2.5. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В РОССИИ
Кияшко Дмитрий Анатольевич, Российский государственный социальный университет, факультет юриспруденции и ювенальной юстиции, кафедра теории и истории государства и права, аспирант Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье подробно рассматривается вопрос воссоздания ювенальной юстиции в России. Речь идет не только о системе судебных органов, но и о ряде сопутствующих подразделений и служб, например, создание службы пробации для несовершеннолетних как неотъемлемой части полноценной системы правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Отдельное внимание уделяется подготовке и назначению судей и помощников судей. Судьи, специализирующиеся на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних и внедряющие в уголовное судопроизводство ювенальные технологии, должны использовать знания не только в области права, но и знания детской психологии, педагогики, криминологии, виктимологии, конфликтологии, взаимодействуя со специалистами - психологами, педагогами, социальными работниками органов социальной защиты населения. Сегодня развитие ювенальной юстиции является у нас точкой приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества.
Ключевые слова: ювенальная юстиция, несовершеннолетний, судья, преступления несовершеннолетних, защита прав ребенка
JUVENILE JUSTICE AND ITS PERSPECTIVES IN RUSSIA
Kiyashko Dmitry, Russian State Social University, faculty of law and juvenile Justice, department of theory and history of state and law, graduate student
Annotation: The article discusses in detail reconstruction of juvenile justice in Russia. It is not just about the judiciary, but also a number of related departments and services, such as the establishment of probation services for juveniles as an integral part of the full system of justice for minors in conflict with the law. Special attention is paid to training and appointment of judges and assistant judges. Judges who specialize in cases involving minors and im-plementers in the juvenile criminal justice technology, must use knowledge not only in law but also knowledge of child psychology, pedagogy, criminology, victimology, conflict resolution, working with professionals - psychologists, educators, social workers social security authorities. Today, the development of juvenile justice is in our point of force application of legislative, executive and judiciary, local government, various civil society institutions. Keywords: juvenile justice, juvenile judge, juvenile crime, the protection of child rights
В настоящий момент в России отсутствует автономная ювенальная юстиция. Однако специализированная система правосудия по делам несовершеннолетних существовала в дореволюционной России и показала свою эффективность. Поэтому при реформировании правосудия в настоящее время речь может
идти не о создании, а о восстановлении ювенальной юстиции с учетом исторического опыта и современных преобразований.
Надлежащее функционирование ювенальной юстиции невозможно вне специальной системы, обеспечивающей ее деятельность. Намечается тенденция к изменению характера правосудия в отношении несовершеннолетних, постепенно утрачивающего элементы правосудия карательного и приобретающего элементы правосудия восстановительного.
На рассмотрение ювенальных судов можно было бы передать не только дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, но и дела о некоторых преступлениях, предусмотренных главой 20 УК («Преступления против семьи и несовершеннолетних»)[3].
Полномочия ювенальных судов, конечно же, не должны ограничиваться только лишь рамками уголовного судопроизводства. Специализированным судам по делам несовершеннолетних можно было бы передать на рассмотрение:
• гражданские дела (по которым, так или иначе, затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних);
• дела об административных правонарушениях;
• а также все те вопросы, которые относятся к компетенции судов по Закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Вместе с тем, уголовные дела об особо тяжких преступлениях, видимо, следовало бы передать на рассмотрение в областные (и равные им по уровню) суды. В этих судах для этих целей можно было бы создать специализированный состав по рассмотрению с участием присяжных заседателей уголовных дел в отношении несовершеннолетних. При этом следовало бы откорректировать действующую в России модель суда присяжных в части, касающейся порядка разрешения вопроса о наказании. При этом можно было бы использовать опыт Франции и Дании.
Проблема специализации работников аппарата суда в настоящее время заключается в том, что на должность помощника судьи (в силу соответствующих требований) мы можем назначить лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование.
В настоящее время, как в научной литературе, так и в средствах массовой информации на протяжении последних нескольких лет при обсуждении вопросов совершенствования правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних (ювенальной юстиции), обсуждается необходимость создания службы пробации для несовершеннолетних как неотъемлемой части полноценной системы правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.
Совершенствование работы судей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях и материалы о правонарушениях несовершеннолетних, применение при отправлении правосудия самых современных ювенальных технологий теряет всякий смысл, если нет преемственности в работе с несовершеннолетним суда и органов, исполняющих судебное решение.
