Научная статья на тему 'Аспекты формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов для таможенных органов'

Аспекты формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов для таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1580
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / STATE EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCE BUILDING APPROACH / PRACTICAL ORIENTATION / PROFESSIONAL COMPETENCES / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Татьяна Ивановна

Анализируются условия формирования профессиональных компетенций в рамках государственных образовательных стандартов нового поколения при подготовке студентов специальности «Таможенное дело»; дается характеристика формам и методам проведения учебных занятий, позволяющим формировать профессиональные компетенции студентов таможенной специальности; предложены направления актуализация усвоения практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building Professional Competences in Training Specialists for Customs Bodies: Some Aspects

The paper analyzes the conditions of building professional competences within the state educational standards of new generation in training students in Customs, as well as characterizes training forms and methods which promote building customs students’ professional competences. The author proposes the areas for mainstreaming practical skills.

Текст научной работы на тему «Аспекты формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов для таможенных органов»

УДК 378.147 ББК 74.48

Т. И. БЕЛОУСОВА

Аспекты формирования

профессиональных

компетенций

при подготовке специалистов для таможенных органов

Анализируются условия формирования профессиональных компетенций в рамках государственных образовательных стандартов нового поколения при подготовке студентов специальности «Таможенное дело»; дается характеристика формам и методам проведения учебных занятий, позволяющим формировать профессиональные компетенции студентов таможенной специальности; предложены направления актуализация усвоения практических навыков.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, практическая направленность, профессиональные компетенции, междисциплинарная интеграция.

T. I. Belousova

Building Professional Competences in Training Specialists

for Customs Bodies: Some Aspects

The paper analyzes the conditions of building professional competences within the state educational standards of new generation in training students in Customs, as well as characterizes training forms and methods which promote building customs students’ professional competences. The author proposes the areas for mainstreaming practical skills.

Keywords: state educational standard, competence building approach, practical orientation, professional competences, interdisciplinary integration.

Успешное выполнение задач, определенных Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года1,

1 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customsonline.ru/2671-strategiya-razvitiya-tamozhennoy-sluzhby-rossiyskoy-federacii-do-2020-goda.html

БЕЛОУСОВА Татьяна Ивановна — кандидат экономических наук, доцент кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосткок.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

63

невозможно без квалифицированного кадрового обеспечения. Современные условия предъявляют принципиально новые требования к знаниям и практическим навыкам таможенных служащих, а также к системе высшего профессионального образования (ВПО) по подготовке специалистов по таможенному делу.

Созданию современной системы подготовки таможенного образования способствуют Федеральные государственные образовательные стандарты высшего государственного профессионального образования нового поколения (ФГОС ВПО-III) для специальности 036401.65 «Таможенное дело», реализуемые Российской таможенной академией и ее филиалами.

Одним из приоритетных требований ФГОС ВПО-III по специальности

036401.65 «Таможенное дело» является формирование профессиональной компетентности студента. Понятие «профессиональная компетентность» неразрывно связано с таможенной деятельностью.

Компетентность таможенного служащего предполагает систему специальных знаний и навыков, присущих таможеннику при исполнении обязанностей по конкретной должности. Сложный характер профессиональной деятельности таможенников обусловлен глубокими знаниями экономических процессов, таможенного законодательства, навыками и умениями осуществления таможенных процедур, способностью предвидеть действия лиц, нарушающих таможенные правила, т. е. их профессиональной ответственностью. К личным качествам, присущим персоналу таможенных органов, следует отнести честность, сдержанность, самокритичность, интеллектуальность, лояльность и многие другие, обуславливающие уровень профессиональной компетенции. Под профессиональной честностью принято понимать соблюдение положений Конституции РФ, Таможенного кодекса Таможенного союза, Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов и других документов, регламентирующих служебную деятельность. Принципиальность должностных лиц таможенных органов определяется степенью реализации профессиональных принципов и профессиональной политики, провозглашенных в специальных документах организации, а сдержанность выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям и успешно их решать.

Таким образом, «модель компетентности» студента специальности

036401.65 «Таможенное дело» определяется как интегральный показатель набора требований - компетенций профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных профессионально-значимых сформированных мотивационных показателей, характеризующих готовность студента к выполнению профессиональных функций.

Следует напомнить, что для выпускника специальности 036401.65 «Таможенное дело» стандартом определены восемь общекультурных и 47 профессиональных компетенций, таких как умение применять методы определения таможенной стоимости и навыки контроля заявленной таможенной

64

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

стоимости перемещаемых через таможенную границу товаров (ПК-12); владение навыками по исчислению таможенных платежей и контролю правильности их исчисления, полноты и своевременности уплаты (ПК-14); применение основных правил интерпретации ТН ВЭД и осуществление контроля достоверности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (ПК-10); применение правил определения страны происхождения товаров и осуществление контроля достоверности сведений, заявленных о стране происхождения товаров (ПК-11); заполнение и контроль таможенной документации (ПК-13); осуществление контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ПК-17); и др.

