Научная статья на тему 'Ювенальные технологии: проблемы внедрения'

Ювенальные технологии: проблемы внедрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2637
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / JUVENILE JUSTICE / ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / JUVENILE TECHNOLOGIES / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ / CRIMINAL JUSTICE / UP JUVENILE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цинченко Галина Михайловна

Целью написания данной статьи является стремление разобраться, какие положительные изменения произойдут в системе уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, какие риски и проблемы защиты прав и законных интересов детей могут возникнуть при внедрении системы ювенальной юстиции в России, почему внедрение системы может привести к усугублению кризиса российской семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juvenile Technology: Problems of Implementation

Purpose of this writing is to understand what positive changes will take place in the system of juvenile justice, as well as the risks and problems and to protect the rights and legitimate interests of the juvenile justice system in Russia, why the system might lead to aggravation of the crisis of the Russian family.

Текст научной работы на тему «Ювенальные технологии: проблемы внедрения»

о ©

о

Цинченко Г. М.

Ювенальные технологии: проблемы внедрения

Цинченко Галина Михайловна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры социологии и социальной работы Кандидат социологических наук, доцент ^ galina_ts55@mail.ru ш

о РЕФЕРАТ

Целью написания данной статьи является стремление разобраться, какие положительные изменения произойдут в системе уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, какие риски и проблемы защиты прав и законных интересов детей могут возникнуть при внедрении системы ювенальной юстиции в России, почему внедрение системы может привести к усугублению кризиса российской семьи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

семья, ювенальная юстиция, ювенальные технологии, несовершеннолетние, уголовное правосудие

Tsinchenko G. M.

Juvenile Technology: Problems of Implementation Tsinchenko Galina Mihailovna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Associate Professor of the Chair of Sociology and Social Work

PhD in Sociology, Associate Professor

galina_ts55@mail.ru

ABSTRACT

Purpose of this writing is to understand what positive changes will take place in the system of juvenile justice, as well as the risks and problems and to protect the rights and legitimate interests of the juvenile justice system in Russia, why the system might lead to aggravation of the crisis of the Russian family.

KEYWORDS

family, juvenile justice, juvenile technologies, up juvenile, criminal justice

Введение

В последнее время значительно расширился круг исследований и научных публикаций, посвященных проблемам развития в России ювенальной юстиции, анализу результатов работы экспериментальных ювенальных судов, примирительных практик, целесообразности обеспечения специализации судей по делам несовершеннолетних, необходимости повышения их квалификации в сфере психологии, педагогики.

Искоренить преступность как социальное явление невозможно, но реально снизить уровень преступности, в том числе несовершеннолетних, применяя к ним, наряду с уголовно-правовыми мерами воздействия, меры профилактического характера, которые являются более эффективным средством по сравнению с наказанием. В связи с ростом правонарушений несовершеннолетних, в российском обществе возникла потребность в создании альтернативных практик решения правовых конфликтов наряду с совершенствованием юридических конструкций.

Ювенальные технологии в правосудии в отношении несовершеннолетних

1 Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей) [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_7788/

2 О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 // Российская газета. 2011. № 29. 11 февраля.

3 Справка по результатам обобщения информации судов субъектов РФ об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции, подготовленная Рабочей группой при Совете судей РФ по вопросам создания и развития ювенальной юстиции в системе правосудия РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.juvenilejustice.ru/documents/rabgr/monit_reg/monreg/

о ©

о

о

В процессе реализации обязательства по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации появляется специализированная система правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы в Российской Федерации, принятой в 1991 г. Термин «ювенальная юстиция» впервые в Российской Федерации был введен в правовой оборот в сентябре 1995 г. д в «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальном плане действий в интересах детей)». Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942 было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних»1. С этого времени в России разворачивается продвижение ювенальной юстиции, которая ориентирована на гуманизацию уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершенствование его в соответствии с международными стандартами детского правосудия и обращения с несовершеннолетними, а также использование новых подходов.

