Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкова Людмила Александровна

Вопрос развития мотивации и формирования ценностного отношения к познавательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды обретает новые смыслы. В статье рассматривается цифровая образовательная среда и ее особенности. В рамках цифровой образовательной среды актуализируется исследовательская деятельность, которая оказывает наиболее продуктивное влияние на процесс воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся. Исследовательский метод позволяет объединять знания из различных областей науки в одном исследовании за счет межпредметного взаимодействия и способствует развитию навыка в применении полученного опыта в различных сферах теоретического и практического знания. Именно, таковыми являются обучающие ситуации программы разговорного клуба в рамках внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенкова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF MOTIVATIONAL-VALUE RELATIONS TO COGNITIVE ACTIVITIES IN IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL

The question of the development of motivation and the formation of a value attitude to cognitive activity in the digital educational environment takes on new meanings. The article considers the digital educational environment and its features. Within the framework of the digital educational environment, research activities are updated, which has the most productive impact on the process of educating a motivational and value attitude to the cognitive activity of students. The research method allows combining knowledge from various fields of science in one study through intersubject interaction and promotes the development of skills in applying the experience gained in various fields of theoretical and practical knowledge. Namely, these are the training situations of the conversation club program within the framework of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

В связи с тем, что занятия по вождению автомобильной техники стало проводиться в форме учебной практики (в вождении автомобилей) время на подготовку профессорско-преподавательского состава к проведению занятий в течение семестров обучения стало минимальным. В целях повышения качества проведения таких занятий были приняты решения по оптимизации порядка подготовки преподавательского состава в подготовительные периоды. До начала семестров обучения на учебно-методических сборах и в ходе инструкторско-методических занятий перед отработкой новых тем, больше внимания стало уделяться обсуждению и выработке единого понимания порядка проведения занятий. Реализация основных принципов обучения - от простого к сложному; связи теории с практикой; последовательности и систематичности позволило также повысить и уровень подготовки инструкторов вождения и техников (проводящих занятия на тренажерах). Проблеме планомерного формирования навыков постоянно уделяется большое внимание [1].

В ходе поиска путей интенсификации занятий немаловажным направлением деятельности было определено повышение методического уровня подготовки преподавательского состава, проводящих занятия по указанным разделам и дисциплинам, а также инструкторов по вождению. Повышение профессионального уровня преподавательского состава, реализующих программу подготовки водителей грузовых (легковых)автомобилей осуществлялось по нескольким направлениям. В ходе учебно-методических сборов, в начале каждого семестра, проводились показные занятия и подводились итоги образовательной деятельности с рассмотрением положительного опыта и выявленных недостатков в обучении. Проводимый анализ результатов обучения находил свое отражение в выступлениях с докладами на конференциях и семинарах. Проводимое сопоставление результатов, поиск закономерностей, выдвижение гипотез и их экспериментальная проверка, а также поиск путей решения в научной литературе находили свое отражение в написании научных статей. Данные вопросы активно обсуждались с коллегами из других образовательных организаций.

Инструкторско-методические занятия, проводимые накануне изучения новых тем, организовывались отдельно с преподавателями и совместно с инструкторами по вождению. Таким образом, принимаемые меры, позволили повысить уровень методической подготовки и достигать наилучших результатов (в соответствии с аналитическими данными ГИБДД) в течение последних лет по успешной сдаче экзамена в ГИБДД на право управления транспортными средствами с первого раза и получения водительских удостоверений.

Выводы. В результате выполненных мероприятий по подготовке кандидатов в водители, в том числе за счет оптимизации учебного плана и повышения уровня подготовки преподавательского состава, повысилась эффективность, интенсивность занятий и результативность подготовки кандидатов в водители в военном институте.

Литература:

1. Гаврилин, А.Н. Применение инновационных методов преподавания дисциплины "автомобильная подготовка" / А.Н. Гаврилин, В.Р. Нигаматулин // Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения: Сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Пермь, 30 ноября 2017 года / Под ред. В.Ф. Купавского. - Пермь: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2017. -С. 133-137. - EDN YRRIIO.

2. Евтюков, С.А. О целях и содержании концепции совершенствования российской системы профессиональной подготовки водителей транспортных средств / С.А. Евтюков, П.А. Кравченко // Безопасность дорожного движения. Сборник научных трудов. - 2013. - № 13. - С. 32-37. - EDN RBMJAZ.

3. Калюжный, Ю.Н. Профессиональная подготовка водителей транспортных средств (проблемы и перспективы) / Ю.Н. Калюжный // Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Орел, 12 ноября 2018 года / Под редакцией Ю.Н. Калюжного. - Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2018. - С. 67-72. - EDN MGZEDJ.

