Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование охраны прав и законных интересов несовершеннолетних при отправлении правосудия'

Международно-правовое регулирование охраны прав и законных интересов несовершеннолетних при отправлении правосудия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1421
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное право / охрана прав и интересов несовершеннолетних / отправление правосудия. / international law / protection of rights and interests of minors / the administration of justice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилов С.Т., Анисимов А.А.

В статье рассматривается опыт организации международно-правового регулирования охраны прав и интересов несовершеннолетних при отправлении правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гаврилов С.Т., Анисимов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the experience of international legal regulation of the protection of the rights and interests of minors in justice.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование охраны прав и законных интересов несовершеннолетних при отправлении правосудия»

Гаврилов С.Т., Анисимов А.А.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Воронежский экономико-правовой институт, Российский государственный университет правосудия

Ключевые слова: международное право, охрана прав и интересов несовершеннолетних, отправление правосудия.

Аннотация: в статье рассматривается опыт организации международно-правового регулирования охраны прав и интересов несовершеннолетних при отправлении правосудия.

Keywords: international law, protection of rights and interests of minors, the administration of justice.

Abstract: The article examines the experience of international legal regulation of the protection of the rights and interests of minors in justice.

Современную систему международных актов по охране прав и законных интересов несовершеннолетних при отправлении правосудия составляют различные правовые документы, среди которых следует выделить основные:

- Декларацию прав ребенка 1959 г.;

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила);

- Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях 1986 г.;

- Конвенцию о правах ребенка 1989 г.;

- Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;

- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.;

- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде);

- Конвенцию о контактах, связанных с детьми 2003 г., и др.

- Кроме того, правовой статус несовершеннолетних регламентируются и другими международными документами, среди которых можно отметить:

- Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.;

- Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;

- Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением 1990 г. (Токийские правила), и др.

- Все вышеуказанные международные акты в той или иной сфере регламентируют правовой статус несовершеннолетнего. Так, Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., закрепляет, что государства-участники, присоединившиеся к ней:

- признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе;

- стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении (ст. 40).

В п. 6 заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 г. сказано: «Комитет рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании, защиты детей от порнографии, защиты детей от всех видов насилия и злоупотребления, включая насилие в семье, и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов».

Однако ряд международных документов посвящен именно несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления. Поэтому можно привести цели, задачи и принципы этих международных документов, основным из которых являются Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Основные цели данного документа состоят в том, чтобы все государства стремились к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая в тот период, когда он наиболее склонен к противоправному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. (Пекинские правила), гласят: «Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе» (п. 1.4). В рамках каждой национальной юрисдикции должны предприниматься усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, относящихся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям, учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних (п. 2.3).

Кроме того, рекомендовано применять особые правила не только к несовершеннолетним, но и к более старшим по возрасту правонарушителям, на которых не распространяется понятие «несовершеннолетний» (п. 3.3).

Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена, в первую очередь, на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. В данном правиле (п. 5) отражены две важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Первой целью является содействие благополучию несовершеннолетнего. Это главная цель тех правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти, но в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать только чисто карательных санкций.

Второй целью является соблюдение «принципа соразмерности». Этот принцип широко известен как средство ограничения использования карательных санкций, выражающихся в основном в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения. Реакция на действия молодых правонарушителей должна основываться на учете не только тяжести правонарушения, но и особенностей личности. Индивидуальные особенности правонарушителя (например, социальный статус, положение в семье, ущерб, нанесенный правонарушителем, и прочие факторы, связанные с личностью правонарушителя) должны оказывать влияние на соразмерность ответных действий (например, принятие во внимание желания правонарушителя компенсировать ущерб, нанесенный потерпевшим, или его желания вести полноценную и полезную жизнь).

Особое внимание в данном документе уделено и правам несовершеннолетних. В п. 7 указано, что основные процессуальные гарантии (такие, как презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос, право на апелляцию в вышестоящую инстанцию) должны быть гарантированы на всех этапах судебного разбирательства.

При этом особо указывается на право несовершеннолетнего на конфиденциальность, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации (не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя).

Другие нормативные акты также регламентируют правовое положение несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Так, Токийские правила 1990 г. в целях обеспечения «гибкости» в соответствии с характером и степенью тяжести правонарушения, личностью и биографией правонарушителя, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тюремного заключения, устанавливают широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных мер. При этом число и виды мер, не связанных с тюремным заключением, определяется таким образом, чтобы оставалась возможность дифференциации ответственности и наказания, имелись правовые средства обеспечения исполнения приговора и достижения целей наказания (ст.ст. 8.2, 9.2).

Также Токийские правила рекомендуют судам при принятии решения учитывать потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует консультироваться (ст. 8.1).

Эти положения разделяют и Пекинские правила, которые ориентируют должностных лиц на применение принуждения к несовершеннолетним правонарушителям только в самых крайних случаях и в течение минимально необходимого времени. Более того, приоритетным они считают избрание мер пресечения, не связанных с заключением под стражу и альтернативных ему (например, постоянный надзор, активная воспитательная работа, помещение в воспитательное заведение и т. д.), а содержание под стражей до суда рассматривают в качестве крайней меры, которая может применяться только в течение кратчайшего периода времени (п. 13).

Правила ООН, касающиеся зашиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы, принятые Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1990 г., предусматривают, что система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию (п. 1). Кроме того, они рекомендуют по возможности избирать несовершеннолетним другие меры пресечения, не связанные с заключением под стражей (п. 17.)

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей 1 декабря 1990 г. (Эр-Риядские руководящие принципы), провозглашают, что правительствам стран следует принимать специальные законы и процедуры для содействия осуществлению и защите прав и благополучия всей молодежи, обеспечивать их соблюдение (п. 52). Данный документ был разработан в основном для ситуаций, когда несовершеннолетние еще не вступили в конфликт с законом; в них отражены ранние превентивные и защитные меры для того, чтобы обеспечить молодежи жизнь, свободную от преступности. Поэтому они имеют опосредованное отношение к уголовно -процессуальному праву и деятельности следователя по делам несовершеннолетних, т.к. предназначены в основном иным субъектам профилактической деятельности.

Можно отметить, что действующий УПК строго придерживается всех вышеуказанных требований и соответствует принятым международным стандартам.

Список литературы

1. Тетюев С.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: Учебное пособие. - М., 2007.

2. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. - М., 1998.

Годовникова А. М., Михайлов Р. Б.

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: правовое регулирование, инновационная деятельность, малое инновационное предприятие, субъекты малого предпринимательства.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности малых инновационных предприятий.

Keywords: legal regulation, innovation, small innovative enterprise, small businesses.

Abstract: The article deals with the legal regulation of small innovative enterprises.

В Российской Федерации в течение последних нескольких лет, интенсивно вырабатывается система инновационного пути развития страны. По большей части, опираясь на фундамент экономических отношений, вопросы, связанные с правовым регулированием отношений в области инновационной деятельности оставались в стороне. С принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[7] и Федерального закона от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ«Об инновационном центре Сколково» [12] начались сдвиги в этом направлении.

Концепция предусматривает создание нового уровнямалого и среднего бизнеса путём образования новых предприятий (инновационных), именуемых технопарками, промышленными парками, бизнес-инкубаторами.

Помимо Концепции, действует Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где статья 22 закона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.