Научная статья на тему 'Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: международные стандарты'

Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: международные стандарты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1595
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Л. И.

Статья посвящена анализу международных стандартов исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: определены основные исторические этапы формирования указанных международных стандартов; дана общая характеристика международных документов, касающихся деятельности учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы; определены международные правила обращения с несовершеннолетними осужденными и условия их содержания, требования предъявляемые к персоналу исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: международные стандарты»

Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: международные стандарты

Л. И. БЕЛЯЕВА — профессор кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ

Международные стандарты — это правила, выработанные в области исполнения наказаний усилиями международного сотрудничества государств, ученых и практиков, юристов и педагогов, медиков и психологов.

Международные стандарты появились не сегодня и не вдруг. Они уходят своими корнями в прошлое, они волновали лучшие умы наших предшественников, и в сегодняшней постановке вопросов отразились их искания, их опыт, их выводы и их предостережения. И от нас зависит продвижение накопленного десятилетиями опыта, его приращение и обогащение нынешней практикой.

Для понимания духа и сути международных стандартов, касающихся исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, необходимо обратиться к истокам, истории их формирования и развития.

Исторические корни международных стандартов, касающихся несовершеннолетних осужденных

Международное сотрудничество в области исполнения наказания в отношении несовершеннолетних имеет богатую и давнюю историю. Начало ее относится к 40-м гг. XIX столетия. В это время возрос интерес к проблемам наказания и тюрьмы, положению заключенных в тюрьмах, в особенности несовершеннолетних.

Внимание прогрессивной и человеколюбивой общественности было обращено на ужасающие условия, в которых заключенные отбывали наказание в тюрьмах, на жестокое, бесчеловечное отношение к арестованным со стороны тюремной администрации. В разных странах широкое общественное движение за гуманизацию в отношении к заключенным, изменение целей наказания, укрепление чувства собственного достоинства лиц, отбывающих наказание,

приводило к реформированию тюремных систем. В том числе и в России, правда, несколько позднее, чем в других странах.

В ходе тюремных реформ возникало множество вопросов, вызванных преобразованиями и требующих разрешения. Они касались проблем организации труда арестантов, их религиозно-нравственного воспитания, образования, подготовки к освобождению, проблем режима, подготовки служащих, нравственного исправления и перевоспитания несовершеннолетних и др.

Для разрешения всех этих вопросов энтузиасты идей гуманизации наказания пришли к мнению о необходимости объединения своих усилий и привлечения к этой проблеме всех, кто ею интересовался и мог помочь. С этой целью были учреждены международные пенитенциарные конгрессы, первый из которых состоялся в 1846 г. во Франкфурте-на-Майне, следующий в 1847 г. в Брюсселе. С 1872 г. они стали проводиться каждые пять лет 1, последний состоялся в 1910 г. Один из конгрессов проходил в Петербурге. Запланированный на 1915 г. в Лондоне не состоялся вследствие войны.

На обсуждение конгрессов выносились злободневные вопросы теории и практики: о целях наказания, организации деятельности тюрем, подготовке персонала, наказании заключенных, их размещении и питании, одежде, медицинском обслуживании, участии общественности в деятельности тюрем, восстановлении связи с семьей и др.

Практически на каждом конгрессе обсуждались вопросы, связанные с исполнением наказания в отношении несовершеннолетних. Предметом рассмотрения были проблемы создания специальных учреждений для несовершеннолетних осужденных с тем, чтобы отделить их от взрослых и дурного влияния тюрьмы. На пенитенциарных конгрессах обсуждались проблемы трудового воспитания, организации учебы, практики применения дисциплинарных взысканий, требований к личному составу служащих исправительных заведений для несовершеннолетних, отмены и запрещения телесных наказаний в колониях и приютах, организации медико-педагогического контроля, методов, средств и приемов воспитания и др. 2

Деятельность конгрессов не сводилась лишь к обсуждению проблем. Их участники вырабатывали рекомендации для использования в практике исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. Рекомендации, выработанные международными пенитенциарными конгрессами, отличались гуманистическими устремлениями и были ориентированы на формирование у служащих тюрем и учреждений для несовершеннолетних понимания своего предназначения и роли в деле исправления несовершеннолетних.

В работе конгрессов принимали участие ученые, практики, занимающиеся воспитанием несовершеннолетних правонарушителей, общественные деятели.

В 1872 г. была создана Международная пенитенциарная комиссия, в состав которой входили и наши соотечественники. В обязанности комиссии входила подготовка и проведение конгрессов, связь с национальными тюремными обществами, тюремная статистика, разработка программ конгрессов. С 1887 г.

ею издавался «Бюллетень международных пенитенциарных конгрессов» (на французском языке). Целью издания было не только обобщение опыта тюремного дела, но и распространение гуманистических идей, привлечение внимания общественности к проблемам «тюрьмы и воли». Многие из них становились предметом обсуждения на страницах газет и журналов, как отечественных, так и зарубежных. Но в первую очередь участники конгрессов старались развивать идеи гуманизма среди тюремных служащих. Этому способствовали ведомственные журналы, издававшиеся в разных странах. В России с 1893 г. издавался журнал «Тюремный вестник», где публиковались программы, доклады, выступления, резолюции конгрессов, выводы и предложения практиков. Журнал издавался до 1917 г. Несмотря на его ведомственную зашоренность, зависимость от властей, надо признать, что идеи гуманизма нашли отражение на его страницах. Проводниками этих идей, активными и последовательными, были М. Н. Галкин-Врасский, Д. А. Дриль, П. И. Люблинский, Ф. Н. Малинин и др. Особое внимание при этом уделялось вопросам воспитания несовершеннолетних правонарушителей в исправительных заведениях.

