Научная статья на тему 'Психологические причины правонарушений несовершеннолетних'

Психологические причины правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3490
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / DELINQUENCY / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / JUVENILE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADOLESCENCE / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов Андрей Валерьевич, Конюченко Анжелика Вадимовна

Состояние и тенденции правонарушений несовершеннолетних один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Под правонарушением понимается поведение человека, которое противоречит юридическим нормам и наносит вред общественным отношениям. В статье анализируются психологические причины правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Противоправное поведение подростков связано как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта установлено, что при вынесении приговора несовершеннолетнему обязательно учитываются особенности его личности и условия социализации. В составляющей причинности правонарушений особое место выделяется социально-психологическим факторам преступного поведения. Они связаны с закономерностями правонарушений и противоправной деятельности людей, которые обусловлены их включением в социальные группы и общности. Спорным на сегодняшний день остается вопрос о наследственной предрасположенности к совершению противоправных действий. Наличие определенной генетической программы можно рассматривать как предпосылку к делинквентному поведению, но решающую роль будет играть социальная среда, в которую попадает ребенок. Содержание статьи так же раскрывает основные направления профилактической работы для предупреждения и предотвращения правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL REASONS OF JUVENILE DELINQUENCY

Status and trends of juvenile delinquency are one the most significant indicators of moral health and position of younger generation in society. The delinquency is understood as a human behavior which contradicts legal laws and ruins social relations. The article analyzes psychological reasons of delinquency committed by juvenile offenders. Unlawful conduct of teenagers is attributed to both general social challenges and personality formation of a deep-rooted individual nature. On the basis of analysis of the foreign and domestic experience it has been determined that when delivering a sentence to a juvenile offender their personality characteristics and socialization circumstances are taken into account. Social and psychological factors of criminal behavior hold a special place as a partial reason for delinquency. They are associated with consistent patterns of delinquency and human unlawful conduct which are conditioned by inclusion them into social groups and communities. Nowadays a matter of debate is an inherited predisposition for committing unlawful acts. The inheritance of a particular genetic program might be considered as a prerequisite for delinquent behavior but a crucial role is given to a social environment where a child belongs. The contents of the article also reveal basic ways for taking preventive measures against juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «Психологические причины правонарушений несовершеннолетних»

Миронов Андрей Валерьевич, Конюченко Анжелика Вадимовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ...

УДК 159.922.8: 347.157

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© 2016

Миронов Андрей Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Конюченко Анжелика Вадимовна, специалист по учебной и методической работе, Институт дополнительного образования Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск (Россия)

Аннотация. Состояние и тенденции правонарушений несовершеннолетних - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Под правонарушением понимается поведение человека, которое противоречит юридическим нормам и наносит вред общественным отношениям. В статье анализируются психологические причины правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Противоправное поведение подростков связано как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта установлено, что при вынесении приговора несовершеннолетнему обязательно учитываются особенности его личности и условия социализации. В составляющей причинности правонарушений особое место выделяется социально-психологическим факторам преступного поведения. Они связаны с закономерностями правонарушений и противоправной деятельности людей, которые обусловлены их включением в социальные группы и общности. Спорным на сегодняшний день остается вопрос о наследственной предрасположенности к совершению противоправных действий. Наличие определенной генетической программы можно рассматривать как предпосылку к делинквентному поведению, но решающую роль будет играть социальная среда, в которую попадает ребенок. Содержание статьи так же раскрывает основные направления профилактической работы для предупреждения и предотвращения правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетний, психологические особенности подросткового возраста, девиантное поведение, правовая культура.

PSYCHOLOGICAL REASONS OF JUVENILE DELINQUENCY

© 2016

Mironov Andrey Valeriyevich, candidate of psychological science, Department of Pedagogical and Psychological studies, associate professor

Konyuchenko Anzhelika Vadimovna, assistant for academic affairs, Institute of Supplementary Education Yugra State University, Khanty-Mansiysk (Russia)

