Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации'

Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2409
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / THE PROTECTION OF CHILDREN''S RIGHTS / THE OMBUDSMAN FOR CHILDREN / THE COMPETENCE OF THE OMBUDSMAN FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лихтер П. Л.

В статье рассматриваются проблемы совершенствования законодательства, регулирующего вопросы деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Обосновывается необходимость принятия Федерального закона «О правовом статусе Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации», который позволит обеспечить равный статус детских омбудсменов во всех регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improvement of the legislation on competence of the Ombudsman for Children of subjects of the Russian Federation

The article deals with the problem of improving the legislation regulating the activities of the Ombudsman for Children in the Russian Federation constituent territories. The author proves the need for the Federal Law "On the legal status of the Commissioner for Children's Rights in the Russian Federation constituent territories", which will ensure the equal status of children's ombudsman in all regions of the country.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации»

УДК 342.(47):347.921.43:347.157

П. Л. Лихтер*

Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы совершенствования законодательства, регулирующего вопросы деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Обосновывается необходимость принятия Федерального закона «О правовом статусе Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации», который позволит обеспечить равный статус детских омбудсменов во всех регионах страны.

The article deals with the problem of improving the legislation regulating the activities of the Ombudsman for Children in the Russian Federation constituent territories. The author proves the need for the Federal Law "On the legal status of the Commissioner for Children's Rights in the Russian Federation constituent territories", which will ensure the equal status of children's ombudsman in all regions of the country.

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, компетенция уполномоченного по правам ребенка, защита прав детей.

Key words: the Ombudsman for Children, the competence of the Ombudsman for Children, the protection of children's rights.

Институт уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - уполномоченный, детский омбудсмен) образован сегодня во всех 85 регионах страны. Идет активный законотворческий процесс, направленный на обеспечение наиболее эффективной защиты прав детей. При этом компетенция уполномоченного по правам ребенка является ядром его правового статуса, что обусловливает особую актуальность данного вопроса.

Условно можно выделить три основные модели компетенции детских омбудсменов.

1. В большинстве стран мира главной задачей уполномоченного является восстановление нарушенных прав несовершеннолетнего путем при-

* © Лихтер П. Л., 2015

59

влечения компетентных органов и/или общественности. При этом сами они не наделены широкими властными полномочиями, а их основными инструментами реагирования являются представления рекомендательного характера в адрес лиц, допускающих нарушение прав ребенка; направление обращения в компетентные государственные органы, имеющие властные полномочия; ежегодные и специальные доклады, привлечение средств массовой информации к проблемам ребенка и т. д. Назовем такую модель компетенции правозащитной. Данная модель свойственна институту уполномоченного по правам ребенка в таких федеративных государствах, как Австрия, Канада, Россия, а также в большинстве европейских стран.

2. Больше властных полномочий имеют детские омбудсмены с контрольной моделью компетенции. Такая модель распространена, например, в некоторых штатах США, где детские защитники имеет право осуществлять надзор за некоторыми государственными органами с целью обеспечения прав ребенка. При этом, их основной задачей является повышение эффективности государственного управления. Отдельные меры реагирования омбудсмена при этом носят не рекомендательный, а императивный характер. Они могут выступать в качестве самостоятельной стороны или в качестве представителя интересов несовершеннолетнего в судебном процессе, а также имеют право кассационного обжалования судебных решений, затрагивающих права детей. Как правило, у детских защитников с контрольной моделью компетенции властные меры реагирования не распространяются на судебные и законодательные органы власти. Например, компетенция созданного в 1996 г. детского омбудсмена штата Вашингтон долгое время ограничивалась контролем только за Министерством здравоохранения и социальных услуг штата Вашингтон1.

Таким образом, при контрольной модели компетенции приоритетной целью детских омбудсменов является, прежде всего, повышение эффективности деятельности отдельных государственных органов, а не только восстановление нарушенного права ребенка.

3. Теоретически необходимо выделить третью модель компетенции детского омбудсмена - императивную, в которой уполномоченные по правам ребенка наделены властными полномочиями по воздействию на широкий круг лиц, допустивших нарушение прав ребенка. В настоящее время в мире нет примеров института детского омбудсмена с императивной моде-

1 O'Neill M.K. Pulling Back the Curtain: State Children's Ombudsmen at Work. P. 81 // URL: http://www.americanbar.org/content/dam/aba/administrative/child_law/moira_oneill_

dissertation_2011. authcheckdam.pdf.

