ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"
(г. Москва)
УДК 37.013.78
Alyokhin I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Honored Scientist of Russia, corresponding member of RAE, Professor, Head of Department No. 19 (Pedagogy),
"Military University", Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Alehin-igor60@mail.ru
Belyansky A.A., adjunct, Department No. 19 (Pedagogy),"Military University", Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: belyanskiy62@gmail.com
EDUCATION OF MORAL AND VOLITIONAL STABILITY IN MILITARY PERSONNEL. The article discusses the main provisions of the process of educating moral and volitional stability in military personnel in conditions of modern construction of the Armed Forces of the Russian Federation. The concept of moral and volitional stability in military personnel is revealed. Special attention is paid to the disclosure of the structure of the basic elements of the process of moral and volitional stability education in the formations and military units of the Armed Forces of the Russian Federation. The article also discusses aspects that form the moral-political, psychological, value-orientation and combat qualities of a serviceman. The article concludes that in order to increase from an optimal to a high level of readiness of personnel to perform combat missions, a number of pedagogical ways have been identified to effectively increase the indicators of moral and volitional stability, as a basic element of this military-pedagogical process, which can be recommended for further work to commanders in the course of organizing and preparing units for combat missions: development of moral self-esteem skills in military personnel; formation of the potential of professional and moral support among military personnel; development of vitality in military personnel in extreme conditions of service and combat activities, etc.
Key words: combat training, military-political work, psychological training, process, education, analysis, structure, military personnel, etc.
И.А. Алехин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. № 19 (педагогики) ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ», г. Москва), Заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, г. Москва, Е-mail: Alehin-igor60@mail.ru А.А. Белянский, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ», г. Москва, Е-mail: bel1405199014@gmail.com
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В статье рассматриваются основные положения процесса воспитания нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих в условиях современного формирования ВС РФ. Раскрывается понятие нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих. Особое внимание уделено рассмотрению структуры базовых элементов процесса воспитания нравственно-волевой устойчивости в соединениях и воинских частях ВС РФ. В статье изучаются также аспекты, формирующие морально-политические, психологические, ценностно-ориентационные и боевые качества военнослужащего. Делается вывод о том, что с целью повышения с оптимального на высокий уровень готовности личного состава к выполнению боевых задач был выявлен ряд педагогических путей эффективного повышения показателей нравственно-волевой устойчивости как базового элемента данного военно-педагогического процесса, которые могут быть рекомендованы для дальнейшей работы командирам в ходе организации и проведения подготовки подразделений к выполнению боевых задач: выработка у военнослужащих навыков нравственной самооценки; формирование потенциала профессионально-нравственной поддержки; развитие жизнестойкости в экстремальных условиях служебной и боевой деятельности и др.
Ключевые слова: боевая подготовка, военно-политическая работа, психологическая подготовка, процесс, воспитание, анализ, структура, военнослужащие и др.
Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что анализ специфики выполнения боевых задач военнослужащими ВС РФ в ходе специальной военной операции на территории Украины (с 24 февраля 2022 г по настоящее время), имеющей основной целью обеспечить надежную защиту граждан Донецкой и Луганской республик от массового геноцида и национализма со стороны киевского режима при вооруженной поддержке стран блока НАТО, показал, что данные события предопределяют сложную, противоречивую и дискриминирующую военно-политическую и экономическую позицию США и стран Запада в отношении РФ. Систематическое снабжение блоком НАТО армии ВСУ тяжелым вооружением, высокоточным оружием и другим средствами массового поражения регулярно создают рост интенсивности и силу огневого воздействия по всему периметру сформированной линии фронта.
Данные условия современной боевой обстановки, как следствие, создают дополнительное негативное психологическое и физическое напряжение у военнослужащих соединений (воинских частей) ВС РФ, что сказывается порой на результатах успешного выполнения ими боевых (специальных) задач и в целом боевой готовности подразделений, которые зачастую имеют смешанный тип
комплектования (военнослужащих проходящих военную службу по контракту и мобилизационных резервов).
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день одним из ключевых направлений профессиональной деятельности командиров и органов ВПР должно выступать воспитание у военнослужащих жизненно важных компонентов, которые им будут необходимы в противостоянии с различной степени тяжести стресс-факторами (вооруженного, информационного и психологического воздействия) в любой сложившейся перед ним сложной боевой обстановке, где одним из первостепенных педагогических процессов является воспитание нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих ВС РФ [1-5].