Термин «ювенальная юстиция» — от лат. ¡¡^Ша — юношеский; лат. ¡¡^Ша — правосудие, «юстиция» в данном случае используется для обозначения правосудия по уголовным и гражданским делам, системы особых и специализированных субъектов, осуществляющих защиту прав, ограничивающих возможность общественно опасных деяний, стимулирующих законопослушное поведение [2]. Дополнение «ювенальная» появляется скорее в силу необходимости подчеркивания специфического эффекта, ключевой категорией которого является восстановление нормального взросления несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении [Там же].

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»2 отражен опыт поиска инструментов достижения эффекта, «ювенализирующего» юстицию, и обобщен опыт использования новых подходов и инструментов — «ювенальных технологий», с помощью которых стали разворачиваться схемы взаимодействий судов с разного рода гуманитарными практиками (психологической помощью, социальной работой, медиацией). Согласно обобщенной информации, собранной специальной рабочей группой при Совете судей РФ в 2010 г., ювенальные технологии в сфере правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних применялись в судах 52 субъектов Российской Федерации3. Однако, несмотря на то что термин «ювенальные технологии» уже находится в устойчивом правовом обороте, его толкование не является однозначным как в науке, так и в практике. Так, в «Справке по результатам обобщения информации судов субъектов Российской Федерации об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции» под «ювеналь-

з ной технологией» предлагается понимать «определенный комплекс действий, опреем деляющий порядок принятия решения в конкретной уголовно-релевантной 0 ситуации»1. Но такое определение не раскрывает сути понятия (неизвестно, о ка-£ ких именно «определенных» действиях идет речь) и противоречит существующей ^ практике четкой регламентации принятия всех решений в уголовном процессе. ° Уточнение, что в зависимости от нормативного содержания и конкретных задач о «ювенальные технологии» могут быть классифицированы как уголовно-правовые, д уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, социально-реабилитационные, ш воспитательно-педагогические, не вносит большей ясности2.

Еще одно определение, предложенное специалистами рабочей группы при Совете судей Российской Федерации, предлагает под ювенальными технологиями понимать выработанные отечественной и мировой практикой специальные правила, приемы, методы и меры социально-реабилитационного и воспитательно-корректирующего характера с несовершеннолетними, попавшими в сферу деятельности правосудия о несовершеннолетних (ювенальной юстиции) и нуждающихся в защите своих прав и интересов3. Из данного определения тоже не ясно, о каких технологиях идет речь, но можно сделать вывод, что ювенальные технологии могут быть применимы в отношении как несовершеннолетних правонарушителей, так и несовершеннолетних жертв преступных посягательств. Попытка рабочей группы выйти на содержание понятия через предназначение ювенальных технологий: «Судами, применяющими ювенальные технологии, обеспечивается эффективность и качество правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних, развиваются механизмы взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, снижения рецидива, обеспечения безопасности общества»4 не является успешной.

В научной литературе встречается также мнение, что ювенальные технологии — это совершенствование с учетом общепризнанных норм международного права («Пекинских правил», Конвенции ООН о правах ребенка, Эр-Риядских принципов) правоприменительной практики на основе действующего российского законодательства по делам несовершеннолетних. Под ювенальными технологиями понимается особая организация правосудия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с уголовным законом, основанная на всестороннем знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применении специальных восстановительных программ (методов, способов), устраняющих дальнейшее возможное противоправное поведение несовершеннолетнего [3]. В данном случае происходит слияние понятий «ювенальная технология» и «ювенальная юстиция».