60

лью компетенции. Однако такая модель свойственна институту уполномоченных по правам человека в некоторых европейских странах (омбудсмены Ригсдага в Швеции, Парламентский омбудсмен в Финляндии и др.)2. У них достаточно широкий круг полномочий, в том числе в сферу компетенции таких омбудсменов могут входить вопросы соблюдения требований формальной законности органами судебной власти, а не только органами исполнительной власти и неправительственными организациями.

Учитывая конституционное закрепление института уполномоченного по правам ребенка в некоторых странах, повышение значения обеспечения полноценного развития ребенка и другие тенденции развития современного общества, нельзя исключить создание института уполномоченного по правам ребенка с императивной моделью компетенции в ближайшее время.

В России сегодня сложилась первая (правозащитная) модель компетенции омбудсменов. Этот выбор во многом был определен опытом работы уполномоченного по правам человека в нашей стране и обоснован необходимостью первоначального закрепления института в социальнополитических реалиях. Концентрация усилий на решении конкретных жалоб не может вызвать такого противодействия со стороны чиновников, как при попытках кардинального изменения качества государственного управления в сфере обеспечения прав ребенка. Однако такие недостатки, как игнорирование вопросов совершенствования законодательства, отсутствие реальной власти при устранении нарушений прав ребенка обусловливают актуальность рассмотрения вопроса о сложившихся предпосылках для перехода к третьей модели компетенции института уполномоченного по правам ребенка - императивной. Это обеспечит дальнейшее развитие института омбудсмена, повышение результативности его деятельности и не даст ему превратиться в номинальный орган по распределению жалоб между государственными органами, которые обладают реальными властными полномочиями.

Основное внимание в регионах России в настоящее время уделяется определению компетенции уполномоченного по правам ребенка, отражающей его место в системе органов государственной власти, совокупность полномочий по реализации возложенных на него функций.

Можно выделить следующие полномочия, присущие детскому омбудсмену в субъектах Российской Федерации: 1) по выявлению наруше-

2 Эмих В.В. Компетенция Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

61

ний прав ребенка; 2) по устранению нарушений прав ребенка; 3) учетноаналитические; 4) по предупреждению нарушений законодательства в сфере защиты прав ребенка; 5) по правовому просвещению в области обеспечения прав ребенка; 6) полномочия в законотворческом процессе.

К полномочиям по устранению нарушений прав ребенка необходимо отнести рассмотрение жалоб о нарушении прав ребенка; направление обращений к субъектам, в действиях которых усматриваются нарушения; либо в компетентные государственные органы с ходатайством о принятии мер в отношении нарушителя вплоть до возбуждении дисциплинарного, административного или уголовного дела, а также полномочия по содействию защите нарушенных прав ребенка в судебном порядке.

Учитывая, что модель компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации является правозащитной, важнейшее полномочие детского омбудсмена связано с рассмотрением обращений о нарушении прав и законных интересов детей.

Например, в адрес уполномоченного по правам ребенка Санкт-Петербурга в 2013 г. поступило 3124 письменных обращения, более 3 тыс. устных обращений, более тысячи человек получили юридические онлайн-консультации и более 500 человек - ответы на свои вопросы в рамках обсуждения на форуме официального сайта уполномоченного3.

Наибольшее количество обращений связано с нарушением жилищных прав детей (23,0 %), права на образование (14,4 %), нарушения прав детей одним из родителей (14,1 %). Обращения о содействии в получении мер социальной поддержки или адресной социальной помощи составляет 7,5 % от общего числа.

Количество и содержание обращений, а также порядок их рассмотрения могут различаться в каждом регионе и зависят от множества социально-экономических условий. Но в целом относительное соотношение проблематики обращений подобно в разных регионах.

Несмотря на большое количество обращений, региональным законодательством почти не урегулирован порядок рассмотрения жалоб детским защитником. Например, Закон «Об уполномоченном по правам ребенка в Пензенской области» содержит только одну, касающуюся этой темы статью (№ 10), которая провозглашает, что уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов

3 Ежегодный доклад за 2013 год уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL: http://www.spbdeti.org/files/doklad_uppr_v_spb_2013.pdf

62

Пензенской области, органов местного самоуправления в Пензенской области, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, руководителей организаций на территории Пензенской области, затрагивающие права и свободы ребенка.

