Научная статья на тему 'Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов'

Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2038
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОНВЕНЦИЯ / JUVENILE / INTERNATIONAL STANDARDS / CONVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

В рамках данной статьи рассматривается вопрос о толковании термина «международные стандарты» и его применение в отношении существующих норм международного права и национального законодательства, применяемые в отношении несовершеннолетних. Проанализированы такие документы, как: Конвенция ООН о правах ребенка; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; УК РФ; Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International standards of treatment with juvenile offenders. Terminological problems. Review of main regulatory legal acts

The issue on interpretation of the term 'international standards' and its application referring to existing international law and national legislation norms, applied to juvenile offenders. Author performed analysis of the following documents: UN Convention on child's rights; UN minimum standard rules concerning administration of justice referring to juvenile offenders; Criminal Code of RF; RF Federal law on prophylaxis of neglect and juvenile delinquency; etc.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов»

ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

© Садовникова М. Н., 2005

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ: НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБЗОР ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Для понимания международных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями, необходимо, прежде всего, определиться с основной терминологией в этой сфере. Это связано с тем, что международные документы крайне непоследовательны в терминологии, что, конечно, зависит ещё и от перевода этих документов на национальные языки и от различного значения некоторых юридических терминов в различных правовых системах, но многие понятия важны, так как, например, определяют целевую группу, на которую они распространяются.

Международные стандарты - это общепринятые в мировом сообществе нормы, т. е. правила поведения. По определению Л. И. Беляевой, международные стандарты - это «правила, выработанные усилиями международного сотрудничества учёных и практиков, юристов и педагогов, медиков и психологов»1. Думается, что такой подход является достаточно узким, рассмотренным с точки зрения субъектов становления этих правил. Принципиально важным является то, что стандарты должны быть закреплены в каких-то международных документах, а также быть общепринятыми мировым сообществом. «Понятие стандарты в области прав человека означает обязательные требования, нормы, закрепленные в международных актах...»2 Необходимо добавить, что международные стандарты могут быть закреплены как в международных актах, имеющих обязательную юридическую силу для государств, подписавших их, так и в рекомендательных нормативно-правовых актах. Так, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод имеет обязательную юридическую силу, но и нормы Всеобщей Декларации прав человека на сегодняшний день являются признанными мировым сообществом и их ценность не зависит от юридической силы данного документа. «.Так, известно, что Всеобщая декларация прав человека, не является юридически обязательным документом, однако права человека, зафиксированные в ней, являются ярким примером стандартов.»3 Таким образом, международные стандарты, закреплённые в различных документах могут иметь разную юридическую силу, которая не всегда отражает их ценность для мирового сообщества.

Существует ещё один термин, который существенен с точки зрения рассмотрения заявленной тематики - «несовершеннолетний».

В правовых системах разных государств существуют свои подходы к пониманию термина

«несовершеннолетний», причём дефиниции часто имеют принципиальное различие. Так, например, в российском уголовном законодательстве несовершеннолетними признаются лица «.которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет»4; в гражданском праве различают термин «малолетний», который относится к лицам в возрасте до 14 лет; «Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста»5; Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в статье 1 определяет, что «ребёнок - это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)», а Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 года, содержит понятие «несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет».

Таким образом, можно сделать вывод, что по российскому законодательству понятия «несовершеннолетний», «ребенок», а соответственно и собирательное понятие «дети», являются идентичными и относятся к возрастной категории до восемнадцати лет, за исключением ситуаций, когда напрямую в Законе оговариваются иные возрастные границы.

Однако понятия «несовершеннолетний», «ребенок» не во всех странах являются тождественными. Так, по польскому законодательству (ст. 1 Закона о производстве по делам несовершеннолетних от 26 октября 1982 г.) несовершеннолетними признаются молодые люди в возрасте от 21 года, по отношению к которым осуществляются исправительные или воспитательные меры6. Т. е уже в самом термине идёт речь о статусе несовершеннолетнего как правонарушителя, т. о. в Польше несовершеннолетними называют детей, которые по закону признаются правонарушителями. Кроме того, различаются и возрастные границы - в Польше, касаемо правонарушителей, возрастная граница поднята до 21 года, что вполне оправданно. Если коснуться тех определений, которые используют психологи, педагоги, то здесь разнообразие огромное, зависящее чаще всего от возрастных границ: юноша, молодой человек, ребёнок, подросток и т. д.

