использованию специальных упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности борцов греко-римского стиля с различными типологическими свойствами нервной системы, такими, как «сила/слабость» нервной системы по процессу возбуждения, является актуальной задачей, а ее решение будет способствовать повышению качества соревновательной деятельности борцов.
Примечания
1. Лях В. И. Координационные способности школьников. Основы тестирования и методики развития. Ч. 2 // Физическая культура в школе. 2000. № 5. С. 3-10; Верхошанский Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / / Теория и практика физ. культуры. 2005. № 4. С. 2-14.
2. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. С. 200-234; Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна, 2002. 320 с.
3. Чибичик Ю. Е. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 180 с.: ил.; Воронин Е. В. Обусловленность выбора стиля игры в настольном теннисе типологическими особенностями основных свойств нервной системы и психомоторными показателями / / Теория и практика физической культуры. 2007. № 9. С. 5-10; Вяткин Б. А. Спорт и развитие индивидуальности человека // Теория и практика физической культуры. 1993. № 2. С. 1-5; Мотыль А. В. Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одаренности детей, их значение при выборе спортивной специализации: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 23 с.
Notes
1. Lyakh V.I. Koordinatsionnye sposobnosti shkol'nikov. Osnovy testirovaniya i metodiki razvitiya [Coordination abilities of students. Fundamentals of testing and development techniques]. Part 2 // Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical Education in school, 2000, № 5, pp. 3-10; Verkhoshansky Yu.V. Teoriya i metodologiya sportivnoj podgotovki: blokovaya sistema trenirovki sportsmenov vysokogo klassa [Theory and methodology of sports training: bloc training system high-class athletes] / / Teoriya i praktika fiz. kul'tury - Theory and Practice of physical efucation, 2005, № 4, pp. 2-14.
2. Ilyin E.P. Differentsial'naya psikhologiya professional'noj deyatel'nosti [Differential psychology of professional activity]. St.Petersburg: Peter. 2003. Pp. 200-234; Ozerov V.P. Psikhomotornye sposobnosti cheloveka [Psychomotor abilities]. Dubna. 2002. 320 p.
3. Chibichik Y.E. Individualizatsiya uchebno-trenirovochnogo protsessa yunykh dzyudoistov na nachal'nykh ehtapakh podgotovki: dis. kand. ped. nauk. [Customization of the training process of young wrestlers at the initial stages of preparation: dis. Candidate ped. sci.] Chelyabinsk. 2010. 180 p.: with ill.; Voronin E.V. Obuslovlennost' vybora stilya igry v nastol'nom tennise tipologicheskimi osobennostyami osnovnykh svojstv nervnoj sistemy i psikhomotornymi pokazatelyami [Stipulation of style selection in table tennis by typological characteristics of the basic properties of the nervous system and psychomotor performance] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2007, № 9, pp. 5-10; Vyatkin B.A. Sport i razvitie individual'nosti cheloveka [Sport and development of human individuality] / / Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture. 1993. № 2. pp. 1-5; Motyl A.V. Individual'no-tipicheskie razlichiya v strukture dvigatel'noj odarennosti detej, ikh znachenie pri vybore sportivnoj spetsializatsii: avtoref. dis. kand. ped. nauk. [Individually-typical differences in the structure of motor gifted children, their importance in the selection of sports specialization: autoref. dis. Candidate ped. sci.] St. Petersburg. 1998. 23 p.
УДК 796.332.012.2
М. П. Бандаков, Г. Г. Полевой
Развитие специфических координационных способностей
у юных футболистов
Статья посвящена обоснованию методических подходов к разработке методики по дифференцированному развитию координационных способностей юных футболистов, имеющих различные типологические особенности свойств нервной системы.
© Бандаков М. П., Полевой Г. Г., 2014 138
The article is devoted to the justification of methodological approaches to the development of a methodology for the development of a differentiated coordination abilities of young players with different typological features of the properties of the nervous system.
Ключевые слова: развитие, координационные способности, дифференцированный подход, типологические особенности.
Keywords: development, coordination abilities, and a differentiated approach, typological features.
Современный футбол предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов, поэтому поиск новых, более совершенных, прогрессивных методических подходов к организации и проведению тренировочных занятий является актуальной задачей. Это в свою очередь обусловливает наличие высокого уровня знаний и умений у тренера, а также научного подхода к обоснованию содержания спортивной тренировки.