В некоторых регионах этот вопрос урегулирован более детально. Наглядным примером является закон Самарской области «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области»4, в котором порядок рассмотрения жалоб уполномоченным закреплен в главе, регулирующей такие вопросы, как круг лиц, имеющих право на подачу жалобы, пределы компетенции уполномоченного по рассмотрению жалобы, порядок проведения проверки, срок рассмотрения жалобы, взаимодействие с представителями органов государственной власти при проведении проверки, привлечение к ответственности должностных лиц и работников органов государственной власти, органов местного самоуправления и др.

Представляется целесообразным внести дополнения в закон Пензенской области «Об уполномоченном по правам ребенка в Пензенской области», а также в законодательные акты других субъектов Российской Федерации в целях более детального урегулирования вопросов, связанных с компетенцией уполномоченного.

К важнейшим полномочиям детского омбудсмена в регионах относятся правомочия по проверке сведений о нарушениях прав. Для этого за уполномоченным закрепляется право посещения ряда государственных органов и неправительственных организаций.

Практически во всех регионах уполномоченные по правам ребенка наделяются правом посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия, независимо от форм собственности. В законе Республики Коми предусмотрено право детского омбудсмена также посещать при осуществлении своих полномочий учреждения и органы, исполняющие наказания, места содержания под стражей, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений, иные органы и организации5.

4 Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области: закон Самарской обл. от 06.05.2002 г. № 18-ГД // Волжская коммуна. № 82. 11.05.2002.

5 Об уполномоченном при главе Республики Коми по правам ребенка: указ главы Республики Коми от 03.02.2010 г. № 17 // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 08.02.2010. № 4. Ст. 35.

63

В Алтайском крае при проведении проверок по поступившим обращениям, связанным с нарушением прав, свобод и интересов ребенка, уполномоченный посещает образовательные и специализированные учреждения, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь детям, обследует условия содержания и проживания в них6 7.

В то же время право посещения органов государственной власти и других учреждений предоставлено далеко не во всех субъектах Российской Федерации. В некоторых регионах придерживаются мнения, что установление порядка посещения некоторых объектов (например, учреждения уголовно-исполнительной системы) находится в ведении Российской Федерации. Однако защита прав ребенка является частью системы защиты прав и свобод человека. Согласно ст. 72 Основного закона России этот вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, посещение уполномоченным по правам ребенка различных государственных учреждений, находящихся на территории субъекта Федерации (в том числе, учреждений уголовно-исполнительной системы) не может являться нарушением конституционных норм о разграничении предметов ведения Федерации и ее субъектов.

Помимо непосредственно посещения государственных органов и неправительственных организаций, детский омбудсмен вправе запрашивать и получать в них документы, касающиеся прав и законных интересов детей. Например, в законе Нижегородской области есть положение, согласно которому при рассмотрении жалобы уполномоченный вправе предложить органам государственной власти области, органам местного самоуправления муниципальных образований области, их должностным лицам, организациям, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе

7

проверки, а также мотивировать свою позицию в целом .

Важная мера реагирования при нарушении прав ребенка предусмотрена законом Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно которому

6 Об утверждении Положения об уполномоченном при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка: указ Губернатора Алтайского края от 20.01.2014 г. № 2 // Алтайская правда. № 16. 25.01.2014.

7 Об уполномоченном по правам ребенка в Нижегородской области: закон Нижегородской обл. от 28.12.2012 г. № 167-З // Правовая среда. № 145(1556). 29.12.2012.

64

уполномоченный предлагает компетентным органам обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка8 9.

В Калужской, Кировской, Костромской и других областях уполномоченный обращается в компетентные органы с ходатайством о возбуждении в отношении виновного должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и законных интересов ребенка, уголовного дела или дела об административном правонарушении, направляет ходатайство о применении к виновному должностному лицу дисциплинарного взыскания.

Полномочие обращаться к компетентным органам с ходатайством о возбуждении административного или уголовного дела, по нашему мнению, должно быть закреплено в нормативно-правовых актах всех субъектов Российской Федерации.

Важной формой реагирования становится представление ежегодного доклада уполномоченного по правам ребенка о своей деятельности. Правильная правовая регламентация и придание большего юридического значения докладам, широкое освещение их в средствах массовой информации, распространение среди населения, безусловно, будут способствовать по-

9

вышению уровня правопорядка в государстве .

Можно выделить три основных модели регулирования указанного вопроса в законодательстве субъектов России.

1. Региональные нормативно-правовые акты не наделяют уполномоченного по правам ребенка правом подготовки доклада.

2. В законе субъекта России об уполномоченном по правам ребенка содержатся положения, касающиеся порядка подготовки, представления и опубликования доклада.

