Научная статья на тему 'Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела'

Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка специалистов в сфере таможенного дела / компетентностный подход / активные методы обучения / деловая игра / professional training of specialists in the sphere of customs / competence approach / active learning methods / business game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кролевецкая Е. Н., Селюков М. В., Шалыгина Н. П.

В статье раскрывается роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела. Основой профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере таможенного дела является компетентностный подход. Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки специалистов в сфере таможенного дела на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. В современных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования ведущее место отводится использованию активных методов обучения. Одним из основных имитационных методов активного обучения является деловая игра, которая предполагает моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Деловые игры в профессиональной подготовке будущих специалистов таможенного дела направлены на имитацию процессов решения проблемных задач, с которыми сталкиваются должностные лица в таможенных органах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кролевецкая Е. Н., Селюков М. В., Шалыгина Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CUSTOMS SPECIALISTS

The article reveals the role of active teaching methods in the professional training of specialists in the sphere customs. The basis of professional training of future specialists in the sphere customs is the competence approach. The goals and objectives of improving the professional training of specialists in the sphere customs on the basis of a competence approach require the development and application of innovative educational technologies. In modern Federal state educational standards of higher professional education, the leading place is given to the use of active teaching methods. One of the basic simulation methods of active teaching is a business game that involves modeling the management of socio-economic systems and people's professional activities in conditional situations with the aim of studying and solving problems that have arisen. Business games in the professional training of future customs professionals are aimed at imitating the processes of solving the problematic tasks faced by officers in the customs authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела»

Кролевецкая Е.Н., Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:25-32

RESEARCH RESULT

УДК 378

DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-3-25-32

Кролевецкая Е.Н. Селюков М.В.2 Шалыгина Н.П.3

1

РОЛЬ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА_

1)1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия;

E-mail: krolevetskaya@bsu.edu.ru

2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия;

E-mail: selyukov@bsu.edu. ru

3) Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия;

E-mail: shalygina@bsu.edu.ru

Аннотация: В статье раскрывается роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела. Основой профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере таможенного дела является компетентностный подход. Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки специалистов в сфере таможенного дела на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. В современных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования ведущее место отводится использованию активных методов обучения. Одним из основных имитационных методов активного обучения является деловая игра, которая предполагает моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Деловые игры в профессиональной подготовке будущих специалистов таможенного дела направлены на имитацию процессов решения проблемных задач, с которыми сталкиваются должностные лица в таможенных органах РФ. Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов в сфере таможенного дела, компетентностный подход, активные методы обучения, деловая игра.

1)1 Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia;

E-mail: krolevetskaya@bsu.edu.ru

2) Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia;

E-mail: selyukov@bsu.edu. ru

3) Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia;

E-mail: shalygina@bsu.edu.ru

The article reveals the role of active teaching methods in the professional training of specialists in the sphere customs. The basis of professional training of future specialists in the sphere customs is the competence approach. The goals and objectives of improving the professional training of specialists in the sphere customs on the basis of a competence approach require the development and application of innovative educational technologies. In modern Federal state educational standards of higher professional education, the leading place is given to the use of active teaching

Krolevetskaya E.N.1 Selyukov M.V.2 Shalygina N.P.3

THE ROLE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CUSTOMS SPECIALISTS

Abstract

RESEARCH

RESULT

Кролевецкая Е.Н., Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:25-32

methods. One of the basic simulation methods of active teaching is a business game that involves modeling the management of socio-economic systems and people's professional activities in conditional situations with the aim of studying and solving problems that have arisen. Business games in the professional training of future customs professionals are aimed at imitating the processes of solving the problematic tasks faced by officers in the customs authorities of the Russian Federation.

Keywords: professional training of specialists in the sphere of customs; competence approach; active learning methods; business game.

Введение

На современном этапе интеграции России в международное экономическое пространство и определенной зависимости от изменений мировой экономической конъюнктуры значительную роль приобретает проведение грамотной и обоснованной торговой политики и политики экономической безопасности, немаловажной составляющей которых является таможенная политика, а также деятельность таможенных органов по ее осуществлению.

Таможенное дело как одно из важнейших звеньев в системе внешнеэкономических отношений Российской Федерации находится в стадии непрерывного развития в области концептуальных, организационных, правовых, технологических, аналитических и других подходов к его осуществлению. Однако, объективно возросшая роль таможенного дела и таможенной политики во внутриэконо-мических процессах и расширение диапазона их влияния на фоне демократизации внешнеторговой деятельности обусловили, в свою очередь, необходимость нового подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере таможенного дела.

