Научная статья на тему 'Особенности подготовки к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности специалистов таможенного дела в техническом вузе'

Особенности подготовки к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности специалистов таможенного дела в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / CUSTOMS SPECIALIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / RESEARCH COMPETENCIES / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ / MODEL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байкина Наталья Валентиновна, Михелькевич Валентин Николаевич, Лившиц Михаил Юрьевич

Рассмотрен опыт проектирования и реализации компетентной технологии подготовки специалистов таможенного дела. Представлена совокупность профессиональных информационно-аналитических и научно-исследовательских компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников вуза. Приведена авторская модель системы формирования готовности студентов будущих специалистов таможенного дела к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности. Рассмотрено содержание каждого из звеньев этой системы. Приведены ряды апробаций системы в учебном процессе подготовки специалистов на кафедре УСАТ СамГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байкина Наталья Валентиновна, Михелькевич Валентин Николаевич, Лившиц Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTIC FEATURES OF THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE PROFESSIONAL INFORMATION-ANALYTICAL AND ACADEMIC RESEARCH ACTIVITIES IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article describes the experience of designing and implementing a competent technology of training customs specialists. A set of professional informationanalytical and academic research competencies is presented that are to be formed with the university graduates. The author's model of the formation of readiness of students the future customs experts for the professional informationanalytical and academic research activities is described. The content of each of the links of the system is examined. The series of approvals in the educational process of training specialists in the department USAT SamSTU is given.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности специалистов таможенного дела в техническом вузе»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Н.В. Байкина, В.Н. Михелькевич, М.Ю. Лившиц

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская,244 E-mail: [email protected]

Рассмотрен опыт проектирования и реализации компетентной технологии подготовки специалистов таможенного дела. Представлена совокупность профессиональных информационно-аналитических и научно-исследовательских компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников вуза. Приведена авторская модель системы формирования готовности студентов - будущих специалистов таможенного дела к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности. Рассмотрено содержание каждого из звеньев этой системы. Приведены ряды апробаций системы в учебном процессе подготовки специалистов на кафедре УСАТ СамГТУ.

Ключевые слова: специалисты таможенного дела, профессиональные компетенции, информационно-аналитические компетенции, научно-исследовательские компетенции, модель системы.

В современных условиях Федеральная таможенная служба занимает важное место в социально-экономической жизни и играет значительную роль в государственном устройстве страны. Все больше возрастает роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности. А значит, возрастают профессиональные требования к выпускникам вуза как к будущим специалистам таможенного дела.

Подготовка по специальности 036401.65 «Таможенное дело» производится на кафедре «Управление и системный анализ в теплоэнергетике» (УСАТ) в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ). Это определяет специфику подготовки. Студенты получают все необходимые знания в экономической области, юридической сфере, а также, что немаловажно, смогут разбираться в технической стороне вопросов таможенного контроля товаров и т. д. [6].

Отдельный акцент при обучении делается на совместные программы и мероприятия с руководством таможенных органов Федеральной таможенной службы России (ФТС РФ), а также с ведущими организациями - участниками внешнеэкономической деятельности Самарской области и других субъектов Российской Федерации.

Получив квалификацию специалиста таможенного дела, выпускник сможет работать в таможенных органах Российской Федерации, в государственных и негосударственных банках и иных кредитных организациях со знаниями в области валютного регулирования и валютного контроля, в структурных подразделениях министерства финансов, министерства экономического развития и торговли; в фирмах различных организационно-правовых форм, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) и т. д.

Наталья Валентиновна Байкина, аспирант кафедры управления и системного анализа в теплоэнергетике.

Валентин Николаевич Михелькевич, доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики.

Михаил Юрьевич Лившиц, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и системного анализа в теплоэнергетике.

Для этого необходимо уметь принимать грамотные управленческие решения, минимизировать риски организации, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обеспечивать минимальные сроки перемещения товаров через границу и их таможенного оформления, внедрять упрощенные процедуры таможенного контроля и т. п. [4]. Чтобы обладать таким спектром знаний, специалист таможенного дела должен владеть профессиональными компетенциями в специальных видах функциональной деятельности (рис. 1.)

В данной работе рассмотрены информационно-аналитическая и научно-исследовательская виды деятельности. Они отличаются наукоемкостью и требуют от специалиста таможенного дела творческого подхода. Именно поэтому кафедра УСАТ в своей научно-методической работе уделяет особое внимание этим компетенциям [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) предполагает в качестве результата освоения основной образовательной программы (ООП) сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции [7].

