Научная статья на тему 'Правонарушения несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества'

Правонарушения несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1633
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правонарушения несовершеннолетних / статистический анализ / девиантное поведение / причинные факторы / тенденции / нравственное развитие / воспитание / нравственные ориентиры / индивидуально-профилактическая работа / организация досуга / социальный контроль / духовно-нравственное развитие / удерживающий фактор / обучение подростков / juvenile delinquency / statistical analysis / deviant behavior / causal factors / trends / moral development / education / moral guidelines / individual preventive work / leisure organization / social control / spiritual and moral development / retention factor / adolescent education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Станислав Владимирович Кудрявцев, Александр Владимирович Дмитриев

В представленной статье на основе статистического анализа рассматривается проблема совершения правонарушений несовершеннолетними в современном российском обществе. Авторы выделили две группы причинных факторов, влияющих на формирование девиантного поведения у подростков, определили перспективы развития института правонарушений несовершеннолетних и роль семьи, общество и государства в решении данной проблемы. Предметом исследования являются правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Методологической основой работы является принцип объективности, что предполагает использование материалов и источников по данной тематике, сравнительный анализ представленного материала и его систематизацию. По итогу работы сделан вывод о том, что основные тенденции развития данного социального явления носят негативный характер, сформулировано предложение о внесение изменений в Конституцию РФ, предусматривающее юридическую ответственность за ненадлежащее отношение к нравственному развитию подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Станислав Владимирович Кудрявцев, Александр Владимирович Дмитриев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUVENILE DELINQUENCY AT THE PRESENT STAGE OF RUSSIAN SOCIETY DEVELOPMENT

In the presented article on the basis of statistical analysis of the process of violation of the rights of minors in modern Russian society. The authors singled out two groups of causal factors affecting the formation of deviant behavior in adolescents, defined the prospects for the development of juvenile delinquency and the role of the family, society and the state in solving this problem. The subject of the study are offenses committed by minors. The methodological basis of the work is the principle of objectivity, which involves the use of materials and sources on this topic, a comparative analysis of the material presented and its systematization. Based on the results of the work, it was concluded that the main tendencies of development of social development that are negative, the formulated proposal to amend the Constitution of the Russian Federation, providing legal responsibility for improper treatment of the moral development of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Правонарушения несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74

ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Станислав Владимирович Кудрявцев,

преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: stas1990st@mail.ru; Александр Владимирович Дмитриев, кандидат военных наук,

заместитель начальника кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: dmitriev-740@mail.ru

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В представленной статье на основе статистического анализа рассматривается проблема совершения правонарушений несовершеннолетними в современном российском обществе. Авторы выделили две группы причинных факторов, влияющих на формирование девиантного поведения у подростков, определили перспективы развития института правонарушений несовершеннолетних и роль семьи, общество и государства в решении данной проблемы.

Предметом исследования являются правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.

Методологической основой работы является принцип объективности, что предполагает использование материалов и источников по данной тематике, сравнительный анализ представленного материала и его систематизацию.

По итогу работы сделан вывод о том, что основные тенденции развития данного социального явления носят негативный характер, сформулировано предложение о внесение изменений в Конституцию РФ, предусматривающее юридическую ответственность за ненадлежащее отношение к нравственному развитию подрастающего поколения.

Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, статистический анализ, девиантное поведение, причинные факторы, тенденции, нравственное развитие, воспитание, нравственные ориентиры, индивидуально-профилактическая работа, организация досуга, социальный контроль, духовно-нравственное развитие, удерживающий фактор, обучение подростков.

Abstract. In the presented article on the basis of statistical analysis of the process of violation of the rights of minors in modern Russian society. The authors singled out two groups of causal factors affecting the formation of deviant behavior in adolescents, defined the prospects for the development of juvenile delinquency and the role of the family, society and the state in solving this problem.

The subject of the study are offenses committed by minors.

The methodological basis of the work is the principle of objectivity, which involves the use of materials and sources on this topic, a comparative analysis of the material presented and its systematization.

JUVENILE DELINQUENCY AT THE PRESENT STAGE OF RUSSIAN SOCIETY DEVELOPMENT

Stanislav V. Kudryavtsev,

the teacher of the department of tactical-special, fire and physical training of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot;

Alexander V Dmitriev, Candidate of Military Sciences,

Deputy Head of the Department of Tactical-Special Fire and Physical Training of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Based on the results of the work, it was concluded that the main tendencies of development of social development that are negative, the formulated proposal to amend the Constitution of the Russian Federation, providing legal responsibility for improper treatment of the moral development of the younger generation.

