Лукьянова Н. Н.
т
УДК 342.72/73
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лукьянова Надежда Николаевна,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы совершенствования законодательства РФ, регулирующего правовое положение Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Проводится анализ полномочий Уполномоченных по правам ребенка в различных субъектах Российской Федерации. Обосновывается необходимость принятия закона, регулирующего правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ на федеральном уровне.
Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка, становление, правовой статус, правовое регулирование.
В Российской Федерации после принятия «Конвенции о правах ребенка» 1989 г. долгое время отсутствовал орган независимого контроля за положением детей в стране. Комитет ООН с целью соблюдения положений Конвенции о правах ребенка, принятых Россией как страной-участницей ООН, вынес требования о формировании института Уполномоченного по правам ребенка в РФ.
Затем, в 1998 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации было поручено совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ реализовать пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в нескольких субъектах РФ.
Сначала было учреждено всего 5 постов Уполномоченных по правам ребенка правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. По официальным данным, на 1 февраля 2003 года было учреждено 12 постов Уполномоченных на уровне субъектов РФ (республики Северная Осетия-Алания и Чеченская, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург) и 3 - на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург). В Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Самарской областях и г. Москве пост Уполномоченного был введен законами субъектов РФ. Из 15 Уполномоченных трое работали от лица общественных организаций на общественных началах (Ивановская, Новгородская область, г. Волжский Волгоградской области) [1].
Стоит отметить тот факт, что порядок назначения и организационно-правовой статус Уполномоченных в регионах был различен. В большинстве случаев Уполномоченные по правам ребенка были включены
в систему органов исполнительной власти субъекта и, соответственно, назначались главами высшего органа исполнительной власти субъекта. В некоторых субъектах решения о введении должности Уполномоченного и назначение принималось законодательным органом или с согласия законодательного органа. Тем самым Уполномоченные приобрели парламентский статус и имели большую независимость от исполнительной власти [1].
1 сентября 2009 г. был издан Указ Президента РФ № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», который содержал перечень прав детского омбудсмена, а именно: право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и др.
Затем Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 378-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» было закреплено, что Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в пределах своих полномочий, предусмотренных соответствующим указом Президента Российской Федерации, обеспечивает защиту прав и законных интересов детей. Согласно п. 2 указанного федерального закона и в соответствии и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ.
Таким образом, правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в РФ регулируется нормативно-правовыми актами. На уровне субъектов РФ сущест-
Ф1
Студенческая трибуна
вуют свои законы, которые конкретизируют правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в данном субъекте Федерации (например, в Республике Марий Эл 29 июня 2010 года был издан Указ Президента Республики Марий Эл № 129 «Об Уполномоченном при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка»).
Кроме того, во многих законодательных актах субъектов Российской Федерации содержатся общие положения об Уполномоченных по правам ребенка: о возможности запрашивать информацию в органах публичной власти и равным образом заниматься самостоятельным сбором информации и просветительской деятельностью в сфере прав ребенка, о содействии Уполномоченным исполнению международных актов в сфере прав ребенка, о содействии совершенствованию российских правовых актов в сфере прав ребенка, о подготовке Уполномоченным ежегодных, квартальных докладов (отчетов) о состоянии соблюдения прав и законных интересов детей [3, с. 153].
Практически во всех регионах уполномоченные по правам ребенка имеют право посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия, независимо от их формы собственности. К примеру, в законе Республики Коми предусмотрено право детского омбудсмена посещать при осуществлении своих полномочий учреждения и органы, исполняющие наказания, места содержания под стражей несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений, иные органы и организации.
Стоит отметить тот факт, что не все Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ обладают указанным правом. В некоторых субъектах РФ ошибочно полагают, что установление порядка посещения некоторых объектов, например, учреждения уголовно-исполнительной системы, находится в ведении Российской Федерации. Некоторые авторы считают, что защита прав ребенка является частью системы защиты прав и свобод человека. Согласно ст. 72 Конституции РФ, этот вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации) [2, с. 62; 4, с. 57].
В некоторых регионах РФ (Калужская, Кировская, Костромская область и др.) Уполномоченный по правам ребенка имеет право обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении в отношении виновного должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и законных интересов ребенка, уголовного дела или дела об административном правонарушении, направлять ходатайство о применении к виновному должностному лицу дисциплинарного взыскания. По
мнению П. Л. Лихтера, такое необходимо закрепить в нормативно-правовых актах всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, необходимо законодательно закрепить требования к структуре и содержанию докладов детских омбудсменов, порядок их представления и опубликования.