Отсутствие единства в понимании термина привело к тому, что под ювенальными технологиями понимается:

1)введение специализации судей;

2) повышение квалификации судей;

3) введение в аппарат судов помощников судей с функциями социальных работников;

4) использование методик сбора юридически значимой информации (для реализации ст. 421 УПК РФ);

1 Справка по результатам обобщения информации судов субъектов РФ об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции, подготовленная Рабочей группой при Совете судей РФ по вопросам создания и развития ювенальной юстиции в системе правосудия РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.juvenilejustice.ru/documents/rabgr/monit_reg/monreg/.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5) взаимодействие суда с органами и службами системы профилактики;

6) применение примирительных процедур;

7) судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации несовершеннолетнего (в форме частного постановления ч. 4 ст. 29 УПК РФ);

8) привлечение волонтеров для проведения с несовершеннолетними профилактических мероприятий;

9) «Письмо суда» (ст. 15 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»);

10) карта социального сопровождения (ч. 7 ст. 88 УК РФ);

11) ограничение гласности при судебном разбирательстве, и обеспечение их прав на конфиденциальность;

12) контроль суда на стадии исполнения судебного акта.1

Широта и неоднородность в понимании термина «ювенальная юстиция» очевидна. При наличии общих ориентиров (минимизация карательного начала, придание правосудию воспитательного и ресоциализирующего характера, взаимодействие суда с новым кругом специалистов и организаций) подробное изучение деятельности экспериментальных площадок по внедрению элементов ювенальной юстиции демонстрирует отсутствие «понятийного конвента». Нехватка единого понимания грозит обесцениванием инноваций в системе правосудия, объявлением «ювенальными» любых технологий работы с детьми. Ситуация усугубляется еще и попытками осуществить «подмену» ныне политически некорректного института «ювенальная юстиция» более мягким для слуха общественности — «ювенальными технологиями» [3].

Л. М. Карнозова выделяет три аспекта: формальный, социально-контекстуальный и содержательный [1, с. 11]. По ее мнению, технология — это структуризированная деятельность, где строгое соблюдение процедур и их последовательность приводят к заранее запланированному результату. Л. М. Карнозова также полагает, что социально-контекстуальный аспект указывает не на буквальное значение, а на тот смысл, который обретает понятие в определенных условиях. Следует отметить, что впервые в России термин «ювенальные технологии» появился в работах Фонда «Нет алкоголизму и наркомании» для обоснования реабилитационного подхода к работе с детьми в трудной жизненной ситуации, наркоманами, правонарушителями [Там же, с. 13].

С учетом сказанного представляется, что указанные технологии «ювенализируют» юстицию, содействуют достижению указанных выше эффектов. Содержательный аспект предполагает описание работы с несовершеннолетними в рамках осуществления правосудия и проверку ее на технологичность [Там же, с. 14]. Л. М. Карнозова, подвергая критике идею существования «технологических» способов обращения с несовершеннолетними, которые позволяют из «трудного» ребенка получить «благополучного», предлагает говорить о технологичности работы в организационно-правовом аспекте, понимая наличие управленческих и организационно-правовых схем, которые увязывают деятельность суда с деятельностью различных специалистов и структур. Однако существование межведомственного взаимодействия разных специалистов напрямую не влечет улучшения состояния ребенка. Это видно по опыту работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в последние десятилетия — межведомственное взаимодействие не привело к значительным улучшениям в профилактической деятельности. Подобного рода технологии, влекущие личностные преобразования, имеют место быть в педагогике, психологии и социальной работе.

1 Какие ювенальные технологии нужны России : [интервью с В. Н. Ткачевым, председателем Ростовского областного суда, д-м юрид. наук, засл. юристом РФ, членом Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте РФ, членом Рабочей группы по созданию и развитию ювенальной юстиции в системе правосудия РФ при Совете судей РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/int/statem_jj/ tkachev_what/page2/