4. Колиснык, Ю.С. Проблемы подготовки водителей транспортных средств категорий "С" в РФ / Ю.С. Колиснык // E-Scio. - 2020. - № 11(50). - С. 647-654. - EDN SHXWCN.

5. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 (ред. от 19.10.2017) "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026). Date Views 05.06.2022 www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165639/.

6. Старов, С.Н. Качество подготовки водителей / С.Н. Старов // Транспортное дело России. - 2019. - № 2. - С. 110-112. - EDN YVQPGY.

7. Статья 2. Задачи войск национальной гвардии. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Date Views 05.06.2022 www.consultant.ru/document/cons doc LAW 200506/b880dc2bdbb1dae26cc88e603c1f1c284c84b03c/.

Педагогика

УДК 37.013

аспирант кафедры комплексной безопасности и физической культуры Зенкова Людмила Александровна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» ( г. Москва)

ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Вопрос развития мотивации и формирования ценностного отношения к познавательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды обретает новые смыслы. В статье рассматривается цифровая образовательная среда и ее особенности. В рамках цифровой образовательной среды актуализируется исследовательская деятельность, которая оказывает наиболее продуктивное влияние на процесс воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся. Исследовательский метод позволяет объединять знания из различных областей науки в одном исследовании за счет межпредметного взаимодействия и способствует развитию навыка в применении полученного опыта в различных сферах теоретического и практического знания. Именно, таковыми являются обучающие ситуации программы разговорного клуба в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, ценности, познавательная деятельность, цифровая среда.

Annotation. The question of the development of motivation and the formation of a value attitude to cognitive activity in the digital educational environment takes on new meanings. The article considers the digital educational environment and its features.

Within the framework of the digital educational environment, research activities are updated, which has the most productive impact on the process of educating a motivational and value attitude to the cognitive activity of students. The research method allows combining knowledge from various fields of science in one study through intersubject interaction and promotes the development of skills in applying the experience gained in various fields of theoretical and practical knowledge. Namely, these are the training situations of the conversation club program within the framework of extracurricular activities.

Key words: motivation, values, cognitive activity, digital environment.

Введение. Ключевым направлением в развитии современного образования на сегодняшний момент является цифровизация. Вопросы цифровизации становятся актуальными в современности не только в применении новых технологий в управлении образованием как социального института и его модернизации, но и как инструмент предоставления информационного контента, как открытой и доступной информационно - коммуникационной площадки для всех участников образовательного процесса.

Один из девяти национальных проектов входящих в структуру "Национального проекта "Образование" это проект "Цифровая образовательная среда". До 2024 года планируется обновление контента, которое направлено на повышение доступности и качества образования, обеспечения новых цифровых возможностей для участников образовательного процесса. Предусматривается не только создание единой цифровой образовательной среды и использование ее возможностей в образовательном процессе, как инструмента обеспечивающего развитие личности через активную учебно-познавательную деятельность, развитие мотивации и способностей детей и молодежи в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. В условиях глобальной цифровизации информационных ресурсов и как следствие доступности знаний для всех категорий обучающихся и преподавателей возникает закономерный вопрос: " Цифровизация образования - есть благо или это путь к снижению мотивации к познанию нового?" Вопрос формирования ценностей в условиях цифровой среды также обретает новые смыслы.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим цифровую образовательную среду и ее особенности в рамках цифровой среды, в целом, и как инструмент образовательной практики, в частности. Цифровая образовательная среда - это особые условия коммуникации и познавательной деятельности. Недостаточная теоретическая обоснованность и практическая разработанность педагогических основ, для применения инструментов цифровой среды и индивидуализации образовательного процесса, вопросы воспитания мотивации и формирования ценностных ориентаций приобретают ведущее значение. Одним из направлений разработки педагогических основ в данном вопросе целесообразно считать опору на психолого - педагогические особенности развития личностной сферы обучающихся основной школы. Если рассматривать формирование мотивационно - ценностной сферы в этом периоде с позиции возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то школьный период, состоит из шести фаз развития. Основой для этой периодизации он обозначил "теоретический" и "практический" способы, как метод знакомства и познания социальной окружающей среды. В периоде "теоретического" познания социума ребенок свое представление об окружающем мире, а в периоде "практического" познания навыки и умения [2]. На фоне трансформации всех систем организма, мы можем наблюдать в среднем школьном возрасте изменения во внимании, мышлении, в творческом развитии, особое значение для подростка в этом возрасте приобретает возможность самовыражения и самореализации. Ведущими мотивами становятся: стремление завоевать внимание и авторитет у сверстников, добиться признания среди равных себе.

