Криминалистика, криминология, ОРД
УДК 33+ 371:347.6 Н.Н. Константинова*
Сиротство как фактор ювенальной преступности
В статье рассматривается влияние сиротства на проблемы ювенальной преступности в Российской Федерации.
The article considers as the orphanhood is influenced on the problems of the youth criminality in Russia.
Ключевые слова: ювенальная преступность, преступление, сиротство, криминализация, девиантное поведение, деградация.
С приходом рыночной экономики в России появились не только чисто экономические, но и социальные, морально-нравственные проблемы, ранее практически не возникавшие. Снижение уровня доходов, дифференциация населения по уровню душевых расходов ослабляют безопасность больших групп населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, молодежи, женщин). Вследствие всех преобразований особенно пострадали дети. Результатами экономической незащищенности являются люмпенизация общества, детская беспризорность, криминализация подростков, рост девиантного поведения - алкоголизма, наркомании, преступности, суицидов, культурно-нравственная деградация и т.д. Необходимо официально признать детей и подростков группой риска и соответствующим образом к ним относиться.
У молодежи, выросшей в годы перестройки и «реформ», все большую популярность приобретает насилие. В последние годы в России все более актуальной становится проблема преступности несовершеннолетних. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения. Рост различных форм девиантного поведения, преступности (см. табл. 1), аморальных проявлений тревожит родителей и учителей, ученых и политиков, работников милиции, судов, колоний и т.д. В Российской Федерации на протяжении ряда лет отмечается тенденция роста преступности среди несовершеннолетних. По сравнению с 1990 г. почти на 30% возросло число выявленных несовершеннолетних преступников. Подростками ежегодно совершается свыше 300 тыс. преступных деяний, из них около 100 тыс. - детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Помимо этого, регистрируется более миллиона административных правонарушений, совершаемых ими. Количество «приводов несовершеннолетних» в милицию ежегодно возрастает в среднем на 12-15%. В российских мегаполисах до 30% социально опасных деяний совершается людьми моложе 14 лет. За пять лет на 25% увеличилось число несовершеннолетних, находящихся в розыске.
* Преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
Таблица 1
Состав лиц, совершивших преступления, по возрасту (тыс. человек)1
Выявлено лиц, совершивших преступления 1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Всего 1149 1596 1741 1644 1258 1237 1223 1297
В т.ч. по возрасту во время совершения преступления, лет:
14-15 59,3 69,2 49,3 51,9 40,1 43,2 46,0 44,6
16-17 129 139 129 121 100 102 106 105
18-24 252 363 465 441 348 359 348 365
25-29 186 231 289 273 199 200 202 224
30-49 523 792 676 625 463 436 425 454
50 и старше 133 132 108 96,1 96,3 106
Постоянно отмечается усиление жестокости и общественной опасности подростковых преступлений. Растет число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Почти две трети всех грабежей, краж и разбоев, совершенных группой лиц, происходят при участии подростков. Особую тревогу вызывают многочисленные случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп.
Реальную угрозу представляет участие подростков в совершении преступлений совместно с взрослыми. Увеличивается число совершенных подростками преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ.
Специалисты называют следующие причины девиантного поведения несовершеннолетних2:
- массовое семейное неблагополучие;
- негативное влияние ближайшего бытового окружения вне семьи (неформальные группы и связи);
- кризис системы школьного и начального профессионального образования;
- отсутствие надлежащего правового воспитания в обществе;
- длительная трудовая незанятость подростков как следствие тотальной безработицы;
- неорганизованность досуга несовершеннолетних по месту жительства;
- ослабление социального контроля (совокупности средств и методов воздействия общества на отклоняющиеся формы поведения детей и подростков с целью их минимизации) со стороны государственных и общественных организаций, правоохранительных органов (в т.ч. различные недостатки и упущения в их деятельности);
- десоциализирующее влияние массовой культуры на личность несовершеннолетнего как следствие возрастающего социокультурного кризиса;
- неуклонный рост в обществе различных форм девиантного поведения: пьянство, наркотизм, токсикотизм, социальный паразитизм, половая деморализация.