о ö

о

ш

ш

О

з Ювенальная технология как вид социальной технологии может рассматриваться как интегративная (междисциплинарная, комплексная) социально-педагогико-психолого-0 правовая, в некоторых случаях социально-педагогико-психолого-медико-правовая £ технология, а основными элементами деятельности выступают целеполагание, выбор ^ способов действия и оценка результатов деятельности. Такое понимание содержания ° понятия «ювенальных технологий» создает пространство для появления междисци-о плинарных профилактических практик в отношении несовершеннолетних с признака-д ми правонарушающего поведения и несовершеннолетних жертв. Особенностью юве-ш нальной технологии является возможность ее принудительного применения к несовершеннолетнему, в том числе на всех этапах процессуальных отношений (например, с момента возбуждения уголовного дела), а не только в случаях вынесенного обвинительного решения суда. Еще одной особенностью может быть возможность использования их достаточно широкому кругу несовершеннолетних, указанному в тексте ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1. Таким образом, можно сформулировать следующее: «ювенальная технология» — упорядоченная совокупность действий, основанная на последовательной полипредметной кооперации специалистов по возвращению несовершеннолетнего, попавшего в сферу деятельности правосудия о несовершеннолетних, в норму взросления, включающая в себя действия по диагностике проблемы, выбору способов решения (разработка технологии решения), само решение проблемы и его оценку, применяемая в некоторых случаях принудительно [3].

Реализация концепции становления правосудия в отношении несовершеннолетних началась с пилотных проектов в Ростовской области с 2001 г. с апробированием в 8 районных судах Ростова-на-Дону. Затем присоединились Новочеркасский, Батайский, Таганрогский и Азовский городские суды, Аксайский районный суд — всего 14 районных и городских судов Ростовской области из 61 горрайсуда2.

Важным моментом работы с ювенальными технологиями является введение в качестве участника судебного процесса социального работника при суде, в обязанности которого входит не только осуществление социально-психологического сопровождения несовершеннолетних подсудимых в судебном процессе, но и подготовка для суда материалов социальной диагностики: сведений о личности несовершеннолетнего подсудимого, условиях его жизни, воспитании и образовании. Социальный работник должен выполнять функции, которые определены Пекинскими правилами: сбор информации для суда о личности подростка и его социальной ситуации, выявление проблем и факторов, обусловивших совершение преступления, а также разработка мер его ресоциализации и помощь в их осуществлении, установление контактов с разного рода учреждениями, которые могут оказать помощь в решении проблем подростка. Тщательное исследование личности несовершеннолетнего позволило бы судьям чаще применять альтернативные уголовному наказанию меры воздействия3. При таком подходе, как показывает опыт, заметно снижается рецидивная преступность среди несовершеннолетних.

К участию в рассмотрении судом уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних в обязательном порядке привлекаются психологи и педагоги. В случае уста-

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

2 Ювенальная юстиция. Опыт реформ [Электронный ресурс]. URL: http://inside-vrn.ru/index. php/vse-novosti/49-vlast/185-yuvenalnaya-yusticiya-opit-reform

3 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»): Резолюция 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// platformarb.com/zakonodatelstvo/mezhdunarodnoe-zakonodatelstvo-o-pravax-lyudej-lishyonnyx-svobody/pekinskie-pravila-pravosudie-v-otnoshenii-nesovershennoletnix/

новления фактов нарушения прав несовершеннолетнего на образование, трудоу- з стройство, социальные пособия и т. п. обеспечивается привлечение органов и служб ^ системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в § рамках гражданского судопроизводства. При рассмотрении судами уголовных дел £ о преступлениях несовершеннолетних внимание акцентируется на обеспечении вос- ^ питательного значения судебного процесса, на вторичной профилактике, т. е. недо- ° пущении рецидива. «Это — экономия уголовной репрессии в отношении детей в о конфликте с уголовным законом, оказание судом при рассмотрении уголовных дел ^ о преступлениях несовершеннолетних помощи несовершеннолетнему правонаруши- ш телю в реабилитации, предупреждении рецидива. Таким образом, наиболее эффективно разрешаются проблемы подростка, выявляются причины и условия совершения преступления, формируются и проводятся с несовершеннолетним органами и службами профилактики реабилитационные и профилактические программы. После окончания судебного разбирательства и вынесения решения с несовершеннолетним правонарушителем продолжается индивидуальная профилактическая работа. К данному виду деятельности судом привлекаются все органы и службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1.

Итак, ювенальная юстиция — это особая система правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, при которой ее центральное звено — юве-нальный суд — тесно взаимодействует с социальными службами. Причем взаимодействие начинается с этапа досудебного рассмотрения дела и продолжается после принятия судебного решения. Суд может не только рассматривать материалы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя, но и осуществлять защиту его прав в порядке гражданского судопроизводства.