Конвенция ООН о правах ребёнка в статье первой закрепляет, что «. ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достиг совершеннолетия ранее» . Сама Конвенция содержит и собирательный термин «дети». Что касается возраста, то он, с одной стороны, является универсальным - 18 лет, но с другой стороны норма одновременно закрепляет некую гибкость подхода, которая связана, конечно, с признанием суверенитета государства - если по национальному законодательству совершеннолетие ребёнка наступает ранее, то Конвенция не распространяется на него. Другие международные документы, которые существуют в области несовершеннолетия, не содержат определения возрастных границ. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних не устанавливают конкретный возраст для определения целевой группы, но в правиле 2. 2. а закрепляют, что для целей настоящего документа «несовершеннолетним является ребёнок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечён за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому»8. Вызывает сомнение определение в пункте 2. 2. с «несовершеннолетнего правонарушителя», под которым понимается ребёнок или молодой человек, который подозревается в совершении правонарушения или совершил его. И если применение к тем, кто уже совершил преступление, термина «правонарушитель» выглядит справедливо (хотя, как будет указано ниже, возможно не совсем педагогично), то по отношению к тем, кто только ещё подозревается в совершении, выглядит явным нарушением презумпции невиновности, которая закреплена

большинством международных документов, имеющих обязательную юридическую силу. В «Руководящих принципах», принятых в Эр-Рияде, также отсутствует возрастное определение, однако отмечается, что их следует толковать и применять в расширительном контексте других документов, по отношению к возрастным границам это предполагает, что брать за основу необходимо максимально определённый возраст. Таким образом, международные стандарты используют понятие ребёнок, дети, которые относятся к лицам в возрасте до 18 лет, если по национальному законодательству их совершеннолетие не наступило ранее, и говорят о несовершеннолетнем, как о ребёнке, который совершил правонарушение.

Ещё один момент связан с различием в терминах правонарушитель и преступник. Когда мы говорим о международных стандартах обращения с несовершеннолетними правонарушителями, то используем именно термин «правонарушитель», что вызвано его более широким значением по сравнению с понятием «преступник». Необходимо отметить также, что Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (принятые в Эр-Рияде) в пункте 5^ содержат решительное преду-

преждение «... что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «нарушителя», «правонарушителя» или «начинающего правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей»9. Действительно, необходимо отметить так называемый эффект стигментации или «клеймения», наличие которого отмечают и психологи, и педагоги, и юристы практики. Справедливо будет отметить некоторую непоследовательность в данном вопросе, так как сам данный нормативноправовой акт, распространяя своё действие на всех детей, в самом названии содержит термин «преступность среди несовершеннолетних».

Еще один вопрос, необходимый для уяснения с точки зрения международных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями - это вопрос возраста уголовной ответственности. Стандарты в области несовершеннолетия не содержат четкого определения минимального возраста уголовной ответственности несовершеннолетних. Конвенция ООН о правах ребенка в ст. 40. 3 требует, чтобы государства-участники стремились к установлению минимального возраста уголовной ответственности на таком уровне, «... ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законода-тельство»10 «Пекинские правила» содержат дополнительный принцип: «нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной, интеллектуальной зрелости» (правило 4. 1.). При этом в Комментарии к данному правилу подчеркивается, что «. использование современного подхода заключается в определении способности ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические аспекты, то есть в определении возможности привлечения ребенка, в силу индивидуальных особенностей его или ее восприятия и понимания, к ответственности за явно антиобщественное поведе-ние...»11 Таким образом, международные акты указывают, что, по крайней мере, при установлении минимального возраста уголовной ответственности необходимо руководствоваться ни мнением общественности, ни существующими в обществе традициями, ни политическими инсинуациями, а данными медицинских и социопсихологических исследований.