В настоящее время теория и методика детско-юношеского футбола находятся на этапе модернизации и позитивного обновления. Ведутся разработки новых научно-педагогических технологий, способствующих совершенствованию всех сторон подготовки юных футболистов.
Роль специфических координационных способностей в технической подготовке спортсменов давно признана специалистами как ведущая, однако большинство авторов в своих исследованиях дают лишь общие рекомендации по вопросам выбора принципов, средств и методов развития общих и специальных координационных способностей, хотя и определяют их большую важность для футболистов любого возраста.
Н. М. Люкшинов и Ю. Ф. Курамшин [1] рекомендуют следующие принципы, которых необходимо придерживаться при выборе физических упражнений для развития координационных способностей:
1) исходить из конкретного вида спорта;
2) постоянно повышать сложность упражнений;
3) варьировать время выполнения упражнений;
4) упражнения должны содержать элементы новизны, необычности;
5) включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений;
6) объединять освоенные двигательные умения в различные комбинации и доводить их до автоматизма.
По данным В. И. Ляха [2], для развития способности у футболистов к пространственной ориентации необходимо применять разные прыжки в определенные зоны, удары на точность, игровые упражнения с несколькими мячами и участниками, групповые и командные спортивно-игровые упражнения технического и тактического характера.
По сведениям А. П. Золотарева [3], для эффективного развития координационных способностей необходимо с 10 до 12 лет использовать ведение мяча и обводку фишек, жонглирование, короткие и средние передачи мяча, игру головой, удары в ворота ногой, а также следует увеличить количество времени (до 30% общего объема времени практических занятий, отводимого на техническую подготовку) на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом.
Фриха Мохамед бен Хабиб [4] рекомендует увеличивать объем упражнений, направленных на развитие координационных способностей, до 30% от общего тренировочного времени. Такой объем рекомендуется сохранять до 14 лет и постепенно увеличивать сложность упражнений. В футболе большое внимание следует уделять таким способностям, как кинестетическая дифференцировка (чувство мяча), пространственно-зрительная ориентация, переключение двигательной деятельности, реакция. В группу технико-тактических упражнений автор отнес разные квадраты 5x2, 7x2, 4x2, 3x1 м с одним и двумя мячами, с ограниченным числом касаний; игры в футбол в 3, 4 ворота; игры в футбол 2, 3 мячами; игру в футбол с мячом для регби; игры с персональной опекой на маленькой площадке; ведение мяча на ограниченном пространстве; игру в футбол с ограниченным количеством касаний или с обязательным выходом всех игроков на чужую половину поля при взятии ворот.
И. В. Аверьянов и А. В. Шамонин указывают на эффективность применяемых средств технической подготовки игроков, которая во многом зависит от методов обучения. Авторы
рекомендуют для развития общих и специфических для избранного вида спорта координационных способностей следующие методы [5]:
1) метод стандартно-повторного упражнения (применять при разучивании новых или в координационном отношении сложных двигательных действий);
2) метод вариативного (переменного) упражнения является главным методом в развитии координационных способностей спортсмена;
3) игровой метод открывает перед занимающимися широкие перспективы проявлять самостоятельность, инициативу, находчивость, решительность и настойчивость;
4) соревновательный метод используется в контрольных, товарищеских и календарных играх. В форме соревнований проводятся также отдельные упражнения (например: Кто точнее поразит цель? Кто быстрее выполнит ведение мяча на заданном отрезке?).
З. Витковски [6] отмечает, что для развития координационных способностей необходимо применять следующие методические приёмы:
1) использование необычных исходных положений;
2) ограничение пространства при выполнении упражнений;
3) выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях;
4) усложнение упражнений дополнительными средствами;
5) совершенствование технических действий в состоянии значительного утомления;
6) смену способов выполнения технических приёмов;
7) варьирование параметров двигательных действий;
8) воздействие на анализаторы путём введения дополнительных звуковых, световых, зрительных сигналов или их ограничение;
9) формирование рабочей установки;
10) вычленение элемента действия;
11) использование дополнительных ориентиров;
12) зеркальное выполнение упражнений.
