О.В. Булдашева, ст. преподаватель, кафедра теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Россия, [email protected]
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Сегодня общество предъявляет высокие требования к качеству подготовки будущего педагога. Высшее профессиональное образование характеризуется направленностью вузов на социальный заказ, переходом на многоуровневую систему подготовки, углублением практической составляющей процесса обучения. Актуальными становятся вопросы подготовки будущего педагога, способного на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность, готового к успешному решению возникающих в профессиональной деятельности задач. Эффективность подготовки будущих бакалавров к их решению обеспечивается путем оптимального подбора методов, средств и форм педагогического взаимодействия, необходимых для оснащения образовательного процесса и нацеленных на развитие профессиональных качеств молодого специалиста. Автором разработана программа методического обеспечения профессиональной подготовки бакалавров с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и широкого применения активных и интерактивных форм педагогического взаимодействия. В статье раскрыты методические приемы на подготовительном, развивающем и обобщающем этапах подготовки будущих бакалавров к решению профессиональных задач. Каждый этап отличается использованием определенных форм организации, методов и приемов обучения, а также особенностями содержания деятельности преподавателя и студентов. Представленное автором методическое обеспечение образовательного процесса создает условия для использования теоретических знаний в практической деятельности, развития у студентов умений анализировать практические ситуации, планировать и использовать способы и средства достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты. Ключевые слова: модернизация профессионального образования, процессуальный характер педагогической деятельности, решение профессиональных задач, этапы подготовки к решению профессиональных задач, активные и интерактивные методы и формы обучения, средства обучения, учебная задача, педагогическая ситуация.
Система высшего профессионального образования в современных условиях характеризуется переходом на многоуровневую систему, введением новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), учетом социального заказа, что актуализирует проблему повышения эффективности подготовки студентов. Сегодня требуется не просто специалист, обладающий широкими знаниями в различных областях, а специалист, умеющий действовать
в нестандартных ситуациях, способный эффективно решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования содержат перечни профессиональных задач, которые будущий специалист должен уметь решать. Так, профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Педагогическое образование» должна обеспечивать готовность будущих специалистов к осуществлению педа-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
гогическои деятельности сразу после окончания вуза, и способность решать задачи, возникающие в педагогической, культурно-просветительской, научно-исследователь-
скои деятельности1.
Будущие профессиональные обязанности педагога с процессуальной точки зрения рассматриваются как множество следующих друг за другом задач, требующих от учителя их решения2. В этом случае принятие оптимального решения основывается на умениях анализировать практическую ситуацию, планировать и осуществлять способы и средства достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты. Процессуальный характер педагогической деятельности и учет требований образовательного стандарта, а именно перечня профессиональных задач, результатов обучения в виде компетенций как способов осуществления действий актуализируют проблему подготовки будущего педагога к решению профессиональных задач. С учетом позиции А. К. Марковой и В.А. Сластенина, этапов решения задачи (прогностического, проектировочного, исполнительского, аналитического) решение профессиональных задач рассматривается как процесс и результат преобразования педагогической ситуации посредством ее моделирования, осуществления последовательности алгоритмизированных действий по выбору оптимального варианта взаимодействия и анализа полученных результатов.
Подготовка будущих бакалавров к решению профессиональных задач реализуется в общей системе профессиональной подготовки и представляет собой педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и студентов, направленное на достижение образовательных задач и характеризующееся протяженностью во времени3. Отсюда — подготовка будущих бакалавров к решению профессиональных задач рассматривается
Сегодня требуется не просто специалист, обладающий широкими знаниями в различных областях, а специалист, умеющий действовать в нестандартных ситуациях, способный эффективно решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности.
Одним из условий реализации современных образовательных программ подготовки бакалавров
является широкое применение активных и интерактивных форм педагогического взаимодействия.
как процесс, осуществляемый в системе профессиональной подготовки и предполагающий взаимосвязанную деятельность субъектов образовательного процесса, обе-= спечивающую освоение знаний, развитие умений и личностных качеств, необходимых для решения будущих профессиональных задач.
Осуществление подготовки бакалавров потребовало создания соответствующего методического обеспечения изучаемого процесса. В научной литературе понятие «обеспечение» трактуется как создание определенных условий для реализации какого-либо процесса4. Методическое обеспечение рассматривается как совокупность методических идей, оптимально подобранных методов, средств и форм педагогического взаимодействия, необходимых для оснащения образовательного процесса и направленных на развитие профессиональных качеств будущего специалиста5. Анализ научных исследований И.В. Власюк, О.Ю. Елькиной, М.А. Пущаевой, Д.А. Савельева и др. свидетельствует о необходимости совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в вузе в условиях перехода на новые стандарты. Одним из условий реализации современных образовательных программ подготовки бакалавров является широкое применение активных и интерактивных форм педагогического взаимодействия.