Abstract. Status and trends of juvenile delinquency are one the most significant indicators of moral health and position of younger generation in society. The delinquency is understood as a human behavior which contradicts legal laws and ruins social relations. The article analyzes psychological reasons of delinquency committed by juvenile offenders. Unlawful conduct of teenagers is attributed to both general social challenges and personality formation of a deep-rooted individual nature. On the basis of analysis of the foreign and domestic experience it has been determined that when delivering a sentence to a juvenile offender their personality characteristics and socialization circumstances are taken into account. Social and psychological factors of criminal behavior hold a special place as a partial reason for delinquency. They are associated with consistent patterns of delinquency and human unlawful conduct which are conditioned by inclusion them into social groups and communities. Nowadays a matter of debate is an inherited predisposition for committing unlawful acts. The inheritance of a particular genetic program might be considered as a prerequisite for delinquent behavior but a crucial role is given to a social environment where a child belongs. The contents of the article also reveal basic ways for taking preventive measures against juvenile delinquency.

Keywords: delinquency, juvenile, psychological peculiarities of adolescence, deviant behavior, legal culture.

Сегодня актуально говорить о высоком уровне правонарушений в мире, а также конкретно в нашей стране. Особое опасение вызывает увеличение в последние годы численности несовершеннолетних правонарушителей, данная тенденция является важнейшим индикатором нравственного здоровья подрастающего поколения, поэтому требует к себе самого серьезного внимания со стороны государственных и общественных организаций.

Когда речь идет о правонарушениях, имеется ввиду поступок человека или группы людей, который является опасным для общества. И наиболее приемлемым для понимания считается образ правонарушителя, достигшего зрелого возраста. Однако сегодня все большее распространение получает несовершеннолетняя преступность, противоправные действия, совершенные лицами, не достигшими на момент совершения противоправного деяния восемнадцатилетнего возраста. Так, согласно исследованиям В.В. Лунеева, чаще всего правонарушения осуществляются группой в возрасте 25-29 лет, за ней следуют 18-24-летние, затем 14-17-лет, и только потом - лица старше 30 лет [1]. Другие авторы, которые занимаются изучением особенностей личности преступника, делают заключение, что наиболее часто противоправные действия совершаются лицами в возрасте 16-29 лет, далее следует группа 30-39 лет и наименьшую долю среди преступников составляют лица старше 60 лет, что можно объяснить психологическими и физиологически-

ми особенностями данного возраста [2].

При этом, согласно данным исследования А.С. Михлина (Таблица 1), большинство осужденных в местах лишения свободы составляют лица в возрасте 2049 лет [3]. Эти результаты можно объяснить тем, что несовершеннолетние правонарушители за совершение противоправного действия получают иное наказание. Однако так было не всегда, так, в 1649 году, во время правления царя Алексея Романова в законодательстве указывалось, что все равны перед законом, как дети, так и старики. В последующие годы государство установило, что субъектом преступления признается лицо не моложе семи лет [4]. Таким образом зарождались смягчающие обстоятельства для несовершеннолетних правонарушителей в нашей стране.

Таблица 1 - Распределение осужденных по возрасту

Возраст 14-15 лет 16-14 лет 18-19 лет 2(1-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше

Доля осужденных в % 1,1 2,2 5,3 43,5 27,1 15,9 4,2 0,7

Позже, с появлением международных конгрессов, правонарушения несовершеннолетних стали рассматриваться и обсуждаться представителями разных стран. Так, проблема выбора наказаний для детей и подростков, совершивших правонарушение, рассматривалась на международных пенитенциарных конгрессах. На собра-

Миронов Андрей Валерьевич, Конюченко Анжелика Вадимовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ...

нии комиссии в Лондоне (1878г.) в резолюции конгресса отмечалось, что в отношении несовершеннолетних правонарушителей первостепенной должна быть мысль не столько о наказании, сколько о воспитании [5].

И сегодня к данной категории правонарушителей предъявляются особенные требования: относительно меньшая строгость мер наказания (максимальный срок лишения свободы до 10 лет); также, вместо наказаний к несовершеннолетним могут быть применены меры воспитательного воздействия. Так, Судья верховного Суда Республики Башкортостан З.Р. Абземилова отмечает, что первой целью при работе с несовершеннолетним правонарушителем является не «наказать и оградить общество», а обеспечить благополучие самого несовершеннолетнего [6]. Солидарны с этим мнением В.М. Лебедев и Т.Я. Хабриева, они отмечают, что назрела необходимость в смене парадигмы реагирования на правонарушающее поведение несовершеннолетних: "от наказания к защите интересов личности ребенка, воспитанию и социализации" [5, С. 625].

