УДК 342.9.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТАТУСЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
М.Ю. Шамрин
В статье исследованы правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, представлено авторское видение проекта Федерального закона об Уполномоченном по правам ребенка, изучен опыт зарубежных стран относительно деятельности и правового статуса омбудсмена по правам ребенка.
Ключевые слова: права ребенка, Уполномоченный по правам ребенка, омбудсмен.
Известно, что в 1998 году в Российской Федерации был создан институт Уполномоченного по правам ребёнка. Первые детские омбудсмены появились в городах Санкт-Петербург, Екатеринбург, в Калужской, Новгородской и Волгоградской областях Российской Федерации.
За три года, начиная с 2009-го, на 6,9% увеличилось число поступивших в органы опеки и попечительства сообщений о детях, находящихся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью: в 2009 г. - 37 355, в 2011 г. - 39 947, в 2012 и 2013 гг. идёт увеличение. Тезис «дети, находящиеся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью» сам по себе тревожен. Факты о поступивших в органы опеки и попечительства «тревожных» сообщений красноречивы, - статистика упрямая вещь. Но каковы причины этих поступлений, - остаётся за кадром, анализ цифровой никак не подкреплён анализом нравственным [1, С. 115].
Проведённое исследование показало, что картина детства в Российской Федерации, представленная в 2001 году на Всемирном антитеррористическом форуме директором НИИ детства Российского Детского Фонда профессором Е.М. Рыбинским, вызывает опасение. В своём докладе он утверждал, что беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством, в России около 2 миллионов. Идёт увеличение числа преступлений со стороны несовершеннолетних: если в 1990 году их было зарегистрировано 164 тыс., то в 2000 году - 195 тыс. В России 2 миллиона неграмотных детей, 675 тыс. детей-инвалидов и около 700 тысяч детей-сирот. Численность детей, совершивших правонарушения и преступления, от года к году растёт, детская преступность молодеет и феминизируется. В 1999 году зарегистрировано 17 тысяч случаев посягательства на жизнь детей, 200 детей убиты своими родителями, 1500 подверглись сексуальному насилию, 2000 покончили жизнь самоубийством, зарегистрировано 208 тыс. преступлений, совершёнными подростками, в результате 195 тыс. несовершеннолетних лишены свободы. В колониях для несовершеннолетних - 171 тыс., в домах ребёнка при женских тюрьмах - около 500 детишек до трёх лет. В 2013 году положение в сфере детства в России продолжает оставаться не просто тревожным, но во многих случаях катастрофическим. В 2011 году было зарегистрировано 654 355 детей -сирот. И только 18 000 граждан приняли решение взять ребёнка в свою семью [1] .
За 2012 год в России выявлено около 74,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 12,7 тыс. чел. - дети-сироты, оказавшиеся без родителей. Глобальной представляется угроза роста количества социальных сирот (социальные сироты - дети, оставшиеся без попечения при живых родителях) - ежегодно на 7о тысяч. Более 62 тыс. чел. (83,0 %) - социальных сирот, имеющих родителей, но воспитывающихся в детских домах, домах ребёнка и т.д. было выявлено в прошлом году. На начало 2013 года на учете состояло 643 757 чел. детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 516 592 ребенка устроены на семейные формы воспитания; более 104 тыс. детей живут в интернатах. Социологические опросы населения, проводимые ВЦИОМ показывают, что россияне больше всего переживают за будущее своих детей. Проведённое автором исследование показывает, что по экспертным оценкам Россия будет ежегодно терять по 300 тысяч детей. И к 2025 году на население в 125-145 миллионов она будет иметь лишь 22 миллиона детей. А это означает, что через 15 лет мы будем на грани официальной катастрофы. Для сравнения: в США в данное время - 72 миллиона детей, а у нас почти в 3 раза меньше. К 2021 году у них будет более 100 миллионов детского населения, а в России уже в 5 раз меньше [1].