Таким образом, подготовка будущих педагогов в соответствии с новыми ФГОС ВПО требует перехода от традиционного - объяснительно-иллюстративного обучения к использованию активных и интерактивных методов и форм обучения.
Активное обучение будущих специалистов предполагает использование педагогических приемов и специальных организационных форм, позволяющих студентам взаимодействовать с педагогом в качестве активных участников. Интерак-
тивное обучение предполагает более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом.
Принимая во внимание данное положение, охарактеризуем элементы методического обеспечения процесса подготовки будущих бакалавров к решению профессиональных задач: методы, средства и формы педагогического взаимодействия. Отметим, что подготовка будущих бакалавров к решению профессиональных задач должна осуществляться не только в рамках психолого-педагогических дисциплин, она должна продолжаться при изучении остальных предметов6. Рассмотрим подготовку студентов к решению профессиональных задач на примере преподаваемых автором ряда дисциплин: «Физиология физического воспитания и спорта», «Гигиена физического воспитания и спорта», «Спортивная медицина» и др.
Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач реализуется поэтапно и включает подготовительный, развивающий и обобщающий этапы, обеспечивающие решение определенных задач. Каждый этап отличается использованием определенных форм организации, методов и приемов обучения, а также особенностями содержания деятельности преподавателя и студентов.
Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач реализуется поэтапно и включает подготовительный, развивающий и обобщающий этапы, обеспечивающие решение определенных задач.
На подготовительном этапе студенты знакомятся с особенностями педагогической профессии, необходимыми личностными и профессиональными качествами педагога, со структурой и видами профессиональных задач, их поэтапным решением. На этом этапе развиваются необходимые для решения задач умения, положительная мотивация и интерес к пе-= дагогической деятельности.
Освоение теоретических знаний, необходимых для решения профессиональных задач, происходит в процессе прослушивания лекций с заранее запланированными ошибками, в ходе которых активизируется познавательная деятельность студентов — они учатся ориентироваться в предлагаемой информации, оперативно анализировать профессиональные ситуации. Особое место занимает технология обучения в сотрудничестве, реализуемая посредством метода обучения в малых группах (обучение в команде, «пила» и др.), позволяющая вовлечь каждого студента в познавательную деятельность, обеспечить их взаимодействие друг с другом, в ходе чего эффективно усваивается изучаемый материал, коллективно определяются варианты решения учебной задачи и находится оптимальный.
На данном этапе с целью развития умений используется практический метод решения учебных задач — студенты решают их по образцу с помощью педагога, а затем в малых группах и индивидуально. Основным средством развития умений являются учебные задачи четырех типов, каждый из которых ориентирован на развитие соответствующих умений. Прогностические задачи способствуют развитию умений, связанных с диагностикой ситуации и формулированием задачи (например, проанализировать причины низкой работоспособности учащихся на уроке). Проектировочные задачи призваны развивать умение планировать необходимые действия (например, продумать возможные причины травм учащихся пятых классов на уроках по развитию умений передавать мяч, а также меры их предупреждения). Исполнительские задачи должны развивать умение реализовать спланированные действия (например, продумать действия по профилактике нарушений осанки у учащихся первых классов). Аналитические задачи способствуют развитию умения сопоставлять и анализировать полученные результаты (например, почему на занятии оздоровительной ФК самочувствие занимающегося резко ухудшилось?).
Использование защиты выбранного способа решения учебной задачи в форме игры, инсценирования; методических приемов технологии развития критического мышления (кластер, мозговая атака, эссе и др.) и рефлексивной технологии (незаконченное предложение, рефлексивные вопросы, рефлексивный экран и др.); таблиц индивидуальных достижений способствует развитию положительной мотивации и интереса к решению задач.
Развивающий этап предполагает освоение студентами знаний общекультурного, естественнонаучного, психолого-педагогического и предметного характера, необходимых для успешного решения возникающих задач, а также формирование опыта в области решения задач.
