Е.В. МАРКОВИЧЕВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Орловского государственного университета Тел. 89192632695; [email protected]
ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
В статье раскрываются отдельные проблемы влияния международных стандартов ювенального уголовного судопроизводства на политику современных государств в сфере уголовно-процессуальных отношений с участием несовершеннолетнего субъекта. Автор показывает роль отдельных международных документов в определении принципов и стратегий современной ювенальной уголовно-процессуальной политики.
Ключевые слова: международное право, ювенальное судопроизводство, несовершеннолетний преступник, уголовное преследование.
Непосредственные правовые отношения с участием индивидов на международном уровне регламентируются целым рядом международных документов. Один из принципов международного права связан со становлением обязательства государств уважать основные права и свободы человека1. Международное право оказывает влияние на национальное законодательство по вопросам прав человека, включая права несовершеннолетних, устанавливает общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства, вводит в действие международные средства защиты прав человека и является гарантом определенных элементов правового статуса личности, который может обеспечиваться не только национальным, но и международным правовым механизмом.
Права несовершеннолетнего, их обеспечение непосредственно зависят от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания самоценности ребенка, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития.
В отношении несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства действуют как общие процессуальные гарантии, закрепленные в серии международных документов и имплементированные в российское законодательство2, так и специальные, предусмотренные только для лиц, не достигших возраста совершеннолетия.
Международные средства защиты прав ребенка предусматривают в первую очередь создание специальных органов, наделенных соответствующими полномочиями. Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Толчок к осмыслению и оформлению прав детей дала первая мировая война. Британский Союз спасения детей и ее шведский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин в 1923 г. разрабатывают и предлагают к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.
© Е.В. Марковичева
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
В начале XX века были сделаны важные шаги на пути создания международных организаций, занимающихся проблемами, связанными с деятельностью судов по делам несовершеннолетних. Благодаря усилиям П.И. Люблинского, Жюлье, Фрой-денталя и других юристов было положено начало международному сотрудничеству в области юве-нальной юстиции. В 1928 г. была создана первая Международная ассоциация судей для детей.
В определенной мере проблем обеспечения прав несовершеннолетних, вовлеченных в сферу уголовного преследования и уголовного правосудия, касаются такие организации, как Международное общество социальной защиты (МОСЗ), Международное криминологическое общество (МКО), Международная ассоциация уголовного права. Фактически во второй половине XX века проблемы обеспечения прав несовершеннолетних разрабатывались и целым рядом неправительственных организаций ООН.
20 ноября 1989 г., в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка 1959 г., Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, ратифицированную Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года и вступившую в силу для СССР (в последующем и для Российской Федерации) с 15 сентября 1990 года3. Следует признать справедливой мысль о том, что в общем массиве документов, имеющих международное значение и предназначенных для несовершеннолетних детей, Конвенция «О правах ребенка» занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Федерация, она согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритетное значение перед нормами национального права. Безусловно, основной целью Конвенции о правах ребенка является максимальная защита интересов несовершеннолетних. Примечательно, что большинство современных государств, включая Россию, пошли по пути имплементации норм Конвенции в национальное законодательство.
Конвенция о правах ребенка охватывает широкий спектр прав несовершеннолетних, в частности затрагивая некоторые аспекты взаимодействия несовершеннолетнего с системой правосудия и уголовного преследования. Например, пункт 4 ст. 9 Конвенции говорит о необходимости обязательного информирования родственников ребенка о месте его нахождения в случае ареста или тюремного заключения.
Концептуальный подход к уголовному преследованию в отношении несовершеннолетнего зафиксирован в ст. 40 Конвенции о правах ребенка.
В соответствии с п. 1 данной статьи «государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе»4. Несмотря на известную декларативность данных положений, нельзя не признать их влияние на переориентацию моделей ювенального правосудия многих современных государств с карательных позиций на иные, более социально приемлемые.
Конвенция предусматривает и целый ряд гарантий, которые должны соблюдаться при осуществлении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего (презумпция невиновности; незамедлительное и необходимое информирование несовершеннолетнего по сути предъявленного ему обвинения; обеспечение несовершеннолетнего правовой и другой необходимой помощью при подготовке и осуществлении своей защиты и др.). Часть данных гарантий носит универсальный характер, а часть адаптирована под специфику несовершеннолетнего субъекта.
