Научная статья на тему 'Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России'

Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правонарушения несовершеннолетних / девиантное поведение / воспитание / профилактическая работа / социальные меры / правовые меры / психолого-педагогические меры / медико-социальные меры / воспитательные меры / исправительные учреждения / ресоциализация / обучение / режим проживания. / juvenile delinquency / deviant behavior / upbringing / preventive work / social measures / legal measures / psychological and pedagogical measures / medical and social measures / educational measures / correctional facilities / resocialization / education / living conditions.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Станислав Владимирович Кудрявцев, Александр Владимирович Дмитриев

На основании статистического анализа обосновывается актуальность современной проблемы подростковых правонарушений. Выделяются две группы факторов, оказывающих влияние на формирование и становление личности несовершеннолетнего. Рассмотрена роль семьи, общества и государства и проводимая ими политика в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предметом исследования являются правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Методологической основой работы является принцип объективности, что предполагает использование материалов и источников по данной тематике, анализ представленного материала и его систематизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF MINOR LAW OFFENSES IN RUSSIA

Presented on the basis of statistical analysis, the relevance of the current problem of juvenile delinquencies is substantiated. The authors singled out two groups of factors that influence the formation and formation of the personality of the minor. The article examines the role of the family, society and the state and their policy in the field of preventing juvenile delinquency. The subject of the study are offenses committed by minors. The methodological basis of the work is the principle of objectivity, which involves the use of materials and sources on this topic, the analysis of the material presented and its systematization.

Текст научной работы на тему «Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10053 © С.В. Кудрявцев, А.В. Дмитриев, 2018

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В РОССИИ

Станислав Владимирович Кудрявцев,

преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево)

E-mail: stas1990st@mail.ru;

Александр Владимирович Дмитриев, заместитель начальника кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки,

кандидат военных наук, доцент Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево)

E-mail: dmitriev-740@mail.ru

Аннотация. На основании статистического анализа обосновывается актуальность современной проблемы подростковых правонарушений. Выделяются две группы факторов, оказывающих влияние на формирование и становление личности несовершеннолетнего. Рассмотрена роль семьи, общества и государства и проводимая ими политика в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предметом исследования являются правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Методологической основой работы является принцип объективности, что предполагает использование материалов и источников по данной тематике, анализ представленного материала и его систематизацию.

Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, девиантное поведение, воспитание, профилактическая работа, социальные меры, правовые меры, психолого-педагогические меры, медико-социальные меры, воспитательные меры, исправительные учреждения, ресоциализация, обучение, режим проживания.

EDUCATION OF MINOR LAW OFFENSES IN RUSSIA

Stanislav V. Kudryavtsev,

Teacher of the Department of tactical-special, fire and physical training Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(143100, Moscow region, Ruza district, pos. Starotheryaevo);

Alexander V. Dmitriev,

Deputy Head of the Department of tactical-special, fire and physical training, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(143100, Moscow region, Ruza district, pos. Starotheryaevo)

Abstract. Presented on the basis of statistical analysis, the relevance of the current problem of juvenile delinquencies is substantiated. The authors singled out two groups of factors that influence the formation and formation of the personality of the minor. The article examines the role of the family, society and the state and their policy in the field of preventing juvenile delinquency. The subject of the study are offenses committed by minors. The methodological basis of the work is the principle of objectivity, which involves the use of materials and sources on this topic, the analysis of the material presented and its systematization.

Keywords: juvenile delinquency, deviant behavior, upbringing, preventive work, social measures, legal measures, psychological and pedagogical measures, medical and social measures, educational measures, correctional facilities, resocialization, education, living conditions.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кудрявцев С.В., Дмитриев А.В. Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):271-3.

В процессе становления и развития общества всегда существовала и проявлялась в различных формах преступность. Она развивалась вместе с человечеством, изменялись ее качественные и количественные показатели.

В настоящее время, не смотря на активную государственную политику в области противодействия правонарушениям, достаточно высок уровень преступности. Преступления совершают разные категории граждан, среди которых

не малую часть занимают несовершеннолетние.

В 2016 году 48 600 подростков стали участниками противоправных действий, 53 700 преступлений совершены именно несовершеннолетними. В конце 2016 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояли 142 800 несовершеннолетних. 15,5% из числа несовершеннолетних, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, ранее привлекались к уголовной ответственности, более 5,5 тыс. человек (27,7%) осуждены за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления [1].

Целесообразно в статистических данных отражать возрастные особенности несовершеннолетних правонарушителей. Например, до 14 лет (малолетние) и с 14 до 18 лет (несовершеннолетние). Такая градация позволит создать более гибкую систему профилактической работы по предупреждению преступности.

Социологи отмечают, что факторы, влияющие на уровень правонарушений несовершеннолетних и их асоциальное поведение, подразделяются на объективные и субъективные. Под последними подразумеваются психофизиологические возрастные особенности, а также биохмические изменения в организме, которые воздействую на поведение человека и его психическое состояние.

