Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1
С.Ю. Лутошкина
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В конце 1990-х гг. в России началась реформа системы общественного содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Основной акцент сделан на развитие семейных форм устройства и проведение политики деинституционализации, что, по мнению авторов реформы, должно способствовать успешной социализации этой категории детей. В данной статье на примере Кировской области выделяются проблемы, возникающие в процессе реформирования системы социальной защиты детей-сирот в современной России.
Ключевые слова. Социальная защита детей, общественное воспитание, деинституализация, детские дома, дети-сироты.
Reforming of the system of public education and care of orphans started at the end of 1990th. It emphasizes the role of family forms of children care development as well as deinstitutionalization. According to the reform initiators, this type of policy should contribute to the effective socialization of this category of children. This article provides the example of Kirov region in terms of disclosing the problems that occur during the reforming of the social protection of orphans system in modern Russia.
Key words. Social protection of children, public education, deinstitutio-lization, orphanages, orphans.
Одним из наиболее важных вопросов социальной политики любого государства является проблема детского благополучия. В первую очередь в социальной защите нуждаются дети, которые воспитываются без родителей. В современной России происходит процесс реформирования системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ достигнутых результатов и выявление проблем будет способствовать пониманию происходящих процессов и поможет предотвратить нарушение прав и интересов детей-сирот в ходе реформ.
Лутошкина Светлана Юрьевна — аспирантка кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
Структура интернатных учреждений для детей-сирот
в России
Исторически проблема социального сиротства решалась путем помещения детей в специализированные учреждения в тех случаях, когда они не могут быть устроены в семью ближайших родственников. Уже на самом раннем этапе существования российского государства общинно-родовые формы помощи детям, оставшимся без опеки родителей, преобразуются в создание домов для воспитания сирот (божедомки), когда помощь оказывала сама община. Во время правления Петра I были созданы первые сиротские дома и госпитали как важнейшие государственные институты помощи. В конце XIX — начале XX вв., наряду с государственными учреждениями, большую роль в организации социальной помощи детям в стране играла общественность и частная благотворительность. В советской России XX в. институализация стала приоритетным направлением социальной защиты детей-сирот. Была создана иерархическая сеть взаимосвязанных органов и учреждений: дома ребенка, детские дома, трудовые колонии и др., подчиняющиеся соответственно наркоматам здравоохранения, просвещения и внутренних дел1.
Система интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доставшаяся в наследство современной России от советской эпохи, во многом сохранилась, однако существенные изменения произошли в законодательной сфере, распределении ответственности и финансировании мероприятий по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассматривая эту проблему, следует отметить ее масштабность. В современной России по статистическим данным общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет более 650 тысяч человек. Большинство этих детей (85%) относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях. 80% детей, оставшихся без попечения родителей, — результат лишения родительских прав из-за неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей, пренебрежения нуждами детей и жестокого обращения с ними. Ежегодно социальными сиротами становятся не менее 5% новорожденных (около 12—16 тыс.), от которых матери отказываются в родильных
1 Лутошкина С.Ю. Социальная защита детей-сирот: исторический аспект // Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых Ломоносов 2012: Материалы международного научного форума. М., 2012.
домах2. Такое количество детей, оставшихся без попечения родителей, отражает серьезные социальные и экономические проблемы современного российского общества.
Существующая сеть детских учреждений общественного содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, имеет разветвленную организационную и ведомственную структуру. Среди типов интернатных учреждений для детей-сирот можно выделить следующие:
• дом ребенка (для детей от 0 до 3-х лет);
• детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
• детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
• специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (оздоровительное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении);
• негосударственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (негосударственный детский дом и др.)3.
Начальный этап социального призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в домах ребенка, куда принимаются для содержания и оказания медицинской помощи дети до 3-х лет, не имеющие родителей, дети одиноких матерей, временно не имеющих возможности ухаживать за ребенком, и граждан, лишенных родительских прав. Необходимость повышенного внимания к вопросам диагностики, лечения, реабилитации и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий воспитанников обуславливает то, что деятельность домов ребенка находится в компетенции региональных органов здравоохранения4. В России с 2005 по 2011 гг. количество домов ребенка сократилось на 36 учреждений, а численность проживающих в них детей уменьшилась на более чем 3,1 тыс. человек или на 15 % (табл. 1).