Традиционно при рассмотрении вопросов, касающихся международных стандартов осуществления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, в качестве ориентира рассматриваются так называемые Пекинские правила. Однако необходимо отметить, что их появление было результатом длительной работы и осмысления специфики правового положения несовершеннолетнего лица в системе судопроизводства. Например, в 1960 году в Лондоне ООН провела II конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Генеральный доклад на этом конгрессе назывался «Новые формы преступности несовершеннолетних». Скорее всего, это и явилось первым серьезным шагом, предваряющим появление так называемых Пекинских правил.
Созданию Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), предшествовали разработка и принятие ряда международных документов, которые в итоге легли в их основу. В первую очередь этот широко известный ныне документ явился результатом разработок, осуществляемых в рамках региональных совещаний Азиатского и Дальневосточного ин-
ститутов ООН и межрегионального совещания в Пекине, где был сформулирован окончательный текст проекта Правил. Проект Правил был принят VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности в Милане (1985 г.). Пекинские правила нацеливают государства-участники «на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних и, в свою очередь, уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще»5. Первая часть документа содержит основные направления социальной политики в отношении несовершеннолетних. Правила носят универсальный характер, так как могут быть применены в рамках различных правовых систем. В то же время в зависимости от характера правовой системы поставлен возраст совершеннолетия, поэтому для целей данного документа категория «несовершеннолетний» охватывает достаточно широкий возрастной диапазон. Характерно, что при решении данного вопроса Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, следуют заложенной в Конвенции о правах ребенка традиции по варьированию границ несовершеннолетия с учетом национального законодательства. Это тем более справедливо, что различные государства устанавливают не только различный возраст, по достижении которого лицо считается совершеннолетним, но и разные возрастные пороги уголовной ответственности. Несомненным достоинством данного документа следует считать наличие статьи 4, которая содержит рекомендации по определению возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних с учетом аспектов «эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости»6.
В Минимальных стандартных правилах учитывается то обстоятельство, что в ряде правовых систем правонарушения несовершеннолетних дифференцированы на собственно правонарушения и так называемые статусные нарушения, за которые ответственность наступает только в несовершеннолетнем возрасте. Сфера применения Правил охватывает и те и другие правонарушения.
Пекинские правила нацеливают государства на учет «особых потребностей несовершеннолетних» на всех стадиях уголовного судопроизводства. Учет этих потребностей должен производиться при осуществлении специально уполномоченными субъектами особых дискреционных полномочий, то есть полномочий, фактически связанных с
реализацией следственного или судейского усмотрения в рамках осуществления принципа процессуальной самостоятельности того или иного должностного лица. Примечательно, что здесь же закрепляется принцип подконтрольности деятельности подобных субъектов с тем, чтобы избежать «случаев неправильного использования дискреционных полномочий и для защиты прав молодого правонарушителя»7. Хотя в Пекинских правилах не описываются формы осуществления контроля и противодействия нарушения прав несовершеннолетнего правонарушителя, очевидно, речь идет о различных процедурах, известных национальным правовым системам (собственно судебный контроль, система пересмотра дела, процедуры кассации и апелляции и т.д.).
Одним из важнейших прав несовершеннолетнего правонарушителя Минимальные стандартные правила считают право на конфиденциальность, чтобы избежать причинения вреда несовершеннолетнему в связи с распространением информации об уголовном преследовании и ущерба репутации. Следует сказать, что данная международная норма вызывает целый ряд споров, которые ведутся вокруг вопросов ее применения. Национальные законодательства также по-разному подходят к реализации принципа конфиденциальности и сообразно этому устанавливают ограничения на получение и распространение информации, касающейся личности несовершеннолетнего правонарушителя.
Пекинские правила нацеливают органы, производящие расследование, на незамедлительное информирование родителей или опекунов несовершеннолетнего в случае его задержания. Вопрос об освобождении несовершеннолетнего также должен быть рассмотрен судьей или другим компетентным должностным лицом как можно быстрее. Правила рассматривают содержание несовершеннолетнего до суда под стражей в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. Во всех остальных случаях должны применяться альтернативные меры пресечения.
