Научная статья на тему 'Роль Уполномоченного по правам ребенка в механизме государственной защиты имущественных прав детей'

Роль Уполномоченного по правам ребенка в механизме государственной защиты имущественных прав детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1882
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛИМЕНТЫ / ALIMONY / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / MINOR CHILDREN / ЗАЩИТА ПРАВ / PROTECTION OF THE RIGHTS / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / THE COMMISSIONER OF THE CHILDREN'S RIGHTS / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Авелина Александровна

В статье рассматривается деятельность Уполномоченного по правам ребенка, направленная на предупреждение и профилактику преступлений в области имущественных прав детей, взаимодействие института Уполномоченного с государственными и общественными структурами по вопросам защиты интересов детей в области алиментных обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Commissioner of the children’s rights in the state mechanism of protection property rights of children

The article is about the activities of the Commissioner for children’s rights, detected to prevention of the crime connected with violation of property rights of children, and also about the mechanism of interaction with state and public structures for the protection of children’s interests in the field of maintenance obligations.

Текст научной работы на тему «Роль Уполномоченного по правам ребенка в механизме государственной защиты имущественных прав детей»

Марина Авелина Александровна

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +79182624260)

Роль Уполномоченного по правам ребенка в механизме государственной защиты имущественных прав детей

В статье рассматривается деятельность Уполномоченного по правам ребенка, направленная на предупреждение и профилактику преступлений в области имущественных прав детей, взаимодействие института Уполномоченного с государственными и общественными структурами по вопросам защиты интересов детей в области алиментных обязательств.

Ключевые слова: алименты, несовершеннолетние дети, защита прав, уполномоченный по правам ребенка, контроль, предупреждение преступлений.

A.A. Marina, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79182624260.

The role of the Commissioner of the children's rights in the state mechanism of protection property rights of children

The article is about the activities of the Commissioner for children's rights, detected to prevention of the crime connected with violation of property rights of children, and also about the mechanism of interaction with state and public structures for the protection of children's interests in the field of maintenance obligations.

Key words: alimony, minor children, protection of the rights, the Commissioner of the children's rights, control, prevention of crime.

Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации стало важным шагом в развитии демократических и политических институтов, формировании новых экономических структур. Учреждение данной должности призвано было гарантировать обеспечение государственной защиты прав и свобод граждан. В системе органов правовой защиты деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав граждан.

Впервые институт омбудсмена был учрежден в Швеции в XIX в. для защиты интересов граждан от произвола и злоупотребления чиновниками должностными полномочиями, а также для надзора за судами и административными органами. Первый омбудсмен был назначен в 1810 г. [1]. «Омбудсмен» (в переводе со шведского - «представитель чьих-либо интересов») - это должностное лицо, на которое возложены функции контроля за соблюдением интересов граждан в деятельности органов государственной власти и должностных лиц [2]. В России институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека) возник в 90-х гг. XX столетия.

В 1981 г. в Норвегии учреждена должность омбудсмена по правам ребенка. В настоящее время институты омбудсмена по правам ребенка действуют во многих странах. В России данная должность была учреждена указом Президента 1 сентября 2009 г., на нее был назначен П.А. Астахов, исполняющий обязанности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и по настоящее время. Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка являются охрана прав и интересов детей, восстановление прав в случае их нарушения, контроль за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав несовершеннолетних наряду с судебным, прокурорским, административным контролем и надзором. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации регулируется Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Павел Астахов в рамках своих полномочий осуществляет необходимый комплекс мероприятий для улучшения положения детей не только нашего государства, но

221

и детей, усыновленных иностранными гражданами, или если один из родителей является гражданином иностранного государства. Особое внимание уделяется вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случаях обнаружения нарушений в ходе инспекторских проверок при посещении им различных детских учреждений даются рекомендации по их устранению, вносятся предложения по изменению нормативных актов, направленных на улучшение положения семей, имеющих несовершеннoлетних детей, профилактику причин детского неблагополучия [3].