Г. С. Лалаков [7] в тренировочном процессе при подготовке юных футболистов использовал нагрузки малого объема с различной продолжительностью выполнения серий упражнений, нагрузки среднего объема применял с продолжительностью серии, равной 3-4 и 45 минутам, а вот нагрузки большого объема - с длительностью серии, равной 3-4 минутам. Упражнение может выполняться от 4 до 6 секунд (бег на 30 м) до 15-20 минут и более (игровые упражнения). Рекомендуется использовать серии упражнений деятельностью от 34 минут, до 4-5 и 5-6 минут с применением упражнений неспецифического характера, с низкой координационной сложностью. Серии упражнений с длительностью, равной 4, 6 и 8 минутам, можно рекомендовать для развития специальных физических качеств, а также для совершенствования технико-тактического мастерства футболистов.
W. Ljach [8] определил следующие параметры физической нагрузки, которых должны придерживаться тренеры, давая упражнения футболистам на развитие специфических координационных способностей. Так, возрасту 11-12 лет соответствует нагрузка, в которой число повторений варьируется от 4 до 40 раз в серии, число серий - 1-6, время выполнения упражнения составляет от нескольких секунд до нескольких минут, время отдыха - от нескольких секунд до полного восстановления, отдых может быть как активный, так и пассивный, интенсивность может быть от низкой до субмаксимальной. Автор рекомендует учитывать два основных правила:
1) если мы пытаемся научить спортсмена новому, достаточно сложному в координационном отношении элементу техники, то применяем большое число повторений выполнения данного элемента в относительно стандартных условиях;
2) когда футболист овладеет техническим приемом на уровне, приближенном к образцовому, он начинает менять его при изменении способа выполнения и в изменяющихся условиях. Причем при выполнении таких упражнений число повторений обычно составляет 412 раз, а число серий - от 1 до 3.
В. И. Лях и З. Витковски [9] рекомендуют в каждом тренировочном занятии отводить от 15 до 45 минут на общие и специальные координационные упражнения, способствующие улучшению разных координационных способностей. Координационные упражнения рекомендуется использовать в конце подготовительной или начале основной части занятия, после разминки. Авторы убеждены, что координационные тренировки наиболее целесообраз-
но проводить систематически в течение всего макроцикла (в подготовительном, соревновательном и переходном периодах), а на одном учебно-тренировочном занятии необходимо развивать целенаправленно не более одной-двух специфических координационных способностей.
Не менее важным критерием является координационная сложность нагрузок. Так, ещё в 1995 г. В. И. Лях [10] предложил примерное соотношение упражнений разной координационной сложности в тренировке спортсменов в игровых видов спорта, в возрасте 10-12 лет упражнения низкой координационной сложности должны составлять 30-40%, упражнения средней координационной сложности - 35-45%, а упражнения высокой координационной сложности - 10-20% от времени, отводимого на развитие координационных способностей.
Ю. В. Кольвах [11] дифференцировал признаки сложности упражнений в футболе и шкалу оценки технической сложности тренировочного упражнения. Автор определил 9 признаков, которые позволяют классифицировать средства для развития координационных способностей на простые и сложные. Так, к простым упражнениям относятся задания, в которых принимают участие футболисты в уменьшенных составах, скорость выполнения заданий невысока, нет ограничения касаний мяча и степень утомления незначительная. Официальные контрольные игры определяются 10 баллами сложности, а двусторонние игры, игровые упражнения по правилам соревнований в двух составах оцениваются по 9 баллам сложности. Автор рекомендует разделить весь состав специализированных средств тренировки на 3 уровня сложности. К низкому уровню сложности относятся упражнения, отмеченные 1-4 баллами, к среднему - 5-7 баллов, а к высокому - 8-10 баллов.
Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу о том, что тренировки, направленные на развитие специфических координационных способностей, должны проводиться на каждом тренировочном занятии, вне зависимости от периода тренировки и этапа подготовки. Комплексы упражнений для развития специфических координационных способностей рекомендуется применять после предварительной разминки (5-7 минут) в подготовительной или в начале основной части занятия. Диапазон времени, отводимого на развитие специфических координационных способностей, составляет примерно 30 минут. В течение одного занятия целенаправленно развивать не более одной-двух специфических координационных способностей. Рациональным для разучивания новых координационных способностей является метод стандартно-повторного выполнения упражнения, метод вариативного выполнения упражнения относят к главным методам развития координационных способностей, однако впоследствии не менее эффективным являются игровой и соревновательный методы.