Необходимо отметить, что в ювенальной юстиции карательные и репрессивные меры уступают воспитательным и реабилитационным, причем приоритет воспитательных и реабилитационных мер обеспечивается судом во взаимодействии с социальными службами. Чтобы эти меры были эффективны, недостаточно ввести ювенальные суды или повысить квалификацию судей в области психологии и педагогики. Необходимо выстроить систему реабилитации с социозащитными учреждениями и подготовленными специалистами для работы с данной категорией несовершеннолетних. Без четкой и согласованной работы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних не удастся добиться значительных успехов в снижении количества правонарушений среди несовершеннолетних. Необходимо подчеркнуть, что ювенальная юстиция направлена не на предотвращение преступлений, а на снижение рецидивов, так как она имеет дело не с причинами, а с последствиями этих социальных явлений.

Сегодня суды, как правило, применяют меру наказания — условное осуждение, что, по сути, сводится к отсутствию какого-либо положительного воздействия на осужденного. Поэтому представляется необходимым расширить сферу применения принудительных мер воспитательного воздействия. Приоритет воспитательных и реабилитационных мер в системе ювенальной юстиции может привести к вытеснению традиционного уголовного права как регулятора девиантных антиобщественных проявлений, как это произошло в ряде западных стран после Второй мировой войны: в Швеции, Франции, а позже в Канаде, США и иных странах, в которых ювенальная юстиция начала играть все более значительную роль в отношении несовершеннолетних, в том числе преступивших закон. Так, например, во Франции с 1945 г. система ювенальной юстиции регулируется Законом № 45-174 «О правонарушениях несовершеннолетних» [4], согласно которому воспитание, или так

1 Ювенальная юстиция. Опыт реформ [Электронный ресурс]. URL: http://inside-vrn.ru/index. php/vse-novosti/49-vlast/185-yuvenalnaya-yusticiya-opit-reform

з называемая ресоциализация подростка, совершившего правонарушение/преступи пление, является прерогативой по отношению уголовного или иного преследования. 0 В 1958 г. законом, касающимся детей группы риска, несовершеннолетние право-£ нарушители были фактически выведены из-под юрисдикции традиционного право-^ судия передачей в Управление воспитания несовершеннолетних, находящихся под ° надзором. Сейчас во Франции действует Судебная защита молодежи, в которую о сегодня входит множество институтов, занимающихся несовершеннолетними пра-д вонарушителями, деятельность которой фактически исключает вероятность реаль-ш ного заключения на длительный срок под стражу несовершеннолетнего лица, даже совершившего тяжкое преступление. Массовые беспорядки 2005-2007 гг., спровоцированные несовершеннолетними выходцами из стран Африки и Ближнего Востока, выявили беспомощность государства в борьбе с подобными противоправными проявлениями. Подростки, задерживаемые полицией ночью и передаваемые ювенальным судьям, утром оказывались на свободе и вечером вновь совершали правонарушения, в том числе в отношении органов и порядка государственного управления (нападения на сотрудников полиции, поджоги полицейских участков и муниципалитетов) [6]. Французские судьи, несмотря на навязываемую им гуманистическую парадигму, заявляют о необходимости лишения несовершеннолетних преступников свободы как об одном из элементов их воспитания и коррекции, и количество осужденных растет [5].

К сожалению, в настоящее время в России фиксируется неуклонный рост нарушений законодательства о правах и законных интересах детей, увеличивается число неблагополучных семей, и, как следствие, дети, воспитывающиеся в таких семьях, становятся жертвами преступлений, а зачастую и сами совершают преступления. Основная причина роста асоциального поведения несовершеннолетних — отсутствие системы защиты их прав, которая в первую очередь должна быть направлена на охрану законных интересов детей. Действующее законодательство по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, его практическое применение не позволяют в полном объеме обеспечить решение проблем безопасности жизни и здоровья детей, предупреждения правонарушений в подростковой среде. Именно дети из неблагополучных семей являются самым незащищенным слоем населения, поэтому им необходима помощь государства1.