В 2009 году учреждена должность Федерального омбудсмена -Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, чей административно-правовой статус регулируется специальным Президентским Указом. Данным Указом Федеральному Омбудсмену по правам ребёнка были предоставлены такие права, как
* запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
* беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
* проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
* направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка,
свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
* привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе [2].
Проведённое автором исследование показало, что такой важный документ, как Указ Президента №986, к сожалению, не отвечает стандартам Комитета ООН по правам ребёнка и ЮНИСЕФ и противоречит европейским стандартам ЕКОС (Европейская Ассоциация Уполномоченных по правам ребёнка). В нём не прописаны цели, задачи, функции и другие элементы статуса Уполномоченного по правам ребёнка, кроме назначения на должность, освобождения от неё и общих прав.
Автор считает, что сегодня регламентация административно-правовых процедур деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка не отвечает в полной мере стандартам таких Североевропейских государств, как Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Ирландия и, конечно же, Шотландия. С чем связано такое мнение автора? Он пришёл к следующему выводу: в России отсутствуют комплексный нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий элементы административно-правового статуса Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка и государственных гражданских служащих его аппарата, организационно-правовые формы и методы их административной деятельности.
Важно, что отсутствие Федерального закона об Уполномоченном по правам ребёнка дестабилизирует государственное управление в сфере защиты детства. В результате омбудсмен не может до конца гарантировать реализацию и соблюдение прав и законных интересов детей, проживающих на территории Российской Федерации.
Исследователь предлагает поразмышлять над определением понятия «статус». Зададимся вопросом: что такое статус? Если быть кратким, то это совокупность прав, обязанностей, функций, целей и принципов деятельности, ответственности за принятие решений и неисполнение полномочий, мер административного принуждения, применяемых омбудсменом и к омбудсмену.
Автор разрабатывает законопроект об Уполномоченном по правам ребёнка, в котором он видит наиглавнейшую задачу повышения статуса омбудсмена и гарантию обеспечения важнейшего, по его мнению, принципа реализации независимости его деятельности на федеральном уровне и в субъектах на региональном.
Конечно, речь идёт о двух сторонах независимости: относительной и абсолютной.
В законопроекте автор хотел бы указать такие цели его работы, как
* содействие полноценной реализации положений Конвенции ООН о правах ребенка[3];
* повышение приоритетности вопросов, касающихся детей в федеральных, региональных и местных органах власти, в гражданском обществе в целом;
* демократизация «общественного» отношения к детям, т.е. всё более широкое привлечение общественности и помощников омбудсмена к решению детских проблем, вопросов оказания помощи детям;
* влияние на законодательство, политику и практику деятельности как путем реагирования на правительственные и другие предложения, так и путем активного выдвижения предложений о внесении изменений в федеральное законодательство;
* содействие эффективному сотрудничеству с Правительством в решении вопросов, касающихся охраны прав и законных интересов ребёнка на всех уровнях; эффективному привлечению государственных возможностей и ресурсов в интересах детей;
* создание двустороннего канала для обмена мнениями между Уполномоченным и детьми;
* поощрение различных мнений, предложений взрослых и детей;
* сбор и обнародование данных о положении детей (цифровые и компьютерные базы);
* поощрение сбора и обнародования соответствующих данных правительством;
* пропаганда знаний о правах ребёнка среди взрослых и детей;
* проведение расследований преступлений, совершённых в отношении
детей;
* стимулирование научных исследований в целях выработки соответствующих программ защиты детей;
* анализ обращений и жалоб детей с просьбой оказать помощь (например, в различных учреждениях и школах, включая обеспечение доступа детей к судам);
* сиюминутное реагирование на отдельные жалобы от детей или лиц, представляющих их интересы, а в случае необходимости, инициирование подачи и поддержки иска от имени и в интересах детей.
Сегодня во всех регионах Российской Федерации функционируют омбудсмены по правам ребёнка, лишь в Камчатском крае его компетенцию реализует Уполномоченный по правам человека [4].
