Научная статья на тему 'Проблемы защиты семейных прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства'

Проблемы защиты семейных прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3173
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / FAMILY JUVENILE RIGHTS / INFANTS / MINORS / JUVENILE JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звенигородская Наталья Федоровна

В статье исследуются вопросы защиты прав несовершеннолетних при реализации гражданами прав, закрепленных в семейном законодательстве. Делается вывод о необходимости приведения отечественного законодательства в соответствии с международно-правовыми актами, необходимости широкого понимания ювенальной юстиции в целях процессуальной защиты прав несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the protection of family juvenile rights in civil legal procedure

The article is devoted to the problems of the protection of family juvenile rights in civil legal procedure. All court proceedings under the civil jurisdiction deal with matters relating to the welfare of children including procedures for divorce, domestic violence, adoption. The author considers that the juvenile justice must be formed for the better protection of juvenile rights.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты семейных прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства»

Н. Ф. Звенигородская *

проблемы защиты семейных прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства

Ключевые слова: семейное право, несовершеннолетний, процессуальное право, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, ювенальная юстиция.

Аннотация: В статье исследуются вопросы защиты прав несовершеннолетних при реализации гражданами прав, закрепленных в семейном законодательстве. Делается вывод о необходимости приведения отечественного законодательства в соответствии с международно-правовыми актами, необходимости широкого понимания ювенальной юстиции в целях процессуальной защиты прав несовершеннолетних.

Современными реалиями является появление в нашем лексиконе таких терминов, как ювенальная политика, ювенальная юстиция, ювенальное правосудие, ювенальное право, ювенальная юриспруденция. Ювенальной политикой в самом общем виде принято называть социально ориентированную государственную политику в отношении несовершеннолетних. Следует признать, что проблемы в области осуществления ювенальной политики прослеживаются на всех этапах формирования личности и социализации несовершеннолетних. Ювенальная политика будет эффективной лишь тогда, когда она станет элементом государственно-правовой системы, в том числе в сфере преступности несовершеннолетних. Она должна быть органично взаимосвязана со всеми направлениями правовой политики на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Так, государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение и повышение качества жизни семьи.1 Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия. Е-таП z-n-f@ mail.ru

1 Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (с изм. от 05.10.02) // СЗ РФ. 1996. №21. Ст. 2460.

реализации семьей ее функций и повышении качества жизни.2

Среди принципов регулирования семейных отношений законодатель в п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК)3 называет приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Семья как социально-правовой институт прошла исторический путь своего развития, в течении которого выделились ее основные функции. Воспитательная роль семьи важна для человека не только в раннем детстве. Следует поддержать мнение З. Маровой, что эта воспитательная роль проявляется и в более позднем возрасте, особенно в подростковом, когда семья играет еще ориентирующую роль.4

Полагаем, что именно эта совокупность правовых норм, которая регулирует отношения с участием несовершеннолетних, и будет представлять собой ювенальное право как смешанную отрасль российского права.

Ювенальная юстиция возникла в конце XIX в. в США, в Чикаго. В России первый суд для несовершеннолетних был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. Ювенальные суды в ряде российских городов просуществовали до 1918 г. Их признавали одним из наиболее прогрессивных институтов своего времени. Однако в 1918 г. ювенальная юстиция была ликвидирована. В 1920 г. она была частично восстановлена и окончательно ликвидирована в 1935 г.

В литературе мы находим, что впервые термин «ювенальная юстиция» использован в так называемых Пекинских правилах,5 точнее - в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г.). Однако самого термина «ювенальная юстиция» мы здесь не находим. Полагаем, что использование в Пекинских правилах термина «правосудие в отношении несовершеннолетних» (п. 1.4) и дало повод ряду авторов определить ювенальную юстицию как правосудие в отношении несовершеннолетних, правосудие по делам несовершеннолетних. Так, в российском уголовном процессуальном законодательстве

2 Шерстнева Н. С. Понятие, сущность и система принципов семейного права. М., 2006. С. 74.

3 ФЗ от 29.12.1995 № 223 (ред. от 30.06.2008 № 106-ФЗ)

4 Марова З. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н. М. Ершовой. М., 1980.

С. 125.

5 Воронова Е. Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5.

предусмотрен специальный правовой институт «производство по делам несовершеннолетних» (глава 50 УПК РФ).

