УДК 7%.332-055.2:796.012.2/6]:612.763/.766:613.73
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ И КООРДИНАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Н.Ю. Тарабрина1, Е Ю. Гра6овская:, Ю.А. Гетиковл
Таврическая академия Крымского федерального университета имени Б.И. Вернадского, г Сшлферополь, Россия
2 Футбольный клуб «ТСК-1», г. Симферополь, Россия Для связи с авторами E-mail: 11 at a- taiab mi a@mail.ru
Аннотация:
В статье изучено влияние специальных средств фитнеса на скоростно-силовые и координационные показатели юных футболистов. В исследовании приняли участие 24 спортсмена в возрасте 8-9 лет, обучающихся на этапе начальной подготовки. Все исследуемые занимались по специально разработанной фитнес-программе, включающей занятия с различным фитнес-оборудованием. Результаты выполненных исследований свидетельствуют о достоверном (р<0,01) улучшении скорости бега на 30 метров и показателей прыжка в длину на 5,1% и 1,9% соответственно, подтягивания из виса на перекладине - на 20,9 % (р<0,01). Координационные показатели (бег на 30 м с ведением мяча и жонглирование мячом) изменились более существенно (р<0,001) - на 30,7 % и 26,6 % соответственно. Удар по неподвижному мячу с разбега на дальность изменился на 4,10%. Проанализированы средства фитнеса и обоснована целесообразность использования их в переходном и подготовительном периоде спортивной подготовки юных футболистов.
Ключевые слова: юные футболисты, скоростно-силовые и координационные способности, средства фитнеса.
FEATURES OF INFLUENCE OF SPECIAL MEANS OF FITNESS ON SPEED- STRENGTH AND COORDINATION FIGURES OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS N.Yu. Tarabrlna®, E.Yu. Grabovskaya1, Yu.A.Getlkov2
1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Tavrlda Academy, Simferopol, Crimea, Russia
2 Football club "TSK-1", Simferopol, Crimea, Russia Abstract:
In the article was explored the influence of special means of fitness on speed-strength and coordination figures of young football players. The study involved 24 sportsmen at the age of 8-9 years, who were on the stage of initial training. All sportsmen engaged in a specially designed fitness program that includes sessions with various fitness equipment. The results of these studies indicate significantly (p<0,0l) improvement in running speed of 30 meters and the long jump on 5,1% and 1,9%, respectively, pulling a hang on the crossbar on 20,9 % (p<0,01). Coordination parameters (run 30 meters with the conduct of the ball and ball juggling) changed more significantly (p<0,001) on 30,7 % and 26,6%, respectively. Kick a stationary ball with a running start on the range has changed on 4,10 %. Tools of fitness were explored, the expediency of use them in the transitional and preparatory period of the sports training of youth football players was substantiated.
Key words: youth football players, speed-strength and coordination abilities, fitness tools.
ВВЕДЕНИЕ
Тенденция развития современного футбола предопределяет многолетний планомерный процесс достжения высшего мастер ста а, диктует необходимость совершенствования системы его поэтапного формирования [1] Результативность процесса спортивной тре-
нировки во многом зависит от правильного планирования средств и методов развития физических качеств. Извесшо, что наиболее важными качествами футболиста, являются быстрота и координация движений. А шла и выносливость должны только подкреплять эти качества [2]. Развивать физические спо-
собности наиболее целесообразно с детского возраста. Если в тренировочном цикле спортсмена все систематизировано и грамотно построено, применяются не только классические приемы, но и нов шеста а, то шансы на победу многократно возрастают. В связи с этим тренеры, спортивные врачи и профильные специалисты ищут инновационные технологии, позволяющие многогранно, а главное сбалансированно воздействовать на спортсмена [3,4,5,6].