Углубление международного сотрудничества привело к основанию в 1889 г. Международного союза криминалистов3. Всего состоялось 12 съездов союза, последний — в 1913 г. На съездах ставились и тщательно обсуждались вопросы, вызывавшие большой интерес и являвшиеся принципиальными для уголовного права: об условном осуждении, рецидиве, соучастии, ответственности и наказании несовершеннолетних, исполнении наказания и др. Международному союзу криминалистов принадлежит заслуга в разработке теоретических основ условного осуждения. К несовершеннолетним оно применялось в России начиная с 1866 г. Особое внимание Международный союз уделял разработке проблемы подготовки заключенных к выходу на свободу, при этом вопросы подготовки несовершеннолетнего к выходу из заключения рассматривались самостоятельно. На съездах вырабатывались соответствующие рекомендации, в основе которых также лежали идеи понимания, сострадания и стремления облегчить переход к самостоятельной жизни, что обеспечивалось соблюдением ряда гарантий: трудовой занятости, медицинской помощи, найма жилища и др. 4

В России, как и в некоторых других странах, была создана национальная группа этого союза. Русская группа Международного союза криминалистов внесла большой вклад в разработку вопросов развития законодательства о защите прав детей, условном досрочном освобождении, подготовке заключенных к освобождению, организации помощи лицам, вышедшим из заключения, в особенности несовершеннолетним, об условном осуждении 5.

Развивая гуманистические идеи и привнося их в практику мест заключения, пенитенциаристы поняли, что все меры, связанные с тюремными реформами, окажутся бесполезными, если арестант, выйдя на волю, встретит непонимание и неприятие. Это указывало на необходимость более глубокой разработки основ подготовки заключенных к освобождению и организации помощи им в адаптации к жизни на свободе. Это называлось тогда патронатом. Здесь оказалось столь великое множество проблем, что они стали самостоятельным предметом рассмотрения

Международных конгрессов патроната. С 1890 по 1911 гг. состоялось пять таких конгрессов. Они проходили в Бельгии — стране, которая занимала одно из ведущих мест в деле рациональной постановки патроната. На конгрессах основное внимание уделялось вопросам защиты детей, помощи освобожденным из мест заключения, попечения о нищенствующих, бродягах, душевнобольных 6.

Международное сотрудничество в области тюремного дела продолжалось до 1914 г., до начала Первой мировой войны.

Многие из резолюций съездов служили руководством, основой при осуществлении уголовно-правовых реформ в разных странах, в том числе и в России. Важное значение имели рекомендации, касающиеся несовершеннолетних правонарушителей, их положения и воспитания в местах заключения и специальных для них учреждениях.

После войны международное сотрудничество постепенно возрождалось начиная с 1925 г., приобретая новые формы и направления. Однако, не успев развиться, оно приостановилось в годы Великой Отечественной войны 7.

С 50-х гг. XX в. начинается новый этап международного сотрудничества в области проблем обращения с заключенными. Эти проблемы рассматриваются и решаются с позиций прав человека, что придает сотрудничеству качественно новый, иной, более глобальный характер. Организующим и координирующим международные связи центром становится Организация Объединенных Наций.

Деятельность ООН в указанной области заключается в содействии распространению информации и обмену соответствующими данными, подготовке кадров и направлении непосредственной помощи правительствам по их просьбе.

Один раз в пять лет проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы имеют назначение содействовать обмену знаниями и опытом между специалистами различных государств, укреплению и развитию международного сотрудничества в борьбе с преступностью. В деятельности конгрессов важное место занимает проблема обращения с правонарушителями. Она становится предметом внимания практически на каждом конгрессе.

Наряду с ООН важную роль в координации международного сотрудничества по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями играют международные неправительственные организации, которые часто инициируют вынесение особо важных вопросов на рассмотрение конгрессов. Наиболее крупными такими организациями являются Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международная социологическая ассоциация (МСА), Международное общество социальной защиты и др. 8

Одним из направлений международного сотрудничества в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями стала разработка международных норм, стандартов, правил, руково-

дящих начал, закрепленных в различных соглашениях, декларациях и конвенциях. В их разработке принимали участие различные международные органы и учреждения, неправительственные организации. В указанных документах нашел отражение многолетний опыт как международного сотрудничества в целом, так и прогрессивный, основанный на гуманистических началах, опыт конкретных стран в интересующей нас области.

За время своего существования Организация Объединенных Наций разработала достаточно большое количество международных документов по вопросам предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, исполнения уголовных наказаний. Это, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.), Европейский тюремные правила (1987 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.) и др. 9 Все они распространяют свое влияние и на несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Вместе с тем ООН исходит из принципа бережного и щадящего отношения к несовершеннолетним, минимизации отрицательного влияния на них лишения свободы. Исходя из этого ООН разработан ряд документов, которые касаются вопросов лишения свободы именно несовершеннолетних. К числу таких документов относятся Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) (1990 г.), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.) 10.

Общая характеристика международных документов, касающихся деятельности учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы

Для понимания сути международных правил исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних необходимо принять во внимание несколько обстоятельств, которые являются существенными для нашего интереса.

1. Несовершеннолетний осужденный — это человек, следовательно, на него распространяется влияние всех международных документов о правах человека.

2. Несовершеннолетний — это, как отмечается в Конвенции о правах ребенка, ребенок. Из чего следует, что необходимо принимать во внимание требования международных документов о правах и благосостоянии детей.

3. Несовершеннолетний осужденный — это лицо, находящееся в заключении, и к нему применимы положения документов, относящихся к этой области.

4. Несовершеннолетний осужденный — это ребенок, находящийся в особых, несвойственных детскому возрасту условиях. Это отражено в соответс-

твующих международных документах по данному вопросу.

5. Несовершеннолетний осужденный может оказаться умственно отсталым или инвалидом. В этом случае необходимо учесть положения конкретных международных документов, таких как Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларация о правах инвалидов (1975 г.), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.) 11.

Все правила, связанные с обращением с заключенными, вытекают из других положений документов более общего характера. Это документы, которые направлены на охрану прав и свобод человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.

В таких документах содержатся положения, имеющие общий характер, и естественно, что они должны быть учтены также и в деятельности персонала учреждений для несовершеннолетних осужденных.

В ряде специальных документов, ориентированных на установление правил обращения с заключенными, содержатся положения, уже отраженные в других, более масштабных. Иногда это понимается как повторение, не мешающее делу. Видимо, это не совсем верно. Скорее всего, включение в специальные документы положений из документов общего характера является свидетельством преемственности принципов и правил, последовательности в их осуществлении, особой важности и актуальности.

В числе документов имеются такие, которые провозглашают общие принципы, и такие, которые содержат систематизированное изложение основных правил содержания осужденных и обращения с ними.

