Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции'

Развитие координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
543
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ШКОЛЬНАЯ СЕКЦИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ИГРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ / FOOTBALL / SCHOOL SECTION / COORDINATION ABILITIES / SPORTS GAME / JUNIOR SCHOOL AGE / ABILITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беликова Елена Викторовна, Дедловская Марина Владимировна

Представлен анализ научной литературы по проблеме развития координационных способностей юных футболистов. Предложена методика развития координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции и экспериментальным путем доказана ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беликова Елена Викторовна, Дедловская Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF FOOTBALL PLAYERS OF 8-10 YEARS IN SCHOOL SECTIONS

The analysis of scientific literature on the development of coordination abilities of young football players is presented. A method for developing the coordination abilities of football players for 8-10 years is proposed in the conditions of the school section and its effectiveness has been proved experimentally.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции»

СПОРТ

УДК 796.332

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ФУТБОЛИСТОВ 8-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ

СЕКЦИИ

Е.В. Беликова, М.В. Дедловская

Представлен анализ научной литературы по проблеме развития координационных способностей юных футболистов. Предложена методика развития координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции и экспериментальным путем доказана ее эффективность.

Ключевые слова: футбол, школьная секция, координационные способности, спортивная игра, младший школьный возраст, развитие способности.

Игра футбол, как и другие спортивные игры, состоит из множества двигательных действий, так или иначе применяемых в игровой обстановке. Всё это оставляет актуальной проблему приобретения как можно более обширного двигательного опыта в младшем возрасте [1-3]. Различные формы проявления координационных способностей - согласование движений, ориентирование в пространстве, точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы - часто специфичны, не взаимосвязаны друг с другом.

Поэтому, если в начале обучения уделять больше внимания на развитие координационных способностей и приобретению разнообразных двигательных навыков, то вероятность того что, в дальнейшем юные футболисты будут быстрее обучаться техническим действиям и лучше применять свой арсенал в игровой обстановке будет выше [4, 5]. Возникает противоречие между знанием о необходимости начинать активно

развивать координационные способности юных футболистов в условиях школьной секции на начальном этапе обучения и практической реализации их развития на этом этапе обучения.

Разработанная нами методика направлена на развитие координационных способностей юных футболистов 8-10 лет на начальном этапе обучения в условиях школьной секции. Эффективность реализации методики во многом определяется систематическими тренировками, направленностью, содержанием и организацией тренировочного процесса.

Целью является разработать и определить эффективность методики развитие всех видов координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции.

Исследование проводилось на базе Панкрушихинского Центра детского творчества в период с мая 2017 г. по сентябрь 2017 г. В исследовании принимали участие 20 детей 2007-2010 года рождения, которые были разбиты на контрольную и экспериментальную группы по 10 чел. в каждой.

Практические занятия проводились на школьном стадионе три раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла 90 мин. Контрольная и экспериментальная группы занимались в одно и то же время, в разные дни недели. Занятия в контрольной группе проводились по общепринятой методике программы школьной секции, а в занятия экспериментальной группы была внедрена разработанная методика по развитию координационных способностей юных футболистов.

Математические расчеты результатов тестирования, проведенного в констатирующем эксперименте, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень координационных способностей футболистов на начальном этапе обучения

Тесты Результаты р

Контрольная Экспериментальная 1

Х о т Х о т

Повороты на гимнастической скамье, раз 6,75 ±1,46 ±0,49 6,80 ±1,46 ±0,49 0,07 >0,05

Удар мячом в цель, очки 6,40 ±2,27 ±0,76 6,90 ±1,62 ±0,54 0,55 >0,05

Бег с обеганием стоек слева, с 1,33 ±0,35 ±0,12 1,37 ±0,38 ±0,13 0,22 >0,05

Бег с обеганием стоек справа, с 1,36 ±0,5 ±0,17 1,55 ±0,53 ±0,18 0,76 >0,05

Бег к пронумерованным мячам, с 10,66 ±2,31 ±0,77 10,23 ±1,23 ±0,41 0,49 >0,05

Остановка катящегося мяча ногой, м 1,59 ±0,22 ±0,07 1,58 ±0,23 ±0,08 0,09 >0,05

На основании расчетов, получено, что во всех тестовых заданиях ^фактическая меньше ^табличной ^ф < Исходя из результатов тестов, уровень координационных способностей между контрольной и экспериментальной группами в констатирующем эксперименте является одинаковым, то есть не имеет никаких достоверных различий P>0,05.