В настоящее время в подготовке зарубежных квалифицированных спортсменов (Англия, Германия, Италия) четко прослеживается тенденция к использованию нетрадиционных средств в спортивной тренировке [7,8] Так, например, широкое применение нашли различные формы фитнеса (аэробика, аквааэ-робика, пилатес, функциональный тренинг), оздоровительные китайские методики, йога, суставные гимнастики и др На протяжении последних десятилетий аэробика используется в спортивной тренировке не только футболистов, но и боксеров, борцов, гимнастов, фигуристов [2,6]
Среди множества определенных методик общей и специальной физической подготовки фитаесу отведена значимая роль [8,9], поскольку
— степ-аэробика способствует развитию координации, аэробной выносливости, ритмично ста и ловкости,
— занятия на глайдингах — скользящих дисках — позволяют развить чувство равновесия и укрепить мышечный корсет, способствуют улучшению обмена веществ, укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы;
— применение фитболов при различных безопорных положениях способствует развитию «баланса», координации, укреплению мышечного корсета,
— комплексы упражнений с отягощениями и амортизаторами увеличивают сопротивление и развивают силовые способности [8]. Российские специалисты также начали использовать различные формы занятий аэробикой в учебно-тренировочном процессе. Однако явление это скорее фрагментарное,
нежели системное. Чаще простейшие комплексы упражнений под музыку используются лишь в качестве разминки или для повышения эмоционального фона тренировки Не учитываются и в полной мере не реализуются на практике возможности аэробной гимнастики как сложно-координационного вида спортивной деятельности [2,7]. Недостаточно полно изучено и влияние фитнеса на развитие ведущих физических качеств в детско-юношеском возрасте. В связи с выше сказ анным цель нашего исследования — определить целесообразность развития и совершенствования скоростно-силовых и координационных способностей юных футболистов специальными средствами фитнеса.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие 24 юных спортсмена-футболиста в возрасте 8-9 лет, обучающихся на этапе начальной подготовки в футбольном клубе «ТСК-Таврия» г. Симферополь Все спортсмены, тренируясь по традиционной методике, выполняли разработанную на кафедре медико-биологических основ ФК Таврической академии Крымского федерального университета имени В И Вернадского, специализированную фитнес-прсграмму 2 раза в неделю в течение переходного периода и 1 раз в неделю в течение подготовительного периода, включающую комплексы упражнений на степ-платформах, использование фитболов и медицинских мячей, аэробные классы, функциональный тренинг, пилатес с изотоническими кольцами, мини-боллами и др. инвентарем. Помимо вышеперечисленного оборудования, использовался инновационный тренажер «глайдинг» (скользящий диск) для скольжения и приведения рук у. ног в различных комбинациях. Каждое занятие содержало элемент новизны, что оказывало влияние на формирование у юных футболистов двигательных координаций. Координационная сложность занятий возрастала вследствие увеличения числа вариативности упражнений, повышались требования к точности выполнения, быстроте, скорости и стабильности выполнения Риты и скорость выполнения
увеличивались, а также производилась смена отягощений и сопротивлений После каждой фитнес-тренировки спортсмены употребляли по мерному стакану (200 мл) кислородного мусса на основе гранатового сока и экстракта солодки, который насыщает организм кислородом, повышает уровень гемоглобина и о пта-мизирует психоэмоциональное состояние. До и после эксперимента было проведено тестирование наиболее значимых для юныхфут-болистов показателей (скоростно-силовых и координационных) по методике, утвержденной в типовой учебно-тренировочной программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШ01?, разработанной Российским футбольным союзом в качестве контрольно-переводных нормативов [10]. Для оценки скоростно-силовых способностей использовались тесты «скорость бега на 30 метров», прыжок в длину с места, подтягивание из виса. Для оценки координации оценивались бег на 30 м с ведением мяча (не менее трех касаний), удар по неподвижному мячу с разбега на дальность (коридор 10 метров), жонглирование мячом
Статистическая обработка производилась с помощью программы Microsoft Excel и программного комплекса «STATISTICА 10.0»
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Подготовка юных спортсменов должна основываться на стройной преемственной методике тренировки, обеспечивающей эффективное становление спортивного мастерства, интенсивный рост функциональных возможностей и должную их реализацию [4]
