Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Допуская возможность лишения жизни человека лишь в связи с исполнением наказания в виде смертной казни, Конституция РФ устанавливает, что, во-первых, эта мера наказания является исключительной, а во-вторых, применяется она временно, впредь до ее отмены. Конституция предусматривает ряд условий, при соблюдении которых эта мера наказания может применяться до ее отмены:
1) она должна быть установлена только федеральным законом;
2) основанием для ее применения должно быть лишь совершение лицом особо тяжкого преступления против жизни;
3) лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое может быть назначена смертная казнь, обеспечено право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий делает применение смертной казни недопустимым.
Дополнительные условия, при которых применение смертной казни невозможно, предусматривает также федеральное уголовное законодательство. Согласно ст. 59. УК РФ, смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
Уголовный кодекс РФ, исходя из положения Конституции о том, что смертная казнь впредь до ее отмены может применяться лишь за особо тяжкие преступления против жизни, предусмотрел возможность назначения такого наказания только за пять видов преступлений, в которых жизнь человека является либо единственным, либо одним из нескольких объектов посягательства: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; геноцид.
Ради справедливости следует отметить, что смертная казнь на территории РФ фактически не применяется.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г., в связи с отсутствием Федерального закона, устанавливающего новый порядок судопроизводства с участием присяжных заседателей, смертная казнь, по сути, приостановлена. Теперь ни один суд не вправе приговаривать обвиняемого к исключительной мере наказания до тех пор, пока всем гражданам России не будет обеспечено право на рассмотрение их дел судом с участием присяжных заседателей. Однако приостановление высшей меры наказания не означает его полного «захоронения».
Полагаем, что в условиях распространения терроризма и растущей криминализации общества, роста убийств и других тяжких преступлений вводить временный запрет на данный вид наказания необоснованно и неконституционно. При этом в Конституции записано, что единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Поэтому государство должно приложить массу усилий для обеспечения своему народу достойного уровня жизни, чтобы каждый человек чувствовал, что его жизнь находится под защитой государства.
УДК 351.74 A.A. Беженцев*
Международные нормативно-правовые акты по вопросам предупреждения административных и иных правонарушений несовершеннолетних лиц
Статья посвящена анализу международного законодательства, которое регулирует организацию работы системы предупреждения административных и иных правонарушений несовершеннолетних в России. В исследовании автор обращается к исторической составляющей данной проблематики, анализируя законодательство от «Женевской декларации прав ребенка», принятой Лигой Наций в 1924 г., до «Европейской конвенции об осуществлении прав детей», подписанной в Страсбурге 25 января 1996 г. Сделан вывод, что международное законодательство носит в большей степени декларативный характер, и прямые ссылки на его правовые нормы в профессиональной деятельности,
* Беженцев, Александр Анатольевич, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД РФ, кандидат юридических наук. Соискатель по кафедре административной деятельности органов внутренних Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел.: 730-25-81. Е- mail: [email protected]
* Bezhentsev, Alexander Anatolievich, senior lecturer chair of administrative activity Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, candidate of juridical science. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 17 мая 2010 года.
в т.ч. служебной и процессуальной документации всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в России крайне редки. Таким образом, избранное направление исследования является актуальным и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, т.к. проведенная работа может считаться элементом современного научного осмысления и разъяснения действующего на территории России международного законодательства по вопросам превенции административных и других правонарушений несовершеннолетних.
Ключевые слова: международное законодательство, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, административные правонарушения несовершеннолетних, права и свободы несовершеннолетних.
A.A. Bezhentsev.* International standards of law by questions of preventive administrative and other delinquents of under 18. The article devoted of analysis international law, that regulated organization work system of preventive administrative and other delinquents of under 18 in Russia. In research author turned to historical composition that problem, analysis law from Zheneva Declaration of the Rights of the Child, 1924 to European Convention on the Exercise of Children’s Rights Strasbourg, 25.01.1996. Make a conclusion, that international law bearers more degree declarative character and real references on standards of international law in professional activities, also in official and trial documents all subjects system of preventive juvenile delinquency in Russia extremely rare, so selected way of research is actual and have not only theoretical, but more practice significance, because make work might considered element of modern comprehended and explanation currently in force on territory of Russia international law by questions of preventive administrative and other delinquents of minors.