Должность Уполномоченного по правам ребенка учреждена во многих субъектах Российской Федерации. Правовой статус Уполномоченных, комплекс их прав и обязанностей регулируются соответствующими законами этих субъектов. Рассмотрим деятельность Уполномоченного по правам ребенка, его место и роль в системе правовой защиты прав и интересов детей на примере Краснодарского края. Первым Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае в 2002 г. была назначена Коновалова Галина Викторовна. Правовой основой деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае является Закон Краснодарского края от 26 июня 2002 г. № 498-КЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае». Действующим Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае является Ковалева Татьяна Федоровна. Основными задачами деятельности Уполномоченного являются: защита прав и интересов детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, восстановление нарушенных прав; подготовка предложений по совершенствованию законодательства и развитие международного сотрудничества, правовое просвещение населения [4].

Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае действует в пределах своей компетенции и не вправе принимать решения, отнесенные к ведению других государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии с Законом Краснодарского края Уполномоченный:

направляет государственным органам, руководителям организаций заключения, содержащие рекомендации по восстановлению нарушенных прав ребенка и предот-

вращению подобных нарушений в дальнейшем;

принимает меры к урегулированию споров между детьми и их родителями, между детьми, родителями и государственными органами, должностными лицами, действия которых обжалуются;

осуществляет прием граждан, рассматривает обращения по фактам нарушения прав детей, жалобы граждан на решения, бездействие государственных органов, должностных лиц Краснодарского края, оказывает детям, их законным представителям бесплатную правовую помощь, выступает в интересах обратившегося лица в суде с заявлением о защите нарушенных прав ребенка;

осуществляет участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др. [4].

По итогам года Уполномоченный представляет Законодательному собранию Краснодарского края доклад о проделанной работе, в котором отражаются сведения о нарушениях прав граждан, меры, принятые Уполномоченным для их восстановления, а также комплекс организационных, профилактических и законодательных мер.

В осуществлении деятельности Уполномоченному помогает созданный аппарат, члены которого, помимо общих задач, выполняют и иные задачи: изучают и анализируют информацию на основе материалов государственных органов, обращений граждан, сообщений средств массовой информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка. Правовой основой деятельности аппарата является постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 23 октября 2002 г. № 1750-П «Положение об аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае».

В рамках проведенного диссертационного исследования в августе 2015 г. была проведена беседа с представителем аппарата Уполномоченного Н.Г. Кубраченко, которая пояснила, что за последние годы деятельность Уполномоченного по правам ребенка как инстанции по защите интересов детей, отстаиванию их законных прав приобретает все большую популярность. Родители и заинтересованные родственники ребенка, опекуны обращаются к Уполномоченному по различным вопросам, касающимся защиты прав и интересов детей. Ча-

сто к Уполномоченному обращаются родители и родственники ребенка, прошедшие уже все инстанции и не получившие должного результата рассмотрения своего вопроса по защите нарушенного права ребенка. Она отметила, что количество обращений и жалоб граждан, в том числе и по алиментным обязательствам, ежегодно растет. Это подтверждается статистическими данными по Краснодарскому краю

[5], согласно которым количество обращений граждан по вопросам уклонения от алиментных обязательств составило: в 2010 г. - 41; в 2011 г. - 34; в 2012 г. - 111; в 2013 г. - 84; в 2014 г. - 102.

Из представленных данных мы видим, что количество обращений граждан к Уполномоченному с целью оказания содействия в решении вопроса уплаты алиментов на содержание ребенка за пять лет выросло более чем в 2 раза. Тем не менее, можно отметить, что доля подобных обращений не столь велика. Обращения носят как письменный, так и устный характер, много обращений приходит по электронной почте. Рассмотрение письменных обращений и жалоб на действия (бездействия) должностных лиц государственных и иных органов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