В конце формирующего эксперимента было проведено повторное тестирование (табл. 2).

Таблица 2

Уровень координационных способностей футболистов в конце эксперимента

Тесты Результаты р

Контрольная Экспериментальная t

Х о m Х о m

Повороты на гимнастической скамье, раз 6,80 ±1,30 ±0,43 7,45 ±1,46 ±0,49 1,00 p>0,05

Удар мячом в цель, очки 8,20 ±2,60 ±0,87 11,40 ±3,25 ±1,08 2,30 p<0,05

Бег с обеганием стоек слева, с 1,33 ±0,45 ±0,15 1,21 ±0,47 ±0,16 0,55 p>0,05

Бег с обеганием стоек справа, с 1,32 ±0,37 ±0,12 1,25 ±0,53 ±0,18 0,33 p>0,05

Бег к пронумерованным мячам, с 10,46 ±1,71 ±0,57 9,07 ±0,96 ±0,32 2,19 p<0,05

Остановка катящегося мяча ногой, м 1,54 ±0,20 ±0,07 1,49 ±0,19 ±0,06 0,56 p>0,05

Полученные значения ^ каждого теста контрольной и экспериментальной групп, сравнили с табличным и определили уровень эффективности развития координационных способностей по разработанной нами методике.

Средний результат поворотов на гимнастической скамье в контрольной группе 6,80±1,30 количество поворотов, а в экспериментальной 7,45±1,46 поворота, ^ф =1,00 < =2,10 (рис. 1).

Таким образом, между двумя группами нет достоверности различий в развитии этой координационной способности P>0,05 и методика для развития равновесия не эффективна и расширяет уже существующие.

Средний результат удара мячом в цель в контрольной группе 8,20±2,60 очка, а в экспериментальной - 11,40±3,25 очка, ^ф =2,30 > ^ =2,10 (рис. 2).

Выявлено, что результат теста между контрольной и экспериментальной группами достоверно различается и методика для развития этой координационной способности (кинестезическое дифференцирование) эффективна с гарантией на 95 %, то есть P<0,05.

8 т-

7--=

6--

5--

4--

3--

2--

1--

0 ---

Тест №1

□ Контрольная

□ Экспериментальная

Рис. 1. Результаты теста «Повороты на гимнастической скамье» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, кол-во раз

12 11 10

9--

8 7

6--

5 4 3 2 1

0 ^---

Тест №2

□ Контрольная

□ Экспериментальная

Рис. 2. Результаты теста «Удар мячом в цель» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, кол-во очков

На основании расчетов установлено, что результаты в беге с обеганием стоек, между контрольной и экспериментальной группами, не имеют никаких достоверных различий Р>0,05, что свидетельствует о неэффективности методики для развития этой координационной способности (рис. 3.

Средний результат бега к пронумерованным мячам в контрольной группе 10,46±1,71 с, а в экспериментальной - 9,07±0,96 с. Согласно расчетам достоверность различий результата этого теста, между контрольной и экспериментальной группами имеет следующее значение: 1Дф =2,19 > 1Дт =2,10, следовательно, Р<0,05 и методика для развития данной координационной способности (пространственной ориентировке) эффективна с гарантией на 95 % (рис. 4).