Принятые в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН Пекинские правила свидетельствуют о том, что мировое сообщество осознало необходимость создания ювенальной юстиции. Уделяя внимание детям и молодежи, международное сообщество исходило из необходимости более тщательной воспитательной работы, способствующей развитию детей и предупреждению правонарушений. В Российском государстве необходимость создания ювенальной юстиции обозначена в Концепции судебной реформы 1991 г. В числе основных целей Пекинских правил закреплено положение о том, что государства-участники должны в соответствии со своими интересами способствовать благополучию несовершеннолетнего и его или ее семьи (п. 1.1). Также государства-члены должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, с тем, чтобы минимизировать его склонность к неправильному поведению, благоприятствовать процессу развития личности, в максимальной степени свободного от возможности совершения преступления и правонарушений (п. 1.2).

Комментарий основных целей Пекинских правил позволил нам, с одной стороны, наполнить большим содержанием и конкретизировать понятие ювенальной юстиции, а с другой стороны, более широко взглянуть на ювенальную юстицию и увидеть в ней не только правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Что же касается ювенальной политики, то, во-первых, она является частью социальной политики государства в целом. Во-вторых, она должна быть направлена на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет к минимуму необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних, и, в свою очередь, уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще. Не только меры заботы в отношении молодежи, уже совершившей правонарушения, но и принимаемые меры к несовершеннолетним до совершения ими правонарушений с целью профилактики последних, является, на наш взгляд, основным содержанием ювенальной политики.

В современных условиях, характеризующихся ростом преступности во всех странах, потребность в создании ювенальной юстиции осознает большинство государств, поскольку понимает, что их будущее зависит от подрастающих поколений. Молодое поколение является естественным ре-

зервом социального развития, а резкий рост молодежной и подростковой преступности, увеличение числа беспризорных и бездомных детей свидетельствует об отсутствии в настоящее время условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества.

Сегодняшнее состояние дел с преступностью в РФ вызывает серьезную озабоченность и тревогу как у населения страны в целом, так и у правоохранительных органов. Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности средств профилактики в изменившихся социально-экономических условиях развития государства. В условиях продолжающихся социально-экономических реформ в России преступность несовершеннолетних приобрела характер острой общественной проблемы, которую государство решает не эффективно. Следует признать правильным, что государственно-правовая политика в сфере преступности несовершеннолетних должна быть направлена на разрешение социальных конфликтов, лежащих в основе преступных действий несовершеннолетних. Таким образом, профилактическая работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних также является составной частью ювенальной политики.

Государствам, в том числе России как участнице Пекинских правил, как указано в п.1.3, следует предпринимать меры, направленные на мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, другие группы, общества добровольцев, а также школы и иные общественные институты с целью содействия благополучию подростка. В данном международном правовом акте подчеркивается важнейшая роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. Поскольку семья является основным инструментом, ответственным за первичную подготовку детей к жизни в обществе, государству, общественным учреждениям следует прилагать усилия по сохранению его целостности. Руководящие принципы Организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые 14 декабря 1990 г.,6 в п. 13 устанавливают, что правительствам следует вырабатывать политику, способствующую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи. Семьям, нуждающимся в помощи для преодоления внутренней нестабильности или конфликтных ситуаций, должна предоставляться необходимая помощь.

6 См.: Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 3 (17). С. 44-48.

Подтверждением того, что семья является важным социальным институтом, служит положение Конституции РФ: «Материнство, детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38). В соответствии с этим конституционным принципом выстраивается государственная политика в отношении семьи, и прежде всего, несовершеннолетних. Таким образом, государственная семейная политика является частью государственной социальной политики.

Российские ученые называют правовой основой социальной политики РФ в отношении несовершеннолетних, прежде всего, Конвенцию ООН «О правах ребенка»1989 г.7 Далее следует ст. 38 Конституции РФ и два Федеральных закона - Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»8 и Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних».9 Нам названный перечень представляется далеко не полным. Не ставя перед собой цель в настоящей статье полно и четко определить правовую основу социальной политики России в отношении несовершеннолетних, мы тем не менее не можем не включить сюда и проанализированные Пекинские правила 1985 г., Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г. Полагаем, незаслуженно оказался «за бортом», т. е. оставленным без внимания и правового анализа, такой важный международно-правовой акт, как Декларация прав ребенка, которая была принята 30-ю годами раньше Конвенции ООН «О правах ребенка».

