УДК 37.048.3 ББК Ч 420.5
ГСНТИ 14.43.43
Код ВАК 13.00.01
Гайсина Гузель Иншаровна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а; e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: замещающая семья; замещающее родительство; сопровождение замещающей семьи; дети-сироты.
АННОТАЦИЯ. Обозначение в реализации государственной социальной политики в области защиты детей-сирот четкой и долгосрочной тенденции перехода на семейные формы устройства актуализирует проблему развития института замещающей семьи. В статье обозначены актуальные теоретические и прикладные проблемы сопровождения замещающей семьи.
Gaysina Guzel Insharovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Social Pedagogy «Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Acmulla», Ufa, Russia.
THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF THE SUBSTITUTE FAMILY SUPPORT
KEY WORDS: substitute family; substitute parenthood; support of the substitute family; orphans.
ABSTRACT. The development of family forms for orphans makes the problem of the substitute family and its support topical. In the article the important theoretical and practical problems of the substitute family support are considered.
В
реализации современной государственной социальной политики в области защиты детей-сирот обозначилась четкая и долгосрочная тенденция перехода на семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родительского попечения, и развития института замещающей семьи. Развитие семейных форм воспитания детей-сирот вызвало необходимость создания в стране системы сопровождения замещающего семейного устройства.
Интеграция ребенка-сироты из детского дома в замещающую семью порождает множество проблем. Для того чтобы свести объективные трудности этого процесса к минимуму, семье необходимо научно обоснованное, грамотное профессиональное сопровождение, которое значительно облегчит и улучшит динамику взаимной адаптации ребенка-сироты и приемной семьи, повысит эффективность замещающей заботы.
В настоящее время в России накоплен значительный опыт развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующий анализа и осмысления. На федеральном и региональном уровнях проводятся научные исследования и реализуется целый ряд практических мероприятий по деинституционализации системы защиты данной категории детей. В то же время ряд теоретических и прикладных вопросов и проблем по-прежнему требует детального рассмотрения и исследования. К таковым, например, относятся качество мониторинга жизни детей в новом для них семейном ок-
ружении; последствия материального стимулирования и поддержки различных форм семейного устройства; проблема «отказов» от детей в кровных семьях и «возвратов» детей из замещающих семей в интернатные учреждения, а также сохранение значительного уровня институционализации вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Многолетний опыт научно-исследовательской и непосредственно внедренческой работы автора в области семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил очертить круг актуальных научно-теоретических и прикладных проблем сопровождения приемных семей и замещающего родительства.
Подчеркивая важность опережающего развития научной теории в первую очередь отметим те научно-теоретические проблемы в обсуждаемом аспекте, которые ждут своего решения.
1. Глубокое, комплексное исследование сущности самого феномена замещающего родительства.
«Замещающая семья» и «замещающее родительство» лишь недавно стали обиходными понятиями в России и еще не обрели как официального статуса, так и своего научного обоснования. Вместе с тем сам феномен замещающего родительства представляет собой значительный научный интерес, ибо центрирует в себе комплекс социальных, психологических и педагогических аспектов проблемы принятия неродного ребенка в семью для воспитания на
© Гайсина Г. И., 2013
длительный период. Психология замещающего родительства является пока мало исследованным объектом, в то время как именно ее специфические особенности определяют формирование той или иной модели поведения приемных родителей, сроки и качество выстраивания отношений с ребенком, взятым на воспитание.
Требуют своего исследования и такие проблемные вопросы, как функции замещающей семьи, эффективность традиционных методов воспитания в условиях замещающего родительства, закономерности развития и изменений внутрисемейных отношений и самой структуры семьи, динамика мотивации и самооценки замещающих родителей и др.
2. Выявление и теоретическое обоснование сущностных и содержательных характеристик процесса сопровождения замещающей семьи и замещающего родительства.