Для каждого возрастного периода преобладающим или ведущим является один из типов деятельности. Это зависит от психо-эмоционального развития индивида. В данном возрастном периоде общение является ведущей деятельностью в рамках общественно-полезной деятельности и межличностного общения. В процессе общения происходит познание системы отношений между индивидами в разных ситуациях и совместной групповой деятельности сверстников, объединённых общностью интересов. Общение остается ведущим при выполнении других видов деятельности в процессе образования и взаимодействия с окружающей социальной средой. В этом коммуникативном состоянии при использовании всех преференций "общения" как ведущего типа деятельности, процесс активизации познания и построение ценностных ориентаций будет проходить в комфортной среде, без нарушения логической последовательности в психологическом развитии и обучении.

Цифровая среда как ведущее средство коммуникации давно признано социумом. В настоящее время информационные технологии все больше внедряются в жизнь человека, и сфера образования не стала исключением.

Но, если смотреть на проблему использования инструментов цифровой среды в образовательном процессе на первый план выходит противоречие. С одной стороны, мнение многих педагогов, что цифровая среда и ее инструменты мешают образовательному процессу. С другой стороны, заинтересованность нового поколения и его зависимость от цифровой коммуникации и цифрового контента. Рассматривая и изучая этот вопрос, с различных сторон был выделен, как нам показалось, весьма неординарный, интересный и современный путь. Занятия в разговорном клубе. Разработка программы разговорного клуба, направленна на использование инструментов цифровой среды, происходит на основе ведущего типа деятельности этого возраста - общения. Основой для организации работы разговорного клуба послужила исследовательская деятельность в рамках цифровой образовательной среды.

Исследовательская деятельность в рамках цифровой образовательной среды, на наш взгляд, оказывает наиболее продуктивное влияние на процесс воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся.

Именно, таковыми являются обучающие ситуации в рамках реализации программы разговорного клуба на основе исследовательского обучения с использованием цифровой образовательной среды. Интерактивность, непрерывность процесса является также определяющими условиями для поддержания познавательной активности на высоком уровне. Помимо этого интерактивность дает возможность для создания рефлексивной среды в обучении, что особо значимо в воспитании и формировании ценностных ориентаций. Индивидуализация образовательного процесса посредством выбора инструментария цифрового образования для каждого обучающегося на основе предварительного тестирования, позволила нам повысить коммуникативные навыки, создать условия для самореализации обучающихся, условия для осознания собственной значимости в группе.

В качестве методологической основы программы "Разговорного клуба" был взят метод исследовательского обучения. Проблематика исследовательского деятельности была выстроена с учетом личностного опыта обучающихся в соответствии с их интересами, с учетом психологической готовности учащихся, основываясь на ведущем типе деятельности этого возраста.

Принцип интегративности знаний обеспечивает восприятие целостности картины мира, развивает способности человека к системному мышлению при решении теоретических и практических задач. В нашем случае принцип интегративности был осуществлен за счет междисциплинарности выбираемых тем исследований. Например,

"Среднерусская равнина, идеальный ландшафт для беговых видов спорта" - области исследования: география, биология и физическая культура; "Пульс как показатель здоровья" - области исследования: биология, физическая культура. Принцип практичности в применении знаний активизировал познавательный интерес, способствовал формированию умений и навыков в процессе решения нестандартных задач, имеющих межпредметную направленность. Это позволило нам вызвать личную заинтересованность в образовательном процессе и достигнуть цели, поставленные нами на этапе проектирования программы.

Целью программы работы разговорного клуба является повышение личностной заинтересованности обучающихся в получении знаний и формирование у них ценностных ориентаций средствами исследовательского обучения на основе индивидуальной увлеченности с использованием инструментов цифровой образовательной среды.

Исследовательский метод позволяет объединять знания из нескольких областей науки в одном исследовании за счет межпредметного взаимодействия и способствует развитию навыка в применении полученного опыта в различных сферах теоретического и практического знания, инспирируя появление новых идей. Исследовательский метод воспитания мотивации к познавательной деятельности повышает познавательную и коммуникативную активность [4].

Следующим важным аспектом в разработке программы для нас было расширение возможностей образовательного пространства за счет использования инструментов цифровой образовательной среды, как средства для реализации принципов интерактивности и личностно-ориентированного обучения.

В качестве инструментов цифровой среды использовались телефоны, планшеты для обмена личными данными и рассылки анкет, а также интерактивные доски для вывода общей информации на экран. На других этапах в зависимости от педагогических задач использовались он-лайн чаты WhatsApp и Telegram для получения результатов анкет от обучающихся.

