Научная статья на тему 'Социальное пространство семейного неблагополучия'

Социальное пространство семейного неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
657
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕМЕЙНОЕ ПОЛЕ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ПОЛЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ / ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / SOCIAL SPACE / FAMILY FIELD / POLITICAL-LEGAL FIELD / STATE SOCIAL POLICY / THE FAMILY POLICY / THE SOCIAL AID / SOCIAL ORPHANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронов Александр Николаевич

Современная семья в России переживает трудный период. Социально-экономические потрясения XX в. стали причиной имущественной дифференциации семей. Яркими проявлениями кризиса института семьи служат: понижение стабильности брака, увеличение числа неполных семей, рост внебрачной рождаемости, пренебрежение исполнением родительских обязанностей по воспитанию детей и, как следствие этого, рост детской беспризорности и безнадзорности. В статье анализируется социальное сиротство как фактор семейного неблагополучия, определяются его место и связи с другими семейными факторами. В форме пространственных схем намечаются межинституциональное взаимодействие и структурные связи по оказанию социальной помощи семье и детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social space of family trouble

The modern family in Russia endures the difficult period. Social and economic shocks of XX century became the reason of property differentiation of families. The bright displays of crisis of institute of a family are: fall of stability of marriage, increase in number of incomplete families, growth of illegitimate birth rate, non-fulfillment of parental duties on education of children and, as a result, growth of children's homelessness and neglect. The increased number of children-orphans known in public practice as a social orphanhood of children.

Текст научной работы на тему «Социальное пространство семейного неблагополучия»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

УДК 369.8:369.014.3 А. Н. Воронов

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Исследование семейного неблагополучия в современной социальной реальности возможно через изучение семейной повседневности. При этом семейную повседневность следует рассматривать как элемент семейного поля [1]. Проведем анализ взаимосвязей семейного и политико-правового полей, так как это позволит подойти к пониманию влияния практик их взаимодействия для решения проблемы семейного неблагополучия, в частности социального сиротства.

Становление и развитие семьи зависит от состояния социальной структуры. Социальная структура является результатом деятельности государства. В свою очередь деятельность государства реализуется в политико-правовом поле. Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей семье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешное развитие и воспитание подрастающего поколения. Здоровая, благополучная, законопослушная семья с детьми — опора государства, основа согласия, политической и социальной стабильности общества.

Современная семья в России переживает трудный период. Социально-экономические потрясения XX в. стали причиной имущественной дифференциации семей. Льготы и пособия, получаемые семьями от государства, неадекватны сложности их экономического положения. Яркими проявлениями кризиса института семьи служат уменьшение стабильности брака, увеличение числа неполных семей и рождения детей вне брака, пренебрежение исполнением родительских обязанностей по воспитанию детей и, как следствие этого, рост детской беспризорности и безнадзорности. Отмечено увеличение численности детей-сирот. В общественной практике зафиксировано новое явление, получившее название «социальное сиротство детей».

В настоящее время в официальных документах, в соответствии с Федеральным законом РФ (Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

1 Статья подготовлена в рамках фундаментальной НИР СПбГУ 2011 г. по направлению Социология 3.1.: «Трансформация социальных практик в современном российском обществе». Тема исследования: «Социальные практики государства и церкви по оказанию социальной помощи семье и детям».

© А. Н. Воронов, 2011

родителей»), используются понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»:

1. Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей (обоих или единственного) в связи с:

— отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

— ограничением их в родительских правах;

— признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);

— нахождением их в лечебных учреждениях;

— объявлением их умершими;

— отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей; подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

— уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

— отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети последней категории относятся к так называемым социальным сиротам.

В 50-е годы ХХ в. сложилась унифицированная ведомственная система интернатных учреждений для детей, оказавшихся без попечения родителей. Эта система имела ведомственную основу: Министерство здравоохранения занималось домами ребенка для малышей; Министерство просвещения ведало детскими домами и интернатами; Министерству внутренних дел достались воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей; специнтернаты для детей-инвалидов оказались в ведомстве социального обеспечения. Выбор формы устройства ребенка, оказавшегося сиротой, зависел от его возраста, состояния здоровья и поведения. Личные интересы ребенка, его родственные связи практически не учитывались, поэтому даже родные братья и сестры могли оказаться в разных детских учреждениях. Данное явление отражало «распределительную» роль государства в советском обществе — государство распределяло детей по общеобразовательным школам, выпускников профессиональных учебных заведений — на работу, детей-сирот — по детским учреждениям разных видов. Структура интернатных учреждений, сложившаяся в 50-е годы, сохранялась до 90-х годов ХХ в.

