Научная статья на тему 'Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях в условиях материнской депривации'

Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях в условиях материнской депривации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1079
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАТНОЕ (ОБЩЕСТВЕННОЕ) ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шабалина Светлана Анатольевна

В данной статье рассмотрены типы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; контингент детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа; специфика «закрытых групп», возникающих в интернатных учреждениях и функционирующих в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением; причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях в условиях материнской депривации»

УДК 159.922.767

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ

REASONS FOR DISTURBANCES IN DEVELOPMENT OF CHILDREN BROUGHT UP AT ORPHAN HOUSES UNDER MATERNAL DEPRIVATION

С. А. Шабалина

S. A. Shabalina

ФГБОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт», г. Сыктывкар

Аннотация. В данной статье рассмотрены типы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; контингент детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа; специфика «закрытых групп», возникающих в интернатных учреждениях и функционирующих в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением; причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Abstract. The article examines the types of houses founded for orphaned and abandoned children; the children brought up at orphan houses; the peculiarities of so-called «close groups» which appear at orphan-houses and function under the lack of social communication; the reasons for disturbances in development of children brought up at orphan houses.

Ключевые слова: социализация, интернатное (общественное) воспитание, дети-сироты.

Keywords: socialization, upbringing at orphan houses, orphaned children.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывают рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков, что в свою очередь увеличивает число детей с девиантными формами поведения. В силу ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных) дети, воспитывающиеся в специализированных учреждениях, заслуживают специального изучения. Они составляют в целом группу риска по нарушенному поведению в доме ребенка. Так, если 20 лет назад среди детей и подростков школьного возраста дети с отставанием в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии составляли 0,3-0,5 %, то сейчас их - 3,05,0 %. При этом в силу личностных качеств и отсутствия должной социальной помощи эти дети и подростки совершают около 15,0-20,0 % всех правонарушений и преступлений среди молодежи [7].

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ трудов ученых, посвященных проблеме материнской депривации, а также результатов психологопедагогического обследования детей детского дома-школы (ДДШ) № 1 им. А. А. Католи-кова г. Сыктывкара (2011).

Результаты исследований и их обсуждение. Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходят в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно получить породу новых, свободных от пороков людей.

Идеи общественного воспитания детей существовали достаточно долго. Уже в конце 50-х годов прошлого века в нашей стране стало открываться множество школ-интернатов вовсе не для трудных подростков и сирот, а для того, чтобы развернуть как можно шире сеть коммунистического воспитания всех детей. Считалось, что в дошкольных и школьных учреждениях подобного типа создаются прекрасные условия для всестороннего развития детей, для воспитания у них начал коллективизма. Преимущества такого воспитания виделись в возможности правильной организации режима дня, разумного сочетания труда, учебы, отдыха, спорта [5, 86].

Эти идеи были специфичны не только для нашего государства - во многих странах люди пытались создать какие-то особые, идеальные условия общественного воспитания, которые могли бы превзойти семейное. Подобные идеи питались разными мировоззренческими источниками. В настоящее время эти педагогические проекты давно показали свою несостоятельность, но принципы организации государственной системы призрения в основном не изменились. Если такие проблемы российских интернатных учреждений, как госпитализм, материнская и социальная депривации воспитанников, были присущи им изначально, то сегодня к ним следует добавить еще и ведомственную разобщенность (интернатные учреждения для детей разного возраста до сих пор подчиняются разным ведомствам РФ: Министерству здравоохранения, Министерству образования, Министерству труда и социальной защиты населения), усугубленную последствиями социальноэкономического кризиса в стране.

В нашей стране для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы интернатные учреждения разного типа: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, дома-интернаты для детей-инвалидов.

По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются назначением:

- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих, слабослышащих и т. д.);

- специальные учреждения для одаренных детей (отбираемых в том числе на олимпиадах);

- специальные учреждения для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учете в детской комнате милиции или задерживаемые за бродяжничество и др.).

В школе-интернате дети делятся на полных сирот и на детей, оставшихся без попечения родителей. В первом случае - это дети, родители которых умерли или считаются безвестно отсутствующими либо получили тюремный срок в виде пожизненного заключения.

Во втором случае - это дети, родители которых живы, но либо отказались от своих детей, либо были лишены родительских прав по решению суда за те или иные действия/бездействия по отношению к своим детям [6].

Детские дома и интернаты можно с уверенностью отнести к учреждениям закрытого типа. Система воспитания в интернатном учреждении предусматривает групповую форму ухода за ребенком. Создаваемая в этих государственных сиротских учреждениях социальная среда характеризуется бедностью и примитивными социальными связями, что в сочетании с социальной изоляцией приводит к формированию социальной депривации и разного рода психических отклонений в развитии, затрудняющих полноценную социализацию, обучение и впоследствии постинтернатную социальную адаптацию.

В результате в детских домах и школах-интернатах оказывается сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны - ярко выраженным депривационным синдромом [1].

По мнению М. Ю. Кондратьева, к учреждениям такого типа относятся «реальные малые группы, которые функционируют в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением». Специфику «закрытых групп» автор связывает с явлением социальной депривации, т. е. нарушением связей индивида или группы индивидов с обществом.

Существуют несколько типологий закрытых учреждений. В зависимости от исследовательской задачи выделяют закрытые учреждения:

- производственной направленности;

- исполнительно-трудовой направленности;

- образовательно-воспитательной направленности (детские дома, интернаты и т. п.).

В зависимости от того, кто именно задает депривационный характер отношений

группы с широким социумом - она сама или же общество, - различают изоляцию:

- вынужденную;

- принудительную;

- добровольную;

- добровольно-вынужденную или добровольно-принудительную.

