Научная статья на тему 'О роли образовательных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних'

О роли образовательных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7345
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ / JUVENILE / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PREVENTION OF CRIME / PREVENTION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поликашина Ольга Владимировна

Данная статья посвящена актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях в связи с принятием Федерального закона № 182-ФЗ от 23 июня 2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Автором предпринята попытка рассмотреть субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, однако значительное место в статье отводится образовательным организациям, в частности школам. При этом указывается, что Федеральный закон № 182-ФЗ от 23 июня 2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» не уделяет должного внимания школам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Role of Educational Institutions in the Prevention of Juvenile Delinquency

The article is devoted to topical problems of prevention juvenile delinquency in educational institutions due to the adoption of the Federal law № 182-FZ of 23 June 2016 „On the basis of crime prevention system in the Russian Federation». The author attempts to examine the subjects of prevention of offenses of minors, however, a significant place is given to educational organizations, particularly schools. It is indicated that Federal law No. 182-FZ of 23 June 2016 „On the basis of crime prevention system in the Russian Federation” is not paying proper attention to schools.

Текст научной работы на тему «О роли образовательных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних»

1УДК 343.8+343.9 ББК 67.61

О РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О. В. Поликашина

Аннотация. Данная статья посвящена актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях в связи с принятием Федерального закона № 182-ФЗ от 23 июня 2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Автором предпринята попытка рассмотреть субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, однако значительное место в статье отводится образовательным организациям, в частности школам. При этом указывается, что Федеральный закон № 182-ФЗ от 23 июня 2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» не уделяет должного внимания школам.

Ключевые слова: несовершеннолетний, образовательная организация, профилактика правонарушений, меры профилактики.

ON THE ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY

O. V. Polikashina

Abstract. The article is devoted to topical problems of prevention juvenile delinquency in educational institutions due to the adoption of the Federal law № 182-FZ of 23 June 2016 „On the basis of crime prevention system in the Russian Federation». The author attempts to examine the subjects of prevention of offenses of minors, however, a significant place is given to educational organizations, particularly schools. It is indicated that Federal law No. 182-FZ of 23 June 2016 „On the basis of crime prevention system in the Russian Federation" is not paying proper attention to schools.

Keywords: juvenile, educational organization, prevention of crime, prevention measures.

Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» был принят 23 июня 2016 г., вступил в силу в середине сентября и призван упорядочить систему профилактики правонарушений в РФ, в том числе и систему профилактики правонарушений несовершеннолетних. При этом принятый нормативно-правовой акт не отменяет действующий Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Представляется, что оба нормативно-правовых документа смогут сосуществовать вместе, дополняя друг друга, улучшив тем самым систему профилактики правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних.

Обращаясь к основным понятиям нового закона, видим, что профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения [1]. Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что нормативно-правовой акт первоочередное значение уделяет именно такой стадии профилактической деятельности, как ранняя профилактика, которая является в общем первой ступенью профилактической работы.

Стадия ранней профилактики максимально удалена от правонарушения, то есть она осуществляется тогда, когда личность еще не испорчена отрицательным на нее влиянием. Кроме того, минимальная удаленность от источников, порождающих правонарушающее поведение, позволяет вовремя выявить причины и вовремя нейтрализовать отрицательное влияние. Можно предположить, что на этом этапе самыми эффективными окажутся именно воспитательные мероприятия.

Пункт 7 ч. 1 ст. 6 данного закона одним из направлений профилактики правонарушений называет предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Безусловно, положительным является уже только то, что нормативно-правовой акт «не забыл» о такой важной части населения, как несовершеннолетние. Однако термин «предупреждение» здесь вызывает некоторое сомнение. Все дело в том, что данный термин чаще всего используется для недопущения замышляемых и подготавливаемых преступлений [2, с. 4]. А профилактика - это именно процесс выявления и устранения причин и условий преступности [3, с. 45].

К субъектам профилактики правонарушений, то есть к органам и учреждениям, осуществляющим профилактическую деятельность, ФЗ № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» относит федеральные органы исполнительной власти; органы прокуратуры РФ; следственные органы Следственного комитета РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления. И тут мы с удивлением обнаруживаем, что законодатель обошел вниманием образовательные организации, указав в списке субъектов только органы исполнительной власти и правоохранительные органы.

В тексте закона (ч. 4 ст. 6) также говорится о некоторых лицах, участвующих в профилактике правонарушений, - это граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений. Представляется, что те

организации и учреждения, которые ФЗ не отнес к субъектам профилактики правонарушений, будут только оказывать содействие. И получается, что данный закон относит образовательные организации, то есть школы, к неким организациям, только лишь оказывающим содействие, например, органам прокуратуры в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Наверное, следует сделать вывод о том, что основную воспитательную нагрузку законодательство перекладывает не на школы, которые каждый день взаимодействуют с подростком, а на органы прокуратуры РФ или следственные органы Следственного комитета РФ. Сложно представить себе механизм реализации мер ранней профилактики следственными органами, которые встречаются с подростками, только когда те уже совершили преступление или предстают в статусе потерпевших.

