Научная статья на тему 'Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации как новый правовой институт'

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации как новый правовой институт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / НЕДОВЕРИЕ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ / DEFENCE OF RIGHTS FOR A CHILD / MINOR / UPOLNOMOCHENNYY ON RIGHTS FOR A CHILD IN RUSSIAN FEDERATION / SOCIO-ECONOMIC FACTOR / MISTRUST TO THE PUBLIC ORGANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сараев Николай Вячеславович

В статье автор анализирует проблемы, связанные с нарушениями прав несовершеннолетних в России. Рассматривает институт уполномоченного по правам ребенка как орган обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's Rights Commissioner in Russian Federation: legal institute of children's rights protection guarantee

This article is analyzing problems connected with violation of minors' rights in Russia. Author considers Children's Rights Commissioner as the body of an effective protection of children rights and interests.

Текст научной работы на тему «Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации как новый правовой институт»

Сараев Н.В.

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации как новый правовой институт

Президентом России Д. Медведевым задача полноценного развития детей в Российской Федерации определена как задача номер один для всего общества. Он отметил: «...Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу. Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства» [1].

Действительно, несмотря на то, что в настоящее время действуют более десятка федеральных законов, в которых предупредительная и профилактическая деятельность провозглашается в качестве одной из важных задач, единой целостной системы социальной профилактики преступлений в России не создано [2].

Следует отметить, что в течение последних десяти лет в стране активно обсуждались вопросы, связанные с созданием системы ювенальной юстиции, где в качестве субъекта выступает несовершеннолетний. При этом пристальное внимание обращается не на карательное правосудие, ориентированное, как известно, на установление вины и назначение наказания, а на восстановительное правосудие, призванное воздействовать на подростка специальными психолого-педагогическими способами принудительных мер воспитательного характера и обеспечению возмещения материального ущерба потерпевшему [3, с. 14].

Безусловно, гуманистический подход к личности несовершеннолетнего правонарушителя, ориентированный на некарательные начала ответственности со стороны государства, вполне обоснован и имеет определенное историческое подтверждение - суды для несовершеннолетних, функционирующие в России с 1910 по 1918 гг., давали весьма позитивные результаты в деле борьбы с детской преступностью. Однако, несмотря на определенную действенность системы восстановительного правосудия, у нее есть и своя оборотная сторона - в настоящий период преступность несовершеннолетних изменилась в первую очередь качественно, и современный подросток, нарушивший закон, уже далеко не тот, который был в дореволюционной России [4, с.

5].

Ученые отмечают, что крайне ограниченные попытки создания ювенальной юстиции в России обречены на провал и не будут способствовать повышению результативности работы по противодействию преступности несовершеннолетних по следующим причинам: они направлены на создание не системы ювенальной юстиции, а системы ювенального правосудия и касаются только лиц, совершивших преступления; направлены они на облегчение изучения личности уже сформировавшегося несовершеннолетнего преступника через институт социальных работников и т.д. [5, с. 32].

По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, «.возникает система, стимулирующая детей жаловаться на собственных родителей, то есть, по сути, система доносительства» [6, с. 9].

Министр юстиции России А. Коновалов отметил, что идея ввести ювенальную юстицию в России требует большой проработки, иначе эти меры могут привести к многочисленным трагедиям. По его мнению, идея введения в России ювенальной юстиции пока еще слишком «сырая, и никто толком не понимает, что она из себя представляет». Министр отметил, что ювенальная юстиция заслуживает одобрения как комплекс, призванный осуществлять профилактику детской преступности и проводить ресоциализацию малолетних преступников, однако «чрезмерное продвижение тематики отбора детей (у родителей) в стране, где и так огромное количество детей находятся без попечения родителей, совершенно недопустимо» [7].

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка П.А. Астахов считает, что ювенальная юстиция неактуальна для России, т.к. в стране достаточное количество законов, чтобы защищать права ребенка и права семьи [8, с. 8].