Рис. 1. Виды функциональной деятельности специалистов таможенного дела

В группу информационно-аналитических компетенций входят:

- владение навыками применения в таможенном деле информационных технологий и средств обеспечения их функционирования (ПК-37);

- владение навыками применения методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики для принятия управленческих решений во внешнеторговой деятельности и деятельности таможенных органов (ПК-38);

- владение навыками обеспечения информацией в области таможенного дела государственных органов, организаций и отдельных граждан и информационной поддержки ВТД на территории России (ПК-39);

- умение использовать информационные системы и информационное сопровождение в профессиональной деятельности (ПК-40);

- владение навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения, применяемых таможенными органами (ПК-41);

- владение методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (ПК-42);

- владение методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов (ПК-43);

- владение навыками анализа и прогнозирования поступления таможенных платежей в бюджет государства (ПК-44).

Научно-исследовательская группа насчитывает три дефиниции компетенций:

- умение разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области таможенного дела (ПК-45);

- умение проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности, критически оценивать полученные результаты и делать выводы (ПК-46);

- способность представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях), вести научные дискуссии и приводить аргументы в научном споре (ПК-47) [1].

В результате анализа научных публикаций по проблеме использования компе-тентностного подхода к профессиональному обучению и передового педагогического опыта российских и зарубежных вузов была разработана модель системы формирования готовности студентов - будущих специалистов таможенного дела к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности (рис. 2). Модель представляет собой целостную дидактическую систему, состоящую из совокупных взаимосвязанных звеньев. Звенья модели соединены между собой в определенной последовательности [5].

Первым звеном модели системы является целеполагание. Для достижения цели необходимо сформировать у студентов - будущих специалистов таможенного дела профессиональные информационно-аналитические и научно-исследовательские компетенции (ПИАНИК).

Второе звено включает в себя процедуру обоснования требований к уровням сформированности ПИАНИК. Установлено три показателя уровней сформированно-сти профессиональных компетенций:

- базовый (обязательный для всех);

- повышенный (зависит от студента);

- высокий (по требованию работодателей для студентов, обучающихся по целевому заказу таможенной службы).

Третье звено - информационно-дидактическая база ПИАНИК. Имеется три вида информации.

1. Содержание базовых и элективных дисциплин учебного плана, при изучении которых у студентов формируется ПИАНИК (основные блоки информации, на базе которых формируется ПИАНИК). Важно отметить, что каждая компетенция формируется не в одной, а в нескольких (4-10) учебных дисциплинах. Например, компетенции научно-исследовательской деятельности (с ПК-45 по ПК-47) формируются в дисциплинах «История», «Философия», «История таможенного дела и таможенной политики РФ», «Экономическая теория», «Основы научных исследований», «Основы экономического мышления», «Управление социально-экономическими процессами» и т. д.; компетенции информационно-аналитической деятельности (с ПК-37 по ПК-44) совместно с некоторыми компетенциями научно-исследовательской деятельности (ПК-46 и ПК-47) формируются в таких дисциплинах, как «Основы таможенного дела», «Таможенный менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Технические средства таможенного контроля», «Таможенное декларирование», «Таможенные платежи», «Основы документооборота в таможенных органах», «Логическое администрирование».

Рис. 2. Модель системы формирования готовности студентов к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в области

таможенного дела

2. Содержание учебной и производственной практики, отраженное в соответствующих рабочих программах и разрабатываемое на основе рекомендаций работников таможенных служб. Большая часть студентов проходит практику в подразделениях самарской таможни.

3. Учебно-научно-исследовательские работы (УНИР) и научно-исследовательские работы (НИР).

Четвертое звено - технология формирования ПИАНИК. Для формирования ПИАНИК используется широкий спектр технологий. Среди них наибольшее распространение получили:

- компетентностно-модульные технологии, обеспечивающие высокую интенсивность формирования компетенций и возможность реализации самоуправляемой, самостоятельной, самопознавательной деятельности для студентов [2]. Например, на кафедре УСАТ разработан комплекс дисциплин (свыше 100), которые базируются на использовании компетентностно-модульных технологий;