Среди государств-членов ООН самым минимальным возрастом уголовной ответственности является возраст в семь лет, при этом данной возрастной границы придерживается большинство государств (Австралия: Тасмания, Бангладеш, Белиз, Иордания, Ирландия, Кипр, Кувейт, Ливан, Пакистан, Тайланд и др.). Возраст восемь лет установлен в Соединенном королевстве (Шотландия), в Шри-Ланка; девять лет -Ирак, Филиппины, Эфиопия; десять лет - Австралия (большинство штатов), Непал, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и др.; двенадцать лет - Канада, Марокко, Корея, Уганда, Ямайка; тринадцать лет - Алжир, Бенин, Гвинея, Мадагаскар, Польша, Сенегал, Тунис, Франция; четырнадцать лет - Болгария, Венгрия, Вьетнам,

Германия, Италия, Китай, Ливия, Российская Федерация, Румыния, Словения, Югославия, Япония и др.; пятнадцать лет - Египет, Исландия, Норвегия, Перу, Швеция и др.; шестнадцать лет -Азербайджан, Аргентина, Беларусь, Боливия, Испания, Монголия, Украина, Чили и др.; восемнадцать - Бельгия, Колумбия, Мексика, Панама, Уругвай и др.

В некоторых странах минимальный возраст уголовной ответственности не установлен, что в принципе позволяет привлекать ребенка к уголовной ответственности с любого возраста. В большинстве государств возраст уголовной ответственности установлен, однако законодательное закрепление возрастных границ не всегда дает представление о реагировании государства на правонарушения несовершеннолетних. «Получить четкие данные о минимальном возрасте, установленном в разных странах, на удивление трудно. В частности, за одним таким «возрастом» иногда скрывается другой, иными словами официальный минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности оказывается выше возраста, по достижению которого малолетний правонарушитель может столкнуться с системой правосудия.». 12 Например, во Франции такой минимальный возраст - 13 лет, но дети в возврате от 10 до 12 лет могут предстать перед ювенальным судьей, хотя он вправе налагать лишь меры воспитательного характера или надзора. Таким образом, часто формально, де-юре, государства определяют в своем законодательстве возрастную границу, по достижении которой несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности. На практике же существуют системы, которые, реагируя на совершенное несовершеннолетним правонарушение, не зависимо от возраста (или до возраста достижения уголовной ответственности) применяют меры, либо мало, либо вообще не отличающиеся по сути своей от наказания. Например, в Гватемале, где минимальный возраст уголовной ответственности 18 лет, но ребенок младше этого возраста за правонарушение может на длительный срок быть помещен в «общественно-воспитательное» исправительное учреждение.

С другой стороны, в некоторых государствах, хотя и установлен минимальный возраст уголовной ответственности на достаточно низком уровне, однако к ребенку применяться могут лишь воспитательные меры, не связанные с изоляцией от общества. Например, в Шотландии, где установлен один из самых низких минимальных возрастов уголовной ответственности - восемь лет, существует так называемая прогрессивная система слушаний по делам несовершеннолетних, которая позволяет ребенку вплоть до 16 лет (за исключением ситуаций совершения тяжких преступлений) избежать контакта с формальной системой правосудия и нацелена на меры, не связанные с лишением свободы13.

В российском уголовном законодательстве несовершеннолетними признаются лица,

«. которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет»14. Таким образом минимальным возрастом уголовной ответственно-

сти в нашем государстве признается возраст четырнадцати лет. Говоря о возрасте уголовной ответственности в российском законодательстве, невозможно не упомянуть сам термин уголовная ответственность. И, несмотря на многочисленные дискуссии в отечественной науке, само понятие уголовной ответственности имеет определенную ясность: «традиционно в уголовно-правовой литературе уголовная ответственность трактуется как обязанность лица ответить за совершенное преступление, и связывается с неблагоприятными (негативными) последствиями для лица, совершившего преступление15. Основание уголовной ответственности закреплено в ст. 8 УК РФ: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Таким образом, если деяние, совершается так называемым «несубъек-том», т. е. лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, то оно не содержит такого элемента состава преступления, как субъект и не может быть признано преступлением. Данный подход был бы совершенно ясен, если не касаться двух моментов. Во-первых, содержания уголовной ответственности. Если рассматривать содержание уголовной ответственности, как обязанность подвергнуться определенному принудительному воздействию со стороны государства, то таковая обязанность возникает и в том случае, если деяние, совершается так называемым «не-субъектом». В соответствии со статьей 15 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 года, лица в возрасте от 11 до 18 лет могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно-опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Во-вторых, на практике помещение в так называемые «спецшколы» мало, чем отличается от помещения несовершеннолетнего в воспитательные колонии. Кроме того, в соответствии с выше указанным Законом несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, влекущее административную ответственность до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, или совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности можно поместить в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. В данном случае речь идет о карательном государственном реагировании на поведение несовершеннолетнего не достигшего ни возраста уголовной ответственности, ни возраста административной ответственности, при этом не устанавливается минимальный возраст, по достижению которого можно помещать несовершеннолетнего в данное учреждение.