Сегодня необходима не только полноценно функционирующая система защиты детства, но и координация действий всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций, направленных на профилактику, социальную реабилитацию и адаптацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Законодательство, регламентирующее деятельность органов и учреждений системы профилактики и саму работу этих органов и учреждений, требует кардинального усовершенствования. Сегодня нет четкого механизма, регламентирующего взаимодействие социальных служб (органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) с судом. В Российской Федерации защита прав несовершеннолетних как отрасль социальной политики и социального права развита крайне слабо. Недостаточно урегулирован на федеральном уровне статус основного координирующего органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав2.

Создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению обще-

1 Ювенальная юстиция. Опыт реформ [Электронный ресурс]. URL: http://inside-vrn.ru/index. php/vse-novosti/49-vlast/185-yuvenalnaya-yusticiya-opit-reform

2 Там же.

признанных принципов и норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.

Поэтапная интеграция Российской Федерации в международное правовое поле, в том числе вступление в Совет Европы, обусловливает необходимость совершенствования национального законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения гарантий при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних.

Сегодня, говоря о ювенальной юстиции в РФ и об опыте отдельных регионов, имеется в виду уголовная ювенальная юстиция. Именно в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних в первую очередь апробируются ювенальные технологии в соответствии с международными правовыми нормами, направленными на защиту прав детей.

Ювенальная уголовная юстиция предусматривает, что профилактика рецидивов преступности несовершеннолетних возможна в ряде случаев через воспитание и просвещение при работе в этом направлении как на стадии судебного разбирательства, так и после суда. Рассмотрение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, по мнению автора, можно продолжать в судах общей юрисдикции субъектов Российской Федерации без выделения в отдельную систему ювенальных судов при соответствующей специализации сотрудников прокуратуры, адвокатуры, следственных органов и судей с целью экономии и эффективного использования имеющихся кадровых, финансовых, правовых и иных ресурсов. Тем более что правовым основанием деятельности судов общей юрисдикции является наличие в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах России особых глав, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также особенности расследования и судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Специализация судебной системы по рассмотрению уголовных дел о преступлениях, по которым потерпевшими являются дети, несомненно, необходима, так как для детей уголовный процесс психологически весьма травматичен, поэтому требуются меры оказания им психологической помощи, смягчения посттравматического стрессового расстройства, сопровождения и поддержки при прохождении через процедуры предварительного расследования и судебного разбирательства. Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних уже сегодня используют ювенальные технологии, предусмотренные Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. К их числу относятся и экономия уголовной репрессии, и усиление воспитательного воздействия, и организация помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в конфликте с законом1. Поэтому введение правосудия по делам несовершеннолетних (предусматривающее специализацию по уголовным и гражданским делам, по которым одной из сторон является несовершеннолетний) как самостоятельной подсистемы общего правосудия остается дискуссионным.

Стоит отдельно упомянуть об активной работе ООН по внесению предложений, касающихся вопросов, явно выходящих за компетенцию этой организации, а порой и прямо вторгающихся в интимную сферу жизни человека. Безусловно, у ООН ведущая роль в формировании многих институтов и норм международного права, включая права несовершеннолетних на особое положение в случае их уголовного преследования, однако принципиальная позиция этой организации в отношении некоторых

о Ö

о

ш

ш

О

1 Ювенальная юстиция. Опыт реформ [Электронный ресурс]. URL: http://inside-vrn.ru/index. php/vse-novosti/49-vlast/185-yuvenalnaya-yusticiya-opit-reform