2 См.: Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М., 2011.
3 Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/
4 Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М.,
2012.
Количество домов ребенка в России с 1980 по 2011 гг.
1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число домов ребенка 283 265 252 254 254 249 249 244 243 227 218
Последующее содержание и воспитание детей до достижения ими возраста 18 лет происходит в учреждениях, подведомственных системе образования: детских домах, детских домах-школах и школах-интернатах. Дети в детских домах не обучаются, а получают образование в ближайшем образовательном учреждении. Это главное отличие детского дома от дома-школы или школы-интерната, воспитанники которых живут и учатся в одном месте. За указанный ранее период число образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 427, а численность детей, проживающих в них, уменьшилась на 41,6%. Сокращается средняя численность воспитанников в одном образовательном интернатном учреждении (рис. 1).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в развитии, создаются специальные (коррекционные) школы-интернаты. Некоторые из них подведомственны региональным органам социальной защиты населения, другие — региональным органам исполнительной власти системы образования. Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, уровень реализуемых образовательных программ определяются в зависимости от вида учреждения. Всего выделяется восемь видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как правило, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются интер-
Рис. 1. Число образовательных организаций и средняя численность воспитанников в одном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России (2005—2011 гг.)
натные учреждения VII и VIII типа. В коррекционном учреждении VII вида содержатся дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Вышеназванные основные типы учреждений не исчерпывают полностью весь перечень учреждений общественного содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существует также негосударственный сектор системы жизнеустройства этой категории детей. Но его роль, несмотря на большой потенциал, пока незначительна5.
Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» допускают, что учредителями интернатных учреждений могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. Несмотря на правовую возможность, федеральных образовательных учреждений для детей-сирот в нашей стране на данный момент нет. Во многом это обусловлено децентрализованной структурой управления системой социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России.
На практике такие учреждения находятся, как правило, в муниципальной собственности, что препятствует созданию качественных условий содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по причине дефицита большинства местных бюджетов. Например, в Кировской области из 19 интернатных учреждений для детей-сирот, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти системы образования, только 2 находятся в собственности субъекта, остальные 17 — в муниципальной собственности6.
5 Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: взгляд со стороны гражданского общества. М., 2009. С. 264.
6 Сборник статистических данных по системе образования Кировской области / КОГКУ «Центр оценки качества образования». Киров, 2012.
В результате ведомственной разобщенности в нашей стране нет единого государственного органа исполнительной власти, ответственного за общественное содержание и воспитание детей. Все обязанности по этому вопросу возлагаются на исполнительные органы субъектов РФ и не предполагают выделения средств из федерального бюджета. Соответственно, реализация законодательных норм по защите прав, содержанию и воспитанию детей-сирот зависит от конкретного региона и связана с возможностью финансирования социальных программ из регионального или муниципального бюджета.
Политика деинституционализации
Многие специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства (М.Е. Корбинский, С.И. Лихачева, Л.И. Смагина, Р. Спиц, Н.М. Щелованов, Л. Ярроу и др.), отмечают несовершенство существующей системы воспитания детей в учреждениях интернатного типа, так как она не способствует созданию условий для успешной социализации воспитанников. В связи с этим, встал вопрос о реформировании детских домов и школ-интернатов как социальных институтов. Начиная с 2006 г., основной акцент был сделан на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проведение политики деинституционализации.
По мнению Г.В. Семья, в России деинституционализация понимается в широком и узком смысле.
В узком — это сокращение числа детей в интернатных учреждениях за счет развития альтернативных форм устройства.
В широком — это четырехкомпонентый процесс:
1) профилактика социального сиротства, недопущение попадания ребенка в учреждения;
2) развитие альтернативных форм семейного устройства и предоставление замещающим семьям услуг и системы льгот;
3) работа с персоналом учреждения с целью минимизации сопротивления их закрытию и передаче детей в семьи, плановое закрытие, опережающая переподготовка персонала закрывающихся учреждений или их трудоустройство;
4) создание условий более высокого качества тем детям, которые в силу разных причин не будут переданы на семейные формы воспитания7.
7 См.: Анализ ситуации в России по реализации защиты прав подростков и молодежи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без опечения родителей // Детские деревни SOS. М., 2010.
