Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО / ИНФОГРАФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисова Ф.А.

В статье поднимаются вопросы реализации модели активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов таможенного дела в условиях цифровой образовательной среды, где важное место зани-маютобразовательные технологии на основе активных методов обучения, а также цифровые инструменты и сервисы. В работе рассматриваются цифровое портфолио студента и инфографика по различным темам дисциплин, как составляющие информационной образовательной среды вуза, которые применения их позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность будущих специалистов таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR ENHANCING THE EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES OF FUTURE CUSTOMS SPECIALISTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article raises the issues of implementing a model for enhancing the educational and cognitive activities of future customs specialists in a digital educational environment, where educational technologies based on active teaching methods, as well as digital tools and services, play an important role. The work examines the student’s digital portfolio and infographics on various subjects of disciplines, as components of the information educational environment of the university, which use them to activate the educational and cognitive activities of future customs specialists.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 372.857 ИДРИСОВА Ф.А.

старший преподаватель, кафедра «Информационное право и юриспруденция», Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова, Е-mail: idrisovafa@gmail.ru

UDC 372.857 IDRISOVA F.A.

Senior Lecturer, Department of Information Law and Jurisprudence, Grozny State Oil Technical University named

after M.D. Millionshchikova Е-mail: idrisovafa@gmail.ru

МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

A MODEL FOR ENHANCING THE EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES OF FUTURE CUSTOMS SPECIALISTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В статье поднимаются вопросы реализации модели активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов таможенного дела в условиях цифровой образовательной среды, где важное место зани-маютобразовательные технологии на основе активных методов обучения, а также цифровые инструменты и сервисы. В работе рассматриваются цифровое портфолио студента и инфографика по различным темам дисциплин, как составляющие информационной образовательной среды вуза, которые применения их позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность будущих специалистов таможенного дела.

Ключевые слова: модель, цифровая образовательная среда, активизация учебно-познавательной деятельности, будущие специалисты таможенного дела, цифровое портфолио, инфографика

The article raises the issues of implementing a model for enhancing the educational and cognitive activities of future customs specialists in a digital educational environment, where educational technologies based on active teaching methods, as well as digital tools and services, play an important role. The work examines the student's digital portfolio and infographics on various subjects of disciplines, as components of the information educational environment of the university, which use them to activate the educational and cognitive activities of future customs specialists.

Keywords: model, digital educational environment, activation of educational and cognitive activities, future customs specialists, digital portfolio, infographics.

В активизации учебно-познавательной деятельности студентов особое место занимают активные методы обучения, о чем свидетельствуетФедеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета), который базируется на компетентностном подходе, ориентированный на творческую инициативу студентов, а также Федеральная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», требующая на их самостоятельность и мобильность.

Образовательные технологии для активизации учебно-познавательной деятельности применяются для реализации проблемного обучения, дифференцированного подхода, проектного обучения, игровой технологии и цифровых инструментов и сервисов.

Использование современных цифровых инструментов и сервисов в активизации учебно-познавательной деятельности студентов представим в виде схемы 1.

На основе анализа литературы [1, 3, 4, 6] и ресурсов Интернет [8, 9, 10] по вопросам активизации учебно-познавательной деятельности студентов, в том числе будущих специалистов таможенного дела в цифровой образовательной среде Института цифровой экономики и технологического предпринимательства

Грозненского государственного технического нефтяного университета имени М.Д. Миллионщикова нами разработана авторская модель активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов таможенного дела в условиях цифровой образовательной среды, включающая: социальный заказ общества на подготовку специалиста таможенного дела в условиях цифровой трансформации образования; цель -активизация учебно-познавательной деятельности будущих специалистов таможенного дела, состоящая из социальных, психологических и дидактических целей; проблемный, интегративный, системный, средовой и культурологический подходы; принципы (интерактивность, целостность, активность); основные функции цифровой образовательной среды вуза; компоненты цифровой образовательной среды вуза (целевой, программно-методический, коммуникационный, технологический, информационный); реализация содержательного, мотивационного и рефлексивного компонентов активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов таможенного дела; методы обучения (дискуссия, деловые и ролевые игры, кейс-метод); формы обучения (тренинг, самостоятельная работа, смешанное обучение); средства обучения (цифровые инструменты и сервисы, цифровой контент);