Как отмечают зарубежные исследователи Ф. Райс и К. Долджин, "... в большинстве случаев их судят в специальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить как можно более мягкий приговор" [7, С. 734]. Отечественные исследователи также говорят о ряде принципов, основанных на международных правовых стандартах и нормах, которыми следует руководствоваться при проведении мероприятий по правосудию детей, один из них звучит следующим образом: "применение лишения детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший соответствующий период времени" [8, С. 27]. Также при вынесении приговора обязательно должны учитываться следующие обстоятельства: возраст несовершеннолетнего; уровень психического развития и иные особенности его личности; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц [9].

Однако, от этого количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, не уменьшается, а даже наоборот, увеличивается. Причины этого явления стали предметом исследований, как зарубежных (Ф. Райс, К. Долджин), так и отечественных авторов (В.В. Лунеев, В.В. Нагаев, М. Камбиева, М.С. Головина, П.Д. Павленок и М.Я. Руднева).

Так, В.В. Лунеев в своём труде «Курс российской и мировой криминологии» пишет, что подростки в связи с малым жизненным опытом и, зачастую, с отсутствием устойчивых положительных ориентаций при попадании в сложную жизненную ситуацию гораздо чаще, чем люди зрелого возраста, совершают правонарушения [1]. Таким образом, подросток совершает противоправное действие в связи с особенностями своего возраста и недостаточным опытом.

Более конкретизировано рассуждает на эту тему В.В. Нагаев, говоря о том, что к совершению противоправного действия несовершеннолетнего ".приводят процессы нарушения ценности и образов морали и традиций; снижение у личности ощущения контроля над собой и своим поведением со стороны закона, содержательное изменение системы потребностей всех уровней (материальных, социальных, духовных)." [10, С. 7]. То есть потеря моральных ориентиров и ощущения контроля порождает кризисное состояние опасности у подростков. В этом случае идет обесценивание того, что создавалось и передавалось культурой, а именно надежные прежде формы поведения, способы объяснения необходимости и цели деятельности. На их место приходят новые системы ценностей, целей, потребностей, и соответственно новые пути их достижения, что, в свою очередь, обусловливает новые формы поведения.

К похожим выводам приходит М.С. Головина, отмечая то, что для несовершеннолетних правонарушителей характерно наличие деформаций в таких сферах,

как ценностно-мотивационная, эмоционально-волевая, деятельностно-поведенческая, личностная. При этом, как отмечает автор, в первую очередь у них не сформированы нравственные ценности, деформированы духовные потребности, несформированная волевая сфера. Вследствие чего они и идут на совершение противоправных действий [11].

М. Камбиева объясняет причинность правонарушений несовершеннолетних путем рассмотрения влияния на ее формирование социальных факторов, которые разделены на две группы: макросоциальные и микросоциальные. К первым можно отнести:

- низкий уровень жизни и резкий контраст распределения доходов (детям и подросткам из неблагополучных семей приходится совершать правонарушения, чтобы выжить и прокормить семью);

- недостатки в развитии досуговой системы;

- недостатки учебно-воспитательной работы учебных заведений;

- недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних;

- проникновение в среду несовершеннолетних стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями.

В микросоциальных факторах М. Камбиева сделала акцент на одной причине - отрицательное влияние семьи [4].

П.Д. Павленок и М.Я. Руднева перечисляют следующие причины: возрастные особенности, педагогическая и нравственная запущенность, проблемы в семье, склонность к девиантному поведению, подчинение взрослым преступникам, низкая правовая культура, противодействие воспитанию, отсутствие у несовершеннолетних определенных жизненных планов. Таким образом, авторы, объединив множество исследований, включили проблемы, предложенные исследователями, рассмотренные выше, и добавили другие, одна из них это склонность к девиантному поведению а так же низкая правовая культура [12].