Таким образом, определены наиболее важные принципы подбора средств по развитию координационных способностей, предложенные Н. М. Люкшиновым и Ю. Ф. Курамшиным [12], а также средства, методы, методические приемы и параметры физической нагрузки, используемые при развитии специфических координационных способностей.
Однако в ходе обзора литературы, посвященной подготовке юных футболистов, не обнаружено научных исследований, которые бы учитывали типологические особенности проявления свойств нервной системы при построении учебно-тренировочных занятий, хотя в других видах спорта такие исследования уже есть.
По определению А. А. Новикова [13], дифференцированный подход необходим для оптимизации процессов обучения, воспитания и профессионального отбора. В педагогике и психологии он рассматривается как метод изучения индивидуальных и групповых различий между людьми. В спорте дифференцированный подход является методом объединения спортсменов в учебно-тренировочные группы с учетом их спортивно-важных качеств и разработки для каждой группы определенных способов тренировки, адекватных их типическим особенностям.
И. П. Ратов [14] приходит к выводу, что индивидуализация подготовки спортсменов более полно раскрывает их способности, способствует более быстрому спортивному обучению и росту спортивных результатов. В практической деятельности тренеры используют индивидуальную подготовку спортсменов, как правило, на основе учета анатомо-морфоло-гических и психологических особенностей спортсменов, уровня их физической и технической подготовленности, не уделяя внимания типологическим особенностям проявления свойств нервной системы.
Таким образом, дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса представляется одной из форм управления подготовкой футболистов, в основе которой лежит учет особенностей конкретных спортсменов при планировании нагрузки.
Анализ литературных источников позволяет выявить и обобщить критерии, по которым занимающиеся при выполнении физических упражнений делятся на подгруппы:
- по типу телосложения - Л. Г. Забелина (2004), И. М. Батталов (2006), М. М. Чернецов (2010), Е. П. Писаренкова (2010), А. А. Гурьев (2010);
- по уровню физической подготовленности - М. М. Чернецов (2011);
- по уровню технической подготовленности - М. Р. Григорьян (2009), Ю. В. Кольвах (2006);
- по уровню функциональной подготовленности - А. И. Шамардин (2000), Н. В. Ткачен-ко (2008), А. А. Шамардин (2009), А. М. Кондаков (2010);
- с учетом психических качеств - А. Ю. Сырников (2001), Е. Ф. Брагинский (2001);
- по игровому амплуа - Ю. В. Лубкин (2004), В. Цянь (2006) и А. А. Шамардин (2009);
- по биоэнергетическим типам - В. С. Кожевников (2011); и некоторые другие показатели.
В то же время необходимо отметить, что не обнаружено научных исследований в области футбола, в которых при дифференциации тренировочных заданий использовался бы такой критерий, как «сила-слабость» нервной системы по процессу возбуждения.
А ведь ещё в 1951 г. И. П. Павловым [15] было создано учение об основных свойствах нервной системы человека как ведущих параметрах его функциональной организации.
Более того, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын [16] указывают на необходимость учета этих свойств применительно к различным видам спортивной деятельности.
Так, Н. П. Фетискин [17] проводил исследования на теннисистах с учетом силы/слабости нервной системы и пришел к выводу о том, что игра защитников во многом связана с мо-нотонией, а наиболее устойчивые спортсмены в такой работе характеризуются слабой нервной системой.
Г. Л. Драндров и В. А. Сальников [18] изучали влияние силы нервной системы, ее подвижности и баланса нервных процессов на соревновательную деятельность. Было установлено, что знание выявленных особенностей и их влияние на динамику темпов прироста результатов позволит более реально прогнозировать результаты и целенаправленнее планировать многолетний тренировочный процесс юных футболистов.
Ю. М. Пахомов [19] проводил исследования на квалифицированных прыгунах в высоту, отразив взаимосвязь отдельных свойств нервной системы с величинами тренировочной нагрузки. Прыгуны с более сильной нервной системой должны выполнять большее количество прыжков, они нуждаются в более длительном восстановлении после технической тренировки. Спортсмены, у которых преобладает процесс возбуждения, меньше сосредоточиваются перед прыжком, им же необходима и непродолжительная пауза между попытками.