На этапе формирования малых групп для работы над исследовательским проектом, в заданном направлении, опора производилась на общение между участниками разговорного клуба в характере межличностного массового или личного кратковременного или длительного, вербального или невербального общения в зависимости от потребности обучающихся и в соответствии с их личными потребностями. На этом этапе были задействованы мессенджеры: Контакт, Skype, Zoom, Mindmeeting, WhatsApp, Google Meeting и Telegram для объединения в малые группы обучающихся по темам исследования и объединение групп с куратором исследования, которыми выступали преподаватели по дисциплинам, связанных в этом проекте.

На этапе работы над теоретической частью исследования для определения источников информации, сбор и уточнение информации; выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения исследования, выбор оптимального варианта хода проекта; анализ полученной информации, использовались: приложения для работы с текстом и графикой (word, excel); образовательные приложения (для телефона, планшета, пк); образовательные сайты; и образовательные платформы. Еще одним инструментом цифровой образовательной среды на этом этапе являлось большое количество сайтов, которые могут быть не нацелены на образование, но несут в себе огромный объем полезной информации и облачные хранилища данных. Эту информацию обучающиеся отбирали самостоятельно, исходя из своих личностных интересов и потребностей.

Следующим этапом реализации программы разговорного клуба была работа над обработкой результатов исследования и оформление полученных данных в таблицы, схемы и графики, создание презентаций, видеороликов для представления результатов работы на заключительных собраниях клуба. Этот же инструмент был применен на этапе объяснения материала и в качестве примеров возможного представления результатов работы.

Используя инструменты цифровой среды, в исследовательском обучении был не только индивидуализирован образовательный процесс, как выстраиваемый на основе диагностики ведущего типа интеллекта, но и значительно повысилась продуктивность взаимодействия между преподавателем и учащимся.

Выводы. Ресурсы цифровой образовательной среды как составляющей основного образовательного процесса помогают решить задачи, выдвигаемые государством и обществом перед системой образования на современном этапе. Вариативность средств обучения, методов и форм оценки знаний, при использовании инструментов цифровой образовательной среды позволяют проводить раннюю профориентационную маршрутизацию на основе индивидуальной заинтересованности обучающихся. Это обстоятельство позволяет утверждать, что цифровая образовательная среда имеет многовариантную направленность решения задач по формированию личностных ценностей и мотивов в образовательном процессе. Использование ресурсов цифровой образовательной среды позволит решить задачу по обеспечению выполнения государственного заказа на выпускника как личности, заинтересованную в индивидуальном росте и саморазвитии.

Использование средств неформального образования во внеурочной деятельности, позволило реализовать педагогические условия, оказывающие воздействие на процесс повышения уровня мотивации к познавательной деятельности и формирования ценностных ориентаций с соблюдением принципов личностно - ориентированного обучения и принципа свободы.

Использование форм работы в малых группах и индивидуальной работы на уроке, и внеурочной деятельности позволило индивидуализировать процесс обучения не только за счет деятельности учителя, в физическом, внешнем смысле, направленной на конкретного ученика, но и трансформировать процесс познания за счет индивидуализации его познавательной деятельности.

Неформальное обучение в рамках внеурочной деятельности позволило нам реализовать принцип свободы в образовательном процессе. Каждый обучающийся получает возможность роста личностных достижений за счет признания своих компетенций в результате применения своих творческих способностей при выборе способа презентации знаний в нетрадиционной манере, за счет использования средств внеурочной деятельности в рамках неформального обучения.

Литература:

1. Автор 24 [Элктронный ресурс] - сайт биржи. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/kombinatornoe_myshlenie/

2. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. вузов / под ред. М.В. Гамезо, Е А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Пед. о-во России, 2003. - 512 с.

3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. - 318 с.: табл.

4. Лопаткин, В.М. Интегративные тенденции в развитии региональной системы педагогического образования: диссертация доктора педагогических наук 13. 00. 08 / Лопаткин Владимир Михайлович. - Барнаул, 2004 - 463 с.

5. Лубовский, Д.В. Понятие ведущей деятельности в работах Л.С. Выготского и его последователей. - Культурно-историческая психология [Электронный ресурс] / Д.В. Лубовский // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. - 2009. - № 4 - Режим доступа: http://psyjournals.ru/kip/2009/n4/26994_full.shtml

6. Петунин, О.В. Теоретический аспект проблемы активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе. Актуальные вопросы современной науки / О.В. Петунин // Научный журнал на тему: Экономика и бизнес, Науки об образовании, Право, Языкознание и литературоведение, История и археология. - 2008. - № 17. - Ч. 2.

