Научная статья на тему 'Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации выпускников интернатных учреждений'

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации выпускников интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫПУСКНИК ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / GRADUATE BOARDINGSCHOOL INSTITUTIONS / SOCIALIZATION / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усынина Т. П.

В данной статье автор рассматривает понятие адаптация« и ее влияние на выпускников интернатных учреждений. Показаны основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывающихся в семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION ALUMNI RESIDENTIAL INSTITUTIONSIN

Given article author considers the notion "adaptation" and her influence upon graduate boarding-school institutions. They Are Shown main differences of the process to adaptation to training in vocational school graduate orphanage and student, bring up in family.

Текст научной работы на тему «Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации выпускников интернатных учреждений»

Специалисты технического профиля относительно чаще обращаются к предметному миру вещей. Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих специалистов технических вузов высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта, волевых качеств, которые можно совершенствовать посредством занятия боксом.

На основе изучения научных трудов по проблемам общей и спортивной педагогике, психологии, работ педагогов и психологов о различных структурах волевых качеств личности, на основе констатирующего эксперимента, проведенного среди 40 студентов занимающихся в секции бокса в Комсо-

Библиографический список

мольском-на-Амуре государственном техническом университете, были определены волевые качества личности из 11 компонентов: целеустремленность, решительность, смелость,

настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, инициативность, дисциплинированность, организованность, исполнительность.

Настоящее исследование в данной статье не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многосторонней проблемы совершенствования волевых качеств личности. Требует дальнейшего изучения вопросов структуры волевых качеств. Необходима более подробная характеристика их уровней, в углубленном исследовании нуждаются вопросы влияния различных факторов на успешность процесса воспитания воли посредством занятия боксом.

1. Холодов, Ж.К. ТМФК и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2004.

2. Хромина, Т.В. Волевая подготовка в боксе / Т.В. Хромина, Р.К. Киселев // ДВГАФК. - Хабаровск, 2004.

3. Пасниченко, А.Э. Оценка индивидуальных особенностей развития волевых качеств личности: дисс. ... канд. псих. Наук, М. 1996.

4. Аршинник, С. П. Исследование взаимосвязи между типом темперамента и уровнем развития волевых качеств юных спортсменов-единобор-цев. - Краснодар: КГУФКСТ, 2003.

Статья поступила в редакцию 16.07.09

Т.П. Усынина, аспирант ОГПУ, г. Оренбург, Email: usu-denis@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В данной статье автор рассматривает понятие «адаптация» и ее влияние на выпускников интернатных учреждений. Показаны основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывающихся в семьях.

Ключевые слова: социальная и психологическая адаптация, выпускник интернатного учреждения, социализация, профессионального образования.

Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений -это прежде всего проблема социализации ребенка, поскольку образцы поведения, мышления, способы активности формируются еще в раннем возрасте и оказывают влияние на дальнейшую «взрослую» жизнь.

Социализация, как процесс становления личности через усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с социумом, начинается с рождения, и проходит всю жизнь человека. И семья в этом процессе играет определенную роль [1].

Современные отечественные исследователи утверждают, что не только ранняя материнская депривация вызывает задержки и искажения в психическом развитии детей, но основным является неполноценное общение со взрослым в самих сиротских учреждениях. По мнению А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, несформированность личности происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей, но и связи с особыми условиями воспитания, потому, что жизнь в детском учреждении не требует личности. Нет необходимости планировать, контролировать свое поведение.

Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний. Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я-ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один -против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников,- неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют

возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организации быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и

др [2].

И.А. Яковлева характеризует систему воспитания в сиротских учреждениях, как казарменную, подчеркивая, что детей не готовят к последующей жизни, а только «взращивают до определенного возраста». Б.А. Куган также подчеркивает, что «условия, в которых находятся эти дети, состояние здоровья, склонность к алкоголизму и наркомании, негативно воздействуют на их способность к учению. .. Они менее всего способны к адекватной самостоятельной жизнедеятельности в обществе и имеют мало возможностей адаптироваться в нем».

Самое главное -это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

Именно поэтому надо как можно раньше начинать проводить работу по развитию коммуникативной культуры, умению следовать поведенческим моделям, делать осознанный и ответственный выбор, работать в группе. Необходимо развивать у таких детей универсальные навыки деятельности, развивать способности к творчеству, которые являются одним из важнейших условий решения проблемы социализации и социальной адаптации.

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблю-

дая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе профессионального образования, начального, среднего или высшего, среднего или высшего, необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в училище, техникуме или вузе, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.

Сформированные в условиях общественного воспитания личностные особенности детей-сирот влияют на их психологическую адаптацию после выпуска из детского дома [3].

Первой ступенью вхождения в самостоятельную жизнь для большинства воспитанников детских домов и школ-интернатов становится обучения в системе профессионального образования. То, как пройдут молодые люди эту ступень, смогут ли успешно адаптироваться к учебе в профессиональном училище, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства и важности самостоятельного существования, нередко определяет и дальнейшую судьбу выпускников сиротских учреждений.

