Научная статья на тему 'Влияние инновационных технологий на успешность социализации детей, оставшихся без попечения родителей'

Влияние инновационных технологий на успешность социализации детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
609
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационных технологий на успешность социализации детей, оставшихся без попечения родителей»

8. Хворостьянова Н.И. Социальная адаптация детей-^тадидов: Аспекты управления: Дис. ... канд. соц.н. Орел, 1999.

9. Дубковская Л. А. Социальные стратегии управления процессами интеграции детей-^ташгадов в общество: Дис. ... канд соц.н. Новосибирск, 2003.

10. Зайдфодим М. И. Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий. Автореф. дис....к.п.н. Тамбов, 2009.

11. Данилюк Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис.... канд.соц.н. М., 2011.

12. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ в ред. от 30.11.2011с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL:http://base.consultant.m/cons/cgi^nHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=115882 (дата обращения 09.06.2012).

13. Декларация о правах инвалидов (Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года) // URL: http://www.un.org/m/documents/ded_conv/dedarations/disaЫed.shtml(дaтa обращения 09.06.2012).

14. Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации: Дис. ... канд. соц. н. М., 2002;

15. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. /Росстат. М., 2010.

16. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2009.

17. Общее образование в Российской федерации: Статистический бюллетень 2010 года // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B10_04/IssWWW.exe/ Stg/d03/3-tab-obraz.htm (дата обращения 19.04.2012)

18. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII ви-дов:Письмо М-ва общ. и проф. образ.РФ от 04 сентября 1997 г. № 48. Документ в редакции письма Минобразования РФ от 26.12.2000 № 3 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Федеральный центр образовательного законодательства» // URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=1967 (дата обращения 23.03.2012).

УДК 364.07 ББК 65.272

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Л.И. Дейкина

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем, требующих постоянного внимания специалистов социальных служб, является проблема выявления, устройства и социализации де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как за последние 20 лет произошел значительный рост количества таких детей. Эта неблагоприятная статистика наблюдается на фоне заметного сокращения численности детского населения в Российской Федерации по сравнению с 90-ми годами. По данным Государственного доклада Министерства здравоохранения и социального развития «О положении детей в Российской федерации (2010 год)», в 1995 г. детское на-

селение в России составляло 39 млн чел. (или 27% всего населения РФ), а в 2010 г. только 27 млн чел. (или 18,5% всего населения) [3]. Необходимо отметить тот факт, что 80% из числа детей-сирот являются сиротами при живых родителях, т.е. социальными сиротами. Дети, лишившиеся попечения родителей, становятся социальными сиротами по причине лишения родителей родительских прав; отказа от своих детей; признания судом недееспособными (при наличии психических заболеваний); нахождения в местах лишения свободы или под следствием; неизвестного их местонахождения и т.п. [5].

Социальное сиротство - один из симптомов социального неблагополучия современной России. Масштабы сиротства можно представить, сравнивая численность детей, осиротевших в результате социальных потрясений в начале, середине и конце XX в.: в 1922 г. - 540 тыс. детей, послевоенный период, в 1945 г. — 678 тыс., в 1991 г. число детей-сирот в стране составляло 446 тыс.; в 1998 г. -550 тыс.; в начале XXI в. - 2003 г. уже 662 тыс. детей [4].

По данным Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации, ежегодная динамика выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выглядит следующим образом: 2007 г. - 136,8 тыс. детей; в 2008 г.

- 126,1 тыс.; в 2009 г. - 114,7 тыс.; в 2010 г. было выявлено и учтено 101,0 тыс. детей. Ежегодно порядка 30% выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, устраиваются в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты, т.е. в государственные сиротские учреждения [3].

Согласно данным исследований, дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от своих сверстников по основным показателям интеллектуального, эмоционального и социального развитиях. Детский дом, давая приют ре-бенку-сироте, создает проблему социальной адаптации к жизни за рамками детского дома. Лишенные опыта семейной жизни и семейной поддержки, они испытывают огромные трудности при последующей адаптации к широкому социуму, что ведет к повышенному уровню безработицы и большому числу самоубийств среди выпускников интернатов. Проблемы адаптации проявляются также и в том, что, не имея опыта жизни в родительской семье, они испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей, которые вновь образуют группу риска. Более половины выпускников детских домов и интернатов ведут

асоциальный образ жизни или попадают в криминальную среду [2].

