Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Григоренко Людмила Алексеевна

В статье рассматривается понятие цифровая образовательная среда технического вуза. Анализируются различные точки зрения исследователей на содержание, функции и возможности цифровой образовательной среды в контексте формирования познавательных потребностей студентов. Авторы используют ключевые понятия и раскрывают их содержание. Анализ базовых понятий формулируется в следующей логике: среда - образовательная среда - цифровая образовательная среда - цифровая образовательная среда как ресурс формирования познавательных потребностей студентов вуза. Анализируются результаты проведенного исследования, посвященного цифровой образовательной среде вуза как ресурсу формирования познавательных потребностей студентов. Оценивается востребованность цифровой образовательной среды как инструмента повышения качества образовательного процесса. Обосновываются достоинства и недостатки применения информационных технологий в учебном процессе. Приводятся данные исследования об отношении студентов к внедрению цифровых технологий. Доказывается, что цифровая образовательная среда вуза востребована обучающимися. а основе исследования делается вывал о том, что формирование познавательных потребностей студентов должно осуществляться посредством активного применения инструментов цифровой образовательной среды вуза, так как они способствуют активизации познавательной деятельности, а также удовлетворению потребностей студентов в знаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Григоренко Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A RESOURCE FOR FORMING STUDENTS' COGNITIVE NEEDS

The article discusses the concept of a digital educational environment of a technical university. The various points of view of researchers on the content, functions and possibilities of the digital educational environment in the context of the formation of students' cognitive needs are analyzed. The authors use key concepts and reveal their content. The analysis of the basic concepts is formulated in the following logic: environment - educational environment - digital educational environment - digital educational environment as a resource for the formation of cognitive needs of university students. The results of the conducted research devoted to the digital educational environment of the university as a resource for the formation of students' cognitive needs are analyzed. The relevance of the digital educational environment as a tool for improving the quality of the educational process is assessed. The advantages and disadvantages of using information technologies in the educational process are substantiated. The research data on the attitude of students to the introduction of digital technologies are presented. It is proved that the digital educational environment of the university is in demand by students. and based on the research, the conclusion is made that the formation of students' cognitive needs should be carried out through the active use of the tools of the digital educational environment of the university, since they contribute to the activation of cognitive activity, as well as meeting the needs of students in knowledge.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

10. Плисов, Е.В. Использование художественных рецензий при обучении чтению на занятиях по английскому языку / Е.В. Плисов, А.В. Ворохобов, С.А. Ларюшкин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-2. -С. 222-225.

11. Серебровская, Н.Е. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза / Н.Е. Серебровская, И.С. Кочергина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. -№3. - С. 12.

12. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.

13. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина. - М.: Высшая школа, 2005. - 185 с.

14. Handbuch interkulturelle Germanistik / hrsg. von Alois Wierlacher u. Andrea Bogner. - Stuttgart; Weimar: Metzler, 2003. - 689 S.

15. Initiative zur Lesekompetenzförderung in allen Fächern mit dem Schwerpunkt Lesestrategien / М. Leubner, Н. Clauß, С. Franke, М. Metscher. - Ludwigsfelde-Struveshof: Landesinstitut für Schule und Medien Berlin-Brandenburg (LISUM), 2010. - 41 S.

16. Pronina, N.S. Activation of Foreign Language Communicative Competence in Specialists' Professional Work / N.S. Pronina, M.I. Klyueva, M.V. Zimina, N.A. Lyulyaeva, T.A. Perova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - T. 129. - C. 799-807.

17. Westhoff G. Fertigkeit Lesen. Fernstudieneinheit 17 / Fernstudienprojekt zur Fort- und Weiterbildung im Bereich Germanistik und Deutsch als Fremdsprache. Berlin, München, Wien, Zürich, New York: Langenscheidt, 2005. 176 S.