Судьи, специализирующиеся на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних и внедряющие в уголовное судопроизводство ювенальные технологии, используют знания не только в области права, но и детской психологии, педагогики, криминологии, викти-мологии, конфликтологии, взаимодействуют со специалистами - психологами, педагогами, социальными работниками органов социальной защиты населения.
Кияшко Д.А.
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В РОССИИ
В судебном заседании при рассмотрении дела о преступлении, совершенном несовершеннолетним, судом тщательно исследуются личность несовершеннолетнего и условия его жизни и воспитания, влияние на него старших по возрасту лиц, в первую очередь, положительное влияние на подростка его родителей, причины совершения преступления, устанавливается, какие меры индивидуальной профилактической работы следует провести с данным подростком и какую помощь после суда необходимо оказать ему и его семье для преодоления негативных последствий совершенного преступления, с тем, чтобы исключить повторное совершение преступлений.
Сегодня в России суды, использующие ювенальные технологии и учитывающие при отправлении правосудия по делам в отношении несовершеннолетних правонарушителей общепризнанные принципы и нормы международного права, принимают не карательные, а гуманные меры, направленные на наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, предупреждение рецидива, стремятся к назначению несовершеннолетним наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
В этих условиях крайне важно, чтобы гуманизм государства в сфере уголовной политики не был воспринят подростком как безнаказанность, чтобы использовались новые формы работы с такими подростками, новые по содержанию формы и методы профилактической работы с ним после суда.
В частном постановлении, вынесенном по результатам судебного разбирательства дела о преступлении несовершеннолетнего в соответствии с ч.4 ст.29 УПК РФ, суд указывает органам и службам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на необходимость проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним после суда в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№12-ФЗ от 24.06.1999 г.).
Такая индивидуальная профилактическая работы, призвана способствовать социально-педагогической коррекции поведения подростка, защите его прав и интересов и предупреждению самой возможности совершения этим подростком повторных преступлений в будущем. Но такая индивидуальная профилактическая работа с подростком органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений проводится только до достижения им возраста 18 лет.
Главным координирующим органом в работе этих служб являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). При этом уголовно-исполнительные инспекции, по закону, не входят в систему органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
По достижении совершеннолетия осужденный автоматически снимается с учета КДНиЗП, «отвечающей» за проведение с осужденным индивидуальной профилактической работы и оказывается один на один со своими проблемами ( сложности в получении образования, получении профессии, трудоустройстве, получении психологической помощи и т.п.).
Несовершеннолетний, осужденный к наказанию, которое отбывается в обществе, после суда оказывается под контролем уголовно-исполнительной инспекции, которая в соответствии с действующим в настоящее время законодательством не может в полной мере соответствовать целям правосудия в отношении несо-
вершеннолетних, установленным «Пекинскими правилами»: способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи.
Опросы показывают, что лишь 7 процентов взрослого населения знают о ювенальной юстиции. Уже это озадачивает: сможет ли выделение ювенальной юстиции из общей системы правоохранительных органов обеспечить соблюдение особого порядка работы с несовершеннолетними, предоставит ли им дополнительные гарантии их прав? Есть много «за» и «против». Даже сейчас представленные элементы ювенальной юстиции из опыта Англии были нами однозначно приняты, потому что сказывается наша ментальность. И все же в этой ситуации очень важно прислушиваться к аргументам «против», чтобы происходящее не приводило к разрушению института семьи. Видимо, вводить ювенальную юстицию в нашу жизнь необходимо постепенно, и как можно в более оперативном порядке снимать спорные вопросы.
Мы очень часто употребляем понятия - "нормальное воспитание", "нормальное развитие" - то, что законодательством не определено. И в силу этого нуждающимися в помощи государства может оказаться достаточно широкий круг детей.
Очевидно, все будем едины в том, что забирать ребенка из семьи можно только в исключительных случаях и только после проведения социальной, психологической реабилитационной помощи. У жестокости и насилия много форм, в том числе довольно «цивилизованных», которые не оставляют синяков и ссадин на теле ребенка, но оставляют глубокие следы и травмы в его психике. Такие семьи никому и в голову не придет проверять, окружающие считают их вполне благополучными.