В некоторых субъектах омбудсмены назначаются на должность высшими должностными лицами. Статус таких уполномоченных регулируется региональными нормативными правовыми актами, а именно Указами Президентов (глав) Республик (Республика Дагестан, Республика Бурятия, Кабардино -Балкарская Республика), Постановлениями и Распоряжениями губернаторов (Ставропольский и Приморский Края, Чукотский автономный округ, Белгородская область).
Данный вариант функционирования омбудсменов не продуктивен, по мнению автора. Принцип независимости деятельности не реализуется. Работа Уполномоченных находится в ведении некомпетентных государственных служащих. В таких субъектах омбудсмен выполняет задачи, поставленные главой региона. Федеральный Уполномоченный при Президенте РФ, в свою очередь, никак не может влиять на реализацию компетенции защитников ребёнка в таких субъектах.
В некоторых регионах, а именно в Чеченской республике, Камчатском, Пермском, Красноярском и Забайкальском краях, Ростовской области омбудсмен встроен в структуру института уполномоченного по правам человека. Такое положение уполномоченного тоже нельзя назвать идеальным, потому что цели уполномоченного по правам ребёнка могут быть достигнуты им только в случае функционирования в рамках самостоятельного государственного органа. Находясь же в ведении уполномоченного по правам человека, защитник детей будет ограничен в возможности выбора действий для выполнения важных задач.
Возможно, что и проблемам детей будет уделяться меньше внимания. Аналогичная модель института защиты детства реализована во Франции. Однако самые развитые страны (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания) провозглашают запрет работы уполномоченного по правам ребёнка в структуре органа общей компетенции (уполномоченного по правам человека). И автор считает, что в России институт уполномоченных должен существовать исключительно в рамках самостоятельной системы.
Наиболее предпочтителен, по мнению автора, порядок учреждения должности Уполномоченного в регионах Российской Федерации, гарантирующий соблюдение принципа независимости в его деятельности. Иными словами, - это защитник прав ребёнка, назначаемый на должность законодательным (представительным) органом субъекта, статус которого регулируется специальным законом. Это так называемый Парламентский Уполномоченный. Многие субъекты движутся в этом направлении (Республики Тыва и Хакасия, Чувашская республика и др.).
Можно сделать вывод о том, что в субъектах порядок назначения Уполномоченных на должность различен. Все они не находятся в подчинении Федерального омбудсмена, единой структуры института Уполномоченных нет, и её отсутствие оказывает негативное воздействие на выполнение Уполномоченными государственных задач в сфере охраны и обеспечения прав и интересов ребёнка.
Автором предлагается в Законопроекте об Уполномоченном по правам ребёнка указать следующую дефиницию: Федеральный омбудсмен назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации -законодательным (представительным) органом субъекта по представлению Федерального омбудсмена.
Данное положение поможет, во-первых, создать единую централизованную систему деятельности уполномоченных; во-вторых, сам принцип независимости станет главнейшим в работе не только Федерального омбудсмена (как это имеет место сегодня), но и омбудсменов во всех субъектах. Таким образом, органы государственной власти субъекта, а также государственные органы и должностные лица не смогут вмешиваться в их деятельность.
Конечно, в государствах с немногочисленным населением намного легче обеспечить гарантии реализации данного принципа, потому что в таких странах, например Европейских, функционирует только один единственный детский омбудсмен.
В России же их 84 (один на Федеральном уровне и 83 в регионах (напомню, в Камчатском крае его функции исполняет уполномоченный по правам человека)), поэтому автором предлагалось говорить об относительной, а не абсолютной независимости уполномоченных в субъектах от Федерального омбудсмена.
В чём это будет выражаться? Во-первых, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка не будет руководить их работой, однако получит отсутствующие у него возможности ставить государственные задачи перед омбудсменами в субъектах и координировать их деятельность.