Безусловно, последнее является проблемой современного общества, так как большинство правонарушителей всех возрастов имеют низкую правовую культуру. Если говорить о склонности несовершеннолетнего к девиантному поведению, то следует обратиться к вопросу о биологических причинах правонарушений. Так, в начале 60-х годов XX века Ж. Пинатель писал, что антропологическая теория утвердила существование наследственной предрасположенности к совершению противоправных действий. В отечественной же криминологии отрицался биосоциальный подход, т.е. объяснение противоправных действий биопсихологическими особенностями виновных. Позднее, Д.Н. Беляев пришел к выводу, что наличие генетической программы не означает, что человек обязательно будет совершать противоправные действия, так как для этого необходимы соответствующие условия среды, жизненные условия [13]. Однако, несовершеннолетние, имеющие склонность к девиантному поведению, больше подвержены влиянию окружающей среды, таким образом, и как следствие, имеют большую вероятность совершения противоправного действия.

В целом же, подводя итоги рассуждений отечественных исследователей в области правонарушений несовершеннолетних, можно сделать следующий вывод: в связи с недостатком жизненного опыта и отсутствием устойчивых положительных установок, несовершеннолетний может потерять образ морали и традиций, так как в сложной спорной ситуации он выбирает отказ от общепринятых норм. Вследствие недостатка опыта и возрастных особенностей, ему сложно спрогнозировать, к каким итогам это может привести. Помимо этого, конкретными причинами могут выступать недостатки в учебно-воспитательной работе, организации трудоустройства несовершеннолетнего, организации досуга, а

Миронов Андрей Валерьевич, Конюченко Анжелика Вадимовна психологические

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ... науки

так же негативное влияние в семье.

Зарубежные исследователи подошли к этому вопросу иначе и классифицировали причины правонарушений несовершеннолетних следующим образом: 1.социаль-ные причины; 2.межличностные причины; З.личност-ные причины.

Среди социальных причин были выделены следующие: бедность, проживание в высококриминальном районе, доступность наркотиков, наличие насилия в средствах массовой информации, резкие социальные изменения и пр. К межличностным причинам были отнесены: обстановка и психологическая атмосфера в семье, влияние сверстников; личностные причины включают черты характера человека, генетическую предрасположенность к антисоциальному поведению [6].

Существует множество других классификаций причин правонарушений несовершеннолетних, всех их объединяет одно - выделение психологических особенностей данного возраста. Как правило, подросток имеет неустойчивую психику и особенно нуждается в защите и признании, в удовлетворении психологических нужд. Зачастую они отвергают ценности общества, выдвигают протест против взрослых, что приводит к формированию стремления у подростка к объединению в различные неформальные группировки, где, как им кажется, они найдут понимание. Наряду с этим, согласно данным статистики, несовершеннолетние правонарушители чаще вступают в преступные группировки, чем взрослые. Так, в Российской Федерации взрослых преступников, состоящих в преступных группировках 20,7%; несовершеннолетних 60,9% [9].

При этом девушки реже вступают в подобные объединения, и чаще всего играют роль сексуального партнера для всех членов группы. Так, согласно данным исследователей, в нашей стране 72% преступных группировок несовершеннолетних являются мужскими, 18% смешанные, как правило, с одной девушкой (для удовлетворения сексуальной функции) и только 10% женских объединений [14]. В США же около 25% уличных банд составляют девушки, что американские психологи объясняют тем, что девушки таким способом реализуют потребность в общении [6]. И все же, мужских преступных группировок несовершеннолетних правонарушителей больше. Это можно объяснить тем, что в связи с психологическими особенностями девушек, и фемин-ностью, предписываемой обществом, девушки реже совершают противоправные действия, соответственно их процент меньше и в преступных группировках.

Впрочем, если говорить вообще о разделении несовершеннолетних правонарушителей по половому признаку, стоит отметить, что согласно данным статистики, в Российской Федерации несовершеннолетние девочки, совершившие противоправное деяние, составляют 8,6 % всех правонарушителей [5], в США - 25% [6]. И если сегодня для девушек и юношей, совершивших противоправное действие, предусматривается одинаковое наказание, то ранее, на собрании международного пенитенциарного конгресса в Санкт-Петербурге (1890 г.), было решено, что помещен в карательные учреждения может быть только юноша в возрасте от 14 до 18 лет [16]. Это можно было объяснить тем, что процент несовершеннолетних правонарушителей женского пола был мал, при этом, к правонарушителям конгресс относил и бродяг, нищих, попрошаек, поэтому многие девочки не совершали как такового правонарушения, не стоит забывать и о характеристиках, предписываемых издавна девочкам и женщинам, их считали и считают слабым полом, нуждающимся в защите.