Педагогика

УДК 37.0

доктор педагогических наук, профессор Лешер Ольга Вениаминова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (г. Магнитогорск); аспирант Григоренко Людмила Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (г. Магнитогорск)

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается понятие цифровая образовательная среда технического вуза. Анализируются различные точки зрения исследователей на содержание, функции и возможности цифровой образовательной среды в контексте формирования познавательных потребностей студентов. Авторы используют ключевые понятия и раскрывают их содержание. Анализ базовых понятий формулируется в следующей логике: среда - образовательная среда - цифровая образовательная среда - цифровая образовательная среда как ресурс формирования познавательных потребностей студентов вуза. Анализируются результаты проведенного исследования, посвященного цифровой образовательной среде вуза как ресурсу формирования познавательных потребностей студентов. Оценивается востребованность цифровой образовательной среды как инструмента повышения качества образовательного процесса. Обосновываются достоинства и недостатки применения информационных технологий в учебном процессе. Приводятся данные исследования об отношении студентов к внедрению цифровых технологий. Доказывается, что цифровая образовательная среда вуза востребована обучающимися. а основе исследования делается вывал о том, что формирование познавательных потребностей студентов должно осуществляться посредством активного применения инструментов цифровой образовательной среды вуза, так как они способствуют активизации познавательной деятельности, а также удовлетворению потребностей студентов в знаниях.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровые технологии, цифровизация образования, электронное образование, потребности, познавательные потребности.

Annotation. The article discusses the concept of a digital educational environment of a technical university. The various points of view of researchers on the content, functions and possibilities of the digital educational environment in the context of the formation of students' cognitive needs are analyzed. The authors use key concepts and reveal their content. The analysis of the basic concepts is formulated in the following logic: environment - educational environment - digital educational environment - digital educational environment as a resource for the formation of cognitive needs of university students. The results of the conducted research devoted to the digital educational environment of the university as a resource for the formation of students' cognitive needs are analyzed. The relevance of the digital educational environment as a tool for improving the quality of the educational process is assessed. The advantages and disadvantages of using information technologies in the educational process are substantiated. The research data on the attitude of students to the introduction of digital technologies are presented. It is proved that the digital educational environment of the university is in demand by students. and based on the research, the conclusion is made that the formation of students' cognitive needs should be carried out through the active use of the tools of the digital educational environment of the university, since they contribute to the activation of cognitive activity, as well as meeting the needs of students in knowledge.

Key words: digital educational environment, digital technologies, digitalization of education, e-education, needs, cognitive needs.

Введение. В Указах Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020, поставлена цель цифровой трансформации общества, и одним из показателей достижения цели является цифровизация образования. На сегодняшний день в российском обществе возрастает потребность в профессионально компетентных, образованных, активных выпускниках технических вузов, готовых к дальнейшему личностному и профессиональному саморазвитию. Поэтому, от системы образования требуется сместить акцент от знаниевой парадигмы, направленной на передачу готовых знаний и умений, на личностно-деятельную, направленную на формирование умения находить и применять нужные действия для решения проблемы. Создание и обеспечение устойчивой цифровой образовательной среды вуза выступает как ресурс достижения нового качества образования в аспекте формирования познавательных потребностей студентов.

Цель данной статьи - рассмотрение феномена цифровой образовательной среды как ресурса формирования познавательных потребностей студентов технического вуза, ее структуры, особенностей построения и функционирования, а также обоснование потребности в создании стратегий, направленных на повышение качества образовательных услуг.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав научную литературу по проблеме, мы выяснили, что цифровая образовательная среда является частью общей образовательной среды. Отличие среды от системы в том, что она включает в себя больше элементов, которые могут быть конкурирующими и даже антагонистичными, что позволяет среде развиваться более динамично.

Образовательная среда как научная категория является предметом исследования многих отечественных психологов и педагогов (С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).

B.В. Рубцов рассматривает образовательную среду как форму сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), создающую особые виды общности между обучающимися и обучаемыми, а также между самими обучающимися [11].

Образовательная среда с точки зрения В.И. Слободчикова, представляет собой динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого обучающегося [9].

C.В. Тарасов определяет понятие «образовательная среда» как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [10].

Образовательная среда включает методическое, технологическое и техническое обеспечение. В цифровой образовательной среде эти компоненты реализуются в цифровом формате и могут быть рассмотрены как результат трансформации образования в процессе информатизации.

В.Г. Лапин определяет цифровую образовательную среду как совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления образовательной организацией [6].

В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» дано следующее определение: цифровая образовательная среда (ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Авторы проекта декларируют основные принципы создания цифровых образовательных сред, где обучающийся становится субъектом образовательного процесса, максимально самостоятельно влияя на свое развитие.