Несмотря на многообразие причин, семейное неблагополучие - это основной источник ювенальной преступности. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье3. Это право без преувеличения можно назвать главенствующим, т.к. в становлении и развитии ребенка, формировании его индивидуальных качеств и социальных свойств семья играет незаменимую роль как естественная среда обитания растущего человека. Семья, являясь для ребенка первым социальным миром, закладывает основы его мировоззрения, морали, вырабатывает вкусы и характер. Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребенка. Особенность семейного воспитания состоит в его
эмоциональном характере. Психологи и педагоги утверждают, что именно отношение с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности - это то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания.
Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и в социальном развитии. Именно семья может воспитать нравственно здоровых и социально полноценных людей. Все это базируется на приоритетном праве каждого ребенка жить и воспитываться в семье, закрепленном на международном уровне Конвенцией ООН о правах ребенка. В этом же документе отмечается, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством4 .
Многие специалисты говорят сегодня о кризисе семьи. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Стабильно высокое число разводов, не компенсируемых последующим вступлением в брак, способствует увеличению числа неполных семей. Из-за распада семей по причине развода более 1 млн. детей и подростков до 18 лет в 2002-2005 гг. остались без одного из родителей. Существующая тенденция свидетельствует о последовательно развивающихся изменениях в самом институте семьи. В то же время в стране отсутствует эффективная система социальной и психологической поддержки семьи.
По самым приблизительным подсчетам, в России более 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях5.
Все это происходит в условиях снижения детского населения России на миллион детей ежегодно, значительного ухудшения состояния здоровья детей и подростков.
Безработица и алкоголизм родителей, незанятость подростков, склонность их к совершению правонарушений, порождают многочисленные самовольные уходы из дома, безнадзорность и совершение преступлений.
Безнадзорные дети часто становятся жертвами преступлений, попадают под влияние взрослых, под убеждением и принуждением которых идут на совершение преступлений.
Самая уязвимая группа несовершеннолетних - это сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, т.е. дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, серьезно болеют, длительно отсутствуют, уклонятся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в т.ч. отказываются взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений6 .
Последствия сиротства, особенно социального, для детей крайне тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни - это:
- глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи;
- аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности матери;
- отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства.
Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные
факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу неправильного формирующего опыта общения дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Нереализованность потребностей в родительской любви и признании ведет к формированию отклоняющихся форм поведения, трудновоспитуемости, личностным трудностям в развитии, приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации, может повлечь развитие лживости, зависти. Указанные неадекватные аффективные реакции (драчливость, конфликтность, агрессия, грубость) выступают защитной реакцией на неудовлетворенность жизненно важных потребностей, позволяющей ребенку не снижать оценку своих возможностей.
У таких детей, как правило, бедный словарный запас, заниженное притязание в сфере образования, отсутствие либо неопределенность жизненных и профессиональных перспектив. Дети, лишенные родительского попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений (объектами сексуальных посягательств, предметом торговли) или быть вовлеченными в преступную деятельность.
По данным официальной статистики, на 1 января 2006 г. в России учтено 750 тыс. детей, оставшихся без родительского попечения. К этому следует добавить, что по официальным данным в нашей стране в конце 2005 г. насчитывалось более 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживает без малого 770 тыс. детей. Ежегодно в стране выявляется около 130
Ьв
ГЪ
СЪ
І
Я
*
£
*
I
3
<\>
съ
*
8
я
сь
•§
съ
Я
3
съ
съ
Я
І
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
тыс. детей, лишившихся родительского попечения. Подавляющее большинство их - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. 535 тыс. детей-сирот или три четверти усыновлены или находятся под опекой, около 60% выявленных детей-сирот ежегодно устраиваются на воспитание в семейной среде, остальные воспитываются в различного рода учреждениях для сирот. За период с 1991 по 2005 гг. число детских домах выросло более чем в два раза (1991 г. - 900 детских домов, 2005 г. - 2150). В 2000 государственных детских домов находятся 67 тыс. детей, в 150 школах-интернатах - 27 тысяч детей7.