Во-вторых, он сможет предлагать и рекомендовать использовать
проверенные формы и методы работы, которые приведут к достижению результатов.
В-третьих, у него появится официальная возможность ознакомления с отчётами о проделанной работе омбудсменов.
В-четвёртых, он сможет предлагать представительному органу субъекта кандидатуру на замещение должности Уполномоченного, что будет
способствовать формированию целостного института омбудсменов из профессионалов и компетентных госслужащих в сфере защиты детства.
Обеспечение гарантий реализации прозрачности государственного
управления в сфере защиты прав ребёнка, как элемента государственно-правового механизма принятия властных управленческих решений, а также государственного контроля за их выполнением на законодательном уровне является главнейшей, по мнению автора, задачей Уполномоченного по правам ребёнка. Об этом неоднократно говорилось Президентом России в его выступлениях.
Указав в законопроекте о детском омбудсмене данную дефиницию, автор верит, что кропотливая работа Уполномоченного по правам ребёнка станет приносить более эффективные результаты. Думается, что регламентация статуса Уполномоченного по правам ребёнка на уровне Федерального закона поможет добиться организации его деятельности на основе принципов открытости, независимости и демократичности. Осуществление омбудсменом государственного управления на основе этих принципов поможет в разы повысить коэффициент полезного действия его работы.
Ещё одну задачу омбудсмена исследователь видит в эффективном совершенствовании всех форм защиты прав ребёнка.
Следует помнить, что значение Уполномоченных пока принижается, на повестке дня поступательное и последовательное повышение статуса омбудсмена, которое должно быть и будет реализовано в обеспечении уже неоднократно названного принципа его независимости.
Чтобы увеличить роль социальных начал в правозащитной деятельности Уполномоченного, необходимо процедурное оформление аспекта публичной власти омбудсмена. Уполномоченный по правам ребёнка сможет обеспечить охрану и реализацию прав и законных интересов российских детей, в том числе детей-сирот, уменьшить цифровые показатели статистики коррупциогенности в государственном управлении сферой защиты детства. Он использует в своей работе следующие прозрачные административные процедуры: простые, хорошо себя зарекомендовавшие в деятельности Уполномоченного по правам человека.
Вопросу разработки административно-правовых процедур Президент Российской Федерации уделяет внимание в своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию [5]. В последние годы было принято более семидесяти административных регламентов федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время идёт разработка регламента деятельности Федерального омбудсмена при Президенте РФ по правам ребёнка.
Исследование, проведённое автором, показало, что в настоящее время современно и актуально звучит мысль д.ю.н. М.С. Студеникиной об
административном законодательстве, высказанная более 10 лет тому назад. Оно, по её мнению, весьма недавно встало на путь преодоления «процессуального нигилизма» [6].
Изучая опыт работы омбудсменов, в частности, Норвегии, Финляндии и других стран Европы, можно сказать, что их цели и задачи полностью совпадают. Автор перечисляет основные задачи омбудсменов - оказывать помощь детям в случаях нарушения их прав, свобод и интересов, а также необходимую поддержку семьям в воспитании ребёнка; способствовать дальнейшей демократизации общественной жизни; способствовать уважению достоинства детей, повышению их благосостояния, работе в теснейшем контакте со всеми заинтересованными организациями; использовать арсенал форм и методов работы уже имеющийся в Мире во имя защиты детей, накапливать и привносить новые, родившиеся в практике ежедневной и кропотливой деятельности.
В названных государствах, в отличие от России, статус уполномоченных регулируется специальным законом.
Так, например, в Финляндии омбудсмен функционирует при Министерстве социальных дел и здравоохранения, в Норвегии - при Министерстве по делам детей и семьи. Естественно, основной принцип их деятельности - независимость. Хочется сказать, что на основе данного принципа организована работа омбудсмена и в Шотландии.