Комитет по правам ребенка в своих Заключительных замечаниях по докладам государств постоянно указывает на желательность установления минимального возраста уголовной ответ-

ственности на как можно более высоком уровне. В частности подвергаются критике государства, в которых такой возраст установлен на уровне 10 лет или ниже16.

С другой стороны, главную озабоченность в связи с установлением возраста уголовной ответственности на слишком высоком уровне вызывает отсутствие гарантий надлежащей правовой процедуры. Чаще всего в государствах, где рассмотрением дел, связанных с правонарушениями несовершеннолетних, занимаются так называемые внесудебные органы, для них не является обязательным соблюдение уголовнопроцессуальных гарантий, и существует опасение, что сама процедура рассмотрения дел может принять произвольный характер.

Именно поэтому международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями расширяют сферу своего действия. Так, в частности, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы по сфере своего действия охватывают не только учреждения, в которых несовершеннолетние могут находиться в связи с реализацией такого вида наказания, как лишение свободы, но и распространяют свое действие в соответствии с пунктом 11, на все государственные или частные учреждения «.которое несовершеннолетнему не разрешается покидать по собственному желанию...» и в котором он находится «.на основании решения любого судебного, административного или другого государственного органа».

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в п. 3 закрепляют, что правила применяются не только к несовершеннолетним правонарушителям, но и несовершеннолетним, которые могут быть привлечены к ответственности за любой конкретный поступок, не наказуемый в случае его совершения взрослым (так называемые статусные нарушения, о которых речь пойдет ниже), а также в отношении всех несовершеннолетних, в отношении которых принимаются меры по социальному обеспечению и установлению опеки, а также на молодых совершеннолетних правонарушителей.

Во многих странах определенные действия являются наказуемыми в том случае, если их совершают дети, но не являются наказуемыми, если их совершают взрослые. Такие нарушения называют статусными нарушениями. Иными словами конфликт с законом проистекает не из характера самого деяния, а из того, каков статус, совершившего его человека17. Чаще всего такие правонарушения связаны с ситуациями, когда ребенок убегает из дома, бродяжничает, нищенствует, попрошайничает и т. д. В Болгарии, в соответствии с Законом 1958 года, местные внесудебные органы могут помещать детей в возрасте от 8 до 18 лет в «школы трудового воспитания» -т. е. в исправительные заведения, без каких-либо гарантий надлежащей правовой процедуры за такие незначительные проступки, как бродяжничество и «беспризорный образ жизни». В Кении «тремя наиболее распространенными правовыми основаниями для помещения детей в дома предварительного заключения для несовершеннолет-

них являются «нищенство и бродяжничество», «отсутствие родительского контроля», «попро-шайничество»18. В России Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 года в статье 1 дает определение антиобщественных действий несовершеннолетнего, которые выражаются в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. С юридическое точки зрения понятно, что не все выше перечисленные действия влекут ответственность в случае их совершения взрослыми людьми.

Законодательство, направленное таким образом против несовершеннолетних, все чаще подвергается критике. Как дискриминационное необоснованно «криминализирующее» подобные действия и ситуации19.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних в пункте 56 закрепляют: «В целях предотвращения дальнейшего подрыва репутации, виктимизации и криминализации молодых людей следует принять законодательство, предусматривающее, что действия, не рассматриваемые в качестве правонарушения и не влекущие за собой наказания в случае их совершения взрослыми, не должны рассматриваться в качестве правонарушения и не должны влечь за собой наказания в случае их совершения молодыми людьми».