Keywords: juvenile delinquency, statistical analysis, deviant behavior, causal factors, trends, moral development, education, moral guidelines, individual preventive work, leisure organization, social control, spiritual and moral development, retention factor, adolescent education.

В последнее время проблема совершения несовершеннолетними правонарушений в России приобрела особую актуальность и остроту.

Специалисты из разных областей знаний высказываются по поводу деградации подрастающего поколения, сознательно лишающего себя достойного будущего.

12 декабря 2012 года в Президентском послании Президент Российской Федерации (далее по тексту — РФ) Владимир Владимирович Путин акцентировал внимание на вопросах воспитания молодого поколения России: «На улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15—20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше — создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности да и целостности России».

В связи с этим приоритетной задачей России в XXI веке является воспитание молодежи. Одним из направлений деятельности государственных органов по достижению воспитательного результата среди подростков является профилактика правонарушений, требующая установления причин, особенностей и условий совершения несовершеннолетними различных видов правонарушений. Среди проявлений антиобщественного поведения несовершеннолетних особое место занимают административные правонарушения.

Прежде чем рассматривать специфику правонарушений в подростковой среде, необходимо дать определение понятию «правонарушение». К толкованию данного термина в научной среде подходят неоднозначно. Дело в том, что, если рассматривать данное понятие исключительно с юридической точки зрения, правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние правоспособного лица или лиц, наносящее вред обществу и влекущее за собой наступление юридической ответственности. Правонарушения, в свою очередь, подразделяются на проступки (дисциплинарные, административные, гражданские) и преступления. Такой точки зрения придерживаются многие ученые, среди них Шалагина М.А., Курбатов В.И., Агеев А.А., Бахрах Д.Н., и др. Полагаем, что данное понятие весьма поверхностно отражает отличительные особенности субъекта правонарушения и сущность его противоправного поведения, что затрудняет разработку комплекса мер по профилактике правонарушений.

В связи с этим, разделяем мнение Беличе-вой С.А., доктора психологических наук, профессора Московского государственного педагогического университета имени Ленина, которая полагает, что «правонарушение — это так называемый докрими-ногенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких проступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы и общественно-полезной деятельности, в употреблении алкоголя, наркотических, а так же токсических средств, которые разрушают психику и других формах асоциального поведения, которые не представляют большой общественной опасности» [2, с. 29].

Согласно официальной статистики МВД России ежегодно в органы внутренних дел доставля-

ется свыше 500 тыс. подростков за совершение различных административных правонарушений, на учете в органах внутренних дел состоят около 330 тыс. несовершеннолетних и около 170 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей и не выполняющих прямых обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних

[7, с. 3].

Какие из правонарушений наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо мелкого хищения (статья 7.27 КоАП РФ) и мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие алкогольной продукции и употребление наркотических и психотропных веществ в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях (статьи 20.20 КоАП РФ), а также появление в состоянии опьянения в общественных местах (20.21 КоАП РФ). Стоит отметить, что уровень проявления вандализма высок именно среди молодежи в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся порча имущества, повреждение подвижного состава общественного транспорта, нанесение на стены домов различного рода рисунков, надписей. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна. Специальные составы административных правонарушений предусмотрены для несовершеннолетних мужского пола. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП РФ).

Следует отметить, что правонарушения, совершаемые несовершеннолетними характеризуются неравномерностью динамики по различным временным показателям. Данное обстоятельство обусловлено как рядом объективных факторов, так и возрастными и психологическими особенностями

личности подростков. Как отмечает доктор психологических наук, заслуженный работник МВД СССР, В.Ф. Пирогов, чаще всего правонарушения несовершеннолетние совершают в свободное от учебы время (процент правонарушений, совершаемых в выходные и праздничные дни в 3 раза превышает уровень правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в учебное время). Пик противоправных проявлений в течение года приходится на каникулы.

Поскольку это связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время [10, с. 300]. Анализ вышеизложенной информации позволяет сделать вывод, что одной из причин антисоциального поведения в подростковой среде на сегодняшний день является отсутствие надлежащей организации досуга и эффективной индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними со стороны образовательных учреждений и правоохранительных органов.

Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что на сегодняшний день наблюдается значительный рост девиантного поведения среди несовершеннолетних женского пола. При этом девушки-подростки все чаще инициируют антиобщественное поведение у юношей, склоняют их к совершению противоправных действий. Также отмечается рост правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола. По данным статистики, каждый пятый несовершеннолетний идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Особое внимание привлекает и тот факт, что в подростковой среде все большее распространение получают групповые преступления. Групповые преступления как правило носят более опасный характер [7, с. 5].

