Научная статья на тему 'Воспитание несовершеннолетних вне семьи как криминогенный фактор'

Воспитание несовершеннолетних вне семьи как криминогенный фактор Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S HOMES / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / MINORS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / BOARDING SCHOOLS / ORGANS OF GUARDIANSHIP AND CARE / ADOPTION / SOCIAL ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лелеков Виктор Андреевич, Добросоцкая Юлия Павловна

В статье анализируются состояние и криминогенные факторы преступности несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения и помещенных в детские дома, школы-интернаты, предложены меры по повышению эффективности воспитательно-профилактической работы с этой категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лелеков Виктор Андреевич, Добросоцкая Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING OF MINORS OUT OF FAMILY AS A CRIMINOGENIC FACTOR

The state and the criminogenic factors of a juvenile delinguency of the minors left without parental care and living in children's homes and boarding schools are analyzed in the article. Some measures are suggested to raisen the effectiveness of the educational and preventive work with this category of children.

Текст научной работы на тему «Воспитание несовершеннолетних вне семьи как криминогенный фактор»

В. А Лелек ов, Ю.П. Добросоцкая

доктор юридических наук, профессор

ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВНЕ СЕМЬИ КАК КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР

UPBRINGING OF MINORS OUT OF FAMILY AS A CRIMINOGENIC FACTOR

В статье анализируются состояние и криминогенные факторы преступности несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения и помещенных в детские дома, школы-интернаты, предложены меры по повышению эффективности воспитательно-профилактической работы с этой категорией детей.

The state and the criminogenic factors of a juvenile delinguency of the minors left without parental care and living in children’s homes and boarding schools are analyzed in the article. Some measures are suggested to raisen the effectiveness of the educational and preventive work with this category of children.

Институт семьи в России переживает глубокий кризис. Максимальные показатели распада семей были отмечены в 2002 году, когда в России на 1000 зарегистрированных браков прихо-дилось 837 разводов, а в 11 регионах — свыше одной тысячи (Рязанская область — 1154; Мага -данская область — 1427 и др.) [1].

Положение осложняется ростом числа детей, родившихся у женщин, не состоящих в браке. Их удельный вес среди всех новорожденных дости -гает 30% [2].

Исследования показывают, что с одним родителем дети чувствуют себя «ущербными». Кроме того, часть из них по причине отсутствия должного контроля со стороны матери (отца) становятся правонарушителями. Криминоген -ность неполных семей подтверждается судебной статистикой. Из числа ежегодно осуждаемых несовершеннолетних около половины воспиты-вались в семье с одним родителем (в 2009 г. — 45 %) [3].

Почти как в условиях Гражданской войны, в России растет сиротство детей. Это объясняется ростом лишений родительских прав, направле-нием родителей в места заключения за совершенные преступления, смертью родителей.

Российская практика сложилась таким образом, что большинство осиротевших (в том числе при живых родителях) детей передается под опеку родственникам, часть усыновляется посто-ронними лицами, в том числе гражданами зарубежья. За 15 лет было отдано в иностранные семьи 80 тысяч детей, из них 50 тысяч в США [4]. К сожалению, практика усыновления детей в определенной мере приобрела « коммерческий» характер. Распространены факты побоев, наси-

лия в отношении детей со стороны усыновителей как в зарубежных странах, так и в России.

Остается распространенным помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в дет -ские дома, школы-интернаты и другие специали -зированные учреждения, которых в России насчитывается 2273, в них находятся 44830 детей.

Сирота — особая категория, требующая внимания со стороны государства, общества. Еще Владимир Мономах призывал проявлять заботу и терпение по отношению к детям-сиротам.

Уникален опыт работы великого педагога, писателя А.С. Макаренко с несовершеннолетни -ми, лишившимися родительского попечения.

