Научная статья на тему 'Международно-правовые требования к правосудию в отношении несовершеннолетних'

Международно-правовые требования к правосудию в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые требования к правосудию в отношении несовершеннолетних»

области выступает следование всеми государствами принципу «либо выдай, либо суди». Необходимо также создание согласованных политических антитеррористических программ (в развитие деятельности Группы восьми) и дальнейшее развитие сотрудничества институционных и институциональных антитеррористических систем всех уровней.

'Для того чтобы представить, какую опасность представляет терроризм безопасности личности, достаточно взглянуть на некоторые цифры. Так,

-_ -

V

в ночь на 9 сентября 1999 г. в результате взрыва жилого дома по ул. Гурьянова погибли 106 человек. 13 сентября того же года был взорван еще один московский дом на Каширском шоссе, в котором погиб 131 человек. Всего с мая 1994 г. по сентябрь 2007 г. в результате террористических актов в нашей стране погибло около 2700 россиян.

2 www.news.rin.ra

3 В этот список включены: «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»; «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «База» («Аль-Каида»); «Асбат аль-Ансар»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская груп-

па» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); « Братья - мусульмане» («Аль - Ихван аль-Муслимун»); «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»); «Лашкар-И-Тайба»; «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»); «Движение Талибан»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Ид-жтимаи»); «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»); «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»); «Исламский джихад — Джамаат моджахедов»; «Джунд аш-Шам» (Российская газета. Федеральный выпуск. — 2006. - № 4130. - 28 июля). 4 www.terroristica.info

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВОСУДИЮ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проблема роста преступности среди несовершеннолетних и вовлечения их в криминальную деятельность сегодня становится все более актуальной как на национальном, так и на международном уровне. Уже с 1986 г. на международном уровне было отмечено втягивание подростков в международную транснациональную преступность. В настоящее время подростки все чаще участвуют и эксплуатируются в таких опасных преступлениях, как международный терроризм1, экстремизм, незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ, незаконная торговля оружием, что вынуждает их правоохранительные органы сосредоточи-

вать внимание государства на данной проблеме.

На расширенном заседание коллегии МВД РФ 1 июня 2005 г., посвященном вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних министр внутренних дел Нургали-ев подчеркнул, что в настоящее время существует проблема экстремистских проявлений в молодежной среде. И хотя статистика подобных преступлений весьма незначительна, но преуменьшать их негативное влияние нельзя. «Доведенная до крайности идеология экстремистских действий обладает огромной разрушительной силой, ее сторонники готовы к любым акциям, нарушению общественных норм и законов», — сказал

К. В. ЛИСУКОВА

министр. Преступления, совершенные детьми, причиняют вред не только общественным отношениям, против которых были направлены, но и процессу развития личности самого ребенка. Ведь, с одной стороны, он имеет дело с криминальным миром, а с другой — сталкивается с пенитенциарной и судебной системами, где также могут быть нарушены его права, а это откладывает негативный отпечаток на репутацию и дальнейшую жизнь ребенка.

Еще римское право оставило нам свидетельство особого отношения к молодому поколению, а именно защиты детей государством. Это доктрина parens patriae, в соответствии с которой государство объяв-

ляется высшим опекуном ребенка. В историческом становлении правосудия для несовершеннолетних она использовалась не один раз.

Сегодня в международно-правовыхдокументах, касающихся системы уголовного правосудия и исполнения наказания, предлагается использовать разные подходы для взрослых и несовершеннолетних правонарушителей. Органы ООН выработали стратегии, международные правила, стандарты и рекомендации по уголовному правосудию, в отношении защиты прав заключенных и лиц, подвергаемых аресту, задержанию и заключению, исполнению наказания совершеннолетних преступников: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, от9 декабря 1988 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, врачей в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 18 декабря 1982 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г. и др. В рамках Совета Европы также были разработаны документы, нормы которых касаются общих вопросов уголовного судопроизводства и прав «взрослых» правонарушителей2. Ряд прав человека при осуществлении уголовного судопроизводства зафиксирован в Конвенции СНГ о правах