При рассмотрении вопросов, связанных с международными стандартами обращения с несовершеннолетними правонарушителями необходимо иметь в виду несколько существенных обстоятельств:

1. Несовершеннолетний правонарушитель

- это человек, а значит на него, распространяется действие всех международных актов, касающихся прав человека, а значит на него в равной степени со взрослыми распространяется действие Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие. Безусловным является то, что существуют возрастные ограничения, которые препятствуют, например, в полном объёме реализовывать политические права или право собственности; а также некоторые ограничения, которые могут быть вызваны самим фактом совершения правонарушения.

2. Несовершеннолетний правонарушитель

- это, прежде всего, ребёнок и на него распространяются специальные акты, которые касаются детей - например, Конвенция ООН о правах ребёнка.

3. Несовершеннолетний правонарушитель может оказаться жертвой какой-то определённой ситуации, и тогда на него будут распространяться такие специальные акты, как: Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающийся участия детей в вооружённых конфликтах; Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии; Гаагская Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления: Гаагская конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей; Гаагская конвенция о юрисдикции, применимо праве и сотрудничестве в вопросах родительской ответственности и мерах по защите детей; Конвенция Международной Организации труда №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда и другие.

4. На несовершеннолетнего правонарушителя распространяются специальные акты: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.

Итак, нормативно-правовую базу в области специальных международных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями, о которых речь пойдёт ниже, составляют следующие международные документы:

1. Нормативно-правовые акты, имеющие обязательную юридическую силу в государствах-участниках - это Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 года20. Конвенция принята и открытии для подписания, присоединения и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 42\25 от 20 ноября 1989 г. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Россия, являясь правопреемницей СССР, взяла на себя все его обязательства, а значит и обязанность соблюдать все обязательства, вытекающие из Конвенции ООН о правах ребенка.

2. Нормативно-правовые акты, не обладающие обязательной юридической силой, а являющиеся рекомендациями: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

С юридической точки зрения формами реализации международных стандартов в российском праве является или их непосредственное действие наряду с нормами национального законодательства, или их закрепление в национальном законодательстве. Соотношение международных стандартов и российского законодательства напрямую зависит от юридической силы международного документа, в котором этот стан-

дарт закреплён. Так, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора 1». Таким образом, Конвенция ООН о правах ребёнка является составной частью правовой системы России и если российское законодательство содержит иные стандарты, чем те, которые закреплены в Конвенции ООН о правах ребёнка, то действуют нормы Конвенции. Однако необходимо отметить, что приоритет над нормами международных договоров имеет Конституция, как основной Закон государства.

Что касается норм международных документов, которые имеют рекомендательную силу, то, являясь общепризнанными принципами, они также являются составной частью правовой системы РФ, и «... юридическое значение специализированных стандартов не следует недооцени-вать22», т. к. эти нормы признаны международным сообществом в качестве правил, которые отражают существующее положение в наиболее прогрессивных системах, и чаще всего эти стандарты отражены и в актах обязательной силы, но в более общем аспекте.

По нашему мнению, Конвенция ООН о правах ребенка представляет огромный интерес как международный договор. Во-первых, Конвенция на сегодняшний день является самым массово подписанным международным документом в рамках организации Объединенных Наций. На апрель 2003 года Конвенцию ООН по правам ребенка подписали и ратифицировали все страны - члены ООН, за исключением двух стран -США (подписали, но не ратифицировали), Сомали. 23 Во-вторых, Конвенция ООН о правах ребёнка разрабатывалась более десяти лет и в её разработке приняли участие эксперты из более пятидесяти государств - юристы, психологи, педагоги, медицинские работники. В-третьих, Конвенция разрабатывалась одновременно с тремя нормативно-правовыми актами рекомендательной силы: Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися защиты несовершеннолетних, лишённых свободы; Руководящими принципами ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. И потому Конвенция отражает общие принципы в области правосудия в отношении несовершеннолетних, в области соблюдения прав детей, лишённых свободы, а также в области предупреждения преступности несовершеннолетних, а расширительное толкование эти нормы находят в рекомендательных актах.