Основная часть

Успех деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время определяется многими факторами, существенное место среди которых занимает именно система профессиональной подготовки специалистов в сфере таможенного дела, которая должна соответствовать последним тенденциям в области отечественного образования [1], а именно включать инновационные формы подготовки, отражать практико-ориентированный характер и быть комплексной.

В самом общем понимании «профессиональная подготовка будущих специалистов

таможенного дела в образовательном процессе вуза представляет собой систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у них профессиональной направленности, а также знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения учебных дисциплин и прохождения различных видов практик, что способствует формированию профессиональной подготовки к таможенной работе» [5]. Анализ работ Ю.Г. Кисловского, В.В. Русановой, В.А. Савенкова, С.А. Тарусиной, М. Тренин-ской [9, 10, 11, 12, 13] позволил нам определить основные направления подготовки специалистов таможенного дела.

На первом этапе подготовки важной задачей является знакомство со специальностью, изучение истории ее появления, истории формирования современного специалиста, изменений, которые претерпевала специальность с течением времени под воздействием различных факторов, истории развития таможенного дела в целом, как в Российском государстве, так и в мировом пространстве. На втором этапе студент получает углубленные знания о самой сути профессии, формирует понятие о правах и обязанностях специалиста - таможенника, знакомится с особенностями работы, структурой таможенных органов, порядком осуществления таможенного контроля, таможенной терминологией и прочим.

Исходя из того, что работа таможенных органов затрагивает многие сферы государственной деятельности, такие как политическая, экономическая, социальная и прочее, специалист-таможенник должен иметь обширные знания во многих областях. Поэтому на третьем этапе необходимо углубленное изучение таких предметов, как политология, социология, география, математика, региона-листика, экономическая теория, макро эконо-

RESEARCH

RESULT

Кролевецкая Е.Н., Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:25-32

мика, микро экономика, мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность, свободные экономические зоны, управление рисками, экономический риск-менеджмент, национальная экономическая безопасность, анализ хозяйственной деятельности таможенных организаций, финансы, бухгалтерский учет, статистика, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Четвертый этап связан с формированием правовой компетенции будущего специалиста. Работа таможенных органов связана с предотвращением и профилактикой совершения правонарушений, по этой причине работник таможенных органов обязан иметь углубленные знания различных законодательных актов и правовых дисциплин.

На пятом этапе профессиональной подготовки специалистов таможенного дела происходит формирование навыков работы с современными техническими средствами. Компетентный специалист таможенного дела должен иметь обширные знания о технических средствах таможенного контроля и различных информационных технология, используемых в таможенных органах, и обладать достаточными умениями работы с ними, чтобы иметь возможность применять их на практике в процессе работы [4].

Неотъемлемой частью работы специалистов-таможенников является работа с документацией. На шестом этапе будущие специалисты таможенного дела должны получить знания о различных видах документации, сведениях, которые должны содержать те или иные документы внешнеэкономической деятельности, выработать навыки работы с ними и навыки оформления таможенных деклараций.

Седьмой этап связан с формированием духовных, культурных и моральных ценностей будущего специалиста. В целях формирования системы ценностей и взглядов, необходимых компетентному специалисту таможенных органов, высшими учебными заведениями должны проводиться мероприятия по культурно-воспитательной работе будущих таможенников.

На восьмом этапе профессиональной подготовки специалистов таможенного дела происходит формирование их коммуникативной компетентности. Для надлежащего выполнения своих обязанностей, таможенник должен владеть знанием иностранных языков, а также познаниями в области культуры речи и области социального взаимодействия иностранных граждан. В данном процессе важную роль играет изучение таких предметов, как культурология, культура речи, основы этикета, профессиональная этика, психология, управление коммуникационными процессами, иностранный язык.

Важная роль отводится этапу формирования у будущего специалиста таможенного дела управленческих качеств и основ правильного взаимодействия с коллективом. За время обучения в вузе студенты должны научиться правильно выстраивать отношения с коллегами, конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, овладеть основами управления персоналом, умением правильно организовывать деятельности служащих и работу организации в целом, выработать в себе лидерские качества, умение принимать важные управленческие решения и готовность нести ответственность за возможные последствия.

Учитывая правоохранительную специфику таможенной деятельности, а именно осуществление профилактической деятельности и деятельности по предотвращению совершения преступлений, и степень опасности, которая несет в себе деятельность подобного рода, существенная роль отводится этапу физической подготовки будущих специалистов таможенного дела. Важным этапом формирования будущих специалистов таможенного дела является прохождение студентами производственной и преддипломной практики непосредственно в таможенных органах [8].