М. Ю. Козьминых [20] индивидуализировала специальную физическую подготовку прыгуний в высоту с учетом типологических свойств их нервной системы и выявила, что силу нервной системы по процессу возбуждения можно определить как выносливость нервной системы к длительному действию возбуждения. Типологические свойства оказывают существенное влияние на успешность овладения двигательными навыками в спорте, лица, обладающие слабой нервной системой, более чувствительны и способны с самого начала работать с большой интенсивностью. В условиях переключения с работы на отдых преимущество имеют лица с более сильной нервной системой. Лица со средней нервной системой в условиях напряженной работы проявляют себя как лица с сильной нервной системой. Лица, обладающие слабой нервной системой по процессу возбуждения, более активно проводят первую часть занятия, а у лиц со средней нервной системой отмечается равномерность проведения тренировочного занятия с некоторым увеличением активности в заключительной части занятия.
Е. В. Воронин [21] в своих исследованиях отметил, что тренировка теннисистов, проводимая без учета индивидуальных способностей, существенно тормозит рост спортивного мастерства. Формирование индивидуального стиля деятельности у спортсменов должно происходить целенаправленно с учетом их индивидуальных особенностей. Большую роль в выборе стиля деятельности играют типологические особенности проявления свойств нерв-
ной системы. В исследовании было доказано, что спортсмены атакующего стиля обладают сильной нервной системой, а защитного - слабой, а также быстродействие спортсмена обусловливает слабая нервная система, а терпеливость - сильная.
В. А. Коровин [22] подчеркивает, что лица с противоположными свойствами нервной системы могут достигнуть одинакового успеха в спорте за счет преимуществ тех или других качественных особенностей спортивной деятельности.
Таким образом, в ходе теоретического анализа и обобщения литературных источников подтверждена эффективность применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов, имеющих разные типологические свойства нервной системы. А также дифференцированный подход повышает эффективность занятий, оптимизирует процесс обучения и является одним из наиболее эффективных способов использования скрытых резервов организма человека. В то же время в научных исследованиях, посвященных подготовке юных футболистов, не обнаружено данных, учитывающих типологические особенности проявления свойств нервной системы.
Представленные выше данные позволяют лишь предположить, что, по всей вероятности, эффективнее развивать специфические координационные способности отдельно у футболистов, обладающих сильной и слабой нервной системой. Уточнение этого предположения открывает новую возможность совершенствования методики развития специфических координационных способностей у юных футболистов на учебно-тренировочных занятиях за счет индивидуализации средств их развития.
В связи с этим можно говорить о наличии противоречия между существующими системами подготовки юных спортсменов и отсутствием методики дифференцированного развития специфических координационных способностей юных футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Вышеизложенное противоречие определило проблему нашего исследования, заключающуюся в разработке методики дифференцированного развития специфических координационных способностей юных футболистов 11-12 лет, имеющих разные типологические свойства «сила-слабость» нервной системы по процессу возбуждения.
Примечания
1. Люкшинов Н. М. Искусство подготовки высококлассных футболистов: науч.-метод. пособие / под ред. Н. М. Люкшинова. М.: Сов. спорт, 2003. 415 с.; Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физического воспитания: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. 3-е изд. М.: Сов. спорт, 2007. 464 с.
2. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: дис. ... д-ра пед. наук. Т. 1. М., 1990. 513 с.
3. Золотарев А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: дис. . д-ра пед. наук. Краснодар, 1997. 444 с.
4. Фриха М. Развитие координации движений и пространственной ориентации юных футболистов 11-13 лет: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 122 с.
5. Аверьянов И. В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008. 240 с.; Шамонин А. В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 711 лет: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 183 с.
6. Витковски З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. . канд. пед. наук. М., 2003. 232 с.
7. Лалаков Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1998. 328 с.
8. Ljach W. Koordinationstraining im System des mehr^hrigen Leistungsaufbau -ausgewдhlte theoretisch-metodische Grundpositione. In: Koordinative Fдhigkeiten-koordinative Kompetenz. Herausg. von G. und B. Ludwig. Univ. Kassel. Kassel, 2002. С. 228-233.
9. Лях В., Витковски З. Координационная тренировка в футболе. М.: Сов. спорт, 2010. 216 с.
10. Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история теория экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. 1995. № 11. С. 16-23.
11. Кольвах Ю. В. Нормирование специализированных нагрузок различной координационной сложности квалифицированных футболистов в подготовительном периоде: дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 188 с.
12. Люкшинов Н. М. Указ. соч.; Курамшин Ю. Ф. Указ. соч.
