Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития семейных форм устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей'

Организационно-педагогические условия развития семейных форм устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
384
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ / PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS / EDUCATION AND SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багина Л. В.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации организационно-педагогических условий развития семейных форм устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на повышение уровня воспитания и социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational and pedagogical conditions for developing family forms of protection of children who were left without parents' care

The article touches upon theoretical and practical aspects of development and realisation of organisational and pedagogical conditions for developing family forms of protection of children who were left without parents' care. These conditions are directed at increase of the level of the children's educational and social adaptation.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития семейных форм устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей»

Л. В. Багина

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА И ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Р. Лазаренко

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации организационно-педагогических условий развития семейных форм устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на повышение уровня воспитания и социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: защита прав детей, воспитание и социальная адаптация

детей.

The article touches upon theoretical and practical aspects of development and realisation of organisational and pedagogical conditions for developing family forms of protection of children who were left without parents’ care. These conditions are directed at increase of the level of the children’s educational and social adaptation.

Key words: protection of children’s rights, education and social adaptation of children.

Развитие российского государства и общества, усиление социальной направленности государственной политики требует формирования новых подходов к решению проблем семьи и ребенка как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из важных направлений решения этих проблем является разработка и реализация организационно-педагогических условий развития семейных форм устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Такая работа активно ведется в Алтайском крае.

Для совершенствования семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае на основе выводов из анализа современной теории и практики формировалась региональная нормативная правовая база, направленная на стимулирование развития семейных форм устройства детей, лишившихся родительского попе-

чения, принимались меры для реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Были разработаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, обеспечения государственных гарантии опекунам (попечителям), приемным родителям.

На краевом уровне предложены организационно-педагогические меры по стимулированию приоритетной формы семейного устройства, в качестве которого рассматривается усыновление.

На территории Алтайского края с 2000 г. действовал закон «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан». Данным нормативным правовым актом был определен порядок и условия передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в

семьи граждан на основании договора между органами местного самоуправления как органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями патронатных семей.

Однако в условиях развития системы приемных семей эта форма семейного устройства исчерпала себя.

В конце 2007 г. принят закон Алтайского края «О патронатном воспитании». Настоящий закон вводит понятие патронатного воспитания воспитанников детских домов как формы устройства ребенка в семью патронатного воспитателя при условии профессионального сопровождения замещающей семьи со стороны специально созданной службы учреждения, передающего своего воспитанника на патронатное воспитание. При такой форме ответственность по защите прав и законных интересов ребенка остается за учреждением, организующим па-тронатное воспитание, и органом опеки и попечительства. Создание системы па-тронатного воспитания позволит сократить количество детей всех возрастов, находящихся в детских домах, реализовать государственную политику по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, и более эффективно решать проблему их социализации и подготовки к самостоятельной жизни.

Кроме этого, указанный документ вводит понятие постинтернатно-го патроната как формы оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выпускникам детских домов и школ-интернатов, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет после завершения обучения в учреждениях интернатного типа на период получения ими профессио-

нального образования. Реализация настоящего закона позволит обеспечить постинтернатную адаптацию и сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов, нуждающихся в государственной поддержке, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно действующему законодательству на территории Алтайского края производятся выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячного пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, а также оплата труда приемным родителям.

Анализ работы муниципальных органов управления образованием по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что в последние годы сокращается число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с 3172 в 2005 г. до 2732 в 2007 г. (на 13,9 %).

В 2007 г. 71% от общего числа выявленных детей передан в семьи граждан для дальнейшего воспитания.

В детские дома, школы-интернаты, учреждения профессионального воспитания был устроен 521 несовершеннолетний (19% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2007 г.) и на 102 ребенка меньше, чем в прошлом году.

Планомерно ведется социальнопедагогическая, просветительская работа по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования положительного мнения у граждан в отношении замещающих семей.

Организована работа по освещению вопросов семейного устройства детей, а также повышению правовой культуры граждан. На страницах краевых и

местных газет регулярно публиковались соответствующая информация («Комсомольская правда», «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Свободный курс»). В течение года Центром регионального банка о детях, оставшихся без попечения родителей, управления Алтайского края по образованию и делам молодежи выпускались информационные бюллетени о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, которые направлялись во все муниципальные органы управления образованием с целью ознакомления с ними потенциальных родителей. Региональным телевидением «ГТРК - Алтай» велась программа «Я пришел на эту землю», на региональном радио вышел цикл программ о семейных формах устройства. В течение года в крае функционировала передвижная выставка «Я ищу маму».

За 2007 г. на воспитание в семьи граждан были переданы 2694 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что превышает показатели 2006 г. на 22,6% (в 2006 г. -2196 детей).

Изменилась и структура семейного устройства детей-сирот. Из 2694 детей, переданных на воспитание в семьи:

• под опеку (попечительство) переданы - 2411 детей (89%);

• усыновлены - 148 детей, в том числе 31 иностранными гражданами;

• в приемную семью - 135 детей.

В 2007 г. наблюдается рост числа

усыновленных детей посторонними гражданами. Данный показатель увеличился на 29,8% по сравнению с 2006 г.

В 2008 г. в Алтайском крае стал активно формироваться институт приемных семей. На 1 января 2008 г. созда-

на 91 приемная семья, в которой воспитывается 135 детей, в 2007 г. было 2 семьи (5 детей).

В Алтайском крае сохранился приоритет передачи детей под опеку при одновременном росте числа детей в приемных семьях.

Значительно увеличилось количество детей, переданных на воспитание в семьи граждан из детских домов: за 2006 г. - 93 ребенка, за 2007 г. - 173 (показатель 2007 г. превышает показатель 2006 г. на 86%).

Для эффективной работы региональной и муниципальных вертикалей органов власти, отвечающих за профилактику социального сиротства и защиту прав детей, автором был разработан раздел «Содействие устройству на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» программы демографического развития в Алтайском крае на 2008-2015 гг. Мероприятия раздела направлены на решение следующих задач:

• стабилизация роста и снижение числа социальных сирот;

• снижение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях;

• пропаганда и поддержка различных форм семейного устройства детей;

• воспитание ответственного материнства и отцовства.

Таким образом, в результате проведенного исследования разработаны и реализуются необходимые организационно-педагогические условия развития семейных форм устройства детей, защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.