™ i

V

и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Баланс справедливого наказания и гарантии и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей обеспечивает юве-нальная юстиция, или правосудие по делам несовершеннолетних (Juvenile Jastice), сочетающее в себе защиту прав, свобод и законных интересов детей, профилактику преступности среди детей, а также помощь несовершеннолетнему, соприкоснувшемуся с законом, вернуться в общество полноценной личностью, учитывая его возрастные и психофизические особенности. На сегодняшний день в мире существует большое разнообразие программ правосудия для несовершеннолетних. Они функционируют уже более 25 лет и действуют в таких странах, как США, Германия, Франция, Австрия, Канада, Австралия, Бельгия, Норвегия, Польша, Чехия, Новая Зеландия, Япония. Наиболее популярные англосаксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции.

К основным действующим нормам, регламентирующим права детей и стандарты в области ювенальной юстиции, можно отнести: Конвенцию о правах ребенка 1989 г.; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.; Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рия-де) 1990 г.; Руководящие принципы в отношении действий в ин-тересах детей в системе уголовно-

го правосудия (Вена 1997 г.). В основном эти документы относятся к «мягкому» праву, так как не налагают юридических обязательств, но обладают международной значимостью, являясь продуктом международного сотрудничества, и подразумевают ответственность скорее политического характера.

Относительно юридической силы таких норм существуют различные мнения. C.B. Черни-ченко справедливо отмечает тот факт, что в Уставе ООН закреплено, что все такие постановления носят рекомендательный характер, т.е. не являются юридически обязательными для государств.

В международно-правовых документах, имеющих обязательную и необязательную силу, ювенальная юстиция и связанные с ней вопросы профилактики преступности, условий содержания под стражей и в целом прав несовершеннолетних правонарушителей регулируются универсальными положениями для максимальной эффективности деятельности в каждом государстве.

Конвенция о правах ребенка выделяет две важные задачи правосудия в отношении несовершеннолетних: содействие «его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе» (ст. 40.1); обеспечение «такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления» (ст. 40.4).

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), определяют, что «несовершеннолетним» является ребенок или молодой человек, которые в рамках существующей правовой системы

могут быть привлечены за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому. Они также определяют возраст, с которого несовершеннолетний считается правонарушителем: «нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости» (правило 4.1).

Обеспечение конфиденциальности в деле ребенка-право-нарушителя оценивается в Пекинских правилах как гарантия «избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации» (ст. 8.1). В ст. 8.2 подчеркивается, что в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. В Пекинских правилах делается попытка придать требованию конфиденциальности универсальный характер.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) предупреждают о недопустимости употребления в отношении несовершеннолетнего термина «преступник», что является развитием правила о недопустимости причинения ущерба репутации несовершеннолетнего.

Поэтому «арест, задержание или тюремное заключение ребенка используется лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени» (Конвенция, ст. 37.Ь). Это обусловлено стремлением снизить критическое время пребывания в местах заключения,

-_ -

V

за которым следуют необратимые личностные деформации; для несовершеннолетнего этот период в два-три (в зависимости от возраста) раза короче, чем для взрослого человека. По уровню социального развития несовершеннолетние заключенные значительно отстают от вольных сверстников; они не подготовлены к разрешению проблем, которые их ждут на свободе. Здесь важен процесс ресоциали-зации несовершеннолетних преступников, ограждение их от новых преступлений и помощь в восстановлении законных прав и свобод, для нормального дальнейшего развития личности «оступившегося» подростка. В ст. 37 Конвенции говорится о целесообразности раздельного содержания несовершеннолетних и взрослых правонарушителей (п. «с» ст. 37). Одновременно здесь же допускается отступление от этого правила «в наилучших интересах ребенка», что связано с отсутствием в ряде стран специальных «детских» мест лишения свободы. В соответствии со ст. 17 п. «с» Белфастской декларации «Несовершеннолетние должны содержаться только в специальных центрах отдельно от взрослых заключенных. Эти центры должны предоставить молодым правонарушителям образовательные программы во время всего срока нахождения под арестом. Девочки, находящиеся под арестом, должны быть под надзором женского персонала»3.