Политика деинституционализации предполагает ориентацию системы защиты детства на поддержку биологической семьи. В странах Западной Европы и США даже если кровные родители по каким-либо причинам не могут самостоятельно воспитывать детей, то в рамках фостерной семьи (foster care) им оказывается необходимая помощь, которая может включать в себя как помощь по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, так и психологические и медицинские услуги. Распространена практика, когда дети остаются дома с фостерным воспитателем, а родителей на время лечения и реабилитации помещают в медицинские учреждения8.
Целями устройства также могут быть:
— временное устройство до возвращения в кровную семью;
— временное устройство до усыновления;
— оценка состояния и развития ребенка;
— реабилитация ребенка, перенесшего психотравму или с сильной педагогической запущенностью;
— устройство ребенка-инвалида для смены впечатлений;
— устройство старшего подростка для подготовки к самостоятельной жизни;
— и другие (например, в ряде стран в семью может быть устроена несовершеннолетняя мать с младенцем, с целью помощи и обучения ее навыкам ухода и воспитания; в Англии в семьях живут малолетние правонарушители, ожидающие суда).
Одним из механизмов сокращения количества интернатных учреждений и численности детей, проживающих в них, является практика реорганизации детских домов в уполномоченные организации органов опеки и попечительства по патронатному воспитанию. Такая помощь получила широкое распространение в развитых странах и способствовала деинституционализации детей, оставшихся без попечения родителей.
В России патронатное воспитание является аналогом фос-теровского воспитания по его правовой сути: и в том и другом случае должно быть разграничение прав по защите ребенка между воспитателем и службой по устройству детей, а отношения формироваться по типу трудовых отношений. При этом основой отношений в таких семьях является совместная ответственность за ребенка службы по устройству и патронатной семьи. Это дает ответственной организации основание для контроля и профессионального сопровождения таких семей, а воспита-
8 Зайцева Н.Т. Деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте социальной политики в городе Москве // Власть. 2010. № 12. С. 99—104.
телям возможность требовать и получать помощь в воспитании ребенка, и решении вопросов его социального обеспечения и проблем адаптации. Для ребенка это означает возможность нахождения в семье вне зависимости от его юридической ситуации (как до, так и после признания ребенка оставшимся без попечения родителей) в том случае, если его проживание с родителями оказывается невозможным.
Таким образом, если раньше под замещающей семьей имелась в виду только постоянная приемная семья, не имеющая контактов со службами сопровождения, то в современной практике устройство ребенка в замещающую семью может носить разнообразный характер и иметь различные цели. В любом случае форма устройства должна зависеть от потребностей развития конкретного ребенка и его социального статуса и может меняться с изменением его возраста или ситуации в его кровной семье. На сегодняшний день нет единого подхода к пониманию и регулированию правоотношений, возникающих при оформлении договорных отношений о передаче ребенка в пат-ронатную семью. Законодательное регулирование в этой сфере осуществляется только на уровне регионов (например Закон Московской области «О патронате» от 5.07.2003 г. № 77/2003-03). Принятие Федерального закона «О патронате» будет способствовать обеспечению и развитию права ребенка жить и воспитываться в семье.
Проблемы реформирования институциональной
структуры
Важно понимать, что можно ожидать от процесса деинсти-туционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и каких ошибок следует избегать. В настоящее время в государственных учреждениях по-прежнему воспитывается большое количество детей-сирот. В целом по стране в 2010 г. интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось 1647 при численности, проживающих в них детей 102,4 тысяч человек (табл. 2).
Следует отметить, что с 2006 г., когда было объявлено о приоритетном развитии семейных форм воспитания детей и проведении политики деинституализации, количество интернатных учреждений для детей-сирот и численность воспитанников планомерно снижаются.
Процесс реформирования системы социальной защиты детей-сирот имеет региональные особенности. Например, в Пермском крае, для которого характерны, с одной стороны, высокий
Количество интернатных учреждений для детей-сирот в России с 1980 по 2010 гг.
1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 972 1132 1401 1943 2042 2019 1922 1812 1728 1647
В них детей, тыс. чел. 120,2 111,9 123,5 154,3 150,4 143,3 126,0 116,4 108,4 102,4
уровень экономического развития и, с другой стороны, распространенность социального сиротства, был выбран путь сохранения учреждений и их перепрофилирование в центры по устройству детей и сопровождению замещающих семей. В то же время в Сахалинской области, где наблюдается устойчивая тенденция сокращения детского населения и его концентрации в южной части острова, из 9 детских домов было закрыто 3.