В современных условиях детский дом, школа-интернат принимают детей, многие из кото -рых проживали в «проблемных» семьях, имеют определенную «криминальную зараженность». Отмечая сложность работы с детьми из таких семей, А.С. Макаренко писал: «В первое время я получал обыкновенных беспризорных детей, а в последние четыре года я получал почти исклю -чительно детей из семьи, где неблагополучие выражалось не в материальной обстановке, а исключительно в обстановке педагогической, бытовой. Кто труднее из этих трех категорий: правонарушители, беспризорные или дети из семьи — сказать трудно, но я думаю, что труднее всего дети из семьи. По крайней мере, по изви -листости характера. По их яркости и сопротив-ляемости эти дети кажутся мне в моем опыте работы наиболее трудными» [5].

Сплошное анкетирование, проведенное нами в Ново-Оскольской воспитательной колонии для несовершеннолетних женского пола, показало,

что 77,5% детей, лишенных родительского попе -чения, имеют судимых близких родственников, 18% воспитанниц сами дважды, а 17% трижды и более раз судимы.

Как и в трудовой колонии или детской коммуне А.С. Макаренко в 20-х годах прошлого века, воспитанники сегодняшних детских домов нуждаются в особых педагогических методах и приемах воспитания. Так считают сотрудники этих учреждений.

В январе 2011 года нами был проведен экс -пертный опрос сотрудников Воронежской шко-лы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На вопрос, что необходимо сделать для улучшения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в России, эксперты заявили: «Методы воспитания детей, содержащихся в интернатных учреждениях, бесконечно отстали от тех требований, которые предъявляет жизнь к современному человеку. Для того, чтобы помочь детям из детских домов, не дать повторить им судьбу своих родителей, адаптировать к условиям жизни после интернат -ного учреждения, не позволить стать на преступный путь, нужно избегать формального под -хода к проблемам сиротства. Необходимо модернизировать систему воспитания этой катего -рии несовершеннолетних, организовать курсы повышения квалификации для педагогов, работающих в интернатах, с целью обучения их современным, инновационным технологиям воспи -тания подростков, необходимо увеличить штат психологов в помощь педагогам, повысить заработную плату персоналу, выделять дополните ль -ные средства для содержания детей и помещений».

Прав был А.С. Макаренко, отмечая, что «задерутся два подростка, а педагог и не знает, как ему лучше поступить».

Не будет ошибочным утверждение, что в детских домах не создано надлежащих условий для воспитания и перевоспитания несовершен-нолетних. Ежегодно тысячи воспитанников совершают побеги из этих учреждений, многие из беглецов задерживается правоохранительными органами за преступления или административ-ные правонарушения.

В 2010 году нами был проведен экспертный опрос сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних более 20 регионов Россий-ской Федерации. На вопрос, почему так часто совершают побеги дети из интернатных учреждений, 56,5% экспертов заявили, что в таких учреждениях низкая организация воспитательной и культурно-массовой работы, 37,8% — плохой контроль за детьми, 5,7% считают, что причина

может быть в грубом, жестоком обращении с детьми.

Обратимся к статистике. За десять лет (2000—2009 гг.) были осуждены за преступления 88240 воспитанников детских домов, школ-интернатов. Причем динамика удельного веса воспитанников детских домов среди всех осужденных несовершеннолетних вызывает особую тревогу: в 1996 — 1998 годах он был равен 5,3%; в 1999 г. — 5,4%; в 2000 г. — 5,5%; в 2001 — 2007 гг. постоянно возрастал и достиг максимального значения — 12,8%; в 2008 г. — 12,6% и в 2009 г.

— 12,3% (незначительное снижение) [6].

В России не ведется официальной статисти -ки сиротства и о том, как складывается судьба выпускников интернатных учреждений в обще -стве, имеются лишь сведения эпизодического характера. Так, несколько лет назад Г енеральная прокуратура Российской Федерации, обследовав группу областей Центрального региона, установила, что из выпускников государственных си -ротских заведений 40% после оставления детско -го дома становятся алкоголиками, 40% — преступниками или обслугой преступников; 10% — кончают жизнь самоубийством и только 10% — устраиваются удовлетворительно в условиях самостоятельной жизни [7].