В настоящей работе рассмотрен опыт применения инновационных технологий оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на примере Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Вера» Адмиралтейского района Санкт-

Петербурга. Это учреждение было создано в конце 1996 г. и интересно тем, что использует инновационные технологии работы с детьми, лишенными родительского попечения, по типу специализированных социальных квартир.

За период с 31.01.1997 г. и по 01.01.2010 г. Центром было обслужено свыше 3 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Среди них: оставшиеся без попечения родителей, дети с девиантным поведением, подвергшиеся различным формам насилия, утратившие по тем или иным причинам жилую площадь, а также дети, родители которых самоустранились от воспитания по причине заболевания алкоголизмом или наркоманией, не справляются с воспитанием детей, дети из семей с внутрисемейным конфликтом и др.

В Центре осуществляются три формы социального обслуживания:

• Стационарная (круглосуточное пребывание) включает семейновоспитательные группы; социальную гостиницу для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе условно осужденных, находящихся под следствием или вернувшихся из мест заключения подростков и отделение «Кроха» для детей от 3х до 7-ми лет;

• Полустационарная - отделение дневного пребывания. Данная форма обслуживания позволяет на ранних стадиях выявлять проблемы семьи и оказывать своевременную и квалифицированную помощь в целях профилактики беспризорности и безнадзорности детей, позволяет вносить коррективы в изменение детско-родительских отношений в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

• Социального патронирования -

осуществляет комплексную социально-медико-психолого-педетогическую по-

мощь ребенку в условиях домашнего проживания. Как правило, на это отделение дети переводятся после прохождения реабилитации на стационарном отделении в целях предотвращении повторного кризиса детско-родительских отношений.

• Социальное патронирование осуществляется в течение 3-х месяцев и более для обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних, зачисляемых в учреждение.

При зачислении ребенка с законным представителем несовершеннолетнего заключается договор о предоставлении услуг в стационарном отделении, а также берется заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам.

Как видно из представленных данных, за последние 5 лет основными причинами помещения несовершеннолетних в Центр являются алкоголизм и наркомания родителей или же устранение последних от воспитания детей. Эти показатели несколько уменьшились после 2007 г. в связи с открытием Центров социальной помощи семье и детям в большинстве районов Санкт-Петербурга, но, в

При поступлении несовершеннолетнего в Центр по ходатайству органов опеки и попечительства либо по ходатайству других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также при его самостоятельном обращении специалист по социальной работе социально-реабилитационного центра

«Вера» уведомляет родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о помещении его в учреждение. Воспитанники Центра обеспечиваются одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия, питанием в соответствии с нормами.

В нашей работе проанализированы статистические отчетные данные Центра за период с 2006 по 2010 гг., материалы исследований, проводимых психологами Центра, и итоги опроса специалистов, работающих с детьми.

Основные причины поступления детей и подростков в центр «Вера» в период с 2006 по 2010 гг. выглядят следующим образом (табл.1).

то же время, возросло число детей, родители которых были лишены родительских прав, что свидетельствует о недостаточной работе вновь открытых учреждений по профилактике детского неблагополучия.

Мнения специалистов Центра о причинах увеличения численности детей, оставшихся без попечения родителей, представлены на рис. 1.

Таблица 1. Основные причины поступления детей и подростков в центр «Вера»

Годы Алкоголизм и наркомания родителей Устранение от воспитания Лишение родительских прав Вторичное сиротство Отсутствие условий для проживания Нахождение родителей в местах лишения свободы Болезнь родите- лей

2006 33,30% 40% 6,70% 6,70% 6,70% 3,30% 3,30%

2007 13,00% 37,50% 12,50% 12,50% 6,25% 18,75% 0,00%

2008 29,70% 22,20% 14,90% 11,10% 14,90% 7,40% 0,00%

2009 23,50% 26,10% 16,50% 7,00% 14,90% 12% 0,00%

2010 6,20% 38,20% 17,50% 14,70% 8,80% 8,80% 2,90%

3.4%

■ 38% Разрушение "института семьи"

□27,6% Алкоголизм, наркомания

ш 17.2% Экономическая нестабильность

□ 13,8% Неучастие образовательных учреждений в профилактике "социального сиротства"

□ 3,4% Вторичное сиротство

Рис. 1. Причины увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей (по мнению специалистов Центра)

Диаграмма на рис.1 показывает, что основными причинами увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, по мнению специалистов, является разрушение института семьи и алкоголизм и наркомания родителей. Этот вывод совпадает с данными ряда авторов социологических исследований [1, 2].