Keywords: international law, system of preventive juvenile delinquency, administrative delinquents of under 18, rights and freedoms of the minors.
В последнее время в России произошли существенные изменения социальных, экономических, международных и иных отношений, в эпицентре которых неизменно оказывались вопросы превенции административных и иных правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия. Не следует забывать, что кардинальные изменения происходят не только в российском, но и в общемировом масштабе, и связаны они в первую очередь с глобализацией, т.е. с возникновением новых институтов, выходящих за пределы правового поля только одного государства, что, в свою очередь, повлечет изменение, «глобализацию» правоотношений, в т.ч. и в сегменте профилактики правонарушений несовершеннолетних. В данном контексте требуется унификация деятельности по предупреждению противоправных проступков несовершеннолетних в международном масштабе, что, безусловно, обеспечивается принятием международных нормативно-правовых договоров, их ратификацией и неукоснительным соблюдением в правоприменительной деятельности на территории государств, присоединившихся к договору, прежде всего со стороны органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Итак, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Не являются исключением и нормы международного права, регулирующие отношения в области предупреждения противоправного поведения не достигших совершеннолетия лиц. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ1 в ст. 3 детализирует и раскрывает постулаты Конституции Российской Федерации применительно к рассматриваемым в данной статье вопросам и провозглашает, что законодательство нашей страны, «регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права...». Заслуживает внимания и тот факт, что целый комплекс международных нормативно-правовых актов и договоров, принятых и ратифицированных Российской Федерацией, напрямую касается принципиально важных вопросов в сфере профилактики безнадзорности, административных и др. правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия, что придает целостной системе превенции правонарушений несовершеннолетних в нашей стране особый международный статус.
Впервые на международном уровне благополучие детей и их права, в т.ч. в рамках превенции правонарушений в их отношении, вызвали пристальное внимание мирового сообщества в 1924 г., когда Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Однако в то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. К настоящему моменту мировое сообщество периодически обращает внимание на комплексные проблемы всех сфер жизнедеятельности не достигших совершеннолетия лиц и принимает международные нормативно-правовые акты, к которым можно отнести следующие:
— Конвенцию о принудительном или обязательном труде от 28 июля 1930 г.;
— Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.;
— Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;
— Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.;
— Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.;
— Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.;
— Декларацию о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.;
— Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г.;
— Декларацию о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.;
— Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г.;
— Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, врачей в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 18 декабря 1982 г.;
— Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г.;
— Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными от 25 мая 1984 г.;
— Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.;
— Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 г.;
— Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.;
— Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, от 9 декабря 1988 г.;
— Европейские тюремные правила от 12 февраля 1987 г.;
— Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 24 мая 1989 г.;
— Конвенцию о правах ребенка от 5 декабря 1989 г.;
— Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г.;
— Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) от 14 декабря 1990 г.;
— Основные принципы обращения с заключенными от 14 декабря 1990 г.;
— Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, от 14 декабря 1990 г. и др.
Остановимся более подробно на детальном анализе некоторых из них, представляющихся наиболее важными. Рассматривать законодательство международного характера мы будем последовательно, на различных временных этапах, в конкретных исторических условиях и хронологической последовательности, т.к. каждый более новый международный нормативный акт, касающийся предупреждения административных и др. правонарушений не достигших совершеннолетия лиц, во-первых, учитывал предыдущий положительный опыт, а во-вторых, расширял и углублял по форме и содержанию ключевые моменты, модернизирующие превенцию правонарушений несовершеннолетних на территории всех континентов.