7. Фомина, С.В. Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности / С.В. Фомина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук 2009. - Т. 11. - № 4 (3). - С. 652-656.

Pedagogy

UDC 378.2

candidate of pedagogical sciences, associate professor Zotova Tatiana Alexandrovna

Orenburg Institute of Railways (branch) Federal Educational Institution

of Higher Professional Education Samara State University of Railway Transport (Orenburg);

teacher Grekova Liidmila Alexandrovna

University College of Orenburg State University (Orenburg);

тeacher of additional education (head of discipline) of additional

educational programs Mantsurov Oleg Aleksandrovich

FGKOU of the Orenburg Presidential Cadet School (Orenburg)

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AMONG STUDENTS

Annotation. The relevance of the experimental study is due to the fact that in the conditions of the development of knowledgeintensive production in the modern Russian economy the key resource is the personnel responsible for the results of their work and their engineering professional activities.

Attention and requirements to the level of professional training of specialists in the railway industry are increasing. The training of a railway engineer - a responsible professional is of key importance at a railway university. The experimental study was carried out for 3 years from 2018 to 2021 on the basis of the Faculty of Higher Education of the Orenburg Institute of Communication Routes - a branch of Samara State University of Railways. The choice of experimental methods is due to the purpose, tasks of the study. The study used the following complementary methods: theoretical: analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, the study of normative and programmatic documents (national level, in the field of education, industry), comparison, generalization, classification, systematization, pedagogical modeling; empirical: study and synthesis of advanced pedagogical experience, pedagogical observation, study of the products of students, pedagogical experiment.

Key words: professional responsibility, university educational process, personality orientation, conditions for the formation of professional responsibility, extracurricular activities.

Аннотация. Актуальность проведенного экспериментального исследования обусловлена тем, что в условиях развития наукоемкого производства в современной российской экономике ключевым ресурсом становятся кадры, ответственные за результаты своего труда и своей инженерной профессиональной деятельности.

Усиливается внимание и требования к уровню профессиональной подготовки специалистов железнодорожной отрасли. Подготовка инженера путей сообщения - ответственного профессионала занимает ключевое значение в железнодорожном вузе.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 3 лет с 2018 по 2021 гг. на базе факультета Высшего образования Оренбургского института путей сообщения - филиала Самарского государственного университета путей сообщения. Выбор методов эксперимента обусловлен целью, задачами исследования. В исследовании использовались следующие взаимодополняющие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программных документов (общегосударственного уровня, в сфере образования, отраслевых), сравнение, обобщение, классификация, систематизация, педагогическое моделирование; эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, образовательный процесс вуза, личностная ориентация, условия формирования профессиональной ответственности, внеучебная деятельность.

Introduction. The relevance of this experimental study is due to the ongoing changes in society (economic, social, etc.), which ultimately exacerbates the problem of the intensive formation of professional and personal qualities, consciousness and behavior of the future specialists in the railway industry, as a responsible subject of the realities of the surrounding world.

In the educational process of a university it is necessary to form the professional responsibility of a student holistically, forming a set of knowledge, beliefs, skills, needs on the basis of a humane position of the individual that constitutes the basis of the successful professional activity of the future engineer. This requires special attention to the organization of the educational process of the railway university, integrating the educational, extracurricular and practical activities of students.

Based on the above the authors conduct research that allows determining the directions and guidelines for the formation of professional responsibility among students of the Institute of Railways, including in the educational process various methodological techniques for organizing the educational process, as well as in non-audit activities. As a result of experimental research based on the scientific and methodological study of literary sources and using the results of experimental work a model for the formation of professional responsibility among students of a railway university was developed. Experimental work was carried out on the basis of the Faculty of Higher Education of the Orenburg Institute of Railways, for 3 years, from 2018 to 2021. The results of experimental work were provided, which made it possible to assess the effectiveness and efficiency of the built and implemented model of formation of professional responsibility of a railway university student.

Rail transport is an important factor in the economic development of the Russian Federation, since it ensures the functioning of the country's economic system, its security, the preservation of territory, and also represents the possibility of regional development. Competent and qualified personnel potential is the basis of stable railway transport. As a result the training of a future specialist -professional engineer of railways is important at a railway university. In this regard special attention should be paid to the education, education and professional development of future professionals. Today the production situation requires engineers to make responsible decisions, they are not afraid to build, to implement complex technical projects and to offer innovative solutions in the field of railway transport. All this requires updating the labor functions of a university teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.