В Новой Зеландии и Шотландии осуществляется следующая практика: Уполномоченные по правам ребёнка организуют создание специальных комиссий, в состав которых входят дети, столкнувшиеся с проблемами наркомании, алкоголизма, подростковой преступности и т.д. Вместе с омбудсменом они вырабатывают эффективные программы оказания незамедлительной помощи. Автор считает полезным применить такой метод и в работе российских защитников Детства.
К сожалению, в России статус Уполномоченного не урегулирован на Федеральном уровне, и единая структура Института Уполномоченных не создана.
Итак, исследование показало, что независимость является важнейшим звеном в перечне принципов деятельности Уполномоченных по правам ребёнка. Следует помнить, что различные её элементы могут быть сбалансированы по-разному, а именно, как
* широкие полномочия, изложенные в законах;
* свобода для реализации омбудсменами своей собственной программы действий;
* право публиковать мнения и отчёты самостоятельно, и возможность действовать в рамках отдельного единоначального государственного органа с правами юридического лица.
Законодательство Североевропейских стран уже давно предлагает метод оценки степени независимости, который включает в себя перечисленные факторы. Важно признать также, что национальные решения обеспечения независимости омбудсмена могут быть самыми разными не только с конституционно-правовой точки зрения, но и с политической, экономической, социальной и культурной. Об этом гласят Парижские принципы - документ, являющийся настольной книгой Уполномоченных, провозглашающей данный принцип.
Работа российских омбудсменов должна включать в себя как элементы реагирования, так и профилактики. Они должны обращать внимание на проблемы по мере их возникновения, на разрабатываемые и предлагаемые политические меры, и на отдельные обращения детей.
Ожидается также, что Федеральный омбудсмен разработает различные стратегии для достижения долгосрочных целей по продвижению прав ребенка. Думается, что понятие «влияния» Федерального омбудсмена относится к обоим этим элементам: влияние Уполномоченного на предупреждение нарушений прав ребёнка включает в себя:
1) степень эффективности реагирования на вопросы, поставленные перед
ним;
2) степень эффективности преследования им своих стратегических целей.
Актуальна потребность в доказательствах обоих видов влияния, исходящих
из нескольких различных источников. Президент РФ, Председатель Правительства РФ, депутаты ГД ФС желают, чтобы работа омбудсменов была эффективной и оправдывала вложенные средства. Представители же гражданского общества, занимающиеся правами ребенка, хотят, чтобы защитники детей добивались ощутимых успехов и повышали эффективность правозащитной деятельности, осуществляемой другими организациями.
Самое важное, в авторском законопроекте автор сделал попытку не только изложить основные элементы статуса омбудсмена, но и дал на законодательном уровне определение термина «уполномоченный по правам ребёнка».
Оно звучит следующим образом: «Федеральный Уполномоченный по правам ребёнка - это гражданин Российской Федерации, независимый от политических структур, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее профессиональное образование, стаж работы в области защиты основных прав и свобод человека, обладающий авторитетом в обществе, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности Федеральной государственной гражданской службы».
Особое внимание автор уделяет Научно-Консультативному Совету при Уполномоченном по правам ребёнка на федеральном уровне.
«Научно-Консультативный Совет при Уполномоченном по правам ребёнка -Совет, состоящий из 20 человек, назначаемых Президентом Российской Федерации по представлению Федерального Уполномоченного по правам ребёнка, достигших возраста 25 лет и обладающих непререкаемым авторитетом в обществе».
Помимо отсутствия комплексного Федерального закона об Уполномоченном по правам ребёнка на повышение эффективности деятельности омбудсмена также негативно влияют такие факторы, как
* затянувшаяся работа по разработке Административно -процессуального кодекса Российской Федерации;
* нежелание законодателя сделать попытку принять Федеральный Закон «Об административных процедурах» [7], который был разработан почти пятнадцать лет назад.
Таким образом, исследование показало, что нормативное закрепление процессуальной формы исполнительно-распорядительной деятельности
омбудсменов по правам ребёнка в рамках Федерального закона - неотложно стоит на повестке сегодняшнего дня.