В преамбуле Декларации, провозглашенной резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г., значится, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, включая надлежащую правовую защиту, а человечество обязано давать лучшее, что оно имеет. Эта Декларация была провозглашена с целью обеспечить детям счастливое детство и беспрепятственное пользование своими правами и свободами. Именно с этого момента 20 ноября считается Днем права ребенка.

Историческая справедливость требует от нас вспомнить и отдать должное предвестнице Декларации прав ребенка - Хартии прав ребенка, которая 24 сентября 1924 г. была принята Генеральной Ассамблеей Лиги

7 Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

8 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 2 от 24.07.1998 г. // Собрание Законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

9 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних » № 120 от 24.06.1998 г. // Российская газета. 2004. 30 дек.

Наций и получила известность как Женевская декларация прав ребенка. Ее историческое значение в том, что она стала первым международно-правовым актом по охране прав и интересов детей. Хартия подчеркивала, что забота о детях и их защита не является более исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства. Именно хартией впервые были сформулированы четыре принципа, положенные в основу международно-правовой защиты детей.

Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.

Второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.

Третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.

И, наконец, четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.10

Эти важные для мирового сообщества принципы находят выражение и в современных национальных законодательствах. Так, реализуя эти принципы, российский законодатель закрепил в Семейном кодексе РФ среди основных начал семейного законодательства принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (п. 3. ст. 1). Правовой институт осуществления и защиты семейных прав п. 1. ст. 8 СК содержит норму, предусматривающую, что защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства. На защиту прав несовершеннолетних детей направлена и норма права ст. 21, предусматривающая в п. 1, что при наличии у разводящихся супругов несовершеннолетних детей расторжение брака производится в судебном порядке. Далее, в интересах детей российским законодательством предусматривается, что разводящиеся

10 См.: КалинкинаМ. Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX в. по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 3 (17). С. 16.

супруги, решая жизненно важные для несовершеннолетних детей вопросы, вправе заключить следующие семейно-правовые договоры о детях: а) соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети и б) алиментный договор - соглашение супругов о порядке выплаты средств на содержание детей. В дальнейшем механизм защиты несовершеннолетних детей работает следующим образом. П. 1 ст. 23 СК устанавливает право супругов представить на рассмотрение суда соглашение о детях (этим понятием обнимаются два названных нами семейно-правовых договора). При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их прав. В соответствии с п. 2 ст. 24 СК он обязан определить: а) с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и б) с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на содержание детей. Таким образом, суд обязан решить вопросы воспитания и содержания детей независимо от наличия спора и предъявления соответствующих требований.11

Указанная обязанность суда направлена, прежде всего, на защиту прав несовершеннолетних в семейно-правовой сфере. Это тот редкий случай, когда суду предоставлено право выйти за пределы исковых требований. Мировой судья, установив, что у супругов имеются общие несовершеннолетние дети, не должен ограничиваться вынесением решения о расторжении брака между супругами, оставив без внимания вопросы о месте проживания и содержания ребенка. Мировой судья обязан выявить наличие и содержание соглашений, достигнутых родителями по этим вопросам. Только убедившись в отсутствии спора и достижении соглашения, обеспечивающего соблюдение прав ребенка, мировой судья вправе вынести решение о расторжении брака. «Таков подлинный смысл закона, направленного на защиту интересов ребенка как наиболее слабого, уязвимого участника семейных правоотношений», - не без оснований считают С. Ю. Чашкова и Е. А. Чефранова.12

Следует отметить, что Женевская Декларация прав ребенка 1924 г. (она же Хартия прав ребенка) несмотря на то, что в связи с распадом Лиги Наций в 1946 г. она потеряла свою юридическую силу, сыграла важную историческую роль в формировании правовых основ защиты несовершеннолетних.

11 Чефранова Е. А. Судебный порядок расторжения брака // Российская юстиция. 1996. № 9.

12 Чашкова С. Ю., Чефранова Е. А. Вопросы подсудности семейно-правовых споров // Современное право. 2003. № 11. С. 47.

Впоследствии, в 1948 г., ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой было провозглашено, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.13 Как видим, данный принцип есть развитие принципов хартии прав ребенка. То же можно отметить в отношении правовых положений Декларации прав ребенка. Несмотря на важность, гуманность принципов, провозглашенных данными актами, несмотря на значительное влияние их на социальную политику государств во всем мире, они носили только рекомендательный характер. В дальнейшем защита прав ребенка. его право на защиту семьей, защиту его в случае распада семьи нашли закрепление в первом международном обязывающем правовом акте в области прав человека - Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН.14

Многие исследователи считают, что особенность положения ребенка обусловлена его беззащитностью. С этим трудно не согласиться. В этой связи нам вновь хотелось бы обратиться к первому принципу Декларации прав ребенка 1959 г., который гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». Важность и значение данного положения трудно переоценить. На наш взгляд, историческое значение Декларации и состоит в том, что в ней впервые был закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, о чем, к сожалению, незаслуженно забывают.