Особо отмечается недопустимость назначения несовершеннолетним преступникам смертной казни и пожизненного тюремного заключения. Международный пакт о гражданских и политических правах запрещает применение смертной казни к лицам моложе 18 лет, хотя и не использует здесь слово «ребенок».

Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении детей карательных санкций делает актуальной задачу создания в России системы ювенальной юстиции. Основополагающим принципом при разработке этой системы должно стать положение ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов. Исходя из международных документов, регламентирующих правосудие для несовершеннолетних, можно выделить так называемую триаду системы ювенальной юстиции (профилактика преступности; ювенальный суд; ре-социализация несовершеннолетнего правонарушителя), включающую в себя сеть разнообразных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.

Распространенной формой правоприменительной практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием, должно стать присуждение подростка к различным социально-психо-логическим и реабилитационным программам, направленным на его ресоциализацию.

Борьба с преступностью детей как одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности не только в государстве, но и в ми-

ровом сообществе призвана поддерживать национальный правопорядок и противостоять появлению и развитию такого негативного явления, как международная преступность несовершеннолетних.

Комитет по правам ребенка ООН на своей 40-й сессии рассмотрел доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со ст. 44 Конвенции ООН о правах ребенка, а на 1080-м заседании, состоявшемся 30 сентября 2005 г., утверждены Заключительные замечания в адрес Российской Федерации. В частности, Комитет по правам ребенка обратил внимание, что, несмотря наряд законодательных попыток, Россия до сих пор не ввела конкретных процедур на федеральном уровне и не учредила суды по делам несовершеннолетних правонарушителей. В качестве первоочередных мер Комитет

--чй _ -

V

по правам ребенка рекомендовал Российской Федерации ускорить работу по формированию системы ювенальной юстиции.

В настоящее время в России возникла необходимость комплексного научного подходакпро-блеме установления разумного баланса участия правоохранительных органов в системе ювенальной юстиции. При этом следует учитывать и мнение министра МВД РФ, изложенное в письме от 27 марта 2004 г. № 1/ 2063 в адрес Председателя Верховного Суда РФ:«.. .МВД России считает целесообразным введение специализированных судей по делам несовершеннолетних в судах общей юрисдикции».

Подход к внедрению юве-нальных технологий в деятельность органов внутренних дел по профилактике преступности несовершеннолетних должен учитывать особенности не только внутригосударственного за-

конодательства, но и международных требований к правосудию для несовершеннолетних правонарушителей.

1 См.: 3иядова Д. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера // Законность. — 2005. — № 6. — С. 47-49.

2 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Европейская конвенция о выдаче правонарушителей 1957 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам 1979 г.; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.; Европейские тюрем-ные правила от 12 февраля 1987 г.

3 http://www.ombudsmandeti.ru — сайт Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации.

ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА

E.H. РАХМАНОВА,

кандидат юридических наук

Реализация охранительной функции уголовного права— в достаточной мере сложная задача, эффективному решению которой среди прочего способствует, если говорить обобщенно, установление преступности деяния (криминализация, дифференциация, квалификация) и установление мер уголовно-правового воздействия (пенали-зация, реализация ответственности). В каждой из этих сфер требования человеческого измерения накладывают свой отпе-

чаток на деятельность государства и его органов.

При установлении преступности деяния гуманитарные стандарты требуют соблюдения как минимум трех основополагающих обязательств.

Первое состоит в том, что запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Конституционный Суд РФ указал: «Неопределенность содержания правовой нормы допускает воз-

можность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым — нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона»1. Требование ясности и недвусмысленности уголовно-правовой нормы напрямую связано с комплексом проблем правотворчества, правопонима-ния и правоприменения. Речь идет о недопустимости пробелов уголовно-правового регулирования, о непротиворечивости закона, о пределах его толкова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.