Попробуем разобраться в этом вопросе, так как при таком положении дел полностью теряется воспитательная роль школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Статья 15 ФЗ № 182-ФЗ подразделяет профилактику правонарушений на общую и индивидуальную. При этом общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан. В то же время индивидуальная профилактика правонарушений оказывает воспитательное воздействие (выделено нами. -О. П.) на определенные категории лиц, устраняет факторы, отрицательно влияющие на их поведение, а также оказывает помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Учитывая, что одним из субъектов такой профилактики являются органы прокуратуры РФ и следственные органы Следственного комитета РФ, трудно представить тот воспитательный потенциал, который заложен в основе их деятельности, особенно если это касается несовершеннолетних с девиантным поведением.

Закон называет также и формы профилактического воздействия. Среди них: правовое

просвещение, правовое информирование и социальная реабилитация.

Согласно ст. 18 ФЗ № 182-ФЗ в целях правового просвещения и правового информирования субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.

Социальная реабилитация представляет собой совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе употребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

А теперь обратимся к Федеральному закону № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который уже 17 лет регулирует деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в настоящее время является действующим. Одним из субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по данному закону являются организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» организации, осуществляющие образовательную деятельность: оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и

получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [4].

Выполняя указанные функции, образовательные организации тем самым достигают целей правового просвещения и правового информирования. Где, как не на уроках обществоз-нания, обучающийся получает основные знания о праве, его соотношении с нормами морали, а на уроках литературы и истории познает вечные ценности. Школа - это, безусловно, важный субъект профилактики. И если все другие субъекты профилактики контактируют с детьми эпизодически (а порой и вовсе однократно), то школа взаимодействует с ними изо дня в день.

В настоящее время образовательное пространство школы - место, где формируется и отрабатывается социальный опыт школьника [5]. Ученик, посещая школу, не просто учится жить в социуме. Именно в школе, которую ученик посещает 11 лет, проходит путь социализации человека, путь от «детства» к «взрослости». Под руководством учителя подросток гармонично «растет» в образовательном пространстве школы, тем более что это происходит только во взаимосвязи с окружающей социальной и природной средой.

Для того чтобы работа с детьми в учебном заведении была эффективной, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Для проведения профилактической работы разработаны планы, включающие в себя мероприятия по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни. В школе осуществляется контроль над получением образования несовершеннолетними. Ведется строгий учет пропущенных уроков. Таким образом, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, правовое просвещение подростков и их родителей -основные формы деятельности школы в этом направлении [6, с. 401].

Также именно в рамках школьной профилактики имеет смысл вспомнить так называемую «Теорию разбитых окон». Впервые ее сформулировали и озвучили американские социологи-криминалисты Дж. Уилсон и Дж. Кел-линг в начале 1980-х гг. Теория утверждает, что попустительство общества по отношению к мелким правонарушениям, таким как выбрасывание мусора в неположенных местах, вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро и т. п., непосредственно провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьезных правонарушений. Психологический механизм такой провокации на бытовом уровне иллюстрируется фразой: «Если другим можно, то почему нельзя мне?» - когда человек видит, что совершаемые другими нарушения правил не пресекаются, он перестает считать правила (причем не только те, нарушения которых он наблюдал, но и любые другие) обязательными для себя. При этом условная средняя планка «допустимого нарушения» в обществе постоянно понижается, рано или поздно приводя к увеличению числа уже серьезных преступлений.

И наоборот, активная работа по предотвращению мелких нарушений и наказанию нарушителей даже самых малозначительных правил (так называемая нулевая терпимость) создает атмосферу нетерпимости к нарушениям в целом, а сама деятельность по пресечению мелких правонарушений позволяет «попутно» задерживать или существенно ограничивать в возможностях рецидивистов, обычно пренебрегающих правилами поведения в общественных местах.

Представляется, что именно в школе есть все необходимое для реализации профилактических мер, основанных на данной теории. Жесткий распорядок уроков и перемен, обязательная к ношению форма, чистые и стандартизированные классы - все это должно создать рабочую атмосферу, максимально «недружелюбную» к каким-либо нарушениям общественного порядка.

Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2012 г. № 761 была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., где одной из мер, направленной на обеспечение качества образо-

вания, называлось обеспечение предоставления детям качественной психологический и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

Можно с уверенностью утверждать, что школа осуществляет раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетних. Это одна из стадий профилактической работы, максимально удаленная от правонарушения и минимально - от источников, порождающих эту форму отклоняющегося поведения. Здесь особенно велики возможности семьи и учебного заведения, то есть того ближайшего окружения, с которым подросток встречается ежедневно. Особенность состоит в том, что она может применяться во всех сферах жизнедеятельности подростка: в сфере семейного воспитания, в сфере образования и досуга.

Учитель, который каждый день встречается с подростком на занятиях и может вовремя обратить внимание на те незначительные отклонения в поведении несовершеннолетнего, в его общении со сверстниками, с учителями, в отношении к учебе, которые не всегда сразу заметны. Влияние на подростка образовательной организации огромно. А если школа вовремя замечает девиантное поведение подростка, то ничего не мешает и вовремя предотвратить его правонарушающее поведение. Такая микрогруппа, как класс, может оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие, помочь личности самореализоваться, вмешаться в кризис, ослабить отрицательное влияние источников, порождающих правонарушения.