В настоящее время преждевременно говорить о коренных изменениях в сфере предупреждения беспризорности и правонарушений подростков. Сегодня в России официально насчитывается

свыше 700 тыс. детей-сирот, оставшихся без попечения родителей [9, с. 11]. По данным экспертов, только 10 % выпускников сиротских учреждений более-менее благополучно входят во взрослую жизнь. 40 % спиваются или становятся наркоманами, еще 40 % попадают в криминальные группы, где становятся или жертвами, или участниками преступлений, 10 % кончают жизнь самоубийством [10, с. 12].

По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст подростков, потребляющих алкоголь, за последние 10 лет снизился от 16 лет до 13 [11]. Средний возраст начала курения составляет 8-10 лет [12, с. 5].

Преступность несовершеннолетних в последние годы росла в семь раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы. Причем подростковая преступность латентна -скрыта от учета. Поэтому ее реальные цифры в три-четыре раза выше известной криминальной статистики [13, с. 7].

В связи с этим Президент России Д.А. Медведев к числу злободневных явлений российского общества относит:

- здоровье несовершеннолетних («сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них»);

- беспризорность несовершеннолетних («130 тыс. ребят остаются вне семейной заботы. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного - семейного тепла. И нужно еще очень многое сделать, чтобы само понятие "брошенные дети" уходило из нашей жизни»);

- неэффективность социальной адаптации детей-сирот («нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей - их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе»);

- вовлечение сирот, детей из неблагополучных семей в наркоманию, занятия проституцией и другие криминальные сферы;

- насилие в отношении детей и насильственное поведение несовершеннолетних [1].

В 2009 г. в России в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка веден институт уполномоченного по правам ребенка при Президенте России, наделенный контрольными полномочиями [14]. В соответствии с Указом Президента уполномоченный по правам ребенка имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1518 уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации назначен П.А. Астахов.

Следует отметить, что сегодня актуализировалась проблема насилия в отношении несовершеннолетних. В частности, Е. Мизулина отмечает, что каждый день в России 47 детей

становятся жертвами сексуальных преступлений. То есть за 672 дня 31 705 детей стали жертвами педофилов. И это без учета таких преступлений, как вовлечение детей в занятие проституцией, детское порно, торговля детьми в целях сексуальной эксплуатации [15, с. 6].

Вместе с этим, считаем, что особенно должны настораживать факты нарушения закона, невыполнение своих должностных инструкций лицами, на которых закон возлагает обязанности по воспитанию детей, должностными лицами государственных органов, когда затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних. Они должны привлекаться к уголовной ответственности. Именно такие факты вызывают эскалацию правосознания и правовой культуры граждан, недоверие к государственным органам по реальному обеспечению и защите прав и законных интересов подрастающего поколения.

Данные анализа деятельности уполномоченного по правам ребенка в России, материалов сайта данного органа позволяют сделать вывод о критической ситуации в России по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних.

В частности, в мае 2010 г. с инспекционной поездкой уполномоченный по правам ребенка РФ П.А. Астахов посетил субъекты Северо-Кавказского федерального округа, в ходе чего был выявлен ряд проблем. Так, в Карачаево-Черкесии П. Астахов заявил о необходимости активизации работы службы судебных приставов по республике по взысканию элементов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Омбудсмен по правам ребенка отметил, что в Черкесском доме ребенка никто из детей не получает алименты.

Государство, по сути дела, освобождает родителей не только от ответственности за воспитание ребенка, но и от его содержания. Значительная часть родителей, лишенных родительских прав, не работают, исполнение судебных решений о взыскании алиментов затягивается на долгие годы. Особенно это касается матерей-одиночек, которые после лишения родительских прав по закону освобождаются от выплаты алиментов на содержание ребенка. Данная категория женщин использует факт рождения ребенка как источник материального дохода. Получив пособие по случаю рождения малыша, они забывают о его существовании [16, с. 89].