Освоение студентами теоретических знаний осуществляется эффективно в про-
цессе использования бинарных лекций, позволяющих рассматривать изучаемые явления с точки зрения науки и практики нескольких дисциплин и научных школ; семинаров-дискуссий, предполагающих коллективное обсуждение той или иной проблемы с целью определения путей ее решения. Формирование опыта в области решения задач обеспечивается за счет основного на данном этапе средства — учебных задач комплексного характера, предполагающих применение всех умений, связанных с решением задач. Учебные задачи комплексного характера на этом этапе решаются посредством эвристических и алгоритмических методов (сначала по готовым алгоритмам и эвристическим вопросам, затем по составленным самостоятельно). Метод микропреподавания, когда студент выступает в роли педагога на различных этапах занятия, позволяет освоить теоретические знания, применить в реальных условиях практической деятельности умения, позволяющие успешно решать профессиональные задачи.
Обобщающий этап позволяет систематизировать теоретические знания, закрепить умения, необходимые для решения профессиональных задач, расширить опыт соответствующей деятельности.
На данном этапе эффективной формой являются проблемные лекции, позволяющие в диалоге находить решение проблемы, анализировать различные точки зрения; «продвинутые лекции» (с методическими приемами «зигзаг», «бортовой журнал», «корзина идей»), способствующие активизации мыслительной деятельности студентов. Одним из основных средств, позволяющих систематизировать теоретические знания, являются междисциплинарные проекты (например, «У меня в классе учится ребенок-холерик»). Проекты способствуют интеграции приобретенных знаний в решение практических задач, самостоятельному приобретению недостающих знаний, обеспечивают необходимость использования междисциплинарных знаний, развивают исследовательские навыки.
Формирование опыта в области решения задач обеспечивается за счет основного на данном этапе средства - учебных задач комплексного характера, предполагающих применение всех умений, связанных с решением задач.
С целью закрепления умений решать задачи и расширения опыта их решения используются следующие методы: анализ практических ситуаций, предполагающий детальное исследование предлагаемых или реальных обстоятельств, возникающих в образовательном процессе; кейс-методы, предполагающие обучение на основе подробного описания реальной ситуации (в отличие от метода практических ситуаций); ролевые, деловые игры, позволяющие моделировать ситуации, возникающие в профессиональной деятельности (например, «Восстановление спортивной работоспособности в послесоревновательный период»). На этом этапе особый интерес у студентов вызвали занятия в форме мастер-классов («Анализ педагогических ситуаций», «Творческий подход к решению профессиональных задач» и др.), имеющих преимущественно практический характер и проводимых педагогами и учи-
телями с целью обмена опытом, совершенствования профессиональных умений студентов.
Важным средством на обобщающем этапе становятся педагогические ситуации (искусственно созданные или реальные), так как в реальной профессиональной практике педагог сталкивается не с готовой задачей, а с ситуацией, которую необходимо проанализировать, выделить проблему и только затем сформулировать задачу и решить ее. Работа с педагогическими ситуациями осуществляется не только в процессе аудиторных занятий, но и в условиях педагогической практики. Студенты заполняют дневник педагогической практики, анализируя возникающие педагогические ситуации и предлагая оптимальные варианты решения; пополняют банк педагогических ситуаций различной тематики (педагогическая деятельность инструктора по ФК в детском саду, учителя ФК в школе,
Методическое наполнение этапов подготовки будущих бакалавров к решению профессиональньх задач
Этап реализации методики Методы обучения Средства обучения Формы обучения
1-й этап — подготовительный решение учебных задач, инсценирование, метод обучения в малых группах (обучение в команде, метод «пила»), методические приемы: кластер, эссе, незаконченное предложение, рефлексивные вопросы, рефлексивный экран учебные задачи: прогностические, проектировочные, исполнительские, аналитические; методические пособия; бланки экспертных оценок; листы индивидуальных достижений лекции (с заранее запланированными ошибками; с разбором конкретных ситуаций); семинарские занятия (семинар — решение задач); работа в малых группах
2-й этап — развивающий решение учебных задач — алгоритмические и эвристические методы решения задач (метод мозгового штурма, синектика, метод многомерных матриц и др.); микропреподавание; методические приемы: зигзаг, бортовой журнал, корзина идей учебные задачи комплексного характера, включающие прогностические, проектировочные, исполнительские, аналитические подзадачи; рабочие тетради бинарные лекции; семинарские занятия (диспут, дискуссия)
3-й этап — обобщающий анализ практических ситуаций; кейс-метод; игровые методы (дидактическая, организационно-деятель-ностная, ролевая, деловая игра); проектный метод педагогические ситуации (ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация), видеоматериалы, банк педагогических ситуаций, дневник педагогической практики; портфолио студента проблемная лекция, «продвинутая лекция», деловая игра, мастер-классы, ярмарки педагогических идей и проектов
инструктора оздоровительной ФК, тренера и др.).
