Научная статья на тему 'Становление правозащитной деятельности в отношении несовершеннолетних'

Становление правозащитной деятельности в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАВА РЕБЕНКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / OMBUDSMAN FOR CHILDREN’S RIGHTS / JUSTICE / JUVENILE / INTERNATIONAL STANDARDS / CHILD RIGHTS / JUVENILE JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куринова И. А., Щепетев В. И.

Анализируется развитие и задачи правового института Уполномоченного по правам ребенка в российском и зарубежном опыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF HUMAN RIGHTS ACTIVITIES IN THE JUVENILE

This paper analyzes the development and objectives of the legal institution of the Ombudsman for Children in the Russian and foreign experience.

Текст научной работы на тему «Становление правозащитной деятельности в отношении несовершеннолетних»

щения 17.04.2012 г.); USA and the ICC // The Coalition for the International Criminal Court (CICC) // URL:http://www. coalitionfortheicc.org/?mod=usaicc. (дата обращения 17 апреля 2012 г.).

23 ОйвинВ.Н. Россия и Международный уголовный суд. Международное уголовное правосудие: современные проблемы. Указ. соч. С. 550-551.

24 Тузмухамедов Б.Р. Россия в противоречии с Международным уголовным судом? Как достичь правовой гармонии. Официальный сайт «Независимой газеты» // URL:http:www.ng.ru/ politics/2004-03-04/2_mus.html. (дата обращения 10 мая 2012 г.).

25 Declaration by the Palestinian National Authority Accepting the Jurisdiction of the International Criminal Court. 2009-0121. Retrieved 2011-04-06// International Criminal Court // URL:http://www.icc-cpi.int/NR/rdonlyres/74EEE201-0FED-4481-95D4-C8071087102C/279777/20090122PalestinianDecla ration2.pdf (дата обращения 10 мая 2012 г.).

26 ICC Prosecutor's update on the situation in Palestine. 3 April 2012. Retrieved 12 April 2012 // International

Criminal Court // URL:http://icc-cpi.int/NR/rdonlyres/ C6162BBF-FEB9-4FAF-AFA9-836106D2694A/284387/ SituationinPalestine030412ENG.pdf (дата обращения 10 мая 2012 г.).

27 См. подробнее: Situations and Cases // International Criminal Court // URL: http://www.icc-cpi.int/Menus/ICC/ Situations+and+Cases (дата обращения 1 мая 2012 г.).

28 Статут делает различие между предварительным анализом ситуации и расследованием преступлений. Перед тем как начать расследование, Прокурор МУС должен проанализировать имеющуюся информацию и удостовериться в том, что начало расследования будет отвечать положениям Статута.

29 См. подробнее: Трикоз Е.Н. Указ. соч. С. 135.

30 ICC First verdict: Thomas Lubanga guilty of conscripting and enlisting children under the age of 15 and using them to participate in hostilities // International Criminal Court // URL: http://www.icc-cpi.int /NR/exeres/A70A5D27-18B4-4294-816F-BE68155242E0.htm (дата обращения 15 марта 2012 г.).

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И.А. КУРИНОВА, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой права Московского педагогического государственного университета;

В.И. ЩЕПЕТЕВ, доктор юридических наук, профессор 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

irinakurinova@bk.ru

Аннотация. Анализируется развитие и задачи правового института Уполномоченного по правам ребенка в российском и зарубежном опыте.

Ключевые слова: правосудие, несовершеннолетний, международные стандарты, права ребенка, уполномоченный по правам ребенка, ювенальная юстиция

THE ESTABLISHMENT OF HUMAN RIGHTS ACTIVITIES IN THE JUVENILE

I.A. KURINOVA,

doctor of historical sciences, professor, head of the department of the right of the Moscow pedagogical state university

V.I. SHCHEPETEV, doctor of jurisprudence, professor

Annotation. This paper analyzes the development and objectives of the legal institution of the Ombudsman for Children in the Russian and foreign experience. Keywords: justice, juvenile, international standards, child rights, ombudsman for children's rights, juvenile justice.

Основные достижения современных правовых государств в развитии институтов по защите прав ребенка начали свое формирование с древнейших времен.

Историко-правовое развитие прав ребенка практически привело к достаточно полному их обоснованию и закреплению в государственной политике. Многие государства выделили два наиболее значимых правовых института, эффективно защищающих права ребенка и тесно сотрудничающих с другими государственными институтами и общественными организациями: институт детского омбудсмена и институт детских ювенальных судов.

Детский правозащитный институт впервые «появился в Швеции в 1809 г. и на протяжении всего XIX века оставался исключительно шведским явлением. В другие страны данный институт стал постепенно проникать в XX веке, но поистине триумфальное шествие его по миру наблюдается лишь с середины XX столетия»1. Само название Омбудсмен было позаимствовано из Швеции, где так назывался правозащитный институт. Возникнув в скандинавских странах, данный институт контролировал деятельность государственной администрации и защищал граждан от административного произвола. Омбудсмен облегчал доступ гражданам к властьимущим, сокращая и упрощая сроки и процедуру рассмотрения жалоб.