Достаточно места уделено в Пекинских правилах проблеме специализации судов и органов следствия, в производстве которых находятся дела в отношении несовершеннолетних. Например, предполагается создание в крупных городах специализированных подразделений полиции (правило 12.1). Работники таких подразделений должны проходить специальный инструктаж и подготовку. Таким образом, к квалификации должностного лица, занимающегося расследованием уголовного дела в отношении несовершенно-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
летнего, предъявляются повышенные требования. В первую очередь речь идет об опыте работы с несовершеннолетними, а также получении специальной психолого-педагогической подготовки. Правила 22.1 и 22.2 также посвящены различным аспектам профессиональной подготовки и компетентности должностных лиц, вовлеченных в систему судопроизводства для несовершеннолетних. В частности, предполагается подбор персонала судебных органов в зависимости от категорий несовершеннолетних, вступающих в контакт с системой правосудия.
Обращает на себя внимание и гарантированное Правилами право несовершеннолетнего на участие в судебном разбирательстве и свободное изложение своей точки зрения. На наш взгляд, данная норма как раз недостаточно прижилась в российском законодательстве, поскольку нередко точка зрения несовершеннолетнего обвиняемого или подсудимого подменяется точкой зрения его законного представителя.
Важнейшим принципом осуществления официального судопроизводства по делам несовершеннолетних Пекинские правила считают кратчайшие сроки и быстроту осуществления судопроизводства. В случае игнорирования данного принципа несовершеннолетнему бывает сложно, «а иногда и невозможно логически и психологически увязать процедуру судебного разбирательства и вынесения решения с самим правонарушением»8 . Очевидно, что в данном случае сложно однозначно дать позитивную или негативную оценку данному принципу, поскольку временной фактор в рамках уголовного судопроизводства может быть оценен только в контексте всей процессуальной деятельности.
Подводя итоги сказанному выше, можно отметить, что в целом документ затрагивает важные вопросы, связанные с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних. Э.Б. Мельникова к таким вопросам относит следующие: о компетентном властном органе, правомочном вынести решение по делу; о руководящих принципах вынесения судебного решения и выбора мер воздействия; о запрете применения смертной казни и телесных наказаний к несовершеннолетнему; о сведении до минимума ограничения личной свободы несовершеннолетнего правонарушителя9. Характеризуя же документ в целом, она обращает внимание на один из пунктов резолюции 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где подчеркивается, что хотя нормы, содержащиеся в Пекинских правилах, «возможно, представляются в настоящее время трудноосуществимыми ввиду суще-
ствующих социальных, экономических, культурных, политических и правовых условий, они тем не менее, как предполагается, могут быть реализованы в качестве программного минимума»10.
Кроме того, следует согласиться с А.Х. Саидо-вым, подчеркивающим, что данные правила закрепляют «цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, характеристики эффективного, справедливого и гуманного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и подлежащие применению принципы в области прав человека»11.
Вслед за Пекинскими правилами международным сообществом был принят ряд других документов, касающихся несовершеннолетних правонарушителей. В этой связи следует назвать Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы ООН 1988 г.) и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.). В частности, Эр-Риядские принципы нацеливают государства на разработку методов эффективного снижения «возможности совершения правонарушений несовершеннолетними»12.
Поскольку заключение под стражу достаточно часто используется в России в качестве меры пресечения в отношении несовершеннолетних, остановимся на некоторых международных стандартах содержания несовершеннолетних под стражей. Сразу следует оговориться, что международное сообщество рассматривает такую меру в качестве крайней, допустимой только в том случае, если нет возможности (или эти возможности исчерпаны) применить альтернативную меру воздействия, связанную в первую очередь с отдачей несовершеннолетнего под надзор определенных лиц и органов.
Нормы, регулирующие содержание несовершеннолетнего под стражей, в международном праве формировались в рамках определения принципов исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.
Заслуга в разработке теоретических основ условного осуждения, которое по отношению к несовершеннолетним применялось в России начиная с 1866 года, принадлежит Международному съезду криминалистов, работа которого прерывалась только первой и второй мировыми войнами13.