Также несовершеннолетние правонарушители характеризуется тем, что большинство из них являются беспризорными или безнадзорными. Таким образом, одной из глобальных профилактических мер противоправных действий подростков является ликвидация детской и подростковой безнадзорности и беспризорности. Для 284

предупреждения и предотвращения правонарушений несовершеннолетних, исследователи предлагают несколько направлений: улучшение учебно-воспитательной работы учебных заведений; организационно-правовая профилактика (знание своих прав и обязанностей перед законом); психолого-педагогическая профилактика («вытеснение» из неблагополучных семей, изучение обучающихся и выявление лиц, с повышенным криминальным риском и т.д.) [13]. При этом важно использовать мультифакторный подход, то есть должны взаимодействовать различные структуры. Так, Н.В. Зюзина говорит о важности межсистемных связей между субъектами социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, перечисляя основные из них: министерство образования и основные учреждения, относящиеся к нему; министерство юстиции и учреждения, относящиеся к нему; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; министерство внутренних дел и учреждения, относящиеся к нему; общественные организации; министерство здравоохранения и учреждения, относящиеся к нему; министерство социальной защиты и учреждения, относящиеся к нему; министерство спорта и учреждения относящиеся к нему; центр занятости населения; церковь; министерство культуры и учреждения, относящиеся к нему [17]. Е.И. Холостова так же упоминает о многоуровневом подходе и важности взаимодействия различных учреждений для наиболее эффективной организации профилактики правонарушений несовершеннолетних [18]. Автор уточняет, что главными компонентами должны стать: создание единого информационного и реабилитационного поля при работе специалистов различных ведомств с семьей и детьми; согласованность их действий, общее понимание целей; развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; использование различных моделей профилактики дезадаптации детей и подростков; совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [19].

Итак, сегодня все большее распространение получают противоправные действия несовершеннолетних, которые вредят общественным отношениям. Причин этого социального явления выделяется множество, основная из которых - психологические особенности данного возраста. Также, на формирование антисоциального поведения подростков могут оказывать влияние семья, друзья, соседи. Так, при отсутствии психологической поддержки близких, несовершеннолетний ищет понимания в криминальных группировках, что провоцирует совершение противоправных действий. Поэтому одной из основных направлений политики Российской федерации является профилактика преступности в целом, а так же специфическое направление работы с несовершеннолетними с целью предотвращения противоправных действий детей и подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: в 2 Т. - Москва: Изд-во Юрайт, 2011. - Т. 1 - 1003 с.

2. Антонян Ю.М. Личность преступника: крими-нолого-психологическое исследование: монография. -Москва: Норма, 2015. - 368 с.

3. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г.: в 2 Т. / под ред. А. С. Михлина. - Москва: Юриспруденция, 2001. - 464 с.

4. Камбиева М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 845-847.

5. Лебедев В.М. Правосудие в современном мире: монография. - Москва: Норма, 2014. - 720 с.

6. Абземилова З.Р. О целях наказания несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 3. - С. 29-32

7. Райс Ф. Психология подросткового возраста. -Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 816 с.

8. Холостова Е.И. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие. - Москва: Дашков и К, 2013. -368 с.

9. Левченко О.В. Правовые основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: монография. - Москва: НИЦ Инфра-М, 2013. - 125 с.

10. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 255 с.

11. Головина М.С. Аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы // Педагогическое образование в России. - 2013. - №4. - С. 159-163.

12. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие. -Москва: НИЦ Инфра-М, 2014. - 185 с.

13. Личность организованного преступника: криминологическое исследование: монография. - Москва: Норма, 2013. - 368 с.

14. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. -Москва: Ось-89, 2001. - 704 с.

15. Глинский Я.И. Преступность несовершеннолетних в России // Неволя. - 2005. - №3. - С. 34-47

16. Беляева Л.И. Международные пенитенциарные конгрессы и развитие учения о воспитании несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Института: преступление, наказание, исправление. - 2012. - №17. - С. 69-81.

17. Зюзина Н.В. Субъекты социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в Республике Мордовия // Вестник Мордовского университета. - 2013. - №1. - С. 111-115.

18. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие. - Москва: Дашков и К, 2013. - 292 с.

19. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптив-ными детьми: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2012. - 272 с.

Миронов Андрей Валерьевич, Конюченко Анжелика Вадимовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.