Kozhevnikova Natalya Vladimirovna, Lelyavskaya Anna Vladislavovna COURAGE MEANING WHILE LEARNING COMPLEX ...
pedagogical sciences
УДК 378:796.912
ЗНАЧЕНИЕ СМЕЛОСТИ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ СЛОЖНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ-ФИГУРИСТОВ 7-9 ЛЕТ
© 2018
Кожевникова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Лелявская Анна Владиславовна, аспирант кафедры педагогики Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (190121, Россия, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.35, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современной теории физической культуры все острее проявляется проблема выяснения зависимости духовного и физического начал в деятельности человека. Это противоречие ярко проявляется в спорте, где необходимо достижение наивысшего результата. Тем противоречивее становится аксиология детского спорта: помимо направленности на спортивный результат, в этой сфере также существует образовательная направленность на воспитание личности. Способствовать преодолению возникающих противоречий будет целенаправленная организация воспитательной работы, учитывающая специфику спортивной деятельности. В рамках исследования, направленного на разработку педагогической технологии воспитательной работы в спортивной школе, проведено исследование значения нравственно-волевых качеств на успешность выполнения соревновательных упражнений в фигурном катании. Первым этапом данного исследования является диагностика и констатация существующего уровня проявления нравственно-волевого качества (на примере смелости) у воспитанников спортивной школы. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление взаимосвязи уровня развития нравственно-волевого качества смелость и успешностью разучивания прыжка в 1,5 оборот у юных фигуристов 7-9 лет. Выявлена корреляция между оценкой исполнения прыжка аксель по системе ИСУ (Международного Союза Конькобежцев) и результатами педагогического теста - тестирования смелости по методике А.Г. Калашникова.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, нравственно-волевые качества, смелость, дети младшего школьного возраста, диагностика, спортивная школа, фигурное катание, психологическая подготовка, многооборотные прыжки, аксель, техника имитационных движений
COURAGE MEANING WHILE LEARNING COMPLEX COORDINATION ELEMENTS OF FIGURE ICE SKATING FOR ATHLETES AGED 7-9
© 2018
Kozhevnikova Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical science,
associate professor of the pedagogical department Lelyavskaya Anna Vladislavovna, postgraduate of pedagogical department Lesgaft State University of Physical Education (190121, Russia, Saint Petersburg, Dekabristov streat, 35, e-mail: [email protected])
Abstract. In the modern theory of physical education there are find out how the spiritual and physical activities correlate. While in practice sport requirements get tougher that include children's sport. This contradiction get more clear in youth and children's sport, because this part of the sport have got educational direction, which include foster and ethical behavior. The decision such issue will have to create the useful educational work with paying attention to sport specific. The first part of the sport educational work creation is diagnostic existing level of spiritual readiness of young athletes. Research results are presented in the article. The research was focused on finding a connection between the level of development of such a strong-willed quality as bravery and successful learning of axel jump (1A) completed by young athletes aged 7-9. We found out the correlation between a successful 1.5 revolution Axel jump on ice performed by children age 7 to 9 and their courage. Axel was evaluated according to the ISU judging system, and courage was evaluated according to a special methodology proposed by A.G. Kalashnikov.
Keywords: moral education, foster, courage, spiritual readiness, figure skating, diagnostics, primary school children, sport school, psychological preparing, multirevolution jumps, 1.5 revolution Axel jump, imitational moves technique
В современной теории физической культуры все острее проявляется проблема установления интеграции духовного и физического потенциала [1,2,3] человека в физкультурно-спортивной деятельности.
В рамках исследования, посвященного разработке педагогической технологии воспитательной работы с юными фигуристами, мы изучили взаимосвязь между проявлениями нравственно-волевых качеств и успешностью выполнения соревновательных упражнений в фигурном катании спортсменами младшего школьного возраста.