Подробное методическое наполнение этапов подготовки будущих бакалавров к решению профессиональных задач представлено в таблице.
Таким образом, подготовка будущих бакалавров к решению профессиональных задач требует выбора определенных методов, средств и форм педагогического взаимодействия, обеспечивающих успешное достижение цели.
В условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов методическое обеспечение профессиональной подготовки расширяется использованием активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса в вузе. Представленное методическое обеспечение образовательного процесса создает условия для использования теоретических знаний в практической деятельности, развития у студентов умений анализировать практические ситуации, планировать и осуществлять способы и средства достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты. Его практическая значимость состоит в возможности использования данного методического обеспечения
в подготовке студентов — будущих педагогов — к решению профессиональных задач.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (дата обращения: 19.11.2015).
2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 17.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. С. 357.
4. Батракова И.С., Чекалева Н.В. Учебно-методическое обеспечение как условие повышения качества подготовки будущего педагога // Педагогика в вузе как учебный предмет: сборник научных трудов. СПб, 2001. С. 127.
5. Забродина Л.Н. Формирование профессионально-речевой культуры студентов медицинского вуза: дис. ... канд. пед. наук. Тольятти: ТГУ, 2015. 189 с.
6. Ривкина С.В. Подготовка студентов педагогического вуза к решению общепрофессиональных задач в процессе изучения педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2011. С. 3.
METHODICAL SUPPLY OF FUTURE BACHELORS' TRAINING TO PROFESSIONAL OBJECTIVES SOLUTION
O.V. Buldasheva, senior lecturer, The department of theoretical bases of physical training and safety of living, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia, [email protected]
Today the society makes high demands to quality training of a future pedagogue. Higher professional education is characterized by universities' direction at social order, transition to multilevel training system, deepening of education process' practical constituent. The urgent problems appear connected with a future pedagogue's training, which is able to carry out professional activity at a high level, which is ready to solve problems in the sphere of professional activity. The efficient training of future bachelors is supported by optimal selection of methods, means, pedagogical interaction forms, which are necessary for educational process equipment and aimed at professional qualities' formation of future specialist. The author has developed a program of methodological supply of bachelors' professional training taking into account the requirements of federal state educational standard and wide application of active and interactive forms of pedagogical interaction. The article exposes methodological methods at preparatory, developing and generalizing stages of future bachelors' training to professional objectives' solution. Each stage differs by application of special forms of organization and methods of education, and also contents' features of students and lecturers' activities. The presented methodological supply of educational process creates conditions for theoretical knowledge use in practical activity, skills of analyzing practical situations, planning and carrying out methods and means for goals' achievement, evaluating of results.
Key words: modernization of vocational education, procedural, pedagogical activity, professional problem solving, the stages of preparation for the solution of professional problems, active and interactive methods and forms of teaching, learning tools, educational tasks, pedagogical situation.
References
1. Federal state educational standard of higher professional education for the training 050100 pedagogical education (qualification (degree) "bachelor") (in Russian). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/5/20111207163943.pdf (accessed 19.11.2015).
2. Spirin L.F. Teoriia i tekhnologiia resheniia peda-gogicheskikh zadach [Theory and technology of solving pedagogical problems]. Moscow, Rossiiskoe peda-gogicheskoe agentstvo Publ., 1997. 173 p.
3. Pedagogika: uchebnoe posobie dlia studentov ped. in-stitutov / pod red. Iu.K. Babanskogo [Pedagogy: textbook for students of PED. institutions. Ed. by Y.K. Babanskiy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988. 479 p.
4. Batrakova I.S., Chekaleva N.V. Uchebno-metod-icheskoe obespechenie kak uslovie povysheniia kachest-va podgotovki budushchego pedagoga [Training and methodological support as a condition of improve-
ment of quality of preparation of future teacher]. Peda-gogika v vuze kak uchebnyi predmet: sbornik nauch-nykh trudov [Pedagogy in higher school as a subject: collection of scientific papers]. St. Petersburg, 2001, p. 127.
5. Zabrodina L.N. Formirovanie professional'no-reche-voi kul'tury studentov meditsinskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk [The formation of professional speech culture of medical students. Candidate of pedagogy scie. diss.]. Togliatti, TGU Publ., 2015. 189 p.
6. Rivkina S.V. Podgotovka studentov pedagogichesk-ogo vuza k resheniiu obshcheprofessional'nykh zadach v protsesse izucheniia pedagogiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Preparation of students of pedagogical University to the solution of General tasks in learning pedagogy. Abstract of candidate of pedagogy scie. diss]. St. Petersburg, 2011. 22 p.