Вначале рассмотрим фундаментальный унифицированный международный нормативноправовой документ, принятый 20 ноября 1959 г. — Декларацию прав ребенка, провозглашенную Резолюцией 1386 (XIV) Еенеральной Ассамблеи ООН (Declaration of the Rights of the Child). Она регламентирует права несовершеннолетних на специальную защиту и благоприятные условия для физического, умственного, нравственного и духовного развития, на имя и гражданство с рождения, на социальное обеспечение, на любовь и понимание со стороны окружающих, на получение бесплатного обязательного образования, на защиту от жестокости и эксплуатации и иные права.
Что касается Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)2 (United Nations Standard Minimum Rules for the Administration of Juvenile Justice (The Beijing Rules), то они разработаны на межрегиональном подготовительном совещании к VII конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (Китайская Народная Республика) в мае 1984 г., почему и получили название «Пекинские». Пекинские правила—основополагающие нормы-принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (т.е. общих для всех государств
— участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Они регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание. В плане наиболее эффективного предупреждения правонарушений несовершеннолетних обращается внимание на специальную подготовку сотрудников правоохранительных органов, а в крупных городах признается целесообразным создание специальных подразделений органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями подростков.
В правилах 1.1-1.3 отмечается важная роль, которую будет играть конструктивная консолидированная социальная политика в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, в частности, в предотвращении административных правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В правиле 1.4 правосудие в отношении несовершеннолетних определяется как составная часть системы обеспечения социальной справедливости для несовершеннолетних, а в правиле 1.6 указывается на необходимость постоянного совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних, принимая одновременно меры для разработки модернизированной социальной политики в отношении несовершеннолетних в целом и учитывая необходимость постоянного улучшения работы персонала этой системы. Цель правила 1.5 заключается в том, чтобы отразить существующие в государствах-членах условия, от которых могут зависеть формы применения конкретных правил, и эти формы неизбежно будут отличаться от форм, применяемых другими государствами.
Указанные крупномасштабные основные цели касаются всеобъемлющей общественной политики в целом по отношению к не достигшим совершеннолетия лицам, и направлены на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних и, в свою очередь, минимизирует ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще. Такие меры протекции в отношении подростков, принимаемые до совершения административных правонарушений, являются основным содержанием политики, направленной на устранение необходимости применения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Пекинские правила конкретизируют, что минимальные пределы возраста уголовной ответственности весьма различны и в значительной степени зависят от исторических и культурных особенностей. Подчеркивается, что в целом в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости. Следовательно, использование современного подхода заключается в определении способности ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические проблемы, т.е. в определении возможности привлечения ребенка, в силу индивидуальных особенностей его восприятия и понимания, к юридической ответственности за явно антиобщественное поведение. Если возрастной предел уголовной ответственности установлен на слишком низком уровне или вообще не установлен, понятие ответственности становится бессмысленным. В целом существует тесная взаимосвязь между понятием ответственности за правонарушение или преступное поведение и другими социальными правами и обязанностями (такими, как семейное положение, гражданское совершеннолетие и т.д.). Поэтому следует приложить усилия для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в международном масштабе3.
Помимо вышеуказанного, Минимальные стандартные правила ООН детализируют вопросы расследования и судебного разбирательства, вынесения судебного решения и выбора мер воздействия, обращения с правонарушителями вне исправительных учреждений и в их стенах, исследуют, планируют, разрабатывают и оценивают политику в анализируемой области.
Переходя к анализу Конвенции о правах ребенка, подписанной в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г.4 (Convention on the Rights of the Child), отметим, что она признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения, и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена всесторонняя специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, и духовно. Впервые на межгосударственном уровне в Конвенции озвучены такие основополагающие гуманистические неотъемлемые права несовершеннолетних, как
— право на жизнь;
— право на здоровое развитие, включая права на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание;
— право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях; в частности, ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому ребенок мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение;
— право на возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием;
— право на защиту от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, в частности, ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума, кроме того, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию;
— право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи;
— право на свободу формулировать и выражать свои взгляды по всем вопросам;
— право на свободу совести и религии, мирных собраний;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
— право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
— право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников и другие.