з вопросов вызывает недоумение. Так, в Замечании № 8 в подборке Замечаний общего го порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам че-0 ловека, сказано о недопустимости всякого строгого поведения в отношении ребенка £ со стороны его родителей1. В Замечании № 10 предлагается минимизировать санк-^ ции, применяемые к несовершеннолетним преступникам, исключив заключение под ° стражу вообще, т. е. даже совершившим тяжкие преступления2. о Кроме того, существует потребность в специализации правосудия и при рас-g смотрении гражданских дел с участием несовершеннолетних, прежде всего дел, ш вытекающих из брачно-семейных отношений, а также дел о защите прав несовершеннолетних. Отсутствие на сегодняшний день специализации судей по семейным делам с участием несовершеннолетних приводит к тому, что такие дела рассматриваются формально, иски органов опеки и попечительства о лишении родительских прав суды, как правило, удовлетворяют, при этом практически не используются иные, более мягкие меры реагирования, такие как ограничение в родительских правах3. (Продолжение в следующем номере)

Литература

1. Балаева А. В., Женодарова Е. Д., Карнозова Л. М. Основы гуманитарной компетентности судьи, рассматривающего уголовные дела в отношении несовершеннолетних : метод. пособие / под ред. Л. М. Корнозовой. М. : Акварель, 2011. 174 с.

2. Высоцкая Н. В. Основные этапы и процессы становления в Красноярском крае ювеналь-ной юстиции нового поколения. Положение о ювенальной службе / Высоцкая Н. В., Никитина Н. А. [и др.] // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 2. С. 8-11.

3. Никитина Н. А. О понятии «ювенальная технология» [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/3/yurisprudentsiya/nikitina.pdf (дата обращения: 23.07.2014 г.).

4. Садовникова М. Н. Как работает ювенальная юстиция во Франции / М. Н. Садовникова // Неволя. 2006. № 8. С. 74-87.

5. Туре де Куси, Ф. Режим отбывания наказания для несовершеннолетних во Франции / Ф. Туре де Куси // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 4 (13). С. 32-39.

6. Ювенальная юстиция: суть проекта. М. : Концептуал, 2011. 100 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Balayeva A. V., Zhenodarova E. D., Karnozova L. M. Bases of humanitarian competence of the judge considering criminal cases concerning minors [Osnovy gumanitarnoi kompetentnosti sud'i, rassmatrivayushchego ugolovnye dela v otnoshenii nesovershennoletnikh] : methodical tutorial / under the editorship of L. M. Kornozova. M. : Watercolor [Akvarel'], 2011. 174 p.

2. Vysotskaya N. V. The main stages and processes of formation in Krasnoyarsk Territory of juvenile justice of new generation. Provision on juvenile service [Osnovnye etapy i protsessy stanov-leniya v Krasnoyarskom krae yuvenal'noi yustitsii novogo pokoleniya. Polozhenie o yuvenal'noi sluzhbe ] / Vysotskaya N. V., Nikitina N. A. [etc.] // Questions of juvenile justice [Voprosy yuvenal'noi yustitsii]. 2011. N 2. P. 8-11.

3. Nikitina N. A. On the concept "juvenile technology" [O ponyatii «yuvenal'naya tekhnologiya»] [Electronic resource]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/3/yurispruden-tsiya/nikitina.pdf (date of the address: 23.07.2014).

4. Sadovnikova M. N. How juvenile justice works in France [Kak rabotaet yuvenal'naya yustitsiya vo Frantsii] / M. N. Sadovnikova // Captivity [Nevolya]. 2006. N 8. P. 74-87.

5. Toure de Coussi. Mode of serving of punishment for minors in France [Rezhim otbyvaniya naka-zaniya dlya nesovershennoletnikh vo Frantsii] / Toure de Coussi // Questions of juvenile justice [Voprosy yuvenal'noi yustitsii]. 2007. N 4 (13). P. 32-39.

6. Juvenile Justice: essence of the project [Yuvenal'naya Yustitsiya: sut' proekta]. M. : Kontseptual, 2011. 100 p.

1 Подборка Замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 3(12). С. 54-61.

2 Там же.

3 Ювенальная юстиция. Опыт реформ [Электронный ресурс]. URL: http://inside-vrn.ru/index. php/vse-novosti/49-vlast/185-yuvenalnaya-yusticiya-opit-reform

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.