По мнению опрошенных нами сотрудников, такое бедственное положение с семьей сложилось из-за нежелания или отсутствия возможности у образовательных учреждений и учреждений социальной помощи семье и детям заниматься профилактикой социального сиротства детей из неблагополучных семей, что является одной из главных причин увеличения их количества.

Среди форм жизнеустройства наиболее успешными для социализации детей, оставшихся без попечения родителей, называли: опеку и приемную семью (52%); семейно-воспитательные группы (21%), рассматриваемые как предварительный этап для дальнейшей передачи ребенка под опеку или в приемную семью. Как форма социализации такая группа является средством про-

филактики «вторичного сиротства». Ребенок знакомится с будущими родителями постепенно. Сначала они его посещают в воспитательном учреждении, затем берут на выходные к себе домой, увеличивая в дальнейшем срок пребывания ребенка в домашних условиях. Завершающим этапом такой социализации является оформление опеки над ребенком, передача его в приемную семью или усыновление. По мнению специалистов, усыновление не является приоритетной формой, ее придерживаются всего 10% опрошенных; замещающую семью выбрали -11 % и патронат - 6 % .

Помимо вышеперечисленных форм жизнеустройства, абсолютное большинство респондентов инновационной назвали еще одну из форм социализации детей, оставшихся без попечения родителей, - это специализированные социальные квартиры. Технологии работы с детьми в социальных квартирах содержат инновационные компоненты (рис.2) и направлены на формирование навыков самообслуживания, решение психологических проблем, улучшению межличностного взаимодействия.

ш Воспитатель выполняет функции "социальной мамы"

^Формирование группы по типу многодетной разновозрастной семьи

Предоставление воспитанникам возможности участвовать в процессе самоообслуживания

Рис. 2. Доля инновационных компонентов в технологии социальной работы «специализированная социальная квартира»

Большая часть, опрошенных сотрудников Центра считает, что предоставление воспитанникам возможности самостоятельного ведения быта является одним из важнейших способов социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (оставшихся без попечения родителей). Сюда входят не только обучение навыкам самообслуживания на самой квартире (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.), но и получение опыта совершать покупки в магазинах, взаимодействовать с различными учреждениями, т.е. участвовать в жизни социума, полностью к нему адаптироваться и в него интегрироваться.

Помимо отраженных на рис. 2 инновационных компонентов, специалисты указали еще один не менее важный

- индивидуальный подход, позволяющий более глубоко взаимодействовать с ребенком работникам Центра. Этот

компонент занимает особое место, так как индивидуальную работу отличает узкая направленность на решение проблем каждого ребенка в отдельности, что обеспечивает ему в дальнейшем более успешную социализацию. В отличие от других категорий детей, поступающих в Центр, дети, оставшиеся без попечения, зачастую не знают, что такое родительская любовь и забота, поэтому основной целью работы с такими детьми, как показал опрос специалистов, является удовлетворение потребностей ребенка в заботе, общении, внимании, возможности показать жизнь с разных сторон.

Важной частью исследований Центра является изучение критериев оценки успешности социализации воспитанников, проживающих в специализированных социальных квартирах (рис.

3).

Межличностное взаимодействие

Снятие психологических проблем

Формирование навыков самобслуживания

Мотивация к обучению

Разрешение ТЖС, отсутствие рецидивов

Нравственное воспитание Восстановление документов

23%

15.4%

15.4%

15.4%

11.5%

11.5%

7.8%

Рис. 3. Критерии успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей

Как видно из рис. 4, среди воспитанников улучшилось межличностное взаимодействие, повысилась мотивация к обучению, решились психические проблемы, были сформированы навыки самообслуживания, в ряде случаев разрешилась трудная жизненная ситуация.