По официальным данным, на фоне сокращения общей численности детей число детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться. В 2000 г. таких детей в России было 667,6 тыс., в 2002-м — более 707,8, в 2004-м — 734,2. В 2005 г. число сирот в нашей стране достигло устрашающей цифры — 800 тыс. По состоянию на 1 января 2010 г., 2,5% детского населения России (800 тыс. детей) — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ежегодно родительского попечения лишаются более 130 тыс. детей. Из них в дальнейшем 70% воспитываются в семьях, 30% — в детских интернатных учреждениях. В интернатных учреждениях воспитывается около 250 тыс. «семейных» детей [2].

По данным Санкт-Петербургского государственного учреждения социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», численность выявленных и учтенных за 2009 г. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, составила 2387 человек (в 2008 г. — 2572, в 2007 г. — 2934). На 1 января 2010 г. в региональном государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете 3348 детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Санкт-Петербурга, лишенных родительского попечения и подлежащих устройству в семьи (на 1 января 2009 г. — 3729, на 1 января 2008 г. — 4197, на 1 января 2007 г. — 4854).

По состоянию на конец 2009 г., на воспитании в приемных семьях находились 11 207 детей (на 1 января 2009 г. — 11630 чел., на 1 января 2008 г. — 12811 чел.), в том числе:

— под опекой (попечительством) — 6518 детей (на 1 января 2009 г. — 6653, на 1 января 2008 г. — 6814);

— усыновленных посторонними гражданами — 3730 детей (на 1 января 2009 г. — 4508, на 1 января 2008 г. — 5680);

— в приемных семьях (переданных на возмездную форму опеки по договору о приемной семье) — 568 детей (на 1 января 2009 г. — 469, на 1 января 2008 г. — 317);

— добровольно переданных родителями по заявлению о назначении их ребенку опекуна или попечителя — 391 ребенок.

На 1 января 2010 г. на полном государственном обеспечении в учреждениях различных ведомств находились 5317 детей (на аналогичный период 2009 г. — 5485 детей, 2008 г. — 5954 ребенка, 2007 г. — 6252, 2006 г. — 6612) [3].

Отметим, что сегодня социальное сиротство приобретает новые черты. Они обусловлены комплексным воздействием на семью различных негативных факторов, включая экономический (низкий уровень жизни), медицинский (инвалидность, заболевания, различные формы зависимостей), социальный (военные конфликты, миграция, социально-экономическая нестабильность), экологический (неблагоприятная, а иногда и опасная для жизни среда обитания), семейный (педагогическая и социальная несостоятельность родителей) и, наконец, личностный (отклонения в личностном и социальном развитии, патологические черты личности и т. д.).

Начиная с 1990 г. ориентиром гуманного, нравственного подхода к детям во многих странах мира стала Конвенция о правах ребенка. Среди важнейших прав детей в ней названы права ребенка на семью и нормальные условия для полноценного умственного, физического и духовного развития.

Государство, признавая детство важным этапом в жизни человека и исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, чувства патриотизма и гражданственности, приняло на себя обязанность регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

В России основными законодательными актами, обеспечивающими защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 8 декабря 1995 г., включающий раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддерж-

ке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, были установлены федеральным законом № 124 от 24.07.1998 г. (с последующими изменениями его и дополнениями в редакции от 21.12.2004 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Указанные законы создают правовую основу системы государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Эта система включает совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей; совокупность норм, обеспечивающих использование различных форм устройства детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей; специальные организационные структуры [4].

Совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает меры по защите жилищных прав детей, по их материальному обеспечению, реализации прав на получение общего и профессионального образования, трудоустройство и др.

Существующее законодательство, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, предусматривает различные формы устройства детей, оказавшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение); установление опеки или попечительства; передача на воспитание в приемную семью; передача на воспитание в специальные учреждения для данной категории детей и др. Законодательство предусматривает также создание особых структур, функцией которых является защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. Это органы опеки и попечительства, а также воспитательные, лечебные и другие учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Таким образом, сформировалась система учреждений, сглаживающих последствия семейного неблагополучия и защищающих права детей, оставшихся без попечения родителей или законных представителей [5].

Правовая база по защите прав и законных интересов детей стала основой для развития и реализации государственной семейной политики в Российской Федерации [4].

Технологии профилактической работы должны быть задействованы на ранних этапах семейного неблагополучия, чтобы минимизировать последствия кризисного состояния семьи для детей. Перечислим технологии, направленные на профилактику социального сиротства.