Таким образом, специалист в сфере таможенного дела должен владеть многообразием современных профессиональных умений и навыков эффективного управления, способствующих достижению таможенных целей, обладать глубокими знаниями в области внешнеэкономической деятельности и

RESEARCH

RESULT

Кролевецкая Е.Н., Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:25-32

мировой экономики, владеть перспективными информационными технологиями для качественного и своевременного представления информации о ввозимых и вывозимых товарах с использованием портала электронного декларирования ФТС России, владеть иностранными языками, чтобы быть компетентным специалистом, готовым к решению сложных профессиональных задач.

Следует отметить, что в настоящее время одним из основных подходов, лежащих в основе профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела в вузе, является компетентностный подход. В рамках данного подхода в отечественной науке исследуются связи компетентности и содержания образования, изучаются способы достижения нового качественного образования. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умениями, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовывать их в работе. Компетентность проявляется в лично ориентированной деятельности, поэтому и оценивается на основе сформированной у выпускников вуза совокупности умений и поведенческих реакций, проявляющихся в разнообразных ситуациях [5, 6].

Вследствие этого цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки специалистов в сфере таможенного дела на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. Отметим, что современные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, широкий спектр оценочных средств. При этом широкому использованию активных методов обучения отводится ведущее место.

Необходимо отметить, что современные активные методы обучения - это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоци-

онального восприятия учебного процесса, и позволяющие:

- активизировать и развивать творческую и познавательную деятельность обучаемых;

- повышать осознанность и результативность образовательного процесса;

- формировать и оценивать профессиональные компетенции будущих специалистов, особенно по организации и выполнению коллективной деятельности [7].

В разрезе подготовки специалистов в сфере таможенного дела, активные методы обучения - это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности будущих специалистов-таможенников в учебный процесс, активизирующие их интеллектуально-познавательную и творческую деятельность при решении практических задач профессиональной направленности с учетом перспектив развития таможенной службы России.

К отличительным особенностям активных методов обучения можно отнести следующие:

- целенаправленная активизация мышления, независимо от желания обучаемого;

- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, активность субъектов должна быть в значительной степени устойчивой и длиться в течение всего занятия;

- творческая самостоятельная выработка практических решений, высокая степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

- интерактивный характер учебного процесса, постоянное взаимодействие субъектов посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о способах разрешения различных проблемных ситуаций [7].

Затрагивая исторический аспект проблемы, следует отметить, что в середине 80-х гг. прошлого столетия по инициативе М.М. Бирштейн, автора первой в мире деловой игры, проведенной в Ленинградском инженерно-экономическом институте в 1932 году, стали издаваться каталоги деловых игр СССР и впервые была сделана попытка классифицировать активные методы обучения и сферы их применения. В настоящее время существующие подходы к классификации актив-

RESEARCH

RESULT

Кролевецкая Е.Н., Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:25-32

ных методов обучения отражают различные их характеристики и наиболее важные с точки зрения авторов классификационные признаки и свойства [2, 3, 15, 16].

В сущности, мы согласны с Е.В. Заруки-ной, которая считает, что на сегодняшний день основным классификационным признаком в представленной системе активных методов обучения выступает наличие имитируемой деятельности. При этом характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных активных методов обучения, является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между обучающими и обучаемыми. Отличительной чертой занятий, проводимых с применением имитационных активных методов обучения, является наличие модели изучаемого процесса (по сути имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов состоит в их разделении на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть заданные роли, относятся к игровым. Они дают достаточно высокий эффект при усвоении материала, поскольку в этом случае достигается существенное приближение образовательного процесса к реальной профессиональной деятельности, что сопровождается высокой степенью мотивации и активности обучаемых.

Одним из основных имитационных методов активного обучения является деловая игра [2, 3, 16]. На наш взгляд, именно деловая игра как активный метод обучения играет особую роль в подготовке будущих специалистов в сфере таможенного дела.

Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что в настоящее время не существует однозначной трактовки понятия «деловая игра». По нашему мнению, наиболее общим, кратким, включающим самые существенные характеристики деловой игры в ее современном понимании, является следующее определение: деловая игра представляет собой имитационное моделирование процессов управления социально-экономи-

ческими системами и профессиональной деятельностью субъектов в условных (игровых) ситуациях с целью изучения и решения различных профессиональных проблем.