В исследованиях Н.Г. Травниковой установлены основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывающихся в семьях:

- выпускники детского дома больше, чем учащиеся из семей, зависят от мнений и оценок других людей;

- успешная адаптация выпускников практически не зависит от личностных (характерологических) качеств, как и учащихся, воспитывающихся в семьях;

- важное значение для приспособления бывших воспитанников сиротских учреждений имеют показатели эмоционального состояния, уровня психического здоровья;

- определяющим в психологической адаптации выпускников детского дома является умение управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию.

В результате комплексного исследования, А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых делают достаточно категоричный вывод о том, что «личность у детей, воспитывающихся вне семьи, несформирована или слабо сформирована». Об этом свидетельствуют следующие особенности детей: их привязанность к ситуации, зависимость от нее, неумение опираться на свое собственное мнение, реактивность, импульсивность, непосредственность поведенческих реакций, низкий творческий потенциал при преобладании классификационных форм мышления [4].

Как показали результаты эмпирических исследований, нарушения личностного развития формируются на протяжении всего пребывания ребенка в учреждении, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее, возникающая у дошкольников, сохраняется и у старших школьников, подростков), эмоциональную уплощенность, упрощение и обеднение образа «Я», несформированную избирательность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность в поведении; ситуативность поведения и мышления; сниженную инициативность общения, ослабленную чувствительность к оттенкам поведения старших, относительную бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональной экспрессии. Эти особенности психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов возникшие в раннем детстве, в дальнейшем не исчезают, а приобретают новое качество и усугубляются. Воспитанники испытывают значительные трудности при овладении учебной программой в силу таких особенностей психического развития как задержка развития образного мышления (требующего внутреннего плана действий), слабая развитость произвольного внимания, повышенная утомляемость, тревожность и агрессив-

ность, неумение конструктивно общаться, отсутствие конструктивных планов на будущее. У них с большим трудом формируются необходимые социально-бытовые навыки и отношения. Все это приводит к значительным сложностям и в получении профессии. Неправильно складывающиеся полоролевые представления способствуют тому, что у воспитанников возникают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении. Они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом, сводя все либо к сексуальным играм, либо к каким-то требованиям, оторванным от реальности. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития. Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Нарушение регуляции произвольной деятельности, саморегуляции поведения проявляется в основном в том, что воспитанники детских домов не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, правильно распоряжаться деньгами. Воспитание в основном послушания, формальное дисциплинирование приводит к тому, что воспитанники ориентируются в своих поступках в значительной степени на оценку окружающих и легко попадают после выпуска под чужое, подчас криминальное, влияние сильной личности. Все эти особенности психического развития, а также потребительское отношение к людям, установка, что им все что-то должны и обязаны помогать (психологический и социальный инфантилизм), чрезвычайно затрудняют вхождение воспитанников детского дома (школы-интерната) в современный постоянно меняющийся социум. Значительная часть выпускников пополняет маргинальные сообщества. Выпускники не в состоянии использовать те преференции, которыми государство их обеспечивает. Экспертный опрос работодателей выпускников указал, что последние не знают элементарных вещей, конфликтны, не умеют строить взаимоотношения в коллективе, занимают полярные позиции- либо пассивны, либо агрессивны по отношению к окружающим, склонны манипулировать своим статусом сироты, уходить от ответственности или перекладывать ответственность на других, имеют вредные привычки, инфантильны [5].

Большое значение для дальнейшей «взрослой» жизни выпускников имеет состояние их здоровья -база для физиологического психического, социально-психологического, интеллектуального развития, воспроизводства. Отметим, что потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Изначально он определяется уровнем здоровья родителей. Чаще всего родители «отказных» детей ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, переносят социально значимые заболевания (в том числе венерические, туберкулез) и нередко заражают ими детей.

Дети, оторванные от матери в возрасте до - 2-х - 3-х лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации, что также затрудняет адаптацию во взрослой жизни. Раняя психическая депривация сказывается на общем соматическом здоровье ребенка. Поэтому поступающие в дома ребенка дети в большинстве своем уже имеют многочисленные расстройства физического и психического здоровья.

Задержка в психологическом и эмоциональном развитии детей приводят к таким нарушениям в поведении и эмоциональным реакциям, при которых нарушается их общение с окружающими и тем самым осложняется адаптация в обществе. Эти обстоятельства свидетельствуют, что выпускники интернатных учреждений являются не вполне здоровыми по многим показателям.

Следствием такого низкого потенциала здоровья является то, что среди детей-сирот большая доза с отклонениями в интеллектуальном развитии. Исследования, проводимые Центром обучения и исследования благосостояния по организации реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся в

государственной защите, показывают, что длительное содержание детей в интернатных учреждениях задерживает их общее интеллектуальное развитие, а не только физическое и психическое. Эти факторы в значительной степени затрудняют нормальную адаптацию выпускников в социальной среде. Подростки покидают детские дома, когда личностное, социальное становление, физическое развитие еще не завершены. Выпускники начинают самостоятельную жизнь не только не приспособленными (не адаптированными) к ней из-за специфики пребывания в интернатном учреждении, но и физически, морально неокрепшими. Учитывая, что в россий-

ском обществе принято совместное проживание с родителями часто уже взрослых «детей», на что и ориентирована система воспитания, специалисты считают, что лишь десятая часть выпускников готова к самостоятельной жизни [6].