Начиная с 50-х годов ХХ века организующим и координирующим звеном в данной области становится Организация Объединенных Наций. В итоге такой работы были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые содержат ряд правил по обращению с несовершеннолетними в местах заключения. При
этом Правила действуют как при определении меры пресечения, так и при выборе наказания. Данные правила касаются раздельного содержания несовершеннолетних и взрослых правонарушителей, требований к помещениям, в которых следует содержать несовершеннолетних, оборудования данных помещений, одежды, рассмотрения жалоб и заявлений, контактов с внешним миром и других рекомендаций. Ряд принципов, которые применимы ко всем несовершеннолетним, находящимся в исправительных и других учреждениях, содержится в «Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы», которые приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными в 1990 г. Данный документ устанавливает минимальные стандарты, принятые ООН для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, в соответствии с правами человека и основными свободами. В Правилах излагаются специальные положения, охватывающие различные аспекты пребывания в учреждениях, например условия содержания, образования, медицинского обслуживания, контактов с внешним миром и другие. В частности, правило 1 подчеркивает необходимость учета обстоятельств правонарушения и особенностей личности юного правонарушителя при выборе мер воздействия на него.
Многие из перечисленных выше международных норм нашли свое воплощение в национальных законодательствах, в том числе в российском уголовно-процессуальном законодательстве. Например, статья 421 УПК РФ вполне соотносима с положениями статьи 16.1 Пекинских правил. В соответствии с международными стандартами, требующими изучения обстановки, обстоятельств совершения преступления несовершеннолетним, условий, способствующих его совершению, российский законодатель значительно расширил предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Причем данный принцип действует как на стадии досудебного производства, так и на стадии судебного разбирательства.
Необходимо признать, что международные стандарты отправления так называемого ювеналь-ного правосудия оказывают определенное влияние на форму и содержание производства по делам несовершеннолетних в рамках национальных правовых систем. Характер и степень такого влияния зависят от целого ряда факторов: особенностей самой правовой системы, ориентации на международное сотрудничество, правовой политики государства, уровня его социально-экономического и политического развития. 90-е годы
XX века ознаменовались для России ускоренными процессами интеграции в международное сотрудничество. Следствием такого сотрудничества стала ратификация целого ряда международных договоров и конвенций, а также признание выработанных международным сообществом в рамках развития европейской традиции права общепризнанных стандартов прав и свобод человека и гражданина. К слову следует сказать, что в начале третьего тысячелетия общепризнанность данных стандартов стала подвергаться весьма конструктивной критике со стороны государств, сформировавшихся в рамках так называемых восточных цивилизаций. Стало очевидно, что процессы глобализации несут современным государствам не только позитив, но и целый ряд отрицательных моментов, среди которых в первую очередь называют потерю национальной самобытности и как раз вживление европейских стандартов в чужеродные правовые культуры.
Россия в этой связи оказалась в сложной ситуации в связи с особенностями своего геополитического положения и многослойной правовой культурой. Процессы имплементации норм международного права в российское уголовное судопроизводство были призваны увеличить гуманистическую направленность последнего, создать условия для соблюдения основных прав и свобод человека. Данное утверждение в еще большей степени применимо к нормам российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующим производство по делам о преступлениях несовершеннолетних.