Если в педагогике проблема педагогической поддержки и сопровождения ребенка достаточно полно освещена, то относительно профессионального сопровождения замещающей семьи или замещающего родительства научно-теоретические работы в социальной педагогике или психологии представлены эпизодично и преимущественно в методическом аспекте. Вместе с тем исследование сущности и основных процессуальных характеристик сопровождения замещающего родительства представляет научную, теоретическую и практическую значимость. Их выявление и обоснование позволят научно обоснованно выстраивать процесс профессиональной консультационной, коррекционной и профилактической работы с опекунскими, приемными и па-тронатными семьями.
В результате ознакомления с рядом публикаций и результатами диссертационных исследований (Н. А. Хрусталькова, Е. А. Горбунова, Н. А. Палиева, С. Н. Кашман и др.) по проблемам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено явное разночтение в понимании сущности сопровождения замещающих семей и его этапов.
В отличие от авторов, относящих сопровождение лишь к виду профессиональной помощи семье в решении ее проблем и трактующих его сущность с объектных позиций, мы понимает сопровождение замещающих родителей как процесс взаимодействия специалистов с родителями с целью развития их воспитательного потенциала, родительской компетентности посредством специального обучения и подготовки, а также поддержки в трудных ситуациях. Это система психолого-педагогических, соци-
ально-правовых мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье. В основу трактовки данного понятия положен субъектный подход, раскрывающий активную позицию замещающих родителей в освоении нового для них статуса и социальной роли.
Опыт работы с замещающими семьями показывает, что сопровождение таких семей должно начинаться задолго до переезда ребенка в новую приемную семью. Результаты исследований адаптации ребенка в замещающей семье показали, что сотрудникам органов опеки и попечительства или уполномоченной службы сопровождения необходимо начинать сопровождение замещающей семьи еще на подготовительном этапе, когда еще не произошло знакомство ребенка с будущими приемными родителями.
3. Разработка профессиональных стандартов деятельности специалистов по сопровождению замещающей семьи.
Разработка стандартов профессиональной деятельности, в том числе по сопровождению замещающей семьи, является принципом научной профессиографии. Их наличие и внедрение в практику трудовой деятельности любого профиля позволяет полно и конкретно представить целевые установки, объем, содержание и технологии профессиональной деятельности, оценить степень соответствия специалиста занимаемой должности. На данный момент научно обоснованные и выверенные практикой единые профессиональные стандарты деятельности специалистов органов опеки и попечительства не разработаны.
4. Выявление региональных особенностей и передовых региональных практик в области развития семейных форм жизнеустройства и сопровождения замещающих семей.
Несмотря на наличие в ряде регионов и городов России (Пермский край, Томская, Калининградская, Нижегородская и Самарская области, Башкортостан, Москва и др.) ценного опыта по организации сопровождения замещающих семей, эта работа пока еще не получила системного качественного научного анализа. В распоряжении специалистов имеются лишь ежегодные Доклады Уполномоченного по правам ребенка в РФ, различных фондов (например, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), материалы научнопрактических конференций по проблеме развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот. Аккумулировать и распространять передовой опыт наиболее эффективных подходов и стратегий в области семейного устройства детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей, - одна из актуальных научно-теоретических задач исследователей в области общей и социальной педагогики.
Проблемное поле профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, открыто для исследователей. В качестве тем будущих исследований в обсуждаемом проблемном поле могут выступить:
• риски в профессиональной работе с замещающими семьями;
• раннее выявление социальных сирот: международный опыт и перспективы его применения в российских условиях;
• семейный детский дом, перспективы его развития;
• тайна усыновления: актуальность,
подходы, общественные стереотипы;
• усыновление: проблемы и трудности в сравнительном анализе;
• реструктуризация региональной системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: основные проблемы, пути их решения, лучшие практики;
• психология замещающего родительства;
• динамика мотивов принятия ребенка в семью для воспитания у замещающих родителей и др.
Не менее острыми и значимыми для современной системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются проблемы в практической области сопровождения замещающего родительства.