Ориентация ФГОС ВПО на компетентностный подход требует изменения не столько содержания, сколько методов обучения. При этом возрастает роль интеграции материала, методов, способов учебной деятельности.

Организация учебного процесса, где в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, повышает значимость разнообразных видов практической учебной деятельности студентов [1]. Проведение практических занятий в рамках одной дисциплины способствует освоению умений формирования конкретной компетенции или ее элемента. Все это позволяет сделать вывод о необходимости усиления практического обучения студентов таможенников и поиска соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на формирование совокупности профессиональных компетенций.

В современной педагогической литературе, а также в «Концепции модернизации российского образования» показано, что такими формами могут стать междисциплинарные занятия всех видов, в том числе и практических. К сожалению, научно-педагогическая литература неоднозначно трактует понятие «междисциплинарная интеграция», тем самым по-разному определяет ее роль и место среди педагогических категорий. Для таможенных вузов такая интеграция не просто дополняет содержание одной дисциплины знаниями из другой, а объединяет их и обеспечивает не узкодисциплинарную подготовку, а деятельностную, формирующую профессионально важные умения, навыки и качества личности студента.

В новых образовательных стандартах специальности 036401.65 «Таможенное дело» в качестве междисциплинарного практического занятия можно рассмотреть учебную практику.

Практика при компетентностной парадигме профессионального образования выполняет главнейшую функцию - интеграцию компетенций из частей и элементов компетенций, формируемых различными дисциплинами.

Образовательными стандартами специальности 036401.65 «Таможенное дело» учебная практика рассматривается как один из этапов подготовки специалистов по таможенному делу. Являясь составной частью учебно-воспитательного процесса и важным средством соединения теоретического

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

65

обучения с практической деятельностью таможенных органов, практика в учебном плане специальности 036401.65 «Таможенное дело» выделена как самостоятельная учебная дисциплина.

Практика проводится в форме получения первичных профессиональных умений и навыков должностных лиц отделов таможенных органов, с целью их углубления, а также закрепления теоретических знаний, полученных при изучении учебных дисциплин в 1-6 семестрах. Учебная практика как форма организации учебной деятельности студентов предоставляет возможность студентам получить первый опыт профессиональной деятельности, наличие которого является важным показателем формируемой профессиональной компетентности.

Владивостокским филиалом Российской таможенной академии накоплен определенный опыт проведения учебной практики. С 2014 г. учебная практика проводится для студентов очной и очно-заочной форм обучения таможенного факультета специальности 036401.65 «Таможенное дело».

Программа учебной практики, разработанная Российской таможенной академией (РТА), включает четыре учебных модуля дисциплин профессионального цикла: товароведение и таможенная экспертиза, информатика и информационные таможенные технологи, тарифное регулирование и таможенные доходы, технические средства таможенного контроля. Трудоемкость каждого модуля составляет 27 часов. В рамках каждого модуля формируются компетенции. Необходимо отметить, что каждый модуль создавался как интегрированный курс, целью которого являлось формирование общепредметных умений в таможенной деятельности. Например: модуль «Товароведение и таможенная экспертиза» включал компетенции, закрепленные за дисциплинами профессионального цикла: «Теоретические основы товароведения» (1 семестр), «Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)» (2, 3 семестры), «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» (4 семестр). При разработке каждого интегрированного модуля учитывались обязательные требования: согласованность по времени изучения отдельных учебных дисциплин, при которой каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и создает основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе; преемственность и непрерывность в развитии понятий, предусматривающие их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями; единство в интерпретации общенаучных понятий.

Для оценки отработанных компетенций и приобретенных умений и навыков по каждой компетенции были выделены элементы, которые оценивались. Общая оценка элементов позволяла оценивать компетенцию и тем самым умение выполнять практические действия должностного лица отдела таможенного органа. Например, в модуле «Товароведение и таможенная экспертиза» для оценки компетенции «Умение применять методологию классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД» (ПК 10) выделены

66

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

элементы: 1) проверка идентификационных данных о товаре, представленных в графе 31 декларации на товары, и данных на товаре (упаковке) и в товаросопроводительных документах; 2) идентификация товаров на основе средств товарной информации в таможенных целях; 3) выработка навыков по описанию характеристик товаров в процессе проведения различных форм таможенного контроля и определение признаков идентификации товаров для целей классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Направленность учебной практики на целенаправленное формирование опыта таможенной деятельности определяет и характер заданий (упражнений). Поскольку учебная практика дает возможность реализовать и проверить полученные «готовые» профессиональные знания и умения, по каждому модулю были предложены ситуационные задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения - неотъемлемое качество будущего таможенного специалиста.