Выполненные исследования и их количественная оценка свидетельствуют о том, что в начале эксперимента все исходные показатели испытуемых находятся на среднем и ниже среднего уровнях развития, состветствуют оценке «удовлетворительно» и обнаруживают низкий уровень подготовки [10] Как показано в таблице 1, по некоторым показателям спортсмены не выполнили нормативные требования Лишь результаты теста «жонглирование мячом» соответствовали оценке «отлично». Такой уровень развитая скоро стно-силовых и координационных способностей связывают с проблемами учебно-тренировочного процесса в детском и юношеском возрастах, и отсутствие до настоящего времени единого методического подхода в данном вопросе (возможно, этот факт не следует считать негативным моментом) указывает на необходимость дальнейшего поиска [1,3]. После занятий с использованием специализированной фитнec-пpoq:>aммы показатели всех силовых тестов достоверно улучшились (таблица 1, рисунок 1) Так, время в беге 30 метров с места сократилось на 5,10% (р<0 01), результаты прыжка в длину улучшились на 1,90% (р<0,01), подтягивания из виса на перекладине -на 20,9% (р<0,01). Следовательно, следствием фитнес-тренировок является повышение общей силы, которую уже в тренировках на поле нужно перерабатывать в специальную силу, специальную работоспособность. Столь незначительное изменение результатов прыжка в длину как показателя взрывной силы можно объяснить физиологической особенностью возраста обследуемых. Известно, что
Таблица 1 - Динамика скоростно-силовых и координационных показателей футболистов 8-9 лет(М± т)
Показатели, ед.изм. Нормативные требования До После Д% Достоверность
отл. хор. УДОВ t Р
Бег 30 м. с места (с) 5,3-5,4 5Д-5.5 5,5-5 6 5,74± 0,38 5,50± 0.33 -5,1 9,73 <0,0Г"
Прыжок в длину с места (м) 1,7-1,8 1,70-160 1.60-150 1,57± 0,11 1,60± 0.11 1.9 -8,76 <0,01"
Подтягивание из виса,(кол-во раз) 11< 6-10 5-7 4,79± 3,58 5,79± 3.95 20,9 -3,71 <0,01"
Бег на 30 м с ведением мяча (с) 6.5-7,0 7.0-7,5 7.5-8,0 8,46± 1.0 5,8 6± 0,31 -30,7 0,001 <0,001
Удар по неподвижному мячу с разбега на дальность (м) 28 24 20 20,93±3,09 21,79± 232 410 -2,06 =0,05*
Жонглирование мячом (кол-во раз) 18 < 12-17 8-11 18.79±9,95 23,79± 113 26,6 -2,78 <0,001
Примечание: *.- достоверность различий р<0,05, 0,01.0,001 соответственно (t-критерий Стьюдента)
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА * 1*0 1» 11» 1М
Рисунок 1 - Изменение скоростно-силовых показателей (%) у юных футболистов, занимающихся с использованием специализированной фитнес-программы
% ш
Баг«мо*м Ущхмшпу Жонпианм
ДО □том
Рисунок 2 - Изменение координационных показателей (%) у юных футболистов, занимающихся с использованием специализированной фитнес-программы
развитие взрывной силы и скоростно-силовых качеств начинается с 10-11 лети к 14-15 годам достигает наибольшего прироста [1,6,11] Существует мнение, что скоростые способно ст детей весьма консервативны и с трудом поддаются развитию, поэтому требуют особого внимания в учебно-тренировочном процессе [1,11], чего не скажешь о координационных способностях [5,12,13]. Так, показатель ведения мяча на 30 метров после эксперимента улучшился на 30,7% (р< 0,001), жонглирования мячом — на 26,6% (р< 0,001), а удар по неподвижному мячу с разбега на дальность изменился на 4,1% (р>0,05) (таблица 1, рисунок 2). Можно предположить, что на изменение координационных способностей повлияло дополнительное выполнение специальных упражнений фитнес-
программы. Положительный эффект придал элемент новизны при использовании инновационных методик и различного инвентаря. После занятий по специально разработанной фита ее-программе практически все исследуемые показатели соответствовали нормативной оценке «хорошо» [10] По мнению многочисленных исследователей, младший школьный возраст— благоприятный период для развития всех координационных способностей, а юношеский — жоростао-силовых [2,5,13] Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных (реакция и частота движений) и скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно нормативным требованиям, скоро стно-силовые и координационные показатели юных футболистов находятся на среднем и ниже среднего уровнях развитая, что соответствует оценке «удовлетворительно» и низкому уровню подготовки. Эффективность использования специальных средств фитаеса, выполняемых как в аэробном, так и в анаэробном режиме под музыкальное сопровождение и с использованием различного фитнес-оборудования, определяется уровнем прироста скоростно-силовых (1,9 % - 2 0,9 %) (р < 0,01) и координационных (4,10% - 30,70%)(р<0,001) показателей юных футболистов.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развитая всея координационных способностей, а юнсшеский — скоростно-силовых.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шамардин. А А. Комплексная функциональная подготовка юных футболистов (монография) / А А Шамардин - Саратов : Научная Книга, 2008. -239 с.
2. Пармузина, Ю В Методика занятий прикладной аэробикой с юными футболистами : автореф.дис...
канд. пед наук / Ю. В. Пармузина - Волгоград 2006. -20 с.
3. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионоз [Текст] / Т. Бомпа - М.: Астрель, 2003. - 259 с.
4. Мукиан М .Все о тренировке юного футболиста пер с ант / М. Мукиан, ДДьюрст. - М.: АСТ Астрель, 2008 -234 с.
5 Назаренко, Л Д. Средства и методы развития двигательных координаций [Текст] / Л. Д. Назаренко. - М . Теория и практика физической культуры,2003.-259 с.
