Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханкарова З.А.

В статье поднимаются вопросы реализации модели формирования цифровой компетентности будущих специалистов таможенного, где важное место занимаетсодержательно-технологический блок с такими составляющими, как дисциплина «.Информационные технологии в таможенном деятельности» и дисциплина по выбору «подготовка специалиста таможенного дела в условиях цифровизации образования», при изучении которых применяются современные интерактивные методы, средств и формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханкарова З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR THE FORMATION OF DIGITAL COMPETENCE OF FUTURE CUSTOMS SPECIALISTS

The article raises questions of the implementation of the model for the formation of digital competence of future customs specialists, where an important place is occupied by the content-technological block with such components as the discipline «Information technology in customs activities» and the optional discipline «training of a customs specialist in the context of digitalization of education» studying which modern interactive methods, means and forms of teaching are applied.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

УДК 372.857 ХАНКАРОВА З.А.

старший преподаватель, кафедра «Информационное право и юриспруденция», Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова Е-mail:hankarova25@mail.ru

UDC 372.857

KHANKAROVA Z.A.

Senior Lecturer, Department of Information Law and Jurisprudence, Grozny State Oil Technical University named

after M.D. Millionshchikova E-mail: hankarova25@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА MODEL FOR THE FORMATION OF DIGITAL COMPETENCE OF FUTURE CUSTOMS SPECIALISTS

В статье поднимаются вопросы реализации модели формирования цифровой компетентности будущих специалистов таможенного, где важное место занимаетсодержательно-технологический блок с такими составляющими, как дисциплина «Информационные технологии в таможенном деятельности» и дисциплина по выбору «подготовка специалиста таможенного дела в условиях цифровизации образования», при изучении которых применяются современные интерактивные методы, средств и формы обучения.

Ключевые слова: модель, цифровая компетентность, будущий специалист таможенного дела, дисциплина по выбору.

The article raises questions of the implementation of the model for the formation of digital competence of future customs specialists, where an important place is occupied by the content-technological block with such components as the discipline «Information technology in customs activities» and the optional discipline «training of a customs specialist in the context of digitalization of education» studying which modern interactive methods, means and forms of teaching are applied.

Keywords: model, digital competence, future customs specialist, optional discipline.

Подготовка современных специалистов для таможенных органов в условиях цифровизации образования на основе базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период 2024 года осуществляется в контексте компетентностно-го подхода. Данный подход, целью которого является обеспечение качества высшего образования, актуальность которого возрастает в условиях его цифровой трансформации, является важным концептуальным положением обновления содержания образования, который отражен в нормативно-правовых документах Российской Федерации.

В контексте компетентностного подхода, по мнению исследователей Э.Д. Алисултановой [1], О.И. Вагановой [2], О.Б.Епишевой[4], Э.Ф. Зеер [5], О.А. Палеевой [6], Ю.Г. Татур [8], И.В. Шадчиным [9] и др., выступает процесс формирования обобщенных единиц образования «компетентностей» и «компетенций», имеющие деятельностно-ориентированный характер, а также связаны со средовым подходом, в том числе цифровой образовательной средой.

Из выделенных исследований нами рассмотрены работы О.Н. Вагановой, где рассматривается ком-петентностный подход, как методологическая основа современного высшего образования и выделяются современные педагогические технологии- проектные, проблемные, кейс-технологии[2]. Мы считаем, что дан-ныетехнологии позволяют сформировать у будущих

специалистов цифровой компетентности и поэтому они включены как составляющие в авторскую модель.

Основанием для инициации и реализации циф-ровизации образования являются такие нормативно-правовые документы, как: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»; Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017 № 1632-р.

В данных документах описана необходимость использования в образовательном процессе цифровых технологий обучения, которые лежат в основе процесса формирования цифровой компетентности будущих специалистов.

Подготовка специалистов сегодня невозможно представить без применения в учебном процессе инновационных цифровых технологий, позволяющие накапливать и структурировать все возрастающий объем профессиональных знаний. В данном процессеважное место занимает цифровая образовательная среда вуза, которая имеет большие возможности в самообразовании будущих специалистов.

В нашем исследовании используются некоторые подходы формирования цифровой компетентности, отраженные в исследованиях Д.В. Денисова [3] и Г.У Солдатовой [7], которые включены в авторскую модель формирования цифровой компетентности будущих специалистов таможенного дела.

Авторская модельформирования цифровой компе-

© Ханкарова З.А. © Khankarova Z.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

тентности будущих специалистов таможенного дела состоит из следующих блоков со своими составляющими: концептуально-целевой, включающий: цель; методологические подходы и принципы формирования цифровой компетентности; содержательно-технологический, включающий: дисциплина «Информационные технологии в таможенной деятельности» и дисциплина по выбору «Подготовка специалиста таможенного дела в условиях цифровизации образования», методы обучения (кейс-метод, проблемный, метод проектов); средства обучения (веб-портфолио, тесты онлайн, цифровые инструменты и сервисы); формы обучения (деловые и ролевые игры, проблемные ситуации, лабораторные практикумы, смешанное обучение); критериально-диагностический, включающий: критерии (мотивационно-ценностный, процессуальный, рефлексивный); уровни (базовый, повышенный, продвинутый); диагностические методики (ранжирование, тестирование, опросниковый инструмент, экспертная оценка).

В данной статье более подробно рассмотрим содержательно-технологический блок авторской модели формирования цифровой компетентности будущих специалистов таможенного дела, включающий дисциплину «Информационные технологии в таможенной деятельности» и дисциплину по выбору «Подготовка специалистов таможенного дела в условиях цифрови-зации образования», при изучении которых нами используются активные методы обучения, интерактивные средства и формы обучения.

