Научная статья на тему 'Влияние международно-правовых норм на становление и раз- витие уголовной политики России в отношении несовершеннолетних'

Влияние международно-правовых норм на становление и раз- витие уголовной политики России в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕИНТЕГРАЦИЯ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткачев В. Н.

Автор считает, что международно-правовые нормы, безусловно, оказали огромное влияние на зарождение и развитие ювенальной юстиции в Российской Федерации, на формирование и реализацию Концепции восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, что является определяющим вектором становления, развития реализации уголовной политики России в отношении несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние международно-правовых норм на становление и раз- витие уголовной политики России в отношении несовершеннолетних»

Ткачев В.Н.

Влияние международно-правовых норм на становление и развитие уголовной политики России в отношении несовершеннолетних

Процесс интеграции России в международное сообщество потребовал от государства политики реализации приоритета общечеловеческих ценностей, а также закрепления их в законодательстве Российской Федерации. В связи с этим возникла необходимость определения новых задач в выявлении актуальных на сегодняшний день криминологических проблем, в том числе и изучения проблем предупреждения преступлений несовершеннолетних для разработки и реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних.

Следует отметить, что международным сообществом принят целый ряд нормативных актов, касающихся вопросов в сфере обеспечения прав ребенка, предупреждения преступности несовершеннолетних, организации правосудия в отношении их, условий обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Свод данных норм международного права фактически сформировал политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя в качестве структурных элементов профилактические меры; социальную реинтеграцию; обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы; осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребенка лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени; отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения [1, а 5].

Необходимо отметить, что особый социальный статус ребенка и необходимость обеспечения гарантий его безопасности во всех сферах жизнедеятельности официально признаны относительно недавно. Первый международный документ, провозгласивший ребенка активным субъектом общественных отношений, признавший наличие у него комплекса специфических прав, появился только в 1924 году в Женевской декларации прав ребенка, где было установлено, что ввиду физической и умственной незрелости он «нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». С этого момента ни один международно-правовой акт о правах человека не обходил вниманием проблему правовой и социальной защиты несовершеннолетних.

Так, принятая в 1948 году Всеобщая декларация прав человека закрепила в качестве бесспорных следующие положения о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь», а «все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» [2; 3]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) подтвердил эти положения и установил, что «особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков независимо от какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку». Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) также определил, что «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства». Аналогичные указания содержатся и в ст. 17 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995).

Мировое сообщество приняло целый ряд актов, специально посвященных правам детей и их защите. Среди них особое место занимают Декларация прав ребенка ООН (1959) и Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Положения Декларации стали основой Конвенции 1989 года, в которой государства-участники взяли на себя обязательства обеспечить всем лицам, не достигшим восемнадцати лет, комплекс личных, социальных, экономических и политических прав, реализация которых должна способствовать формированию и развитию личности ребенка «в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

Следует подчеркнуть, что в настоящий момент в международно-правовом пространстве оформился важнейший универсальный принцип приоритетной защиты прав и интересов ребенка. Содержание данного принципа заключается в обязанности государств при проведении внутренней социальной, а значит и уголовно-правовой политики обеспечить наилучшее соблюдение интересов ребенка. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. При этом, как указал Пленум Верховного суда РФ в постановлении № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.1995 г., составной частью правовой системы России могут являться

только «закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах» принципы международного права [4, с. 5]. Таким образом, принцип приоритетной защиты, наилучшего обеспечения прав несовершеннолетних является исходным международным требованием к формированию и реализации любой политики в отношении лиц в возрасте до 18 лет, в том числе и уголовной.

Реализация политики международного сообщества в отношении несовершеннолетних и предупреждения преступности несовершеннолетних прослеживается в целом ряде специальных актов, среди которых необходимо отметить Конвенцию о принудительном или обязательном труде (1930), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Резолюцию Комитета министров Совета Европы «Краткосрочное некарательное воздействие на молодых преступников в возрасте до 21 года» (1966), Декларацию о защите всех лиц от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975), Резолюцию Комитета министров Совета Европы «О ювенальной преступности и социальных изменениях» (1978), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, врачей в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982), Процедуры эффективного выполнения минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными (1984), Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990), Основные принципы обращения с заключенными (1990), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Декларацию ООН о преступности и общественной безопасности (1996), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей (1996) и др.

Положения данных международных актов являются своего рода барьером для карательной уголовной политики, реализуемой в отношении лиц, не достигших совершеннолетия и совершивших преступление. ООН предлагает всем государствам-участникам пересмотреть само содержание уголовной политики, сместив акцент с карательной направленности уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя на иные, более гуманные меры. При этом реальной альтернативой ювенальному карательному правосудию становится доктрина правосудия восстановительного, материально-правовая основа которой содержится в нормах уголовного права, регламентирующих основания и порядок освобождения от уголовной ответственности при совершении лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, преступлений небольшой и средней тяжести. Сущностью данной концепции является особое отношение к преступлению и наказанию за него к лицу, совершившему преступление, и лицу, пострадавшему в результате преступления. Первостепенно важным является восстановление нанесенного морального, психологического и материального ущерба жертве, замена кары вовлечением виновного в процесс социальной реабилитации.

Мы полагаем, что международно-правовые нормы, безусловно, оказали огромное влияние на зарождение и развитие ювенальной юстиции в Российской Федерации, на формирование и реализацию Концепции восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, что является определяющим вектором становления, развития и реализации уголовной политики России в отношении несовершеннолетних.

При этом реализация уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних может быть воплощена только при соблюдении следующих принципов: уголовное преследование несовершеннолетних является крайней мерой; среди мер воздействия на несовершеннолетних приоритет должен отдаваться воспитательным мерам, не связанным с изоляцией; изоляция несовершеннолетних правонарушителей является крайней мерой воздействия на них; система наказания несовершеннолетних должна предполагать постпенитенциарное воздействие на них; эффективность мер предупреждения преступности несовершеннолетних должна обусловливаться их научной обоснованностью и обеспеченностью специально подготовленными кадрами.

Литература

1. Колосов Ю.М. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998.

2. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2000.

3. Совет Европы и Россия: Сборник документов. М., 2004. 4. Бюллетень Верховного суда РФ. 1996. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.