Конвенция ООН о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций единогласно. Проект Конвенции был предложен в 1979 году Польшей. Конвенция вступила в силу, после ратификации двадцатым государством 2 сентября 1990 года. В течение десяти лет с 1979 года по 1989 год велись поиски «.формулы, ко-

торая была бы настолько универсальна, чтобы получить одобрение большинства государств с разными политическими и экономическими системами, с разными культурами и религиями (число ратификаций свидетельствует о том, что эта цель была достигнута)»24. Возможно, эта цель была достигнута и благодаря тому, что большинство формулировок, содержащихся в Конвенции имеют обобщенный характер: «государства-

участники принимают все необходимые меры», «все возможные усилия.», «.обеспечивают в максимально возможной степени.»,

«. стремятся содействовать.»,

«. оказывают в случае, если считают это необходимым.». На практике реализация норм Конвенции ООН о правах ребенка осложняется такими общими формулировками.

Государствам при подписании Конвенции ООН о правах ребенка была предоставлена возможность сделать оговорки к любым его положениям, которые они не хотят признать для себя обязательным, при условии, что содержание оговорок не считается противоречащим основному духу и цели этого международного договора. Некоторые страны зарегистрировали оговорки к статьям 37 и 40 Конвенции ООН о правах ребенка. «.В основном оговорка касается пункта «с» ст. 37 Конвенции - это непризнание систематического отделения лишенного свободы от взрослых. Не оспаривая сам принцип, Австралия, Исландия, Канада, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и Швейцария, тем не менее, считают, что существуют ситуации, при которых такое отделение либо неосуществимо (из-за отсутствия условий), либо нецелесообразно (например, сопряжено с необоснованным разлучением ребенка с его семьей. В отношении пункта «а» - обязательство запретить жесткое или унижающие достоинство обращения и наказания - Сингапур сохранил за собой право прибегать к «обоснованному» применению телесных наказаний.»25. По статье 40 Конвенции ООН о правах ребенка Бельгия, Германия, Монако, Нидерланды, Тунис, Франция, Швейцария «. устанавливают ограничения на дела, которые могут быть пересмотрены судами высшей инстанции, а Республика Корея заявила, что она не будет признавать это положение обязательным для себя.»26 Германия и Нидерланды, отметили, что мелкие правонарушения могут рассматриваться в суде без участия адвоката или другого соответствующего лица.

Конвенцию называют Мировой конституцией прав ребенка. Конвенция о правах ребенка - первый международный документ, в котором содержится столь широкий перечень прав ребенка.

Кроме того, Конвенция содержит контрольный механизм за деятельностью государств по соблюдению и реализации норм Конвенции - это Комитет ООН по правам ребенка. Комитет состоит с 2001 года из 18 экспертов (первоначально их было десять, однако в связи с задержками рассмотрения докладов, число экспертов было увеличено), избираемых на 4 года из числа граждан государств-участников.

Государства, подписавшие конвенцию, в соответствии со ст. 44 обязаны через пять лет

(первый доклад подается через два года после подписания) подавать доклад о «.принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав.». Одновременно различные неправительственные организации, общественные объединения могут подавать альтернативные доклады о соблюдении прав детей. Комитет ООН по правам ребенка, на основе информации, полученной от государства (обычно Комитет отправляет государству дополнительные вопросы, на которые также готовят комментарии разработчики альтернативных докладов), из альтернативных докладов подготавливает Заключительные замечания. В 1992 году Россия как правопреемница СССР представила свой первый Доклад, по которому в 1993 году Комитет сформулировал свои Замечания и рекомендации. В 1998 году Россия представила в Комитет второй Периодический государственный доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка. Альтернативный доклад был подготовлен 11 российскими неправительственными организациями27. Заключительные замечания на второй периодический государственный доклад были приняты на двадцать второй сессии Комитета ООН по правам ребенка в октябре 1999 года. В 2003 году Россия представила третий периодический доклад, который был рассмотрен на сессии Комитета ООН по правам ребенка в сентябре 2005 года.

В очередном докладе государство обязано отчитаться о выполнении рекомендаций по предыдущему докладу.

