Научная статья на тему 'Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних'

Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС / СУД ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Биткова Людмила Алексеевна

Цели: Создание в России судов по делам несовершеннолетних является дискуссионным. Необходимо изучить российский и зарубежный исторический опыт существования ювенального судопроизводства, проанализировать действующее законодательство России на предмет существования правовых предпосылок для создания таких судов, дать предложения по его совершенствованию. Методология: Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение). Правовую базу составляют международные и российские нормативные правовые акты. Результаты: Проанализированы положения международных и национальных правовых актов, регламентирующих административную и судебную защиту прав несовершеннолетних, выявлены пробелы в действующем законодательстве и проблемы в организации деятельности правоохранительных структур, представлены предложения по совершенствованию нормативного регулирования и организационного обеспечения ювенального судопроизводства. Социальные последствия: Особую озабоченность российского общества вызывает рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Существующая правоохранительная и судебная системы нуждаются в преобразовании с учетом международных стандартов в области защиты прав детей. В России назрела необходимость и есть правовые и исторические предпосылки для создания специализированных судов по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal prerequisites for the development in modern Russia Juvenile Courts

Background: The creation in Russia of juvenile courts is debatable. It is necessary to study the Russian and foreign historical experience of the existence of juvenile justice, to analyze the current legislation of Russia for the existence of the legal prerequisites for the creation of such courts, give suggestions for improvement. Methodology: The methodological basis of the study constitute the dialectical materialist method of scientific cognition of objective reality, but it is also based on the general scientific and private methods: a comparative legal, formal and legal, systematic and structural, sociological, statistical and basic knowledge of general logical methods (analysis, synthesis, generalization). The legal framework consists of international and Russian legal acts. Results: Having analyzed the provisions of international and national legal acts regulating administrative and judicial protection of the rights of minors, identified gaps in existing legislation and problems in the organization of the law enforcement agencies, presented proposals to improve the regulatory and organizational support of the juvenile justice system. The social consequences: Of particular concern is the growth of the Russian society of offenses committed by minors. The current law enforcement and the judicial system need to be converted in accordance with international standards for the protection of children's rights. In Russia, there is a need and there is a legal and historical background to the creation of specialized juvenile courts.

Текст научной работы на тему «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних»

3.4. ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

СУДОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Биткова Людмила Алексеевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: Заведующий кафедрой. Место работы: Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева. Подразделение: кафедра правоведения. E-mail: [email protected]

Аннотация:

Цели: Создание в России судов по делам несовершеннолетних является дискуссионным. Необходимо изучить российский и зарубежный исторический опыт существования ювенального судопроизводства, проанализировать действующее законодательство России на предмет существования правовых предпосылок для создания таких судов, дать предложения по его совершенствованию.

Методология: Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение). Правовую базу составляют международные и российские нормативные правовые акты.

Результаты: Проанализированы положения международных и национальных правовых актов, регламентирующих административную и судебную защиту прав несовершеннолетних, выявлены пробелы в действующем законодательстве и проблемы в организации деятельности правоохранительных структур, представлены предложения по совершенствованию нормативного регулирования и организационного обеспечения ювенального судопроизводства.

Социальные последствия: Особую озабоченность российского общества вызывает рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Существующая правоохранительная и судебная системы нуждаются в преобразовании с учетом международных стандартов в области защиты прав детей. В России назрела необходимость и есть правовые и исторические предпосылки для создания специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетние, процессуальный статус, суд по делам несовершеннолетних, административная ответственность.

THE LEGAL PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA JUVENILE COURTS Bitkova Luydmila Alekseevna, Ph.D., associate professor. Position: Head of department. Place of employment: Russian State Agrarian University - MTAA Timiryazev. Division: Department «Jurisprudence». E-mail: [email protected]

Annotation:

Background: The creation in Russia of juvenile courts is debatable. It is necessary to study the Russian and foreign historical experience of the existence of juvenile justice, to analyze the current legislation of Russia for the existence

of the legal prerequisites for the creation of such courts, give suggestions for improvement.

Methodology: The methodological basis of the study constitute the dialectical materialist method of scientific cognition of objective reality, but it is also based on the general scientific and private methods: a comparative legal, formal and legal, systematic and structural, sociological, statistical and basic knowledge of general logical methods (analysis, synthesis, generalization) . The legal framework consists of international and Russian legal acts.