Цель данной статьи заключается в комплексном исследовании существующей системы боевой подготовки и военно-политической работы в ВС РФ, направленной на выявление основных педагогических путей повышения эффективности процесса воспитания нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих в ходе их боевой и повседневной деятельности. Сформулировать практические рекомендации для командиров и органов ВПР для дальнейшего использования в
военно-профессиональной деятельности в области поддержания и формирования высокой степени боевой готовности в подразделении.
Основные задачи статьи можно определить следующим образом:
- проанализировать, структуру и содержание военно-педагогического процесса воспитания нравственно-волевой устойчивости в рамках современного строительства ВС РФ;
- предложить рекомендации наиболее оптимальных методов и средств реализации деятельности командиров и органов ВПР в области формирования высокого уровня морально-политической и психологической готовности у военнослужащих к выполнению боевых задач.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, военно-педагогической и методической литературы), изучение личных и боевых графических документов, практические аспекты (групповые и индивидуальные беседы с военнослужащими, анкетный опрос) и др.
Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных военно-педагогических ресурсов. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о сущности, методах, формах и средствах воспитания нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих. Практическая значимость заключается в выработке наиболее эффективных педагогических путей повышения морально-политической, нравственно-волевой и психологической готовности у военнослужащих к ведению активной боевой (военно-профессиональной) деятельности в условиях современной боевой обстановки. п
Следует отметить, что в современной отечественной научно-публицисти- п ческой и военной литературе понятие нравственно-волевая устойчивость у военнослужащих как отдельная педагогическая категория не рассматривалась ранее. п Только лишь ее отдельные структурные социально-психологические компоненты были рассмотрены в работах следующих авторов:
- в области нравственной устойчивости:
Воронова А.А. («О нравственной устойчивости и её воспитании у будущих военнослужащих»), Масюка В.П («Нравственная устойчивость личности: сущность и структура»), Сажин А.В. («Нравственная устойчивость личности и методы ее психологического исследования) и др.;
- нравственно-волевых качеств:
Николаева А.В. («Этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов»), Кузьмина Н.Н. («Условия формирования морально-волевых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России на занятиях физической культурой и спортом»), Круглеевский Н.В. («Волевые качества и их воспитание у курсантов высших военно-морских училищ»), Ковтуненко Л.В., Мазкина О.Б., Трубчанинов М.Б. («Нравственно-волевые качества, как фактор социализации будущего профессионала») и др.
Далее с целью определения сущности военно-педагогического процесса воспитания нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих необходимо отметить, что ее структурными элементами выступают следующие понятия: «нравственная устойчивость», «психологическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», которые данную категорию индивидуализируют и соотносят в группу одного из видов психологического состояния.
Таким образом, в соответствии с представленными выше теоретическими положениями в сущностном плане феномен «нравственно-волевой устойчивость у военнослужащих» можно представить, как индивидуальное качество личности, которое имеет свое выражение в способности в условиях интенсивного отрицательного давления различных жизненных и профессиональных обстоятельств (стрессогенных факторов) осознанно сохранять военные знания, нравственные позиции, морально-политические взгляды, устойчивое психологическое состояние, принципы, убеждения, с целью формирования и поддержания у него высокого уровня боевой готовности как в
ходе повседневной деятельности, так и в любых сложных условиях современной боевой обстановки.
Следует отметить, что на сегодняшний день основной нормативно-правой базой для командиров и органов по ВПР в ВС РФ в области реализации деятельности по воспитанию нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих выступает ряд основных руководящих документов (см. табл. 1) [5].
Условно все внутренние показатели уровня воспитания нравственно-волевой устойчивости, выражающейся в умении в кратчайшие временные сроки мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели, можно разделить на несколько блоков по военно-профессиональным качествам [2]:
- блок морально-политических качеств (глубокое понимание и поддержка государственной политики в области обороны и строительства ВС РФ; высокий уровень поддержки в области внутренней и внешней политики, проводимой государством; твердые и обширные знания развития отечественной истории; наличие идейной убеждённости и др.);
- блок психологических свойств личности (направленность, целеустремленность, самоконтроль, высокий уровень психологической устойчивости, низкий уровень тревожности, самообладание, устойчивая память и др.);
- блокценностно-ориентационных качеств(латриотизм, верностьвоин-скомудолгу,готовность к внмоложертвовенаю во илхнащврыОтачехтвв, высх-кий уровень культуры, развитие обширных интеллектуальных и творческих спо-собносииу.воТоковоееонаусщаатво и -р.);
м Тнок мортликотбонитх (орофассеональных) качеств (мужество, реши-втиивхстт, днсципизинронкниссть, ц|оедосеь,героизм, боевое товарищество, не-примиримоссьтнвтсу увисоннастиноружие и РвоиеВ тотниае, деваpиаи вврнен отнешанио ксосоащ1 е нным тадачам ког^ь^омр^ви^.).