Классическая модель шведского института омбуд-смена отличается наличием проработанной и устоявшейся нормативно-правовой базы, эффективной судебной системы, ответственного государственного аппарата и действует в условиях сложившегося зрелого гражданского общества.

Развиваясь в современных условиях, институт омбудсмена приобрел знакомые очертания: во многих странах появились специализированные уполномоченные по делам военнослужащих, несовершеннолетних, ветеранов, инвалидов и т.п. Следует подчеркнуть, что к компетенции данного органа относится не только решение проблем на государственном, общенациональном, но и на местном, административно-муниципальном уровне. Отметим, что институт омбудсмена получил поддержку на международном уровне в рамках деятельности ООН и ЮНИСЭФ.

Не заставили себя ждать нормативно-правовые акты, защищающие права человека, принятые не только в рамках отдельных государств, но и на уровне международных организаций. К такому основополагающему документу следует отнести Конвенцию о правах ребенка, принятую 20 декабря 1989 г. на 44 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подписанную СССР 26 января 1990 г. и ратифицированную 13 июня 1990 г. Именно в ней заложены международные стан-

1 Сабитова Г.В. Институт Уполномоченного по правам ре-

бенка в России. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. 17 с.

дарты в деле защиты прав детей и задачи государств в этой сфере.

Во многих странах исторически сложился институт ювенальной юстиции, которая развивалась по пути разнообразия форм и методов воздействия на юных правонарушителей. К примеру, во Франции модель ювенального правосудия возникла не сразу, в процессе своего развития она претерпела довольно внушительные изменения.

В ряде европейских государств, начиная с середины 19 столетия, стали создаваться структуры, которые занимались делами несовершеннолетних. В начале XX в. создаются первые суды, специализирующиеся по делам несовершеннолетних, предусматривающие меру наказания в виде поднадзорного наблюдения за ребенком.

К примеру, во Франции данная система сложилась в 1945 г. — после освобождения страны от оккупации, когда была учреждена система судов для несовершеннолетних со специализированными судьями и отдельной процедурой. «Именно в этот период во Франции наблюдалось огромное количество преступников, в том числе несовершеннолетних, бездомных, сирот, оставшихся после войны. Годы были очень тяжелыми, и поэтому нужны были государственные меры для защиты детей именно в этот период»2.

На данный момент Конвенция о правах ребенка, как основополагающий международный нормативно-правовой акт, защищающий права детей, является современной правовой базой по созданию государствами-участниками на его основе своих детских правозащитных институтов для реализации государственной политики защиты детства.

Семья, являясь основным элементом общества, видится как главная ценность, при поддержке которой со стороны государственной власти, наилучшим образом могут быть защищены права и интересы детей. Конституция РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»3. Отношение как государства, так и самого общества к самым незащищенным категориям населения, к которым в первую очередь относятся несовершеннолетние, определяет социальную развитость и показывает уровень социальной справедливости в конкретном государстве.

Отталкиваясь от конституционных норм, следует отметить два основных уровня защиты детей: защита ребенка средствами семьи и защита средствами государства. Взрослые члены семьи обязаны защищать права детей всеми возможными им способами

2 Кудрявцева Н.И. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительная характеристика: Уч.-метод. Пособие. Курск: 2003.

3 Ст. 38 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 2009. 21 января.

(в рамках закона) и средствами, так как «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей»1. Государство обязано брать на себя ответственность по ряду социальных обязательств в отношении детей посредством правового, финансового и идеологического влияния: заботиться о тех из них, кто оказался в трудной жизненной ситуации; вести профилактические работы в семьях, оказывая, в том числе материальную помощь неблагополучным семьям; вести пропаганду посредством СМИ, прививая им положительные качества.

Статья 20 Конституции РФ гарантирует каждому ребенку право на жизнь. Как основное и неотъемлемое право каждого человека право на жизнь закреплено и в международных правовых актах. К примеру, Всеобщая декларация прав человека (принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) закрепляет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, утверждая также человеческое достоинство и прогрессивное развитие прав человека, гражданина, ребенка2. В свою очередь, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. гарантирует «право каждого лица на жизнь... Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание»3.

Помимо вышеуказанных международных нормативно-правовых актов, право человека, гражданина, ребенка на жизнь закреплено в российской Декларации о правах и свободах человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., которая утверждает, что «каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни»4. В этой связи отметим, что при принятии и ратификации упомянутых международных нормативно-правовых актов, государства доводят свои национальные законодательства до международных стандартов при утверждении прав, свобод, чести, достоинств человека, гражданина, ребенка.

В целях защиты международных прав ребенка, а так же реализации и контроля за выполнением норм и положений, затронутых Конвенцией о правах ребенка, был создан Комитет по правам ребенка Организации Объединенных Наций, периодически проводящий сессии по реализации Конвенции по правам

1 Там же.

2 Ст. 3 Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3 Ст. 2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключенная в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

4 Ст. 7 Декларация о правах и свободах человека и гражданина (принята постановлением ВС РФ) 22 ноября 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. № 52. Ст. 1865.