Государственная Дума занимается проработкой идеи создания Алиментного фонда. Предполагается, что полный пакет предложений по решению проблем с алиментами будет представлен Президенту России уже в мае. По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2010 г. на исполнении находилось почти 2 млн исполнительных документов о взыскании алиментов. В стране разыскиваются 77,9 тыс. должников алиментов. При этом средний размер алиментов составляет менее 1,6 тыс. рублей в месяц. С инициативой о создании Государственного алиментного фонда выступил уполномоченный при Президенте РФ по делам ребенка П. Астахов

[17].

В интервью он приводит вопиющий пример, ког-да в одном из субъектов России предусматривалось проведение целевой региональной программы «Приемная семья», на которую было потрачено 40 с лишним млн рублей. Однако ни одного ребенка не усыновили. Более того, при встрече с семьями, которые усыновляли детей год-два назад, установлено, что при усыновлении с них везде брали деньги - 5, 10, 20 тыс. [8, с. 8].

Сегодня СМИ пестрят фактами о различных нарушениях прав несовершеннолетних, находящихся в государственных учреждениях. Так, ситуацию в свердловских детских домах прокуратура признала катастрофической (дети голодали, отсутствовали необходимая одежда, медикаменты и т.п.) [18, с. 7], директор одного психоневрологического интерната в Пермском крае незаконно осуществлял принудительную медицинскую стерилизацию воспитанниц [9, с. 11], в коррекционной школе-интернате Краснодарского края детей лечили лекарствами с истекшим сроком годности [19].

По данным Министерства труда и социального развития РФ, в России сегодня около 600 тыс. детей-сирот, причем 95 % из них - социальные сироты, т.е. дети, чьи родители живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка. Около 200 тыс. детей содержатся в сиротских заведениях, в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами и 1500 кончают жизнь самоубийством. Из-за отсутствия мест в интернатных учреждениях растет число неустроенных детей; ежегодно в РФ остаются на улице от 3000 до 4000 подростков [20, с. 127].

П. Астахов обратился к полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах с просьбой создать координационные советы уполномоченных по правам ребенка в округах и поддержать развитие нового института в регионах федеральных округов. Он отметил, что благодаря развитию института уполномоченного по правам ребенка в регионах, созданию в округах координационных советов уполномоченных появляется возможность узнавать о реальных проблемах нарушения прав ребенка в регионах и способствовать более быстрому и системному их решению.

Первый координационный совет уполномоченных по правам ребенка был создан в Южном федеральном округе 7 декабря 2010 года.

В Ессентуках в полпредстве Президента РФ в СКФО А. Хлопонина прошла встреча специалистов республиканских министерств образования, уполномоченных по правам ребенка, руководителей дошкольных центров творческого развития. В частности, уполномоченный по правам ребенка в Республике Дагестан И. Мамутаева отметила, что в Дагестане нарушаются права детей на жилье: «При разводе родителей дети остаются без крыши над головой. Нарушаются имущественные права ребенка. Мы стараемся помочь в каждом конкретном случае, но, прежде всего, требуются законодательные изменения». По словам И. Мамутаевой, существуют серьезные проблемы со здоровьем детей, огромное значение имеет социально-экономический фактор. Уровень жизни в республике Дагестан - ниже прожиточного минимума. Требуют коренных изменений организация отдыха и лечения детей. В Республике остро стоит проблема нехватки детских садов. Очередь в детский сад составляет 32 тыс. человек [17].

Системный характер приобрели должностные злоупотребления работниками детских учреждений. По результатам проверки, Министерством образования и науки Удмуртии выявлены факты хищения руководством ГОУ «Республиканский детский дом» денег мошенническим путем.

П. Астахов поручил уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае Г. Дорошенко выехать в Георгиевское сельское поселение Туапсинского района для проверки информации о нарушении прав семей с детьми. В Туапсинском районе две женщины с пятью детьми более 20-ти лет проживают в железнодорожном вагоне, пытаясь через суд добиться получения благоустроенного жилья.