Прежде чем определять тенденции и перспективы развития правонарушений в подростковой среде необходимо рассмотреть причинные факторы деви-антного поведения у несовершеннолетних.

Проведенное И. Стрэкинару исследование, позволило сделать вывод, что на формирование противоправного поведения у детей и подростков влияют неблагоприятные социальные воздействия (55%),

органическое поражение головного мозга (30%) и генетический фактор (15%) [3, с. 55].

К биологическим факторам антисоциального поведения ученые относят наследственность, возраст, пол, функции внутренних органов, особенности нейродинамических процессов, состояние здоровья и наличие болезней.

На протяжении последних десятилетий как отечественными, так и зарубежными психиатрами отмечаются негативные тенденции в динамике психического здоровья. Распространенность основных форм психических заболеваний возрастает каждые 10 лет на 10—15%. В подавляющем большинстве увеличение подростковой болезненности идет за счет пограничных форм психической патологии [5, с. 203].

Социальные факторы противоправного поведения традиционно подразделяют на макросоциаль-ные (обусловленные особенностями общества, в котором живет человек, включаю его историю, уровень социально-экономического развития, морально-нравственные ценности и т.д.) и микросоциальные (обусловленные личными взаимоотношениями с непосредственным окружением, прежде всего с членами семьи, друзьями, одноклассниками и т.п). К числу первых относят:

1. Низкий уровень жизни населения. Среди малообеспеченных слоев населения наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами совершения противоправных действий.

2. Недостатки в развитии досуговой системы. Данный фактор был подробно освещен ранее на основе анализа социального исследования В.Ф. Пиро-гова.

3. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений. Формализм в преподавании и пренебрежение в подборе индивидуального подхода к каждому учащемуся приводит к утрате у подростка интереса к учебному процессу, отчуждению от коллектива, приостановлению формирования чувства гражданской ответственности учащегося. Контингент несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников и отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению

и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний.

4. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах. Речь идет о недостатках профориентации и неправильном отношении к работающим несовершеннолетним. Следует отметить, что контроль со стороны членов семьи за подростком осуществляющим рабочую деятельность ослабляется, в его распоряжении оказываются личные денежные средства, что способствует бесцельному времяпрепровождению в свободное от работы время, а в следствии может привести к контакту с криминогенной структурой.

5. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. Речь идет о пропаганде в средствах массовой информации и Интернете неблагоприятных тем про алкоголь и наркотики, культивировании половой распущенности, насилия и жестокость.

Во вторую группу социальных факторов входят следующие:

1. Отрицательное влияние в семье. По результатам исследований Н.И. Фелинской и В.А. Гурьевой (1975), каждый третий подросток-правонарушитель рос без отца; у каждого четвертого, воспитывавшегося в полной семье, один из родителей страдал алкоголизмом; 50,7% подростков росли в неблагополучных семьях (у 25,9% из них была неполная семья, 14,3% признались в алкогольной зависимости родителей; у 3,9% родители вели аморальный образ жизни, 15,5% подростков констатировали систематические конфликты в семье; 2,6% признались, что регулярно подвергаются избиению со стороны родителей; у 1,3% подростков родители совершали преступления; 10,4% проживали с психически больными родителями) [6, с. 88]. Проведя анализ вышеуказанных данных, считаем необходимым отметить, что на формирование отклонений в поведении подростка влияют не столько социально-экономический статус (материально-бытовые условия проживания), сколько отрицательный микроклимат в семье.

2. Отрицательное влияние сверстников. В результате изучения правонарушений несовершеннолетних выяснилось, что чаще всего они совершают противоправные деяния под непосредственным

влиянием сверстников с девиантным поведением. Как правило, подростки, испытывающие трудности в усвоении школьной программы и мало дисциплинированные, чаще попадают под влияние асоциальной группы ровесников.

3. Подстрекательство со стороны взрослых правонарушителей, в том числе и преступников. Подстрекательство несовершеннолетних взрослыми лицами к совершению противоправных действий представляет опасность для общества не только потому, что расширяет круг правонарушителей, но и потому, что такие действия оказывают развращающее воздействие на неокрепшую психику подростков, нарушают их нормальное духовно-нравственное развитие, прививают им искаженные ценностные ориентации.