Раннее вмешательство. Главная задача — реабилитация и поддержка детей с нарушениями развития в возрасте от 0 до 4 лет. Реабилитационный подход сфокусирован одновременно на психологических, образовательных и медицинских потребностях каждого ребенка. Этот подход также позволяет проводить профилактику или сводить к минимуму последствия серьезной инвалидизации и осуществить максимальное психологическое, эмоциональное и физическое развитие ребенка и его интеграцию в общество.

Социальные гостиные, социальные подростковые клубы, реабилитационный досуг созданы с целью предоставления мест для детей из семей групп риска. В этом случае с ними после занятий в школе и по выходным работают учителя, воспитатели и психологи, помогая в преодолении школьной дезадаптации, а также повышая их уровень социализации.

Раннее выявление. Данная технология предполагает выявление семей группы риска по социальному сиротству на ранней стадии семейного кризиса и работу с ними по профилактике сиротства. Цель — сохранить детей в их кровных семьях и обеспечить соблюдение родителями их родительских прав.

Семейные формы жизнеустройства. Задача семейных форм — размещение детей в приемных семьях, что позволяет им воспитываться в условиях, наиболее приближенных к семейным. Они также нацелены на помещение детей под опеку и содействуют усыновлению. Цель — перевод детей из детских домов в семейные условия.

Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений является механизмом вторичной профилактики для детей, покидающих государственные интернатные учреждения. При помощи программ по развитию жизненных навыков этот механизм позволяет выпускникам интернатных учреждений адаптироваться к самостоятельной жизни.

Социальная реабилитация детей с особыми потребностями направлена на усовершенствование образовательных и реабилитационных услуг детям с особыми потребностями и предусматривает консультирование, а также оказание психологической поддержки родителям.

Проблемы сохранения института семьи рассматриваются на самом высоком государственном уровне. Так, Д. Медведев на Всероссийском совещании «О работе органов государственной власти в сфере социального развития», проведенном 5 июня 2007 г., отметил: «Нужно создать необходимую инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, для того чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи. Везде, где это еще возможно, основная задача — стремиться сохранить ребенку его родную семью» [6]. Поддержку семьи, материнства и детства Президент РФ Д. Медведев сделал главной темой своего послания Федеральному Собранию 30.11.2010 г. Анализ качества жизни семей с детьми и существующей системы господдержки материнства и детства показал необходимость выработки новых стратегий проведения семейной политики. Одной из задач государственной политики в отношении семей с детьми должно стать создание условий, при которых семья в случае рождения ребенка, а также семьи, имеющие несколько детей, не попадали бы автоматически в категорию бедных [7] «До тех пор, пока ребенок находится в родной семье, наши усилия направлены на то, чтобы сохранить семью, оставить ребенка во всех возможных случаях с родителями. Для этого необходимо вести реабилитационную работу и с родителями, и с ребенком» [8].

Для повышения эффективности этой деятельности Министерством разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования работы по профилактике социального сиротства). Законопроект предполагает введение социального патроната как формы индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. Такая работа будет осуществляться органами опеки и попечительства на основании договоров с родителями ребенка. Это даст возможность

своевременно оказывать семье необходимую помощь в обеспечении безопасных условий жизни и воспитания ребенка, позволит во многих случаях предотвратить изъятие ребенка из семьи.

Согласно исследованиям, общая для всех регионов тенденция — сокращение числа интернатных учреждений и проживающих там детей, а также широкое распространение семейных форм жизнеустройства детей: увеличивается количество семейных воспитательных групп, приемных и патронатных семей, но по-прежнему самой массовой формой является установление опеки и попечительства.

Приведем пример. В Томской области наиболее активно профилактическую деятельность осуществляют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Именно в них формируются новые технологии работы с детьми и семьями. Пилотное внедрение новых технологий по профилактике социального сиротства позволило в Томской области закрыть 2 детских дома; на 6% уменьшить число семей группы риска, на 39% — число детей в детских домах и на 46% — число детей, оставшихся без попечения; увеличить с 2 до 140 количество замещающих семей (в них проживают 388 детей).