Наиболее объемными и полными являются следующие:

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты в 1955 г. на Первом конгрессе ООН) 12. Они были разработаны на основе стандартов обращения с заключенными, предложенных Международной уголовной и пенитенциарной комиссией и утвержденных Лигой наций в 1934 г. Названная комиссия в 1951 г. была упразднена, а ее основные функции перешли к ООН.

В Правилах воплощены принципы гуманности, уважения человеческого достоинства, социальные цели и требования к администрации, которые являются основой для нормального функционирования пенитенциарных учреждений.

Минимальные правила не имеют целью подробное описание образцовой системы пенитенциарных уч-

реждений, а предназначены лишь для того, чтобы на основе общепризнанных достижений мировой мысли и с учетом основных элементов систем, наиболее удовлетворительных в настоящее время, изложить то, что считается правильным с принципиальных и практическихточек зрения.

За годы существования минимальные правила изменялись, дорабатывались, но при этом их основная идея, направленная на защиту прав человека, находящегося в заключении, оставалась неизменной.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными содержатся некоторые из правил содержания несовершеннолетних в исправительных учреждениях. Это касается помещений, в которых их следует содержать, оборудования этих помещений, спальных принадлежностей, одежды, рассмотрения жалоб и заявлений, контактов с внешним миром, питания, медицинского обслуживания, отправления религиозных обрядов, требований к персоналу и т. д.

В Процедурах эффективного выполнения минимальных стандартных правил обращения с заключенными 13 определены различные меры, которые могут способствовать осуществлению минимальных правил. Это, например, включение правил в национальное законодательство, предоставление их в распоряжение персонала мест заключения и др.

Поскольку Минимальные стандартные правила были приняты достаточно давно, они нуждаются в уточнении и усовершенствовании. Именно с этой целью Советом Европы были приняты Европейские тюремные правила, содержанием которых являются пересмотренные, детализированные и адаптированные к современности основные положения Минимальных стандартных правил. Доминирующей идеей Европейских тюремных правил является человеколюбие, уважение человеческого достоинства, соблюдение прав человека. Поскольку правила относятся к местам заключения вообще, то эти требования следует учитывать и в деятельности учреждений для несовершеннолетних. От моральных и деловых качеств соответствующих должностных лиц зависит не только успех в решении профессиональных задач, но и, что не менее важно, защита основных прав человека. Важным документом в этой области является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 14.

В резолюции о принятии кодекса отмечается, что характер функций по поддержанию правопорядка и то, каким образом они осуществляются, оказывает непосредственное воздействие на качество жизни отдельных людей и всего общества в целом. В резолюции отмечается, что при всей добросовестности и достоинстве, с которыми должностные лица выполняют свои обязанности, все-таки сохраняются возможности для злоупотреблений. В основе кодекса лежит мысль о том, что должностные лица, которые выполняют специальные функции, связанные с задержанием и принуждением, должны уважать и защищать права человека по отношению ко всем лицам. Кодекс запрещает применение пыток или совершение каких-либо актов, связанных с коррупцией, устанавливает ограничения для применения силы, предусматривает необходимость сохранения в тайне сведений конфиденциального характера и обеспечения полной охраны здоровья граждан.

Вопросы, связанные с ограничением применения силы и огнестрельного оружия, нашли отражение в Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 15. Здесь подчеркивается, что угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка должна рассматриваться как угроза стабильности общества в целом. Учитывая, что Минимальные стандартные правила обращения с заключенными допускают применение силы и оружия, подчеркивается, что это должно осуществляться при надлежащем уважении прав человека.

В этом документе подробно регламентируется порядок применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, к которым относятся и сотрудники мест лишения свободы.

В принципах определены специальные положения, касающиеся применения огнестрельного оружия в случаях контроля за лицами, находящимися под стражей и в заключении. Особое внимание уделяется применению силы и огнестрельного оружия в качестве крайней меры, этическим вопросам в связи с этим, действиям должностных лиц по поддержанию правопорядка с учетом серьезности правонарушений и той законной цели, которая должна быть достигнута; соответствующей квалификации и подготовке должностных лиц в вопросах применения силы и огнестрельного оружия: консультированию в случаях стресса, испытываемого должностными лицами, которым в ходе осуществления должностных обязанностей приходится прибегать к силе или огнестрельному оружию; эффективным процедурам представления и разбора рапортов.

Основные положения названных документов следует учитывать и в деятельности персонала учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, поскольку эти учреждения являются составной частью всей системы исправительных учреждений. Вместе с тем и сами эти учреждения, и работа в них имеют свои особенности, что, безусловно, принимается во внимание и на международном уровне. Это находит отражение в документах, специально посвященных вопросам содержания несовершеннолетних правонарушителей и обращения с ними.

В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 16, изложены приемлемые в международном плане минимальные правила обращения с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом. В правилах содержатся конкретные положения, касающиеся различных этапов правосудия в отношении несовершеннолетних. Часть пятая правил посвящена вопросам обращения с несовершеннолетними правонарушителями в исправительных учреждениях. Здесь обращается внимание на условия содержания несовершеннолетних, необходимость ограждения их от отрицательного влияния со стороны взрослых правонарушителей, должного внимания к женщинам-правонарушитель-ницам, на применение Минимальных стандартных правил обращения с заключенными к несовершеннолетним, находящимся в заключении, в целях удовлетворения их нужд с учетом пола, возраста, особенностей личности.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 17 содержат стандарты по предупреждению преступности в данной среде. Руководящие принципы касаются периода, когда несовершеннолетние еще не вступают в конфликт с законом, но здесь содержатся положения принципиального характера, относящиеся к особенностям несовершеннолетних, которые необходимо учитывать и служащим исправительных учреждений. Это касается участия несовершеннолетних в социально полезной деятельности, формирования у подростков гуманистических взглядов на жизнь и общество, воспитания на принципах, не допускающих преступную деятельность.

В Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 18, содержатся конкретные положения, которые применяются ко всем несовершеннолетним, находящимся в исправительных и других учреждениях.

