей, способность к саморегуляции, способность к самостоятельной деятельности, способность к неуступчивости, способность к решительным действиям. Его вклад в дисперсию выборки составил 11,5%. Факторная нагрузка данного фактора находится в пределах от 0,699 до 0,892.

Четвертый фактор состоит из показателей, характеризующих проявление координационных способностей, таких как: способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к быстрому реагированию, способность к ориентации в пространстве. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,655 до 0,842. Его вклад в дисперсию выборки составил 5,9%.

В пятый фактор вошли показатели, характеризующие проявление скоростно-силовых способностей. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,653 до 0,868.Его вклад в обобщенную дисперсию выборки составил 4,7%.

В шестой фактор, удельный вес которого 3,9% вошли показатели, характеризующие способность выполнять точные действия с мячом. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,438 до 0,768.

Седьмой фактор состоит из показателей, характеризующих скоростные способности. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,630 до 0,729. Вклад в дисперсию выборки 2,7%.

В восьмой фактор вошли показатели, характеризующие проявление сенсомотор-ных способностей, таких как: способность к быстрому реагированию на заранее известный и неизвестный сигнал, способность точно реагировать на движущийся объект. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,414 до 0,785. Вклад в дисперсию выборки составил 2,5%.

У двенадцатилетних футболистов количество факторов уменьшилось до пяти (рис. 2), на долю которых приходится 79,3% общей дисперсии выборки.

В первый фактор вошли показатели, характеризующие моторный уровень проявления двигательных способностей, таких как: способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к оборонительным действиям, способность к кинестетическому дифференцированию движений, способность выполнять большой объем ТТД в процессе соревновательной деятельности, способность эффективно совершать двигательные действия, способность играть головой в прыжке, способность к прогнозированию ТТД соперника, способность к быстрому реагированию, способность точно реагировать на движущийся объект, способность к быстрому реагированию на заранее известный и неизвестный сигнал. Факторная нагрузка в пределах 0,242-0,908. Его вклад в дисперсию выборки составил 28,4%.

Рис. 2. Факторная структура двигательных способностей юных футболистов в 12 лет

Второй фактор состоит из показателей, характеризующих функциональный уровень проявления двигательных способностей, таких как: способность выполнять аэробную нагрузку, способность к функциональной лабильности сетчатки и зрительного пути, способность выполнять аэробную нагрузку, способность к дистанционной скорости, способность к стартовой скорости, способность к ориентации в пространстве, способность к быстрому реагированию, скоростно-силовые способности. Вклад данного фактора в обобщенную дисперсию выборки составил 23,5%. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,380 до 0,867.

В третий фактор вошли показатели психодинамического уровня проявления двигательных способностей, таких как: способность к саморегуляции, способность к самостоятельной деятельности, способность к неуступчивости, побуждение к действию, способность к достижению поставленных целей, способность к быстрому переключению процессов возбуждения и процессов торможения, способность к решительным действиям. Его вклад в дисперсию выборки составил 14,8%. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,345 до 0,647.

Четвертый фактор включает в себя показатели, характеризующие проявление координационных способностей, таких как: способность к кинестетическому дифференцированию движений, способность к быстрому реагированию. Вклад в дисперсию выборки составил 9,1%. Факторная нагрузка в пределах от 0,449 до 0,653.

В пятый фактор вошли показатели скоростно-силовых способностей. Вклад в дисперсию выборки составил 3,5%. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,369 до 0,906.

Число факторов в тринадцатилетнем возрасте сократилось до четырех, величины вклада каждого из факторов приводятся на рис. 3.

Процент обобщенной дисперсии выборки составил 82,1%.

В первый фактор вошли показатели моторного уровня проявления двигательных способностей, таких как: способность к кинестетическому дифференцированию движений, способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к оборонительным действиям, способность выполнять большой объем технико-тактических в процессе соревновательной деятельности, способность играть головой в прыжке, способность эффективно совершать атакующие действия, способность активно выполнять технико-тактические действия на протяжении всего матча, способность результативно совершать атакующие действия, способность к ритму, способность к прогнозированию технико-тактических действий соперника, способность точно реагировать на движущийся объект, способность к быстрому реагированию, способность к быстрому реагированию на заранее известный и неизвестный сигнал. Факторная нагрузка в пределах 0,287-0,887. Вклад данного фактора в дисперсию выборки составил 32,1%, что гово-

рит о несомненной важности данного фактора в общей структуре двигательных способностей юных футболистов.