Обеспечение данных прав и свобод несовершеннолетних в максимальном объеме позволит минимизировать подверженность подростков асоциальному поведению, направят их по законопослушному пути развития и это будет способствовать предупреждению административных и иных правонарушений лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.
В Конвенции отражено, что наилучшее обеспечение прав, свобод и интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его воспитание, образование и обучение, а, по мнению многих, такая ответственность лежит прежде всего на его родителях, а затем уже на органах и учреждениях государственной власти, вовлеченных в процесс воспитания, обучения несовершеннолетних, профилактики административных и иных правонарушений не достигших совершеннолетия лиц. Однако в нормативном документе сделана оговорка о том, что к ведению правоохранительных органов государств-участников Конвенции отнесены вопросы превенции всех форм насилия в отношении детей, сексуальной эксплуатации, употребления наркотиков, нарушения их личных прав при отправлении правосудия.
Изучая следующий нормативный акт, подчеркнем, что Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.5 посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей, в т.ч. и в области профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних. Они определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, т.е. сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков и рассматривают вопросы защиты окружающей среды применительно к охране детства. Выполнение указанных принципов позволит минимизировать опасность совершения лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, административных и других правонарушений.
В контексте Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»6 проблема выживания, протекции и развития детей в соответствии с данным документом была признана приоритетной. К настоящему моменту в результате постоянного выполнения периодических федеральных программ «Дети России», и как периодических, так и разовых государственных и региональных целевых программ «Индустрия детского питания», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера» и т.д. и комплексному содействию государства в создании и укреплении территориальной сети учреждений социальной помощи семье и детям нового типа (центров социальной помощи семье, центров реабилитации детей-инвалидов, психолого-педагогических консультаций, центров усыновления, опеки и попечительства, центров планирования семьи, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.), можно с определенной долей уверенности констатировать факт осуществления основных постулатов Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей на территории России в указанный в этом документе период.
Следующий рассматриваемый документ — Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятые в Эр-Рияде 14 декабря 1990 г.7 (United Nations Guidelines for the Prevention of Juvenile Delinquency (The Riyadh Guidelines), которые истолковывают особенности отправления правосудия в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет. В этом документе определено, что предупреждение административных правонарушений и преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоохранительных и судебных учреждений, с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.
В Принципах установлены стандарты по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, включая меры по защите молодых людей, которые оставлены родителями, лишены заботы, являются жертвами злоупотреблений или находятся в трудных жизненных условиях. Основное внимание в Руководящих принципах уделяется устранению условий, которые неблагоприятно влияют на нормальное развитие детей. Предлагаются всеобъемлющие междисциплинарные комплексные меры с тем, чтобы обеспечить молодежи жизнь, свободную от административных правонарушений и преступности, виктимизации и конфликтов с законом. В Руководящих принципах основное внимание уделяется порядку применения ранних предупредительных и протекционных мер. Они направлены на развитие совместными усилиями позитивной роли различных социальных учреждений, включая семью, систему образования, средства массовой информации и общину, а также самих подростков.
Принципы, подписанные в Эр-Рияде, делают весомый акцент на важности осуществления превенции правонарушений среди не достигших совершеннолетия лиц, избегая криминализации и
наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка и масштабного вреда другим субъектам правоотношений. В основе этого должно лежать обеспечение возможности для ребенка получения всестороннего образования и поддержки, способствующей разветвленному развитию личности, особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и протекции. Осуществление профилактической деятельности должно строиться, исходя из Эр-Риядских принципов, в соответствии со специальной теорией предупреждения административных правонарушений и преступности среди молодежи и подходами к этому вопросу, основанными на использовании законов, процессов, средств и систем услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничения условий, ведущих к этому.