6. The Long term athlete development model: physiological evidence and application/Р Ford, De Ste Croix, M Lloyd [et al] //Journal of Sports Sciences. -2011.-No 29 (4).-P 389-402.
7 Buchheit, M. Match running performance and fitness in youth soccer /М. Buchheit. A Mendez-Villanueva, B. Simpson [etal]//lntl Sports Med.-2010.-No 31-P 818-825.
8. Entrenamiento específico del balance postural en jugadores juveniles de fútbol / G. González, С. Oyarzo, M. Fischer [et al.] //Revista Internacional de Medicina y Ciencias de la Actividad Física y el Deporte - 2011 -No 10 (41).-P. 95-114
9. Wilmor, I H Physiology of sport and exercise / I H
BIBLIOGRAPHY
1. Shamardin AA. Komplexnaya phunkzionalnaya podgotovka unich pfutboüstov (Monographiya). / A.A. Shamardin - Saratov: Nauchnaya Kniga, 2008. - 239 s.
2. Parmuzina YuV.Metodika zaniatiypricladnoyaerobikoy s unimi pfutbolistami: avtoref. dis.... Kand. ped. nauk / Yu.V Parmuzina.-Volgograd, 2006 - 20 s.
3. Bompa T. Podgotovka unich chempionov [Text] / T Bompa.-M. Astrel; 2003 - 259 s.
4. Mukian M.Vsio o trenirovke unogo pfutbolista per. s angl./Maikl Mukian, Din Dlirst. - M : AST: Astrel; 2008. - 234 s.
5. Nazarenko L.D.Sredstva i metodyrazvitiya dvigatelnich koordinaziy [Text] / L. D. Nazarenko. - M.: Teoriya i practika phizicheskoy kulturi. 2003. - 259 s
6 The long term athlete development model: physiological evidence and application/Р Ford, De Ste Croix, M Lloyd [et al] //Journal of Sports Sciences. -2011.-No 29 (4) -P 389-402.
7 Buchheit M Match running performance and fitness in youth soccer /М. Buchheit, A Mendez-Villanueva, B. Simpson [et al.] //1nr J Sports Med.-2010.-No 31 -
8. P818-825.
Wilmor, D. L Costill//Human kinetics -1994. - P. 548.
10. Футбол типовая учебно-тренировочш программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / Российский футбольный союз - М.: Советский спорт, 2011-160 с."
11.Chamari.K Field and laboratory testing in young elite soccer players/К. Chamari, Y Hachana,Y.B.Ahmed [et al]//-2004.-No 38(2).-P. 191-196.
12. Лях, В. И. О классификации координадионных способностей [Текст]/В. И. Лях//Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7 - С. 23-30.
13 Николаенко, В. В. Формирование спсртивного мастерства юных футболистов [Текст] /В.В Николаенко //Н аука и спорт: сов ременные тенденции. - 2015. -Т. 6 - № 1-С . 61-65.
9. Entrenamiento específico del balance postural en jugadores juveniles de fútbol / G.Gonzélez, С. Oyarzo, M. Fischer [et al] //Revista Internacional de Medicina y Ciencias de la Actividad Física y el Deporte - 2011. -No 10 (41).-P. 95-114.
10. Wilmor I H Physiology of sport and exercise / I.H. Wilmor, D.L Costill //Human kinetics. - 1994. - P 548
11.Pfutbol tipovaya uchebno-trenirovochnaya programme sportivnoy podgotovki dlia detsko-unosheskih sportivnich shkoL spetziaüzirovamgh detsko-unosheskih shkol olimpiyskogo rezerva [Text] / Rossiyskiy pfutbolniy souz. - M.. Sovetskiy sport, 2011. -160 s.
12 Chamari K. Field and laboratory testing in young elite soccer players /К. Chamari, Y.Hachana.v B.Ahmed [et al] // - 2004 - No 38(2). - P. 191-196
15. Liagh V.I. 0 klassifikazii koordinatzionmgh sposobnostey [Text] /VI Liagh //Teo'iya i practika phizicheskoy kul'turi - 2007 - № 7 - S. 28-30.
14.Nikolaenko V.V. Formirovanie sportivnogo masterstva yunich futbolistov [Text] / V.V. Nikolaenko. - Kazan': Nauka i sport, sovremennie tendenzii, - 2015. -T. 6. -№ 1-S 61-65
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Тарабринз Наталья Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биолсгических основ физической культуры Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского»
Грабовская Елена Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медико-биологических основ физической культуры Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»
Гетиков Юрий Алексеевич-мастер спорта Украины по футболу, тренер футбольного клуба «ТСК-Тгврия» г. Симферополь. Россия.