Анализируя различные подходы к определению понятия деловой игры, М. М. Бир-штейн отмечала, что любое развернутое определение деловых игр должно включать в себя ряд их характерных особенностей. Прежде всего, необходимо учесть, что «...деловая игра - это средство развития творческого профессионального мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра имитирует вполне конкретные условия производства, деятельность и отношения работающих (специалистов). Ее участники должны ставить на первый план не игровую цель, а познавательную (точнее, самовоспитательную). Выполнение участниками игровых правил и следование профессиональным нормам - необходимая предпосылка индивидуальных и совместно принимаемых решений в рамках отведенной каждому роли. Наконец, участники создают, разыгрывают и разрешают проблемные ситуации, общаясь друг с другом» [2, 3].

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные признаки деловой игры как активного метода обучения в подготовке специалистов таможенного дела:

- наличие проблемы управления в системе таможенных органов РФ или развития внешнеэкономической деятельности;

- наличие общих игровых целей и задач всего коллектива;

- наличие различных игровых ролей и в соответствии с ними разных интересов (конфликта) субъектов взаимодействия;

- наличие игровой имитационной модели рассматриваемого процесса в системе работы таможенных органов РФ;

- наличие условного или реального фактора времени;

- динамичность изменения обстановки, наличие обратной связи;

- наличие системы оценивания результатов игровой деятельности;

RESEARCH

RESULT

Кролевецкая Е.Н., Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3: 25-32

- наличие системы мотивации участников, дающей объективную оценку личного вклада каждого участника игры в достижение общего результата;

- вариативность решений;

- необходимое и достаточное документальное (нормативно-правовое) сопровождение деловой игры;

- наличие управляемого эмоционального фона игры.

Среди множества видов деловых игр, считаем наиболее рациональным решением в процессе профессионального подготовке будущих специалистов в сфере таможенного дела сконцентрироваться на «контурной» и «организационно-деятельностной» видах деловых игр.

«Контурная» деловая игра - в сущности игра, которая может применяться с учетом специфики деятельности таможенных органов РФ на разных уровнях обучения, при наполнении «контура» (игровой модели) тем объемом и степенью сложности профессиональных проблем, который доступен уровню подготовленности обучаемых. Примером контурной итоговой деловой игры может быть деловая игра «Современный таможенник», цель которой заключается в получении комплексной оценки деловых и личностных качеств таможенника на всех уровнях системы таможенных органов РФ. Контур деловой игры базируется на методе игрового социального имитационного моделирования и предполагает проведение конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

«Организационно-деятельностные» игры направлены на имитацию процессов решения новых проблем, задач, с которыми сталкиваются должностные лица в таможенных органах РФ. Например, контроль правильности заполнения и своевременности подачи таможенных документов, принятие решения о выпуске товара. Проведение данного вида деловой игры требует не только объединения усилий специалистов разных направлений и их зантересованности в достижении желаемого результата, но и реализацию технологических процедур с целью избавления участников от

стандартов и шаблонов мыследеятельности и поведения. К подобным играм, так называемого «открытого» типа, относятся поисково-апробационные и инновационные игры.

Для формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов таможенного дела в их профессиональную подготовку целесообразно включать деловые игры, требующие выполнения социокультурных ролей. Данный вид деловых игр помогает студентам справиться с языковыми и психологическими трудностями в общении; научиться быстро реагировать на те или иные, возникающие спонтанно, ситуации; прогнозировать развитие сложившихся ситуаций, настрой и действия их участников; контролировать свое эмоциональное состояние; выбирать оптимальный способ коммуникации в постоянно меняющихся профессиональных ситуациях и находить оптимальные пути их решения, применяя полученные в процессе обучения профессиональные знания и умения. Также игры помогают студентам научиться выстраивать грамотную, логичную, последовательную речь.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, использование деловых игр как активного метода обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере таможенного дела должна преследовать следующую основную цель -научить студента на основе его теоретических знаний (в области таможенного законодательства, товароведения и экспертизы товаров, организации таможенного контроля товаров и транспортных средств, организации борьбы с таможенными правонарушениями, экономики таможенного дела, логистики внешнеэкономической деятельности и других наук) принимать решения в условиях, приближенных к реальным.

В целом, подводя итоги вышеописанному, следует отметить, что применение активных методов обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере таможенного дела вызывает необходимость формирования соответствующих психолого-педагогических знаний и практических под-

RESEARCH

RESULT

Кролевецкая Е.Н., Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3: 25-32

ходов у преподавателей и организаторов учебного процесса в высшей школе.

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

1. Об утверждении плана мероприятий ФТС России, направленных на повышение эффективности образования и науки: приказ ФТС России от 13 марта 2015. № 425.

2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.

3. Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых игр // Деловые игры в мире. СПб., 1992.

4. Гамидуллаев С.Н. Особенности подготовки специалистов таможенного дела в современных условиях // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. №6 (61).