Сегодня развитие ювенальной юстиции является у нас точкой приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества. В ювенальной юстиции есть два основных направления - работа с несовершеннолетними правонарушителями и защита прав ребенка. Если говорить о юных правонарушителях, то с тем, что их дела надо рассматривать отдельно, можно было бы и не сомневаться. Юного нарушителя, конечно, лучше попытаться исправить, чем отправлять в тюрьму. Но существует при этом опасность, чтобы не возникало чувство безнаказанности. Получается порой, что, с одной стороны, если такого подростка строго наказать, он все равно не исправится, с другой - если ему дать условный срок, им тоже никто не занимается. В России не прописаны механизмы исполнения наказания несовершеннолетних, практически отсутствует система обязательных работ для подростков.
Но все же главным стремлением в нашем обществе должна стать крепкая семья с доверительными отношениями и взаимным уважением. Тогда и не потребуются никакие рассуждения о ювенальной юстиции. А будут работать разнообразные ювенальные технологии.
На уголовно-исполнительные инспекции возложен контроль за исправлением несовершеннолетних, отбывающих наказание в обществе, но нет полномочий по проведению с несовершеннолетними реабилитационных мероприятий, по социальному сопровождению и оказанию помощи в ресоциализации.
Практика работы судов Ростовской области и других регионов России по ювенальным технологиям показала, что проблемы совершенствования правосудия в
отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, не ограничиваются только рамками совершенствования уголовно- процессуальной деятельности судов. Одним из важнейших звеньев правосудия в отношении несовершеннолетних, непосредственно реализующих его цели, является система исполнения наказаний. По нашему мнению, необходимо изменение уголовно-исполнительного законодательства, которое видится в создании службы пробации для несовершеннолетних.
Пробация - т.е. уголовный надзор (уголовная опека), термин, пришедший к нам из западных правовых систем. В западных правовых системах служба пробации отделена от пенитенциарной службы (т.е. тюремная система - отдельно, служба пробации - отдельно)[1]. Пенитенциарная система занимается исполнением наказания в виде лишения свободы (тюрьмы). Пробация - ориентирована не просто на контроль за осужденными к наказаниям, которые отбываются в обществе, но и на помощь в социальной адаптации, реабилитации, включая меры по трудоустройству, оказанием помощи в обеспечении жильем (например, наличие специальных общежитий), прохождение осужденными различных программ психологической коррекции и реабилитации, назначенных судом. При этом следует отметить, что практически во всех европейских странах, а также в Канаде и США, в структуре службы пробации обязательно имеется специализация по осуществлению уголовного надзора за несовершеннолетними. Опыт законодательного регулирования, меры организационного характера и подготовки сотрудников службы пробации в зарубежных странах, особенно в наиболее близких к нам исторически с точки зрения правовых систем (например, Латвии и Эстонии)[2] может оказаться чрезвычайно полезным при решении аналогичных проблем у нас в стране.
Список литературы:
1. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть/ Под ред. и предисл. И.Д. Козочкина.- М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, стр.200.
2. Обзор законодательства скандинавских и балтийских стран по службе пробации (уголовному надзору). Серия «Права человека». - СПБ. Составитель -Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль», 2005.
3. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-Ф3.
РЕЦЕНЗИЯ
В данной научной статье автором рассматривается ряд актуальных вопросов по ювенальной юстиции, надо заметить, что в России на сегодняшний день отсутствует автономная ювенальная юстиция, однако этот вопрос активно обсуждается в ученой среде.
Статья имеет теоретическую и практическую значимость. На сегодняшний день суды, которые используют ювенальные технологии, принимают не карательные, а гуманные меры, направленные на наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, предупреждение рецидива, стремятся к назначению несовершеннолетним наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Что способствует благоприятному воздействию на дальнейшее осознание несовершеннолетним своих деяний и социальную реабилитацию в обществе.
В этих условиях крайне важно, чтобы гуманизм государства в сфере уголовной политики не был воспри-
нят подростком как безнаказанность, чтобы использовались новые формы работы с такими подростками, новые по содержанию формы и методы профилактической работы с ним после суда.
В конце работы автором делаются выводы, которые могут быть полезны в практическом применении. В частности, создание службы пробации для несовершеннолетних, которая ориентирована не просто на контроль за осужденными к наказаниям, которые отбываются в обществе, но и на помощь в социальной адаптации, реабилитации, включая меры по трудоустройству, оказанием помощи в обеспечении жильем, прохождение осужденными различных программ психологической коррекции и реабилитации, назначенных судом.
Научная статья Кияшко Д.А. "Ювенальная юстиция и ее перспективы в России" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья рекомендована к публикации в открытой печати.
Кафедра теории и истории
государства и права РГСУ, доцент,
к.ф.н. А.И. Толстая