В данной статье процесс деинституционализации рассмотрен на примере Кировской области. В 2010 г. на территории области зарегистрировано 238 014 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет. Среди них 6136 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2,6% от численности детского населения) (3% в 2009 г.). Остаются высокими показатели количества социальных сирот. В 2008 г. процент социального сиротства составлял 85,9%, в 2009 г. — 84,3%, в 2010 г. — 80% от числа вновь выявленных детей9. Данные о количестве и распределении детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области представлены в табл. 3.
В Кировской области на фоне уменьшения числа детского населения, сокращается общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положительной тенденцией является сокращение доли детей, находящихся в государственных учреждениях. Если в 2007 г. эта доля была равна 40,6%, то в 2010 г. только 29,4% детей, оставшихся без попечения родителей, находились на воспитании в интернатных учреждениях.
9 О состоянии работы по охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 г. / Отчет отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков Департамента образования Кировской области. 2010.
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области за 2007—2010 гг.
Отчетный год 2007 2008 2009 2010
Количество детей-сирот и детей, остав- 6940 7607 6660 6136
шихся без попечения родителей, чел. всего,
в том числе:
— осталось неустроенными на конец года 62 42 39 25
— воспитывающихся в семьях опекунов (по-
печителей) 3568 3430 3037 2878
— в приемных семьях 492 782 940 959
— в государственных учреждениях 2818 3353 2644 1801
(в детских домах системы образования) (1804) (1611) (1451) (1387)
Доля детей-сирот, находящихся в государственных учреждениях, % 40,6% 44,1% 39,7% 29,4%
Наиболее распространенной формой семейного устройства остается опека (попечительство), на долю которых в 2010 г. приходилось 47,8% всех случаев устройства из числа вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Доля усыновления детей-сирот незначительна — 4,3% от числа вновь выявленных детей в 2010 г. Одной из негативных тенденций в Кировской области является снижение числа детей-сирот, устроенных на семейные формы воспитания. Так в 2009 г. в замещающие семьи было принято 1298 детей-сирот, в 2010 г. — 914, а в 2011 г. — 811. При этом в 2011 г. из замещающих семей вернули 16 детей и отстранили от воспитания детей еще 66 опекунов. В итоге 82 ребенка вынуждены были вернуться в интернатные учреждения10.
Если говорить о развитии форм воспитания и содержания детей-сирот, то в Кировской области патронатное воспитание как перспективная форма устройства детей в семью не применяется в связи с отсутствием законодательной базы, что требует от региона принятия соответствующих решений.
Вызывает обеспокоенность тот факт, что динамика количества специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет тенденцию к увеличению. В целом по России за два года число коррекционных школ-интернатов увеличилось на 60 учреждений. Если в 2009 г. их число не превышало 150, то в 2011 г.
10 Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка / Инспекционная поездка в Кировскую область 22 мая 2012 года: ИИр:// www.Ifdeti.ru/trip.php?id=118
число коррекционных школ-интернатов составило 207. В Кировской области численность специальных образовательных учреждений для детей-сирот изменилась с одного в 2009 г. до восьми в 201111. Настораживает то, что увеличение числа коррекционных школ-интернатов, идет на фоне сокращения других типов интернатных учреждений для детей-сирот.
В настоящее время в России детских домов, где детей меньше 20 человек, — 7%. 17% интернатных учреждений имеют численность воспитанников более 100 человек. В остальных интернатных учреждениях воспитывается от 20 до 100 детей12. Несмотря на малую долю интернатных учреждений с небольшой численностью детей, в последнее время выявляются отдельные случаи закрытия малокомплектных интернатных учреждений, напоминающих по своему типу семейные, и укрупнения школ-интернатов, что негативно влияет на качество жизни и социализацию детей-сирот. Фактически сокращение количества интернатных учреждений опережает процесс распространения и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Международная практика проведения политики деинститу-ционализации предусматривает законодательные ограничения по максимальному количеству детей в одном интернатном учреждении. Например, в США есть большие приюты (кампусы) — до 100 детей, но срок их содержания там ограничен 30 днями (в странах Европы воспитание проводится в группах не более 5—10 человек). В Польше принят закон об ограничении численности воспитанников в детских учреждениях до 30 человек. Ликвидация интернатского воспитания в Румынии — это в основном процесс упразднения системы, основой которой являются крупные детские учреждения.