13. Новиков А. А. Ориентация подготовки борцов на их особенности / А. А. Новиков, Ю. И. Чуйко, С. А. Морозов / / Теория и практика физической культуры. 1984. № 11. С. 19-21.
14. Ратов И. П. Двигательные возможности человека. Минск: Полымя, 1994. 116 с.
15. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности человека и животных // Павлов И. П. Полн. собр. сочинений. М.: АН СССР, 1951. Т. 3. 438 с.
16. Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. С. 132-145.
17. Фетискин Н. П. Влияние типологических особенностей в проявлении основных свойств нервной системы на возникновение состояния монотонии // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972. С. 150-154.
18. Драндров Г. Л., Сальников В. А. Индивидуальность в динамике развития двигательных способностей у юных футболистов / / Теория и практика физической культуры. 1986. № 5. - С. 30-31.
19. Пахомов Ю. М. Индивидуализация технической подготовки высококвалифицированных прыгунов в высоту на основе учета их психофизиологических особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1989. 23 с.
20. Козьминых М. Ю. Индивидуализация специальной физической подготовки квалифицированных прыгуний в высоту с учетом свойств их нервной системы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997. 214 с.
21. Воронин Е. В. Обусловленность выбора стиля игры в настольном теннисе типологическими особенностями основных свойств нервной системы и психомоторными показателями // Теория и практика физической культуры. 2007. № 9. С. 5-10.
22. Коровин В. А. Влияние занятий футболом на воспитание личности подростков: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 143 с.
Notes
1. Ljukshinov N.M. Iskusstvo podgotovki vysokoklassnykh futbolistov: nauch.-metod. posobie [Art of preparing of high level players: scientific-method. manual] / ed. N.M. Lyukshinov. Moscow: Sov. sport. 2003. 415 p.; Kuramshin Y.F. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya: uchebnik [Theory and methods of physical education: a textbook] / ed. Y.F. Kuramshin. 3rd ed. Moscow: Sov. sport. 2007. 464 p.
2. Lyakh V.I. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostej u detej shkol'nogo vozrasta: dis. d-ra ped. nauk. [Development of coordination abilities in school-age children: Dis. Dr. ped. sci.] Vol. 1. Moscow. 1990. 513 p.
3. Zolotarev A.P. Struktura i soderzhanie mnogoletnej podgotovki sportivnogo rezerva v futbole: dis. dra ped. nauk. [Structure and content of long-term training of sports reserve in football: dis. Dr. ped. sci.] Krasnodar. 1997. 444 p.
4. Frikha M. Razvitie koordinatsii dvizhenij i prostranstvennoj orientatsii yunykh futbolistov 11-13 let: dis. kand. ped. nauk. [Development of motor coordination and spatial orientation of young players 11-13 years: dis. Candidate ped. sci.] St. Petersburg. 1998. 122 p.
5. Aver'yanov I.V. Metodika sovershenstvovaniya kinesteticheskikh koordinatsionnykh sposobnostej futbolistov 10-11 let: dis. kand. ped. nauk. [Methods of improving kinesthetic coordination abilities of players 10-11 years: dis. Candidate ped. sci.] Omsk. 2008. 240 p.; Shamonin A.V. Povyshenie tekhnicheskoj podgotovki pri razvitii sposobnostej k sokhraneniyu ravnovesiya yunykh futbolistov 7-11 let: dis. kand. ped. nauk. [Improvement of technical training in the development of the ability to maintain balance of young players aged 7-11 years: dis. Candidate ped. sci.] Moscow. 2010. 183 p.
6. Witkowski Z. Koordinatsionnye sposobnosti yunykh futbolistov: diagnostika, struktura, ontogenez: dis. kand. ped. nauk. [Coordination abilities of young football players: diagnosis, structure, ontogeny: dis. Candidate ped. sci.] Moscow. 2003. 232 p.
7. Lalakov G.S. Struktura i soderzhanie trenirovochnykh nagruzok na razlichnykh ehtapakh mnogoletnej podgotovki futbolistov: dis. d-ra ped. nauk. [Structure and content of training loads in various stages of long-term training of players: dis. Dr. ped. sci.] Omsk. 1998. 328 p.
8. Ljach W. Koordinationstraining im System des mehr^hrigen Leistungsaufbau -ausgewдhlte theoretisch-metodische Grundpositione. In: Koordinative Fдhigkeiten-koordinative Kompetenz. Herausg. von G. und B. Ludwig. Univ. Kassel. Kassel, 2002. P. 228-233.