[6] и ст. 9-10, 12 Закона Краснодарского края «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае». При рассмотрении обращений и жалоб по существу Уполномоченный взаимодействует с различными государственными и правоохранительными органами (органами прокуратуры, следствия и дознания, службой судебных приставов, органами судебной власти, различными правозащитными организациями). Примером может послужить обращение в адрес Уполномоченного Калининой Т.И. с жалобой на бездействия судебного пристава-исполнителя. Должник не выплачивал алименты на содержание детей в течение 6 месяцев, и к моменту обращения взыскателя к Уполномоченному задолженность по алиментам составила 38751 руб. Взыскатель неоднократно обращалась к судебному приставу ст. Динской, однако письменные заявления взыскателя игнорировались, никаких действий для принуждения должника к выплате алиментов не предпринималось. Уполномоченный по правам ребенка обратился в Прокуратуру Краснодарского края с просьбой рассмотреть

обращение Калининой Т.И. и принять необходимые меры. В ходе проведения проверки исполнительного производства было установлено, что судебным приставом-исполнителем в нарушение законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» не осуществлено всестороннее и полное исполнение требований по исполнительному листу в рамках исполнительного производства. Выявленные нарушения явились основанием для привлечения пристава-исполнителя к дисциплинарной ответственности. Должником была выплачена половина суммы долга на содержание несовершеннолетних детей.

Приведенный пример показывает, что на требования органов прокуратуры и Уполномоченного по правам ребенка Служба судебных приставов старается незамедлительно реагировать, а обращения взыскателей, к сожалению, часто остаются без ответа.

Для защиты прав обратившегося гражданина Уполномоченный может обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проверке вступившего в законную силу судебного акта. Уполномоченный имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения вопроса по существу документы из соответствующих органов и у должностных лиц, проверять сроки процессуальных документов, а в случаях обнаружения нарушений дает письменное заключение с рекомендациями устранения имеющихся недостатков и принятия мер, необходимых для защиты прав ребенка. Органы или должностные лица, получившие подобные заключения, обязаны в двухнедельный срок рассмотреть его и сообщить в письменной форме о принятых мерах. В случае неисполнения требований Уполномоченного Уполномоченный может обратиться к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Важным моментом в деятельности Уполномоченного являются профилактика преступлений, правовая пропаганда и правовое просвещение. В рамках созданной консультационной площадки Уполномоченным или его помощниками проводятся встречи, собрания детей, родителей, представителей правоохранительных органов, различных общественных, социальных организаций, государственных структур для обсуждения вопросов, затрагивающих соблюдение и охрану прав и интересов детей, предотвращение детского насилия и жестоко-

223

го обращения в семье, заслушиваются мнения сторон и возможные способы решения данных проблем. Каждый участник может задать интересующий его вопрос. Правовая профилактика и пропаганда осуществляются путем издания и распространения разнообразного информационного материала в виде брошюр, памяток о правах детей в различных сферах жизни. Это дает возможность обеспечения населения Краснодарского края и гостей края справочной информацией по вопросам профилактики и предупреждения совершения преступлений в отношении детей.

Формой просвещения населения о деятельности Уполномоченного являются интернет-ресурсы, средства массовой информации. Жители и гости края могут в он-лайн режиме обращаться к Уполномоченному или членам аппарата с интересующим вопросом и получить квалифицированную помощь, а также получить на официальном сайте Уполномоченного (http://www.ombudsman-yug.com) информацию о его деятельности, ознакомиться с международными, федеральными, региональными нормативными правовыми актами, узнать, какие существуют правозащитные организации и какие у них полномочия в сфере охраны прав детей [7].

Подобный информационный сайт есть и у Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова (www.rfdeti.ru). Помимо общих информационных разделов, на сайте размещены видеоматериалы различных встреч, интервью Уполномоченного с представителями органов государственной власти, общественных организаций, на которых рассматриваются проблемы, касающиеся охраны и защиты прав ребенка, и возможные пути их решения [8].

Членами аппарата Уполномоченного проводятся посещения неблагополучных семей, в которых выявляются дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации. На совместных встречах детям и их родителям разъясняются права и способы защиты их прав, куда и каким образом они могут обратиться за помощью в той или иной ситуации.