В руководящих принципах ООН, принятых 14 декабря 1990 г. для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, подчеркивается, что обеспечение благополучия, развития прав и интересов всех молодых людей является залогом предупреждения правонарушений с их стороны. Странам-участникам предписывается принимать во внимание, что многие поступки молодых людей, которые не соответствуют общим социальным нормам и принципам, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и того, что как правило по мере взросления поведение большинства подростков самопроизвольно меняется. При этом вмешательство официальных органов должно осуществляться с учетом общих интересов несовершеннолетних и на основе беспристрастного и справедливого подхода, а учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайнем случае8.
Рассмотрим Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, принятую в Страсбурге 25 января 1996 г.9 (European Convention on the Exercise of Children’s Rights Strasbourg, 25.01.1996), которая предусматривает меры, призванные укреплять права детей, в частности, в ходе судебных разбирательств по семейным делам. Конвенция направлена на защиту основных интересов детей, ее цель состоит в том, чтобы обеспечивать в интересах детей их права, предоставлять им процессуальные права и облегчать реализацию этих прав, следя за тем, чтобы несовершеннолетние были информированы обо всех важнейших моментах судебного процесса лично либо через других лиц, либо через другие органы, и им было предоставлено право участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы. Она устанавливает ряд процедурных мер, чтобы дать детям возможность пользоваться своими правами. Конвенция учреждает Постоянный комитет, который должен будет держать под контролем все проблемы, связанные с ее выполнением.
Судебная власть либо лицо, уполномоченное выступать в суде от имени ребенка, имеет ряд обязанностей, направленных на облегчение осуществления ребенком своих прав. Дети получают возможность реализовывать свои права (например, право быть информированными и право выражать свои взгляды) либо сами, либо через других лиц или другие органы.
Среди случаев судебного разбирательства семейных дел особый интерес для детей представляют опекунство, местожительство, доступ к ребенку, вопросы родства, законнорожденности, усыновления, судебный надзор, управление собственностью ребенка, уход, лишение или ограничение родительских прав, защита от жестокого или унижающего достоинство обращения, медицинское лечение.
Каждая договаривающаяся сторона должна указать по крайней мере три категории судебного разбирательства по семейным делам, на которые она соглашается распространить для себя действие Конвенции. Данный европейский правовой инструмент призван также облегчить имплементацию договаривающимися сторонами Конвенции ООН о правах ребенка.
Позитивным моментом рассматриваемого международного нормативного правового документа, в отличие от многих других, является то, что в ней четко оговаривается возраст детей, права и свободы которых она защищает, — она применяется в отношении детей, не достигших возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Итак, проанализировав базовое международное законодательство по вопросам предупреждения административных и иных правонарушений несовершеннолетних, отметим, что изучение международных правовых документов на уровне правоприменительной практики позволяет констатировать факт, что рассматриваемое законодательство носит в большей степени декларативный характер, и прямые ссылки на его правовые нормы в профессиональной деятельности, в т.ч. служебной и процессуальной документации всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации, крайне редки.
Однако сложности в правоприменительной практике возникают помимо этого и вследствие определенных вольностей даже в официальных переводах некоторых ключевых терминов и определений международного законодательства на русский язык.
Так, по мнению А.В. Краснянского10, официальный перевод Конвенции о правах ребенка, подписанной в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. (Convention on the Rights of the Child) с английского на русский язык не является эквивалентным. Следовательно, Конвенция на русском языке не является аутентичной Конвенции на английском языке. Если в депозитарии ООН хранится текст, не эквивалентный английскому, то этого достаточно, чтобы отказаться от исполнения Конвенции.
