жать элементы нелепости. После подготовки студенты представляют свои версии сказок.
В данной ситуации студенты попадают в мир волшебства, нелепости, бессмыслицы, где привычные предметы и явления приобретают парадоксальные свойства и совершаются абсурдные действия. Студент втягивается в своеобразную игру. В ней он получает возможность по-новому взглянуть на вещи, события, окружающую действительность, самого себя с тем, чтобы найти в существующих реалиях иные стороны и смыслы. Для творческого процесса очень важно уметь превращать привычное в непривычное. Такая необычная и противоречивая задача требует от студентов значительных личностных усилий, проявления интуиции, фантазии, смыслот-ворчества.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая нами со студентами Института художественного образования ВГПУ по специальности «Музыкальное образование», показала, что образовательный процесс, способствующий освоению опыта творческой деятельности, наиболее эффективно осуществляется в условиях рефлексивного смыслопоискового диалога. Диалогическое взаимодействие субъектов гуманистического процесса обучения образует внешнюю структуру воздействующей среды и оказывает положительное влияние на развитие внутренней структуры профессионально-творческой активности будущего учителя музыки.
Литература
Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Академия, 2004. 336 с.
Самойлов, Л.П. Проблема понимания мира в контексте личностно ориентированного образования/Л.П. Самойлов// Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сб. науч.-метод. работ. М.: Междунар. пед. академия, 2003. С. 41 - 46.
Сахарчук, Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: монография/ Е.И. Сахарчук. Волгоград: Перемена, 2003. 260 с.
А.А. ШАМАРДИН (Волгоград)
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ КАК КРИТЕРИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИХ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Дан анализ надежности и информативности спортивно-моторных тестов, характеризующих различные специфические двигательные качества юных футболистов. Определялась возможность прогнозирования их перспективности.
В настоящее время стало очевидно, что высоких результатов в футболе могут достичь только индивиды, отличающиеся исключительными физическими качествами и специфическими способностями [1; 4]. Отбор кандидатов для занятий футболом, основанный на субъективных мнениях тренеров, является неэффективным и приводит к существенным ошибкам в оценке их перспективности [2]. Прогнозы, выполненные на основе тестов, определяющих кондиционные способности, имеют низкую надежность. Показатели физической подготовленности не могут быть единственным критерием в определении пригодности юных футболистов к занятиям, особенно на ранних этапах отбора [3; 5]. Подтверждением этого является тот факт, что только 16,6% юных футболистов сохраняют свое место в спорте при переходе в категорию взрослых [1].
В процессе данного исследования, проводившегося среди 15 - 17-летних футболистов спортивного клуба «Ротор» г. Волгограда, решались следующие частные задачи:
- определить надежность и информативность спортивно-моторных тестов, отобранных для селекции юных футболистов;
- установить критерии прогнозирования специфических двигательных возможностей у данного контингента.
Нами выделялись такие способности, уровень развития которых во многом определяет достижение высоких результатов в футболе. Это приспособление и перестроение двигательных действий, дифференцирование параметров специфических движений, пространственная ориентировка, быстрота реагирования, согласование
© Шамардин А.А., 2008
--------------------------- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ ------------------------------
Аутентичность тестов, характеризующих развитие специфических физических способностей у юных футболистов
Способности № п/п Тестовые задания Ретест через 7 дней (%), Согласо- ванность, Информа- тивность,
1 2 3 4 5 6
1 Бег 30 м по обручам 70 - 82 74 - 83 22 - 40
Чувство ритма 2 Бег 30 м по обручам с ведением мяча 83 - 86 88 - 92 56 - 71
3 Разница времени бега по обручам и гладкого бега на 30 м 72 - 79 76 - 83 45 - 66
Статическое и динамическое равновесие 4 Стояние на левой ноге с удержанием мяча на правой стопе 69 - 74 82 - 85 61 - 73
5 Стояние на правой ноге с удержанием мяча на левой стопе 36 - 45 60 - 66 52 - 59
6 Повороты на гимнастической скамейке 64 - 72 74 - 79 30 - 41
7 Удары по мячу правой ногой в цель 56 - 63 58 - 66 66 - 78
Кинестетическое дифференциро- 8 Удары по мячу левой ногой в цель 47 - 51 49 - 58 59 - 71
вание 9 Сумма ударов по мячу правой и левой ногой в цель 53 - 60 62 - 76 77 - 85
10 Бег с обеганием стоек с левой стороны 57 - 62 62 - 71 58 - 64
11 Бег с обеганием стоек с правой стороны 44 - 63 46 - 54 55 - 63
12 Бег с ведением мяча и обе-ганием стоек с левой стороны 80 - 86 87 - 92 75 - 79
Приспособление и перестроение 13 Бег с ведением мяча и обе-ганием стоек с правой стороны 67 - 77 66 - 74 77 - 80
14 Разница во времени между 12-м и 10-м тестами 71 - 78 79 - 85 33 - 40
15 Разница во времени между 13- м и 11-м тестами 54 - 62 61 - 70 81 - 85
Согласование двигательных действий 16 Слалом между стойками с ведением двух мячей 52 - 60 70 - 78 85 - 88
17 Разница времени выполнения слалома между стойками с ведением одного и двух мячей 46 - 57 52 - 61 83 - 86
Быстрота реагирования 18 Остановка катящегося мяча стопой 76 - 82 81 - 90 56 - 62
19 Бег к пронумерованным мячам 64 - 71 73 - 83 64 - 69
Пространственная ориентация 20 Разница во времени выполнения бега к пронумерованным мячам и челночного бега 5x3 м 57 - 64 58 - 65 71 - 75
Примечание. Показатели умножены на 102, представлены абсолютные значения.