© Идрисова Ф.А. © Idrisova F. A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

адаптивно-репродуктивный, активно-деятельностный, творчески-преобразовательный этапы активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов таможенного дела в условиях цифровой образовательной среды вуза; критерии (содержательный, технологический, личностный); уровни (низкий, средний, высокий) и результат.

В авторской модели выделены способность будущих специалистов таможенного дела владеть информационными процессами и навыки работы с образовательными Интернет порталами с использованием цифровых инструментов и сервисов.

Основное содержание процесса активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов таможенного дела в условиях цифровой образовательной среды нами рассматривается при изучении дисциплин «Информатика», «Информационные технологии в таможенном деле», а также в дисциплине по выбору «Цифровые инструменты и сервисы в таможенном деле», которые выступают как составляющие авторской модели.

Компонентный состав структуры цифровой образовательной среды Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова мы представим в виде схемы 2.

При реализации предлагаемых компонентов в образовательном процессе нами используются:

- традиционные дидактические материалы;

- электронные учебно-методические комплексы дисциплин;

- видеолекции;

- интерактивные цифровые образовательные технологии;

- метод проектов;

- мультимедийные технологии;

- сервисы облачных технологий.

При реализации программы специалитета таможенного дела в условиях цифровой образовательной среды вуза нами обеспечивается индивидуальный неограниченный доступ к электронным библиотекам и использование цифровых инструментов и сервисов, в частности, для создания и ведения цифрового портфолио студента и разработки инфографики при изучении профессиональных дисциплин.

Большое распространение в образовательном процессе вуза занимает социальная сеть 4portfolio.ru, где будущие специалисты таможенного дела получают умения использования дистанционных образовательных технологий и различных моделей смешанного обучения.

В данной социальной сети будущие специалиста таможенного дела создают свое цифровое портфолио, где размещают информацию о себе, достижения в проектной и исследовательской деятельности, а также создают сетевое образовательное сообщество для обмена информацией по рассматриваемой проблеме.

Следующим учебным материалом, которыми студенты пользуются является мультимедийная ин-фографика как визуальная опора для иллюстрации напечатанного или электронного учебного материала, где вставляются элементы мультимедиа (числа, текст, звук, анимация). В таком процессе студенты пользуются мультимедийным проектором и интерактивной доской.

Усиление образовательных эффектов

Повышение качество усвоения материала

Наполнение учебные занятия новым содержанием

Формирование элементов цифровой культуры

Активизация учебно-познавательной деятельности

студентов цифровыми инструментами и сервисами

Цифровизация образования

Построение индивидуальной образовательной траектории

Развитие творческого подхода, познавательный интерес

Поддержка самостоятельности в освоении цифровых технологий

Схема 1. Цифровые инструменты и сервисы в активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Схема 2. Компоненты цифровой образовательной среды Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова.

Анализ исследований по вопросам использования инфографики в учебном процессе показывает об эффективности мультимедийной инфографики в условиях:

- активизации мыслительной деятельности студентов;

- обратной связи;

- контроля результатов обучения.

Умения критического анализа содержания информации при разработке инфографики необходимы в подготовке специалистов таможенного дела, которые тем самым повышает уровень умений в реализации профессиональной коммуникаций.

В настоящее время существует множество программ и онлайн-сервисов для создания эффективной инфогра-фики, при этом при выборе их необходимо учитывать такие критерии, как: бесплатный доступ; удобный и понятный интерфейс; отсутствие других сложных программ»; доступ в Интернете (облачный сервис).