Выпускники детских домов являются наиболее уязвимыми перед жизненными трудностями. Они недостаточно адаптированы к самостоятельной жизни и часто становятся жертвами мошенников и равнодушия властей.

На 1 января 2010 года более 60 тысяч детей-сирот не были обеспечены жильем и фактически оставались на улице. 1068 тысяч судебных реше -ний о предоставлении жилья детям-сиротам остались неисполненными [8].

Представляется необходимым на региональ -ном и федеральном уровнях рассматривать вопросы, связанные с сохранением жилья для вы -пускников детских домов и интернатов или си -рот, отбывших наказание в местах лишения сво -боды, и обеспечением жильем те х, у кого его не было .

Сложно рассчитывать на снижение кримино-генности «детдомовской среды» усилиями одних сотрудников этих воспитательных учреждений.

Для повышения эффективности воспита-тельной работы, организации досуга, контроля за поведением несовершеннолетних, подготовки к жизнедеятельности вне детского дома потребуются дополнительные финансовые затраты государства , участие всех общественных институтов, тесное взаимодействие органов образования, здравоохранения, внутренних дел, учреждений культуры, спортивных организаций, частного бизнеса.

Прогноз специалистов неутешителен: при непринятии чрезвычайных мер сиротство в России будет расти. В связи с этим экстренные меры, на наш взгляд, должны заключаться в следующем:

1. Повышение качества работы органов опеки и попечительства с учетом положительного отечественного и зарубежного опыта, сложив -шейся обстановки. Так, 75% опрошенных педа-гогов и воспитателей Воронежской школы -интерната № 1 заявляют, что органы опеки и попечительства работают неудовлетворительно. Им, совместно с подразделениями по делам не -совершеннолетних органов внутренних дел, не -обходимо как можно раньше выявлять социаль -но-неблагополучные семьи. За семьями, где родители страдают алкоголизмом и наркоманией необходимо вести особое наблюдение и при первом нарушении или невыполнении родителями своих обязанностей ставить вопрос о лишении родительских прав. Особое внимание необходи-мо уделять семьям, где один или оба родителя, либо иные близкие родственники, привлекались к уголовной ответственности либо отбывают наказание в местах лишения свободы.

2. Передача детей для усыновления в зарубежье должна осуществляться в исключительных случаях (наличие родственников в этой стране, потребность в лечении и т.д.)

3. Тщательный подбор и изучение семей, готовых усыновить ребенка. Постоянный контроль за условиями воспитания и проживания сирот в приемной семье.

4. Расширение практики создания семейных детских домов, их поддержка со стороны государства .

5. Всеобщая «ревизия» состояния воспита-тельной работы, материально-технической базы, кадрового состава детских домов и школ -интернатов. Рассмотрение этих вопросов в правительстве России.

Необходимо приложить все усилия для того, чтобы сохранить для общества тех, кто в скором времени войдет во взрослую жизнь и станет его полноправным членом.

Сегодня, как никогда, важно помочь детям. Нужно, чтобы общество консолидировалось вокруг этой задачи, уделив особое место в ее решении нравственному, патриотическому воспита -нию подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: статистический сборник / Росстат. — М., 2007. — 981 с.

2. Материалы официального сайта федеральной службы Г осударственной статистики России на 20.01.2011 г. [Электронный ресурс]. — URL: http ://www.gks.ru.

3. Преступность и правонарушения. 2009: статистический сборник / ГИАЦ МВД России. — М., 2010.

4. Литературная газета. — 2010. — № 35.

5. Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т.5.

— М., 1958. — С. 252.

6. Преступность и правонарушения. 2000 — 2009 гг.: статистический сборник / ГИАЦ МВД России. — М., 2001 — 2010.

7. Рот Л.Г. Преступность несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, и меры по ее предупреждению // Закон и право. — 2008. — №9. — С. 68.

8. Известия. — 2010. — 2 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.