Разработана и апробируется в учебном процессе Института цифровой экономики и технологического предпринимательства Грозненского государственного технического нефтяного университета имени М.Д. Миллионщикова программа дисциплины по выбору «Подготовка специалистов таможенного дела в условиях цифровизации образования», которая состоит из следующих модулей:

Модуль 1. Теоретико-методологические основы применения цифровых инструментов и сервисов в подготовке современного специалиста таможенного дела.

Модуль 2. Условия применения цифровых инструментов и сервисов в подготовке современного специалиста таможенного дела.

При практической реализации этих модулей нами применялись такие методы обучения, как кейс-метод, проблемный, метод проектов. Например, при изучении дисциплины «Основы гражданского права» нами разработан кейс «Сделки», а по некоторым темам разработаны мультимедийные проекты.

В практических занятиях по дисциплине выбору важное место занимают такие средства обучения, как

цифровое портфолио, тесты онлайн, цифровые инструменты и сервисы, которые нами использовались для создания учебного контента, цифровых учебных материалов, дистанционных учебных курсов.

Все студенты-будущие специалисты таможенного дела создают свое цифровое портфолио с использованием образовательного портала 4portfolio.ru, который объединяет в одном цифровом пространстве студентов, вуз и работодателей, а также имеет разделы: портфолио (веб-станицы с результатами деятельности, успехами и достижениями); социальные сервисы (сообщества, сообщения, форумы, отзывы и комментарии); карьерный сервис с информационной системой (кабинет работодателя, кабинет соискателя, кабинет вуза); персональное пространство пользователя.

Студенты на основе портала 4portfolio.ru создают цифровое портфолио для учебного процесса и поиска работы, а также проходят диагностику SoftSkШs с пояснениями и рекомендациями на свои отчеты.

Работая на портале 4portfolio.ru студенты могут собрать, систематизировать, представить результаты своего труда, а также иметь стимул к профессиональному развитию самосовершенствованию.

Одним из достоинств образовательной платформы 4portfolio.ru является возможность организации дистанционного и смешанного обучения, а также проведение онлайн проектов, конкурсов, выставок.

При изучении дисциплины по выбору «Подготовка специалистов таможенного дела в условиях цифрови-зации образования» нами используются следующие формы обучения: деловые и ролевые игры, проблемные ситуации, лабораторные практикумы и смешанное обучения.

Применения таких форм обучения позволяет будущим специалистам таможенного дела использовать цифровые инструменты и сервисы для самых различных целях, тем самым у них формируется цифровая компетентность. Например, для подготовки интерактивных мультимедийных учебно-методических материалов, создания тестов, создания инфографики, моделирующих программ.

При реализации этих форм обучения студенты знакомятся специальными и универсальными прикладными программными средствами для создания образовательного контента. К таким относятся: текстовые процессоры (MSWord), табличные процессоры (MSExcel), графические редакторы (MSPaint), программы подготовки электронных презентаций (Prezi). инструменты для создания графики и инфографики (Canva, PosterMyWaИ), системы для создания тестов (Googleформы), создания ментальных карт (XMind).

Библиографический список

1. Алисултанова Э.Д. Компетентностный подход в инженерном образовании: монография // Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://www.monographies.ru/114.

2. Ваганова О.И. Компетентностный подход как методологическая основа подготовки педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. Вып.65. Ч.4. 2019. С. 84-88.

3. Денисов Д.В. От цифровой грамотности к цифровой компетентности // Педагогические и социологические аспекты образования: материалыМеждунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 апр. 2018 г.) / редкол.: Л.А.Абрамова [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 38-41.

4. Епишева О.Б. Компетентностный подход к обучению как основное направление повышения качества профессионального образования //Совершенствование подготовки кадров в филиалах Западной Сибири. Сб.трудов. Тобольск, 2003. С. 8-12.

5. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №3 (33). С.27-40.

6. Палеева О.А. Компетентностный подход в высшем образовании Германии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №1 (1). С.24-29.

7. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. №2 (22). 2016. С.50-60.

8. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов проектирования стандартов высшего профессионального образования: Авторская версия. Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М., 2004. С. 5.

9. ШадчинИ.В. Компетентностный подход к формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Вестник ЮУрГУ. №26. 2012. С. 108-111.

References

1. Alisultanova E.D. Competence approach in engineering education: monograph // Scientific electronic library. Access mode: http:// www.monographies.ru/114.

2. Vaganova O.I. Competence-based approach as a methodological basis for training a teacher of vocational training // Problems of modern pedagogical education. - Issue 65. Part 4. 2019. Pp.84-88.

3. Denisov D.V. From digital literacy to digital competence // Pedagogical and sociological aspects of education: materials of the Intern. scientific-practical conf. (Cheboksary, April 25, 2018) / editorial board: L.A. Abramova [and others] Cheboksary: Publishing House «Wednesday», 2018. Pp. 38-41.

4. Episheva O.B. Competence-based approach to training as the main direction of improving the quality of vocational education // Improvement of personnel training in the branches of Western Siberia. Sat works. Tobolsk, 2003 . Pp. 8-12.

5. ZeerE.F. Competence approach to education // Education and Science. 2005. No. 3 (33). Pp.27-40.

6. Paleeva O.A. Competence-based approach in higher education in Germany // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2013. No. 1 (1). Pp. 24-29.

7. Soldatova G.U.,RasskazovaE.I. Models of digital competence and online activities of Russian adolescents // National Psychological Journal. No. 2 (22). 2016. Pp. 50-60.

8. TaturYu.G. Competence-based approach in describing the results of the design of higher professional education standards: Author's version. Materials for the second meeting of the methodological seminar. M., 2004 . Pp. 5.

9. Shadchin I.V. Competence-based approach to the formation of university students' readiness for research activities // Bulletin of South Ural State University. -No. 26. 2012. Pp.108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.