В рамках ранней профилактики образовательная организация разрабатывает меры по предотвращению безнадзорности несовершеннолетних. Не секрет, что безнадзорность -это одно из условий правонарушающего поведения подростков.

Нельзя не согласиться с Э. И. Петровым, что в целях обеспечения эффективности индивидуальной профилактики в образовательной организации важно соблюдать следующие основные требования [7, с. 386]:

1. Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие мер воздействия к правонарушителям и их окружению влечет формирование привычки к антиобщественному поведе-

нию, значительно увеличивает вероятность совершения лицом преступления. Исследования показывают, что две трети семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оставались вне поля зрения правоохранительных органов.

2. Последовательность. Индивидуальное воздействие должно быть таким, чтобы его интенсивность последовательно нарастала или убывала в зависимости от результатов.

3. Реальность. Меры воздействия объективно должны соответствовать возможностям их реализации.

4. Законность. Индивидуальная профилактика строится на основе строго соблюдения законодательства, прав, свобод, законных интересов граждан, которые могут ограничиваться только в той мере, в какой это диктуется и допускается законом.

На учебном заведении лежит задача удовлетворения возрастных потребностей несовершеннолетних. Неудовлетворение основных потребностей человека - одна из причин пра-вонарушающего поведения человека. Поэтому удовлетворение школой такой основной потребности подростка, как общение со сверстниками, является выполнением многих задач ранней профилактики правонарушений.

Основными целями профилактической работы с несовершеннолетними в школе являются: снижение количества административных правонарушений, общественно опасных деяний, а также преступлений, совершаемых несовершеннолетними (14-17 лет); уменьшение количества детей группы риска; контроль и реабилитация; организация дополнительной занятости несовершеннолетних [8, с. 433].

Школа осуществляет свою образовательную деятельность таким образом, что ее содержанием является разработка и применение мер, направленных в том числе и на устранение причин и условий, приводящим к отдельным видам преступлений. Такую деятельность, непосредственно нацеленную на устранение причин и условий преступности, называют специально-криминологическое предупреждение.

Таким образом, несмотря на то, что законодатель, приняв новый закон, не включил образовательные организации в систему профилак-

тики правонарушений, школы продолжают активно участвовать в профилактической деятельности, направленной на устранение причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и в большинстве случаев играют в этой деятельности ведущую роль. Представляется, что образовательные организации должны быть включены в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон № 182-ФЗ от 23 июня 2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. - 2016. -28 июня.

2. Зелинский, А. Ф. Значение нормы уголовного права для предупреждения преступлений [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Ф. Зелинский. - М., 1966.

3. Лекарь, А. Г. Профилактика преступлений [Текст] / А. Г. Лекарь. - М.: Юридическая литература, 1972.

4. Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/121160 87/ (дата обращения: 23.09.2016).

5. Виленский, М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория [Текст] / И. Я. Виленский, Е. В. Мещерекова // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 2. - С. 8-12.

6. Васильева, С. М. Социальные практики работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении [Текст] / С. М. Васильева // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. -2011. - № 4. - С. 399-403.

7. Криминология. Учебник для юридических вузов [Текст] / под общ. ред. А. И. Долговой. - М., 1997.

8. Чудин, Н. М. Школа как инструмент решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / Н. М. Чудин, С. Ю. Шестакова // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. - 2014. - № 1. - С. 427-436.

REFERENCES

1. Federalnyy zakon No. 182-FZ ot 23 June 2016 "Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonar-usheniy v Rossiyskoy Federatsii". Rossiyskaya gazeta. 2016, 28 Jun.

2. Zelinskiy A. F. Znachenie normy ugolovnogo prava dlya preduprezhdeniya prestupleniy. PhD dissertation (Jurisprudence). Moscow, 1966.

3. Lekar A. G Profilaktika prestupleniy. Moscow: Yuridicheskaya literatura, 1972.

4. Federalnyy zakon No. 120-FZ ot 24 June 1999 "Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh". Available at: http://base.garant.ru/12116087/ (accessed: 23.09.2016).

5. Vilenskiy M. Ya., Meshcherekova E. V. Obrazo-vatelnoe prostranstvo kak pedagogicheskaya

kategoriya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2002, No. 2, pp. 8-12.

6. Vasilyeva S. M. Sotsialnye praktiki raboty s detmi gruppy riska v obshcheobrazovatelnom uchrezhdenii. Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2011, No. 4, pp. 399-403.

7. Kriminologiya. Uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov. Moscow, 1997.

8. Chudin N. M., Shestakova S. Yu. Shkola kak instrument resheniya problem profilaktiki pra-vonarusheniy nesovershennoletnikh. Aktual-nye teoreticheskie i prakticheskie voprosy raz-vitiya yuridicheskoy nauki: obshchegosudarst-vennyy i regionalnyy aspekty. 2014, No. 1, pp.427-436.

Поликашина Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Polikashina Olga V., PhD in Law, Associate Professor, Criminal Law Disciplines Department, Moscow State University of Education

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.