Анализ научной литературы, статистических данных, результатов исследований ученых и педагогической практики позволяет подвести итоги касаемо современного состояния правонарушений в подростковой среде и определить основные тенденции и перспективы развития института правонарушений несовершеннолетних.

1. Угрозой молодому поколению является антиобщественное поведение несовершеннолетних, а вместе с тем и угроза перспективам нормального развития гражданского общества и национальной безопасности.

2. Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, в России в последние годы характеризуются неблагоприятными тенденциями. На общем фоне их роста в ближайшем будущем будут прослеживаться такие процессы как «омоложение», «феминизация», увеличение подростковой преступности и числа подростков, страдающих психическими расстройствами.

3. Роль удерживающего фактора в развитии девиантного поведения у несовершеннолетних играют: участие родителей в воспитание ребенка, доброжелательная атмосфера в семье, наличие у родителей работы, установление достаточного контакта с матерью в раннем возрасте и иные подобные положительные факторы [5, с. 204].

4. Общество и государство не в полном объеме использует свои возможности и резервы в сфере борьбы с противоправными деяниями несовершеннолетних для достижения качественных и коли-

чественных изменений в этой области. Преломить данную ситуацию можно лишь с учетом особенностей политики борьбы с девиантным поведением несовершеннолетних, которые основаны на знаниях о правонарушениях и личности несовершеннолетних правонарушителей.

5. Не создано никаких эффективных механизмов профилактики детской беспризорности, наркомании, насилия над детьми. Все действия в этом направлении ограничиваются узковедомственными усилиями при отсутствии общегосударственной реально действующей программы. Сложившаяся ситуация требует и совершенствования деятельности органов внутренних дел в целом, служб и подразделений, каждого сотрудника в частности [4, с. 53].

6. Распространение жестокого обращения с несовершеннолетними в семье и образовательно-воспитательных организациях, пренебрежение к основным нуждам детей со стороны лиц, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию обусловили негативную тенденцию увеличению числа правонарушителей среди несовершеннолетних.

Общественным долгом каждого взрослого гражданина является бережное отношение к нравственному развитию подрастающего поколения. В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». В связи с этим, поддерживаем предложение Т.М. Чапурко и А.В. Медведевой о внесении дополнения в ст. 38 Конституции Российской Федерации в следующей редакции: «Бережное отношение к нравственному развитию несовершеннолетних — общественный долг каждого гражданина; общественно опасное нарушение этого долга преследуется законом». Такая норма станет конституционной основой дальнейшего совершенствования законодательства с целью обеспечения нормального развития детей, поскольку «одним из направлений политической линии государства по отношению к подрастающему поколению является защита прав и свобод этой части граждан» [9, с. 35].

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001

№ 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СПС «Консультант Плюс».

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.

3. Блясова И.Ю. Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 29 (283). С. 53—57.

4. Вызулин Е.А., Самойлюк Р.Н. Актуальные проблемы противодействия девиантному поведению несовершеннолетних // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 3. С. 52—57.

5. ЗиберА.Э., РубачеваЕ.Л. Социально-психологические особенности формирования и развития криминального поведения несовершеннолетних // Общество и право. 2016. № 2 (56). С. 202—205.

6. Жигинас Н.В., Гребенникова Е.В., Аксенов М.М., Зверева Н.А. Микросоциально-сре-довые факторы девиантного поведения под-

ростков: обоснование персонологического подхода к диагностике и психопрофилактике // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. № 5 (146). С. 87—91.

7. Манжукова О.А., Коломиец А.С. Об административных правонарушених несовершеннолетних // Мир современной науки. 2013. № 6 (21). С. 2—5.

8. Марченко М.Н. Юридический энциклопедический словарь. Правонарушение [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/legal/ Pravonarushenie-13525.html (дата обращения 17.04.2017).

9. Медведева А.В. Перспективы развития уголовного законодательства в сфере противодействия преступности несовершеннолетних // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 2 (12). С. 33—39.

10. Щеткин Ю.Ю., Кривоногова Л.И. Правонарушения в подростковой среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2009. № 2. С. 298—301.

УДК 378 ББК 74

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И САМОРАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Алина Вячеславовна Скрипкина,

профессор Краснодарского университета МВД России, доктор педагогических наук, доцент; Наталья Романовна Туравец, профессор Краснодарского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор;

Евгений Андреевич Щуров, доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: e.a.mvd@inbox.ru

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основные аспекты приобретения профессионально-педагогической компетентности преподавателей вузов МВД России в процессе саморазвития; представлены основные направления саморазвития (усвоения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.