Results: Having analyzed the provisions of international and national legal acts regulating administrative and judicial protection of the rights of minors, identified gaps in existing legislation and problems in the organization of the law enforcement agencies, presented proposals to improve the regulatory and organizational support of the juvenile justice system.

The social consequences: Of particular concern is the growth of the Russian society of offenses committed by minors. The current law enforcement and the judicial system need to be converted in accordance with international standards for the protection of children's rights. In Russia, there is a need and there is a legal and historical background to the creation of specialized juvenile courts. Keywords: law-breaking, mirrors, procedural status, juvenile court, administrative responsibility.

Формирование в 1990-х годах самостоятельной и независимой российской государственности не всегда сопровождалась позитивными изменениями. Ломка сложившихся стереотипов негативно отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества, ее последствия затронули подрастающее поколение страны, актуализировав тем самым проблему криминализации подростковой среды. В начале XXI века в России прокатилась «третья волна беспризорности после Гражданской и Великой Отечественной войн» [1], вызвав серьезную озабоченность государственных структур.

Поэтому в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов, что неоднократно отмечалось в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, становится обеспечение благополучия и защиты детей, как будущего нашего государства.

Действительно, в стране реализуется комплекс правовых и социальных мер по ликвидации детского неблагополучия. Существующие проблемы детства, а также варианты их решения нашли свое отражение в национальных концептуальных и стратегических документах: Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации и пр. Однако, с сожалением следует констатировать, что количество подростков с асоциальным поведением, беспризорных не уменьшается так быстро, как хотелось бы. Поэтому нуждаются в пересмотре и коренном изменении целый комплекс общественных и государственных институтов, зачастую не отвечаю-

щих реалиям сегодняшнего дня и неспособных развивать социальные отношения.

Данные обстоятельства настоятельно диктуют объективно, глубоко и более всесторонне, чем это делалось до сих пор, взглянуть на многие проблемы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних в процессе привлечения их к юридической ответственности и предотвращения совершаемых ими правонарушений.

Первоначально следует отметить, что в Российской Федерации создана правовая основа деятельности компетентных субъектов, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основной закон российского государства (ст. 7) содержит положение о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства как одном из социальных элементов конституционного строя, а в ст. 38 установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Кроме того, ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Причем данная обязанность возникает у государства с момента рождения ее граждан (момента возникновения правоспособности). Главным инструментом реализации указанной обязанности, безусловно, выступают нормы права (закон) как изначальный и универсальный гарант личных прав граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права, направленные на обеспечение прав и свобод детей и подростков, предупреждение их противоправного поведения. К ним относятся:

1. «Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 года впервые провозгласила положение о необходимости и обязательности специальной охраны ребенка и заботы о нем ввиду его физической и умственной незрелости, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

2. «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу 2 сентября 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 15 сентября 1990 г.). Конвенция признает ребенка, то есть человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Она утвердила новую мораль отношений между взрослыми и детьми, подняв интересы детей на самую высокую ступень, т.е. государства, подписавшие Конвенцию, обязуются признавать и защищать права ребенка. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

К ведению правоохранительных органов государств -участников Конвенции - отнесены вопросы предупреждения всех форм насилия в отношении детей, сексуальной эксплуатации, употребления наркотиков, нарушение их личных прав при отправлении правосудия (ст. 32-40).

3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», а также План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.).

Документы посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей.

Декларация и План определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, т.е. сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков, и рассматривают вопросы защиты окружающей среды применительно к охране детства (п. 7 ст. 20) [4, с.12].

4. «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.). Данные Правила разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г., в связи с чем и получил название - «Пекинские».

«Пекинские правила» - основополагающие нормы -принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (т.е. общих для всех государств - участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Конкретно, они регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание.

В плане наиболее эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних обращается внимание на специальную подготовку сотрудников полицейских органов, а в крупных городах признается целесообразность создания специальных подразделений полиции по борьбе с преступностью подростков (п. 12.1).

5. «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы») (приняты на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.). Принципы разработаны на Международном совещании экспертов в г. Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в марте 1988 г., поэтому получили название - «Эр-Риядские».