Цель правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые ООН для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, в соответствии с правами человека и основными свободами и противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, предназначены служить в качестве справочных норм и обеспечивать поддержку и руководство для специалистов, занимающихся управлением исправительными учреждениями для несовершеннолетних и служащих в них. В правилах излагаются специальные положения, охватывающие различные аспекты пребывания в учреждениях, такие как, например, условия содержания, образования, медицинского обслуживания, контактов с внешним миром и др.

Международные правила обращения с несовершеннолетними правонарушителями в исправительных заведениях

Основополагающие правила, которыми следует руководствоваться при исполнении наказания в отношении несовершеннолетних, содержатся в целом ряде документов: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах 19, Конвенции о правах ребенка и других международных документах, касающихся прав и благосостояния молодежи.

Основная идея этих документов заключается в том, что каждому лишенному свободы ребенку должно быть гарантировано гуманное, уважительное отношение. Все дети, совершившие правонарушение и отбывающие за это наказание, равны в своих правах, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека и являются неотъемлемыми, за исключением ограничений, которые обусловлены фактом лишения свободы. Это положение отражено в Международном пакте о гражданских и политических правах, где отмечается, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

В этом же документе, а также в Конвенции о правах ребенка определяется цель, которую должны преследовать как исправительные заведения, так и их служащие. Эта цель заключается в исправлении и

социальном перевоспитании, что способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других. При этом должен учитываться возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции в жизнь общества.

Эти основополагающие правила нашли отражение в целом ряде специальных документов ООН, в той или иной степени затрагивающих важный и актуальный вопрос об обращении с правонарушителями в исправительных заведениях. К числу этих документов относятся: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Основные принципы обращения с заключенными, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Правила оОн, касающиеся защиты несовершеннолетних, и др.

Необходимо подчеркнуть, что все они пронизаны духом гуманизма, стремлением прививать сотрудникам исправительных учреждений чувство педагогического такта, индивидуального подхода к каждому осужденному, справедливости и заинтересованности в его судьбе.

В Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, отмечается, что лишение свободы несовершеннолетних должно осуществляться в условиях и обстоятельствах, обеспечивающих соблюдение прав человека. Следует гарантировать осуществление в интересах несовершеннолетних, содержащихся в исправительных учреждениях, эффективных мероприятий и программ, которые послужили бы поддержке их здоровья и самоуважения, воспитанию у них чувства ответственности и поощрению формирования таких взглядов и навыков, которые помогли бы им развивать свои возможности в качестве членов общины.

Как следует из Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, персонал должен стремиться прививать своим подопечным желание подчиняться законам и самостоятельно обеспечивать себе существование в будущем, после освобождения. Основные принципы обращения с заключенными продолжают и обогащают это положение. В них также подчеркивается, что в отношениях с заключенными необходимо должным образом уважать и ценить их человеческое достоинство и относиться к ним без какой-либо дискриминации. Очень важным является положение о том, что, если не считать необходимых ограничений свободы передвижения, все заключенные пользуются правами человека и основными свободами, провозглашенными в общепризнанных международных документах. Очень важно осознать и понять, что сколь бы важным ни был представитель администрации или чин любого государственного органа, ведомства, он не может, не должен, не имеет права выходить за рамки ограничений и требований, установленных законом для лиц, исполняющих наказание и его отбывающих.

Для определения правильной линии поведения персонала в исправительных заведениях и осознания должностной и личной роли важное значение имеет положение, закрепленное в Пекинских прави-

лах, где отмечается, что целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки в интересах оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе.

Из этого следует, что положение служащих в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей обязывает не просто исполнять требования закона в связи с лишением свободы, но и заботиться об охране и защите прав и свобод несовершеннолетних, принимать должные меры к подготовке их к самостоятельной жизни, прививать лучшие нравственные качества, отвращать от правонарушающего поведения.

Известно, что в колонии оказываются подростки, совершившие тяжкие преступления. И тем не менее сотрудники не должны воспринимать своих подопечных в первую очередь как правонарушителей. За основу здесь необходимо принять одно из положений Эр-Риядских руководящих принципов, в котором отмечается, что определение молодого человека как нарушителя, правонарушителя во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей. Таким образом, при обращении с несовершеннолетним, находящимся в колонии, как с правонарушителем, преступником есть риск невольного закрепления стереотипа правонарушающего поведения. На это обстоятельство еще в прошлом веке настойчиво обращал внимание знаток детей-правонарушителей, наш соотечественник Дмитрий Андреевич Дриль.

Принимая во внимание это положение, следует быть очень осторожными и в отношении к тем подросткам, которые допускают нарушения установленных правил в самом учреждении, с тем чтобы не формировать в них устойчивого негативного поведения.

Эр-Риядские руководящие принципы рекомендуют учитывать то обстоятельство, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства самопроизвольно изменяется.

Предмет особого разговора — дети-инвалиды и умственно отсталые. Они есть в колониях, они доставляют немало хлопот, а их жизнь здесь наполнена унижениями, насмешками, издевательствами. Порой не только со стороны осужденных.

Непосредственно в тех документах, которые регламентируют обращение с заключенными, ничего не говорится именно об этих категориях осужденных. Однако имеются специальные документы ООН, которые позволяют определить правила обращения с умственно отсталыми и инвалидами, отбывающими наказание в колониях.

Так, например, в Декларации о правах умственно отсталых лиц (1971 г.) 20 подчеркивается, что умственно отсталым лицам необходимо оказывать помощь в развитии способностей, содействовать по мере возможности включению в обычную жизнь общества. Умственно отсталое лицо имеет те же права, что и

все люди, следовательно, ему должны быть созданы условия для образования, занятия трудом или каким-либо полезным делом. Такие дети должны быть защищены от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. Нет никаких оснований к тому, чтобы персоналу колоний не принимать во внимание указанные положения.

В другом документе — Декларации о правах инвалидов 21 — дается понятие инвалида и излагаются правила обращения с ним. «Инвалид — это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его физических или умственных способностей» (п. 1). Как отмечается в Декларации о правах инвалидов, они обладают всеми правами человека без каких-либо ограничений (за исключением ограничений, устанавливаемых по закону для умственно отсталых лиц) и независимо от медицинских показаний.

Нужды инвалидов должны приниматься во внимание, необходимо создавать условия для их образования и занятий трудовой деятельностью.

Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, любых видов ограничений и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

Хотя в указанных документах не говорится о положении таких людей в местах заключения, руководствуясь общими принципами, изложенными в Минимальных стандартных правилах, Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, а также в Конвенции о правах ребенка и Всеобщей декларации прав человека, следует сделать вывод о том, что персоналу учреждений следует проявлять должную заботу о таких осужденных и внимание к ним.

Нельзя не обратить внимания на то, что во всех документах звучит мысль об охране человеческого достоинства несовершеннолетних, об их защите. В документах подчеркивается, что обращение персонала с осужденными должно укреплять в них чувство собственного достоинства и сознание собственной ответственности. Как свидетельствует отечественный и международный опыт давнего прошлого, именно чувство собственного достоинства является тем стержнем, на котором держатся все позитивные изменения личности. В самом деле, невозможно побудить человека к лучшему путем его унижения, оскорбления достоинства. Именно поэтому международное сообщество так много уделяет внимания вопросам влияния персонала колоний на укрепление чувства собственного достоинства в питомцах. Когда-то Иван Сергеевич Тургенев, посетив однажды колонию для малолетних преступников, которой руководил талантливейший педагог Александр Яковлевич Герд, быстро понял, в чем же суть. Об этом он писал в письме к Полине Виардо: «Тайная сторона всего этого дела — желание пустить в ход пружину человеческого самоуважения, самолюбия, если хотите, которая никогда не бывает окончательно сломана, как бы ни пал человек» 22.

Это уважение к достоинству человека и должно лежать в основе обращения с несовершеннолетними, находящимися в колонии.

Часто при встречах с сотрудниками колоний приходится слышать, в особенности от молодых, неопытных сотрудников, недовольство тем, что, вот, дескать, многовато у нас в колониях гуманизма. Все на стороне осужденных, а вот сотрудники бесправны и бессильны. И если бы их (осужденных) «зажать» как следует, тогда порядка было бы больше.

Хочу подчеркнуть, что такое утверждение и в принципе, и по существу неверно, и даже опасно. Объясню почему. Как выясняется, «зажать» означает «не кормить их три раза, а посадить на хлеб и воду», «укладывать не на белые простыни, а на солому» и «ходят пусть босиком» и т. п. — «тогда они как шелковые станут». Как свидетельствует история, такие попытки имели место. И там, где заключенные «спали на соломе и ходили босиком», дело всегда заканчивалось одним и тем же: бунтами, в ходе которых колонии разносились в щепки или превращались в пепел, а сотрудники не все оставались в живых. Так было в конце XIX в. в Нижегородской, Ташкентской колониях, Ярославском, Московском (Рукавишниковском), Одесском приютах. Так было и в совсем недавнем прошлом в Черемховской, Икшанской, Арзамасской и других колониях. Дело в том, что попытки «зажать» на самом деле означают ущемление в правах, которые являются общечеловеческими. Именно поэтому в правилах закрепляются положения о том, что заключенные должны быть обеспечены всем необходимым без каких-либо ограничений.

Неверно и утверждение, что сотрудники бесправны и бессильны. Так, правилами допускается применение мер дисциплинарного взыскания и даже применение насилия к осужденным в случае самозащиты, попыток к бегству, неповиновения. Очевидно, что права сотрудников достаточно велики, но не безграничны. Эти границы установлены законом.

Генеральная Ассамблея ООН подчеркивает, что в результате лишения свободы несовершеннолетние становятся крайне уязвимыми для злоупотреблений, виктимизации и нарушения их прав. Вследствие этого они нуждаются в особом внимании и защите, их права и благополучие должны гарантироваться в течение и после периода лишения свободы.

Молодым женщинам-правонарушителям, помещенным в исправительное учреждение, должно уделяться особое внимание с учетом их личных проблем и нужд.

Условия содержания несовершеннолетних в исправительных заведениях

Основными документами, в которых изложены правила, касающиеся условий содержания несовершеннолетних, являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), ключевая идея которых заключается в том, что несовершеннолетним в исправительных учреждениях должен быть обеспечен уход, защита и вся необходимая помощь — социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые

им могут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, а также интересов их полноценного развития. Условия содержания несовершеннолетних в исправительных заведениях очень важны для сохранения здоровья, достоинства и обеспечения безопасности.

В этих документах обращается внимание на необходимость строгого учета всех несовершеннолетних, которые прибывают в учреждение. Администрации предписывается позаботиться о том, чтобы уведомить родителей или опекунов о месте нахождения несовершеннолетнего.

Прибывшие в учреждение должны быть ознакомлены с правилами поведения и правилами внутреннего распорядка. В случае, если прибывший несовершеннолетний окажется неграмотным, ознакомление с правилами осуществляется в такой форме, которая обеспечивает понимание сути.

В возможно короткий срок следует обеспечить первичное знакомство с несовершеннолетним, чтобы получить необходимую информацию, которая позволяет определить наиболее подходящее место его учебы, труда, обитания.

Условия, в которых находятся несовершеннолетние, должны отвечать требованиям санитарии, гигиены и уважения достоинства человека. Для несовершеннолетних очень важно, чтобы помещения, в которых они находятся, были светлыми, хорошо проветриваемыми и достаточными по площади. Несовершеннолетние должны иметь возможность для занятий, соответствующих возрасту.

Во время сна обеспечивается регулярное наблюдение за всеми спальными помещениями.

Необходимо требовать, чтобы несовершеннолетние следили за чистотой своего тела, одежды и обуви. Для этого следует создавать соответствующие санитарно-гигиенические и бытовые условия. Это означает, что санитарные узлы должны быть в таком состоянии и в таком количестве, чтобы каждый из подростков мог удовлетворить свои естественные потребности, когда ему это необходимо, в условиях чистоты и пристойности.

В учреждении должно быть достаточное количество душевых и банных мест, чтобы каждый из осужденных мог ими воспользоваться сообразно с климатическими условиями и требованиями гигиены. Все места общего пользования должны содержаться в чистоте и порядке. Персоналу необходимо следить за исправностью помещений и сантехники и за тем, чтобы там поддерживались порядок и чистота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый из обитателей учреждения должен иметь отдельную койку и индивидуальные постельные принадлежности, регулярно обменивающиеся на чистые.