В соответствии с Постановлением губернатора Томской области «О создании Департамента по вопросам семьи и детей Томской области» часть функций, выполнявшихся ранее Департаментом общего образования Томской области и Департаментом социальной защиты населения Томской области, передаются новой структуре. Еще одним существенным нововведением является перераспределение функций по опеке и попечительству между органами местного самоуправления и государственной исполнительной власти, в соответствии с чем органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним можно отнести следующие направления: первичная профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, работа по выявлению проблемных семей (совместно с участковыми социальными работниками, органами образования; социально-правовое и психологическое консультирование проблемных семей; содействие в обретении самостоятельности (помощь в поиске работы, стимулирование активности); патронат-ное сопровождение неблагополучных семей; просветительская работа. Во многих регионах были приняты документы об опеке и попечительстве, патронатном воспитании и других формах жизнеустройства детей, ведется работа по структурированию межведомственного взаимодействия и выделяются центры координации работы, разрабатывается система профилактики. На основе модели, разработанной в рамках программы ««Помощь детям-сиротам в России» (АRО — Assistance to Russian Orphans) Департамент по вопросам семьи и детей Томской области принял решение осуществить переход к размещению заказа на оказание услуг по профилактике социального сиротства на конкурсной основе с использованием минимальных стандартов. Это повышает доступность услуг для семей и детей, дает возможность преодолеть межведомственные барьеры, создает конкурентную среду и условия для повышения качества помощи. Таким образом, Томская область явилась базой для создания ряда стандартов и накопления передового опыта по реформированию системы защиты детства в регионах.

В Тамбовской области также успешно развиваются услуги по жизнеустройству детей. Разработана и внедрена система межведомственного взаимодействия по раннему выявлению неблагополучных семей с целью сохранения детей в их биологических се-

мьях. Была создана областная служба «Телефон доверия». Принятые меры позволили на 15% уменьшить число семей группы риска; закрыть 5 детских домов, на 23% сократить число детей в детских домах.

Учитывая, что большинство семей группы риска находится в ситуации бедности, необходимо их классифицировать по степени нуждаемости для определения форм социальной поддержки в целях преодоления риска социального сиротства и семейного неблагополучия на ранних стадиях (например, выявление будущих молодых матерей, которые могут оставить ребенка или в перспективе подвергнуть угрозе его благополучие) [2, с. 258]. Необходима переориентация деятельности социальных служб на работу с семьей, требуется переход их от выполнения контрольно-надзирающей, репрессивной функции к ранней профилактике рисков социального неблагополучия. Анализ существующих практик показывает, что такой переход носит не системный характер, скорее можно говорить об отдельных примерах позитивной профилактической работы [2, с. 246]. Анализ социальных практик на разных уровнях политического пространства РФ, направленных на профилактику социального сиротства показывает, что их результативность довольно низка. Это подтверждает тот факт, что «объективные цели в лучшем случае обнаруживающиеся лишь после события и лишь внешним образом, изначально практически никогда не осознаются и не ставятся в качестве таковых в самой практике» [9, с. 131]. (Меры, прописанные в нормативно-правовых документах, не всегда учитывают положительный или отрицательный эффект, который они произведут при получении клиентами реальных услуг. — Прим. автора).

Так, зачастую в бедных семьях (в таких семьях проживают 12 млн детей) помещение ребенка в социальное учреждение, детский дом или социально-реабилитационный центр становится своеобразным вынужденным средством «семейной экономии» [2, с. 244].

Рис. 1. Взаимосвязи полей в социальном пространстве.

Проанализировав действительность, попытаемся структурировать семейное поле, обозначив в нем предметные области: место социального сиротства и его связи с факторами семейного неблагополучия. Социальное пространство как таковое предрасположено к тому, чтобы «позволять видеть себя в форме пространственных схем» [9, с. 53] (см. рис. 1). Необходимо проследить межинституциональное взаимодействие и структурные связи, которые влияют на семейное поле. Результатом может стать разработка инновационных моделей по оказанию социальной помощи семье и детям.

Литература

1. Ильин В. И. Потребление в социальном поле // Социология потребления / под ред. Л. Т. Волчковой, Ю. Гронова, В. Н. Мининой. СПб.: Изд-во социол. общ-ва М. Ковалевского, 2001. С. 25-39.

2. Российская система защиты детства: проблемы и перспективы // URL: www.sirotstvo.ru. (дата обращения: 28.03.2011).

3. Доклад: Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге. 2009. СПб.: СПб ГУ социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья». 2010 // URL: http:// www.homekid.org (дата обращения: 29.03.2011).

4. Воронов А. Н. Государственная политика Российской Федерации. Система социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации. Германия: Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing». 2011. 204 с.

5. Воронов А. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестн. С. -Петерб. университета. Сер. 12. 2010. Вып. 4. С. 300-310.

6. Всероссийское совещание «О работе органов государственной власти в сфере социального развития», проведенном 5 июня 2007 г. // URL: http://www.sirotstvo.ru (дата обращения: 28.03.2011).

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 30.11.2010. URL: Ы1р://президент. рф/9637 (дата обращения: 28.03.2011).

8. Выступление директора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Левитской А. А. на Всероссийском семинаре-совещании «Защита прав воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 18 октября 2010 г. URL: www.sirotstvo.ru (дата обращения: 28.03.2011).

9. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц., общ. ред. перевода Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

Статья поступила в редакцию 29 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.