Воспитанники детских домов и других учреждений как никакие другие дети находятся в группе риска. Система государственной опеки, созданная в СССР, была практически разрушена. Оценивать существующую сегодня систему по формальным критериям (успеваемость, заболеваемость, правонарушения и т.п.) очень сложно, поскольку статистика практически не отражает реальной ситуации в сиротском учреждении, т.к. многие детские дома и интернаты абсолютно непрозрачны для общества, и большинство руководителей пытаются скрыть все чрезвычайные происшествия, которые происходят в этих учреждениях.
Для воспитанников детских домов свойственны психологические, медицинские, педагогические и социальные проблемы.
Многочисленные медицинские исследования показывают, что у оторванного от родителей и помещенного в условия детского дома, приюта ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, у детей появляется «чувство незащищенности». Причем чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития8 .
Многочисленные исследования показывают, что этот контингент детей (с учетом отягощенной наследственности, неблагоприятного течения пренатального развития) уже с рождения имеет низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания. Все эти заболевания развиваются на фоне социальной запущенности.
Для ребенка, выросшего в условиях детского дома, характерны:
- неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия;
- преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях;
- тревожность и неуверенность в себе;
- узость и бедность содержания мотивов;
- ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего;
- очень низкий уровень знаний;
- бедность словарного запаса;
- слабая развитость воображения и творческого мышления;
- низкие показатели здоровья.
Непосредственное изучение деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в ряде регионов России показало отсутствие системной, комплексной, целенаправленной воспитательной работы детских домов и приютов с учетом психологических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка. Он не умеет обустраивать свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права, решать жилищные проблемы, искать и находить работу9. Все эти проблемы провоцируют рост ювенальной преступности. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Среди безнадзорных и беспризорных детей в последние годы, возросло количество воспитанников детских домов и школ-интернатов. Наиболее частой причиной безнадзорности воспитанников интернатов является жестокое отношение к ним со стороны воспитателей и учителей. Побеги спровоцированы, как правило, произволом как со стороны старшеклассников, так и со стороны администрации. В детдомах все чаще встречаются такие страшные происшествия, как избиения, убийства, попытки самоубийств и самоубийства среди детей. Растление детей во многих учреждениях носит систематический характер, некоторые же руководители вообще закрывают глаза на такие случаи10.
В ряде интернатов сложилась порочная схема управления детскими коллективами. Директора оставляют у себя выпускников, оформляют их на вспомогательные рабочие должности, однако реально они выполняют функции воспитателей, следят за порядком. Под «порядком» же они понимают беспрекословное подчинение воспитанников, и для того чтобы его обеспечить, используют такие методы, как систематическое избиение «провинившихся», унижение их человеческого достоинства. Этот феномен сходен с «дедовщиной» в армии.
Воспитанники детских домов и школ-интернатов рано приобщаются к алкоголю и наркотикам, токсическим веществам, курению, проявляют асоциальное поведение в виде
мелких краж, хулиганства, попрошайничества, вымогательства, циничного отношения к сверстникам, воспитателям11.
В детских домах практически отсутствует профилактическая работа, направленная на обеспечение физического и психического здоровья воспитанников, предотвращение различных форм девиантного поведения, напрямую сказывающегося на здоровье учащихся.
Многие специалисты считают, что в штатные расписания этих учреждений должны быть включены врачи-инфекционисты, психологи и наркологи.
Последние требуются в связи с небывалым ростом употребления наркотических препаратов среди воспитанников. Так, в 2001 г. в детдоме № 8 Северного округа Москвы (ныне закрыт) был проведен опрос среди детей в возрасте 9-16 лет. Всего были опрошены 63 человека. Результаты опроса: 59 воспитанников курили с первого класса, все 63 человека по крайней мере несколько раз употребляли спиртное, многие из них пробовали наркотики, причем 14 воспитанников оказались тяжелыми наркоманами. Воспитанники употребляли гашишное масло, коноплю, различные психотропные препараты. Многие из них были к тому же и токсикоманами, нюхали клей «Момент», ацетон и т.п.