Coноквпноцтц данных теше иредстехсевныхпозн-4 а высдлииуроивсм птофввстoичлорoroмвцткpонвдoптаослилхoбщ ийггазсзцвньговс^нотти у военнослужащих в целом выполнить боевую задачу (см. рис. 1) [1].
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
офицеры военнослужащие, военнослужащие,
проходящие проходящие
военную службу военную службу по контракту по призыву
882020 г. «2021 г. »2022 г.
Рис.1.Анапиз статистикиналичия у всех категорийвоеннослужащиевВСРФ высокого уровня уверенности в способности выполнить боевую задачу ппеpиндеВЛИепoЧе22 гг.^Е1%)
Дальнейшее рассмотрение структуры содержания процесса воспитания нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих в условиях современного строительства ВС РФ позволяет выделить остальные его базовые структурные элементвьтхгаокхк:
Таблица 1
Нормативно-правовая база процесса воспитания нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих иС РФ
Направления деятельности Декевхдвщно ывьтмeрты
руководящие документы военно-профессиональной (боевой) подготовки (видов и родов войск) ОВУ ВС РФ, руководства, наставления и программыбеачой поцготоитиЩУнвгреммабоеиoйлодгoьевкгl еаий постоянной боевой готовности»; курсы сборники нормативов; нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок обеспечения УМБ процесса боевой подготовки в ВС РФ (приказ МО РФ от «30» декабря 2017 г № 838 «Об учебно-материальной базе ВС РФ») п др.;
руководящие документы военно-политической работы приказ МО РФ № 585 от 16 октября 2016 г ыOазхкор>еденоиПoвюженвоc>Tлaывoм вровгю-нoльхкыecвсм нхращlлилы ВС РФ», приказ МО РФ № 803 от 28 декабря 2021 г «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»; приказ МО РФ от «22» февраля 2019 г № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации» и др.;
руководящие документы психологической работы приказ МО РФ от 4 марта 2021 г. № 130 «Об утверждении Положения о психологической службе ВС РФ», методические рекомендации по организации психологической подготовки в ВС РФ (утверждены и введены в действие указаниями заместителя МО РФ - начальника ГВПУ ВС РФ от «27» ноября 2020 г № 174/2430) и др.
- объект (все категории военнослужащих, находящиеся в определенных военно-профессиональных и боевых условиях);
- субъект (командиры, органы военно-политической и психологической работы);
- формы (учебные занятия по боевой подготовке; мероприятия военно-политической работы, тренажи, тактико-специальные учения, инструктор-ско-методические занятия, психологическая подготовка, элементы распорядка дня, участие в регулярном проведении божественной литургии; встреча с ветеранами ВС РФ, общественными деятелями и представителями органов государственной власти и местного самоуправления и др.);
- методы (убеждения, переубеждения, внушения, поощрения, упражнения, соревнования, личный пример, принуждения и др.) [3];
- средства (учебно-материальная база организации и проведения непрерывного процесса боевой подготовки, военно-политической и психологической работы в ВС РФ, включающая в себя службы войск и боевой подготовки и др.) [4].
Библиографический список
Таким образом, в целом, как вывод, следует отметить, что на сегодняшний день процесс воспитания нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих в ВС РФ имеет высокие темпы систематического развития. Однако с целью повышения с оптимального на высокий уровень готовности у личного состава к выполнению боевых задач был выявлен ряд педагогических путей эффективного повышения показателей нравственно-волевой устойчивости как базового элемента данного военно-педагогического процесса, которые могут быть рекомендованы для дальнейшей работы командирам и органам ВПР в ходе организации и проведении подготовки подразделений к выполнению боевых задач:
- во-первых, это выработка у военнослужащих навыков нравственной самооценки;
- во-вторых, это формирование у военнослужащих потенциала профессионально-нравственной поддержки;
- в-третьих, это развитие у военнослужащих жизнестойкости в экстремальных условиях служебной и боевой деятельности и др.
1. Анализ статистических данных с 2020 по 2022 гг., полученных в ходе изучения личного состава соединений и частей сухопутных войск и Военно-морского флота России. Научно-исследовательский центр (социологический) Вооруженных сил Российской Федерации.
2. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. Москва: Воениздат, 1962: 30-52.
3. Алехин И.А., Авуза А.А., Богуславский В.В. и др. Военная педагогика: учебник. Москва: Юрайт, 2017: 124-131.