Подчеркивая логическую структуру исследования, необходимо сказать, что вслед за исследователями в области психологии и педагогики [4,5,6,7,8] мы рассматриваем нравственно-волевые качества (смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание) [9,10] как психологический базис развития нравственных качеств (дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, честность) [11,12]. Не только нравственные качества способствуют проявлению силы воли, но и проявление силы воли обеспечивает нравственное поведение. [13,14]
Таким образом, развитие морально-волевых качеств на наш взгляд является важной задачей воспитательной работы в спортивной школе.
Обосновать цели и задачи воспитательной работы с
юными фигуристами поможет определение исходного уровня проявления нравственно-волевых качеств спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности.
Фигуристам в возрасте 7 лет, занимающимся в группе начальной подготовки и выступающих по требованиям 3 юношеского разряда по программе ДЮСШ следует научиться выполнять прыжок в 1,5 оборота и два прыжка в 2 оборота [13]. Очевидно, что прибавление половины оборота в фазе полета в прыжке фигурного катания является результатом развития физических качеств: координационных, скоростно-силовых, на фундаменте изученной техники прыжков в один оборот [15]. Но, как отмечали многие тренеры по фигурному катанию, фигуристы высокой квалификации и исследователи [16,17], переход от одинарных прыжков к двойным отличается в восприятии спортсмена, нежели переход от двойных к исполнению тройных прыжков. Можно предположить, что качественное изменение исполнения прыжков в 1,52 оборота вызывает большие эмоциональные сдвиги, нежели качественный переход от двойных к тройным (безусловно, в этом играет роль, возраст и опыт спортсменов [18,19]).
При разучивании прыжка аксель - самого первого из разучиваемых прыжков более, чем в 1 оборот, юные спортсмены и их тренеры сталкиваются с трудностями
педагогические науки
Кожевникова Наталья Владимировна, Лелявская Анна Владиславовна ЗНАЧЕНИЕ СМЕЛОСТИ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ...
при переносе уже разученного исполнения акселя в 1,5 оборота на полу (имитационного упражнения) к исполнению того же самого элемента на льду. Это, по нашему мнению, можно объяснить отличием статической имитацией исходной позиции на полу и динамикой скольжения по дуге на льду, пусть и с тем же положением звеньев тела. Соответственно, вызывает затруднение и момент отталкивания в связи с изменением плавного хода конька на резкое отталкивание, причем с передней части конька.
Иными словами, техника имитационных движений в зале и исполнением элемента на льду в полном объеме требований схожа, но изменяющиеся пространственно-временные характеристики этого движения создают психологические сложности для спортсмена: в этих условиях для выполнения уже знакомых двигательных действий требуется проявление смелости [20]. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи успешности выполнения прыжковых элементов в фигурном катании на коньках и уровня проявления смелости.
Методы исследования: экспертная оценка, тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ).
Успешность выполнения прыжка аксель в 1,5 оборота фигуристами 3 юношеского разряда оценивалось экспертами (тренерами и судьями по фигурному катанию) по шкале судейских оценок, утвержденных в ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации) от 3 до +3 [21,22].
Таблица 1- Критерии оценивания исполнения элемента Аксель в 1,5 оборота согласно ЕВСК по фигурному катанию на коньках
уровня развития смелости мы провели корреляционный анализ двух измерений: 1) разность результатов прыжка высоту на разновысоких платформах и 2) разность оценок экспертов имитационного движения Акселя в 1,5 оборота на льду и исполнения Акселя в 1,5 оборота в полном объеме требований на льду. Так как в случае исполнения акселя в зале и на льду нам важно сопоставление результатов в двух случаях (на льду и в зале) мы выделили разность этих показателей по модулю. Аналогично и с результатами по диагностике смелости.