% Факторная нагрузка

35 30

25 -

20

15 -

10 -

5 0

моторный функциональный психодинамический координационный

□ 13 лет

Рис. 3. Факторная структура двигательных способностей юных футболистов в 13 лет

Второй фактор состоит из показателей, характеризующих функциональный уровень проявления двигательных способностей, таких как: способность к работоспособности, способность к быстрому переключению процессов возбуждения и торможения, способность выполнять аэробную нагрузку, способность к стартовой и дистанционной скорости, скоростно-силовые способности, способность к быстрому реагированию, способность к ориентации в пространстве. Вклад в дисперсию выборки составил 25,6%. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,347 до 0,717.

В третий фактор вошли показатели, характеризующие психодинамический уровень проявления двигательных способностей, таких как: способность к мотивированной деятельности, способность к саморегуляции, способность к самостоятельной деятельности, способность к неуступчивости, способность к решительным действиям. Вклад в дисперсию выборки составил 15,0%. Факторная нагрузка находится в пределах от 0,537 до 0,856.

Вклад четвертого фактора в общую дисперсию выборки составил 10,3%. В него вошли показатели, характеризующие такие способности как: способность к ориентации в пространстве, способность к быстрому реагированию, способность к перестроению и приспособлению двигательных действий, способность к кинестетическому дифференцированию движений. Данный фактор мы определили как координационный. Факторная нагрузка находятся в пределах 0,398-0,611.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ соревновательной деятельности и проведенное комплексное тестирование уровня развития ведущих двигательных способностей юных футболистов подтверждает многогранность и разнообразие проявление их в действиях. Необходимо отметить, что успешность в соревновательной деятельности определяются не высоким уровнем развития отдельных качеств, а комплексным их проявлением. В возрастной динамике от 11 до 13 лет наблюдается уменьшение количества факторов, они объединяются в комплексные образования. В результате факторного анализа были выявлены основные факторы, которые проявляются на различных уровнях их детерминации: моторном, функциональном и психодинамическом. Результаты факторного анализа позволят оптимизировать структуру и содержание педагогических воздействий в периодах годичного цикла подготовки футболистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях, В. Координационная тренировка в футболе / В. Лях, З. Витковски. - М. : Советский спорт, 2010. - 216 с.

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : (общие основы теории и методики физ. воспитания; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры) : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 542 с. : ил.

3. Начинская, С.В. Спортивная метрология / С.В. Начинская. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 240 с.

4. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев : Вища школа, 1984. - 352 с.

REFERENCES

1. Lyakh, V. and Vitkovsky, Z. (2010), Coordinate training in football, Soviet Sport, Moscow.

2. Matveyev, L.P. (1991), Theory and methods of physical training, Physical training and sport, Moscow.

3. Nachinskaya S.V. (2012), Sports metrology, Publishing center "Academy", Moscow.

4. Platonov, V.N. (1984), Theory and methods of athletic training, High School, Kiev.

Контактная информация: nikolay-ivanov-89@bk.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2014.

УДК 378.147:378.018.43

ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Изотова Лидия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Светлана Владимировна Потёмина, руководитель, Елена Александровна Федоренко, заместитель руководителя, Оксана Леонидовна Сычёва, воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Сказка", структурное подразделение № 146, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка педагогической модели использования портфолио в управлении личностно-профессиональным развитием специалиста. В статье авторы обосновывают преимущества диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств специалистов на основе аутентичного репрезентационного портфолио. Современная оценочная деятельность ориентируется на личностные достижения специалистов, которые могут быть отражены в различных вариантах портфолио. Портфолио - не только метод диагностики компетенций, но и технология управления учебно-профессиональной деятельностью на всех ступенях системы непрерывного образования, включая профессиональную деятельность и переподготовку. Портфолио стимулирует и инициирует учебную деятельность студента и профессиональную деятельность специалиста, объективно отражает личностно-профессиональное развитие индивида, поэтому в современных условиях объективная диагностика качества профессиональной подготовки и переподготовки немыслима без портфолио. Портфолио позволяет реализовать компетентностный и личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании.

Ключевые слова: портфолио, педагог, мониторинг, личностно-профессиональное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.