Необходимо следить, чтобы одежда, которую они носят, была в порядке, чистой и имела надлежащий вид. Если заключенные не носят своей собственной одежды, то они должны обеспечиваться комплектом одежды, соответствующей климатическим условиям. В учреждении должны быть созданы условия для стирки и сушки своей одежды.

Пища, которую получают несовершеннолетние, должна быть достаточно питательна для поддержания здоровья и сил, хорошо приготовлена и подана. Прием пищи осуществляется в часы, отведенные для этого правилами внутреннего распорядка. Питьевую воду следует предоставлять без ограничений в любое время.

В Европейских тюремных правилах отмечается, что пища должна готовиться с учетом возраста, состояния здоровья осужденных и, по возможности, религиозных или культурных особенностей.

Учреждениям необходимо создать условия для получения или продолжения образования. В документах подчеркивается, что обучение должны вести квалифицированные преподаватели. Оно должно осуществляться по программам, соответствующим тем, которые имеются в образовательной системе страны. Особое внимание полагается уделять образованию несовершеннолетних иностранцев и имеющих особые культурные или этнические потребности. Документы об образовании, которые выдаются в учреждении, не должны содержать сведений о самом учреждении.

Образование несовершеннолетних в исправительном учреждении не должно отступать от требований, изложенных в Конвенции о правах ребенка, которая определяет, что образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных способностей в их самом полном объеме, воспитание уважения к правам и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой он проживает, страны его происхождения и к цивилизациям,отличным от собственной; подготовку к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; воспитание уважения к окружающей природе.

Необходимо отметить, что в рассматриваемых документах подчеркивается роль и важное значение библиотек в развитии несовершеннолетних.

Для будущей жизни несовершеннолетнему надо иметь специальность, которая может дать ему возможность самостоятельно обеспечивать себя. Учреждение должно позаботиться о том, чтобы несовершеннолетний мог получить такую специальность.

В учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей необходимо должным образом организовать их трудовую деятельность, с соблюдением всех норм по охране труда. Занятие трудом должно быть ориентировано на подготовку к нормальной трудовой деятельности после выхода из учреждения.

В Европейских тюремных правилах указывается, что работу необходимо рассматривать как положительный элемент в процессе перевоспитания и обучения.

Труд несовершеннолетних должен оплачиваться, при этом часть заработка несовершеннолетнему следует вручать при освобождении, другую часть осужденный может расходовать по своему усмотре-

нию: на приобретение товаров для себя, возмещение ущерба, который причинен совершенным им правонарушением, оказание помощи семье.

Отдых несовершеннолетних следует должным образом организовать с учетом необходимости физического развития подростков, для чего следует располагать площадями и оборудованием. Подросткам должно предоставлять время для занятий творчеством и ремеслами. Во внимании и медицинском надзоре нуждаются несовершеннолетние, которым показаны занятия лечебной физкультурой.

В учреждении не должно быть препятствий для отправления религиозных обрядов в соответствии с правилами своей веры.

Персоналу учреждения следует быть внимательным к состоянию здоровья несовершеннолетних и при наличии оснований полагать, что кто-то из них нездоров, при жалобах на плохое самочувствие необходимо позаботиться о том, чтобы медицинская помощь была оказана специалистом как можно быстрее.

Международные правила требуют, чтобы медицинское обслуживание обеспечивалось квалифицированным медицинским персоналом. Медицинским работникам предписывается быть внимательными к жалобам или проявлению симптомов заболевания с тем, чтобы своевременно принять необходимые меры. В обязанности медицинских работников входит контроль за приготовлением пищи, санитарно-гигиеническими условиями в учреждении.

В документах подчеркивается важность для несовершеннолетнего поддержания им социально полезных связей с внешним миром. Для этого рекомендуется общение с семьями, друзьями, имеющими надежную репутацию. Поддержанию связи с окружающим миром могут служить переписка и телефонные переговоры.

Международными нормами устанавливаются ограничения для применения силы, однако если к ней приходится прибегать в качестве единственного и последнего средства обеспечения безопасности, то это не должно носить характера унижения или глумления над несовершеннолетними. Это требование согласуется с положениями других международных документов против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания.

Соответственно запрещается применение любых дисциплинарных мер жестокого, негуманного характера или унижающих достоинство. Нарушитель дисциплины не должен наказываться более одного раза за один и тот же проступок, коллективные наказания считаются недопустимыми. По каждому случаю нарушения установленных в учреждении правил несовершеннолетний должен иметь возможность дать объяснения.

Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей подлежат периодическому инспектированию, а жалобы — соответствующей проверке.

В Европейских тюремных правилах, как, впрочем, и в других документах, подчеркивается, что подго-

товка к освобождению должна осуществляться таким образом, чтобы уменьшить вероятность совершения освобождаемыми новых преступлений в будущем.

Международными правилами рекомендуется осуществлять необходимые мероприятия по подготовке несовершеннолетних к освобождению.

Очевидно, что основные положения, изложенные в международных документах, носят общий характер, но они находят детальное развитие в национальном законодательстве.

Необходимо подчеркнуть, что основная идея рассматриваемых документов заключается в том, что права ребенка на его нормальное развитие, образование, труд, гуманное обращение и т. д. должны быть реализованы независимо от того, что он осужден и пребывает вне семьи. Как отмечается в Конвенции о правах ребенка, он должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных ООН, особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Воспитание подростка в таком духе невозможно в условиях жестокости, унижений и бесчеловечности. Поэтому все положения документов пронизаны духом гуманизма, к которому призываются и служащие исправительных учреждений.

Требования к персоналу

Давно известно, что никакая самая совершенная система исправительных учреждений, никакие самые подробные и лучшие правила не будут иметь силы при слабо подготовленном и посредственном персонале служащих. И наоборот, многие просчеты и недостатки как всей системы, так и отдельных инструкций и правил сглаживаются при хорошо подобранном и компетентном составе служащих.

Цели наказания, определенные законом, могут быть достигнуты лишь при одном необходимом условии: в учреждении должен быть хорошо организованный, сплоченный, ясно понимающий свои обязанности и человеколюбивый персонал.