В странах системы континентального права и системы common law сложилось различное отношение к нормам международного права, определяющим стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Если для стран континентальной Европы преимущественно характерно монистическое отношение к нормам международного права, то страны системы общего права демонстрируют известный дуализм по отношению к международному праву. В первом случае речь идет об однозначном признании международного права в качестве части внутригосударственного права, а нормы международного права имеют приоритет перед нормами национального права (как, например, во Франции); во втором случае, например в Великобритании, превалирует принцип парламентского суверенитета, в соответствии с которым международные нормы остаются вне внутригосударственного права, пока закон четко не объявит международный
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
инструментарий в качестве части национального права14. Это связано в первую очередь со спецификой правовых систем, поскольку в судах стран системы common law невозможно автоматическое применение норм международного права. Поэтому, например, Северная Ирландия рассматривает три пути влияния норм международного права на ювенальную юстицию: 1) имплементацию международных процедур (воспитательные механизмы; международные отчеты и наблюдение над юве-нальными процедурами; использование процедур примирения и процедур обжалования); 2) судебное толкование закона; 3) закон Северной Ирландии 1998 г., закрепляющий Билль о правах15. В принципе, в Великобритании обязательность распространяется только на нормы Европейской Конвенции о защите прав человека и Конвенции о правах ребенка. Все остальные международные нормы носят рекомендательный характер и используются для системного толкования других норм и принципов международного права. В качестве аргумента в пользу такого подхода выдвигается тезис о том, что «многие положения Пекинских правил повторяют Конвенцию о правах ребенка, Эр-Риядские правила содержат нормы, содержащиеся в Международном Пакте о гражданских и политических правах и Конвенции о правах ребенка», а значит, играют скорее «символическую и просветительскую роль в распространении меж-
дународных идей о правах ребенка и информировании о практике молодежной юстиции»16. Поэтому проблема применения международных стандартов в области отправления правосудия в отношении детей и молодежи является реальной проблемой для стран общего права, и решение этой проблемы зависит от многих, в том числе и чисто политических, факторов. Хотя было бы преувеличением утверждать, что для государств континентальной Европы нормы международного права являются чем-то вроде истины в последней инстанции. В частности, наличие рекомендации ООН 2007 года относительно неприемлемости установления возраста уголовной ответственности в 12 лет не помешало Франции в конце 2008 года подготовить законодательные предложения, среди которых фигурировало и установление возраста уголовной ответственности в 12 лет.
Таким образом, в современном мире наблюдается неоднозначное отношение к нормам международного права при конструировании национальных систем ювенальной юстиции. Однако так называемые общепринятые стандарты ювенально-го уголовного судопроизводства, содержащиеся в нормах международного права, все чаще имп-лементируются в национальное право и в какой-то мере определяют национальную уголовно-процессуальную политику в отношении несовершеннолетних.
Примечания
1 Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы - проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. — М., 1999. - С. 125.
2 См., например: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (1985 г.), Основные принципы независимости судебных органов (1985 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1977 г.) и др.
3 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
4 Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., — 2000. — С. 318.
5 Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М., 2000. — С. 284-285.
6 Там же. С. 287.
7 Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М., 2000. — С. 288.
8 Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М., 2000. — С. 298.
9 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное пособие. — М.: Дело, 2000. — С. 180-181.
10 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное пособие. — М.: Дело, 2000. — С. 175.
11 Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учебное пособие / Под ред. И.И. Лукашука. — М.: М3-Пресс, 2002. - С. 80-81.
12 Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М., 2000. — С. 277.
13 Беляева Л.И. Несовершеннолетний в ВК: международные стандарты. — М., 1998. — С. 7-12.
14 O'Mahony D., Deazley R. Juvenile Crime and Justice // Criminal Justice Review Group, Belfast, March 2000, Reserch Report 17. P. 23.
15O'Mahony D., Deazley R. Juvenile Crime and Justice// Criminal Justice Review Group, Belfast, March 2000, Reserch Report 17. P. 27.
16 Ibid. P. 30.
Библиографический список
1. O'Mahony D., Deazley R. Juvenile Crime and Justice // Criminal Justice Review Group, Belfast, March 2000, Reserch Report 17. - 120 p.
2. Беляева Л.И. Несовершеннолетний в ВК: международные стандарты / Проектная группа по правам человека. — М., 1998. — 138 с.
3. Международное право. Учебник для вузов. / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О.И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА-М, 1999. - 584 c.
4. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М - НОРМА». — М., 2000. - 784 c.
5. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное пособие. — М.: Дело, 2000. - 272 c.
6. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учебное пособие / Под ред. И.И. Лукашука. — М.: МЗ-Пресс, 2002. - 267 с.
E.V. MARKOVICHEVA
THE INFLUENCE OF INTERNATIONAL LAW ON THE DEFINITION JUVENILE CRIMINAL PROCEDURE
POLICY OF INDIVIDUAL STATES
The article revealed some problems Influence of International standards of juvenile criminaljustice policies of modern states in the sphere of criminal procedure with the involvement of a minor subject. The author shows the role of certain international instruments in defining the principles and strategies of modern juvenile criminal procedure policy.
Key words: international law, juvenile criminal procedure, juvenile criminal, criminal prosecution.