ребенка после рассмотрения докладов уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам человека государств-участников, подписавших и ратифицировавших данную конвенцию. При этом страны-участники обязаны предоставлять Комитету по правам ребенка свои доклады.

Международное сотрудничество Комитета по правам ребенка и компетентных правозащитных детских институтов в странах-участниках, таких как институт Уполномоченного по правам ребенка базируется на принципах конструктивного диалога, международной солидарности и носит рекомендательный характер; такой подход в работе Комитета наиболее целесообразен, ибо он имеет ограниченное влияние на страны, которые не выполняют свои обязательства и в его полномочия не входят карательные функции в отношении таких стран. Учитывая различный уровень экономического развития стран, подписавших Конвенцию о правах ребенка, очевидно, что немногие из них имеют возможности реализовать все положения Конвенции без соответствующей технической и финансовой помощи.

Значительным событием для современных процессов демократизации в России является то обстоятельство, что указом Президента РФ был создан институт федерального Уполномоченного по правам ребенка. Данный указ Президента был принят в целях эффективной защиты прав и интересов детей в Российской Федерации. Инициатором создания данного института был Детский фонд ООН (ЮНИСЭФ) и Минз-дравсоцразвития, которые с конца 1990-ых годов и по настоящее время реализуют обширную программу развития институтов защиты прав детства в РФ.

Следует отметить, что в соответствии с данным нормативно-правовым актом указанное должностное лицо назначается и освобождается от должности только Президентом Российской Федерации. Возможно, не случайно создание такого института в день знаний, — символически подчеркивает озабоченность государства по ряду сложившихся проблем в российском обществе, которые в первую очередь затрагивают детей.

Варианты дальнейшего развития института уполномоченного по правам ребенка рассматриваются учеными неоднозначно. К примеру, как отмечает Н.Ю. Данилова и А.Ю. Сунгуров, очевидны два наиболее возможных варианта развития института детского омбудсмена. «Первый состоит в постепенном создании самостоятельной административной структуры уполномоченных по правам ребенка, принятии федерального закона о его статусе и создании независимой административной структуры со своим штатом и отдельным финансированием. Второй вариант — поглощение УППР другими государственными административными структурами, занимающимися обеспечением и защитой прав детей. Отметим, что таковых структур несколько по действующему законо-

дательству в отношении семьи и детей, что делает такой вариант развития событий вполне возможным»1.

Согласно президентскому указу РФ от 1 сентября 2009 г. об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка, детский омбудсмен имеет право запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти все самые необходимые сведения, документы и материалы для эффективного взаимодействия с различными властными структурами. В соответствии с данным нормативно-правовым актом, детский омбудсмен вправе беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, проверять деятельность федеральных структур и чиновников, а так же получать от них соответствующие разъяснения.

Правовой статус детского омбудсмена позволяет ему «направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов»2. В

1 Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана как институт государственной правозащиты: российский и международный опыт: Сборник статей. СПб: 2007. 4 с.

2 Указ Президента Российской Федерации от 01 сентября 2009 г. № 987 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Российская газета. 2009. 4 сентября.

компетенцию данной должности, в соответствии с Указом Президента РФ, входит право привлекать в установленном законом порядке научные и иные организации, а так же ученых и специалистов для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка.

Отметим, что, будучи частью государственной власти, институт уполномоченного по правам ребенка не встроен в государственную систему и является независимым. Детский омбудсмен назначается и освобождается от должности только Президентом Российской Федерации. Данный государственный институт одновременно является и правовым и гуманитарным, использующим человеческий фактор, что подтверждает опыт его деятельности.

Следует подчеркнуть, что глава государства считает, что защита прав ребенка — это очень тонкая и важная социальная сфера жизни, которая требует отдельного регулирования сферы защиты прав ребенка. В данной связи при учреждении должности Уполномоченного, Президент РФ отметил, что эта должность «требует и большой душевной отдачи, ее невозможно исполнять формально, и в то же время требует энергии для отстаивания интересов ребенка в тех случаях, когда государство считает необходимым дать ему повышенную защиту»3.

3 Материал стенограмм О назначении Уполномоченного по правам ребёнка // По материалам официального сайта Президента России www.kremlin.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

О НОВЕЛЛАХ В КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

В. П. ЛЮТОВ,

кандидат технических наук старший научный сотрудник, доцент кафедры исследования документов, Московского университета МВД России 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Lutov@mail.ru

Аннотация. Дан анализ терминов «идентификация», «диагностика», «идентификационные исследования» в криминалистике. Показано ошибочное применение некорректных терминов «индивидуальная и групповая идентификация». Дан анализ соотношения понятий «род-вид-группа». На примерах показано ошибочное применение терминов в судебной экспертизе.

Ключевые слова: криминалистическая классификация, криминалистическая идентификация, криминалистическая диагностика, идентификационные исследования, установление групповой принадлежности, установление тождества, соотношение «род», «вид», «группа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.