Не случайно поэтому в международных документах обращается внимание на тщательный подбор персонала, формулируются требования к личности и профессиональной подготовке служащих. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, подчеркивается, что служащие должны иметь соответствующую профессиональную подготовку, которая позволяла бы им эффективно выполнять свои обязанности. В документах указывается на необходимость иметь познания в области детской психологии, знать положения международных норм в области прав человека и ребенка, в области обращения с несовершеннолетними, находящимися в заключении.

Правила предписывают сотрудникам постоянно поддерживать и повышать свою квалификацию, ибо любые нормы как таковые не будут иметь практической ценности до тех пор, пока их содержание и значение посредством обучения и подготовки и путем осуществления контроля не станут частью кредо каждого должностного лица.

Из указанных документов следует, что служащие должны быть людьми высоконравственными, которых отличают такие качества, как честность, гуманизм, добросовестность, личная пригодность к работе и полная компетентность. Из совокупности всех этих качеств образуется авторитет, без которого невозможно положительное влияние на несовершеннолетних. Для успешного выполнения своей работы служащим необходима убежденность в ее важности и значимости. При всей сложности, трудности, внешней непривлекательности работы в колониях их персоналу следует подняться до уровня осознания государственной важности своего предназначения и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности.

Очевидно, что слова, сказанные Яном Амосом Ко-менским несколько веков назад, не только не утрачивают своей актуальности, но приобретают новую силу и значение. Он подчеркивал, что наставники должны быть достойные, совершенно беспорочные в глазах людей, серьезные, все делающие с благожелательной строгостью, усердные, никогда не тяготящиеся своими обязанностями и не стыдящиеся их, неустанные в труде, наконец, благоразумные 23.

Общепризнанным является положение о том, что в деле воспитания нет ничего важнее личного примера. В условиях ограничения в общении, передвижении, составляющих суть заключения, пример сотрудников учреждения приобретает важное значение. В правилах на это обращено особое внимание. Там подчеркивается, что все сотрудники мест заключения должны вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить примером для заключенных и завоевать их уважение.

Все сотрудники должны работать согласованно, во взаимном понимании и помогая друг другу. Это условие благоприятствует эффективному выполнению возложенных на них обязанностей.

Исходя из необходимости подчеркнуть и особую важность, и особую ответственность должностных лиц по поддержанию правопорядка, ООН в 1979 г. принимает Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Как следует из руководящих принципов, для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка понятию должностные лица по поддержанию правопорядка придается как можно более широкое толкование. Следовательно, к должностным лицам следует относить и персонал мест заключения, в том числе и для несовершеннолетних, в соответствии с нашим национальным законодательством — воспитательных колоний.

В кодексе подчеркивается, что «при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам» (ст. 2). Это означает, что каждому сотруднику колонии необходимо осознавать свою роль и свое предназначение, которые не сводятся лишь к выполнению определенной функции в обеспечении исполнения наказания. При всем этом каждый сотрудник призван защищать права каждого человека и всех осужденных.

Особый род деятельности сотрудников делает для них доступными многие сведения о личной жизни

осужденных, их родственников, других сотрудников. Кодекс предписывает с осторожностью относиться к такой информации и сохранять ее в тайне во всех случаях, за исключением интересов службы или правосудия.

В кодексе, как и в Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, обращается внимание на недопустимость актов коррупции или иного злоупотребления предоставленной им властью. Как следует из кодекса, «любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица» (ст. 7). Более того, они являются чрезвычайно вредными и опасными, поскольку подрывают авторитет государственной власти, вследствие чего «правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они, правительства, не могут или не хотят обеспечивать соблюдения законности самими должностными лицами» 24.

Все без исключения международные документы, относящиеся к интересующей нас проблеме, проповедуют идеи гуманизма. Международное сообщество стремится таким образом проводить в жизнь человеколюбие и взаимопонимание, брать под защиту тех, кто может быть ущемлен в своих правах или беззащитен и слаб, сдерживать наделенной силой и властью. Провозгласив во Всеобщей декларации прав человека, что «никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию», ООН проводит эту идею в Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Отражает ее и Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, где подчеркивается, что «ни одно должностное лицо не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания» (ст. 5). Такие действия не могут быть оправданы ни распоряжением начальников, ни какими бы то ни было чрезвычайными обстоятел ьствам и.

Кодекс требует от всех должностных лиц усвоения простого и непреложного правила: жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека обращение, в какой бы форме оно ни проявлялось, запрещено.

Желанием повысить эффективность борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания объясняется принятие других документов: Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 25.

В конвенции дано понятие пытки, под которой понимается «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье

лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иными лицами, выступающими в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включается боль или страдание, которые возникают лишь в результате законного лишения свободы или иных ограничений, основанных на законе» (ст. 1).

В Декларации о защите всех лиц от пыток отмечается, что любое из указанных действий должно быть оценено вполне определенно: «Любое действие, представляющее собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, является оскорблением человеческого достоинства и должно быть осуждено как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека» (ст. 2).

Как в декларации, так и в Конвенции против пыток указывается, что все акты пыток, как и «участие в них, соучастие в них, подстрекательство или намерение подвергнуть пытке», не могут рассматриваться иначе, как преступление, в соответствии с действующим уголовным законодательством. В документах подчеркивается, что независимо от того, имеется официальная жалоба или таковой нет, «каждый раз, когда есть разумные основания полагать, что пытка или другое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание имели место, компетентные органы должны немедленно начать беспристрастное расследование. Если будет установлено, что пытка имела место, против нарушителя возбуждается уголовное дело или дисциплинарное или иное преследование» (ст. 9).

В указанных документах особое внимание обращается на готовность персонала к обращению с осужденными без применения пыток и унижения их достоинства, на принципах гуманизма и уважения личности. Этому вопросу посвящена ст. 5 Декларации против пыток. В ней отмечается, что «подготовка персонала, стоящего на страже соблюдения закона, и подготовка других официальных лиц, которые могут нести ответственность за лиц, лишенных свободы, должна обеспечивать такое положение, при котором полностью учитывалось бы запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Это запрещение должно также быть включено в такие общие правила и уставы, которые касаются обязанностей и функций каждого, кто может иметь дело с содержанием под стражей таких лиц или обращением с ними». Являясь логическим продолжением указанной декларации, Конвенция против пыток закрепляет положение о необходимости постоянного изучения персоналом материалов, относящихся к данному вопросу. В конвенции, в частности, отмечается, что необходимо, «чтобы учебные материалы и информация относительно запрещения пыток в полной мере включались в программы подготовки персонала правоприменительных органов, гражданского или военного, медицинского персонала, государственных должностных лиц и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения или обращению с ними» (ст. 10). И если пытка недопустима в принципе, то нет

нужды обращать внимание, что тем более она недопустима по отношению к ребенку, каковым, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, является несовершеннолетний осужденный.