5. Гордиенко Е.А. Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела в ВУЗе // Вестник Амурского государственного университета. 2014. № 66.

6. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода// Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. М., 2003.240 с.

7. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения. СПб., 2010. 59 с.

8. Захаренко В.О., Сорокина С.В., Акмен В.А. Аспекты практической подготовки магистров на кафедре товароведения в таможенном деле // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2014. №2. URL: http://research-result.ru/j ournal/pedagogy/annotation/735/ (дата обращения 01.06.2017).

9. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004.

10. Русанова В.В. Формирование коммуникативной компетенции специалиста таможенного дела // Среднее профессиональное образование. 2011. №6.

11.Савенков В.А. Воспитательная работа как фактор формирования правовой культуры сотрудников таможенных органов// Педагогическое образование и наука. 2013. №3.

12.Тарусина С.А. Основы билингвальной компетентности специалистов таможенной службы // Профессиональное образование. Столица.

2013. №8.

13.Тренинская М. Диагностика профессионально важных качеств специалистов по таможенному оформлению // Кадровик. 2011. №7.

14.Хуторской А.В. Современная дидактика. -М.: Высшая школа,2007.

15.Conen D. The development of play. London; New York: Routletge, 1993. 185 p.

16.Entwistle N.J. Motivational factors in student approaches to learning // R.R. Schmeck (Ed.), Learning Styles and strategies. -New York: Plenum Press, 1988. Pp. 21-52.

References

1. On the approval of the plan of measures of the FCS of Russia aimed at improving the efficiency of education and science: the Order of the FCS of Russia of March 13, 2015. № 425. Russian.

2. Belchikov Ya.M., Birshtein M.M. Business games. Riga: Avots, 1989. Russian.

3. Birshtein M.M. The main directions of development of business games // Business games in the world. SPb, 1992. Russian.

4. Gamidullaev S.N. Peculiarities of training customs specialists in modern conditions // Science and education: economy and economics; entrepre-neurship; law and management. 2015. №6 (61). Russian.

5. Gordienko E.A. Peculiarities of professional training of future specialists in customs at the university // The Bulletin of the Amur State University.

2014. №. 66. Russian.

6. Zagvozdkin V.K. Reforming teaching and learning on the basis of a competence approach: on the materials of German sources // The competence approach as a way to achieve a new quality of education. M., 2003. 240 p. Russian.

7. Zarukina E.V., Loginova N.A., Novik M.M. Active methods of training. St. Petersburg, 2010. 59 p. Russian.

8. Zakharenko V.O., Sorokina S.V., Akmen V.A. Aspects of practical training of masters at the Department of Commodity Science in the customs business // The Research Result. Pedagogy and psychology of education. 2014. №2. URL: http://research-

result.ru/j ournal/pedagogy/annotation/735 / (date of access: June 1, 2017). Russian.

9. Kislovsky Yu.G. History of customs and customs policy of Russia // Ed. A.E. Zherikhov. M.: OOO RUSINA - PRESS, 2004. Russian.

RESEARCH

RESULT

Кролевецкая Е.Н., Селюков М.В., Шалыгина Н.П. Роль активных методов обучения в профессиональной подготовке специалистов в сфере таможенного дела // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3: 25-32

10.Rusanova V.V. Formation of the communicative competence of the customs specialist // The secondary vocational education. 2011. № 6. Russian.

ll.Savenkov V.A. Educational work as a factor in the formation of legal culture of customs officers // The pedagogical education and science. 2013. №3. Russian.

12.Tarusina S.A. Bases of bilingual competence of customs specialists // The vocational education. Capital. 2013. № 8. Russian.

13.Treninskaya M. Diagnostics of professionally important qualities of specialists in customs clearance // Kadrovik. 2011. № 7.

14.Khutorskoy A.V. Modern Didactics. Moscow: Higher School, 2007. Russian.

15.Conen D. The development of play. London; New York: Routletge, 1993. - 185 p.

16.Entwistle N.J. Motivational factors in student approaches to learning // R.R. Schmeck (Ed.), Learning Styles and strategies. -New York: Plenum Press, 1988. Pp. 21-52.

Данные авторов:

Кролевецкая Елена Николаевна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Селюков Максим Викторович, доцент кафедры социальных технологий, кандидат экономических наук, доцент

Шалыгина Наталья Петровна, доцент кафедры мировой экономики, кандидат экономических наук, доцент

About the authors:

Krolevetskaya Elena Nikolaevna, Associate Professor, Department of Pedagogy, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Selyukov Maxim Viktorovich, Associate Professor, Department of Social Technologies, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Shalygina Natalia Petrovna, Associate Professor, Department of World Economy, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.