Выпускнику, оказавшемуся на пороге самостоятельной жизни, необходима помощь и поддержка того окружения, в котором он находится в период адаптации к самостоятельной жизни. Профессионально построенное общение и работа с выпускником могут стать основой его успешной адаптации

[7].

Библиографический список

1. Тихонцева, Н.Г. Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации социальных сирот в России // Молодой ученый. - 2009. - №3.

2. Семья, Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2004.

3. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

4. Травникова, Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома: дис. .. .канд. психол.наук. - СПб., 1999.

5. Ослон, В.Н. Новый взгляд на психологическую службу // Детский Дом.-2008. - №27.

6. Сакваралидзе, Е.В. Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений / Ежегодная научная конференция // Сорокин-ские чтения «Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики 17-18 декабря 2002 года».

7. Прихожан, А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.,1990

Статья поступила в редакцию 9.10.09

УДК 159.9

М.О. Зотова, соискатель СОГПИ, г. Владикавказ, РСО-Алания, E-mail: marinaolesovna@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Проводится анализ влияния образовательной модели на психоэмоциональное самочувствие младшего школьника на основании результатов мониторингового исследования эмоциональных и энергетических резервов учащихся, позволяющих им преодолевать учебные нагрузки. Экспериментальные данные позволяют сравнивать особенности эмоциональных реакций, настроения, работоспособности и энергетического баланса организма школьников традиционной образовательной модели и прогимназической, реализующей комплекс здоровьеразвивающих технологий.

Ключевые слова: инновационная деятельность, психоэмоциональные состояния, здоровьесберегающие технологии, мониторинг,

эмоциональные реакции, новые образовательные технологии,

Объективная ситуация в современном российском обществе характеризуется обострением интереса к детству как основополагающему и самоценному периоду жизни; осмыслением интересов и ожиданий в учебно-воспитательной сфере; определением образования, как фактора, от которого во многом зависит судьба каждого гражданина и страны.

Говоря о новых тенденциях в образовании и определяя их как путь активизации обучения и воспитания, следует исходить из понимания постоянной динамики, в которой находится эта сфера: образование реагирует на изменения в политических, экономических, идеологических, а в целом - социокультурных реалиях, адаптируясь к их потребностям, и в тоже время само во многом определяет эти потребности.

По мнению А.К. Белоусовой, «проблемы современной школы и пути ее дальнейшего развития становятся одним из центральных вопросов, обсуждаемых в современном обществе. Возникновение различных направлений, позиций, подходов отражает поиски путей формирования образовательной стратегии нового типа» [1, с. 310].

На основе новой парадигмы обучения и воспитания, происходят преобразование в педагогической системе -это оптимизация учебного процесса, его модернизация, структурные сдвиги, корректировка цели и задач. Речь идет собственно об инновациях, что выразилось в разработке разнообразных программ, предложенных для практической реализации и представляющие различные образовательные технологии.

Вариативность образовательных программ для учащихся, родителей и педагогов создает потенциальные возможности для перехода от обучения и воспитания всех к работе с каждым по формированию социально-ценностного отношения ребенка к самому себе и окружающему миру, по расширению возможностей реализации его индивидуальных возможностей.

образовательные модели, образовательная среда.

Однако, результаты многочисленных исследований (В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева; И.В. Дубровина; Д.А. Фарбер; А.Г. Ильин; Т.И. Стукалова; А. А. Баранов; Г.К. Зайцев; О.В. Дани-ленко; Т.Г. Хамаганова; Н.В. Калинина; Л.П. Гладких; Н.Н. Куинджи; М.М. Безруких; О.Г. Бериев; И.Ю. Кокаева; Г. Лесникова; Г.Г. Князев; М.В. Андропова и другие) свидетельствуют о серьезных проблемах в психологическом и соматическом состоянии здоровья школьников, что является безусловным показателем неблагополучия развития личности в целом. Медики, психологи, педагоги и другие специалисты единодушно отмечают в качестве основных причин сложившейся ситуации ухудшение качества жизни; отрицательное влияние условий воспитания в семье; в несовершенстве деятельности образовательных учреждений; в загрязнении окружающей среды; низкой гигиенической культуре и отсутствии навыков здорового образа жизни у населения; в снижении доступности и достаточности медицинской помощи.

Неуклонное снижение числа здоровых детей с каждым годом, обусловлено рядом факторов: экологическими и социально-экономическими проблемами, генетической отягощен-ностью, при этом специалисты подчеркивают то, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны именно со школьным обучением.

В школьном возрасте ухудшение здоровья явно выражено, оно четко прослеживается от начала обучения в школе к его концу. За годы учения в школе, 70% сформировавшихся в начальных классах функциональных расстройств трансформируются и к моменту ее окончания, перерастают в стойкую хроническую патологию: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза -органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, в 2 раза увеличивается число нервнопсихических расстройств и функциональных нарушений сердечно - сосудистой системы [3]. Заболевания этих органов и систем приобрели крайне высокую социальную значимость,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.