- активные и интерактивные технологии (деловые игры, ситуационные игры, мозговой штурм, кейс-стади, мультимедийные учебные пособия и др.). Особый интерес и повышенную мотивацию у студентов вызывают занятия с использованием электронной доски. Преподаватели кафедры разработали курсы лекций по дисциплинам «Введение в таможенное дело» для 1-го курса, «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой документации», «Таможенные процедуры» для 3-го курса, «Контроль таможенной стоимости» для 5-го курса, в которых при изложении лекционного материала пользуются электронной доской. Также широко используются мультимедийные учебные пособия лабораторного практикума (например по дисциплине «Таможенные платежи»), созданные преподавателями и программистами кафедры УСАТ. Еще большим интересом пользуются ситуационные игры, кейс-стади, деловые игры по ряду дисциплин, связанные с таможней, т. к. будущие специалисты должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа полученной информации;

- проектные технологии обучения, ориентированные на решение актуальных проблем таможенного дела в России. В 2013-2014 учебном году темами курсовых работ были «Применение технических средств таможенного контроля», «Расчет оснащения автомобильного пункта пропуска техническими средствами таможенного контроля», «Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов», «Особенности расчета НДС в различных таможенных процедурах», «Таможенное декларирование, практическая часть (заполнение и описание таможенной декларации)», «Таможенные режимы и применение в них таможенных платежей», «Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через границу». Тематика согласовывалась с работниками таможни, защита проводилась с ведущими специалистами самарской таможни.

Пятое звено - разработанные дефиниции критериев сформированности ПИАНИК, а также диагностический инструментарий для выявления и оценки уровней сформиро-ванности. В качестве инструмента используются тесты, наборы задач и контрольных заданий [8]. На кафедре разработаны комплекты электронных и обучающих тестов по 80 учебным дисциплинам, причем на бумажных и электронных носителях.

Шестое звено - определение в результате процедуры контроля достигнутого студентами уровня сформированности ПИАНИК. В случае несоответствия достигнутого уровня установленным требованиям студент производит самокоррекцию своей учебной деятельности (звено 8 на рис. 2). В случае массового несоответствия преподаватели должны проанализировать содержание информационно-дидактической базы, эффективность использования технологий и скорректировать их (звено 7 на рис. 2) В случае полного соответствия уровня сформированности ПИАНИК установленным требованиям студент аттестуется по группе рассмотренных компетенций [8].

Рассмотренная выше система и соответствующая технология формирования ПИАНИК были апробированы в учебном процессе подготовки специалистов таможенного дела на кафедре УСАТ Сам! ТУ. Выявлена эффективность их использования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ от 8 ноября 2010 г. № 1117 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело (квалификация (степень) «специалист») (ФГОС ВПО 3).

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетент-ностного подхода // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

3. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2004. - 90 с.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

5. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практ. пособие. - М.: Юрайт, 2013. - 315 с.

6. Птицын А. Таможня дает добро // Технополис Поволжья: Науч.-попул. журнал СамГТУ.

- 2014. - № 2. - 64 с.

7. Красинская Л.Ф. Проблемы и особенности реализации компетентностно-ориентированных образовательных стандартов в техническом вузе // Вестник СамГТУ.

- 2014. - № 2(22). - 108 с.

8. Кислякова О.П. Способы оценивания в компетентностной технологии обучения // Вестник СамГТУ. - 2014. - № 2(22). - 77 с.

Поступила в редакцию 14.10.2014; в окончательном варианте 14.10.2014

UDC 138

THE CHARACTERISTIC FEATURES OF THE TRAINING OF SPECIALISTS

FOR THE PROFESSIONAL INFORMATION-ANALYTICAL

AND ACADEMIC RESEARCH ACTIVITIES IN A TECHNICAL UNIVERSITY

N. V. Baikina, V.N. Mihelkevich, M. Y. Livshits

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100

E-mail: [email protected]

The article describes the experience of designing and implementing a competent technology of training customs specialists. A set of professional information- analytical and academic research competencies is presented that are to be formed with the university graduates. The author's model of the formation of readiness of students - the future customs experts for the professional information- analytical and academic research activities is described. The content of each of the links of the system is examined. The series of approvals in the educational process of training specialists in the department USAT SamSTU is given.

Key words: a customs specialist, professional competence, information-analytical competence, research competencies, the model system.

Original article submitted 14.10.2014; revision submitted 14.10.2014

Natalya V. Baikin, postgraduate student of Department of Management and Systems Analysis in power.

Valentin N. Mihelkevich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy.

Mihail Y. Livshits, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Management and Systems Analysis in power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.