Под субъективными факторами понимается совокупность условий, влияющих на процесс социализации подростка. Социализация — это формирование личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого он преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе [2, с. 302]. К основным условиям относятся условия воспитания, проживания и обучения.

Важной государственной задачей является профилактика правонарушений несовершеннолетних, под которой понимается система общесоциальных и специальных мер, направленных предотвращение совершений правонарушений посредством устранения объективных и субъективных условий, оказывающий негативное влияние [3, с. 66]. Современная практика профилактической деятельности основы-

вается на принципах охраны и защиты прав детей и состоит из системы учреждений разных ведомств, основной задачей которых является оказание социально-правовой и психолого-педагогической помощи детям и семьям группы риска. Она должна содержать комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Под социальными мерами понимается усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи. Содержанием данной меры является проведение информационной политики в целях распространения семейных ценностей, проведение мероприятий, направленных на повышение ценности семейного образа жизни, формирование духовно-нравственных традиций семейных отношений и семейного воспитания, а также обеспечение доступности социальных служб, целью которых является работа с неблагополучными семьями. Реализация данной меры предполагает создание и трансляция социальных роликов, проведение семейных спортивно-массовых, культурно-массовых мероприятий, а также обеспечение бесплатной правовой помощи детям и подросткам на базе образовательных учреждений.

Под правовыми мерами понимается совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Содержанием данной меры является разработка, принятие и реализация программ и мероприятий, направленных на организацию профилактической деятельности правонарушений несовершеннолетних. Также возможно совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов образования в Российской Федерации.

Под психолого-педагогическими и медико-социальными мерами понимается комплекс действий направленных на определение причин возникновения проблем в обучении и общении несовершеннолетних. Содержанием данных мер является, во-первых, развитие кадрового состава учреждений образования, предоставление обучающимся психологической помощи. В настоящее время во всех

272

Вестник экономической безопасности

№ 4/2018

учебных заведениях страны имеется психолог, деятельность которого направлена на морально-психологическое обеспечение, но, отмечается, что его деятельность сводится лишь к плановому проведению проверок обучающихся. Целесообразно и наиболее эффективно проведение внеплановых бесед и анкетирования с подростками, направленных на установление их психического состояния, а также тесное взаимодействие с родителями и педагогами.

Под воспитательными мерами понимается система педагогических приемов и методов, направленных на формирование полноценной личности несовершеннолетнего. Содержание данной меры связано с вышеописанной. Ее реализация предполагает создание высококвалифицированного кадрового аппарата, деятельность которого, с учетом развития научных технологий и индивидуального подхода, направлена не только на обучение несовершеннолетнего, но и его первичную социализацию в обществе.

Перечисленные меры необходимо направить на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения малолетних и несовершеннолетних.

Воспитание же несовершеннолетних правонарушителей предполагает применение других средств и методов. Впервые в России проблема воспитания подростков, совершивших противоправное действие возникла в XVII веке. Данный факт тесно связан с социально-экономическими условиями в стране. Преступность развивалась в совокупности с беспризорностью, сиротством и нищенством.

В России в настоящее время создана система исправительных учреждений, в которых применяются следующие методы воспитания:

1) Меры, направленные на ресоциализацию. Для развития осмысленного отношения к жизни необходимо побудить активную жизненную позицию. Реализовать данное положение в исправительных учреждениях возможно при помощи внедрения несовершеннолетнего в деятельность заведения, в его нужды и задачи. В целях формирования положительных отношений между педагогами и воспитанниками, развития духовной жизни, становления здоровых взглядов целесообразно проводить концерты, спектакли, встречи, а также организовывать посещение театров и музеев. Большое внимание необходимо уделять физическому воспитанию. Ор-

ганизация самодеятельности также положительно влияет на воспитанников. Перечисленное способствует установлению психологического контакта между педагогами и воспитанниками, а также установлению взаимоотношений среди последних.

2) Обучение, в том числе обеспечение специальным образованием. Школьное обучение присутствует во всех исправительных учреждениях для несовершеннолетних.

3) Режим проживания. Данный метод носит дисциплинарный характер. В распорядок дня воспитанников обычно входит: подъем, зарядка, завтрак, учебные занятия, обед, хозяйственная работа и т.д. В целях стимулирования деятельности воспитанников в исправительных учреждениях введена система поощрений и наказаний.

Данные методы должны применятся в совокупности с мерами по профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, формируя систему профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних должны учитываться все вышеуказанные положения. В таком случае она будет достаточно эффективна.

По мнению авторов деятельность субъектов профилактической деятельности должна быть целенаправленной, систематичной и динамичной.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.17 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. Изд. 22-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Сахаров А.Б. Социальная система предупреждения преступлений // Советское государство и право. 1972, № 11.

4. Вызулин Е.А., Самойлюк Р.Н. Актуальные проблемы противодействия девиантному поведению несовершеннолетних // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 3.

5. Щепкин Ю.Ю., Кривоногова Л.И. Правонарушения в подростковой среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2009. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.