Спустя три десятилетия Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.) вновь подчеркивает, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В Преамбуле к Конвенции указывается, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения. На уровне российского национального законодательства

13 Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217 (III) от 10.12.1948 г. // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 6 (20). С. 35-37.

14 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные нормативные акты о правах человека. М., 1998.

государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства.

Считая «важным кирпичиком» в строении правовой основы социальной политики государства в отношении несовершеннолетних Эр-Рия-дские руководящие принципы 1990 г., важно отметить, что в них главное внимание уделено порядку применения ранних превентивных и защитных мер к несовершеннолетним. Они направлены на развитие совместными усилиями позитивной роли различных социальных учреждений, включая семью, систему образования, средства массовой информации и общину, а также самих молодых людей. Нам представляется значимым, что Эр-Рия-дские руководящие принципы подчеркнули, что залогом предупреждения правонарушений несовершеннолетних является обеспечение благополучия, развития прав и интересов всех молодых людей.

В российском обществе, как отмечает В. И. Абрамов, постепенно формируется адекватное отношение к проблемам прав детей, намечается ответственная государственная политика, это значит, что наступил поворот национального самосознания к проблемам прав ребенка.15 Автор делает оптимистический прогноз и заключает, что этот процесс не просто начался, а приобретает благоприятный характер. Подтверждением признания государством значимости проблемы детей и семьи является разработка в России Национального плана действий в интересах детей. Так, в качестве базовой ценности для Основных положений Концепции разработки и реализации в России Национального плана действий в интересах детей признается ребенок как субъект, которому предстоит жить, обеспечивая в будущем жизнедеятельность, продолжение человеческого рода и общественное развитие, а также его семья, как основной и ключевой институт общества, обеспечивающий его рождение, воспитание, жизнедеятельность и развитие.16

Государственно-правовая политика в отношении несовершеннолетних должна совершенствоваться в соответствии с принципами гуманизма и социальной справедливости; на комплексной основе; при приоритетном значении профилактической работы; дифференцированном воздействии и

15 Абрамов В. И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 8. С. 79 - 84.

16 Хананашвили Н. Л. Основные положения Концепции разработки и реализации Национального плана действий в интересах детей // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4.

альтернативном наказании несовершеннолетних правонарушителей. В правовой литературе гуманизм называют основной чертой философии ювенальной юстиции. Проведенный анализ международного права в области защиты прав детей не случаен и имел определенную цель. Так, актуальными задачами государственно-правовой политики в отношении несовершеннолетних, как посчитала межвузовская научно-практическая конференция «Преступность несовершеннолетних: психолого-юридические аспекты» (состоялась 6 мая 2007 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России) являются:

- приведение федерального и регионального законодательства в соответствие с международными стандартами ювенальной политики;

- признание приоритета прав и законных интересов личности ребенка;

- сочетание гуманизации исполнения наказания несовершеннолетних правонарушителей с созданием оптимальных социально-психологических условий для отбывания наказания, использованием альтернативных форм наказания;

- переход от системы детских домов к детским домам семейного типа по всей территории страны и др.

Нередко случается, что именно в семье происходят события, которые нарушают права ребенка. Это может быть как физическое, так и психическое, а также духовно-интеллектуальное насилие. Государство призвано защищать детей от произвола семьи, жестокого обращения с ними. С этой целью в Уголовный кодекс РФ введена ст. 156. Ответственность по ней наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, за жестокое обращение с детьми. Как отмечает Н. С. Шерстнева, только в Ростовской области в первом полугодии 2005 г. в отношении родителей возбуждено 42 уголовных дела за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 23 аналогичных дела возбуждено в Ивановской области. Нередко родители совершают даже особо тяжкие преступления в отношении детей.17

Не согласившись с узким подходом к ювенальной юстиции как правосудию в отношении несовершеннолетних правонарушителей, приведем точки зрения тех ученых, которые обоснованно выступают за более широкий подход. Так, Н. Л. Хананашвили считает необходимым сформировать и

17 Шерстнева Н. С. Защита прав детей, проживающих в асоциальных семьях // Законность. 2006. № 11. С. 28.