Данный правовой документ определяет, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.

С учетом норм международного права и общих принципов предупреждения делинквентного поведения подростков в Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, составляющие юридический базис профилактической деятельности соответствующих субъектов государственной системы.

Важным этапом стало принятие Указа Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338. Данный нормативный акт заложил основу для развития российского законода-

тельства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Впоследствии общественные отношения в данной сфере стали регулировать правовые нормы, содержащиеся в Федеральных законах «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, Указе Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» от 1 сентября 2009 г. № 986.

Отдельные аспекты правового статуса несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации и вопросы его реализации отражены в Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, Федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ, «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 272-ФЗ и других.

Нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних, а также о содержании их под стражей закреплены соответственно в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации, а также Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ.

К правовым актам, содержащим нормы, регламентирующие применение мер административной ответственности к несовершеннолетним, относятся Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), который является основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) в административном праве и нормы которого распространяются как на физических, так и на юридических лиц, и законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Законодатель занимает однозначную позицию в оценке возраста, и возможности привлечения лица, достигшего 16-летнего возраста, к ответственности за административные правонарушения. В отличие от уголовной ответственности для административной характерна ключевая особенность правового статуса несовершеннолетних: представлять и защищать их интересы, фактически отвечать за совершенные детьми деликты призваны родители или иные законные представители. Тогда как речь должна идти именно о личной ответственности индивидуума и о применении к нему в необходимых случаях мер государственного принуждения [5, с. 24-28].

Во исполнение Конвенции ООН о правах ребенка в 1999 году был принят Федеральный закон № 122 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором впервые с учетом международного опыта заложены новые подходы решения проблем борьбы с подростковой преступностью на государственном уровне. Существовавшая ранее система предупреждения преступности несовершеннолетних должна была быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, социально-правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам. Однако существующее до сих пор влияние советской системы профилактики правонарушений негативно сказывается на результатах этой деятельности, остро ощущается недостаток качественного правосудия по делам несовершеннолетних.

Таким образом, множественность отраслевых нормативных актов, регулирующих отдельные виды прав детей, и, как следствие, имеющиеся пробелы в законодательстве, коллизии отраслевых норм, разночтения, свидетельствуют об отсутствии комплексной правовой защиты рассматриваемой категории граждан и необходимости подготовки и принятия единого документа о правовом статусе ребенка как носителя субъективных прав и обязанностей, включая их процессуальную составляющую. И начинать нужно с законодательной формулировки понятия «ребенок», которое связано с понятиями «несовершеннолетний», «подросток», «дети», имеющими иные содержательные аспекты.

Особое место в сфере реализации мер защиты прав граждан принадлежит судам. Вопрос о целесообразности создания в нашей стране системы ювенального судопроизводства неоднократно обсуждался на государственном уровне с привлечением ученых и практиков, что связано, безусловно, с появлением новых форм девиантного поведения несовершеннолетних, достаточно высоким уровнем криминализации подростковой среды. Кроме того, положение о формировании ювенальной юстиции было включено в Концепцию судебной реформы в Российской Федерации 1991 г. Но, несмотря на наличие разработанных законопроектов о ювенальной юстиции, вопрос о внедрении данной системы остается открытым.

Отметим, что рассматриваемый правовой институт не является для России новеллой. Прообразом этих судов изначально выступали учрежденные при Екатерине II Совестные суды. С 1910 г. до 1917 г. в стране действовало несколько специализированных судов по делам несовершеннолетних. Перед этими судами ставились больше педагогические, а не карательные задачи, был предписан особый порядок судопроизводства, с обязательным привлечением родителей, попечителей, опытных педагогов и других общественных институтов. Российская модель ювенальной юстиции начала XX в. оценивалась как весьма перспективная, даже по сравнению с зарубежными моделями.

Если рассматривать международный опыт становления и развития ювенальных судов, то нужно сказать, что международное сообщество через специализированные суды и социальные службы достаточно давно и успешно использует различные технологии юве-нальной юстиции для работы с так называемыми «трудными» семьями и подростками. С организационной точки зрения в мировой практике выделяются два варианта становления системы ювенальной юстиции:

первый связан с формированием автономных самостоятельных судов (США, Канада, Бельгия, Франция); второй предусматривает наличие специальных составов в рамках судов общей юрисдикции (Германия, Австрия, Португалия). Положительный опыт зарубежных стран, безусловно, может быть использован при реформировании судебной системы России с учетом наших исторических и национальных особенностей.