В частности, А.В. Краснянский приводит следующие аргументы:
— В Конвенции отсутствуют определения основных понятий: в частности, нет определений понятий: «воспитание», «надлежащее воспитание», «жизненные (наилучшие) интересы ребенка», т.е. в
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Конвенции нарушен принцип понятийной определенности, который должен выполняться в любом законодательном акте;
— Конвенция содержит внутренние противоречия: деонтически несовместимые нормы права, т.е. в Конвенции нарушен принцип модальной сбалансированности, который должен выполняться в любом законодательном акте;
— Конвенция содержит нормы права, деонтически несовместимые с нормами права в международных договорах, заключенных до принятия Конвенции (1989), в частности, Конвенция противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Всеобщей декларации прав человека (1948);
— некоторые статьи (с учетом ст. 1) Конвенции содержат множество бессмысленных суждений, т.е. являются, по сути, логическими парадоксами;
— некоторые статьи Конвенции основаны на ложных суждениях;
— фатальная логическая ошибка в Конвенции, делающая ничтожным этот международный договор, по словам А.В. Краснянского — «это подмена юридического понятия «лишение родительских прав» на неизвестное до Конвенции понятие «отделение ребенка от родителей». Согласно Конвенции, государственные органы отбирают ребенка даже в случае, когда только один из супругов нарушил права ребенка. Следовательно, исполнение Конвенции о правах ребенка приводит к определенному нарушению прав человека и основных свобод. Ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами или международными организациями (1939) указывает, что международный договор считается недействительным в случае, если он в момент заключения противоречил основным принципам международного права. Один из десяти этих принципов — принцип уважения прав человека и основных свобод. Конвенция о правах ребенка противоречит принципу уважения прав человека и основных свобод, следовательно, любое государство в любой момент может отказаться от исполнения Конвенции о правах ребенка»11.
Однако позиция А.В. Краснянского о нецелесообразности введения основных положений Конвенции в национальное законодательство, по нашему мнению, является не в полной мере обоснованной и ввиду этого отчасти неприемлемой. Мы считаем, что в подобных случаях требуется обновлять перевод, который будет полностью тождественен тексту международных нормативных документов на иностранном языке, и ратифицировать международные договоренности в свете новых реалий в новом аутентичном переводе, т.к. их постулаты апробированы временем и доказали эффективность своего применения на различных континентах в различные временные промежутки.
Подводя итог, отметим, что с нашей позиции показатели эффективности применения на территории России международных нормативно-правовых документов, регламентирующих проблемы предупреждения административных и иных правонарушений не достигших совершеннолетия лиц, прочно связаны со следующими содержательными характеристиками:
— концептуальное соответствие внутригосударственным нормативным правовым актам, принципам и нормам международного законодательства по вопросам превенции правонарушений несовершеннолетних;
— системная регламентация правоотношений законодательства по проблемам предупреждения административных и других правонарушений несовершеннолетних в различных отраслях российского права на основе международных договоренностей;
— комплексная соподчиненность отраслевой регламентации ювенальных правоотношений особенно в административно-правовых нормах;
— содержательная непротиворечивость международного законодательства и отечественных нормативных актов, обеспечивающих политику нашего государства в сегменте профилактики правонарушений не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц;
— наличие конкретных механизмов реализации норм права в области предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних на территории Российской Федерации сквозь призму международных нормативно-правовых актов.
Очевидно, что межотраслевая несогласованность норм как на уровне национального, так и международного права создает препятствия для достижения целей административного закона в исследуемой области на практике.
Основной же задачей на ближайшие годы для всех органов и учреждений системы превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних должно стать дальнейшее выполнение в максимальном объеме обязательств по фундаментальным международным нормативноправовым договорам, а также факультативным протоколам к ним, что, безусловно, будет способствовать минимизации отрицательных тенденций в динамике правонарушений не достигших совершеннолетия лиц. Это масштабные и непростые задачи, для реализации которых потребуется политическая воля, мобилизация имеющихся и выделение дополнительных ресурсов. В этой связи целесообразно скомпилировать усилия всех государственных структур, участвующих в деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Искренне надеемся, что предложенный конструктивный подход к вопросам решения глобальных проблем научного анализа и практического правоприменения унифицированных международных нормативно-правовых актов по вопросам предупреждения административных и др. правонарушений
не достигших совершеннолетия лиц породит научную дискуссию и послужит толчком к дальнейшей модернизации парадигмы превенции правонарушений несовершеннолетних со стороны ученых-административистов.