Основные принципы построения цифровой образовательной среды представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы построения цифровой образовательной среды

Принципы Сущность

открытости означает возможность любого пользователя использовать разные цифровые системы в цифровой среде

единства означает наличие согласованности цифровых систем

доступности означает возможность для всех участников пользоваться цифровыми системами, входящими в среду

ответственности возможность каждого субъекта самостоятельно решать задачи информатизации в зоне своей ответственности

достаточности соответствие состава информационной системы целям, для которых она создавалась

полезности формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет цифровых технологий

Рассмотрение цифровой образовательной среды как совокупности определенным образом организованных ресурсов (включая методическое, технологическое, техническое обеспечение), реализуемых в цифровом формате и используемых для обучения и управления образовательным процессом, представлено в работах А.О. Бианкиной и М.Е. Вайндорф-Сысоевой, М.Л. Субочевой [1; 2]. Все цифровые технологии в образовательной среде выполняют ряд функций, основными из которых являются образовательная, управленческая и коммуникативная.

В последнее время образовательная среда все более приобретает признаки цифровизации и тем самым интегрирует ценностные, мотивационные, эмоциональные и рефлексивные механизмы формирования субъекта обучения [4]. Учебная и познавательная деятельность студентов неразрывно связана с мотивационно-потребностной сферой личности. Успешность процесса приобретения и усвоения знаний во многом зависит от уровня сформированности познавательных потребностей, так как они находятся в основе учебной мотивации [3]. А.Н. Леонтьев определял потребности как психическое состояние создающее предпосылку деятельности [7]. Потребность пробуждает активность личности и заставляет ее действовать.

Взяв за основу исследования ученых по проблеме можно выделить следующие компоненты познавательны потребностей: потребность в знании (информации, впечатлениях), потребность в навыках овладения званиями (умение учиться), потребность в активной познавательной и исследовательской деятельности, потребность в научном творчестве. Активная познавательная и исследовательская деятельность предполагает умение видеть проблему, вырабатывать гипотезы, сравнивать, обосновывать и доказывать правильность точки зрения, составлять последовательность действий [8].

Следует отметить, что особенностью познавательных потребностей является то, что они никогда не могут быть удовлетворены полностью, а положительные эмоции связаны не столько с достижением результата, но с самим процессом интеллектуального поиска, который приносит обучающимся удовольствие. В.С. Юркевич выделила три уровня сформированных познавательных потребностей: первый уровень связан с потребностью в новых впечатлениях, второй уровень характеризуется любознательностью, склонностью к определенному предмету, но интерес к предмету еще неустойчивый и носит стихийный характер, на третьем, высшем, уровне появляется сознательная целенаправленная волевая деятельность для удовлетворения познавательных потребностей [12].

Цифровая образовательная среда выводит на новый уровень возможности формирования познавательных потребностей обучающихся, способствует персонализации обучения и вовлеченности студентов в работу.

В структуру цифровой образовательной среды вуза большинство авторов включают следующие компоненты: информационно-коммуникационные образовательные ресурсы, комплекс технологических средств, обеспечивающих реализацию цифровых технологий, а также набор педагогических технологий, позволяющих проводить обучение с использованием среды.

Таким образом цифровая образовательная среда может быть рассмотрена в качестве основы формирования познавательных потребностей студентов технического вуза.

В целях выявления состояния цифровой образовательной среды вуза, на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова в январе-феврале 2022 года нами был проведен опрос обучающихся первого и второго курса с использованием анкеты, разработанной с помощью сервиса Google Forms. Всего в анкетировании приняли участие 124 студента дневной формы обучения.

Полученные результаты показали, что наиболее востребованными элементами цифровой образовательной среды университета, по мнению опрошенных, являются следующие информационные технологии (отмечать можно было несколько вариантов): электронное расписание (89%), образовательный портал (88%), новостная группа ВКонтакте (80%), официальный сайт университета (62%), сервисы единого окна (58%), дистанционное обучение (47,6%), онлайн курсы (34,7%), электронное портфолио студентов (23,4%), электронная библиотека (18,5%).

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся первых и вторых курсов мало используют возможности электронного портфолио, далеко не все понимают его значимость. В тоже время полученные данные убеждают, что дидактический и мотивационный потенциал технологии электронного портфолио достаточно высок. Применение данной технологии помогает решать ряд задач по организации, планированию и оцениванию различных направлений аудиторной и вне аудиторной деятельности обучающихся. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в различных видах деятельности: учебной, исследовательской, коммуникативной, творческой, социальной, самообразовательной, а также помогает формулировать цели и выстраивать дальнейшую личностно профессиональную траекторию развития обучающихся.