Учебная практика характеризуется тем, что имеет целью ввести студентов в профессиональную реальность посредством формирования основ профессионального мастерства в «искусственных условиях» учебно-воспитательного процесса вуза. Отработка техники профессиональных умений, навыков и действий в «искусственных условиях» является необходимым предварительным этапом для проведения в дальнейшем производственной практики в естественных условиях. Учитывая этот факт, в филиале при проведении учебной практики использовались: образцы товаров, товаро-сопроводительные документы, лабораторное оборудование, технические средства таможенного контроля и программные продукты, которые применяются в таможенных органах.

Учебная практика осуществляется на базе лабораторий кафедр. Но для практического приобщения студентов к выбранной ими профессиональной сфере проводились выездные виды учебной практики.

Одно из направлений формирования необходимых профессиональных компетенций в таможенных вузах - это использование интерактивных методов обучения. Филиалами РТА в учебном процессе широко используются всевозможные формы и методы интерактивного обучения: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора, и др.), игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационнодеятельностные игры), тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности).

Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии при проведении всех видов практических занятий по дисциплинам специальности 036401.65 «Таможенное дело» используются практико-ориентированные учебные технологии. Для практико-ориентированных учебных технологий характерно интерактивное содержание учебной деятельности, обусловливающее включение, как обязательной составляющей, различных форм игрового

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

67

моделирования. Среди последних наиболее эффективными являются деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, проведение тренингов и круглых столов. Именно они в наибольшей степени способствуют выявлению сформированных профессиональных умений, создают условия для обеспечения и поддержания учебно-познавательной активности обучаемых.

Более широкий набор профессиональных компетенций по специальности 036401.65 «Таможенное дело» отрабатывается при применении деловых игр, которые, как правило, носят междисциплинарный характер, например, комплексная деловая игра «Моделирование таможенных процедур».

Деловая игра «Моделирование таможенных процедур» проводится поэтапно со студентами четвертого и пятого курсов обучения. Для эффективного проведения игры необходима соответствующая теоретическая и практическая подготовка студентов - знание специального блока дисциплин: «Таможенное право», «Производство по делам об административных правонарушениях», «Правоохранительная деятельность таможенных органов», «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств», «Практикум по декларированию товаров и транспортных средств», «Правоохранительная деятельность таможенных органов», «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности», «Определение страны происхождения товара», «Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы», «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность», «Таможеннотарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость», «Система запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности».

В качестве объектов имитации в деловой игре «Моделирование таможенных процедур» выбраны: взаимодействие участников таможенных правоотношений (декларант-инспектор отдела таможенного оформления, инспектор таможенного поста-инспектор функционального отдела таможни, инспектор таможенного поста-эксперт); принятие решений должностными лицами, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров.

В процессе деловой игры «Моделирование таможенных процедур» студенты погружаются в среду своей будущей профессиональной деятельности. Они применяют полученные теоретические знания, отрабатывают профессиональные навыки работы с таможенными документами и действия должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и контроль при декларировании и выпуске товаров.

При проведении деловой игры используются программные средства (в Российской таможенной академии и ее филиалах, например, - программный продукт «Комплексная тренажерная система подготовки должностных лиц таможенных органов»), позволяющие автоматизировать действия студентов в рамках поставленной учебной задачи и усилить практическую направленность обучения.

68

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

Таким образом, перечисленные условия организации обучения в таможенном вузе способствуют развитию профессиональной компетентности студентов. Соблюдение их позволяет студентам интегрировать полученные знания, развивать профессиональное мировоззрение, осознавать себя и степень своей готовности к будущей деятельности. Ориентация таможенного образования на формирование компетенций как готовности и способности студентов к деятельности в таможенных органах предполагает переход к формам активного обучения, как например, использование профессионального контекста (контекстное обучение), при котором моделируется профессиональный и социальный контекст будущей таможенной деятельности, с применением междисциплинарной интеграции.

Список литературы

1. Белоусова Т. И. Значение интерактивных образовательных технологий в подготовке специалистов таможенного вуза / Т. И. Белоусова, Е. И. Антонова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 2. С. 79-87.

2. Борейко А. И. Функциональная направленность учебной практики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2005. № 1(23).

3. Данилова О. В. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов посредством междисциплинарной интеграции / О. В. Данилова, Н. Д. Зиннатуллина, Г. Р. Тимербаева // Дискуссия: Политематический журнал научных публикаций. 2014. № 5 (46).

4. Моделирование таможенных процедур: метод. указания по проведению комплексной деловой игры для студентов специальности 080115.65 «Таможенное дело» / сост.: Е. И. Антонова [и др.]. Владивосток: РИО Владивостокского филиала РТА, 2009.

5. Перехожева Е. В. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2012. 23 с.

6. Шоштаева Е. Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2003. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.