В. А. Лелеков,
доктор юридических наук, профессор
Ю.П. Добросоцкая
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ КАК КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР
PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN’S HOMES AND BOARDING SCHOOLS GRADUATES AS A CRIMINOGENIC FACTOR
В статье анализируются состояние и криминогенные факторы преступности несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения и помещенных в детские дома, школы-интернаты, предложены меры по повышению эффективности воспитательно-профилактической работы с этой категорией детей.
The state and the criminogenic factors of a juvenile delinguency of the minors left without parental care and living in children’s homes and boarding schools are analyzed in the article. Some measures are suggested to raisen the effectiveness of the educational and preventive work with this category of children.
Социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе усиливает негатив -ные тенденции в развитии брачно-семейных от -ношений. На практике и в теории уже давно доказана связь преступности несовершеннолетних с неблагополучными семьями. При этом указываются разные комплексы, отрицательно дейст -вующие на несовершеннолетних в таких семьях: проблемы в организации контроля за поведением детей, низкий уровень помощи в учебе, напряженная атмосфера внутри и вокруг семьи, легко -мысленное или аморальное поведение оставше-гося с детьми родителя, ухудшение материально -бытовых возможностей семьи [1].
Ни для кого не секрет, что в последние годы в России, в условиях продолжающейся неста-бильности, наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (731 тыс.). Повышенное внимание общества и государства требуется наи -более уязвленной категории детей, к которой также относятся дети -инвалиды (587 тыс.) и де -ти, находящиеся в социально опасном положе -нии (676 тыс.). Указанные группы детей нужда -ются в первую очередь в социальной адаптации и реабилитации, интеграции в общество [2].
Лишь небольшое число детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их продол -жает расти. По числу сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире [3].
Основными причинами увеличения числа де-тей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Нельзя не отметить рост внебрачной рождаемости, среди всех новорожденных их удельный вес составляет 30% [4]. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.
Всего в России проживают 29 млн. детей. Из них 150—200 тысяч в возрасте 14—17 лет ежегодно совершают преступления. Эти цифры нашли отражение в официальной статистике, но значительная часть преступлений остается латентной [2]. Что касается преступлений, совершаемых несовершеннолетними, оставшимися без родительского попечения, статистические данные таковы: за десять лет (2000—2009 гг.) были осуждены за преступления 88240 воспитанников детских домов и школ-интернатов. Причем динамика удельного веса воспитанников детских домов среди всех осужденных несовершеннолетних вызывает особую тревогу: в 1996—1998 годах он был равен 5,3%; в
1999 году — 5,4 %; в 2000 году — 5,5%; в 2001 — 2007 годах постоянно возрастал и достиг максимального значения — 12,8%; в 2008 году — 12,6% и в 2009 году — 12,3% [5].
Г оворя о некоторых причинах преступности несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, необходимо обратить внимание на следующее. В январе 2011 года нами был проведен экспертный опрос сотрудников Воронежской школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 39,5% оп -рошенных считают, что после выпуска у воспи-танников чаще всего возникают трудности с адаптацией к новым жизненным обстоятельст-вам. И это, по мнению 37,1% экспертов, является одной из причин, объясняющих рост преступности данной категории несовершеннолетних. Так, по оценке специалистов, уже через год после выпуска из детского дома 20% — становятся преступниками; 30% — превращаются в бомжей; 10% — заканчивают жизнь самоубийством [6].
В ежегодном послании Федеральному Соб -ранию 30 ноября 2010 года Президент России особо отметил: «Нам нужны программы соци -альной адаптации и сопровождения выпускни -ков детских домов. Мало обучить и накормить детей — их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Здесь велика роль не только педагогов, но и местных властей. Они могли бы, например, оплачивать расходы выпускников детских до -мов на посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионально -го образования» [7].
Социальная адаптация детей сирот — одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. Нужно с малых лет показать детям-сиротам, что они полноценные члены общества. При этом ребенок еще с детства должен видеть примеры поведения не только в коллек -тиве, где он находится круглые сутки. Закрытый, ограниченный коллектив — это не лучший при -мер того широкого общества, в которое вступает ребенок, покинув дом, в котором он вырос. Адаптация каждого ребенка должна начинаться не после того, как ребенок покинет приют, а с первых дней пребывания там.
Проведенный нами экспертный опрос сотрудников Воронежской школы-интерната №1 для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что, по мнению опрошенных, для более успешной адаптации детей необходимо помимо предметов, преподаваемых в средних школах , ввести в обучение предметы о здоровом образе жизни, домоводстве, культуре общения.
Для несовершеннолетних, лишенных роди -тельского попечения и проживающих вне семьи, очень важно иметь какое-то общение вне стен интерната. Помимо того, что это дает ребенку возможность расширить круг общения, это помогает избежать проявления «чувства стаи», ко -торое зачастую приводит к формированию лож-
ных ценностей на почве сознательного отчужде -ния от общества. От всего коллектива интернат -ного учреждения будет зависеть формирование устойчивой системы ценностей, моральные принципы построения отношений.
Необходимо отметить и то, что в социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важную роль могут играть предприятия и учреждения, напрямую не связанные с воспитанием детей. В настоящий момент в России не распространен институт кураторства, а те организации, которые участвуют в таких экспериментах, во многом относятся к ним формально. Считаем целесообразным закрепление за детскими домами и школами-интернатами кураторами учреждений среднего и высшего профессионального образования, что может привести к стремлению детей к познанию, обретению нужной профессии и завязыванию тесных и доверительных отношений с людьми. Государству необходимо заинтересовать такие учреждения и руководителей всех уровней для участия в подобных программах, потому что в настоящее время социальное сиротство в России приобретает катастрофические темпы и с каждым годом, при непринятии срочных мер, будет только расти.
Положительные примеры уже есть: так, на базе Воронежского института МВД России по инициативе кафедры уголовного права и кри -минологии создан Ювенальный центр по пра-вовому обеспечению реализации ювенальной политики в регионе. При Ювенальном центре с
2000 года работает специализированный дет -ский правозащитный спортивно-оздоровитель-ный лагерь «Ювеналист», который организует свою работу в каникулярный период для обу-чения основам ювенального права, правовой и социальной защиты различных категорий не -совершеннолетних — лишенных родительско -го попечения, имеющих отклонения в поведе -нии, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, детей-сирот, детей — социальных сирот и т.п.
Именно воспитательный процесс, который складывается из физического, нравственного, трудового и патриотического воспитания позво -лит ребенку быть разносторонне развитым, грамотным и чувствовать себя равноправным членом общества.
Отношение к детям-сиротам и детям, остав -шимся без попечения родителей, — это показа -тель развития гражданского общества и государства в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.,1989. — С. 295—296.
2. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007—2010 гг.: Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 г. №172.
3. Попова Н. «Колыбель» русского аиста в штате Монтана // Аргументы недели. — 2010. — №18.
4. Материалы официального сайта Феде-
ральной службы государственной статистики России на 20.01.2011 г. — URL:
http://www. gks .ru.
5. Преступность и правонарушения (2000 — 2009 гг.): статистический сборник / ГИАЦ МВД России. — М., 2001, 2006, 2010.
6. Андрюхин Н.Г., Новосельцева Е.А. Вопросы совершенствования деятельности мили -ции общественной безопасности: сб. № 11. — М.: ГУООП СОБ МВД России; ВНИИ МВД России, 2004. — С. 58.
7. Материалы официального сайта Президента Российской Федерации. — URL:
http://kremlin.ru /news/963 7.