2.5

1.5 1

0.5 0

□ Контрольная

□ Экспериментальная

Тест №3 слева

Тест №3 справа

Рис. 3. Результаты теста «Бег с обеганием стоек» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, с

3

2

11 1- ——

10---

9---

8--

7--

6--

5--

4--

3 2 1

0 -1---

Тест №4

□ Контрольная

□ Экспериментальная

Рис. 4. Результаты теста «Бег к пронумерованным мячам» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, с

Средний результат остановки катящегося мяча ногой в контрольной группе составил 1,54±0,20 м, а в экспериментальной - 1,49±0,19 м. Выявлено, что достоверность результата теста «Остановка катящегося мяча ногой» между контрольной и экспериментальной группами не имеет никаких различий, ^ф =0,56 < ^т =2,10, следовательно, методика для развития способности к реагированию неэффективна и расширяет уже существующие методики (рис. 5).

Расчеты, указанные выше, подтверждают высокое развитие в экспериментальной группе кинестезического дифференцирования и пространственной ориентировки. В контрольной и экспериментальной группах показатели тестов на равновесие, сложную двигательную реакцию, приспособление и перестроение двигательных действий были примерно одинаковые.

□ Контрольная

□ Экспериментальная

Рис. 5. Результаты теста «Остановка катящегося мяча ногой» в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента, м

Таким образом, можно констатировать, что в целом методика для развития координационных способностей футболистов 8-10 лет на начальном этапе обучения достаточно эффективна, так как все виды координационных способностей имеют положительную динамику.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 22 с.

2. Витковски З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. .канд. пед. наук. М., 2003. 232 с.

3. Витковски З., Лях В.И. Развитие координационных способностей у футболистов 11-19 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С. 34-39.

4. Зерег Ф., Жийяр М.В., Мохамед Х.Х. Совершенствование координационных способностей футболистов 14-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №2 (144). С. 72-77.

5. Лях В.И., Витковски З. Развитие и тренировка координационных способностей юных футболистов 11-19 лет // Физиология человека. 2010. Т. 36. № 1. С. 74-82.

Беликова Елена Викторовна, старший преподаватель, Ъту300904@уапйех.ги, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, доц., Ъту300904@уапйех.ги, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

3 -,-

2.5--

2--

1.5----

1--

0.5--

0 -I---

Тест №5

THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF FOOTBALL PLAYERS OF 8-10 YEARS IN SCHOOL SECTIONS

E. V. Belikova, M. V. Dedlovskaya

The analysis of scientific literature on the development of coordination abilities of young football players is presented. A method for developing the coordination abilities of football players for 8-10 years is proposed in the conditions of the school section and its effectiveness has been proved experimentally.

Key words: football, school section, coordination abilities, sports game, junior school age, ability development.

Belikova Elena Viktorovna, senior lecturer, bmv300904@yandex.ru, Russia, Barnaul, Barnaul, Altai State Pedagogical University,

Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical science, associate professor, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

УДК 796.526

КВАЛИМЕТРИЯ СКРЫТОГО ДВИЖЕНИЯ В СПОРТИВНОМ

СКАЛОЛАЗАНИИ

Ю.В. Котченко

Представлены результаты анализа скрытого движения, являющегося одним из важных компонентов выступления и оказывающего влияние на итоговый результат. Получена формула, позволяющая определить число скрытых движений исходя из итоговой суммы результативных движений. Рассчитана количественная оценка стоимости одного скрытого движения и установлен размер латентного резерва повышения эффективности выступления, определяемого этим компонентом.

Ключевые слова: спортивное скалолазание, эффективность выступления, международные соревнования, результат.

В настоящее время повышение эффективности выступления в спортивном скалолазании является одним из приоритетных вопросов, поскольку после включения скалолазания в программу Олимпийских игр 2020 года, слабые позиции России в дисциплине лазания на трудность, снижают шансы в борьбе за медали [1, 2].

С целью поиска дополнительных путей повышения эффективности при прохождении соревновательной трассы, было проведено исследование, в ходе которого были изучены выступления высококвалифицированных спортсменок на крупных международных соревнованиях. Общее количество проанализированных стартов п = 1220. Методы анализа: кластерный, корреляционный, регрессионный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.