Комитет ООН по правам ребенка на своем заседании в Женеве 23 сентября 1999 года констатировал, что Россия проигнорировала рекомендации Комитета 1993 г. и не выполнила ни одно из этих требований. В этот же день на заседании Комитета Делегация РФ от имени Правительства России официально заявила, что:

1) подготовлены решения Правительства РФ об учреждении в России службы Федерального Комиссара (Уполномоченного) по правам детей и о создании системы общественной инспекции «Без предупреждения» детских учреждений;

2) подготовлено принятие программы «Право ребенка на семью»;

3) подготовлен пакет законодательных предложений по введению в России ювенальной юстиции.

Все выше перечисленные заявления не воплощены в практику до настоящего времени, т. е. и через 6 лет после объявления.

Нарушения прав детей правонарушителей, оказавшихся в сфере уголовного правосудия, вызывают растущую озабоченность во всем мире. Комитет ООН по правам ребенка «.чаще всего подвергает критике именно политику и практику отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.» 8 Комитет отметил имеющиеся в этой сфере проблемы при рассмотрении около двух третей докладов, представленных ему государствами. «.Однако многие страны не считают правосудие в отношении несовершеннолетних своей первостепенной за-

дачей, а реальные аспекты его отправления зачастую скрываются или игнорируются.»29

Необходимо также отметить, что Конвенция ООН о правах ребенка, как и большинство других международных нормативно-правовых актов, содержит минимальный стандарт обращения, в национальном праве государств могут устанавливаться более высокие стандарты в области несовершеннолетия. Конвенция ООН о правах ребенка в ст. 42 подчеркивает, что «Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться: а) в законе государства-участника или в) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства».

1 Беляева Л. И. Несовершеннолетний в ВК: международные стандарты. Институт прав человека. М., 1998. С. 5.

2 Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека международные и российские механизмы защиты. М., 2003. С. 27.

Там же. С. 27.

4 Уголовный Кодекс РФ, ст. 87.

5 Гражданский Кодекс РФ, ст. 21.

6 Журнал Законов республики Польша (йи. и. 02. 11. 109) от 17. 02. 2002).

7 Конвенция ООН о правах ребёнка // Права человека начинаются с прав ребенка. Иркутск, 2005.

8 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних // Права человека начинаются с прав ребенка. Иркутск, 2005.

9 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) // Права человека начинаются с прав ребенка. Иркутск, 2005.

I Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

II Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

1 Правосудие в отношении несовершеннолетних. Дайджест ЮНИСЭФ, 1998 г. С. 4.

13 Там же. С. 5.

14 Уголовный Кодекс РФ, ст. 87.

15 Георгиевский Э. В. Уголовное право России. Общая часть : учеб.-метод. комплекс. 2-е изд. перераб и доп. Иркутск, 2005. С. 163.

16 Правосудие в отношении несовершеннолетних. Дайджест ЮНИСЭФ, 1998 г. С. 5.

17 Там же. С. 6.

18 Там же. С. 6.

19 Правосудие в отношении несовершеннолетних. Дайджест ЮНИСЭФ, 1998 г. С. 6.

20 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

21 Конституция РФ.

22 Уткин В. А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации : учеб. пособие. Томск, 1998. С. 47.

23 Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Указ. соч. С. 27.

24 ЧыжЭ. Права ребенка. Хельсинский Фонд по правам человека. Варшава, 2003. С. 16.

25 Правосудие в отношении несовершеннолетних. Дайджест ЮНИСЭФ, 1998 г. С. 3.

26 Правосудие в отношении несовершеннолетних. Дайджест ЮНИСЭФ, 1998 г. С. 3.

27 Программа «Право ребенка», руководитель Борис Альтшулер, руководитель Программы; Независимая Ассоциация детских психиатров и психологов, президент Анатолий Северный; Общественная Организация НАН - «Нет алкоголизму и наркомании», Российский благотворительный Фонд, руководитель Олег Зыков; Московский Центр содействия реформе уголовного правосудия, директор Валерий Абрамкин и другие.

28 Правосудие в отношении несовершеннолетних. Дайджест ЮНИСЭФ, 1998 г. С. 2

29 Там же. С. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.