М. Ю. Кондратьев считает, что правильнее говорить об определенном виде закрытых подростковых сообществ, формирующихся в различных воспитательных учреждениях интернатного типа. Он выделяет следующие виды закрытых подростковых сообществ:

- детские дома и школы-интернаты для детей, лишенных родительского попечительства;

- специальные школы и ПТУ для трудновоспитуемых подростков;

- воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и следственные изоляторы;

- профессионально-специализированные интернаты.

Несмотря на специфику каждого из перечисленных видов заведений, все воспитательные учреждения закрытого типа объединяют жесткие режимные условия, а также изоляция воспитанников от широкого социального окружения, что существенно снижает вариативность социальной ситуации развития детей, обедняет систему значимых для них межличностных связей, осложняет путь адекватной социализации личности детей.

По результатам психолого-педагогического обследования детей, находящихся в ДДШ № 1 им. А. А. Католикова г. Сыктывкара (2011), мы пришли к выводу, что причины нарушений развития детей, проживающих в условиях интернатных учреждений, многообразны. Рассмотрим их:

1. Основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы - и наркоманией. Происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической патологией. Именно «отказные» дети чаще имеют врожденные физические и психические аномалии как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных средств для прерывания беременности. Кроме того, дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь, это задержка психического развития, умственная отсталость и шизофрения.

2. Вредным является уже само вынашивание нежеланной беременности потенциальными «отказницами» (бросающими новорожденных в родильных домах). Стрессогенное воздействие вынашивания такой беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними. У большинства будущих «отказниц» во время беременности отмечаются психические нарушения: истероформные реакции, депрессивные состояния, психовегетативные нарушения, обострения психических, соматических хронических заболеваний. Важными патогенными факторами являются нарушения поведения беременных, такие как гиперактивность, неудачные попытки прервать беременность, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и пр., связанные с психическими отклонениями. Большинство из них оказываются не готовыми к родам, о чем свидетельствуют исключительно высокий уровень недонашиваемости, а также патологии родовой деятельности. Клинически выраженные мозговые повреждения у новорожденных обнаруживаются сразу после родов. Они нуждаются в реанимации и интенсивной терапии в связи с тяжестью состояния.

3. Третьим патогенным фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными для социального сиротства являются безнадзорность и гипоопека. Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье и т. д. В таких семьях остро стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской любви, недоедают, не посещают организованные детские коллективы, подвергаются истязаниям, что приводит к уходу из дома. Отсюда - признаки сенсорной, материнской и социальной депривации,

отставание в психическом развитии более чем в двух третях случаев, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими реакциями [2].

4. Четвертым и, пожалуй, одним из наиболее мощных патогенных и дезадаптирующих факторов для ребенка является сам насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в детское специализированное учреждение. Главным условием полноценного психоэмоционального развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва. В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем отмечаются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте) [8].

5. По мнению Е. О. Смирновой [9] (и мы полностью согласны с точкой зрения данного исследователя), причиной отставания в развитии воспитанников детского дома являются особенности условий содержания в данных учреждениях, а именно:

- частая смена ухаживающего за детьми персонала, а также множественность контактов воспитанников сиротских учреждений. Й. Лангмейер и З. Матейчик говорили об этом: «...Ребенок, бесспорно, нуждается в центральном "объекте", на котором сосредоточиваются все его виды активности и который обеспечивает для него требующуюся уверенность... При нормальных обстоятельствах это, конечно, мать или другое лицо на ее месте.» [4, 250-251];

- работники детских домов не всегда компетентны в вопросах воспитания детей-сирот в силу ряда обстоятельств: это и недостаток образования, и нежелание работать с такими детьми, и так называемая «душевная черствость», и меркантильные вопросы (в подобных учреждениях действуют доплаты за работу с детьми-сиротами) и т. д. А. А. Католиков считал, что «... воспитание - это не отбывание, пусть и добросовестное, рабочих часов, а постоянная самоотдача души...» [3, 81];

- неравноправие сторон. Взаимодействие педагогов с воспитанниками интернатов характеризуется наличием больших властных возможностей воспитателей. При этом следует отметить, что во многом именно степень закрытости, мера обособленности воспитательного учреждения от социального окружения, жесткости внутреннего распорядка и строгости режимного ограничения внешних контактов и определяют уровень властного потенциала педагога. По сути дела педагог для воспитанников закрытого учреждения - полноправный представитель общества, наделенный широким кругом возможностей влиять на их сегодняшнюю жизнь и на будущее;

- жесткая регламентация общения, официальная предписанность его формы и содержания и др. (семейные дети испытывают больше внимания со стороны взрослого, которое индивидуально адресовано (личностная обращенность));

- контакты со взрослыми в сиротских учреждениях эмоционально менее разнообразны в силу того, что детей много и работники не всегда в состоянии оказать должное внимание каждому ребенку; все это не способствует возникновению позитивного эмоционального фона.

Резюме. Человек проходит первичную социализацию в семье, характер и результаты которой определяются ее составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями, а также ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. В специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от материнской и психической деприваций. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации : учебное пособие / Е. Г. Алексеенкова. - СПб. : Питер, 2009. - 96 с.

2. Дети социального риска и их воспитание : сб. / под ред. Л. М. Шипициной. - СПб. : Изд-во «Речь», 2003. - 143 с.

3. Католиков, А. А. Моя семья. Записки директора Сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот / А. А. Католиков. - М. : Педагогика, 1990. - 224 с.

4. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. - Прага :

Авиценум, 1984. - 334 с.

5. Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / сост. В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.

6. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад за 2006 год. - М. : Мин-здравсоцразвития России, 2006. - С. 135-139.

7. Прихожан, А. М. Дети без семьи (детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан,

Н. Н. Толстых. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.

8. Психическая депривация : хрестоматия / сост. Н. Н. Крыгина. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2003. - 132 с.

9. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 134-150.

iSi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.