3. Доклад уполномоченного по правам ребенка является разделом в докладе уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

В целях устранения пробелов в законодательстве необходимо закрепить требования к структуре и содержанию докладов детских омбудсменов, порядку их представления и опубликования. Надлежащая правовая

8 Об уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе: закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.05.2007 г. № 55-ЗАО // Ведомости Заксо-брания Ямало-Ненецкого автономного округа. № 6. Сент. 2007.

9 Синцов Г.В. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как инструмент защиты прав и свобод неопределенного круга лиц // Юрид. мир. 2014. № 5. С. 8-10.

65

регламентация может значительно повысить эффективность доклада уполномоченного по правам ребенка как правового инструмента при охране прав детей.

Также необходимо отметить, что остается недостаточно урегулированным вопрос о полномочиях по содействию защите нарушенных детей в судебном порядке.

Отдельные попытки региональных законодателей закрепить указанные полномочия требуют более подробной регламентации. Так, законом Республики Калмыкии предусмотрено, что уполномоченный принимает участие в судебных процессах с целью защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка в установленном федеральным законодательством порядке. Однако в законе не указано, в каком качестве детский омбудсмен выступает в процессе.

Если детский омбудсмен выступает в качестве представителей одной из сторон в судебном процессе (в порядке гл. 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации10 11), то в их действиях «теряется фактор публичности». Однако, представляется, что в гражданском процессе уполномоченные по правам ребенка должны выступать как субъекты, защищающие от своего имени права несовершеннолетнего. Право обращения в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод другого лица предусмотрено также в арбитражном процессе (гл. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 11).

Представляется необходимым предусмотреть в процессуальном законодательстве право регионального уполномоченного по правам ребенка на участие в судебных процессах по рассмотрению гражданских дел, в том числе дел, следующих из публичных правоотношений, а также для восстановления прав несовершеннолетних, которые самостоятельно не могут защитить свое право в суде.

Также необходимо рассмотреть вопрос о расширении полномочий детского омбудсмена путем предоставления права обжалования неправосудных решений суда в кассационном порядке.

10 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

11 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.

66

Сейчас Гражданский процессуальный кодекс не относит уполномоченного по правам ребенка к субъектам кассационного обжалования12.

Считаем, что уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в части реализации своих полномочий должен обладать такими же правами, что и уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, которыми он наделен в силу ст. ст. 23 и 29 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Для закрепления перечисленных выше процессуальных полномочий необходимо дополнить Гражданский процессуальный кодекс положениями, которые бы предусматривали, что уполномоченный по правам ребенка в случаях, предусмотренных законом, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Кроме того, необходимо закрепить процессуальные нормы, согласно которым до принятия решения судом первой инстанции в дело по своей инициативе могут вступить уполномоченные по правам ребенка всех уровней; вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке не только лицами, участвующими в деле, но и уполномоченным по правам ребенка; детский омбудсмен при получении жалобы на незаконность решения, а также в случаях, предусмотренных законом, вправе знакомиться с материалами дела и в случае установления незаконности вступившего в силу судебного акта обжаловать его в установленном порядке.

Реформирование гражданского процессуального законодательства в этой части позволит обеспечить эффективную защиту прав и интересов ребенка.

Крайне актуален вопрос о полномочиях детских омбудсменов в законотворческом процессе. В 2012 г. по инициативе Президента Российской Федерации была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы13. В том же году в субъектах Российской Федерации были приняты свои региональные программы, которые направлены на расширение полномочий структур, обеспечивающих защиту прав несовер-

12 Ковтков Д.И. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как субъект права кассационного обжалования в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 11. С. 34-38.

13 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 // СЗ РФ. 04.06.2012. № 23. Ст. 2994.

67

шеннолетних. Так, распоряжением Губернатора Пензенской области от 12 ноября 2012 г. утверждена Региональная стратегия действий в интересах детей Пензенской области на 2013-2017 годы14, основной целью которой является закрепление задач политики Пензенской области в интересах детей.

Согласно Региональной стратегии к мерам, направленным на создание эффективной системы защиты прав и интересов детей, относится усиление института уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области путем принятия соответствующих законодательных актов, включая наделение уполномоченного правом законодательной инициативы (п. 6.3 Стратегии).