9. Lyakh V. Z. Witkowski Koordinatsionnaya trenirovka v futbole. [Coordination training in football]. Moscow Sov. sport. 2010. 216 p.
10. Lyakh V.I. Koordinatsionno-dvigatel'noe sovershenstvovanie v fizicheskom vospitanii i sporte: istoriya teoriya ehksperimental'nye issledovaniya [Coordination and motor improvement in physical education and sport: the history of the theory of experimental studies] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 1995, № 11, pp. 16-23.
11. Kolvakh Yu.V. Normirovanie spetsializirovannykh nagruzok razlichnoj koordinatsionnoj slozhnosti kvalifitsirovannykh futbolistov v podgotovitel'nom periode: dis. kand. ped. nauk. [Rationing specialized loads of different coordination complexity of skilled players in the preparatory period: dis. Candidate ped. sci.] Krasnodar. 2006. 188 p.
12. Ljukshin N.M. Op. cit.; Kuramshin Y.F. Ordinance. Op. cit.
13. Novikov A.A. Orientatsiya podgotovki bortsov na ikh osobennosti [Orientation of training fighters at their features] / A.A. Novikov, Yu.I. Chuiko, S.A. Morozov / / Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture. 1984. № 11. pp. 19-21.
14. RatovI.P. Dvigatel'nye vozmozhnosti cheloveka [Motor human capabilities]. Minsk: Polymya. 1994. 116 p.
15. Pavlov I.P. Obshchie tipy vysshej nervnoj deyatel'nosti cheloveka i zhivotnykh [Common types of higher nervous activity in humans and animals] / / Pavlov I.P. Full. cit. works. Moscow: USSR Academy of Sciences. 1951. Vol. 3. P. 438.
16. Teplov B.M., Nebylitsyn V.D. Izuchenie osnovnykh svojstv nervnoj sistemy i ikh znachenie dlya psikhologii individual'nykh razlichij [Learning the basic properties of the nervous system and their implications for the psychology of individual differences] // Psikhofiziologicheskie issledovaniya individual'nykh razlichij - Psychophysiological study of individual differences. Moscow: Nauka. 1976. Pp. 132145.
17. Fetiskin N.P. Vliyanie tipologicheskikh osobennostej v proyavlenii osnovnykh svojstv nervnoj sistemy na vozniknovenie sostoyaniya monotonii [Effect of typological features in the manifestation of the basic properties of the nervous system on the occurrence of the state of monotony] // Psikhofiziologicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniya i sporta - Psychophysiological basis of physical education and sport. Leningrad. 1972. Pp. 150-154.
18. Drandrov G.L., Sal'nikov V.A. Individual'nost' v dinamike razvitiya dvigatel'nykh sposobnostej u yunykh futbolistov [Individuality in the dynamics of development of motor abilities in young players] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 1986, № 5, pp. 30-31.
19. Pakhomov Y.M. Individualizatsiya tekhnicheskoj podgotovki vysokokvalifitsirovannykh prygunov v vysotu na osnove ucheta ikh psikhofiziologicheskikh osobennostej: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Customization of highly technical training jumpers on the basis of consideration of their psychophysiological features: autoreft. dis. Candidate ped. sci.] St. Petersburg. 1989. 23 p.
20. Kozminykh M.Yu. Individualizatsiya spetsial'noj fizicheskoj podgotovki kvalifitsirovannykh prygunij v vysotu s uchetom svojstv ikh nervnoj sistemy: dis. kand. ped. nauk. [Customization of special physical training of qualified jumpers based on the properties of the nervous system: dis. Candidate ped. sci.] St. Petersburg. 1997. 214 p.
21. Voronin E.V. Obuslovlennost' vybora stilya igry v nastol'nom tennise tipologicheskimi osobennostyami osnovnykh svojstv nervnoj sistemy i psikhomotornymi pokazatelyami [Stipulation of the choice of style of play in table tennis by typological characteristics of the basic properties of the nervous system and psychomotor performance] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2007, № 9, pp. 5-10.
22. Korovin V.A. Vliyanie zanyatij futbolom na vospitanie lichnosti podrostkov: dis. kand. ped. nauk. [Effect of playing football on the education of the individual adolescents: dis. Candidate ped. sci.] Yaroslavl. 2008. 143 p.