1. Нехватка кадров в органах опеки и попечительства, различных центров и служб, занятых в сфере развития семейных форм устройства и профилактики социального сиротства, имеющих специальную профессиональную подготовку для работы с такой категорией детей и семей, как дети-сироты и замещающие семьи.
Как показывает анализ современной ситуации, в большинстве интернатных учреждений произошло перепрофилирование и создание служб сопровождения семейного устройства детей-сирот. Помимо этого при закрытии ряда детских домов ввиду малочисленности оставшихся воспитанников, воспитатели и специалисты (социальные педагоги, психологи) переводятся в службу сопровождения. Однако задачи, содержание и технологии новой деятельности требуют от них определенной квалификации, владения специальными компетенциями в сфере сопровождения. При этом если бывшие социальные педагоги, психологи и воспитатели детского дома владеют достаточно
обширной информацией о каждом из воспитанников, переданных в семьи, то работа с приемными родителями по выстраиванию успешного адаптационного процесса с обеих сторон (ребенок - семья) является для них принципиально новой. Налицо противоречие между существующей потребностью общества в квалифицированной помощи и поддержке замещающего родительства и недостаточным уровнем готовности работников учреждений к данному виду деятельности, низким уровнем ее научнометодического обеспечения.
Вместе с тем сопровождение замещающей семьи - особый вид профессиональной деятельности, требующий от специалистов владения системой глубоких профессиональных знаний, развитых специальных умений, наличного опыта работы в данной сфере и сформированных профессионально значимых личностных качеств. Специалисты по сопровождению призваны понимать всю технологическую цепочку действий от первого сообщения о неблагополучии ребенка до контроля его жизни и развития в замещающей семье, а также осознавать психологические, педагогические и юридические основания своих действий и их последствий для ребенка и замещающих родителей.
2. Отсутствие системы профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми-сиротами и замещающей семьей.
Данная проблема непосредственным образом связана с предыдущей. Сопровождение замещающей семьи - относительно новый для отечественной практики вид профессиональной деятельности, имеющий свои специфические цели, задачи, содержание и технологии. В силу своей социальной значимости, важности и многоаспект-ности она объективно предполагает наличие у специалиста определенного уровня соответствующей специальной профессиональной подготовки или в системе высшего образования или в системе переподготовки и повышения квалификации. Однако анализ современного состояния теории и практики высшего образования в России позволяет констатировать отсутствие системы профессиональной подготовки кадров по семейному устройству детей-сирот как для детских домов, так и для работы с замещающей семьей в системе учреждений государственной защиты детства, органов опеки и попечительства.
На наш взгляд, профессионально грамотное сопровождение приемных детей и родителей могут обеспечить специалисты, профессионально компетентные в вопросах общей, социальной и коррекционной педа-
гогики, общей, возрастной и специальной психологии, семейного, жилищного и гражданского права, управления системой социальной защиты детства. Указанную профессиональную деятельность могут осуществлять бакалавры и магистры с базовым профильным психолого-педагогическим или юридическим образованием, владеющие научно-теоретическими основами и технологиями построения различных моделей сопровождения как замещающих, так и кровных семей.
3. Межведомственная разобщенность.
Деятельностью в сфере профилактики
сиротства и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время занимаются сразу несколько ведомств социальной направленности, что порождает проблемы межведомственной координации. Ключевыми субъектами системы профилактики социального сиротства являются органы управления и учреждения образования, органы управления и учреждения социальной защиты населения, органы внутренних дел, а также органы опеки и попечительства.
Во многих регионах для улучшения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики и преодоления последствий социального сиротства были созданы межведомственные комиссии и советы. Однако материалы периодической печати по освещению деятельности данных структурных объединений свидетельствуют о том, что в большинстве случаев и они не позволяют преодолеть межведомственную разобщенность.
Одним из положительных примеров преодоления межведомственной разобщенности был признан проектный подход, разработанный и активно применяемый в деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края с 2005 года. В Республике Татарстан межведомственный координационный орган - муниципальный социально-реабилитационный консилиум - создан в каждом муниципальном образовании. Целостность межведомственной системы основывается на единой нормативно-правовой базе, едином пакете документов, единой межведомственной статистике и методических рекомендациях. Такой подход к организации работы позволяет всем участникам действовать по единым принципам.