Сейчас в большинстве субъектов Российской Федерации такого права у детских омбудсменов нет. Хотя похожие полномочия закреплены за некоторыми уполномоченными. Например, согласно п. 10 ст. 11 закона Республики Башкортостан «Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан» детский омбудсмен принимает участие в разработке нормативных правовых актов Республики Башкортостан, затрагивающих права, свободы и законные интересы ребенка, вносит субъектам права законодательной инициативы Республики Башкортостан предложения по совершенствованию законодательства о правах ребенка15.

В законе Псковской области закреплено право детского омбудсмена обращаться в установленном порядке к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении федерального законодательства и законодательства области, если уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права, свободы и законные интересы детей, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства области либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве области, либо в случае, если федеральное законодательство или законодательство области противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации16.

14 Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей Пензенской области на 2013-2017 годы и создании Координационного совета при Губернаторе Пензенской области по ее реализации: распоряжение Губернатора Пензенской области от 12.11.2012 г. № 452-р // Пензенские губернские ведомости. 20.11.2012. № 100. С. 1.

15 Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 28.12.2009 г. № 193-з // Республика Башкортостан. № 249(26984). 30.12.2009.

16 Об уполномоченном по правам ребенка в Псковской области: закон Псковской области от 30.12.2009 г. № 934-оз // Псковская правда. № 2. 12.01.2010.

68

При отсутствии у детских омбудсменов права законодательной инициативы вероятность внесения изменений в действующее законодательство значительно снижается, так как законодательные органы не обязаны рассматривать обращения омбудсмена согласно установленной процедуре правотворческого процесса.

На наш взгляд, в ближайшем будущем все уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации должны обладать полномочиями обращаться с законодательными инициативами в законодательные (представительные) органы, а также отдельно к членам Совета Федерации, которые представляют регион в верхней палате парламента Российской Федерации. Это позволит сократить цепочку субъектов, участвующих в правотворческом процессе и значительно повысить оперативность принятия необходимых решений.

В настоящее время необходимо закрепить норму, обязывающую субъекта законодательной инициативы, к которому обратился уполномоченный с предложением внести изменения в действующее законодательство, дать мотивированное заключение, если он не поддерживает инициативу детского омбудсмена, либо если законопроект выходит за пределы компетенции детского правозащитника. В любом случае, ответ уполномоченному по правам ребенка должен быть предоставлен в определенный законом срок.

Кроме того, необходимо предоставить уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации право обращения с запросом (ходатайством) о соответствии региональным Конституциям (Уставам) отдельных нормативных правовых актов, затрагивающих права детей.

Предложенная инициатива будет способствовать совершенствованию законодательства в сфере прав ребенка, так как осуществляемый конституционными (уставными) судами субъектов России абстрактный нормоконтроль не только направлен на устранение несоответствий в действующем законодательстве, но, кроме того, правовые позиции конституционных (уставных) судов содержат ориентиры для дальнейшей

17

деятельности органов, участвующих в правотворческом процессе .

Для достижения равного статуса детских омбудсменов во всех регионах страны необходимо закрепление основных вопросов компетенции детского омбудсмена в Федеральном законе «О правовом статусе Уполно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Эмих В.В. Компетенция Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 149.

69

моченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации». Данный закон будет способствовать конструктивному взаимодействию уполномоченных с иными государственными институтами, а также позволит устранить пробелы в законодательстве по вопросам правового регулирования в указанной сфере.

Список литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3012.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. - 18.11.2002. - № 46. - Ст. 4532.

3. Об уполномоченном по правам ребенка в Нижегородской области: закон Нижегородской обл. от 28.12.2012 г. № 167-З // Правовая среда. - № 145(1556). -29.12.2012.

4. Об уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе: закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.05.2007 г. № 55-ЗАО // Ведомости Заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа. - № 6. - Сент. - 2007.

5. Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 28.12.2009 г. № 193-з // Республика Башкортостан. - № 249(26984). - 30.12.2009.

6. Об уполномоченном по правам ребенка в Псковской области: закон Псковской обл. от 30.12.2009 г. № 934-оз // Псковская правда. - № 2. - 12.01.2010.

7. Об утверждении Положения об уполномоченном при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка: указ Губернатора Алтайского края от 20.01.2014 г. № 2 // Алтайская правда. - № 16. - 25.01.2014.

8. Синцов Г.В. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как инструмент защиты прав и свобод неопределенного круга лиц // Юрид. мир. - 2014. - № 5. - С. 8-10.

9. Ковтков Д.И. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как субъект права кассационного обжалования в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - № 11. - С. 34-38.

10. Эмих В.В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2008.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.