Помимо указанных полномочий, необходимо наделить Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ правом обращаться с законодательными инициативами по вопросам защиты прав ребенка в представительные органы, а также отдельно к членам Совета Федерации, которые представляют регион в верхней палате парламента Российской Федерации [2, с. 69].
Необходимо отметить тот факт, что в Российской Федерации действуют три категории уполномоченных: Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по защите прав предпринимателей и Уполномоченный по правам ребенка. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ установлен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ определен в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Отдельного закона, определяющего правовой статус Уполномоченного по правам ребенка, в РФ не существует, хотя необходимость принятия указанного закона назрела, ибо в различных субъектах РФ Уполномоченные по правам ребенка обладают разными правами и обязанностями, обладают совершенно разными правовыми статусами (в большинстве субъектов они включены в систему органов исполнительной власти, в некоторых субъектах РФ они обладают парламентским статусом).
Права и обязанности Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ должен быть четко определен в федеральном законе, чтобы субъекты Федерации, принимая свои законы, регулирующие статус Уполномоченного по правам ребенка, могли ориентироваться на указанный федеральный закон.
Литература
1. Коржев М. А. История становления института Уполномоченного по правам ребенка в РФ // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 7. С. 78-81.
2. Лихтер П. Л. Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2. С. 59-70.
3. Милашова Ю. Ю. Особенности правового регулирования компетенции Уполномоченного по правам ребенка в субъ-
Скворцова Г. Н.
m
екте Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. II. С. 152-155.
4. Мокосеева М. А. Разделение властей в России: история и современность // Марийский юридический вестник. 2009. № 7. С. 55-58.
N. N. Lukyanova
ACTUAL ISSUES OF LEGAL REGULATION AND ORGANISATION OF ACTIVITY OF OMBUDSMAN FOR CHILDREN IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article is devoted to the problems of improvement of the legislation of the Russian Federation, which regulates the legal status of the Ombudsman for Children in subjects of the Russian Federation. The power of the Ombudsman's authorities is analysed of in different subjects of the Russian Federation. The necessity of the passing law is explained which regulates the legal status of the Ombudsman for Children in the subjects of the Russian Federation at the Federal level.
Key words: The Ombudsman for Children, becoming, the legal status.
LUKYANOVA Nadezda Nikolaevna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 340.131.5
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Скворцова Галина Николаевна,
магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В статье анализируется понятие законодательного пробела, рассматривается решение Конституционного Суда РФ как способ преодоления законодательного пробела.
Ключевые слова: законодательный пробел, пробел в праве, Конституционный суд.
Наличие пробелов в законодательстве - неизбежное явление любой развивающейся правовой системы государства. Изучением пробелов в праве в юридической науке занимаются давно, но и сейчас оно не утратило своей актуальности. Исследователи, изучая проблематику пробелов, чаще всего используют понятия «пробел в праве» и «законодательный пробел». Однако пробел в праве и законодательный пробел не совсем совпадают по своему содержанию. Понятие «пробел в праве» связано с более широким пониманием явления пробельности. К примеру, Л. В. Тихомирова понимает под пробелом в праве полное или частичное отсутствие правового регулирования конкретного вида общественных отношений [7]. По определению В. В. Лазарева, пробел в праве есть полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства [2]. Понятие «законодательный пробел» в российской юридической литературе рассматривается как разновидность пробела в праве. Законодательный пробел показывает отсутствие
конкретной нормы права в законодательстве, в нормативном правовом акте. Так, А. В. Поляков под пробелом в законодательстве понимает отсутствие конкретной законодательной нормы [4].
В целом, анализ различных подходов к пониманию сущности пробельности позволяет заключить, что в научной литературе существует широкое и узкое понимание данного явления. Между тем, надо отметить, что многие исследователи применяют понятия «пробел в праве» и «пробел в законодательстве» как синонимы, точнее, не разграничивают данные понятия.
Возникновение законодательных пробелов обусловлено различными причинами. В первую очередь это связано с появлением новых общественных отношений, не охваченных правовым регулированием в условиях динамичного развития российского общества и государства. Появление пробелов в законодательстве обусловлено также субъективными причинами, которые выражаются в упущениях, недочетах в процессе правотворческой деятельности. Несоблюдение правил юридической техники законодателями неизбежно ведет к нечетким правовым предписаниям