4. Коррекционно-реабилитационная работа с кровной семьей ребенка - социальной сироты.
Согласно действующему российскому законодательству органы опеки и попечительства обязаны принять все меры для возвращения ребенка в кровную семью. На
практике возврат ребенка в кровную семью не является приоритетом в работе органов опеки и попечительства. Они видят свою задачу как можно в более быстром оформлении статуса ребенка для семейного устройства и начале поиска возможных замещающих родителей или усыновителей. В ряде случаев общение с родственниками проходит формально и заключается лишь в получении необходимых подписей. В качестве основных причин такого положения мы видим следующие: а) нехватка специалистов органов опеки и попечительства; б) неразработанность стандарта профессиональной деятельности и должностных инструкций специалистов. Ввиду большого нормативного числа замещающих семей, приходящихся на одного специалиста, у специалистов органов опеки и попечительства не хватает времени и сил заниматься целенаправленной работой по оказанию помощи семье в трудной жизненной ситуации (если это еще возможно) и сохранению ребенка в семье. Практика предложения семье весомой помощи со стороны органов социальной защиты или уговора семьи, решившей отказаться от ребенка, воспользоваться возможностью временно передать ребенка на государственное попечение, пока семья преодолевает трудную жизненную ситуацию, не распространена.
5. Формы организации обучения потенциальных роди телей.
Многим детям-сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, специально подготовленные к работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития. Потребностям данного ребенка наиболее адекватно отвечает замещающая семья, ориентированная на длительный прием. Анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи, показывает, что для успешного их преодоления и принятия ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками замещающих родителей необходимо специально готовить. В связи с этим и разрабатываются разнообразные программы подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание.
В настоящее время в соответствии с Приказом № 623 Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 г. обучение приемных родителей является обязательным, что позволит снять многие проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи в адаптационном периоде. Оно является важным начальным этапом системы сопровождения замещающей семьи. Данная программа позволяет каждой
семье взглянуть на внутрисемейные отношения, оценить собственную готовность принять ребенка в семью, сформировать адекватное представление о ребенке, лишенном родительского попечения, получить квалифицированную помощь, совет и поддержку специалистов.
Однако первые месяцы реализации данного закона в регионах показали тревожную в педагогическом и организационном плане картину. Среди многочисленных желающих выиграть тендер на проведение занятий в «Школе приемных родителей» оказались учреждения и организации весьма далекие как от проблемы социального сиротства, так и от педагогической деятельности в целом. Заявки на реализацию программы обучения граждан были поданы учреждениями, в штате которых нет ни одного специалиста, имеющего опыт работы как с детьми-сиротами, так и с приемными родителями в любой из возможных форм. В данной ситуации мы придаем большое значение осознанию главами администраций городов и районов меры ответственности за качество и результаты обучения граждан, желающих взять ребенка на воспитание, в «Школе приемных родителей» такими псевдоспециалистами.
Представленные выше в кратком изложении научно-теоретические и прикладные проблемы сопровождения замещающих семей требуют для своего эффективного решения как значительных исследовательских ресурсов, так и включенного мониторинга развития и продуктивности тех или иных форм и технологий сопровождения.
Наличие в России многочисленной и постоянно пополняемой социальной группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует полноценной и эффективно функционирующей системы их устройства и воспитания. Развитие различных форм семейного устройства является залогом деинституционализации и нуждается в активной поддержке и стимулировании. В то же время необходимо сохранять разнообразие форм и соблюдать определенный баланс между ними.
Предпосылкой эффективного функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать профессионально грамотное сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Анализ достижений в области деинституционализации защиты детей и развития семейных форм их жизнеустройства в Российской Федерации. М. : Институт экономики города, 2008.
1. Доклад об итогах деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М. : ФПД, 2010.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. А. Симонова.