Безусловно, в деятельности персонала воспитательных колоний не может иметь места жестокость, бесчеловечность и унижение человеческого достоинства. Это положение прямо вытекает их всех рассматриваемых документов.

Анализ документов показывает, что в них особо рассматриваются требования к медицинским работникам. Это легко объяснить тем общим предназначением медиков, которое заключается во врачевании душевных и телесных страданий. Но в условиях лишения свободы, отсутствия вблизи родственников, большого количества ограничений и минимальности самостоятельности медицинский работник воспринимается многими осужденными, а несовершеннолетними в особенности, как воплощение сострадания, человеколюбия, понимания и готовности помочь. Надо быть справедливыми и отдать должное всем медикам, работающим в колониях, — они проявляют и мужество, и терпение и во многом оправдывают ожидания осужденных, облегчая их боль, залечивая раны, возвращая по капле утраченное в неразумной жизни здоровье.

Именно поэтому, как предписывают международные документы, врачи должны не допускать бесчеловечного и жестокого обращения с осужденными. В документах содержится предостережение о недопустимости иных отношений с осужденными, кроме профессиональных. Перед врачами ставится задача охраны физического и психического здоровья осужденных, их лечения на таком же уровне и такого же качества, как и любого человека. Для медицинского работника является недопустимым любое насилие, за исключением случаев, когда создается угроза здоровью или безопасности самого осужденного. Все эти положения изложены в Принципах медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания 26, которые дополняют Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Эти документы в совокупности с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными предусматривают повышение ответственности работников здравоохранения за жизнь и здоровье заключенных. Как следует из этих документов, медицинский персонал при любой ситуации не имеет права поощрять или не замечать применения пыток или других видов бесчеловечного и жестокого обращения или принимать в них участие; он не должен присутствовать во время такого обращения. Врач несет полную медицинскую ответственность за заключенного, и только врач может определить режим существования заключенного в учреждении.

Очевидно, что все документы направлены на формирование у персонала умения правильно пользоваться предоставленной властью, чувства ответственности, гуманизма и справедливости.

Сегодняшние идеи гуманизма по отношению к осужденным, в особенности несовершеннолетним,

не принадлежат ни конкретному человеку, ни конкретной стране. Они принадлежат человечеству, поскольку в них слились многовековые боль и страдание, несправедливость и непонимание, излишние репрессии и бесчеловечность пенитенциарных учреждений всех стран и всех континентов. И поскольку мы, современники, живем между прошлым и будущим, то на нас лежит ответственность перед предками и потомками за собственный вклад в воплощение в жизнь, в практику каждого дня всеобщих идей прав человека.

Хочу подчеркнуть, что я не идеализирую опыт прошлых времен. Всем известно, что в тот период, к которому относится зарождение международного сотрудничества, и долго после него несовершеннолетние все еще оставались в тюрьмах вместе со взрослыми, что труд детей был непосильным для них, что телесные наказания еще долго применялись, что служащие исправительных заведений злоупотребляли своим положением и часто своим поведением развращали воспитанников. Но здесь не ставилось цели в очередной раз заклеймить «проклятое прошлое и его карательную систему» и присоединиться к многоголосому хору обвинителей. Памятуя о том, что никакой период жизни не может быть только отрицательным или только положительным, ставилась задача показать истоки гуманистических идей, их устойчивость и развитие. И то, что они, несмотря ни на какие сложности, трудности применения, не утрачиваются, а лишь кристаллизуются, приобретают от эпохи к эпохе новое содержание, свидетельствует об их закономерности и неизбежности. А значит, этим идеям противиться бессмысленно, и усилия всех и каждого, имеющего отношение к осужденным, должны направляться на осознание, понимание и усвоение сути того, что выработано многолетними коллективными усилиями.

Н ПРИМЕЧАНИЯ:

1 См.: Фойницкий И. Я. Пенитенциарный конгресс в Риме // Вестник Европы. 1886. № 3.

2

См.: Люблинский П. И. Международные пенитенциарные конгрессы. Международные съезды уголовного права за 10 лет. Пг., 1915.

3

В XIX в. криминалистами назывались все, кто занимался вопросами преступления и наказания.

4 См., напр.: Люблинский П. И. Брюссельский международный конгресс криминалистов // Журнал Министерства юстиции. 1910. № 9.

5 См.: Международный Союз криминалистов, Русская группа. СПб., 1902.

6 См.: Международные конгрессы патроната // Тюремный вестник. 1905. № 10.

7 См.: Герцензон А. К организации Международного союза криминалистов // Административный вестник. 1925. № 11; Утев-ский Б. IX Международный тюремный конгресс // Право и жизнь. 1926. № 2-3.

8 См.: Бородин С. В., Ляхов С. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.

9 См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступлений и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.

10 См.: Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998.

11 См.: Сборник СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М., 1989. С. 461-462, 478-479, 575-578.

12

См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступлений и уголовного правосудия. С. 102-119.

13 См.: Там же. С. 120-124.

14 См.: Там же. С. 158-160.

15 См.: Там же. С. 163-170.

16 См.: Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. С. 51-87.

17 См.: Там же. С. 86-102.

18 См.: Там же. С. 103-128.

19 См.: Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

20 См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М., 1989. С. 461-462.

21 См.: Там же. С. 478-479.

22

Цит. по: Зильберштейн И. Человек поистине замечательный... // Литературная газета. 1974. № 6.

23 См.: Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 155-156, 422-423.

24

Комментарий к ст. 7.

25

См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступлений и уголовного правосудия. М., 1992.

26 См.: Сборник стандартов ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. М., 1992. С. 317-318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.