постоянно совершенствовать систему действий всех институтов общества и граждан. Эта система должна быть направлена на обретение ребенком семьи или сообщества, возможно более близкого к семейной форме воспитания; своевременное оказание помощи испытывающему те или иные трудности; оказание помощи ребенку, оказавшемуся в конфликте с законом. По мнению автора, эти задачи способна успешно решать система ювенальной юстиции, в широком понимании данного термина, как система правовых и социальных действий, реализуемых в отношении ребенка для защиты и обеспечения его прав. Правовым стержнем системы, ее основой является специализированный ювенальный суд.18

По мнению С. В. Черчаги, федерального судьи ювенального суда г. Таганрога Ростовской области, система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего). В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию ребенка.19

Е. Л. Воронова рассматривает ювенальную юстицию как правовую основу социальной политики в отношении несовершеннолетних, систему защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющую вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних (ювенального суда) социальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), институты гражданского общества. Ювенальная юстиция, считает автор, это также и особая система правосудия, при которой ее центральное звено - ювенальный суд - тесно взаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения, независимо от того, рассматривает ли суд материалы в отношении несовер-

18 Хананашвили Н. Л. Преодоление кризисной ситуации в России и защита прав ребенка // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 3 (17). С. 21.

19 Черчага С. В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданского процессуального законодательства РФ (Опыт Ростовской области) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 2 (16). С. 11.

шеннолетнего правонарушителя либо осуществляется защита прав несо-

20

вершеннолетнего в порядке гражданского судопроизводства.20

Широкий взгляд на ювенальную юстицию отражен и в трех базовых законопроектах, касающихся внедрения ювенальной юстиции, которые разрабатывались с 1998 г. Так, проект Федерального конституционного закона (далее - ФКЗ) «О внесении дополнений в ФКЗ “О судебной системе РФ”» предусматривает введение в судебную систему в рамках системы судов общей юрисдикции специализированных ювенальных судов, которые бы рассматривали гражданские, административные и уголовные дела. Проект ФКЗ «Об ювенальных судах РФ» определяет систему и иерархию ювенальных судов. И, наконец, третий законопроект «Об основах системы ювенальной юстиции» выстраивает весь комплекс государственных и общественных институтов, которые обеспечивают построение и функционирование системы ювенальной юстиции.

Процесс принятия данных законопроектов затянулся. В правовой науке, судебной практике все больше высказывается мнений за создание таких специализированных судов. Следует сегодня согласиться с тем, что для создания системы ювенальной юстиции в России необходима политическая воля сегодняшней власти, деятельное подтверждение готовности заниматься сохранением и защитой наших детей.21 Пока же, начиная с января 2001 г. в Москве, Санкт-Петербурге, а с 2004 г. в Ростовской области и других (например, г. Ангарск Иркутской обл.) реализуется пилотный проект Программы Развития ООН в РФ «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних».

Например, к рассмотрению судебным составом по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда, так называемого ювенального суда, отнесены не только уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, но и гражданские дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних: лишение родительских прав, установление факта признания отцовства. определение места жительства ребенка и порядка общения с ним, защита имущественных и неимущественных прав несовершеннолетнего. Это соответствует положению п. 1 ст. 46 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 8 СК защита семейных прав осуществляется судом по правилам

20 Воронова Е. Л. Формирование системы апробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5.

21 Хананашвили Н. Л. Преодоление кризисной ситуации в России ... С. 22.

гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями СК.

Из рассмотренных в 2004 г. 158 гражданских дел наибольшее количество приходится на семейно-правовую сферу. Среди них «лидируют»: лишение родительских прав (ст. 69 СК); определение порядка общения с ребенком (ст. 66 СК); установление усыновления (удочерения) (ст. 125 СК); определение места жительства ребенка (ст. 24 СК). Также суд рассмотрел дела об оспаривании отцовства (ст. 52 СК) и установлении отцовства (ст. 49 СК), восстановлении родительских прав (ст. 72 СК). Конкуренцию указанным гражданским делам, возникающим из семейных правоотношений, составили только жилищные споры. Кроме того, были рассмотрены также дела по спорам, вытекающим из защиты прав ребенка на имущество и дела о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка.