Таблица 2- Результаты тестирования участников эксперимента
Аксель
Спортсм ен Диагностика смелости
Высота Высота Разность
прыжка (см) прыжка (см) результатов Разность Оценка Оценка
на на прыжков в оценок имитации исполнения
платформе платформе высоту на исполнения Акселя в 1,5 Акселя в 1,5
0,5 м 0,75 м платформе Акселя в 1,5 об в зале об. на льду
0,75 м и 0,5 м об. на льду и
в зале
Надя Б. 31 35 4 PI 0 -2
Катя Б. 25 27 2 131 +2 -1
Соня В. 26 25 -I |4| +2 -2
Аня Д. 28 29 1 PI 0 -2
Катя К. 22 10 -12 PI -1 -3
Даша Р. 22 26 4 PI +1 -2
Даша С. 31 23 -8 PI -1 -3
Корреляционный анализ этих двух показателей показывает сильную (г=0,9) зависимость на уровне значимости р<0,05 (таблица 2).
Таблица 3- Корреляционная матрица значений результатов диагностики смелости по Г.А. Калашникову и экспертной оценки элемента фигурного катания Аксель в 1,5 об по оценкам, принятым в ЕВСК
Исполнение Оценка
падение -3
Малая высота полета -2
Слабая группировка в воздухе
Приземление на две ноги
Наклон корпуса на приземлении -1
Касание льда руками
исполнение основы техники в полном объеме требований 0
Сохранение продольной оси тела в прыжке +1 (если заметны 1-2 перечисленные черты) +2 (если заметны 3-4 перечисленные черты) +3 (если заметны 5-6 перечисленных черт)
Плотная группировка тела в полете
Большая высота прыжка
Большая длина прыжка
Устойчивое приземление
Долгая дуга выезда
Экспертная оценка элемента Аксель в 1,5 об. Результат диагностики смелости по Г.А. Калашникову
Экспертная оценка элемента Аксель в 1,5 об. -0,0449 (7) 0,9123
Результат диагностики смелости по Г.А. Калашникову -0,0449 (7) 0,9123
Для оценивания уровня проявления смелости использовалась стандартизированная методика диагностика проявления смелости Г.А. Калашникова.
Для проведения диагностики используется платформа 50х50 см, которая поднимается последовательно на высоту 25, 50, 75 см над полом. Испытуемый, стоя на платформе, совершает с максимальным усилием подпрыгивание вверх, отталкиваясь двумя ногами. Измеряется высота прыжка по методу В.М. Абалакова. К поясу спортсмена прикрепляется сантиметровая лента, пропущенная под скобу, закрепленную на полу. Задача испытуемого- прыгнуть как можно выше. Разность между показаниями на сантиметровой ленте до и после прыжка показывает высоту выпрыгивания.
Для диагностики проявления смелости наблюдаются различия в разности результатов прыжков на разной высоте. Более смелые испытуемые будут сохранять и, возможно, увеличивать показатели высоты прыжка, а испытуемые, поддающиеся страху, не смогут выполнить прыжок на более высокой платформе с тем же показателем.
Чтобы проследить взаимосвязь показателей успешности выполнения технического спортивного элемента и
По результатам проведенного исследования можно заключить, что существует сильная взаимосвязь между проявлением смелости и успешностью освоения специфических сложно координационных действий в фигурном катании для спортсменов 7-9 лет. Таким образом, уровень развития нравственно-волевых качеств спортсменов имеет значение при выполнении технических элементов вида спорта, и их развитие представляет ресурс повышения спортивного мастерства. Методы воспитания нравственно-волевых качеств требуют дальнейшего изучения. Интеграция воспитания нравственно-волевых качеств в процесс спортивной подготовки юных спортсменов представляет научный интерес, и будет способствовать решению задач повышения спортивного мастерства фигуристов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лубышева, Л. И. Культурные трансформации современного спорта в аспекте социологического анализа [Текст] /Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №: 6. - С. 10-13.
2. Values in youth sport and physical education/ edited by Jean Whitehead, Hamish Telfer and John Lambert. Routledge Taylor& Francis Group, London, 2013.-276p.
3. Дергунов О.В, Культурное пространство спорта. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - 47с.
4. Белорусова, В.В. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания советского спортсмена/ дис. на соискание уч. степени доктора пед.наук.-Ленинград, 1969, С. 506-519.
5. Адамова, А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода.: автореф. диссертации на соискание уч. степени кандидата педагогических наук.: 13.00.01/Адамова А.Г.-Москва, 2008.- 24 с.