Исходя из международных требований, правосудие, осуществляемое в отношении детей, должно иметь свою специфику, а именно: учитывать особенности психофизического развития субъектов ответственности и особенности применяемых к ним мер. Это предопределяет наличие, во-первых, материальных и процессуальных правовых норм, закрепляющих порядок привлечения несовершеннолетних к юридической ответственности, во-вторых, наличие специальной квалификации (дополнительной психологической и педагогической подготовки) у судей, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних.

Анализ материальных и процессуальных уголовно-правовых норм позволяет говорить о том, что уголовная ответственность несовершеннолетних рассматривается как самостоятельный уголовно-правовой институт. Так, глава 14 Уголовного кодекса РФ закрепляет особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, которые выражаются в наличии специального перечня наказаний, применяемых к несовершеннолетним с учетом тяжести преступления, обстоятельств его совершения, социального положения несовершеннолетнего, возможности использования реабилитационных мер. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит специальную главу - «Производство по уголовным делам в отношении не совершеннолетних», в которой предписано обязательное исследование личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст.421), установлен порядок задержания несовершеннолетнего подозреваемого, иных процессуальных действий (ст. 423-425), определены вопросы, подлежащие разрешению судом при постановлении приговора несовершеннолетнему (ст.430), условия освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и освобождения от наказания с направлением в специальное воспитательное учреждение (ст.431, 432).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ не содержит отдельных положений, касающихся исполнения наказаний, назначенных несовершеннолетним осужденным, но наряду с общими нормами закрепляет особенности исполнения наказаний указанными субъектами, например, особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях (гл. 17).

Более сложная ситуация сложилась с закреплением и реализацией института административной ответственности несовершеннолетних.

По общему правилу к административной ответственности привлекаются физические лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения, 16-летнего возраста (ч. 1 ст.2.3 КоАП РФ). Однако до сих пор ведутся активные дискуссии теоретиков и практиков о снижении возраста административной ответственности с 16 до 14 лет, с момента получения паспорта гражданина РФ, что корреспон-

дируется с гражданским, уголовным и трудовым законодательством.

Если права и обязанности совершеннолетних граждан как участников производства по делам об административных правонарушениях достаточно прозрачны, то специфика статуса несовершеннолетнего участника этого производства пока законодательно не закреплена.

Норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ и оцениваемая в контексте ст. 22.1 и 23.2 КоАП РФ, относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений.

Исключением из данного правила является то обстоятельство, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также об административных правонарушениях в области дорожного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передают его в комиссию.

Однако качественная характеристика правоприменительной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав КДН и ЗП) не всегда находится на высоком уровне, правовой статус самих комиссий законодательно не определен, устаревшая нормативная база не позволяет адекватно реагировать на противоправные деяния несовершеннолетних, а административное судопроизводство, провозглашенное Конституцией РФ, осуществляемое в отношении несовершеннолетних правонарушителей, практически отсутствует. По нашему мнению, нужно изменить вектор полномочий КДН и ЗП, связанных с профилактикой противоправных деяний несовершеннолетних и координацией деятельности других субъектов системы профилактики, в сторону обеспечения, защиты прав и интересов несовершеннолетних, уменьшить объем их юрисдикционных полномочий.

Законодатель допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120 примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством РФ. Однако принятые Правительством РФ постановления № 272 от 6 мая 2006 г. «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и № 995 от 6 ноября 2013 г. не содержат перечня мер принудительного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям. По смыслу ч. 2 ст. 2.3. Ко-АП РФ федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних должна быть предусмотрена альтернатива административным наказаниям - меры принудительно-воспитательного характера. Многие комиссии субъектов Федерации восприняли меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 г., в качестве

мер, заменяющих административные наказания (например, ст. 9 Закона г. Москвы от 27 апреля 2001 г. № 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»; ст. 12 Закона Пермской области от 5 сентября 2005 г. № 2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»).