В 89 % от рассмотренных 158 дел судебными решениями установлено, что нарушения прав несовершеннолетних граждан имели место, иски, направленные на защиту прав детей, были удовлетворены, права детей были защищены.22 В данном случае следует обратить внимание на конституционную норму, закрепленную в п. 3 ст. 36, также являющуюся гарантией защиты прав детей. Когда исчерпаны все имеющиеся внутри государства средства правовой защиты, каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Если национальное законодательство такую защиту не обеспечивает, то законный представитель несовершеннолетнего лица, право которого нарушено, может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека - специально созданную наднациональную судебную инстанцию.

Важной гарантией защиты прав детей, предусмотренной семейным законодательством, является положение о том, что по общему правилу на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется (ст. 9 СК). Исключения составляют лишь случаи, указанные законодателем в специальных нормах СК. Например, к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний сок исковой давности (п. 7 ст. 38 СК).

Согласно п. 2 ст. 107 СК алименты присуждаются с момента обращения в суд, но они могут быть взысканы судом за прошедший период

22 Черчага С. В. Становление ювенальной юстиции ... С. 11.

в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом будет установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты. Это не следует рассматривать как установление трехлетнего срока исковой давности. На алиментные обязательства исковая давность не распространяется.

Из названных категорий гражданских дел, вытекающих из семейных правоотношений, по двум: а) определение порядка общения с ребенком; б) определение места жительства ребенка - возможна договорная форма рассмотрения и разрешения семейно-правового конфликта. Так, российский законодатель, расширяя диспозитивные начала в семейном законодательстве, предоставляет участникам семейного права заключать различные семейно-правовые договоры. Например, п. 1 ст. 66 СК - право на общение с ребенком родителя, проживающего отдельно от него. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В соответствии с п. 2 ст. 66 СК родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Таганрогский суд рассматривал указанную категорию дел потому, что родители не смогли прийти к соглашению. Поэтому возник спор между родителями, который должен разрешаться судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей или одного из них.

Второй семейно-правовой договор - об определении места жительства ребенка (ст. 24 СК) - мы проанализировали выше, рассмотрев защиту прав несовершеннолетних в случае расторжения брака их родителей. Здесь отметим лишь, что такой договор-соглашение родители, на наш взгляд, могут заключить не только при расторжении брака, как это указано законодателем в п. 1 ст. 24 СК, но и в период брака, когда по каким-либо причинам им приходится проживать раздельно. В таком случае супругам необходимо решать вопрос об определении места жительства их ребенка. Требований к супругам проживать совместно действующее законодательство не устанавливает. Кроме того, п. 1 ст. 27 Конституции РФ устанавливает: «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Брак не приводит к снижению их конституционных прав. В семейном законодательстве, также в ст. 31.СК, предусматривающей равенство супругов в семье, устанавливается свобода

каждого из супругов в выборе мест проживания и жительства. Считая возможным заключение договора об определении места жительства ребенка, в том числе и в период брака супругов, мы исходим из реальной необходимости такого договорного регулирования семейных отношений в условиях изменившихся социально-экономических условий российского общества. Главное, чтобы родители при заключении такого договора, прежде всего. исходили из интересов ребенка.

Судебный порядок защиты прав ребенка может быть охарактеризован такими положительными чертами, как открытость и состязательность процесса, обязанность привлекать к рассмотрению дела несовершеннолетнего по достижении им 14 лет, широкий спектр вопросов, которые может разрешать суд при рассмотрении дел о семейных правах ребенка.

В распаде семьи, потере жилья или другой тяжелой жизненной ситуации кроются, прежде всего, истоки противоправного поведения детей. И, конечно же, меры, принятые в гражданском процессе ювенальным судом при рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних, вполне способны создать условия, при которых тот же ребенок не окажется на скамье подсудимых в уголовном процессе. Правовой нормой ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено: «Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменяемых процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка». Именно эти требования призван выполнить ювенальный суд, потребность в котором назрела, и существование его лишь в рамках реализации пилотных проектов сегодня уже не может устроить современное российское общество.

Сегодня именно дети из асоциальных неблагополучных детей - самый незащищенный слой населения России. Естественно, их юный возраст, малый жизненный опыт не позволяют им обеспечить себя самым необходимым - питанием, жильем, образованием. Очевидно, что такие дети в большей степени нуждаются в поддержке и помощи государства, всего общества в целом, и наш долг их предоставить, поскольку чужих детей не бывает, а дети имеют право на особую защиту и помощь. Лишь усилия всего общества в целом по обеспечению гармоничного развития ребенка, при уважении к его личности, могут принести успех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.