двигательных действий, освоение ритма и равновесия.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство отобранных тестов характеризуются достаточной надежностью, пригодны для групповой и индивидуальной оценки способностей юных футболистов (см. табл. на с. 116).
Многие отобранные тестыспецифичес-ких двигательных способностей имеют показатели валидности, которые соответствуют принятым в спортивной метрологии требованиям к информативности тестов. Также установлено, что диагностическая информативность разных проб и показателей, характеризующих специальную координационно-моторную сферу юных футболистов, значительно отличается в зависимости от принятого критерия. Возможности повышения информативности анализируемых тестов и сближения оценок экспертов мы видим в ходе глубокого анализа двигательных действий, входящих в состав проб для измерения конкретных специфических физических способностей, а также в выработке единых взглядов на эти явления. Приведенные в таблице факты дают основание рекомендовать представленные нами тесты для оценки специфических физических способностей у юных футболистов.
Исследованиями установлено, что наибольшую прогностичность имеют показатели приспособления и перестроения двигательных действий, согласования, чувства ритма, а также динамического и статического равновесия. Средней степенью прогно-стичности характеризовался тест на быстроту реагирования. Меньшую прогностич-ность имели показатели кинестетического дифференцирования и пространственной ориентации. Это дает основание считать, что они в меньшей степени испытывают на себе влияние генотипа в сравнении с другими координационными способностями.
Повышение прогностической ценности тестов на дифференцирование требует выполнения большего числа попыток, свидетельством чего является показатель суммы ударов мячом в цель правой и левой ногой.
Большинство показателей специфических физических способностей имели высокие коэффициенты прогностической информативности. Это дает основание считать, что развитие координационных способностей у юных футболистов в основном обусловлено генетическими факторами.
Установлено, что данные показатели достаточно существенно связаны со спортивным мастерством квалифицированных футболистов. Полученные факты дают основание утверждать, что вышеназванные показатели специфических физических способностей могут использоваться как критерии прогнозирования перспективно -сти юных футболистов и применяться в процессе отбора в этом виде спорта.
Литература
1. Герасименко, А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов: учеб.-метод. пособие /
А.П. Герасименко. Волгоград: ВГАФК, 2003. 72 с.
2. Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов: монография / Г.А. Лисенчук. Киев: Олимп. лит., 2003. 272 с.
3. Монаков, Г.В. Техническая подготовка футболистов: методика и планирование / Г.В. Монаков. М., 2001. 128 с.
4. Спортивные игры: техника, тактика
обучения: учеб. для студ. пед. вузов/под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М.: Академия, 2001. 520 с.
5. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подговленности футболистов: монография/А.И. Шамардин. Волгоград: ВГАФК, 2000. 276 с.
В.Н. АННЕНКОВ, В.В. НОВОКРЕЩЕНОВ (Волгоград, Ижевск)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
На основе анализа научных публикаций и результатов социологического исследования выявлены и уточнены основные направления и содержание взаимодействия в управлении сферой физической культуры и спорта на уровне субъекта РФ.
Изучение справочных, литературных и научных источников показало, что взаимодействие - это философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обус-
© Анненков В.Н., Новокрещенов В.В., 2008