В том же детдоме была выявлена беременность у двух 12-летних девочек, а 13 человек болели венерическими заболеваниями, в т.ч. запущенной формой сифилиса12.
Общее падение нравственности в обществе особенно сказалось на сиротских учреждениях. Половую жизнь учащиеся начинают очень рано, что приводит к многочисленным случаям ранней беременности, абортов, росту венерических заболеваний, распространению половых извращений.
Еще одна проблема - это выпускники, которые выходят из детских домов и школ-интернатов неподготовленными к жизни. Им не оказывается должная материальная и психологическая поддержка. 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками и наркоманами. 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни13.
По-прежнему отсутствует система постинтернатной адаптации воспитанников сиротских учреждений. Общественные организации имеют сведения о том, что без жесточайшего контроля со стороны правозащитных организаций и государственных структур право выпускников интернатов на жилище постоянно попирается14.
В соответствии с федеральным и региональным законодательством выпускники всех сиротских учреждений имеют право своевременно получить благоустроенное жилье. В Москве, например, разработано и принято постановление, согласно которому уже за год до выпуска детям-сиротам должна быть подобрана и предоставлена квартира.
Но очень часто в жилищной проблеме приходится решать чисто криминальные вопросы. Дело в том, что у воспитанника за всю его жизнь в стенах детского дома не было практически ничего ценного. Программа воспитания и образования в детдоме просто не включает в себя необходимое обучение азам практической жизни, основам юридических знаний, без которых в современном мире прожить невозможно. И вот молодой человек, совершенно не подготовленный к жизни, у которого никогда ничего не было, получает в собственность квартиру стоимостью несколько десятков тысяч долларов. И, разумеется, он тут же становится приманкой для всякого рода преступников.
В 2005 г. во время проведения проверки одного из детских домов Москвы было выявлено 17 случаев незаконного лишения жилья воспитанников и выпускников. Из них двое умерли, четверо были направлены в дома-интернаты социальной защиты, а их жилье отошло посторонним лицам из числа родных и близких директора этого детского дома15.
Многие специалисты видят острую необходимость в разработке законопроекта, согласно которому мошенничеству с жилплощадью выпускников будет поставлен определенный заслон, а именно в полную собственность квартира им будет передаваться после их полной социальной адаптации в возрасте 23 лет.
Еще одна проблема - это учреждения для умственно отсталых детей. Реальная ситуация такова, что до одной трети воспитанников вспомогательных интернатов умственной отсталостью не страдают. Это дети социально и педагогически запущенные. Т.к. психиатрические комиссии в таких учреждениях не проводятся, ребенок, которому в 3-летнем возрасте был ошибочно поставлен диагноз «олигофрения», вынужден нести это клеймо иногда до конца жизни. Находясь во вспомогательных интернатах, психически здоровые дети поневоле деградируют, недополучают образование, становятся людьми «второго сорта». А сами директора учреждений в этом заинтересованы, поскольку им со здоровыми детьми работать проще. Лишь единицы инициируют независимую психиатрическую экспертизу, которая позволяет снять психиатрический диагноз16.
Ьв
ГЪ
СЪ
І
Я
*
£
*
I
3
<\>
съ
*
8
X
я
сь
•§
съ
Я
3
съ
съ
Я
І
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
Необходимо также отметить, что во многих детских домах и интернатах выявлены случаи злоупотребления администрацией психиатрией, т.е. направления детей в психиатрические больницы, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения и обсуждения. Во многих детских домах и интернатах направление детей в психиатрические больницы носит повальный характер и объясняется преимущественно не заболеваниями воспитанников, а совсем иными причинами, например, плохим поведением, детскими шалостями, неуспеваемостью и т.д. Помещение в психбольницы практикуется директорами интернатов не в силу тех или иных психических заболеваний воспитанников, а как средство устрашения и наказания, т.е. налицо факты использования психиатрии в репрессивных целях. Совершенно понятно, что такие меры негативно влияют на психологическое и нравственное состояние ребенка, провоцирует в нем агрессию, затормаживает умственное развитие.