Следующим важным этапом в работе с детьми, оказавшимися в Центре и лишившимися попечения родителей, является их дальнейшее жизнеустройство. Во многом жизнеустройство детей зависит от успешности работы на социальных квартирах и с проблемной семьей, так как первоочередной задачей специалистов по социальной работе, воспитателей, педагогов является работа на возвращение ребенка в биологическую семью. Приоритетной формой жизнеустройства является передача ребенка либо под опе-

ку/попечительство, либо в приемную семью. И лишь на третьем месте стоит помещение ребенка в государственное образовательное учреждение - детский дом, школу-интернат, учреждение начального или среднего профессионального образования, кадетский корпус и т.п. Приемная семья, опека/попечительство и возвращение в биологическую семью с небольшим переменным успехом лидируют в разные годы. Увеличение случаев возвращения ребенка в родную семью, несомненно, мотивирует работников Центра к дальнейшей работе с детьми именно в этом направлении, так в период с 2006 по 2010 гг. процент возвращенных в биологическую семью детей составил 14,7% от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей.

80.00%

70.00%

60.00%

50.00%

40.00%

30.00%

20.00%

10.00%

0.00%

58,9%

32,3%

“I-----------------1-----------------1-----------------1-----------------1

2006 2007 2008 2009 2010 Годы

Семейные формы устройства

- госуда рствен н ые образовательные учреждения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Анализ форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, за 2006-2010 гг. (примечание: в 2010 г. 8,8 % детей остались неучтенными, так как их жизнеустройство еще не определено)

На рис. 4 представлены данные результатов деятельности Центра по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Статистические данные показывают, что начиная с 2007 г. происходит рост семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и уменьшается число детей, определенных в государственные учреждения. Бесспорно, это положительный результат в работе социально-реабилитационного Центра «Вера».

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать заключение о том, что деятельность специализированных социальных квартир позволяет осуществлять социализацию детей, оставшихся без попечения родителей, более успешно по сравнению с другими государственными воспитательными учреждениями, а зачастую и некоторыми семейными формами устройства. В Центре работают специа-

листы различных профилей: психологи, социальные педагоги, социальные работники, медики и др., способные оказать своевременную, квалифицированную помощь детям и подросткам, остро в ней нуждающимся. В последние годы возрос уровень семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, это связано с тем, что в обществе набирают популярность идеи помощи детям, лишившимся родительской опеки. В свою очередь государство поддерживает эту инициативу путем усиления мер социальной политики в отношении семей, взявших ребенка на воспитание, создания Школ приемных родителей, а также открытия реабилитационных центров для детей и подростков, обеспечивающих им полноценную социализацию, помощь неблагополучным семьям с детьми, восстановление семейно-родительских отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдулова Т.Г. Агрессивный подросток. М.: Издательский дом «Академия», 2008.

2. Бессчетнова О.В. Сиротство в России: от презрения к деинституализаци // СОЦИС. 2011. № 11.

3. Россия в цифрах - 2010: Краткий стат. сборник / Росстат. М., 2011.

4. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова и др. М.: Социальный проект, 2004.

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сщзот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ. М.: Сборник законодательства Российской Федерации № 35, 30.08.2004.

УДК 301 ББК 60.5

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИКТИМНОСТИ

ИЛ. Васильева

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Преобразования в общественном развитии часто сопровождаются возникновением и распространением разнообразных негативных последствий, социальной нестабильности. Одним из последствий этого следует назвать усиление социального отклонения от существующих норм, в качестве одной из форм которого рассматривается виктимность населения. Сохраняющиеся в последние годы темпы роста преступности, повышение уровня

виктимизации населения, распространение такого явления, как «рецидивная виктимность» (для потерпевших существенно выше вероятность повторно подвергнуться криминальным посягательствам того же типа), делают очевидным тот факт, что применяемые меры профилактики преступлений постепенно теряют свою эффективность. В этой связи, на наш взгляд, в последние годы все более актуальными становятся исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.