6. Ронами, Т.Ю. Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства: автореф. диссертации на соискание уч. степени кандидата педагогических наук.: 13.00.01/Ронами Т.Ю.- Москва, 2011.- 21 с.
7. Щугарева, И.Н. Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства: дисс. на соискание уч
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)
137
Kozhevnikova Natalya Vladimirovna, Lelyavskaya Anna Vladislavovna COURAGE MEANING WHILE LEARNING COMPLEX ...
pedagogical sciences
.степени кандидата педагогических наук.: 13.00.01/ Щугарева И.Н. (Южный федеральный университет).- Таганрог.- 2009.- 217 с.
8. Селиванова, Н.Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания //Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: сб. науч.-метод. Матер. Вып. II/ Сост. И науч. ред. Е.Г. Артамонова, Е.А. Руднев, Н.Ю. Синягина- М.: АНО «ЦНПРО», 2012.-С.8-13.
9. Белогородцева, Э.И. Основы педагогической и спортивной этики: учебник/ Э.И. Белогородцева, Н.В. Кожевникова; под общ. ред. В.И. Криличевского.-Москва: КНОРУС, 2018.- С.181- 205.
10. Чехонин, А. Д. Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.04 / Чехонин Александр Дмитриевич; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. - Тюмень, 2010. - 223 с.
11. Воронцова, О.М. Базисные составляющие нравственного вос-питания//Вестник Омского государственного университета.- 2016.-№1.- С. 29-32/
12. Уматова, А.У. Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики: автореф. диссертации на соискание уч.степени кандидата педагогических наук.: 13.00.01/ Уматова А.У. (Дагестанский гос.пед. университет).-Махачкала, 2015.- 22 с.
13. Ильин, Е. П. Психология воли. / Е. П. Ильин 2-еизд. — СПб.: Питер, 2009. — С. 121-130, 330.
14. Кожевникова, Н.В. «Фэйрплэй»- основа нравственности в спорте /Н.В. Кожевникова, С.В. Клюев // Научные и педагогические исследования в коньковых видах спорта на современном этапе: сб. научных трудов / Нац. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова.-СПб., 2010.- С.59-67.
15. Ланцева, Н.А. Обучение фигурному катанию на коньках детей младшего школьного возраста в условиях массовых форм подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Ланцева, В.А. Апарин; Национальный гос. Ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.-СПб.: [б.и], 2011.- 86 с.
16. Тугунова. Я.П. Повышение эффективности обучения юных фигуристов с использованием специально подобранных средств// Я.П. Тугунова// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта .-2014.-№4 (110).- С.171-174.
17. Шилова, А.Н. Педагогика физической культуры и спорта в фигурном катании/А.Н. Шилова //труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский государственный индустриальный университет.- Новокузнецк, 2016.- С. 380-382.
18. Болдина, А.И. Контроль качества освоения прыжкового элемента фигурного катания аксель/ А.И. Болдина, М.П. Мухина, О.В. Попова // Физкультурное образование Сибири.- 2017.-№2(38).- С.23-25.
19. Назаренко, Л.Д. Концепция формирования виртуозности движений в подготовке высококвалифицированных спортсменов/ Л.Д. Назаренко, Н.А. Касаткина // Теория и практика физической культуры.- 2016.-№5.- С. 72-75.
20. Качанова, Т.М. Психологическая подготовка учащихся учебно-тренировочных групп первого года обучения ДЮСШ по фигурному катанию / Т.М. Качанова, Л.Г. Чернышева // Современные проблемы физической культуры и спорта. Материалы ХХ Всероссийской научно-практической конференции под редакцией Е.В. Ветошкиной. Хабаровск, 2016.- С.72-76.
21. ISU Communication 2114: интернет-ресурс https://isu.org/com-munications/12860-isu-communication-2114/file
22. Единая Всероссийская спортивная классификация 2015-2018 https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/arkhiv/23547/7sphrase_ id=591294
Статья поступила в редакцию 23.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018