Список литературы
1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная : учебник. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.
2. Беженцев, А. А. Особенности нормативно-правового регулирования государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. — № 42.
3. Борисова, Н. Е. Правосудие по делам несовершеннолетних: международная практика (ювенальная юстиция по-американски) // Право и жизнь, 1999. — № 18.
4. Действующее международное право. Документы в 2-х т. — Т. 2. / Составители: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова : учебное пособие. — М.: «Международные отношения». Юрайт-Издат, 2007.
5. Материалы Второй Всероссийской конференции «Ювенальная юстиция в Российской Федерации». Практическая конференция «Стратегия развития ювенальной юстиции в Российской Федерации». — Москва, 9 июня 2009.
6. Материалы российско-французского семинара по ювенальной юстиции. Сборник докладов международного семинара / Под общ. ред. Т.В. Цырлиной. — Курск: Из-во РОСИ, 2003.
7. Международное публичное право. Сборник документов в 2-х ч. на русском языке / Сост. К.А. Бякимишев, Д.К. Бякимишев. — Ч. 1. — М.: ТК Велби, издательство «Проспект», 2006.
8. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством О.Е. Кутафина / предисл. В.Д. Зорькина. — М.: ЗАО Библиотечка «Российской газеты», 2003.
9. Соколова, А., Предеина, И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // Российская юстиция, 2004. — № 3.
10. http://juvenilejustice.ru/
Literature
1. Administrative activity agencies of the internal affairs. Especially part : textbook. — Moscow,
2009.
2. Bezhentsev, A. A. Peculiarity legislative regulating state system of preventive juvenile delinquency / / Herald Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation. — Saint-Petersburg, 2009. - № 42.
3. Borisova, N. E. Juvenile justice: international practice (juvenile justice by America) // Law and life, 1999. - № 18.
4. Currently in force international law. Documents in two volumes. Vol. 2. Composed by J.M. Kolosov, E,S. Krivchikova. — Moscow, 2007.
5. Materials second Russia conference «Juvenile justice in Russian Federation». Practice conference
«Strategy of evolution juvenile justice in Russian Federation». - Moscow, 2009.
6. Materials Russian-France seminar by juvenile justice. Collected stories international seminar / /
Chief redactor T.V. Tsyrlina. — Kursk, 2003.
7. International public law. Collected documents in two parts in Russian language. Composed by K.A. Biakimishev, D.K. Biakimishev. Part 1. — Moscow, 2006.
8. By article science-practice commentary to Constitution of Russian Federation collective science-lawyers by chief O.E. Kutafin: preface VD. Zorkin. — Moscow, 2003.
9. Sokolova, A., Predeina, I. Juvenile justice in Germany // Russian justice, 2004. — № 3.
10. http://juvenilejustice.ru/
1 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
2 Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.
3 http://www.un.org/russian/
4 Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992.
5 Приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.
6 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 11 июля 1992 г. № 23. Ст. 1276.
7 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
№ 45/112 от 14.12.90.
8 См.: Беляева Л.И. Международные стандарты, касающиеся предупреждения преступности несовершеннолетних / / Вопросы ювенальной юстиции. № 2 (16) 2008.
9 См.: СЗ РФ. 2001. № 850. Ст. 2192.
10 Краснянский А.В. Логический анализ юридических документов. Ч. 1. Современные гуманитарные исследования. М.:
Издательство «Компания Спутник+». 2010. № 1. С. 113-115.
11 Там же.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010