4. Об учебно-материальной базе ВС РФ. Приказ МО РФ от 30 декабря 2017 г № 838. Available at: https://www.vmeda.org/wp-content/uploads/2020/10/order-mo-02-03-2010-n-150.pdf
5. Федак Е.И., Фередин Д.А. Боевой опыт как фактор формирования морально-политической и психологической готовности у военнослужащих. Морской сборник. 2022; № 6 (2103): 69.
References
1. Analiz statisticheskih dannyh s 2020 po 2022 gg., poluchennyh v hode izucheniya lichnogo sostava soedinenij i chastej suhoputnyh vojsk i Voenno-morskogo flota Rossii. Nauchno-issledovatel'skij centr (sociologicheskij) Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii.
2. Barabanschikov A.V. Pedagogicheskie osnovy obucheniya sovetskih voinov. Moskva: Voenizdat, 1962: 30-52.
3. Alehin I.A., Avuza A.A., Boguslavskij V.V. i dr. Voennaya pedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2017: 124-131.
4. Ob uchebno-material'noj baze VS RF. Prikaz MO RF ot 30 dekabrya 2017 g. № 838. Available at: https://www.vmeda.org/wp-content/uploads/2020/10/order-mo-02-03-2010-n-150.pdf
5. Fedak E.I., Feredin D.A. Boevoj opyt kak faktor formirovaniya moral'no-politicheskoj i psihologicheskoj gotovnosti u voennosluzhaschih. Morskojsbornik. 2022; № 6 (2103): 69.
Статья поступила в редакцию 09.10.22
УДК 37.022
Aniskova T.A., teacher, Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation (Oryol, Russia),
E-mail: tanya210779@rambler.ru
THE TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF FEMALE CADETS TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT A DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article presents the experience of designing the technology of pedagogical support for the professional adaptation of female cadets in the educational process of a departmental university, the author's definition is given, and the component composition of the technology is revealed. The subjects of interaction are defined in the context of the subject-subject approach: head of the course, course officers, curators, teachers, psychologists, cadets. The technology prescribes a certain nature of interaction of subjects: a combination of participatory and one-man management, subordination with differentiation in all types of activities. The technology highlights the individual, group, course levels of support. The implementation of the technology is carried out sequentially: the stages of diagnostics and forecasting, goal-setting, determining the maintenance strategy, planning, implementing the maintenance technology, diagnostics and analysis. The use of accompaniment technology involves the use of active methods of training and education (individual: psychological conversation, consultation, individual educational route, workshop, training; pair: mentoring; group: training, case method, game methods). The presented technology was tested at the Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation (Orel) in 2016-2021. The respondents were 109 first-year cadets. Approbation of the technology showed statistically significant results in the following indicators: increasing the level of acceptance of official and social norms and values, the quality of education, reducing the level of anxiety, reducing the adaptation period to 6-7 months.
Key words: professional adaptation, female cadets, departmental university, support technology.
Т.А. Аниськова, преп., Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, г. Орел, E-mail: tanya210779@rambler.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
В статье представлен опыт конструирования технологии педагогического сопровождения профессиональной адаптации курсантов женского пола в образовательном процессе ведомственного вуза, дается авторское определение, раскрывается компонентный состав технологии. Субъекты взаимодействия определяются в контексте субъект-субъектного подхода: начальник курса, курсовые офицеры, кураторы, преподаватели, психологи, курсанты. Технология предписывает определенный характер взаимодействия субъектов: сочетание партисипативности и единоначалия, субординации при дифференциации во всех видах деятельности. В технологии выделены личностный, групповой, курсовой уровни сопровождения. Реализация технологии осуществляется последовательно: этапы диагностики и прогноза, целеполагания, определения стратегии сопровождения, планирования, реализации технологии сопровождения, диагностики и анализа. Применение технологии сопровождения предполагает использование активных методов обучения и воспитания (индивидуальные: психологическая беседа, консультация, индивидуальный образовательный маршрут, практикум, тренировка; парные: наставничество; групповые: тренинг, кейс-метод, игровые методы). Представленная технология была апробирована в Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации (г Орел) в 2016-2021 гг. Респондентами явились 109 курсантов-первокурсников. Апробация технологии показала статистически значимые результаты по следующим показателям: повышения уровня принятия служебных и социально-бытовых норм и ценностей, качества обучения, снижения уровня тревожности, сокращения времени протекания адаптационного периода до 6-7 месяцев.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, курсанты женского пола, ведомственный вуз, технология сопровождения.