Комментируя «вопиющие факты развратных действий в отношении малолетних учащихся одной из школ в Воронежской области со стороны 26-летнего сына директора школы, выявленные неоднократные нарушения законодательства со стороны самого директора школы», П. Астахов отмечает, что это сбой в работе всей системы образования региона.

Прокуратурой Ульяновской области в ходе проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции выявлены грубые нарушения в деятельности муниципального учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования «Цильнинский район». Так, финансируемой местным бюджетом Программой социальной поддержки граждан МО «Цильнинский район» «Забота» на 2007-2011 гг. регламентированы порядок и условия оказания материальной помощи малообеспеченным семьям и жителям района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, сиротство, безработица и т.п.). Вместе с тем прокуратурой установлено, что в нарушение положений названного документа чиновники оказывали социальную поддержку должностным лицам органов власти и местного самоуправления, муниципальных учреждений, представителям коммерческих структур, заведомо не отвечающим указанным критериям.

По мнению П. Астахова, «виновные в столь безнравственных действиях чиновники должны быть привлечены к ответственности по всей строгости закона, насколько циничны были действия руководителей учреждения соцзащиты, настолько жестким должно быть и наказание для них»

[17].

К сожалению, суды избирают чересчур мягкие наказания для фигурантов дел о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних. В 2008-2009 гг. в России за покушение на половую неприкосновенность 70 % подсудимых были приговорены к условному лишению свободы, в 2003 г. эта цифра составляла 39 % [17].

Таким образом, введение института уполномоченного по правам ребенка в России обусловлено практической необходимостью и значимостью проблем защиты и обеспечения прав и законных

интересов несовершеннолетних, важностью не нормативного их определения, а создания действенного механизма их реализации, который в настоящее время, к сожалению, отсутствует.

Также считаем необходимым дополнить ч. 2 ст. 9 (Гарантии исполнения настоящего Федерального закона) Федерального закона России от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» пунктом о незамедлительном информировании органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уполномоченного по правам ребенка о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Литература

1. Послание Президента России Федеральному Собранию России от 30 ноября 2010 года // www.kremlin.ru

2. Доклад Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации А.И. Бастрыкина на Коллегии по вопросам профилактики и расследования преступлений в отношении несовершеннолетних 25 декабря 2008 года // www.sledcomproc.ru/aktual

3. Юрченко Л.В. Некоторые проблемы развития восстановительного правосудия по делам несовершеннолетних // Российская юстиция. 2009. № 2.

4. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: Психолого-правовой анализ. М.: Генезис, 2009.

5. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб., 2006.

6. Семья по назначению. Чем опасно принятие спорного законопроекта о ювенальной юстиции // Российская газета. 2010. 16 ноября.

7. http://orthodoxkuban.com.ru/main/1158344213 -ministr-justicii-aleksandr-konovalov-vvedenie .html

8. Семья и воля // Российская газета. 2010. 27 декабря.

9. Непорочное сиротство // Российская газета. 2010. 20 июля.

10. Новая газета. 2010. 14 июля.

11. futuriti.ru/question/650.htm

12. Почем табак для народа? // Российская газета. 2010. 24 сентября.

13. Воспитать или посадить? // Российская газета. 2010. 23 декабря.

14. Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 № 986 «Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Битва под абажуром. Мир обеспокоен ростом насилия над детьми // Российская газета. 2010. 17 ноября.

16. Зуева И.В., Сухенко Л.А. Правовое регулирование предупреждения правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. (26-27 августа 2005 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2006. Ч. II.

17. http://www.rfdeti.ru

18. Приют прокурора. Ситуацию в свердловских детских домах признали катастрофической // Российская газета. 2009. 26 ноября.

19. http://www.yuga.ru/news/204447/

20. Криминальная ситуация в Российской Федерации и ее тенденции. М.: ВНИИ МВД России, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.