Следует выделить проблемы, которые могут стать препятствием на пути реформирования системы общественного содержания и воспитания детей-сирот и проведения политики деинституцио-нализации в России:
1. Высокий процент социальных сирот в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (85% от общего числа воспитанников), указывает на комплекс социальных проблем, препятствующих развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них падение социального престижа семьи, ее материаль-
11 Там же.
12 Стенограмма парламентских слушаний на тему «Дети России соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка. Формирование концепции Федеральной целевой программы "Россия без сирот"» на 2013—2020 гг.: http:// www.council.gov.ru/events/parliament/item/197/
ные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
2. Отсутствие ответственных лиц за проведение политики деинституционализации и ведомственная разобщенность могут привести к несогласованности действий региональных властей, ошибочному пониманию целей и методов данного процесса, что повлечет за собой массовое нарушение прав и интересов воспитанников интернатных учреждений.
3. Взят курс на сокращение количества интернатных учреждений для детей-сирот. При этом детей, которые не могут быть переданы в семьи, переселяют из наиболее подходящих для них небольших детских учреждений в большие, по существу, казармы, давно признанные проблемными для таких детей13.
4. Ускоренное устройство детей в замещающие семьи приводит к неблагоприятным последствиям. Не всегда выясняются истинные цели создания приемных семей, родители оказываются неподготовленными к трудностям в воспитании детей, что приводит к увеличению возвратов детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров для проведения профилактической работы с кризисными семьями и сопровождения приемных семей.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости существования системы институализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и повышения качества жизни, условий общественного содержания воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни в нашей стране.
По мнению автора, существует потребность в пересмотре отдельных норм федерального и регионального законодательства, определяющего полномочия, ответственность, порядок деятельности государственных и муниципальных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка. Для эффективной деятельности в вопросах социальной защиты детей-сирот необходимо создать такую систему работы, которая будет предусматривать единые требования к ответственным органам исполнительной власти. Единая система работы предполагает централизацию управления и софинансирование из федерального бюджета в том случае, если бюджет низшего уровня не может обеспечить определенный уровень качества жизни и реализацию необходимых требований для организации воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В противном
13 Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М.,
2012.
случае руководители на местах могут вольно трактовать проводимую политику деинституционализации и принимать решения, которые идут вразрез с интересами ребенка.
Таким образом, для реформирования системы общественного содержания и воспитания детей-сирот необходима комплексная планомерная, продуманная работа с определением ответственных органов власти, программы, источников финансирования с целью всесторонней защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список литературы
Анализ ситуации в России по реализации защиты прав подростков и молодежи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Детские деревни SOS. М., 2010.
Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М., 2012.
Володина Ю.А. Особенности деинституцонализации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства // Педагогика. 2008. № 3 (56).
Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М., 2010.
Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М., 2011.
Зайцева Н.Т. Деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте социальной политики в городе Москве // Власть. 2010. № 12.
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Лутошкина С.Ю. Социальная защита детей-сирот: исторический аспект // Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых Ломоносов 2012: Материалы международного научного форума. М., 2012.
О состоянии работы по охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 г. Отчет отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков Департамента образования Кировской области. 2010.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».
Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: взгляд со стороны гражданского общества. М., 2009.
Сборник статистических данных по системе образования Кировской области / КОГКУ «Центр оценки качества образования». Киров, 2012.
Соснина И. Патронатное воспитание // Социальная педагогика. 2008. № 3.
Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» / Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.
Типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288.
Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/ Официальный интернет-ресурс департамента образования Кировской области. Информационно-образовательный портал Кировской области: http://43edu.ru/
Стенограмма парламентских слушаний «Дети России, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка. Формирование концепции Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013—2020 гг.»: http://www.council.gov.ru/events/pailiament/item/197/ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка / Инспекционная поездка в Кировскую область 22 мая 2012 г.: http://www.rfdeti.m/trip.php?id=118