Также посредством имеющегося «телефона доверия» ребенок или его законный представитель может обратиться к члену аппарата Уполномоченного в случаях, угрожающих жизни и здоровью ребенка, с целью их предотвращения. Подобная форма общения расширяет

возможности обращений детей и их родителей к Уполномоченному по вопросам, связанным с нарушением прав детей в различных сферах их жизнедеятельности, получения необходимой юридической, психологической и иной помощи.

Уполномоченный взаимодействует с государственными, правоохранительными органами, службой судебных приставов, прокуратурой, общественными и правозащитными организациями на основании заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам защиты интересов детей, выявления фактов нарушения прав, пресечения и предупреждения их нарушений. В рамках данного взаимодействия проводятся научно-практические конференции, посвященные вопросам совершенствования законодательства в области семейной политики.

С целью совершенствования законодательства в области регулирования алиментных обязательств Законодательным собранием Краснодарского края 15 июля 2015 г. был внесен законопроект «О внесении изменений в ст. 157 УК РФ». Данным законопроектом было предложено внести изменение в ст. 157 УК РФ и добавить к ней примечание, раскрывающее понятие «злостного уклонения»: «Для целей настоящей статьи злостным уклонением от уплаты средств на содержание детей или родителей признается полная неуплата средств в течение 3 и более месяцев после предупреждения судебного пристава-исполнителя об уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов или частичная неуплата средств в течение 6 и более месяцев». В пояснительной записке к проекту закона указано, что защита детей является приоритетным направлением государственной политики. В течение последних лет отмечается увеличение количества исполнительных документов о взыскании алиментов. Также увеличивается количество лиц, не желающих выплачивать алименты, при этом незначительная часть лиц привлекается к уголовной ответственности.

Таким образом, институт Уполномоченного по правам ребенка активно действует наравне с другими социальными институтами и государственными органами, обеспечивающими защиту прав и интересов детей. Опыт работы Уполномоченных в субъектах Российской Федерации показывает, что на данном этапе институт Уполномоченного является важным

224

звеном в системе органов по охране прав и интересов детей, тесно взаимодействуя с государственными органами, общественными организациями, должностными лицами. В соответствии с этим необходимо дальнейшее совершенствование института Уполно-

1. Башимов М.С. Институт уполномоченного по правам человека за рубежом // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1997. № 7(24). URL: http://www. niiss.ru/mag17_bashimov.shtml

2. URL.https.Y/ru.wikipedia.org/wiki/омбудсмен

3. Институт омбудсменов в России // Риановости. 2013. 29 марта. URL: http://ria.ru/spravka/20130329/930038949. html#ixzz3XqrJN9oM

4. Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 26 июня 2002 г. № 498-КЗ. URL: http:// ombudsman-yug.com/legal

5. Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае. Обзор обращений. URL: http://www.ombudsman-yug.com/request-view

6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс». 2015.

7. Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае [Официальный сайт]. URL: http://www.ombudsman-yug.com

8. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.rfdeti.ru

моченного по правам ребенка в Российской Федерации и субъектах Федерации, а также законодательное закрепление прав и обязанностей Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и расширение его полномочий.

1. Bashimov M.S. The institute of Ombudsmen of human rights in foreign countries // Executive power: monitoring, analis, information. 1997. № 7(24). URL: http://www.niiss.ru/mag17_bashi-mov.shtml

2. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/ombudsman

3. The institute of Ombudsmen in Russia // Rianews. 2013. March. 29. URL: http://ria.ru/sprav-ka/20130329/930038949.html#ixzz3XqrJN9oM

4. About the Commissioner for children's rights in Krasnodar region: law of Krasnodar region d.d. June 26, 2002 № 498-KL. URL: http://ombuds-man-yug.com/legal

5. The Commissioner for children's rights in Krasnodar region. Addresses overview. URL: http://www.ombudsman-yug.com/request-view

6. On the procedure of consideration of citizens of the Russian Federation addresses: fed. law of May 2, 2006. № 59-FL //Access from legal reference system «ConsultantPlus». 2015.

7. The Commissioner for children's rights in Krasnodar region [Official website]. URL: http:// www.ombudsman-yug.com

8. The Commissioner for children's rights near President of Russia Federation [Official website]. URL: http://www.rfdeti.ru

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.