В учебном процессе специалитета при организации проектной работы студентами по дисциплине «Основы

гражданского права» созданы мультимедийные инфографики по различным темам: «Гражданская правоспособность», «Сделки», «Обязательства в гражданском праве» и др.

Аналогичные мультимедийные инфографики разработаны по дисциплине «Правоведение» по темам: «Понятие информационного права, его предмет и метод», «Источники и принципы информационного права», «Защита права на доступ к информации» и др.

Создание таких мультимедийных инфографик позволяет будущим специалистам таможенного профиля повышать эффективность их самостоятельной работы и использовать их при написании курсовых и дипломных работ, а также повышается уровень освоения программы векторной графики CorelDraw, которую изучали в дисциплине «Информатика» на 1 курсе.

Реализация некоторых составляющих авторской модели показали об эффективности использования педагогических возможностей цифровой образовательной среды вуза.

Библиографический список

1. Алеева Ю.В. Развитие познавательной активности студентов в целостном педагогическом процессе // Сибирский педагогический журнал. 2011. С. 56-64.

2. Алехин О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А., Тарасова Н.Л. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. 33 (72). С. 9-15.

3. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. №1. С. 18-29.

4. Великанова С.С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 178 с.

5. Голубев О.Б., Горохова Ю.А. Дидактические особенности применения образовательной инфографики в учебном процессе // Ярославский педагогический вестник. 2018. №3. С.134-139.

6. Козлова И.В., Васина Е.Н. Открытая модель электронного обучения в направлении подготовки «Таможенное дело» // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Материалы ХГМеждународной научно-практической конференции «Электронная Казань 2019» (Информационные технологии в современном мире). Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2019. Выпуск №1 (17). С.266-271.

7. Панюкова С.В. Дистанционное и смешанное обучение на платформе 4portfolio.ru. - Режим доступа: https://www.yandex.ru/ search/direct?filers_docs.

8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». - Режим доступа: http://neorusedu.ru/about.

9. УказПрезидента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года Режим доступа:https://pravitelstvorb.ru/ru/government/20200204-1.pdf

10. Цифровая грамотность для экономики будущего. - Режим доступа: https://www.nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost

References

1. AleevaYu.V. Development of students' cognitive activity in a holistic pedagogical process // Siberian Pedagogical Journal. 2011. Pp. 56-64.

2. Alekhin O.V., Ignatieva G.V., Smirnova I.A., Tarasova N.L. Digital technologies in customs // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2018. 33 (72). Pp. 9-15.

3. Bochkareva T.N. Cognitive activity of university students as a psychological and pedagogical problem // Modern studies of social problems. 2017. Volume 8. No. 1. Pp. 18-29.

4. Velikanova SS Activation of educational and cognitive activity of students of a technical university in the process of vocational training: dis. Cand. ped. sciences. Magnitogorsk, 2005. 178 p.

5. Golubev O.B., GorokhovaYu.A. Didactic features of the use of educational infographics in the educational process // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. No. 3. Pp. 134-139.

6. Kozlova I.V., Vasina E.N. Open model of e-learning in the direction of training «Customs» // Scientific notes of the Institute of Social and Humanitarian Knowledge. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference «Electronic Kazan 2019» (Information Technologies in the Modern World). Kazan: UNIVERSUM, 2019. Issue No. 1 (17). Pp.266-271.

7. Panyukova S.V. Distance and blended learning on the 4portfolio.ru platform. - Access mode: https://www.yandex.ru/search/ direct?filers_docs.

8. Priority project in the field of education «Modern digital educational environment in the Russian Federation.» - Access mode: http://neorusedu.ru/about.

9. Decree of the President of the Russian Federation «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation until 2024 Access mode: https://pravitelstvorb.ru/ru/government/20200204-1.pdf

10. Digital literacy for the economy of the future. - Access mode: https://www.nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.