В заключение хочется ещё раз сказать о необходимости обеспечения эффективности дальнейшей деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
Вслед за принятием комплексного закона, выстроенного на чётком определении понятия термина «Уполномоченный по правам ребёнка», следует подумать об использовании других административно-правовых средств её (эффективности) обеспечения.
Тут начинается убеждение в необходимости имплементации норм Конвенций ООН о правах ребёнка и пропаганды их внедрения в российскую практику. Таким образом, продолжится индивидуальное регулирование общественных отношений в работе с детьми на основе не только соответствующих законов, но и необходимых подзаконных нормативных правовых актов. Оно будет осуществляться посредством принятия их (актов) Федеральным омбудсменом и уполномоченными по правам ребёнка в субъектах. Это позволит обеспечить административно-правовое регулирование деятельности Уполномоченных по правам ребёнка. При этом не будут забыты, по мнению автора, определённые виды контроля с его стороны в отношении других органов.
Таким образом, будет обеспечена охрана и защита прав и законных интересов ребёнка, а также реализован на практике термин «охранительнозащитная деятельность» Уполномоченного по правам ребёнка. Если представить себе две стороны медали в реализации законной деятельности Уполномоченного, то на одной её стороне будет ярко прописано слово «внедрять», а на другой -«контролировать».
Список литературы:
1. Шамрин М.Ю. Особенности законопроекта о социальном патронате и
деятельности органов опеки и попечительства: теоретико-правовой аспект //
Евразийский юридический журнал. 2013. № 7.
2. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства РФ. 07.09.2009. № 36. Ст. 4312.
3. Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
4. Закон Камчатского края от 28.04.2011 N 590 (ред. от 29.03.2012) «Об Уполномоченном по правам человека в Камчатском крае» (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 28.04.2011 N 1063) // Официальные Ведомости. 10.05.2011. № 90-95.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 17.05.2003. № 93.
6. Студеникина М.С. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // Журнал Российского права. 1998. № 6.
7. Проект Федерального закона N 64090-3 «Об административных процедурах» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС «Консультант Плюс».
М.Ю. Шамрин, аспирант кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), тел.: + 7(499)244-86-95, E-mail: [email protected] (Россия, Москва)
IMPROVEMENT OF LEGISLA TION ON THE STA TUS OF THE OMBUDSMAN FOR CHILDREN: THEORETICAL ASPECT M.Y. Shamrin
The article examines the legal status of the Ombudsman on the rights of the child in the Russian Federation, presents the author's view the draft Federal law on the Ombudsman on the rights of the child, studied the experience of foreign countries regarding the activities and legal status of the Ombudsman for the rights of the child.
Key words: rights of the child, the children's Ombudsman, the Ombudsman.
M.Y. Shamrin, Department of Administrative Law of the Moscow State Law University O. Kutafin (MSLA), Tel.: +7 (499) 244-86-95, E-mail: [email protected] (Russia, Moscow)
УДК 347.736.6
ТРЕБОВАНИЯ К АРБИТРАЖНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ: ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Л.В. Черникова
Автор рассматривает условия членства в саморегулируемых организациях и право лиц, участвующих в деле, выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего дополнительные требования. Предлагается ввести ограничения на регион деятельности арбитражных управляющих, данная позиция обосновывается примерами из практики.
Ключевые слова: арбитражный управляющий, саморегулируемые организации, требования к арбитражному управляющему, банкротство.
Одной из центральных и ключевых фигур в деле о несостоятельности (банкротстве) является арбитражный управляющий (временный, административный, внешний или конкурсный управляющий).
В соответствии с ч.1 статьи 20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту Закон о банкротстве) арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющейся членом одной из саморегулируемых организаций (далее по тексту СРО) арбитражных управляющих.
СРО арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации (часть 2 статьи 20 Закона о банкротстве):
- наличие высшего профессионального образования;
- наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о