Сопоставление данных мер с видами административных наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетним, показывает, что две из них совпадают с существующими видами административных наказаний - предупреждение (п. «б» ст. 18 Положения, ст. 3.4 КоАП РФ), штраф (п. «д» ст. 18 Положения, ст. 3.5. КоАП РФ). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП РФ), но законодателем не определен порядок такого взыскания (эта обязанность обоих родителей в равном соотношении от суммы штрафа или только одного, кто из родителей должен оплатить штраф, если они находятся в разводе и т.п.). [1, с. 52-55]

Как показывает практика, в реализации института административной ответственности несовершеннолетних роль судов минимальна, но передача полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних судьям позволила расширить спектр применяемых к ним административных наказаний (например, лишение права управления транспортным средством, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения и других).

Поэтому, на наш взгляд, представляется приоритетным выделение норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних, в отдельную главу КоАП РФ, в которую необходимо включить виды административных наказаний и порядок их применения к несовершеннолетним; определить специфические меры наказания для подростков; освобождение от административной ответственности несовершеннолетних; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних. Также необходимо разработать систему мер воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетних и включить их в КоАП РФ, т.к. меры, применяемые к несовершеннолетним, должны преследовать, прежде всего, цель исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений и преступлений.

Таким образом, формирование в России системы ювенального судопроизводства обусловлено международными обязательствами Российской Федерации, наличием правовых основ функционирования отдельных элементов ювенальной юстиции и сложившей социально-экономической ситуацией в стране.

Современная судебная система нуждается в реформировании, т.к. в действующей системе подсудности не выделяется отдельная категория дел несовершеннолетних, что позволяет, например, одному и тому же судье отправлять правосудие как в отношении совершеннолетних граждан, так и в отношении подростков, причем по разным вопросам. Однако в силу большой загруженности судьи не всегда всесторонне и полно выясняют причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения несовершеннолетними, сама процедура не во всех случаях оказывает на ребенка нужное воспитательное воздействие, теряется эффективность применяемых мер.

Следует согласиться с мнением о необходимости принципиального совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних и создания в нашей стране полноценной системы ювенального судопроизводства, основанной на не карательном подходе к несовершеннолетним правонарушителям, а на воспитательном и реабилитационном [3, с. 61]

Представляется, что специализированные ювеналь-ные суды должны иметь комплексную юрисдикцию в соответствии с международными стандартами и имеющегося российского опыта ювенального судопроизводства.

Библиографический список

1. Биткова Л.А. Вопросы совершенствования законодательства об административной ответственности несовершеннолетних // Актуальные проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности: Материалы научно-практической конференции. 30 мая 2013 года, Москва / Отв. ред. М.А. Штатина. - Москва, РАП, 2014. 204 с.

2. Выступление Рашида Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России, посвященном вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1 июня 2005 года. -NEWSru.com.

3. Давыдов Д.С., Полковников Р.М. Система юве-нальной юстиции в Российской Федерации: ргое1соп)та // Противодействие преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 13 февраля 2015 г.) / под ред. А.И. Бастрыки-на. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 549 с.

4. Остапенко Н.И., Бурлаков В.Н., Пишикина Н.И. Организация деятельности милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие. - М., Академия управления МВД России, 2000. 42 с.

5. Стеблецова Л.А. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних: Монография. -Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2006. 100 с.

РЕЦЕНЗИЯ на научную статью «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних», подготовленную кандидатом юридических наук, доцентом Л.А.Биткова

Научная статья «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних», подготовленная кандидатом юридических наук, доцентом Л.А. Битковой, рецензентом прочитана и изучена.

Тема научной статьи актуальна с теоретической точки зрения и имеет большое научно-практическое значение для правоохранительной и судебной деятельности.

Статья посвящена проблемам организации и деятельности судебных органов власти при осуществлении правосудия по уголовным и административным делам с участием несовершеннолетних. С учетом позиций ряда судов и их представителей автором выработаны определенные выводы и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Предложения автора отмечаются новизной и достаточной аргументированностью, опираются на глубокое изучение научных трудов по рассматриваемой проблематике.

Положения статьи представляют интерес, как для юридической науки, так и для практических работников правоохранительных органов и судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.