Данные, полученные в ходе эксперимента, показали, что только 18,5% обучающиеся используют возможности электронной библиотеки, предпочитая использовать документы, находящиеся в открытом доступе в интернете. Отсутствие умения искать необходимую научную литературу часто приводит к тому, что студенты используют сомнительные источники и опираются на них при выполнении самостоятельных работ. Одной из причин такого положения является недостаточная осведомленность потенциальных пользователей о ресурсах электронной библиотеки и о возможностях доступа к ним.

80% студентов ежедневно читают новостные группы вуза, расположенные на сайте ВКонтакте, но на сайт образовательного учреждения заходят с частотой раз в месяц лишь 62%. В группах ВКонтакте с интересом читают не только новости учебного процесса, но и научные новости. 85% опрашиваемых отметили, что смотрят обучающие видео на YouTube платформе, 70% читают лекции, выкладываемые преподавателем, 50% посещают научные форумы, для обсуждения непонятных моментов при обучении. Таким образом использование информационного ресурса цифровой образовательной среды вуза способствует более эффективной познавательной (поисковой) деятельности, а также удовлетворению потребностей студентов в знаниях и соответственно формированию их познавательных потребностей.

Проводимое исследование показало, что образовательный портал удобен для большинства опрашиваемых, так как позволяет видеть задания, выкладывать работы для проверки преподавателем, видеть получаемые оценки и отслеживать свою успеваемость. Если среди обучающихся первого курса были те, кто испытывал сложности в работе с порталом, ввиду отсутствия необходимых навыков, то среди обучающихся второго курса таких студентов не было. Все опрошенные студенты второго курса также отметили удобство онлайн общения с педагогом на портале, среди недостатков указали, что не все преподаватели отвечают своевременно. Таким образом можно заключить, что проводить работу по внедрению и активному использованию цифровой образовательной среды вуза нужно не только с обучающимися, но и с преподавателями.

В ходе экспериментальной части исследования стояла задача выяснить отношение студентов к внедрению цифровых технологий в университете. Так, 89% опрошенных отметили, что благодаря внедрению цифровых технологий, учеба становится более удобной, 76% отметили, что учебный процесс становится более интересным, 63% обучающихся отметили экономию времени, 38% положительно относятся к возможности дистанционного обучения, 14% студентов ценят возможность получения непрерывного образования.

Среди недостатков дистанционного обучения были отмечены нехватка живого общения (отметили 8% отпрашиваемых), плохая связь, не позволяющая проводить занятия на должном уровне (12% опрашиваемых), усталость от долгого сидения за компьютером (6% опрашиваемых).

Выводы. Исходя из результатов исследования можно заключить, что цифровая образовательная среда вуза востребована обучающимися, использование цифровых технологий в процессе обучения способствует эффективной познавательной деятельности, а также удовлетворению потребностей студентов в знаниях. Следовательно, формирование познавательных потребностей студентов должно осуществляться посредством активного применения инструментов цифровой образовательной среды вуза. Но на сегодняшний день далеко не все возможности цифровой образовательной среды используются в полном объеме. Таким образом обоснована необходимость и определены перспективы продолжения работы по построению и внедрению цифровой образовательной среды как ресурса развития познавательных потребностей студентов вуза.

Литература:

1. Бианкина, А.О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике / А.О. Бианкина // Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - № 16. - С. 15-25.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 25-36.

3. Григоренко, Л.А. Организация проектной деятельности студентов колледжа в контексте формирования познавательных потребностей / Л.А. Григоренко, О.В. Лешер // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тезисы докладов 79-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 19-23 апреля 2021 года. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. - С. 389.

4. Жигалова, О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества / О.П. Жигалова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2019. - Т. 14. - № 2. - С. 69-74.

5. Мироненко, Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура / Е.С. Мироненко // Социальное пространство. - 2019. - № 4 (21). URL: http://socialarea-journal. ru/article/28318 (дата обращения: 15.03.2021).

6. Лапин, В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании / В.Г. Лапин // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - № 1 (21). - С. 55-59.

7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М., 1971. - 40 с.

8. Мизева, В.И. Формирование исследовательских умений у студентов технического вуза на основе метапредметного подхода / В.И. Мизева, О.В. Лешер // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 171-173.

9. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М., 1997. - С. 177-184

10. Тарасов, С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С.В. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 1/6. - С. 133-138.

11. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивонина. - М.: МГППУ, 2002. - С. 272.

12. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. -1980. - № 2. - С. 83-92.

Педагогика

УДК 371

начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической

работы в УИС, кандидат педагогических наук Личутина Марина Геннадьевна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров); старший преподаватель кафедры огневой подготовки, подполковник полиции Куршев Альберт Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

БУЛЛИНГ КАК СОСТАЛЯЮЩАЯ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Аннотация. Данная статья посвящена буллинга как составляющей экстремизма в образовательном пространстве школы. На протяжении многих лет буллинг считался неизбежным злом в детских коллективах, о котором стали говорить и писать в начале XX века, но серьёзные исследования начались на Западе чуть более 30 лет назад. Пионерами в этой области выступили учёные Скандинавских стран. В России же первые публикации появились в 2005 году.

Ключевые слова: подросток, буллинг, школа, семья, экстремизм, агрессия, предупреждение, дискуссия, педагоги.

Annotation. This article is devoted to bullying as a component of extremism in the educational space of the school. For many years bullying was considered an inevitable evil in children's groups, which began to be talked about and written about at the beginning of the XX century, but serious research began in the West a little more than 30 years ago. The pioneers in this field were scientists from Scandinavian countries. In Russia, the first publications appeared in 2005.

Key words: teenager, bullying, school, family, extremism, aggression, prevention, discussion, teachers.

Введение. С 80-х годов проблема подростковой преступности не перестает быть актуальной. Агрессия подростков включает в себя множество различных действий: драки, кражи, участие в молодежных бандах, травля, скулшутинг («school shooting», «колумбайн» «буллинг»).

Существует множество определений агрессивности и большое разнообразие смыслов, которые вкладываются в этот термин. В настоящее время некоторые специалисты агрессию рассматривают как любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Есть мнение об агрессии как форме отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской.

Агрессивность - питательная среда, основа антисоциальности, индивидуальных и групповых насильственных актов, садизма, немотивированной необъяснимой жесткости.

В.А. Аверин определял в своих исследованиях агрессию как инстинктивную форму поведения, присущую каждому человеку, который с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, т.е. происходит социализация агрессии.

Одним из направлений проявления агрессии среди подростков является буллинг в образовательной среду [2].

Изложение основного материала статьи. Вопросам проявления и предупреждения буллинга среди подростков занимаются многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых необходимо выделить исследования, проведенные А.А. Бочавер, К. Купером, М.Г. Нечаевой, Д. Олвеусом, Д.Н. Соловьевым, О.А. Селивановой, П. Смитом, В.С. Собкиным, К. Ригби и др. [1].

По мнению отечественного учёного И.С. Кона буллинг это запугивание, которое заключается в физическом или психологическом терроре, с целью вызвать чувство страха у другого человека и подчинить его себе.

На протяжении многих лет буллинг считался не опасной «болезнью» группы. О нем в мире стали говорить и писать в начале XX века, но серьёзные исследования начались на Западе чуть более 30 лет назад. Пионерами в этой области выступили учёные Скандинавских стран. В России же первые публикации появились лишь в 2005 году.

Одним из первых в своей статье «Что такое буллинг, и как с ним бороться» Игорь Семёнович Кон стал изучать феномен травли в школе и дал свое определение буллинга. Буллинг (от английского bullying, bully - хулиган, задира, грубиян) - это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха.

В России проблематика буллинга начинает приобретать статус предмета обсуждения и исследования. С 2001 по 2009 годы насчитывались одна - две статьи, в то время как к 2016 г. было опубликовано 112 статей [6], [4].

Формат соответствующего поведения подростков мы видим в художественном фильме «Чучело». Мнения по поводу данного фильма разделились, пошатнулась и убежденность советских людей в теории невинности и доброты детей, в фильме демонстрируется сложность и порой жестокость общения подростков между собой и с взрослыми.

Главная героиня фильма Лена Бессольцева, недавно появившаяся в школе не была принята сверстниками, не по причине того, что она плохой или слабый человек, а потому что была не похожа на других. Лена не изменилась, не стала подстраиваться по других, оставаясь верна своим принципам, даже после предательства друга.

Рассматривая буллинг, необходимо остановиться на причинах его возникновения, главной из которых является общая атмосфера в школе. Школьный буллинг - социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы. Вместе с тем, явление это мало изученное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.