В заключение необходимо отметить, что все вышеназванные проблемы провоцируют девиантное поведение детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть таких детей - это потенциальные преступники, не способные адаптироваться к нормальной жизни в обществе. Существующая сегодня система социальной защиты как будто указывает таким детям на то, что они «ничьи» и никому не нужны.
Необходимо активизировать работу по защите гражданских прав воспитанников детских домов и интернатов, исключить случаи физического и психологического насилия над ними в стенах этих учреждений, проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья таких детей, профилактику заболеваний, искоренять факты злоупотребления психиатрией, усилить контроль за распределением и сохранностью жилья выпускников и их обустройством, а также подготовке к самостоятельной жизни. Администрация учреждений для детей-сирот, уполномоченные ведомства и все общество в целом должны активно способствовать социальной активности ребенка, включению его в различные виды практической деятельности, усвоению им социальных норм и социального опыта. В изменившихся социально-экономических условиях необходимо помочь воспитанникам решить проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и в разрешении иных жизненных ситуаций. Только при соблюдении вышеназванных условий, когда государство будет выполнять свои, законодательно закрепленные обязательства по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, может проводиться эффективная и результативная социальная политика, одной из задач которой является снижение ювенальной преступности.
1 По данным Федеральной службы государственной статистики.
2 См.: Гилинский Я.И. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000; Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е.Г. Слуцкий, отв. ред. И.В. Скомарцева. СПб., 2002.
3 См.: Гл. 11 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 22Э-ФЗ.
4 См.: Конвенция о правах ребенка от 2 сентября 1990 г.
5 См.: О положении детей в Российской Федерации: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации // Парламентская газета. 2006. 2 июня.
6 См.: Гилинский Я.И. Указ. соч.
7 См.: О положении детей в Российской Федерации...
8 См.: Бессонова Т.В., Вострокнутов Е.А., Соломаха Н.Н. Особенности психологического здоровья детей, лишенных родительского попечения // Охрана здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. Москва, 1718 ноября, 1998. М., 1998. С. 101-102; Доскин В.А., Печора К.Л., Авдеева Т.Г. Особенности формирования личностных качеств у детей, воспитывающихся в детских учреждениях с рождения, и детей, поступивших из семей: Материалы конгресса педиатров России // Новые технологии в педиатрии. М., 1995. С. 216; Иващенко Г.М. Проблема взаимодействия специалистов лечебного профиля в специализированном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации // Первые итоги. М., 1997. С. 85; Поддужная М.Я., Кривенко Е.И., Аверьянова Н.И. Состояние здоровья и организация медико-социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Пермь, 2004.
9 См.: Доскин В.А., Печора К.Л., Авдеева Т.Г. Указ. соч. С. 216; Меер М.И., Мекошвили Э.Г. Неврологические нарушения у детей-сирот, находящихся в специализированных домах. // Педиатрия. 1993. № 3. С. 108-109; Поддужная М. Я., Кривенко Е. И., Аверьянова Н.И. Указ. соч.
10 См.: Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные последствия // Психологический журнал. 1993. № 6. С. 110-118; Доклад председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш.Семенова (http://www.orights.chat.ru/report.html).
11 См.: Волкова И.М., Зверева В.К, Муковина Н.М. и др. Информированность врачей и населения по вопросам социально-правовой защиты семьи, матери и ребенка // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. № 5. С. 7-8; Лещенко М.В., Тонкова-Ямполъская Р.В., Фрухт Э.Л. Состояние и здоровье воспитанников домов ребенка // Российский педиатрический журнал. 2000. № 1. С. 48-49; Меер М. И., Мекошвили Э. Г. Указ. соч.
12 См.: Доклад председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш. Семенова.
13 См.: О положении детей в Российской Федерации.
14 См.: Поддужная М.Я., Кривенко Е.И., Аверьянова Н.И. Указ. соч.
15 См.: О положении детей в Российской Федерации.
16 См.: Лещенко М.В., Тонкова-Ямполъская Р.В., Фрухт Э.Л. Указ. соч.